ВКР
«Методика обучения пейзажной живописи в детской художественной школе .серия работ «родные просторы» холст, масло»
- 45 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Масляная живопись в истории изобразительного искусства 7
1.1. Эволюция техники масляной живописи 7
1.2. Пейзаж в масляной живописи 13
1.3. Ведущие художники РБ, специалисты по масляной живописи 19
Глава 2. Методика работы над серией холстов «Родные просторы» 22
2.1. Работа над эскизами к живописной серии «Родные просторы».
2.2. Последовательность работы над дипломным проектом 22
2.3. Методы и приемы обучения школьников масляной живописи 26
2.4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
2.5. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 44
Актуальность работы. Работа в направлении изучения современных особенностей процесса обучения в художественных учреждениях, эволюции историко-культурного наследия, - очень актуальный вектор развития российского искусствоведения и фактор стимулирования развития познавательных возможностей и творческих способностей детей.
Для сегодняшнего дня характерна высокая динамика социальных отношений и все возрастающий объем воздействия информации на человека. Особенно сильно это может ощущаться на представителях молодого поколения. В этом отношении сегодняшние школьники в полной мере ощущают высокую нагрузку образовательной системы, проводя в стенах учебного заведения значительное время, и тратя также немалое время и энергию на выполнение домашних заданий. В силу вышеуказанных факторов очень большую роль играет адекватное построение учебного материала: содержание учебных пособий, школьных занятий, дидактических материалов. Особое значение имеет школьное художественное образование, и дополнительное образование детей, поскольку обучение изобразительному играет огромную роль в плане формирования гражданско-патриотических качеств учащихся и их социализации посредством приобщения к мировым и национальным культурно-историческим традициям.
В плане повышения эффективности усвоения учебного материала и их духовного развития, огромную роль играет мотивация школьников и развитие их творческих способностей. Как нам представляется, помочь в этом деле может правильно построенный процесс обучения детей живописи, включающий в себя и исследование проблем эволюции истории изобразительного искусства.
Хотя специфический объект требует особенных методов изучения, отличающихся от общенаучных традиционных, анализа и синтеза, наблюдения и эксперимента, знание, полученное в ходе исследований, может активно использоваться для передачи его широкому кругу представителей социума [1].
Педагогический потенциал изобразительного искусства был осознан давно и опыт развития творческих способностей детей использовался уже в течение длительного времени. В нашей стране, существуют давние традиции использования живописи в образовании общем и дополнительном и как средство воспитания нравственных качеств и формирования творческих способностей и школьников[2].
В этой связи проблемы использования материалов, полученных в результате анализа опыта преподавания пейзажной живописи в школьном курсе истории - очень интересный и актуальный вопрос. Прежде всего, важна проблема соответствия возрастных особенностей и познавательных мотивов школьников преподаваемому материалу, как в материалах школьного курса, так и в учреждениях дополнительного образования.
Возможности практического изучения вопросов, связанных с обучением масляной живописи детей младшего школьного возраста стали объектом устойчивого внимания исследователей уже во второй половине двадцатого столетия, но особенно в последние годы, с введением ФГОС и усиления внимания к эффективности школьного образования и результатов системы дополнительного образования произошел всплеск внимания не только искусствоведов, но и других исследователей к данной теме как за рубежом - Британия, Исландия, Дания, так и в России - с 2012 года. Исследователи различной направленности Биологи - С.В. Семенов, психологи Н. Тоски, Леонтьев С.Л., Зубров П.С., Вершинин М.А., Найдоски Т. Айзпармашвили А.Г., [12,11,7] обращаются к проблеме выстраивания эффективной модели обучения школьников, однако несмотря на продолжительное время изучения, систематического научного и научно-методического осмысления данной проблемы еще не было еще не было.
Актуальность проблемы и недостаточная ее разработанность определили тему дипломного исследования: «Методика обучения пейзажной живописи в детской художественной школе».
Проблема исследования: развитие творческого воображения и эстетических представлений у детей в системе дополнительного образования на примере художественной школы.
Цель работ: исследование проблемы «Методика обучения пейзажной живописи в детской художественной школе».
Объект исследования: художественная деятельность воспитанников художественных школ на занятиях живописи.
Предмет исследования: Пейзажная живопись в масляной технике.
Гипотеза исследования заключается в том, что разработанные методические рекомендации и программа обучения будут способствовать реализации эстетического воспитания и художественного образования.
В ходе исследования нужно решить следующие задачи:
1. Показать эволюцию масляной живописи.
2. Рассмотреть развитие пейзажного жанра.
3. Рассказать о представителях техники масляной живописи в Башкортостане.
4. Выделить основные этапы работы над дипломным проектом «Методика обучения пейзажной живописи в детской художественной школе».
5. Продемонстрировать методические рекомендации по созданию курса обучения пейзажной живописи.
Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в ней теоретические положения и выводы, результаты педагогического эксперимента могут позволить повысить эффективность процесса подготовки детей младшего школьного возраста в художественных школах.
Выявлен положительный результат использования в процессе подготовки детей младшего школьного возраста разработанного комплекса, направленного на развитие творческих способностей юных художников юных художников младшего школьного возраста. Совокупность положений и выводов, полученных в итоговой аттестационной работе, может быть использована в работе художественных школ, кружков, центров дополнительного образования.
База исследования. Исследования проводились на базе МАОУ СОШ№11 города городского округа города Стерлитамак РБ. В них приняли участие ее воспитанники младшего школьного возраста.
Глава I. Масляная живопись в истории изобразительного искусства.
1.1. Эволюция техники масляной живописи
История масляной живописи прошла длительную эволюцию, соответственно в данном параграфе я запланировала рассмотрение хронологического развития масляной живописи.
Под живописью мы понимает творческую деятельность индивида, обусловленную способностью к визуализации разнообразных явлений жизни.
Под масляной живописью мы понимаем технику живописи масляными красками в качестве основного связующего вещества.
До недавнего времени считалось, что техника масляной живописи была разработана голландским художником Ван Эйком, хотя в 2008 году, после разрушения талибами историко-культурного наследия буддистов,
проявились написанные масляной краской визуальные образы, на территории стыка границ Афганистана и Пакистана. Однако в настоящее время нет возможности встретить систематические исторические или художественные работы открытого издания, обеспечивающие доступ к различным убедительным материалам, поэтому пришлось несколько проигнорировать дискуссию, которая могла бы привести к работе за пределами темы, указанной во введении.
Позитивная сторона спора на эту тему, состоит на наш взгляд, в некоторых положительных моментах, поскольку эти исследования предоставили информацию,указывающую на то, что еще в древности можно было использовать масло в качестве связующих элементов краски, эта информация не уточняется.
Однако из полученной информации стало известно, что масляная живопись использовалась до 15 века, когда ученые провели исследования в долине Бамиана, ища следы масляной живописи на стенах старой пещеры и пещере.
Географически древний Восток и древний космический мир очень богаты и разнообразны. Обратите внимание на использование краски на основе льна в Древней Греции.
Однако уверенно можно утверждать что практика использования масляной живописи явно стала элементом, европейского Ренессанса в процессе его зарождения. Первоначально масляные краски сохли очень долго, и приживалась эта традиция тоже продолжительный период. Очень важно было, что ни одна из практик живописи не выходила за рамки ранее существовавших проблем за счет улучшения характеристик существующих образцов масляной краски-следовательно, процесс сушки был быстрее и последовательнее, чем рисунок. Ван Эйк к этим мерам на европейском континенте по сути добавил технику масляной живописи для и внесенные им в состав нее изменения помогли в плане распространения масляной краски как связующего элемента, что позволило добиться успеха быстрого высыхания.
Следует отметить, что период 14 века, время, когда Ренессанс начал активно распространяться, проявился рядом сторон новой европейской культурной традиции, причем эти элементы отделились от традиционного католического канона, ориентированного на церковные устремления деятелей искусства, мысли народа и естественный интерес к античному наследию. Творческие устремления свободы в поисках краски-масляной краски с удобством технологического способа внешнего вида совпадают. А у художников этого периода переживание начинается с ощущения свободы, стремления почувствовать творческую свободу и помогло осознать перспективу масляных красок по отношению к используемым материалам.
Процесс начала активного использования масляной живописи затянулся, поскольку традиция использования масла как связующего компонента прижилась не сразу, а вначале веками практиковалась водная связная субстанция. Она очень важна в этом процессе начиная с 16 века, при этом используется простая техника живописи в декоративных целях, которая в целом не очень сложная. Важно, что основная технология, мы имеем ввиду используемая большинством художников в этот период, вначале не нуждалась в таких веществах,и вообще, искусство заключается в удовлетворении с помощью различных видов красок, где в качестве важнейшего компонента используется простое вещество вода.
Именно водяные краски легли в основу оригинальной техники живописи, применявшейся в Средние века вплоть до конца XV века, характеризовавшейся применением этих веществ с водяными красками(фресковые и др., например, температурные). По прямому материалу, необходимому для масляной краски, характерные стороны аспект: густая консистенция, медленно засыхающие вещества-масло все же представляет поначалу небольшой интерес и было в целом необычно, на фоне обычных материалов, чтобы связующим элементом была вода.
Именно сегодня возрастает необходимость нравственной направленности всего процесса обучения, как в школе, так и в системе дополнительного образования, в силу возникших противоречий между уровнем образованности подрастающего поколения и качеством его гражданской и нравственной воспитанности, уровнем социальной культуры. Преподавание живописи может стать является тем элементом образования на сегодняшнем этапе, который обогащает учащихся знаниями об искусстве, знанием истоков и корней, воспитывает любовь к Отечеству и способствует формированию гражданственных понятий и навыков, а также творческих способностей и нравственных качеств. Оно помогает уяснить неразрывное единство истории, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций. В основе всего этого лежит поиск, глубокий интерес к прошлому.
В современном мире внимание многих специалистов в области педагогики обращено на проблему развития эстетических представлений и морально-нравственного воспитания у детей. Этот интерес не случаен: развитие фантазии и духовности играет большую роль в становлении личности, именно благодаря нравственности и хорошо развитой эмоционально-волевой сфере человек способен добиваться успехов
В детском возрасте эмоциональные стрессы, могут стать очень тяжелой нагрузкой[2]. Для профилактики возникновения неблагоприятных состояний и оптимизации состояния детей, актуально использование методов саморегуляции, которые должны постоянно совершенствоваться.
Назначение этих методик - снижение риска переутомления и повышения возможности управления собственной эмоциональной сферой. Сегодня процесс обучения в школе часто становится связан с нервными перегрузками и осуществляется часто в условиях стресса, а по своему механизму действие приемов психической саморегуляции имеет антистрессовый характер.
Но не менее значимо и воспитание личности, способной использовать творческое мышление и это прекрасно может получиться на примере правильно выстроенной методики обучения живописи в художественных школах.
1. Нами проведен анализ научных и учебно-методических работ по проблеме исследования, где мы рассмотрели эволюцию техники масляной живописи, изучили основные средства и методы, направленные на повышение эффективности обучения живописи детям младшего школьного возраста. Воспитание психической готовности к обучению складывается из формирования умения наставника сохранять уровень своего эмоционального состояния, работоспособность и эффективность действий, управлять вниманием детей. Но важно сначала осуществить формирование базовых компонентов обучения живописи масляной техникой.
2. Нами обоснованы и разработаны комплексы, направленные на повышение мотивации обучения живописи детей младшего школьного возраста в процессе их подготовки в художественной школе, включающие в свое содержание педагогических приемов, направленные на повышения творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе подготовки в художественной школе.
3. Результаты формирующего педагогического эксперимента свидетельствуют об эффективности использования разработанных комплексов. Выявлены статистически достоверно значимые различия между группами во всех исследуемых показателях.
Завершая дипломную работу, посвященную обучению технике масляной живописи детей младшего школьного возраста, следует отметить выводы, достигнутые по мере решения поставленных в работе задач.
Преподавание живописи для детей дошкольного возраста имеет ряд специфических особенностей при планировании и конструировании процесса работы с ними.
Для начала работы с детьми в этом направлении необходимо вначале провести работу по формированию у детей наглядно-образных представлений. Кроме того, дети должны получить информацию, о том какие бывают виды пейзажей, узнать о том что такое акварель, какие бывают ее виды и только потом рассказать о ее различных техниках.
Вначале детям стоит показать некоторые простые упражнения, небольшие этюды пейзажа, показать, как выполняются отдельные зарисовки их детали.
Проведение теоретического анализа проблемы в научной и научно-методической литературе, показало, что отдельные аспекты изучаемой в данной дипломной работе проблема стала объектом внимания исследователей еще на рубеже 19 - 20 веков, однако полноценное научное изучение ее основных сегментов - стало осуществляться только в последние годы. Причин тому достаточно много.
Вначале проблемам подготовки художников юного возраста в литературе не уделялось достаточного внимания, и вопросами значительной роли изучения ее исторических аспектов занимались теоретики [13] и ряд аспектов, например учет познавательных мотивов и наглядности долгое время не были объектом достаточного внимания в трудах исследователей, только с начала 21 века стали попадать в поле зрения ученых, в силу ряда факторов: резкое увеличение количества детей, занимающихся в системе дополнительного образования.
В Российской Федерации система образования включает в себя несколько этапов, дошкольное, школьное, средне-специальное и высшее образование в соответствии с возрастом учащихся. Обучение младших школьников в соответствии с возрастной психологией очень сильно связано с наглядностью - основным познавательным мотивом детей в данный период Частично система обучения детей сегодня взаимосвязана с дополнительным образованием, а в сфере художественного обучения - напрямую. В то же время в системе государственных школьных учреждений общего профиля тоже возможна работа повышения потенциала для реализации возможностей формирования эстетических представлений и развития творческих способностей дошкольников разного возраста, однако учебные планы и материальная база, а также наличие профессиональных квалифицированных кадров отличают систему художественных школ.
Нами обоснованы и разработаны комплексы, направленные на повышение познавательной активности детей младшего школьного возраста в процессе их обучения в художественных школах, включающие в свое содержание изучение эволюции живописи, выделение главной сюжетной линии.
Результаты формирующего педагогического эксперимента свидетельствуют об эффективности использования разработанных комплексов. Выявлены статистически достоверно значимые различия между группами во всех исследуемых показателях.
1. Баркова, Н.В. Владимир Переяславец (Тематическая картина. Портрет. Пейзаж. Натюрморт.) / Н.В. Баркова. - М.: Советский художник, 2010. - 984 c.
2. Бесчастнов, Н. П. Графика пейзажа / Н.П. Бесчастнов. - М.: Владос, 2016. - 336 c.
3. Бесчастнов, Н. П. Графика пейзажа / Н.П. Бесчастнов. - Москва: Машиностроение, 2012. - 334 c.
4. Бирч, Линда Как рисовать масляными красками. Пошаговое руководство для начинающих / Линда Бирч. - Москва: Огни, 2017. - 224 c.
5. Герасимов, Андрей Андрей Герасимов. Русский пейзаж / Андрей Герасимов. - М.: Белый город, 2017. - 352 c.
+ еще 27 источников
Тема: | «Методика обучения пейзажной живописи в детской художественной школе .серия работ «родные просторы» холст, масло» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | ВКР | |
Страниц: | 45 | |
Цена: | 2300 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ «У РЕКИ» (холст, масло)
ВКР:
Методические рекомендации по развитию творческих способностей школьников в детской художественной школе. серия работ «сельский пейзаж» мягким материалом
Магистерская работа:
Педагогические условия развития художественно-творческих способностей учащихся детской школы искусств в процессе изучения курса графики
ВКР:
Методические рекомендации по оформлению кабинета детской художественной школы
ВКР:
Методика обучения рисованию пейзажа на уроках изобразительного искусства. серия работ «горный пейзаж» (смешанная техника)