Дипломная работа
«Правовые и педагогические основы ресоциализации несовершеннолетних осужденных»
- 65 страниц
ВВЕДЕНИЕ.3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНСТИТУТА РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХОСУЖДЕННЫХ.6
1.1.Понятия и педагогические основы ресоциализации несовершеннолетних осужденных.
1.2.История правового регулирования процесса ресоциализации несовершеннолетних осужденных в России.14
1.3. Некоторые аспекты ресоциализации несовершеннолетних в зарубежных странах.19
ГЛАВА II . Педагогические принципы и правовое обеспечение ресоциализации несовершеннолетних осужденны.25
2.1.Педагогические принципы ресоциализации несовершеннолетних осужденных.25
2.2.Правовое обеспечение ресоциализации несовершеннолетних осужденных на пенитенциарной и постпенитенциарных стадиях.37
2.3.Проблемы ресоциализации несовершеннолетних осужденных.44
ГЛАВА III. ПРОЕКТНАЯ РАБОТА.52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.58
Актуальность темы. Проблема ресоциализации несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы на сегодняшний день является очень важной. В воспитательных колониях нашей страны за совершение преступлений находится около 3 тысяч несовершеннолетних. В 2003 году в воспитательных колониях содержалось 16491 осужденных. Численность несовершеннолетних осужденных с каждым годом снижается. При сокращении количества несовершеннолетних, осужденных за преступления небольшой тяжести, возросло количество несовершеннолетних, осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления.
В первые три года после освобождения совершают повторные преступления до 45% бывших воспитанников. . 17% лиц, отбывающих пожизненное лишение свободы, - бывшие воспитанники воспитательных колоний. В этой связи приобретает первостепенное значение не только практическая реализация принципа неотвратимости наказания, но и совершенствование всей пенитенциарной системы с целью предотвращения случаев повторных преступлений со стороны отбывающих наказание несовершеннолетних осужденных. Статистика свидетельствует о высоком уровне рецидивной преступности. Это говорит о недостаточно эффективной ресоциализирующей деятельности воспитательных колоний.
Рост повторной преступности несовершеннолетних осужденных ставит под сомнение эффективность сложившейся системы исполнения уголовных наказаний, а также результативность осуществляемой субъектами системы профилактики индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, осужденными без изоляции от общества и освобождаемыми из ВК.
Разобщенность, недостаточная профессиональная подготовка, отсутствие системности работы различных субъектов системы профилактики и ВК требуют изменения подходов в организации их деятельности.
Очевидно, что, проведя значительный отрезок своей жизни в местах лишения свободы, несмотря на учебную деятельность, несовершеннолетний осуждённый либо частично утрачивает способность к адаптации в той или иной сфере социальных отношений, либо «пропускает» благоприятный (сензитивный) период для нормального формирования этой способности. Развиваясь, человек осваивает различные модели социального поведения в различных сферах социальной реальности, и значительную роль в их освоении играет фактор окружения. Вследствие этого, нормальная социализация несовершеннолетнего осуждённого в воспитательной колонии при ограничении социальных контактов становится затруднительной и даже невозможной.
Вопрос о ресоциализации становится особо актуальным для несовершеннолетнего осужденного в период отбывания наказания. Но, несмотря на его значимость, в уголовно-исполнительном законодательстве не предусмотрена планомерная психолого-педагогическая работа по ресоциализации несовершеннолетних осужденных. В нашем государстве на протяжении многих десятилетий использовался лишь карательный, а не ресоциализационный подход к наказанию несовершеннолетних. Сложным в настоящее время является переход, обратная переориентация в этой сфере, что связано с проблемами различного характера: и психологическими (потому что необходимо менять подходы общества в целом, и подходы работников пенитенциарной системы, других структур, и законодателей), и юридическими (потому что недостаточно правовой базы для реализации ресоциализационных процессов, все законодательные акты, существующие в области предупреждения преступности несовершеннолетних разобщены и не создают целостной реабилитационной картины, а соответственно и не дают возможности ее реализации на практике).
Ресоциализация – это основа для предупреждения совершения несовершеннолетними повторных преступлений. Ресоциализацией, на наш взгляд, является целенаправленный процесс возвращения и приобретения необходимых возможностей и способностей к жизни в обществе несовершеннолетнего с соблюдением норм права.
Цель исследования: изучение педагогических принципов ресоциализации несовершеннолетних осужденных, анализ законодательных норм и практики их применения в рассматриваемой области, разработка предложений по дальнейшему совершенствованию практических мер воздействия, осуществляемых в процессе ресоциализации несовершеннолетних осужденных.
Задачи исследования:
1. Конкретизировать научное представление о понятии «ресоциализация несовершеннолетних осужденных».
2. Определить этапы ресоциализации несовершеннолетних осужденных.
3. Изучить историю правового регулирования процесса ресоциализации несовершеннолетних осужденных в России и некоторые аспекты ресоциализации несовершеннолетних осужденных в зарубежных странах.
4. Провести исследования и выявить проблемы, возникающие в процессе ресоциализации несовершеннолетних осужденных.
5. Разработать практические рекомендации по совершенствованию процесса ресоциализации в воспитательной колонии.
Объект исследования: общественные отношения, возникающие в процессе ресоциализации несовершеннолетних осуждённых .
Предмет исследования: понятие, принципы, закономерности и правовые основы ресоциализации несовершеннолетних осужденных.
Методологические основы и методы исследования. Методологическую основу работы составляют фундаментальные труды отечественных авторов по уголовному, уголовно-исполнительному праву, пенитенциарной психологии и педагогике.
Исследование поставленных проблем осуществлялось с помощью диалектического метода познания. Также применялись сравнительно-правовой, статистический, логико-формальный, социологический методы, историко-сравнительный анализ.
Проблема ресоциализации несовершеннолетних осужденных изучались в работах психологов и педагогов.
Особо следует отметить исследования, посвященные проблеме ресоциализации несовершеннолетних осуждённых таких авторов как Ю.М. Антонян, Г.Г. Бочкарева, А.Я. Герд, Ф.М. Гординец, Е.М. Гостов, А.Г. Ковалев, А.И. Коробеев, А.И. Кочетов, А.С. Новоселова, В.Ф. Пирожков, А.В. Пищелко, А.И. Ушатиков , Т.Н. Волкова, М.С. Рыбак и др.
Анализ научной литературы по проблеме ресоциализации несовершеннолетних осужденных показывает, что чаще всего она рассматривается в общем круге вопросов о несовершеннолетних осужденных. В настоящее время отсутствуют монографические работы, охватывающие проблему в комплексе.
Нормативную основу исследования составили уголовное, уголовно-исполнительное законадательство РФ, подзаконные нормативные акты, касающиеся вопросов ресоциализации несовершеннолетних осужденных. При проведении сравнительного анализа зарубежного опыта использовалось принятое в рамках общей теории права деление на правовые системы. При этом от каждой правовой системы было выбрано несколько стран, законодательство и правоприменительная практика которых в той или иной степени ориентированы на ресоциализацию несовершеннолетних осужденных (Англия, США, Франция, Италия, Германия, Польша, Дания и др.)
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНСТИТУТА РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХОСУЖДЕННЫХ
1.1.Понятия и педагогические основы ресоциализации несовершеннолетних осужденных
Вопросы, касающиеся положения осужденных и бывших осужденных в обществе, определения их правового статуса, были и остаются актуальными. Еще более злободневными они становятся при рассмотрении их во взаимосвязи с проблемами, связанными с ростом рецидивной преступности, а также преступности среди женщин и подростков. Не вызывает сомнений тот факт, что уголовное наказание само по себе не способно противодействовать развитию негативных явлений в обществе. Более того, некоторые специалисты убеждены, что усиление карательных начал в борьбе с преступностью лишь усугубляет криминогенную обстановку, ведет к социальной напряженности в обществе.
В этой связи знаковыми стали слова В. В. Путина, прозвучавшие на расширенном заседании коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации в феврале 2002 года: «Какой смысл ужесточать наказание, если правоохранительная система не может обеспечить неотвратимости?»
Итак, если жесткость наказания за преступления не способна оградить общество от криминала, то что же нужно предпринимать для обеспечения общественного порядка?
Как известно, одной из основных целей уголовного наказания согласно ч. 2 ст. 43 УК РФ является исправление осужденного. Однако возникают вопросы: что такое исправление; насколько оно может быть полным; в какой мере степень исправления освобождаемых осужденных может влиять на уровень общественной безопасности и рецидивной преступности?
Исправление подразумевает признание осужденным своей вины в совершенном деянии и справедливости понесенного им наказания. Очевидно,
что такое признание не дает обществу гарантии того, что не будет рецидива преступления.
В последнее время в теории уголовного, уголовно-исполнительного и уголовно-процессуального права наряду с термином «исправление» все чаще употребляются термины: «ресоциализация», «социальная адаптация» и «социальная реабилитация».
Ресоциализация (лат. re (повторное, возобновляемое действие) + лат. socialis (общественный), англ. resocialization, нем. Resozialisierung) – это повторная социализация индивида. Ресоциализация осуществляется путем изменения его установок, целей, норм и ценностей жизни.
Как верно отмечено одним из видных исследователей данной проблематики М. С. Рыбаком: «Ресоциализация осужденного – это целенаправленный процесс перерождения преступника в законопослушно-
го человека (гражданина)».
Ресоциализация – это своего рода повторная социализация, т. е. социализация уже социально зрелых индивидов.
По своей сути – это процесс, предполагающий преодоление социальной отчужденности личности.
Большинством исследователей признано, что ресоциализация – это «восстановление ранее нарушенных социальных качеств личности, необходимых для полноценной жизнедеятельности в обществе» .
В педагогической науке ресоциализация понимается как целенаправленная, комплексная, педагогически ориентированная система воспитательного воздействия, направленная на преодоление у социально-неадаптивной личности асоциальных и создание социально-нравственных установок поведения и деятельности.
В социальной и культурной антропологии трактовка термина «ресоциализация» близка по содержанию к термину «адаптация». Ресоциализация рассматривается как процесс освоения новой социокультурной среды, который предполагает интеграцию в систему общественных отношений, удовлетворенность субъекта своим материальным положением, чувство эмоционального комфорта .
В юридических науках ресоциализация понимается как процесс повторного вживания бывшего преступника в систему представлений о ценностях, существующих в обществе. Примечательно, что большинство научных исследований, посвященных анализу различных аспектов процесса ресоциализации, выполнено по юридическим специальностям.
В политической науке традиционно делается акцент на изучении политической социализации молодого поколения. Ресоциализация понимается как синоним «обратной социализации» . Этот процесс играет ключевую роль на этапе вторичной политической социализации, то есть на таком этапе деятельности человека, когда он, освоив приемы переработки информации и осуществления ролей, способен противостоять групповому давлению и в индивидуальном порядке пересматривать идеологические позиции, производить переоценку культурных норм и традиций.
В психологии термин «ресоциализация» впервые был введен американскими социальными психологами А. Кеннеди и Д. Кербером для обозначения процесса «вторичного» вхождения индивида в социокультурную среду в результате «дефектов» социализации (ресоциализация освобожденных из мест лишения свободы) или в результате смены социокультурного окружения (ресоциализация мигрантов). Сегодня этот термин в социальной психологии понимается достаточно широко и вне специфики субъектов процесса – как осознанное изменение поведения человека в ситуации очевидного социального неуспеха .
Социологи предлагают рассматривать ресоциализацию как одну из сторон взрослого этапа социализации. При этом отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения называется десоциализацией. Следующий за этим этап обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения взамен старых называется ресоциализацией .
Мы понимаем ресоциализацию как процесс усвоения социальных норм, ценностей и правил поведения, утраченных индивидом вследствие социальной изоляции и/или прерванной социализации. По нашему мнению, очевидно, что процессу ресоциализации предшествует процесс десоциализации личности, результатом которого является процесс утраты социальных норм и правил поведения, принятых в данном обществе.
К анализу процесса ресоциализации могут применяться различные теоретико-методологические подходы, в первую очередь системный, структурно-функциональный, интеракционистский и процессуальный.
С точки зрения системного подхода ресоциализация подростков с девиантным поведением в условиях воспитательного учреждения представляет собой целостную систему воспитательно-профилактических мероприятий, направленных на изменение ценностных установок и социальных норм личности, оказавшейся в условиях ограничения свободы. С точки зрения системного подхода необходимо соблюдение следующих принципов: целостности (рассмотрение ресоциализации как целостной системы, состоящей из ряда подсистем – адаптации, социализации, реадаптации); иерархичности (наличие в исправительных учреждениях для подростков двух структурированных подсистем – администрации воспитательного учреждения и воспитанников колонии, ей подчиняющихся); структуризации (взаимосвязь анализа ресоциализации подростков с девиантным поведением и особенностей конкретного воспитательного учреждения); множественности (описание механизмов и особенностей ресоциализации подростков с девиантным поведением с точки зрения различных научных методов и моделей).
Структурно-функциональный подход ориентирует изучение ресоциализации подростков с девиантным поведением, находящихся в условиях воспитательного учреждения, как систему, состоящую из четырех сбалансированных подсистем – адаптации, целеполагания, интеграции и поддержания латентных образцов. Каждая из данных подсистем выполняет свойственные ей функции.
Сетевая теория при исследовании ресоциализации предполагает концентрацию на социальном окружении подростка, а также на количестве и качественных характеристиках его социальных связей. В ходе рассмотрения данной теории определено, что именно сети придают ресоциализации ту «социальность», которая делает более эффективным воздействие воспитательно-профилактических мероприятий.
Теория рационального выбора предполагает, что действия подростков с девиантным поведением переносятся на поведение всей системы, состоящей из тех же самых индивидов.
Возможно рассматривать ресоциализацию несовершеннолетних осужденных не только как систему, но и как социальный процесс. В широком смысле – это основная цель государства и общества в отношении подростка-правонарушителя, комплекс правовых, социальных и педагогических мер, приводящих к снижению числа правонарушений среди несовершеннолетних. В узком смысле процесс ресоциализации несовершеннолетних осужденных заключается в целенаправленном социальном и педагогическом воздействии на внутренние установки личности правонарушителя со стороны социальных институтов и отдельных индивидуумов (акторов) с целью возвращения его к осознанному правопослушному поведению.
Процесс ресоциализации должен быть адекватен совокупности причин девиантного поведения подростков. Данное условие является необходимой основой эффективности процесса ресоциализации подростков, находящихся в местах лишения свободы.
Ресоциализация может пониматься как движение и изменение статуса воспитанника в системе его отношений с администрацией учреждения и ближайшим социальным окружением, обусловленные соотношением между его личностными позициями, ресурсами, тяжестью совершенного правонарушения в конкретный период нахождения в данном учреждении.
Можно выделить два этапа ресоциализации осужденных: пенитенциарный и постпенитенциарный. Первый из них одновременно является подготовительным этапом социальной адаптации личности. Он осуществляется в условиях пребывания преступника в исправительном учреждении. Второй, или начальный этап социальной адаптации, реализуется после освобождения. Следует отметить, что каждый из них одинаково важен. В обоих случаях объект – один и тот же индивид. Различаются этапы субъектным составом и местом реализации. Субъектом пенитенциарного этапа ресоциализации является пенитенциарная система в лице администрации исправительного учреждения. Субъектами постпенитенциарного этапа должны быть государственные, общественные, религиозные и иные структуры, заинтересованные в социальной адаптации индивида.
Ресоциализация после освобождения предполагает индивидуальное, самостоятельное приобщение индивида к нормам устройства общественной жизни: правилам поведения, морально-нравственным, духовным, культурным и материальным ценностям, принятым в обществе.
Ресоциализация несовершеннолетних осужденных является одним из приоритетных направлений исполнения наказаний, а ее успешная организация – основным показателем эффективнсти деятельности воспитательных колоний .
Ресоциализация несовершеннолетних осуждённых - проблема актуальная и на сегодняшний день далёкая от своего решения. Во многом её решение осложняется из-за дефицита различного рода профилактических и психокоррекционных программ. При этом организация системы ресоциализации на базе воспитательной колонии может иметь большое значение для решения вопроса борьбы с рецидивной преступностью.
Очевидно, что, проведя значимый отрезок своей жизни в месте лишения свободы, воспитанник либо частично утрачивает способности адаптации в той или иной сфере своей жизнедеятельности, либо «пропускает» благоприятный (сензитивный) период для нормального формирования этих способностей. Поэтому актуальность проблемы адаптации после освобождения из воспитательной колонии в социуме убеждает в необходимости проведения специальной предварительной работы по психологической подготовке несовершеннолетних осужденных к жизни в новых для них условиях.
История- развития как западной, так и отечественной пенитенциарной теории и практики характеризуется противостоянием сторонников репрессивного подхода к проблеме исполнения уголовного наказания и гуманистического подхода, в основе которого изначально лежал принцип возможности и необходимости ресоциализации осуждённых.
В нашем исследовании ресоциализация несовершеннолетних осужденных понималась как процесс формирования свойств личности, предполагающий усвоение воспитанниками социальных стандартов поведения и ценностных ориентаций, осознанное подчинение правовым и иным нормам.
В свою очередь перестройка сознания несовершеннолетнего осужденного - процесс сложный и длительный. Прежде всего, он осуществляется через включение несовершеннолетнего осуждённого во взаимодействие, в социально приемлемые формы совместной с другим человеком активности. Традиционно к группе методов ресоциализации относятся: педагогические требования, общественное мнение, приучение, упражнение, поручение. Однако в последние десятилетия получили широкое распространение методы индивидуальной и групповой психокоррекции и психотерапии.
Целью нашего исследования было изучение педагогических принципов ресоциализации несовершеннолетних осужденных, анализ законодательных норм и практики их применения в рассматриваемой области, разработка предложений по дальнейшему совершенствованию практических мер воздействия, осуществляемых в процессе ресоциализации несовершеннолетних осужденных.
Процесс ресоциализации – сложный и длительный процесс, при котором для решения задачи ресоциализации к каждому несовершеннолетнему осужденному необходим дифференцированный, индивидуальный подход, предполагающий использование наиболее эффективных и подходящих форм и методов работы, а также, необходимо создать условия для изменения, развития личности, стимулировать ее работу над собой.
Эффективность ресоциализации несовершеннолетних преступников зависит от использования комплексного подхода, объединения усилий субъектов ресоциализационного процесса на всех уровнях управления, постоянного сочетания пенитенциарного и постпенитенциарного воздействия.
Процесс ресоциализации должен строится с учетом индивидуально-психологических свойств подростка, с учетом конкретных обстоятельств и неблагоприятных условий воспитания, которые способствовали возникновению разных асоциальных проявлений и отклонений. Невозможно составить алгоритм действий на каждый трудный случай педагогической практики , однако анализ опыта воспитательно-профилактической работы позволяет сформулировать принципы ресоциализации в основе, которых лежит проявление толерантности к осужденным несовершеннолетним.
Основными принципами ресоциализации несовершеннолетних осужденных в воспитательных колониях являются:
- целенаправленность;
-соответствие цели средствам, формам, и методам ресоциализационной деятельности;
- воспитание в коллективе;
- сочетание требовательности к осужденным с гуманным и справедливым отношением к ним;
- опора на положительное в личности;
- дифференцированный и индивидуальный , комплексный подходы в процессе ресоциализации;
- соблюдение профессиональной этики.
Анализ правовых источников и научной литературы позволил выявить основные проблемы в теории и практике ресоциализации несовершеннолетних осужденных. Нет единства в трактовке понятия «ресоциализация». В нормативно-правовых актах не предусмотрено мероприятий для предупреждения совершения повторных преступлений среди подростков. Отсутствие системной консолидированной деятельности всех существующих институтов.
Общие итоги нашего исследования заключаются в следующем:
- проанализированы теоретические источники, законодательство России, международные стандарты и практическая деятельность в сфере ресоциализации несовершеннолетних осужденных;
- выявлены основные проблемы, препятствующие ресоциализации несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы;
- систематизированы модели ресоциализации несовершеннолетних осужденных в зарубежных странах;
- разработаны предложения по внесению изменений в УИК РФ в сфере ресоциализации несовершеннолетних осужденных.
Таким образом, поставленные задачи исследования выполнены, цель исследования достигнута.
1. Конституция РФ 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. N 7-ФКЗ) // СЗ РФ. - 26.01.2009. -
№ 4. - Ст. 445.
2. Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 08 января 1997 г. N 1-ФЗ (в ред. от 1 апреля 2012 г. № 25- ФЗ) . // СЗ РФ. - 13.01.1997. - № 2. - ст. 198; 02.04.2012. - № 14. - Ст. 1551.
3. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996г. № 63 - ФЗ (в ред. от 1марта 2012 г. № 18-ФЗ). // СЗ РФ . - 17.06.1996. - № 25. - Ст. 2954; 05.03.2012. - № 10. - Ст. 1166.
4. Федеральный закон \"Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних\" от 24 октября 1999г. № 120-ФЗ (ред. от 03.12.2011 г. № 378-ФЗ). // СЗ РФ. - 28.06.1999. - № 26. - Ст. 3177; 05.12.2011. - № 49 (ч. 5). - Ст. 7056.
5. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ (в ред. от 23 июля 2008 года №160-ФЗ). //СЗ РФ. - 11.12.1995. - № 50. - Ст. 4872; 28.07.2008. - . №30 (ч. 2). - Ст. 3616.
6. Закон РФ \" О занятости населения в РФ\" от 19.04.1991 г. № 1032-1(в ред. от 30.11.2011 № 361-ФЗ, с изм. от 23.04.2012). // СЗ РФ. - 22.04.1996. - № 17. - Ст. 1915; 05.12.2011. -№ 49 (ч. 1). - Ст. 7039.
7. Закон Республики Башкортостан «О социальной адаптации лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы» от 3 февраля 2009 г. № 92-з. // Республика Башкортостан. - 2009 г.- 5 февраля. - N 21-22 (26756-26757).
8. Закон Республики Башкортостан \"О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав» от 29 декабря 2007 г. № 522-з.// Республика Башкортостан. - 2008 г. - 3 января. - № 1 (26485).
9. Закон РБ «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав в Республике Башкортостан» от 23 марта 1998 года № 151-з. ( в ред. от 29 декабря 2011 г. N 484-з) // Известия Башкортостана\". - 1998 г. - 9 июня. - №107-108 (1731-1732) ; Республика Башкортостан. - 2012 г. -5 января. - №1 (27486) .
10. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2000 г. №896 «Об утверждении примерных положений о специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.03.2009 №216). // СЗ РФ. - 2000г. - 4 декабря. -№ 49. - ст. 4822; 23.03.2009. - N 12. - Ст. 1427.
11. Постановление СФ ФС РФ от 17.02.2010 г. № 33-СФ «О совершенствовании правового регулирования в сфере социальной реабилитации лиц, осужденных за совершение преступлений». // СЗ РФ. - 2010 г. - 22 февраля. - N 8. - Ст. 788.
12. Постановление Правительства РБ от 15.09.2011 г. № 323 «О Республиканской целевой программе «Профилактика правонарушений и борьбы с преступностью в РБ на 2012 год » . // Ведомости Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан. - 2011. -17 октября. - № 20(362). - Ст. 1558 (опубликован без Программы).
13. Постановление Правительства РБ от 15.01.2007 г. № 5 «О государственных стандартах социального обслуживания населения в Республике Башкортостан». // Республика Башкортостан. - 2007. -13 апреля. - № 70 (26303).
14. Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 29.03.2002 г. \"Об утверждении рекомендаций по организации деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации\" (в ред. Постановления Минтруда РФ от 23.01.2004 № 2). // Бюллетень Минтруда РФ. -2002 г. -№ 5; 2004. - №2.
15. Постановление Кабинета Министров РБ от 03.11.98 №249 (ред. от 23.08.2007 № 238) \"Об утверждении Положения о центрах временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей\" (вместе с \"Правилами медицинского обслуживания несовершеннолетних, содержащихся в центрах временного содержания\", \"Правилами материально-технического обеспечения центров временного содержания\", \"Примерными правилами внутреннего распорядка и поведения несовершеннолетних в центре временного содержания\", \"Правилами содержания несовершеннолетних в дисциплинарной комнате центра временного содержания\"). // Ведомости Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан. - 1999 г. - № 4 (88). - Ст. 307 (опубликован без Положения); 15.10.2007. - № 19 (265). - Ст. 998.
16. Распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 г. № 1772-р «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года».// СЗ РФ. - 25.10.2010. - № 43. - Ст. 5544.
17. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 01.11.2007 г. № 680 \" Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности ( профессии), трудоустройства , профессионального обучения\". // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2008 г. -№ . -2.
Специальная литература
18. Авраменко, В. Ю. Педагогические основы ресоциализации делинквентных групп несовершеннолетних в условиях пенитенциарных / В. Ю. Авраменко // В мире научных открытий. - 2011.- №4 (10). - С .113.
19. Ананьев, О. Г. О совершенствовании образовательно-воспитательной системы реабилитационной деятельности ИУ для несовершеннолетних / О. Г. Ананьев // Прикладная юридическая психология. - 2011. - № 3.- г.- С. 121-130.
20. Ашин, А. А. Значение психологических особенностей личности в процессе исправления несовершеннолетних осужденных / А. А. Ашин // Вестник Владимирского юридического института. - 2007. - № 2.- С. 40 – 43.
21. Ашин, А. А. Специфика правового положения осужденных, отбывающих наказания в воспитательной колонии / А. А. Ашин // Вестник Владимирского юридического института. - 2007. - № 1. – С. 46 – 48.
22. Баранов, Ю. В. Прикладные механизмы ресоциализации осужденных к лишению свободы / Ю. В. Баранов // Человек: преступление и наказание. – 2008. - №2. – С.19-21
23. Бухарова, М. Критерии анализа ресоциализации подростков в условиях воспитательного учреждения / М. Бухарова // Власть. - 2010. - №2. - С.117-119.
24. Гребенкин , Е. В. Конфронтационная педагогика - современные технологии ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей / Е. В. Гребенкин // Психопедагогика в правоохранительных органах . - 2008. - №1(32). - С. 49.
25. Горбунов, В. А. Исправление и воспитание малолетних преступников (II половина XIX-XX в.) / В.А. Горбунов // Казанский педагогический журнал. - 2005. - №2. - С. 57-61.
26. Еникеев, М. И. Юридическая психология. С основами общей и социальной психологии: Учебник для вузов.-2-е изд., перераб. / М. И. Еникеев. -М.: Норма, 2006. - 512 с.
27. Зубков, М. П. Исправительная (пенитенциарная) педагогика: учебник / под ред. А. И.Зубкова, М . П. Стуровой. – Рязань, 1993. -С. 399.
28. Казанцева, Ю. В. Социально-педагогическая технология исправления осужденных / Ю. В. Казанцева // Мир науки, культуры, образования.- 2009. - №1(13) .- С.174-175.
29. Ковтуненко, Л. В. Воспитательная среда учреждения для несовершеннолетних правонарушителей как фактор их ресоциализации / Л. В. Ковтуненко // Вестник ВГУ. - 2010. - №2. - С.139.
30. Куркина, И. Н. Зарубежный опыт решения проблем ресоциализации осужденных / И. Н. Куркина // Вестник Владимирского юридического института. - 2011. - №2(19). - С.190-194.
31. Кочеткова , Е. М. Социально-педагогическая ресоциализация делинквентных несовершеннолетних в пенитенциарных учреждениях США / Е. М. Кочеткова // Педагогическое образование и наука. -2010. - № 6. - С.52-56.
32. Макаренко, А. С. Методика организации воспитательного процесса / А. С. Макаренко // Собр. соч.: В 8 т. —М.: Педагогика, 1983. — Т. 1. — С. 267 — 330.
33. Мардахеев, Л. В. Социальная педагогика. Полный курс: Учебник /Л.В. Мардахеев . -5-е изд., перараб. и доп. - М.: Изд. Юрайт. - 2011. - С.572.
34. Махиборода, Н. И. Принципы и правила организации педагогического общения в воспитательных колониях / Н. И. Махиборода // Российский научный журнал.- 2008.-№ 6 (7) .- С. 66-70.
35. Николаев, С. М. Успешная ресоциализация несовершеннолетних осужденных как основа эффективности деятельности воспитательных колоний / С. М. Николаев // Вестник Владимирского юридического института. - 2007. - №3(4). - С .40-43.
36. ОРЛОВА, Ю. Р. Особенности личности несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы некоторые проблемы их / Ю. Р. Орлова //Человек: преступление и наказание. - 2009. - № 2. - С. 55-58.
37. Павленка, П. Д. Технологии социальной работы в различных сферах жизнидеятельности / П. Д. Павленка. - М.:\"Дшков и К\" ,2005. - С.22-26.
38. Поздняков, В. М. Ресоциализация несовершеннолетних осужденных на основе системы общественных воздействий: история и современность / В.М. Поздняков // Вестник института: преступление, наказание, исправление.- 2011. -№ 16.- С. 41-51.
39. Поздняков, В. М. Использование достижений зарубежной и отечественной психологии в ресоциализации несовершеннолетних осужденных / Вестник института: преступление, наказание, исправление.- 2010. - №12. - С. 39-44.
40. Полякова, Е. А. Стадии процесса ресоциализации осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы / Е. А. Полякова // Человек: преступление и наказание. - 2009. -№4(67). - С.112-114.
41. Рукосуев, С. Г. Международная финансовая практика ресоциализации осужденных / С. Г. Рукосуев // Уголовно-исполнительное право. - 2010. - № 2. - С. 66-69.
42. Рущак, Р. В. Педагогические аспекты перевоспиания осужденных в местах лишения свободы / Р. В. Рущак, В. И. Колесов // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2009. - №3(39). -С. 230-232.
43. Рыбак, М. С. Ресоциализация осужденных к лишению свободы : проблемы теории и практики: автореф. дисс.докт. юрид. наук. / Рыбак М. С. - Саратов, 2011. - 18 с.
44. Садовникова , М. Н. Некоторые аспекты ресоциализации несовершеннолетних в зарубежных странах / М. Н. Садовникова // Сибирский юридический вестник. - 2009- №2(45). - С.73-78.
45. Садовникова , М. Н. Некоторые проблемы ресоциализации несовершеннолетних на пенитенциарной и постпенитенциарной стадиях / М. Н. Садовникова // Сибирский Юридический Вестник. - 2005. - № 1.- С56.
46. Садовникова , М. Н Ресоциализация несовершеннолетних осужденных: переход от воспитательных колоний к воспитательным центрам в рамках реформирования уголовно-исполнительной системы / М. Н. Садовникова, А. Н. Шляпкин // Сибирский Юридический Вестник. - 2010. - №4(51). - С. 100-104.
47. Садовникова, М. Н. Некоторые законодательные и практические проблемы ресоциализации освобождающихся из воспитательных колоний/ М. Н. Садовникова // Сибирский Юридический Вестник. - 2007. - № 4(39). - С. 68-69.
48. Саламатина, И. И. Проблема реинтеграции и интеграции несовершеннолетних делинквентов в контексте их ресоциализации / И. И. Саламатина // Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире: Материалы международной н/п конф. - Коломна: КГПИ, 2006. – Вып. 16. – С.380-381.
49. Стребкова, Ж. В. Процесс ресоциализации несовершеннолетних делинквентов / Ж. В. Стребкова // Педагогическое образование и наука. - 2009. - №1. - С.95-99.
50. Суртаева, Н. Н. Вопросы ресоциализации новаций в педагогических исследованиях / Н. Н. Суртаева, Ж. Б. Суртаева, П. Б. Суртаев // Мир науки, культуры, образования . - 2011. - № 2(27). - С.133-135.
51. Тищенко, Е. Я. Детерминирующие проблемы осужденных в процессе подготовки к освобождению из исправительных учреждений / Е. Я. Тищенко // Педагогическое образование и наука. -2011. -№1. - С. 91-94.
52. Федосеев, А. П. Проблемы ресоциализации в современном обществе: социокультурный анализ / А. П. Федосеев // Вестник Адыгейского государственного университета.- 2010. - №1. - С. 80-85.
53. Хамадишин, Д. З. Рецидив или ресоциализация?/ Д. З. Хамадшин // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2011. - № 3. - С. 2-6.
54. Хамадшин, Д. З. Проблемы ресоциализации и социальной реабилитации осужденных в период реформирования уголовно-исполнительной систеы / Д. З. Хамадшин // Вестник Владимирского юридического института. - 2011. - №1(18). - С. 31-35.
55. Ханцева, Г. Г. Особенности содержания воспитательного процесса в пенитенциарном учреждении / Г. Г. Ханцева, Л. В. Шубина / Мир науки, культуры, образования. - 2009. -№7(19). -С. 187-189.
Тема: | «Правовые и педагогические основы ресоциализации несовершеннолетних осужденных» | |
Раздел: | Право | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 65 | |
Цена: | 2100 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Особенности назначения наказания и освобождения от наказания несовершеннолетних
Дипломная работа:
Основы и особенности организации воспитательного процесса с несовершеннолетними осужденными в воспитательной колонии
Дипломная работа:
Несовершеннолетние в воспитательной колонии: особенности отбывания наказания
Дипломная работа:
Правовые и организационные формы борьбы с коррупцией в системе государственного управления
Курсовая работа:
Правовые и экономические основы местного самоуправления