Курсовая работа
«Государство и церковь»
- 41 страниц
ВВЕДЕНИЕ ….…3
ГОСУДАРСТВО И ЦЕРКОВЬ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСИТЕМЕ ОБЩЕСТВА….7
1.1.Государство: понятие, сущность, функции…7
1.2.Понятие религии, виды религии…11
1.2.1.Понятие церковь, её статус и признаки….16
1.3.Формы и методы взаимосвязи государства и церкви….…18
ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕ….…26
2.1.Конституционный статус Русской Православной Церкви.….26
2.2. Правовое положение религиозных объединений…27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК….…34
ГЛОСАРИЙ….37
Приложение 1 (Структура Русской Православной Церкви).….….41
Перемены в государственном и политическом строе России коренным образом повлияли на роль и место религии и Церкви в социально-политической и духовной жизни общества. Повышение интереса к религии во многом объясняется духовным возрождением страны, изменением религиозного сознания населения.
Церковь перестала восприниматься как рудиментарное явление и превратилась в важнейший социальный институт, с которым взаимодействуют власти и к которому обращено внимание значительной части общества. Поэтому не случайно, что проблемы религии усиленно обсуждаются в средствах массовой информации. Регулярно проводятся встречи, конференции, «круглые столы» с участием представителей государственных органов, религиозных объединений, научных кругов и общественности. В подтверждение этой мысли достаточно назвать состоявшуюся в августе 2009 г. встречу Президента Российской Федерации Д.А. Медведева с муфтиями Северного Кавказа, которая имела цель укрепления позиций в религиозном образовании молодежи и утверждения правового порядка в этом регионе,1 последние инициативы XIII Всемирного русского народного собора о защите общества от алкогольной зависимости об ответственном поведении СМИ и возрождении социальных ценностей.2
Заметно потеплели отношения государства с религиозными объединениями, в первую очередь с Русской Православной Церковью. Впервые в новейшей истории России Патриарх Кирилл по случаю его избрания главой Русской Православной Церкви получил личные поздравления главы государства. Выступая на торжественном приеме в Большом Кремлевском Дворце, организованном по такому поводу, Президент России Д.А. Медведев отметил: «В обновленной России отношения государства и церкви строятся на основе конституционных принципов свободы совести и вероисповедания, невмешательства государственных органов в деятельность религиозных организаций и в тоже время на основе признания государством огромного вклада церкви в становление российской государственности, в развитие национальной культуры и в утверждение духовно-нравственных ценностей в обществе».1 Эти идеи составляют основу светской государственности и имеют особое значение для России, страны многонациональной и поликонфессиональной.
Актуальность темы обусловлена тем, что за последние годы значительно усилилось влияние религий на политическую жизнь государства, на решение руководителями светской и духовной власти России многочисленных мирских вопросов, возникающих в жизнедеятельности населения страны. Важными тенденциями сегодняшнего времени являются преодоление прежней конфронтации между государством с одной стороны и религиозными институтами, церковью с другой, и главное поиски способов взаимодействия в общем стремлении найти пути выхода из духовного кризиса, который переживает сегодня Россия. Одним из таковых способов является обращение к традиционным духовным ценностям, а именно к религии - будь то христианство, ислам, или буддизм.
Вместе с тем, религия в земной жизни имеет свою форму организации – церковь. Церковь как институционный представитель определенной религии играет заметную роль в политической системе любого общества, в том числе в многоконфессиональной России. Людям присуще желание к самосовершенствованию. Помимо материально-финансового благополучия им необходима соответствующая духовная аура.
Историко-политическая трансформация российского общества позволила религии вернуться в культуру, что было отмечено возрождением церковной организации, усилением ее влияния на общественную и политическую жизнь общества. В связи с этим остро встает вопрос о месте церкви в посткоммунистическом обществе, об ее отношении к политическим и экономическим реформам и о самом участии в данных реформах. Этим также определяется актуальность исследования. Несомненную важность представляет проблема церковно-государственных отношений в современном обществе, отсюда такое внимание со стороны, как политической власти, так и общественности к процессам институциализации данных связей, в том числе к соответствующему законодательству, регулирующему эти отношения. Взаимодействие государства и церкви осуществляется в конституционных рамках и с опорой на нормы права, в частности на Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединений». Тем не менее, в современной ситуации нередки случаи выхода за конституционные рамки, как со стороны государственных чиновников, так и церковных деятелей.
Религия как особая форма общественного сознания исторически предшествовала сознанию политическому. Но с возникновением политического сознания религиозное сознание стало активно проникать в него, придавая ему религиозную окраску. Так, с возникновением государства получило широкое распространение религиозное освещение государственной власти и ее верховного носителя.
Вопросы государственно-церковных отношений волновали умы мыслителей и философов нашего времени. Русский философ И.А.Ильин, так определял соотношение государства и церкви: «Государство и церковь взаимно инородны – по установлению, по духу, по достоинству, по цели и по способу действия…Церковь аполитична, задача политики не есть ее задача; средства политики не суть ее средства; ранг политики не есть ее ранг…».1
Объект исследования: государство и церковь.
Предмет исследования: взаимоотношения государства и церкви.
Целью работы является исследование вопросов взаимодействия государства и церкви. В соответствии с поставленной целью на решение выдвигаются следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность и функции государства.
2. Охарактеризовать понятие религия и рассмотреть ее виды.
3. Раскрыть понятие церковь, определить ее статус и признаки.
4. Изучить формы и методы взаимосвязи государства и церкви.
5. Определить конституционный статус Русской Православной Церкви.
6. Исследовать правовое положение религиозных объединений.
Методы исследования: сравнительный анализ теоретических представлений, метод анализа статистических данных, метод количественного анализа, системный, исторический, сравнительно-правовой, системно-структурный, конкретно-социологический метод.
Методологической основой исследования являются теоретические и экспериментальные разработки исследования государства и церкви, таких ученых как: И.Кант, И.А. Ильин, Ш.Монтескье, И.С. Бередников, К.Маркс, Ф. Энгельс.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что используемые методологические подходы к изучению такого важного феномена культурной, общественной и политической жизни, каким являются взаимоотношения церкви и государства, поможет дальнейшему продвижению исследований в данном направлении. Кроме того, анализ материалов периодических изданий, сайтов Интернета способствует более глубокому изучению этого феномена, что представляет несомненную важность, поскольку он слабо отрефлексирован в фундаментальных теоретических исследованиях.
1.2.Понятие религии, виды религии
В современном мире существует весьма большое число различных религий, их направлений и течений, деноминаций, сект, племенных культов. Они сильно отличаются, друг от друга по времени, месту и условиям своего возникновения, по своим догматическим, культовым и организационным особенностям, по численности сторонников и широте распространения. Достаточно сложный конфессиональный состав населения характерен не только для мира в целом, но и для большинства отдельных стран.
Сам термин “религия” полисемантичен, он может пониматься как в широком, так и в узком смысле. Под религией в широком смысле этого слова понимается важнейший и наивысший элемент духовной культуры человека, выражающий его отношение к божественному, его веру в единого Бога (монотеизм) или несколько божеств (политеизм). Религия в узком смысле слова (конкретная религия) - это своего рода социальный организм, имеющий общее происхождение, характеризующийся определенной догматической, культовой, организационной спецификой и не сводимый к более крупным организмам подобного же характера.1
Таких основных конкретных религий сравнительно немного. Это христианство, ислам, буддизм, иудаизм, мандеизм, зороастризм, йезидизм, индуизм, джайнизм, сикхизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм, а также несколько так называемых новых религий, возникших, в отличие от перечисленных, сравнительно недавно - в XIX - XX вв. (бахаизм и др.). Впрочем, далеко не все указанные “старые” религии безоговорочно признаются в качестве самостоятельных, не сводимых к образованиям более высокого иерархического уровня. Так, мандеизм считается некоторыми исследователями либо иудаистской, либо раннехристианской сектой, йезидизм - ответвлением зороастризма или даже мусульманской сектой, сикхизм - индуистской сектой. Рассматривается иногда ветвью индуизма и джайнизм, хотя существует также точка зрения, что это вариант буддизма. Отвергается иногда и “самостоятельность” новых религий, например, бахаизм, порой называется одной из сект шиитского ислама.
Для второго иерархического уровня можно предложить термин “направления”. Это крупные, достаточно давно образовавшиеся, имеющие свою
четкую специфику ветви основных религий. Так, в христианстве выделяются пять направлений: православие, католицизм, протестантизм, монофизитство, несторианство. В исламе имеются три направления: суннизм, шиизм, хариджизм. Три направления есть и в буддизме: тхеравада, махаяна, ваджраяна. Индуизм также подразделяется на три основных направления: вишнуизм, шиваизм, шактизм.
Третий иерархический уровень назовем “течениями”. Следует, впрочем, отметить, что далеко не все направления имеют четко обособленные подразделения. Так, католическое направление христианства на течения не делится. Протестантизм же объединяет очень большое число течений: англиканство, лютеранство, кальвинизм, меннонитство, баптизм, адвентизм, реставрационизм, методизм, перфекционизм, пятидесятничество, сальвационизм и др.
Если направление объединяет группы, не очень сильно различающиеся между собой, то их тоже лучше называть не течениями, а деноминациями (конфессиями, вероисповеданиями). Иногда небольшие обособившиеся религиозные группы называют не деноминациями, а сектами. Впрочем, отличие между деноминацией и сектой носит скорее не количественный, а аксиологический характер: деноминацией обычно обозначают пользующееся достаточным авторитетом религиозное объединение с хорошо разработанной догматикой, сложившимся культом, четкой системой организации, а под сектой подразумевается что-то менее солидное.
Существуют три мировые религии: христианство, буддизм и ислам. Остановимся на них чуть подробнее.
Церковь и государство имеют разную природу, они стремятся достичь разных целей. Церковь основана самим Богом для приведения людей на путь вечного спасения и, осуществляя духовное руководство, не может прибегать к методам принуждения. Государство заботиться о благополучии людей в этом мире, поэтому, регулируя взаимоотношения между людьми, вынуждено обращаться к силовым методам.
Будучи автономной, Церковь не может быть полностью независимой от мира, в котором живут ее члены-люди, принадлежащие одновременно и Церкви, и государству. Поэтому в описании взаимоотношений Церкви и государства принято ссылаться на шестую новеллу Юстиниана, который, говоря о священстве и царстве, являющих собою церковную и государственную власть, утверждает необходимость их симфонии подобно тому, как нераздельны душа и тело. Обе власти имеют божественное происхождение, а следовательно, равноправны.
Церковь в течение столетий составляла вместе с российским государством единую социальную систему, в которой одно было не мыслимо и не существовало отдельно от другого. Верховная государственная (монархическая) власть была сакрализована и поддерживалась всем авторитетом Церкви, а сама Церковь получала от государства основные социальные гарантии и выступала в роли государственного мировоззрения, на правах идеологии. Преобразования, произошедшие и происходящие в нашей стране на протяжении более пятнадцати лет, затронули и православную Церковь: ее статус и роль в социальной структуре общества претерпели значительные изменения, суть которых заключается в повороте от государства к обществу. Процесс, который в западных церквях в целом уже завершился, протекает в России в течение всего последнего столетия и только сейчас вступает в свою решающую фазу.
Историческое существование Церкви в России как политического института, подчиненного государству, было разрушено демократическими преобразованиями в России, принятием Конституции РФ 1993г. и Федерального закона от 26 сентября 1997г. №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», согласно которым государство приобрело светский характер, а Церковь стала независимым от него институтом гражданского общества, в рамках своих традиций и идеологии борющемся за соблюдение прав и свобод человека.
Сегодня Церковь становится активным участником гражданского общества, где важна инициатива граждан, а не государства. Церковные приходы и общины, воскресные школы и гимназии, братства и всевозможные объединения при храмах - все это может и должно вливаться в гражданское общество.
В начале XXI века правозащитная деятельность вновь становится важной для Русской Православной Церкви. Несмотря на то, что ввиду своих мировоззренческих особенностей, Русская Православная Церковь не ставит на первое место земную жизнь человека и все, что с ней связано, она стремится защищать конституциональные права человека доступными и приемлемыми средствами и способами. Ведь по своей идеологии большинство прав человека, известных в современном российском законодательстве, в том числе экономические, социальные и культурные права, вполне созвучны православному представлению об условиях, необходимых для нестесненной жизни человеческой личности. Так, некоторые конституциональные права и свободы человека и гражданина, тысячелетия назад наиболее ярко обозначенные в Библии, Коране и Торе.
1. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»
2. Баширов Л.А. и др. Государство, религия, Церковь в России и за Рубежом: Информационно-аналитический бюллетень // Л.А. Баширов, О.Ю. Васильева, Ю.П. Зуев, М.О. Шахов. – М.: Изд-во РАГС, 2007. – 238 с.
3. Безрядин Д.Н. Актуальные проблемы теории государства и права: учеб. пособие для дистанц. обучения и самост. работы студентов / Д.Н. Безрядин, В.А. Слепцов; СибАГС. – Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2009. – 200 с.
4. Безрядин Д.Н., Слепцов В.А. Теория государства и права: методич. рекомендации по подготовке к семинарским занятиям /Д. Н. Безрядин, В. А. Слепцов.— Новосибирск : СибАГС.— 2007.— 170 с.
5. Богомолов А.И. Религии мира. Новейший словарь / А. И. Богомолов. –Ростов н/Д.: Феникс, 2005. — 672 с.
6. Букварь школьника. Язык славян: начала познания вещей божественных и человеческих. — М., 2004. — 1348 с.
7. Бычков С.С. Православная российская церковь и императорская власть (1900 – 1917 г.г.): Авт д.и.н – М.: РАГС, 2002. – 55 с.
8. Волокитина Т.В., Мурашко Г.П., Носкова А.Ф. Москва и Восточная Европа. Власть и церковь в период общественных трансформации 40-50-х годов ХХ века: Очерки истории. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН); Фонд Первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2008. – 807 с.
9. Гегель Философия религии. В двух томах. Т 2. Общ.ред. А.В. Гулыги. Пер. с нем. П.П. Гайденко и др. М., «Мысль», 1977. – 573 с.
10. Георгиева Т.С. Культура повседневности. Русская культура и православие: Учеб.пособие / Т.С. Георгинва. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 397 с.
11. Грудцына Л.Ю. Адвокатура, нотариат и другие институты гражданского общества в России. / Под ред. докт. юрид. наук, проф. Н.А. Михалёвой. – М.: Издательство «Деловой двор», 2008. – 352 с.
12. Грудцына Л.Ю., Церковь как связующее звено между гражданским обществом и государством в России // Адвокат. – 2007. – №9. – С. 14.
13. Ильин И.А. Теория права и государства / Под ред. В.А. Томсинова – М.: Изд-во "Зерцало", 2003 – 400 с.
14. Козлов В.А. Массовые беспорядки в СССР при Хрущеве и Брежневе( 1953 – начало 1980-х гг.) / В.А. Козлов. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН); Фонд Первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2010. – 463 с.
15. Кондаков Ю.Е. Государство и православная церковь в России: эволюция отношений в первой половине XX в. – СПб., Издательство «Российская национальная библиотека», 2003. – 360 с.
16. Кырлежев А.И. Государство, религия, церковь в России и за рубежом / Рос. акад.гос. службы при Президенте РФ – М.:Изд-во РАГС, 2004.№ 1–2. – 211 c.
17. Лебедев А.П. История разделения церквей. – М., Издательский Совет Русской Православной Церкви, Издательство «ДАРЪ», 2005. – 528 с.
18. Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. – М.: Юристъ, 2001. — 304 с.
19. Мещерякова А.Ф. Проблемы законодательного обеспечения государственно-конфессиональных отношений / А.Ф. Мещерякова // Вестник Саратовской гос. акад. и права. – Саратов: ГОУ ВПО «Сарат. гос. ак. право», 2009. – 19 с.
20. Митрохин Л.Н. Христианство и политика. – М.: Изд-во РАГС, 2003. – 168 с.
21. Мусаелян Л.А. Россия в XXI веке: постиндустриальная цивилизация или эпоха средневековья? // Философия и общество. – 2002. – №4. – С. 160-163.
22. Нуриддинов Р.Ш. Религиоведение: учеб. пособие / Р.Ш. Нуриддинов; СибАГС. – Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2009. – 172 с.
23. Поснов М.Э. История христианской Церкви. (До разделения Церквей – 1054 г.) / М.Э. Поснов – М.: Высшая школа, 2005. – 648 с.
24. Пучков П.И., Казьмина О.Е. Религии современного мира. – М., 1997. – 286 с
25. Раянов Ф.М. Проблемы теории государства и права (Юриспруденции): Учебный курс. М.: Право и государство, 2003. – 304 с.
26. Щепетев В.И. История государсвенного управления в России: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 512
27. Яворский Д.Р. Государственно-конфессиональные отношения в Российской Федерации. – Волгоград: Изд-во Волгогр. академии гос.службы, 2003. – 99 с.
28. Яхонтова Е.С. Православная церковь как социальный институт в современном информационном пространстве. – СПб., учебно-методическое пособие, 2008. – 133 с.
работа на отлично
Тема: | «Государство и церковь» | |
Раздел: | Государство и право | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 41 | |
Цена: | 1500 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
История отечественного государства и права. Часть 2 (учебное пособие)
Доклад:
История отечественного государства и права. Часть 1 (учебное пособие)
Тест:
Ответы тест Теория государства и права Направление 050100 Педагогическое образование
Курсовая работа:
Теория государства и права в системе общественных и юридических наук