Курсовая работа
«Комплексный подход к проблеме социализации»
- 29 страниц
ВВЕДЕНИЕ….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ…5
1.1 СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК ЭТАП РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ…5
1.2 СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ…12
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ…15
2.1 ПРОГРАММА И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ…15
2.2 ПРОЦЕДУРА И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ…19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….26
ПРИЛОЖЕНИЕ….29
В России в настоящее время происходят серьезные изменения условий формирования личности.
Они обусловлены как усилением общемировой тенденцией динамизма социальных процессов, так и стремлением преодолеть пережитки тоталитаризма на социально-политическом и мировоззренческом уровнях. По этому сегодня наиболее актуален вопрос о становлении, воспитании и развитии самостоятельной, цельной и социально – адаптированной личности.
А человек, как известно, становится личностью в процессе социализации, то есть в результате включения индивида в социальные отношения. Именно по этому тема социализации в последние годы является одной из самых популярных в психологии, педагогике, социологии и других науках Цель данной работы: изучить проблему социализации в современном обществе. Для достижения поставленной цели нами были поставлены следующие задачи:
1 Провести комплексный теоретический анализ проблемы социализации в зарубежной и отечественной психологии;
2 Изучить особенности развития личности школьника
3 Исследовать особенности социализации подростков
4 По результатам исследования разработать практические рекомендации для родителей.
Объектом нашего исследования стали подростки в возрасте 15 лет. Выбор данной возрастной категории подростков обусловлен рядом обстоятельств, среди которых период подросткового кризиса, определенный этап жизненного цикла в связи с ближайшим завершением неполного среднего образования, способность самостоятельно заполнить анкету, период «проблемности» во взаимоотношениях с родителями в связи с потребностью в автономии и др.
Предмет исследования: развитие личности подростков
В проведенном исследовании были использованна методика:
Тест «Исследование уровня субъективного контроля - локус контроля» (Роттер). Согласно Роттеру, одним из элементов знания о себе является гипотеза людей об источнике их достижений и неудач, успехов и поражений, положительных и отрицательных результатов. В зависимости от содержания этой гипотезы Д. Роттер предложил различать между собой людей в соответствии с тем, где они локализуют контроль над значимыми для себя событиями, или иначе: различать людей с внутренней и внешней стратегиями. По итогам нашего исследования, мы постараемся отследить особенности социализации современных Ижевских школьников, их проблемы и итоги.
Новое поколение, приходящее на смену старому, способно научиться социальным ролям только в процессе социализации. Семья и школа, основные агенты социализации. Родители и педагоги передают детям свой жизненный опыт, социальные роли, обучают ремеслам и теоретическим знаниям, закладывают основы владения устной и письменной речью, контролируют их действия.
Социализация – процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного «Я» проявляется уникальность данного индивида как личности, процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. Главную роль в процессе социализации играет семья.
В данной работе были проанализированы результаты эмпирического исследования с точки зрения влияния различных типов семей на особенности развития личности подростков. Выявлен факт наличия неблагоприятных показателей у подростков из сводных семей - они хуже учатся, реже ориентированы на поступление в вуз, у девочек выявлен высокий уровень. Это может объясняться отсутствием институциональных норм, регулирующих как внутрисемейные отношения в повторных браках, так и взаимодействие с другими социальными институтами, причем следует учитывать, что отношения ребенок - небиологический родитель осложняются отсутствием генетических связей.
В исследовании также выявлена связь между уровнем материальной обеспеченности семьи и успеваемостью подростков и их ориентацией на по-ступление в вуз. Различий в значениях локуса контроля по данному критерию не выявлено.
Выводы: таким образом, в результате проведенного исследования не выявлены различия между мальчиками и девочками в уровне локуса контроля. Так как с возрастом подростки более склонны считать, что их достижения, прежде всего, зависят от их личностных качеств, таких, как компетентность, целеустремленность или уровень интеллектуальных способностей.
Не выявлены значительные различия между мальчиками и девочками в чувствах, которые они испытывают в отношении «беспомощных» социальных групп. Однако подростки чаще испытывают желание помочь старому беспомощному человеку и инвалиду, реже - нищему.
Выявлена зависимость между структурным составом семьи (полная, неполная, сводная) и успеваемостью подростков. А именно, и мальчики и девочки, проживающие с отцом и матерью, намного лучше учатся, чем подростки, проживающие с отчимом или в неполной семье
Выявлена зависимость между структурным составом семьи (полная, неполная, сводная) и желанием подростков поступить в высшее
учебное заведение. Результаты исследования показывают, что более неблагоприятные показатели свойственны подросткам (как девочкам, так и мальчикам) из семей с отчимами (сводных): они хуже учатся в сравнении с подростками из первобрачных семей; при этом девочки в отличие от мальчиков реже ориентированы на поступление в вуз в сравнении с девочка-ми из материнских семей.
Выявлена зависимость между количеством детей в семье и локусом контроля. Сравнение подростков из трех типов семей, выделенных по критерию числа детей, выявило статистически значимые различия между подростками из малодетных и многодетных семей. Причем, мальчики из многодетных семей в среднем имеют более внешний локус контроля в сравнении с мальчиками из малодетных семей.
Выявлена зависимость между уровнем материального благосостояния семьи и ориентацией на поступление в вуз. Результаты исследования показывают, что мальчики из обеспеченных семей в два раза чаще ориентированы на поступление в вуз, они же в среднем и лучше учатся в сравнении с «малообеспеченными». У девочек различия по этим характеристикам незначительны
Выявлена зависимость между уровнем материального благосостояния семьи и отношением к «социально» незащищенным слоям общества. Мальчики из обеспеченных семей несколько чаще готовы помочь или сочувствуют инвалиду и старому беспомощному человеку, но в три раза реже - нищим. Среди девочек не выявлено различий в отношении к социально уязвимым категориям.
Выявлена гендерная специфика рассмотренных явлений.
В ходе исследования также выявлены гендерные закономерности рассматриваемых явлений. Но возможно, что они социально обусловлены. Таким образом, для успешного процесса социализации подростков родителям можно рекомендовать создать максимально комфортные отношения в семье, как в одном из основных институтов социализации. Для этого необходимо свести к минимуму семейные конфликты, пытаться выслушивать и признавать в ребёнке личность. Стимулировать самовыражение подростка, и направлять его в конструктивное русло.
1. Альбуханова- Славская К.А. Социальное мышление личности: пробле-мы и стратегии исследования // Социальная психология в трудах отечественных психологов. - СПб.: Питер, 2000.
2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М.: Наука, 1977
3. Андреева Г.М., Социальная психология. - Москва: Аспект-пресс, 1997.
4. Арон Р. История социологии в Западной Европе и США. - М.: Наука, 1993.
5. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. -М.: Прогресс, 1993.
6. Введение в практическую социальную психологию. Учебное пособие для высших учебных заведений./под ред. Ю.М.Жукова, Л.А.Петровской, О.В.Соловьевой. -Москва: Смысл, 1996.
7. Волков И.П. Социометрические методы в социально-психологическом исследовании.- Л.: Издат ЛГУ, 1970.
8. Голованова Н.Ф., Социализация младшего школьника как педагогическая проблема. - Санкт-Петербург: Специальная литература, 1997.
9. Дружинин В.Н. Современный психологический словарь. - М: Просвещение, 1989.
10. Дружинин В.Н.Психология семьи. - М., 1996.
11. Дубровина И.В., Возрастная и педагогическая психология. - Москва: «Академия», 1998.
12. Дубровина И.В., Практическая психология образования . - Москва: ТЦ «Сфера», 2000
13. Кон И.С. Открытие Я.- М.: Просвещение, 1978
14. Кон И.С. Психология старшеклассника. - М.: Просвещение, 1982.
15. Кондратьев М.Ю. Типологические особенности психосоциального развития подростков // Вопросы психологии. 1997. №3. С.69.
16. Социализация, воспитание и перевоспитание личности., - Минск: НИО, 1998.
17. Немов Р.С., Психология. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. - Москва: Просвещение: Владос, 1995.
18. Немчинов Г. Изучение и прогнозирование развития личности ученика //Воспитание школьников. Научно-методический журнал. 2001. №7. С.13
19. Парыгин Б.Д. Социальная психология. - СПб., 1999.
20. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М.: МПА, 1994
21. Психология: Словарь. // Под ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского. -М.: Феникс, 1990.
22. Реан А.А. Социализация личности // Хрестоматия: Психология личности в трудах отечественных психологов.- СПб.: Питер, 2000.
23. Роберт Т.Байярд, Джин Байярд. Ваш беспокойный подросток. - М.:Семья и школа, 1995.
24. Смелзер Н. Социология. - М.: Феникс, 1994.
25. Современный словарь по психологии. - Мн.: Современное Слово, 1998.
26. Шевандрин Н.И., Социальная психология в образовании. - Москва: Владос, 1995.
27. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. - М.: Апрель-Пресс, 2000.
Тема: | «Комплексный подход к проблеме социализации» | |
Раздел: | Социология | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 29 | |
Цена: | 300 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Комплексный подход к коррекции наглядных форм мышления дошкольников с задержкой психического развития
Дипломная работа:
Комплексный подход к развитию экспрессивной и импрессивной речи дошкольников с нарушением интеллекта
Дипломная работа:
Электронное музыкальное творчество детей в системе школьного образования
Дипломная работа:
Методы арт-терапии в комплексной психологической поддержке лиц пожилого и старческого возраста