Курсовая работа

«Правовые аспекты административной реформы в РФ»

  • 31 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ….3

СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ….6

1.1.Понятие административной реформы….6

1.2.Концепция административной реформы и ее основные направления….7

1.3.Основные цели административной реформы….11

1.4.Этапы административной реформы….…13

ПРАВОВОЙ АСПЕКТ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ….….15

2.1.Общие подходы к правовому регулированию административной реформы….16

2.2. Правовое регулирование направлений административной реформы.18

2.2.1. Правовое регулирование управления по результатам….18

2.3.Административные регламенты: понятие и содержание….22

2.4.Правовое регулирование (стандартизация) предоставления государственных услуг….24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ….27БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК….…29

Введение

Актуальность курсовой работы определяется, прежде всего, тем, что в Российской Федерации происходит активный процесс административной реформы, направленный на демократизацию государства, укрепление динамичной рыночной экономики, усиление роли гражданского общества. Административная реформа понимается как социальное, политико-правовое явление, обуславливающее модернизацию всей системы управления государством, включая муниципальное управление и административно-территориальное устройство. В Послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации «О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства» от 16 мая 2003 года отмечается, что административная реформа слишком затянулась и требует дополнительного политического импульса. Именно в этой связи становится важным изучение правового аспекта административной реформы.

Одной из важнейших причин проводящейся в России административно-правовой реформы стало выявившееся несоответствие сложившейся в стране системы государственного управления общеправовым принципам демократического государства и требованиям рыночной экономики.

Основной целью административной реформы, как это верно формулирует М.В. Усова, является создание эффективной системы государственного управления в интересах гражданского общества, развития демократического, федеративного, социального и правового государства и обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны.

Согласно письму Председателя Правительства РФ Президенту РФ от 18 декабря 2003 г. № МК-П26-49 "Об административной реформе", необходимость проведения такой реформы обусловлена нарастающим разрывом между потребностями современного российского общества и ныне существующим уровнем результативности функционирования исполнительной власти в России.

Административная реформа должна привести к оптимизации административно-управленческих процессов, повышению качества оказания государственных услуг гражданам, снизить издержки взаимодействия с органами исполнительной власти.

Повышение эффективности и результативности государственного управления, реализуемое через инструменты административной реформы, создает условия для успешного функционирования исполнительной власти страны.

Будучи инструментом оптимизации власти, административная реформа должна получить серьезную правовую основу. В противном случае административная реформа останется теоретическим построением, а не реально работающим механизмом. Поэтому при планировании и реализации мероприятий административной реформы требуется правовое регулирование всех ее направлений. Действующая правовая база, регулирующая административную реформу, еще не сформирована окончательно, что также определяет актуальность данной курсовой работы.

Степень разработанности темы. Ввиду новизны разрабатываемой проблемы достигнутый в настоящее время уровень исследования вопросов правового аспекта административной реформы не в полной мере отвечает потребностям теоретико-познавательного и практического свойства и не отражает всей значимости изучаемого явления для развития юридической науки и совершенствования правоприменительной практики.

Количество работ, посвященных тематике административной реформы, невелико. Поэтому теоретической основой исследования правового регулирования административной реформы являются также труды, относящиеся к науке государственного и муниципального управления, и правовые научные работы, в которых описывается предметная область административной реформы, в том числе в сравнительно-правовом плане, и рассматриваются отдельные правовые аспекты модернизации государственного управления. Большой вклад в разработку этой проблематики внесли Д.Н. Бахрах, А.А. Гришковец, А.С. Автономов, Г.А. Атаманчук, Г.А. Тосунян, В.Е. Гулиев, С.В. Королев, Н.С. Крылова, Н.Г. Салищева, , С.Д. Хазанов, Ю.Л. Шульженко, М.С. Студеникина и др.

Объектом исследования является административная реформа. Предметом исследования является правовые акты, регулирующие как административную реформу в целом, так и отдельные ее направления, а также проекты нормативных правовых актов в исследуемой области.

Основной целью работы является раскрытие одного из аспектов административной реформы в Российской Федерации - это правового аспекта.

Задачи исследования:

- определить содержания понятия административная реформа;

- выявить основные цели и этапы административной реформы;

-рассмотреть подходы к правовому регулированию административной реформы;

- изучить систему правовых актов, необходимую для реализации основных направлений административной реформы.

Фрагмент работы

1.2. Концепция административной реформы и ее основные направления

Административная реформа в Российской Федерации проводится в соответствии с Концепцией административной реформы, одобренной Распоряжением Правительства РФ.

Согласно этой Концепции административная реформа охватывает следующие пять направлений: управление по результатам, стандартизация и регламентация, оптимизация функций органов исполнительной власти, повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и общества, модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной власти.

Направления административной реформы различаются по масштабу и эффективности воздействия на систему государственного управления, а также по специфике правового регулирования.

Мероприятия административной реформы сфокусированы на двух ведущих направлениях:

•снижение издержек, которые связаны с избыточным государственным регулированием экономики. То есть предстоит ликвидация избыточных функций, оптимизация системы и сети унитарных предприятий и учреждений;

•повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти, состоящее в регламентации процессов исполнения функций и повышении качества и доступности государственных услуг, установления более высоких стандартов взаимодействия государственных органов и их клиентов.

Вместе с тем, в современной России в период с 2000 по 2005 гг. было достаточно сложно разграничить конкретные цели, задачи, направления и сферу воздействия административной реформы. Идеологами преобразований отмечался целый комплекс нормативных правовых актов , отражающих различные её направления: формирование института полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах; новый порядок формирования Совета Федерации; формирование Госсовета; ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства; исключение дублирования функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти; развитие системы саморегулируемых организаций в области экономики; организационное разделение функций, касающихся регулирования экономической деятельности, надзора и контроля, управления государственным имуществом и предоставления государственными организациями услуг гражданам и юридическим лицам; завершение процесса разграничения полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов Российской Федерации; оптимизация деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти; наделение полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению Президента Российской Федерации законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В научных публикациях, посвящённых анализу содержания административной реформы, реализуемой с начала 2000 года, можно обнаружить значительное количество разнообразных подходов. Так, в совместной работе В.В. Бакушева, В.И. Безносикова, В.С. Кот указаны следующие направления административной реформы 2000 г.: реорганизация административно-территориального устройства, реформирование института полномочных представителей Президента России, новый порядок формирования Совета Федерации, создание Государственного совета, упорядочение и единение правового пространства. В следующей вариации авторы делают вывод нормативного характера: реформа должна быть нацелена на развитие и рационализацию федерализма в государстве.

И.Н. Молодцов в своем диссертационном исследовании определяет, что административная реформа 2000 года есть оптимизация правового, политического и экономического пространства страны в рамках действующей Конституции в соответствии с экономическими интересами крупных корпораций, направленная на унификацию законодательства, усиление государственной власти, снижение веса глав субъектов Российской Федерации в федеральной политике. При этом, исследователь выделяет ряд направлений административной реформы: политико-правовое, политическое и социально-экономическое .

А.В. Шаров характеризует административную реформу как один из трех элементов реформы государственного управления, объединенных в 2004 году (к двум другим элементам относится реформа государственной службы и бюджетная реформа). При этом, он акцентирует внимание на двух основных задачах административной реформы: ликвидация ненужных и избыточных функций в органах исполнительной власти и изменения в структуре Правительства.

Итак, можно сделать вывод, что концепция административной реформы подразумевает модернизацию органов исполнительной власти.

Заключение

Подводя итоги, на основании анализа авторских исследований в современной России можно сделать следующие выводы и заключения.

Под административной реформой следует понимать концептуально осмысленный процесс реализации чётко регламентированных и контролируемых мероприятий по осуществлению качественных изменений в организационно-функциональной системе государственного аппарата, исполнительных органов власти различного уровня в целях повышения эффективности государственного управления.

Административная реформа затрагивает, прежде всего, сферу исполнительной власти, но при этом может стимулировать процесс реализации преобразований во всех органах государственной власти и местного самоуправления, их полномочиях, сферах компетенции, методах деятельности и взаимодействия.

Административную реформу следует рассматривать в рамках полноценного управленческого процесса, требующего серьезного содержательного наполнения. В качестве непременных предпосылок успешной реализации современной административной реформы необходимо выделить соблюдение следующих требований:

- четкое концептуальное оформление сущности, цели и задач реформы;

- определение основных мероприятий и своевременный контроль за их исполнением;

- комплексный охват всех реформируемых объектов, элементов, отношений и т. д.;

- качественное ресурсное обеспечение (наличие организационно-правовых, кадровых, финансово-экономических ресурсов) всех этапов реформы;

- определение механизмов функционирования институтов власти в период их реформирования;

- определение критериев эффективности функционирования институтов государственного управления;

- обеспечение реформы механизмом обратной связи и постоянного мониторинга с целью своевременной корректировки программы или методов реформирования в случае несоответствия показателей деятельности институтов власти заданным критериям;

- формирование положительной мотивации у государственных служащих, представителей общественности слоев, т.е. у всех, чьи интересы данная реформа затрагивает.

С целью совершенствования методов воздействия в рамках административных реформ представляется целесообразным принятие федерального закона о принципах и методах реализации реформирования в Российской Федерации. Это предоставит возможность нейтрализовать негативное отношение к реформам, сложившееся в российском обществе с 1990-х годов и обеспечить чёткое следование установленным законодательством принципам, правилам и процедурам реформирования.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. — СПб.: Литера, 1998.— 48 с.

2. Распоряжение Правительства РФ от 15.11.2004 № 1444-р «О создании при Правительственной комиссии по проведению административной реформы».

3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 мая 2005 г № 1789-р // СЗ РФ - 2005 - №46 -Ст 4720

4. Указ Президента Российской Федерации от 23.07.2004 № 824 «О мерах по проведению Административной реформы в 2003 – 2004 годах».

5. Указ Президента РФ от 13.05.2000 № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе».

6. Указ Президента РФ от 01.09.2000 № 1602 «О государственном совете Российской Федерации».

7. Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

8. Указ Президента РФ от 20.05.2004 № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти».

9. Административная реформа в России: Политико-правовое и управленческое измерение / Отв. ред. Н. Старилов. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2004.- 255 с.

10. Административная реформа в России : научно-практическое пособие / под ред. С. Е. Нарышкина, Т. Я. Хабриевой. – М. : Юридическая фирма «КОНТРАКТ»: ИНФРА-М, 2006. – 456 с.

11. Алексашин A.C. Административная реформа и административная регламентация государственного управления //Образование и право. 2010. № 9 (13)- 59 с.

12. Бакушев, В. В. Административная реформа в России: предпосылки, системность и механизмы / В. В. Бакушев, В. И. Безносиков, В. С. Кот. – М., 2000 г. – 162 с.

13. Бакушев В.В. Административная реформа: траектория пути // Российская Федерация сегодня. 2002. - № 1. - С. 24.

14. Василенко, И. А. Государственное и муниципальное управление : учебник / И. А. Василенко. – М. : Гардарики, 2005. – 320 с.

15. Вишняков В.Г. Административная реформа в России: от кризиса государственного управления к эффективному государству // Журнал российского права. 2003. № 10.-48 с.

16. Гаталов, Е. Н. Проблемы современной административно-государственной реформы в России / Е. Н. Гаталов // Власть. Общенациональный научно-политический журнал. – 2009. – № 3- 85 с.

17. Государственное управление: основы теории и организации : учебник / под ред. В. А. Козбаненко. – М. : «Статут», 2000. – 912 с.

18. Демин A.A. Некоторые административно-правовые аспекты территории РФ // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. Се.: Юрид. науки. 2001. - № 1. – 321 с.

19. Краснов М.А. История попыток административной реформы (1991 — 2001 гг.) // Эффективность осуществления государственного управления в России. Рабочие материалы. М., 2002. – 512 с.

20. Лагутенко Б.Т. Россия нуждается в административно-территориальной реформе // Федерализм: Теория. Практика. История. 2001.- №1. – 305 с.

21. Молодцов, И. Н. Теоретические проблемы российской территориальной политики на примере анализа административной реформы 2000 года : дис. . канд. полит. наук : 23.00.01 / И. Н. Молодцов. – М., 2004. – 178 с.

22. Старилов Ю.Н. Административная реформа и административное судопроизводство: К вопросу о соотношении и проблемах определения содержания / Ю.Н. Старилов // Новое отраслевое законодательство: Проблемы теории и практики: Сб. по материалам межвуз. научн.-практ. конф. Н. Новгород: Нижегород. правовая акад., 2004. Ч. 1. С. 5 – 29.

23. Усова М.В. Правовое регулирование лицензирования в условиях административной реформы / Дисс. канд. юрид. наук. - М., 2006. – С. 56.

24. Уткин, С. В. Административная реформа в условиях модернизации публичного управления / С. В. Уткин, С. Е. Каптерев, А. В. Мартынов // Власть. – 2009. – № 12- 87 с.

25. Шаров А. В. Основные элементы реформы государственного управления. Стратегия реформы государственного управления в России и ее реализация на региональном уровне / А. В. Шаров. – М. : Издательство «Алекс», 2005. – 304 с.

26. Яцкин А.В. Правовое регулирование (стандартизация) предоставления государственных услуг // Представительная власть – XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. – М., 2006. – № 6. –67 с.

Покупка готовой работы
Тема: «Правовые аспекты административной реформы в РФ»
Раздел: Конституционное право РФ
Тип: Курсовая работа
Страниц: 31
Цена: 1000 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика