Курсовая работа

«Диагностика сформированности учебной деятельности младших школьников»

  • 55 страниц(ы)
  • 4430 просмотров
  • 0 покупок
фото автора

Автор: navip

Введение….3

Глава 1. Теоретический анализ проблемы исследования

1.1 Изучение проблемы сформированности учебной деятельности в младшем школьном возрасте….5

1.2 Компоненты учебной деятельности….9

1.3 Уровни сформированности учебной деятельности….14

Глава 2. Организация и методы исследования

2.1. Организация исследования….34

2.2 Методы исследования….35

Глава 3. Результаты исследования сформированности учебной деятельности

3.1. Уровень сформированности учебно-познавательного интереса у младших школьников….45

3.2. Уровень сформированности целеполагания….47

3.3. Уровень сформированности учебных действий…44

3.4. Уровень сформированности действия контроля и действия оценки…46

3.5. Влияние сформированности учебной деятельности на успешность обучения….48

Выводы….51

Заключение….53

Список использованной литературы.….54

В младшем школьном возрасте ведущей становится учебная деятельность, в процессе которой ребенок приобщается к достижениям человеческой культуры, усваивает знания и умения, накопленные предшествующими поколениями.

Учебная деятельность, являясь сложной и по содержанию, и по структуре, и по форме осуществления, складывается у ребенка не сразу. Требуется немало времени и усилий, чтобы в ходе систематической работы под руководством учителя маленький школьник постепенно приобрел умение учиться. Для организации эффективного хода формирования учебной деятельности учителю важно видеть каждого ученика на всех этапах работы с ними. Но учебная деятельность есть, прежде всего, такая деятельность, в результате которой происходят изменения в самом ученике. Это деятельность по самоизменению, ее продуктом являются те изменения, которые произошли в ходе ее выполнения в самом субъекте. В этом и заключается ее основная особенность.

О сложности этого процесса свидетельствует тот факт, что даже в условиях целенаправленного, специально организованного формирования учебной деятельности она складывается не у всех детей. Более того, специальные исследования показывают, что к концу младшего школьного возраста собственно индивидуальная учебная деятельность обычно еще не сформирована.

Актуальность темы заключается в том, что для полноценного формирования учебной деятельности требуется овладение всеми ее компонентами в равной мере. Их недостаточное освоение может служить источником школьных трудностей. Поэтому необходимо провести диагностику и проанализировать уровень сформированности разных компонентов учебной деятельности.

Цель исследования: определить уровень сформированности учебной деятельности младших школьников.

Объект исследования: учебная деятельность младшего школьника.

Предмет исследования: влияние сформированности компонентов учебной деятельности на успешность обучения.

Гипотеза исследования: мы предположили, что у учащихся начальных классов успешность обучения зависит от сформированности компонентов учебной деятельности.

Задачи исследования:

1. Определить степень интенсивности учебно-познавательного интереса у младших школьников;

2. Определить уровень сформированности целеполагания;

3. Оценить сформированность учебных действий;

4. Определить сформированность действия контроля и действия оценки;

5. Выявить влияние сформированности учебной деятельности на успешность обучения.

Теоретическая значимость: проанализирован, обобщен и систематизирован материал психолого-педагогической литературы по проблеме учебной деятельности в младшем школьном возрасте.

Практическая значимость: знание педагогами и психологами сформированности компонентов учебной деятельности позволит целенаправленно строить учебный процесс.

В исследовании принимали участие ученики 4 «А» класса 21 лицея г. Уфы.

Глава 1. Теоретический анализ проблемы исследования

1.1 Изучение проблемы сформированности учебной деятельности в младшем школьном возрасте

Понятие учебной деятельности в данной курсовой работе рассматривается с позиций концепции учебной деятельности, разрабатываемой с начала 6О-х годов Д. В. Элькониным, В. В. Давыдовым, В. В. Репкиным и др.

Учебная деятельность понимается как особая форма активности ученика, направленная на изменение самого себя как субъекта учения, вследствие чего она и начинает выступать в качестве непосредственной основы его развития. [13.9]

В процессе осуществления учебной деятельности «ребенок под руководством учителя овладевает содержанием развитых форм общественного сознания и умениями действовать в соответствии с их требованиями. Содержание этих форм общественного сознания имеет теоретический характер. [12.12]

При переходе к школьному обучению предметом усвоения становятся научные понятия, теоретические знания, что в первую очередь и определяет развивающий характер учебной деятельности. Л. С. Выготский указывал, что основные изменения школьного возраста – осознание и овладение психическими процессами – обязаны своим происхождением именно обучению: «осознание приходит через ворота научных понятий». [4.220]

Учебная деятельность специфична не только по содержанию, но и по своему результату. Эту ее важнейшую особенность специально подчеркивал Д. Б. Эльконин. [16.110]

«Результат учебной деятельности , в которой происходит усвоение научных понятий, прежде всего изменение самого ученика, его развитие… Это изменение есть приобретение ребенком новых способностей, т.е. новых способов действия с научными понятиями». Таким образом, учебная деятельность – это деятельность по самоизменению, самосовершенствованию, а ее продукт – те изменения, которые произошли при ее выполнении в самом субъекте, т.е. ученике. [17.245]

К моменту поступления в школу ребёнок является субъектом разнообразных видов деятельности, и у него формируется потребность в, расширении сферы реализации себя как субъекта. Однако у него нет потребности в самоизменении, ни тем более — способности к нему. И то и другое может возникнуть, оформиться и развиться лишь в процессе самого школьного обучения. Превращение ребёнка в субъекта, заинтересованного в самоизменении и способного к нему, составляет основное содержание развития школьника в процессе начального обучения. Другое дело — реализуется или не реализуется эта возможность: ребёнок может участвовать в учебном процессе как субъект только в том случае, если он приобретает способность самостоятельно находить способы решения возникающих перед ним задач. А такие возможности определяются теми условиями, которые будут созданы в процессе обучения. За счет усвоения способов решения разнообразных частных задач получить развитие способности к самостоятельному нахождению способов решения невозможно, — нужно овладение общими принципами решения задач определённых классов. Для этого ученик должен открыть внутренние свойства и отношения объектов действия (слова, предложения, число, мера и пр.), т.е. те их свойства, которые определяют закономерности их функционирования и преобразования. Последнее же составляет содержание научного (теоретического) понятия, и овладение системой таких понятий выступает предпосылкой и основанием самостоятельного определения способов решения задач определённого класса. Для того же, чтобы общин принцип построения действий был осознан учеником именно в этом своем качестве, ученик должен действовать с объектом, выявляя в ходе возникающих при этом изменений свойства этого объекта, анализируя и обобщая условия задачи, фиксируя их в форме понятия. По сути это совершенно особая деятельность, принципиально отличающаяся от обычных действий при усвоении готовой системы понятий, и предлагаемый традиционным обучением - потому она и получила название «квазилсследовательская». Такая деятельность непременно требует критического сопоставления процесса ей и результата с методами и результатами других учеников, потому приобретает исключительно важная форма общения между учениками и учителем как коллективный учебный диалог. Он создает условия для так называемого «обмена деятельностями» между его участниками, представляющего своеобразную форму активности, получившую название коллективно-распределенной деятельности. [13.17]

Если все указанные особенности обеспечиваются в учебном процессе, то задача на поиск принципов построения определенного действия приобретает для ученика глубокий личностный смысл, выступает в качестве задачи на самоизменение, и тем самым становится собственно учебной задачей. Тогда-то, наконец, и появляются возможности формировать ее компоненты учебной деятельности и механизмы ее регуляции, возникает заинтересованность учащегося не только в успешном решении отдельных учебных задач, по их систем, а в итоге затем возникает потребность в самоизменении. Растущая заинтересованность всё более объединяет отдельные учебные действия и их комплексы в сложную систему, а этот процесс приводит к возникновению и последующему развитию действий контроля и оценки в качестве самостоятельных компонентов учебной деятельности. Их появление означает, что структура учения наполняется всеми компонентами, и тогда происходит специфическое обобщение способов осуществления отдельных систем учебных действий в целостное образование, обеспечивающее то, что обычно называют умением учиться.

Таким образом, развёрнутая во времени картина становления учебной деятельности есть процесс многоплановый, сложный, и ход его может идти многообразными путями. Центральные зависимости определяются тем, как будет обеспечено формирование ведущих компонентов этого процесса: мотивов учебной деятельности, особенностей целеполагания, учебных действий, контроля и оценки. [13.20]

Становление полноценной учебной деятельности, формирование у школьников умения учиться являются самостоятельными задачами школьного обучения, не менее важными и ответственными, чем приобретение детьми конкретных знаний и умений. Овладение учебной деятельностью происходит особенно интенсивно в первые годы школьной жизни. Именно в этот период закладываются основы умения учиться. По существу, в младшем школьном возрасте человек учится, как приобретать знания. И это умение остается с ним на всю жизнь. Для формирования полноценной учебной мотивации у младших школьников необходима целенаправленная, специально организованная работа. В последнее время в практику обучения активно внедряются различные системы развивающего обучения (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков и др.). Новые

программы построены на принципиально ином подходе определению содержания обучения и способов его организации, что позволяет в большей мере реализовать возрастные возможности младших школьников в усвоении системы научных знаний, и способствует развитию у детей устойчивых учебно-познавательных мотивов.

Для диагностики мотивации учения младших школьников могут быть использованы: методика «Беседа о школе», рисунки на тему «Моя школа», «Мой класс», Моя учительница», «Что в школе самое важное» и др.

С целью диагностики уровня познавательной активности и познавательного интереса можно применять такие задания: письменно составить вопросы по пройденной теме, которые отражают основное ее содержание; задать вопросы по теме, которые только начинают изучать; сообщить в письменной форме, какие дополнительные сведения хочет получить ученик о предметах и явлениях, с которыми ранее встречался в жизни.

1) Бардин К. В. Как научить детей учиться. Москва, 1987, с. 9.

2) Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Москва, 1968.

3) Волков Б. С. Психология младшего школьника. Москва, 2002, с. 128.

4) Выготский Л. С, Мышление и речь // Сборник сочинений. Москва, 1982. – Т.2. – с.220.

5) Выготский Л. С. Психология. Москва, 2000, с. 108.

6) Гамезо М. В. Возрастная и педагогическая психология. Москва, 2004, с. 295 – 303.

7) Гамезо М. В. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. Москва, 1998, с.251.

8) Грановская Р. М. Элементы практической психологии. СПб, 1984, с 391.

9) Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. Москва, 1986, с. 118.

10) Давыдов В. В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования // Вопросы психологии. 1991, №6.

11) Дубовицкая Т. Д. К проблеме диагностики учебной мотивации // Вопросы психологии. 2005, №1, с. 74.

12) Дубровина И. В. Психология. Москва, 2003, c 367-385.

13) Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников. Москва, 1984.

14) Психическое развитие младших школьников. / Под ред. В. В. Давыдова. Москва, 1990, с. 11-12.

15) Нежнова Т. А. Динамика «внутренней позиции» при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту // Вестник МГУ. – Сер.14. Психология, 1998, №1.

16) Осипова И. Формирование учебной мотивации школьников // Воспитание школьников. 2003, №8, с. 33 – 36.

17) Репкина Г. В., Заика Е. В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. Томск «Пеленг», 1993.

18) Телегина Э. Д. Виды учебных действий и их роль в развитии творческого мышления младших школьников. // Вопросы психологии. 1986, №1, с. 47 –52.

19) Цукерман Г. А. Зачем детям учиться вместе. Москва, 1985.

20) Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. Москва, 1989.

21) Эльконин Д. Б. Психология младшего школьника // Избранные психологические труды. Москва, 1989, с. 245.

22) Эльконин Д. Б. Психология обучения младших школьников. Москва «Знание», 1974.

Покупка готовой работы
Тема: «Диагностика сформированности учебной деятельности младших школьников»
Раздел: Разное
Тип: Курсовая работа
Страниц: 55
Цена: 1800 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика