Дипломная работа

«МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ «У РЕКИ» (холст, масло)»

  • 50 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ .….….….…

ГЛАВА 1. ПЕЙЗАЖНАЯ ЖИВОПИСЬ КАК ЖАНР ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

1.1. Краткий исторический обзор развития пейзажной живописи …

1.2. Развитие пейзажа в башкирском изобразительном искусстве .

ГЛАВА 2. ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ СЕРИИ ПЕЙЗАЖЕЙ «У РЕКИ»

2.1. Работа над композицией пейзажа ….….….…

ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ ЖИВОПИСИ В ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЕ

3.1. Методические рекомендации по обучению основам живописи пейзажа в детской художественной школе ….….….

3.2. Методическая разработки по проведению занятий на тему «Пейзаж»….

Заключение….

Список использованной литературы….…

Приложение….

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью под-готовки высококвалифицированных учителей в области изобразительного искусства, работающих с учащимися в условиях детской художественной школы, владеющих методами развития творческих способностей. Большая роль в создании условий для эстетического воспитания учащихся детских художественных школ принадлежит учителю изобразительного искусства. Именно учитель должен пробуждать чувство прекрасного и возвышенного. Чтобы понять и оценить красоту пейзажа, нужно, прежде всего, полюбить природу, с ее разнообразным, неповторимым состоянием, и только учитель, владеющей профессиональными компетентностями в области развития твор-ческих способностей учащихся может привить эту любовь у учащихся, при-менив в процессе обучения правильно организованную структуру занятий по пейзажной живописи.

Пейзаж, как направление в изобразительном искусстве, завоевал место одного из ведущих жанров в живописи. В пейзажной живописи проявляются высокие чувства художника выражаются глубокие и серьезные истины о жизни и судьбах человечества.

Крупнейший русский исследователь А. Федоров-Давыдов в области изобразительного искусства отмечает выдающуюся роль пейзажа в живопи-си. Завоевания и достижения в этом жанре имеют мировое значение и непре-ходящей ценностью обогатили русскую и мировую культуру [53, с.46].

Изучение основ пейзажной живописи и овладение техник, которые ис-пользуются в пейзажной живописи должны быть взаимосвязаны, для того, чтобы обеспечить наиболее эффективные условия формирования творческих способностей учащихся детской художественной школы. Творческий подход к проведению занятий по основам пейзажной живописи позволит активизи-ровать творческий процесс во время занятий и сформировать мотивационные качества учащихся.

В процессе обучения основам живописи в условиях детской художест-венной школы, недостаточное внимание уделяется пейзажу, что и обуслови-ло проблему нашего исследования.

Цель исследования: Разработать методические рекомендации по про-ведению занятий на тему «Пейзаж» и создать серию пейзажей на тему «У ре-ки».

Объект исследования – методика обучения основам пейзажной живо-писи в детской художественной школе.

Предмет исследования – процесс художественного образование уча-щихся в детской художественной школе.

Задачи:

- изучить психолого-педагогическую, искусствоведческую и специаль-ную литературу по теме исследования;

- систематизировать теоретический материал по теме исследования;

- изучить пейзажные работы художников, выявить особенности и ма-неру изображения пейзажа;

- выполнить композицию пейзажа «У реки» в технике масляной живо-писи;

- разработать методические рекомендации по проведению занятий по основам пейзажной живописи в детской художественной школе;

- разработать план-конспект занятий по обучению основам живописи в детской художественной школе.

Гипотеза: проведение занятий по пейзажной живописи в детской ху-дожественной школе будет эффективным если:

- в процессе занятий учащимся будут продемонстрированы технологии и приемы выполнении пейзажей в технике масляной живописи на примере серии пейзажей на тему «У реки»;

- если использовать разработанные методические рекомендации по проведению занятий на тему «Пейзаж», которые позволят развить не только творческие способности, но и умение анализировать, образное мышление, внимание, память и представление.

Методы: изучение, анализ, классификация и систематизация литерату-ры по изобразительному искусству, психолого-педагогической и методиче-ской литература по теме исследования, экспериментальная работа с детьми.

Практическая значимость: в теоретической части дипломной работы нами собран, систематизирован и проанализирован материал по истории изо-бразительного искусства и истории и культуры Башкортостана, эти материа-лы могут быть использованы при проведении тематических вечеров, при проведении занятий по истории и культуре Башкортостана, а также при про-ведении занятий по истории искусств.

Структура дипломной работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения, а также серии пейзажей на тему «У реки», выполненной в технике масляной живописи.

Фрагмент работы

ГЛАВА 1. ПЕЙЗАЖНАЯ ЖИВОПИСЬ КАК ЖАНР ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

1.1. Краткий исторический обзор развития пейзажной живописи

Жанр пейзажной живописи по праву можно считать одним из ведущих в изобразительном искусстве. Изучая историю изобразительного искусства, посещая выставки, можно наблюдать с какой любовью к данному жанру от-носятся величайшие живописцы. Можно часами любоваться как передана композиция, как выбрана цветовая гамма, как переданы тени, цвет, блики. В жанре пейзажной живописи передается не только изображение, которую за-печатлел живописец, но и его чувства, его любовь к природе, родине. Вгля-дываясь в произведения пейзажной живописи, проникаясь к тому, о чем по-вествует та или иная пейзажная работа художника, мы учимся воспринимать увиденное не просто как картинку, но и с теми же чувствами, которые вло-жил художник в свою работу, эстетическое понимание любви к красоте мира и человека.

Чтобы разобраться, в сути и особенности пейзажной живописи, рас-смотрим понятие «эстетика» и приведем его несколько толкований.

Согласно С.И. Ожегову «эстетика» – философское учение об искусстве как особом виде общественной идеологии, посвященное исследованию идей-ной сущности и форм прекрасного в художественном творчестве, в природе и жизни [38].

В Российском энциклопедическом словаре «эстетика» (от греч. Aisthētikós – чувствующий, чувственный) – философская наука, изучающая сферу эстетического как специфического проявления ценностного отноше-ния между человеком и миром и область художественной деятельности лю-дей [44].

Пейзажная живопись, как направление в русском изобразительном ис-кусстве была сферой проявления духовной жизни общества и оформилась как жанр в конце ХVIII – начале ХIХ века, в нем раскрывались трепетная душа личности, отношения художника с окружающим миром и волнения эпохи. Однако первые живописцы, посвятившие себя именно пейзажу, нахо-дили индивидуальный стиль и манеру [16].

Русский пейзаж на всем протяжении своего развития претерпел эволю-цию от классицизма до символизма, включая романтический и экспрессив-ный пейзаж. Все эти пейзажные линии развиваются и угасают, рождая живое движение мысли, сознания, идей искусства, закрепляемых в пейзажном обра-зе.

Мoтив пейзaжa – этo oбрaз типичнoгo явления (или угoлкa) прирoды, вызывaющий опрeдeлeнныe пeрeживaния (вoспoминaния, рaзмышлeния) у людeй одной культурнoй общнoсти. Для пoнимaния мoтивoв прoизвeдeний русскoй пeйзaжнoй живoписи зритeлю oсeбeннo нeoбхoдимo чувствoвать в них «настрoeние, взятoe нeкак субъeктивнoe, личнoe пeрeживaниe, a кaк вырaжeниe тoгo, чтo заключeнo в изoбрaжaeмoм, в oбoбщeннoм oбрaзe» [16].

Художники разных эпох и разных школ, изучая явления и состояния природы, искали изобразительные средства, колорит и выразительные прие-мы передачи полученных эмоциональных переживаний и впечатлений того, что они видели. В своих работах они оставили многочисленные примеры трактовки восприятия окружающего мира.

В пейзажной живописи различают такие направления, как морской пейзаж (марина), городской пейзаж (ведута). В пейзажной живописи, на наш взгляд, наиболее сильно выражено авторское сознание, например, в русском пейзажном искусстве ХIХ века сознание автора особенно сильно проявилось в меланхолических пейзажах А. Саврасова, в эмоциональных – И. Левитана и в романтических – И. Айвазовского.

Изучая историю изобразительного искусства, можно сказать, что в рус-ской пейзажной живописи очень много живописных произведений, которые были посвящены временам года: осень, весна, зима. Изображение времен го-да можно назвать любимыми темы в русской пейзажной живописи на протя-жении всего XIX в. В пейзажах можно увидеть не неизменные элементы природы, а чаще всего временные, например: в изображении осеннего време-ни можно проследить ее ранние или поздние этапы, вешние воды, тающий снег, дождь, гроза, зимнее солнце, выглянувшее на мгновение из-за тяжелых зимних облаков. В природе нет вечных, неменяющихся в разные времена го-да крупных объектов вроде гор, вечнозеленых деревьев. Все в природе непо-стоянно по окраске и состоянию, например можно наблюдать как меняется в зависимости от времени года, света, сияния солнечных лучей лес, можно проследить его разнообразнейшие по оттенкам и степени насыщенности цве-товые оттенки. Можно увидеть каковы разные состояния воды, которые при-нимают на себя окраску неба и окружающих берегов, меняющихся под дей-ствием сильного или слабого ветра [13].

Все эти изменения есть, конечно, и в других странах, но в России они как бы наиболее заметны благодаря русской живописи, начиная с А.Г. Вене-цианова, обратившегося к изображению скромных и поэтических уголков русской природы и внесшего большой вклад в историю живописи.

Рассмотрим особенности пейзажной живописи в творчестве русских живописцев.

В творчестве А.К. Саврасова (1830 – 1897) с большой силой художест-венного воздействия была раскрыта красота родной природы. Разное пред-ставление и понимание задач пейзажной живописи определили творческие пути романтического А.И. Куинджи (1841-1910) («Украинская ночь», 1876), певца морских просторов И.К. Айвазовского («Черное море», 1881), Ф.Я. Алексеева (1753-55-1824) и некоторых других художников, специализиро-вавшихся в области городского пейзажа, создателя эпических полотен, по-священных русскому лесу, И.И. Шишкина [49].

70-е годы ХIХ века – время стремительного развития реалистического искусства. В эти годы возникло новое, не зависящее от Академии художеств, творческое объединение – Товарищество передвижных художественных вы-ставок. Организация передвижников превратилась очень скоро в крупнейший центр художественной жизни России, в оплот нового реалистического на-правления в живописи. К числу передвижников принадлежали именитые пейзажисты.

«Передвижники» совершили подлинные открытия в пейзажной живо-писи. А.К. Саврасов сумел показать красоту и тонкий лиризм простого рус-ского пейзажа. Его картина «Грачи прилетели» (1871) заставила многих со-временников по-новому взглянуть на родную природу.

А.К. Саврасов (1830-1897) – замечательный русский художник-пейзажист, один из членов-учредителей Товарищества передвижников. Ему принадлежат картины «Волга под Юрьевцем» (1871), «Разлив Волги под Ярославлем» (1871) и, наконец, «Грачи прилетели» (1871), появившаяся на первой передвижной выставке, восторженно принятая всеми.

Большой вклад в развитие пленэра внесли педагоги Академии худо-жеств, а также Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Введен-ные А.К. Саврасовым совместные поездки педагогов и учащихся на этюды за город были новаторскими для русской художественной школы и способство-вали новому пониманию отношения художника к действительности и искус-ству. Здесь подразумевается поиск мотива в природе, соответствующего со-стоянию, внутренней настроенности рисующего [48].

Наиболее известными в этой традиции являются такие шедевры из соб-рания Государственной Третьяковской галереи, как «Грачи прилетели» (1871) А.К. Саврасова, «Март» (1895) И.И. Левитана, «Мартовский (1904) и «Февральская лазурь» (1904) И.Э. Грабаря, «Мартовское солнце» (1915) К.Ф. Юона. Для понимания образного содержания этих произведений надо иметь представление о соответствующем явлении природы средней полосы России, когда уже ясно ощущается перелом при переходе от зимы к весне, и быть включенным в культурную общность людей, на восприятие которых были рассчитаны замыслы картин.

А.И. Куинджи привлекала живописная игра света и воздуха. Таинст-венный свет луны в редких облаках, красные отсветы зари на белых стенах украинских хат, косые утренние лучи, пробившиеся сквозь туман и играю-щие в лужицах на раскисшей дороге, – эти и многие другие живописные от-крытия запечатлены на его полотнах.

Заключение

Изучение природы и рост профессионального живописного мастерства являются глубоко взаимосвязанными процессами в формировании художни-ка-пейзажиста. Творческий подход к изображению пейзажа основывается на тех зрительных образах и впечатлениях, которые живописец получает при работе с натуры. Только в результате общения с природой может появиться вдохновение, созреть замысел пейзажных композиций. Пейзаж по своей при-роде – искусство, в котором наиболее непосредственно выражаются эмоции. В этом смысле пейзаж можно было бы сравнить с музыкой. Цветовые оттен-ки красочной палитры передают в картине гамму чувств, даже без ясно обо-значенного литературного сюжета. Поэтому в пейзаже особенно важна по-этичность восприятия и трактовке природы. Пейзаж несет в себе чувственное выражение мысли – в этом его сила и действенность.

Проведенная нами исследовательская и практическая художественно-творческая работа имеет выход на педагогическую практику

Искусствоведческий и исторический материал, собранный и изложен-ный в первой главе дипломной работы активно может быть использована в процессе художественного образования учащихся детских художественных школ и кружковцев по изобразительному искусству.

Изложенные в тексте приемы и методы создания сюжетной компози-ции будут служить основой для построения методики обучения учащихся сложных композиций и цветового их решения.

Список литературы

1. Абдуллин, А. Мир и родина в красках Артыша [Текст] / А. Абдуллин // Рампа. – 1996. – № 5-6. – С.20-21.

2. Аванесьян, О.П. Рисунок. Шрифт. Живопись. Композиция [Текст] / О.П. Аванесьян, С.Ю. Биричев, Н.А. Павлов, А.Н. Чернов: Пособие для поступающих в вузы. – М.: МГУП, 2000. – 110с.

3. Авсиян, А.О. Композиция в работе с натуры [Текст] / А.О. Авсиян – // Юный художник. – 1989. – №3. – С.34-36.

4. Агалетдинов А. Рисунок, живопись, искусство [Текст] / А. Агалетди-нов // Ватандаш. – 1999. – № 7. – с.119-120.

5. Алленов, М. Русское искусство ХVII конца ХХ века. [Текст] / М. Ал-ленов, О. Евангулова, Л. Лившиц. – М.: Искусство, 1989. – 349с.

6. Барщ, А.О. Наброски и зарисовки [Текст] / А.О. Барщ. – М.: «Искусство», 1970. – 130с.

7. Башкирские художники. Живопись, графика, скульптура. – Уфа, 1995.

8. Башкирское народное искусство / под общ. ред. С. Шитовой. Уфа: Демиург, 2002.

9. Беда, В.Г. Основы изобразительной грамоты. Рисунок, живопись, композиция [Текст] / В.Г. Беда. – М.: «Просвещение», 1981. – 46с.

10. Беда, Г.В. Живопись. [Текст] / Г.В. Беда – М.: Просвещение, 1986.

11. Белютин, Э.М. Основы изобразительной грамоты. [Текст] /Э.М. Бе-лютин – М.: Советская Россия, 1961.

12. Бенин, В.Л. Очерки по культуре народов Башкортостана [Текст] / В.Л. Бенин. – Уфа, изд-во: Китап, 1994.

13. Бенуа, А.Н. История русской живописи в XIX веке [Текст] / А.Н. Бенуа. – М.: Искусство, 1993. – 280 с.

14. Бергер, Э. История развития техники масляной живописи. [Текст] / Э. Бергер. – М.: Академия художеств СССР, 1961.

15. Бикбулатов, Н.В. Башкиры. Этническая история и традиционная культура. [Текст] / Н.В. Бикбулатов, Р.М. Юсупов, С.Н. Шитова, Ф.Ф. Фаты-хова. – Уфа: Китап, 2002.

16. Богемская, К.Г. Пейзаж. Страницы истории [Текст] / К.Г. Богем-ская. – М.: Искусство, 1992

17. Браговский, Э.Г. От этюда к пейзажу. [Текст] /Э.Г. Браговский // Юный художник. - 1981. - №8. -С.13-16

18. Брук, Я.В. У истоков русского жанра [Текст] / Я.В. Брук. – М.: Искусство, 1990. – 266с.

19. Вагнер А.К. С веком наравне. [Текст] / А.К. Вагнер. – М.: Искусст-во, 1991.

20. Галлямова, Л.Г. Краски Башкирии : очерки / Л.Г. Галлямова. – Уфа: Китап,

21. Геворгян, Н.Р. Основы композиции пейзажа [Текст] / Н.Р. Геворкян. – М.: МГОПУ, 1996. – 130с.

22. Герман, М.Ю.Импрессионизм и русская живопись [Текст] / М.Ю. Герман. М: Азбука, 2008. – 160 с.

23. Грабиль, И.Э. История русского искусства. [Текст] /И.Э. Грабиль. – М.: Наука, 1960. Том V.

24. Ефимов, И.С. Об искусстве и художниках. Художественное и лите-ратурное наследие. [Текст] / И.С. Ефимов – М.: Искусство, 1977.

25. Изобразительное искусство Башкирской АССР. Живопись. Графи-ка. Скульптура. Монументально-декоративное искусство. Театрально-декорационное искусство. Народное искусство: альбом / авт.-сост. Г.С. Куш-неровская. – М.: Советский художник, 1974. -202 с.

26. История русского искусства [Текст] // под редакцией академика И. Э. Грабаря. – М.: Наука, 1960. Том V. – 531с.

27. Капкаева И. Время тихого дома [Текст] / И. Капкаева // Рампа. – 1997. – № 2. – С.5 -7.

28. Кириллов, А.А. Учителю об изобразительных материалах [Текст] / А.А. Кириллов – М.: Искусство, 1971. – 123с.

29. Кирцер, Ю.М. Рисунок и живопись [Текст] / Ю.М. Кирцер.– М.: Высшая школа, 1997. – 256 с.

30. Кузеев, Р.Г. Декоративное творчество башкирского народа / АН СССР, Башкирский филиал, Институт истории, языка и литературы / Р.Г. Ку-зеев. Н.В. Бикбулатов, С.Н. Шитова. Уфа : Типография Башк. Обкома КПСС, 1979. - С. 202;

31. Кузин, В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах. [Текст] /В.С. Кузин – М.: Просвещение, 1983.

32. Лернер, Л. Бенефис башкирских художников [Текст] / Л. Лернер // Рампа. – 2002. – № 1. – С.8-9.

33. Лихачев, Д. С. Заметки о русском. Избранные работы в трех томах. Том 2. [Текст] /Д.С. Лихачев. Л.: Худож. лит., 1987.

34. Ломов, С.П. Русские живописцы XVIII – XIX веков. [Текст] /С.П. Ломов. – М.: Агар, 1999.

35. Мавлетов, В.С. История и культура Башкортостана. Хрестоматия. [Текст] / В.С. Мавлетов. – Уфа : Уфимский полиграфкомбинат, 2008.

36. Мальцева, Ф.С. Мастера русского реалистического пейзажа [Текст] /Ф.С. Мальцева. – М.: Искусство, 1982.

37. Маслов, Н.Я. Пленэр: Практика по изобразительному искусству [Текст] / Н.Я. Маслов: Учеб. пособие для студ. худож.-граф. фак. пед. институтов. – М.: Просвещение, 1984. – 50с.

38. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [электронный ресурс]h**t://w*w.ozhegov.org/

39. Островский Г. Рассказ о русской живописи. [Текст] /Г. Островский. – М.: Изобразительное искусство, 1989.

40. Пейзажная живопись [электронный ресурс] h**t://ru.wikipedia.org

41. Попова, Л. Образы родной истории в произведениях башкирских художников [Текст] / Л. Попова // Учитель Башкортостана. – 1997. – № 1. – с.52-54.

42. Попова, Л. Творческие поиски молодых художников Башкортоста-на [Текст] / Л. Попова // Учитель Башкортостана. – 1997. – № 8. – с.47-48. – № 9. – с.52-53, – 1998. – № 12. – с.45-48, – 1999. – № 10. – С.59-61.

43. Претте, М.К. Творчество и выражение. Курс художественного вос-питания. [Текст] /М.К. Претте, А. Капальдо. – М.: Советский художник, 1981-1986, Т 1,2.

44. Российский энциклопедический словарь [Электронный ресурс] // h**t://dic.academic.r*

45. Ростовцев, Н.Н. Академический рисунок. [Текст] /Н.Н. Ростовцев. – М.: Просвещение, 1973.

46. Ростовцев, Н.Н. Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия. Учебное пособие для студентов художественно-графических факультетов. [Текст] /Н.Н. Росоввцев. – М.: Просвещение, 1989.

47. Русская пейзажная живопись [электронный ресурс] h**t://w*w.artonline.r*

48. Русские художники. Энциклопедический словарь [Текст]. – СПб.: Азбука, 1998. 217с.

49. Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников [Текст] / под ред. Флоренского П.А. – М.: Искусство, 1981.

50. Смирнов Н.М. Основы живописи. [Текст] / Н.М. Смирнов. – Обнинск: «Титул». 1996.

51. Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство. Основы живописи [Текст] / Н.М. Сокольникова. – Обнинск: «Титул». 1996. – 148с.

52. Стернин, Г. Художественная жизнь России второй половины ХIX века. 70-80-е годы [Текст] / Г. Стернин. – М.: Наука,1997.

53. Федоров-Давыдов, А.А. Русский пейзаж XVIII – начала XIX века [Текст] / А.А Федоров-Давыдов. – М.: Искусство, 1953.

54. Флоренский, П.А. Пространство и время в произведениях изобрази-тельного искусства [Текст] /П.А. Флоренский. – М.: Изобразительное искус-ство, 1991.

55. Школа изобразительного искусства в десяти выпусках. Выпуск пя-тый [Текст] / ответств.ред. П.М. Сысоев. – М.: Искусство, 1966. – 208с.

56. Янбухтина, А.Г. Родовой знак как генетический код памяти в про-изведениях художников Башкортостана [Текст] / А.Г. Янбухтина // Рампа. – 1996. – № 10-11. – С.22.-23.

Покупка готовой работы
Тема: «МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ «У РЕКИ» (холст, масло)»
Раздел: Разное
Тип: Дипломная работа
Страниц: 50
Цена: 2700 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика