Дипломная работа

«Несовершеннолетние в воспитательной колонии: особенности отбывания наказания»

  • 70 страниц(ы)
  • 4786 просмотров
  • 1 покупок
фото автора

Автор: chaki74

ВВЕДЕНИЕ

1. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ НЕСО-ВЕРШЕННОЛЕТНИМИ В ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ КОЛОНИЯХ

1.1 Социально-правовые особенности наказания несовершеннолетних

1.2 Воспитательные колонии и особенности отбывания в них лишения свободы

1.3 Меры поощрения и взыскания, применяемые к несовершеннолетним в воспитательных колониях

2. РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЕ В ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ КОЛОНИЯХ

2.1 Основные пути воспитательной работы с осужденными

2.2 Юридическая помощь и правовое просвещение осужденных

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Преступность несовершеннолетних, как и проблемы ее предупреждения, всегда вызывала повышенное внимание. Это вполне обоснованно, поскольку молодое поколение является естественным резервом социального развития, а нарушения уголовного закона несовершеннолетними свидетельствуют о существующих недостатках воспитания, условий для включения молодежи в жизнедеятельность общества. Распространенность преступлений среди лиц данной возрастной группы, их качественные характеристики не без оснований могут расцениваться как прогностические для всей преступности. Не случайно предупреждение преступлений среди несовершеннолетних рассматривается в масштабах мирового сообщества как важнейший аспект предупреждения преступности в обществе в целом.

Лица, содержащиеся в воспитательных колониях, с одной стороны, – осужденные, с другой – несовершеннолетние. Процесс отбывания ими наказания, а также их исправления, имеет ряд специфических черт, базирующихся на гуманном отношении государства к подросткам и учитывающих особенности формирующейся личности несовершеннолетних. Данные черты и подвергаются анализу в дипломной работе.

В дореволюционной России деятельность воспитательно-исправительных учреждений имела сравнительно недавнюю историю. Законом от 5 декабря 1866 г. впервые был установлен порядок их учреждения, предназначенных для исправительно-предупредительного воспитания. Второго июня 1897 г. был издан Закон, в котором устанавливались основания привлечения к суду и наказуемости несовершеннолетних. К ним применение исправительного воспитания было значительно расширено. Необходимость такого коренного различия между карательными мерами по отношению к молодым и взрослым преступникам объясняется коренной разницей между объектами этих карательных мер и важностью создания таких условий заключения, которые явились бы для заключенных стимулом к формированию трудовых навыков. Принятое 19 апреля 1909 г. Положение о воспитатель-но-исправительных учреждениях для несовершеннолетних сделало значительный шаг вперед в деле постановки предупредительно-исправительного воспитания и значительно восполнило пробелы Закона от 5 декабря 1866 г.

В условиях формирования Советского государства проводилась планомерная политика правовой и социальной защиты несовершеннолетних правонарушителей. Однако история становления пенитенциарной системы в Советском государстве показывает, что в некоторые периоды существования СССР проводилась достаточно «жесткая» политика в отношении несовершеннолетних правонарушителей. Постановление СНК СССР от 31 мая 1935 г. «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности» установило типы учреждений для несовершеннолетних правонарушителей: изоляторы, трудовые колонии и приемники-распределители. Так, в трудовых колониях содержались несовершеннолетние преступники в возрасте от 12 до 16 лет и беспризорные в возрасте от 14 до 16 лет. Несовершеннолетние лица более старшего возраста подлежали направлению в общие места заключения для лиц, осужденных к лишению свободы.

Период 1950-1970-х гг. характеризуется становлением и развитием института детских трудовых колоний и детских воспитательных колоний. Принятие ведомственных актов НКВД-МВД СССР, регулирующих деятельность подобного рода колоний, позволило создать управляемую систему контроля над воспитательно-трудовыми колониями для несовершеннолетних.

После принятия Основ исправительно-трудового законодательства Союза ССР была произведена реформа, результатом которой стало вхождение института воспитательно-трудовых колоний в систему исправи-тельно-трудовых учреждений. Принятие данного решения привело к снижению эффективности воспитательных мер в процессе отбывания наказания несовершеннолетними лицами и, как следствие, снижению уровня правосознания в подростковой среде.

Развитие российского законодательства в данной сфере осуществля-лось посредством восприятия международно-правовых принципов и норм, что привело к гуманизации российского законодательства.

Дипломная работа базируется на социальной и нормативной базе вопросов отбывания наказания несовершеннолетними в воспитательных колониях, теоретически представленных в трудах отечественных законоведов, таких как П.В. Иванов, В.И. Алексеев, А.С. Михлин и другие. Вместе с тем наличие ряда нерешенных вопросов, связанных с исследованием данной области, предопределили выбор темы исследования, его цель, задачи и структуру.

Цель работы – проанализировать юридические и социальные особенности отбывания наказания несовершеннолетними в воспитательных колониях. Достижение данной цели обеспечивается решением следующих задач, отражающих логику и концепцию исследования:

• выявить социально-правовые особенности наказания несовершен-нолетних;

• проанализировать особенности отбывания наказания в воспитательных колониях;

• проанализировать методы и способы поощрений и взысканий, применяемых в воспитательных колониях;

• изучить методы и способы воспитательной работы с осужден-ными;

• проанализировать объем юридической помощи, оказываемой осужденным в воспитательных колониях.

Объект исследования работы – отбывание наказания несовершенно-летними в воспитательных колониях. Предмет исследования работы – юридические отношения, возникающие при реализации данного вида уголовной ответственности несовершеннолетних.

Теоретико-методологическую базу исследования составили фунда-ментальные концепции развития отечественных законоведов, базирующиеся на системно-функциональном подходе к развитию отечественного уголовно-исполнительного права. Информационно-эмпирической базой обеспечения достоверности выводов и рекомендаций стали фактологические сведения, сформированные на базе официальных статистических данных Федеральной службы государственной статистики РФ, опубликованные в печати и представленные в сети Интернет, информационные и статистические материалы.

Нормативно-правовую базу исследования составляют законные и подзаконные нормативные акты, регулирующие правовую область, исследуемую в работе. Работа включает в себя введение, две главы, заключение, а также список использованных источников.

Каждое государство стремится к дальнейшей гуманизации назначения и исполнения наказания в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних, выбирая свой путь в решении данной задачи. Общие вопросы, касающиеся уголовной политики в отношении несовершеннолетних правонарушителей, содержатся в ряде международных документов, в которых определены условия содержания подростков в местах лишения свободы, правила обращения с ними. Согласно Конвенции о правах ребенка ООН «во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они госу-дарственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка» (ч. 1 ст. 3). «Государства-участники обеспечивают, чтобы каждый лишенный свободы ребенок имел право на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи, а также право оспаривать законность лишения его свободы перед судом или другим компетентным, независимым и беспристрастным ор-ганом и право на безотлагательное принятие ими решения в отношении любого такого процессуального действия» (п. «d» ст. 37).

Накопленный опыт работ государственных структур, отвечающих за исполнение наказания в отношении несовершеннолетних преступников, привел к необходимости принятия на межгосударственном уровне целостного нормативного акта – Руководящих принципов Организации Объединенных Наций, принятых в 1990 г. в Эр-Рияде . В данном документе, прежде всего, учитываются интересы несовершеннолетних, а ответственность за деятельность по предупреждению детской преступности возложена на семью, школу, общество и средства массовой информации. Здесь же обращается особое внимание на обязанность правительства сохранять целостность семьи, необходимость принятия соответствующего законодательства и претворения его в жизнь. В тот же период были приняты Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, в которых содержатся обстоятельные рекомендации по обращению с детьми, находящимися в исправительных учреждениях, предусматривается право воспитанников на регулярные свидания и поддержание контактов с родителями или опекунами, на медицинское и психосоциальное обследование при поступлении в заведение. Указанными Правилами запрещаются телесные наказания, изоляция в одиночном заключении и сокращение питания . Согласно данным Правилам:

Подводя итоги проведенной работы, можно сделать следующие выводы.

Несмотря на ряд негативных тенденций в структуре преступности несовершеннолетних, следует отметить ярко выраженный процесс гуманизации уголовной политики, проводимой в отношении несовершеннолетних в последние годы, что нашло отражение и в расширении оснований для применения уголовных наказаний альтернативных лишению свободы. Однако приходится констатировать тот факт, что в России сегодня по различным причинам в отношении несовершеннолетних почти невозможно применять какие-либо иные меры наказания, не связанные с лишением свободы, кроме условного осуждения.

Различия порядка отбывания наказания между исправительными и воспитательными колониями не сводятся только к наличию дополнительного вида условий (льготных) и мер поощрения, предусмотренных законодательством для несовершеннолетних и не распространяющихся на содержащихся в исправительных колониях. Воплощением принципов гуманизма и экономии репрессии является также сокращение видов взысканий, которые могут налагаться на несовершеннолетних. При этом количество взысканий намного меньше числа мер поощрения, право на которые имеют несовершеннолетние.

Меры поощрения, как и меры взыскания, различаются характером и степенью влияния на правовой статус несовершеннолетнего. Соответственно, объем полномочий работников воспитательных колоний по применению этих мер не одинаков. Правом объявления поощрений или наложения взысканий обладают только должностные лица, и именно должностные лица воспитательной колонии. Наибольшими полномочиями УИК РФ облекает начальника воспитательной колонии (или лица, его замещающего), наделяя его правом применения всех закрепленных законом мер поощрения и взыскания для несовершеннолетних. Некоторые меры поощрения и взыскания вправе применять начальники отрядов.

Воспитательная работа строится так, чтобы обеспечить координацию усилий работников общеобразовательной школы, режимных, оперативных и производственных отделов, частей по вовлечению всех сотрудников колонии, общественных объединений, религиозных организаций, родителей и близких родственников осужденных в решение задач по исправлению осужденных, содержащихся в воспитательных колониях. Основными направлениями, по которым проводится воспитательная работа в воспитательной колонии, являются: нравственное, правовое, трудовое, эстетическое, физическое воспитание и др. Организуется такая работа в групповых (массовых) и индивидуальных формах на основе психолого-педагогических методов.

Средствами достижения стоящих перед учебно-воспитательным процессом целей являются формирование у осужденных законопослушного поведения, добросовестного отношения к труду и учебе, получение начального профессионального образования, про-фессиональной подготовки, повышение образовательного и культурного уровня. Комплексный подход к организации воспитательной работы предусматривает широкое использование возможностей общеобразовательного обучения и профессиональной подготовки, отне-сенных законом к числу основных средств исправления осужденных.

Пребывание в воспитательной колонии для осужденного – явление временное. По отбытии наказания он вернется в общество, поэтому одной из целей учебно-воспитательного процесса является подготовка его к социальной адаптации и жизни на свободе. Только усилиями администрации колонии решения этой задачи добиться сложно, хотя воспитательная работа и составляет предмет профессиональной деятельности всех сотрудников уголовно-исполнительной системы. Для этого в воспитательную работу вовлекаются родственники осужденных, общественность, иные лица и организации, представители которых входят в состав попечительского совета или родительского комитета.

Государство должно создать (обеспечить) надежные гарантии исправления судебных ошибок в отношении несовершеннолетних. Если государство «дает сбои», допуская «некачественное правосудие», то, стремясь к правовому государству, оно должно создавать механизмы исправления «судебных ошибок», в частности, обеспечить несовершеннолетнему получение квалифицированной юридической помощи. Особое внимание также должно уделяться ресоциализации несовершеннолетних после их освобождения из воспитательных колоний, для чего необходимо ввести в законодательство соответствующие поправки.

Пенитенциарная профилактика в отношении лиц, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте, требует учета многих факторов и условий, поскольку они связаны с психофизиологическими особенностями этой категории преступников, уровнем их умственного развития и самосознания. Организация пенитенциарных учреждений для несовершеннолетних правонарушителей в Российской Федерации должна осуществляться с учетом комплексного подхода, учитывающего не только юридические механизмы воздействия на несовершеннолетнего правонарушителя, но и психологические особенности несовершеннолетних лиц, а также современные педагогические методы в работе по профилактике совершения правонарушений.

Российская Федерация должна и в дальнейшем проводить уголовно-исполнительную политику в отношении несовершеннолетних правонарушителей с учетом международно-правовых стандартов и требований.

1. Руководящие принципы Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские принципы) // Международные акты о правах человека. Сборник документов. М., 1999.

2. Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 08.01.1997 №1-ФЗ (в ред. от 27.12.2009).

3. Федеральный закон РФ от 31 мая 2002 г. №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (в ред. от 27.12.2009).

4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14.02.2000 №7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» (в ред. от 27.02.2008).

5. Правила внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утв. Приказом Минюста России от 29 июля 2002 г. №210.

6. Абземилова З.Р. Боровиков В.В. О применении исправительных работ в отношении несовершеннолетних. // Российская юстиция. 2008. №3.

7. Авакова А.В. Индивидуализация судебного наказания в виде лишения свободы несовершеннолетних в воспитательных колониях. // Российский судья. 2007. №8.

8. Акимов С.К., Лысягин О.Б. Основные права осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы: виды, содержание, реализация и защита (восстановление). М., 2007.

9. Алексеев И.Н. Условное осуждение в уголовном праве. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2007.

10. Антонян Е.А. Исполнение наказания в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних. // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2006. №6

11. Бакаев А.А. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних: Учеб. пособие. М., 2004.

12. Балаян С.Л., Данилин Е.М. Совершенствование организации воспитательной работы и общеобразовательного обучения несовершеннолетних, содержащихся в воспитательных колониях. // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2008. №2.

13. Бахурина Л.С., Янков А.В. Отношение осужденных в воспитательной колонии к книге, чтению и библиотеке // Социолог и психолог в библиотеке. Вып. 1. М.: РГЮБ, 2001.

14. Беляева Л.И. Несовершеннолетний в ВК: Что полезно знать клубному работнику. М.: Ин-т прав человека, 1998.

15. Беляева Л.И. Становление и развитие исправительных заведений для несовершеннолетних правонарушителей (сер. XIX – нач. XX в.). Спб., 1995.

16. Бойков А.Д., Васильев А.В. и др. Юридическая клиника: Опыт практического обучения юристов. СПб., 1999.

17. Бузанов К.А. Особенности назначения наказаний несовершеннолетним: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2000.

18. Волошин В. Проблемы назначения несовершеннолетним осужденным исправительных работ и лишения свободы. // Уголовное право. 2008. №1.

19. Данилин Е.М. Проблемы организации воспитательной работы с осужденными в ВК, связанные с дифференциацией условий отбывания наказания // Организационно-правовые проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних. Материалы межведомственной научно-практической конференции. М., 1999.

20. Дубоносова А.Э. Государственно-правовые особенности организации пенитенциарных учреждений для несовершеннолетних правонарушителей. // Российский судья. 2006. №10.

21. Журавлев А.В. Динамика назначения уголовного наказания несовершеннолетним в Российской Федерации // Российское правосудие. 2007. № 2.

22. Зубенко В.М. Юридическая помощь несовершеннолетним, находящихся в местах лишения свободы. // Адвокат. 2007. №11.

23. Иванов П.В. Особенности исполнения наказаний, связанных с лишением свободы, в отношении несовершеннолетних и основные направления их ресоциализации. Новосибирск: Сибпринт, 2008.

24. Иванов П.В. Особенности правовых последствий осуждения и отбывания наказания лицами в несовершеннолетнем возрасте. // Вопросы ювенальной юстиции. 2008. №4.

25. Иванов П.В. Правовые последствия судимости для несовершеннолетних. // Вопросы ювенальной юстиции. 2009. №1.

26. Кармовский В.Д., Давыдов Н.В. О роли библиотеки воспитательной колонии для несовершеннолетних осужденных женского пола в профилактике социально значимых заболеваний. // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2007. №5.

27. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации (постатейный) (4-е издание, переработанное) (под ред. А.И. Зубкова). М.: Норма, 2008.

28. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации (постатейный) (науч. ред. А.С. Михлин) М.: Юрайт, 2008.

29. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации / Под ред. В.И. Селиверстова. М.: ТК Велби; Изд-во Проспект, 2008.

30. Коптяева О.А. Реализация несовершеннолетними осужденными, отбывающими наказание в виде лишения свободы, права на юридическую помощь и их правовое просвещение. // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2005. №5.

31. Корягина С.А. Назначение условного наказания осужденным: теория и практика. // Российский следователь. 2009. №3.

32. Кульшина Э.А. О практике работы Кингисеппского городского суда Ленинградской области по рассмотрению дел в отношении несовершеннолетних с применением элементов ювенальной юстиции. // Вопросы ювенальной юстиции. 2009. №4.

33. Курганов С.И. Герменевтика Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2006. №3.

34. Курс уголовного права. Т. 2. Общая часть. Учение о наказании / Под ред. доктора юридических наук, профессора Н.Ф. Кузнецовой, кандидата юридических наук, доцента И.М. Тяжковой. М.: ИКД «Зерцало-М», 2006.

35. Леонов И.С. Проблемы классификации несовершеннолетних осужденных в воспитательных колониях. // Российский следователь. 2007. №8.

36. Лифанова Е. Программа «Street Law»: изучение права и обучение праву // Бюллетень юридической клиники. Вып. 3. Тверь, 2002.

37. Маркунцов С.А. Осознание уголовно-правовых запретов в структуре уголовной ответственности несовершеннолетних. М., 2007.

38. Неманежин В.Ю. Некоторые проблемы теории и практики условного осуждения в уголовном праве России // Правоведение. 2006. №5.

39. Панкратов Р.И. Лишение свободы как исключительная мера уголовного наказания несовершеннолетних преступников в России // Россия в третьем тысячелетии: Сборник научных трудов. М., 2002.

40. Панкратов Р.И., Тарло Е.Г., Ермаков В.Д. Дети, лишенные свободы. М., 2003.

41. Переверзев А.В. Становление советского законодательства о борьбе с преступностью несовершеннолетних: специфика и преемственность. // Российская юстиция. 2009. №7.

42. Пищелко А.В., Сочивко Д.В. Реадаптация и ресоциализация. М.: ПЕР СЭ, 2003.

43. Профессиональные навыки юриста: Опыт практического обучения. М., 2001.

44. Романова С.А. Социальная диагностика преступности несовершеннолетних, содержащихся в воспитательных колониях. // Общество и право. 2008. №1.

45. Рыжаков А.П. Комментарий к отдельным положениям Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.02.2000 №7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних». М., 2008.

46. Ручкин Ф. Уголовно-исполнительные инспекции на пути преобразований // Ведомости Уголовно-исполнительной системы. 2006. №6.

47. Семенова С.Н. Ювенальная юстиция: история и перспективы // Материалы научно-практической конференции «Право и правоприменение: история, проблемы и перспективы». Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2004.

48. Тараленко К.Н. Рецидивная преступность несовершеннолетних, осужденных условно, и ее предупреждение: Автореф. дис. . канд. юрид. наук: 12.00.08. М.: РГБ, 2003.

49. Ткачевский Ю.М., Зубков А.И. Уголовно-исполнительное право. Учебник. М., 2008.

50. Уголовное право России. Общая часть: Учебник / Под ред. А.И. Рарога. М., 2009.

Покупка готовой работы
Тема: «Несовершеннолетние в воспитательной колонии: особенности отбывания наказания»
Раздел: Уголовное право и процесс
Тип: Дипломная работа
Страниц: 70
Цена: 3200 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика