Дипломная работа

«Несовершеннолетние в воспитательной колонии: особенности отбывания наказания»

  • 70 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ НЕСО-ВЕРШЕННОЛЕТНИМИ В ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ КОЛОНИЯХ

1.1 Социально-правовые особенности наказания несовершеннолетних

1.2 Воспитательные колонии и особенности отбывания в них лишения свободы

1.3 Меры поощрения и взыскания, применяемые к несовершеннолетним в воспитательных колониях

2. РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЕ В ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ КОЛОНИЯХ

2.1 Основные пути воспитательной работы с осужденными

2.2 Юридическая помощь и правовое просвещение осужденных

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Введение

Преступность несовершеннолетних, как и проблемы ее предупреждения, всегда вызывала повышенное внимание. Это вполне обоснованно, поскольку молодое поколение является естественным резервом социального развития, а нарушения уголовного закона несовершеннолетними свидетельствуют о существующих недостатках воспитания, условий для включения молодежи в жизнедеятельность общества. Распространенность преступлений среди лиц данной возрастной группы, их качественные характеристики не без оснований могут расцениваться как прогностические для всей преступности. Не случайно предупреждение преступлений среди несовершеннолетних рассматривается в масштабах мирового сообщества как важнейший аспект предупреждения преступности в обществе в целом.

Лица, содержащиеся в воспитательных колониях, с одной стороны, – осужденные, с другой – несовершеннолетние. Процесс отбывания ими наказания, а также их исправления, имеет ряд специфических черт, базирующихся на гуманном отношении государства к подросткам и учитывающих особенности формирующейся личности несовершеннолетних. Данные черты и подвергаются анализу в дипломной работе.

В дореволюционной России деятельность воспитательно-исправительных учреждений имела сравнительно недавнюю историю. Законом от 5 декабря 1866 г. впервые был установлен порядок их учреждения, предназначенных для исправительно-предупредительного воспитания. Второго июня 1897 г. был издан Закон, в котором устанавливались основания привлечения к суду и наказуемости несовершеннолетних. К ним применение исправительного воспитания было значительно расширено. Необходимость такого коренного различия между карательными мерами по отношению к молодым и взрослым преступникам объясняется коренной разницей между объектами этих карательных мер и важностью создания таких условий заключения, которые явились бы для заключенных стимулом к формированию трудовых навыков. Принятое 19 апреля 1909 г. Положение о воспитатель-но-исправительных учреждениях для несовершеннолетних сделало значительный шаг вперед в деле постановки предупредительно-исправительного воспитания и значительно восполнило пробелы Закона от 5 декабря 1866 г.

В условиях формирования Советского государства проводилась планомерная политика правовой и социальной защиты несовершеннолетних правонарушителей. Однако история становления пенитенциарной системы в Советском государстве показывает, что в некоторые периоды существования СССР проводилась достаточно «жесткая» политика в отношении несовершеннолетних правонарушителей. Постановление СНК СССР от 31 мая 1935 г. «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности» установило типы учреждений для несовершеннолетних правонарушителей: изоляторы, трудовые колонии и приемники-распределители. Так, в трудовых колониях содержались несовершеннолетние преступники в возрасте от 12 до 16 лет и беспризорные в возрасте от 14 до 16 лет. Несовершеннолетние лица более старшего возраста подлежали направлению в общие места заключения для лиц, осужденных к лишению свободы.

Период 1950-1970-х гг. характеризуется становлением и развитием института детских трудовых колоний и детских воспитательных колоний. Принятие ведомственных актов НКВД-МВД СССР, регулирующих деятельность подобного рода колоний, позволило создать управляемую систему контроля над воспитательно-трудовыми колониями для несовершеннолетних.

После принятия Основ исправительно-трудового законодательства Союза ССР была произведена реформа, результатом которой стало вхождение института воспитательно-трудовых колоний в систему исправи-тельно-трудовых учреждений. Принятие данного решения привело к снижению эффективности воспитательных мер в процессе отбывания наказания несовершеннолетними лицами и, как следствие, снижению уровня правосознания в подростковой среде.

Развитие российского законодательства в данной сфере осуществля-лось посредством восприятия международно-правовых принципов и норм, что привело к гуманизации российского законодательства.

Дипломная работа базируется на социальной и нормативной базе вопросов отбывания наказания несовершеннолетними в воспитательных колониях, теоретически представленных в трудах отечественных законоведов, таких как П.В. Иванов, В.И. Алексеев, А.С. Михлин и другие. Вместе с тем наличие ряда нерешенных вопросов, связанных с исследованием данной области, предопределили выбор темы исследования, его цель, задачи и структуру.

Цель работы – проанализировать юридические и социальные особенности отбывания наказания несовершеннолетними в воспитательных колониях. Достижение данной цели обеспечивается решением следующих задач, отражающих логику и концепцию исследования:

• выявить социально-правовые особенности наказания несовершен-нолетних;

• проанализировать особенности отбывания наказания в воспитательных колониях;

• проанализировать методы и способы поощрений и взысканий, применяемых в воспитательных колониях;

• изучить методы и способы воспитательной работы с осужден-ными;

• проанализировать объем юридической помощи, оказываемой осужденным в воспитательных колониях.

Объект исследования работы – отбывание наказания несовершенно-летними в воспитательных колониях. Предмет исследования работы – юридические отношения, возникающие при реализации данного вида уголовной ответственности несовершеннолетних.

Теоретико-методологическую базу исследования составили фунда-ментальные концепции развития отечественных законоведов, базирующиеся на системно-функциональном подходе к развитию отечественного уголовно-исполнительного права. Информационно-эмпирической базой обеспечения достоверности выводов и рекомендаций стали фактологические сведения, сформированные на базе официальных статистических данных Федеральной службы государственной статистики РФ, опубликованные в печати и представленные в сети Интернет, информационные и статистические материалы.

Нормативно-правовую базу исследования составляют законные и подзаконные нормативные акты, регулирующие правовую область, исследуемую в работе. Работа включает в себя введение, две главы, заключение, а также список использованных источников.

Фрагмент работы

Каждое государство стремится к дальнейшей гуманизации назначения и исполнения наказания в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних, выбирая свой путь в решении данной задачи. Общие вопросы, касающиеся уголовной политики в отношении несовершеннолетних правонарушителей, содержатся в ряде международных документов, в которых определены условия содержания подростков в местах лишения свободы, правила обращения с ними. Согласно Конвенции о правах ребенка ООН «во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они госу-дарственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка» (ч. 1 ст. 3). «Государства-участники обеспечивают, чтобы каждый лишенный свободы ребенок имел право на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи, а также право оспаривать законность лишения его свободы перед судом или другим компетентным, независимым и беспристрастным ор-ганом и право на безотлагательное принятие ими решения в отношении любого такого процессуального действия» (п. «d» ст. 37).

Накопленный опыт работ государственных структур, отвечающих за исполнение наказания в отношении несовершеннолетних преступников, привел к необходимости принятия на межгосударственном уровне целостного нормативного акта – Руководящих принципов Организации Объединенных Наций, принятых в 1990 г. в Эр-Рияде . В данном документе, прежде всего, учитываются интересы несовершеннолетних, а ответственность за деятельность по предупреждению детской преступности возложена на семью, школу, общество и средства массовой информации. Здесь же обращается особое внимание на обязанность правительства сохранять целостность семьи, необходимость принятия соответствующего законодательства и претворения его в жизнь. В тот же период были приняты Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, в которых содержатся обстоятельные рекомендации по обращению с детьми, находящимися в исправительных учреждениях, предусматривается право воспитанников на регулярные свидания и поддержание контактов с родителями или опекунами, на медицинское и психосоциальное обследование при поступлении в заведение. Указанными Правилами запрещаются телесные наказания, изоляция в одиночном заключении и сокращение питания . Согласно данным Правилам:

Заключение

Подводя итоги проведенной работы, можно сделать следующие выводы.

Несмотря на ряд негативных тенденций в структуре преступности несовершеннолетних, следует отметить ярко выраженный процесс гуманизации уголовной политики, проводимой в отношении несовершеннолетних в последние годы, что нашло отражение и в расширении оснований для применения уголовных наказаний альтернативных лишению свободы. Однако приходится констатировать тот факт, что в России сегодня по различным причинам в отношении несовершеннолетних почти невозможно применять какие-либо иные меры наказания, не связанные с лишением свободы, кроме условного осуждения.

Различия порядка отбывания наказания между исправительными и воспитательными колониями не сводятся только к наличию дополнительного вида условий (льготных) и мер поощрения, предусмотренных законодательством для несовершеннолетних и не распространяющихся на содержащихся в исправительных колониях. Воплощением принципов гуманизма и экономии репрессии является также сокращение видов взысканий, которые могут налагаться на несовершеннолетних. При этом количество взысканий намного меньше числа мер поощрения, право на которые имеют несовершеннолетние.

Меры поощрения, как и меры взыскания, различаются характером и степенью влияния на правовой статус несовершеннолетнего. Соответственно, объем полномочий работников воспитательных колоний по применению этих мер не одинаков. Правом объявления поощрений или наложения взысканий обладают только должностные лица, и именно должностные лица воспитательной колонии. Наибольшими полномочиями УИК РФ облекает начальника воспитательной колонии (или лица, его замещающего), наделяя его правом применения всех закрепленных законом мер поощрения и взыскания для несовершеннолетних. Некоторые меры поощрения и взыскания вправе применять начальники отрядов.

Воспитательная работа строится так, чтобы обеспечить координацию усилий работников общеобразовательной школы, режимных, оперативных и производственных отделов, частей по вовлечению всех сотрудников колонии, общественных объединений, религиозных организаций, родителей и близких родственников осужденных в решение задач по исправлению осужденных, содержащихся в воспитательных колониях. Основными направлениями, по которым проводится воспитательная работа в воспитательной колонии, являются: нравственное, правовое, трудовое, эстетическое, физическое воспитание и др. Организуется такая работа в групповых (массовых) и индивидуальных формах на основе психолого-педагогических методов.

Средствами достижения стоящих перед учебно-воспитательным процессом целей являются формирование у осужденных законопослушного поведения, добросовестного отношения к труду и учебе, получение начального профессионального образования, про-фессиональной подготовки, повышение образовательного и культурного уровня. Комплексный подход к организации воспитательной работы предусматривает широкое использование возможностей общеобразовательного обучения и профессиональной подготовки, отне-сенных законом к числу основных средств исправления осужденных.

Пребывание в воспитательной колонии для осужденного – явление временное. По отбытии наказания он вернется в общество, поэтому одной из целей учебно-воспитательного процесса является подготовка его к социальной адаптации и жизни на свободе. Только усилиями администрации колонии решения этой задачи добиться сложно, хотя воспитательная работа и составляет предмет профессиональной деятельности всех сотрудников уголовно-исполнительной системы. Для этого в воспитательную работу вовлекаются родственники осужденных, общественность, иные лица и организации, представители которых входят в состав попечительского совета или родительского комитета.

Государство должно создать (обеспечить) надежные гарантии исправления судебных ошибок в отношении несовершеннолетних. Если государство «дает сбои», допуская «некачественное правосудие», то, стремясь к правовому государству, оно должно создавать механизмы исправления «судебных ошибок», в частности, обеспечить несовершеннолетнему получение квалифицированной юридической помощи. Особое внимание также должно уделяться ресоциализации несовершеннолетних после их освобождения из воспитательных колоний, для чего необходимо ввести в законодательство соответствующие поправки.

Пенитенциарная профилактика в отношении лиц, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте, требует учета многих факторов и условий, поскольку они связаны с психофизиологическими особенностями этой категории преступников, уровнем их умственного развития и самосознания. Организация пенитенциарных учреждений для несовершеннолетних правонарушителей в Российской Федерации должна осуществляться с учетом комплексного подхода, учитывающего не только юридические механизмы воздействия на несовершеннолетнего правонарушителя, но и психологические особенности несовершеннолетних лиц, а также современные педагогические методы в работе по профилактике совершения правонарушений.

Российская Федерация должна и в дальнейшем проводить уголовно-исполнительную политику в отношении несовершеннолетних правонарушителей с учетом международно-правовых стандартов и требований.

Список литературы

1. Руководящие принципы Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские принципы) // Международные акты о правах человека. Сборник документов. М., 1999.

2. Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 08.01.1997 №1-ФЗ (в ред. от 27.12.2009).

3. Федеральный закон РФ от 31 мая 2002 г. №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (в ред. от 27.12.2009).

4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14.02.2000 №7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» (в ред. от 27.02.2008).

5. Правила внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утв. Приказом Минюста России от 29 июля 2002 г. №210.

6. Абземилова З.Р. Боровиков В.В. О применении исправительных работ в отношении несовершеннолетних. // Российская юстиция. 2008. №3.

7. Авакова А.В. Индивидуализация судебного наказания в виде лишения свободы несовершеннолетних в воспитательных колониях. // Российский судья. 2007. №8.

8. Акимов С.К., Лысягин О.Б. Основные права осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы: виды, содержание, реализация и защита (восстановление). М., 2007.

9. Алексеев И.Н. Условное осуждение в уголовном праве. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2007.

10. Антонян Е.А. Исполнение наказания в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних. // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2006. №6

11. Бакаев А.А. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних: Учеб. пособие. М., 2004.

12. Балаян С.Л., Данилин Е.М. Совершенствование организации воспитательной работы и общеобразовательного обучения несовершеннолетних, содержащихся в воспитательных колониях. // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2008. №2.

13. Бахурина Л.С., Янков А.В. Отношение осужденных в воспитательной колонии к книге, чтению и библиотеке // Социолог и психолог в библиотеке. Вып. 1. М.: РГЮБ, 2001.

14. Беляева Л.И. Несовершеннолетний в ВК: Что полезно знать клубному работнику. М.: Ин-т прав человека, 1998.

15. Беляева Л.И. Становление и развитие исправительных заведений для несовершеннолетних правонарушителей (сер. XIX – нач. XX в.). Спб., 1995.

16. Бойков А.Д., Васильев А.В. и др. Юридическая клиника: Опыт практического обучения юристов. СПб., 1999.

17. Бузанов К.А. Особенности назначения наказаний несовершеннолетним: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2000.

18. Волошин В. Проблемы назначения несовершеннолетним осужденным исправительных работ и лишения свободы. // Уголовное право. 2008. №1.

19. Данилин Е.М. Проблемы организации воспитательной работы с осужденными в ВК, связанные с дифференциацией условий отбывания наказания // Организационно-правовые проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних. Материалы межведомственной научно-практической конференции. М., 1999.

20. Дубоносова А.Э. Государственно-правовые особенности организации пенитенциарных учреждений для несовершеннолетних правонарушителей. // Российский судья. 2006. №10.

21. Журавлев А.В. Динамика назначения уголовного наказания несовершеннолетним в Российской Федерации // Российское правосудие. 2007. № 2.

22. Зубенко В.М. Юридическая помощь несовершеннолетним, находящихся в местах лишения свободы. // Адвокат. 2007. №11.

23. Иванов П.В. Особенности исполнения наказаний, связанных с лишением свободы, в отношении несовершеннолетних и основные направления их ресоциализации. Новосибирск: Сибпринт, 2008.

24. Иванов П.В. Особенности правовых последствий осуждения и отбывания наказания лицами в несовершеннолетнем возрасте. // Вопросы ювенальной юстиции. 2008. №4.

25. Иванов П.В. Правовые последствия судимости для несовершеннолетних. // Вопросы ювенальной юстиции. 2009. №1.

26. Кармовский В.Д., Давыдов Н.В. О роли библиотеки воспитательной колонии для несовершеннолетних осужденных женского пола в профилактике социально значимых заболеваний. // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2007. №5.

27. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации (постатейный) (4-е издание, переработанное) (под ред. А.И. Зубкова). М.: Норма, 2008.

28. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации (постатейный) (науч. ред. А.С. Михлин) М.: Юрайт, 2008.

29. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации / Под ред. В.И. Селиверстова. М.: ТК Велби; Изд-во Проспект, 2008.

30. Коптяева О.А. Реализация несовершеннолетними осужденными, отбывающими наказание в виде лишения свободы, права на юридическую помощь и их правовое просвещение. // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2005. №5.

31. Корягина С.А. Назначение условного наказания осужденным: теория и практика. // Российский следователь. 2009. №3.

32. Кульшина Э.А. О практике работы Кингисеппского городского суда Ленинградской области по рассмотрению дел в отношении несовершеннолетних с применением элементов ювенальной юстиции. // Вопросы ювенальной юстиции. 2009. №4.

33. Курганов С.И. Герменевтика Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2006. №3.

34. Курс уголовного права. Т. 2. Общая часть. Учение о наказании / Под ред. доктора юридических наук, профессора Н.Ф. Кузнецовой, кандидата юридических наук, доцента И.М. Тяжковой. М.: ИКД «Зерцало-М», 2006.

35. Леонов И.С. Проблемы классификации несовершеннолетних осужденных в воспитательных колониях. // Российский следователь. 2007. №8.

36. Лифанова Е. Программа «Street Law»: изучение права и обучение праву // Бюллетень юридической клиники. Вып. 3. Тверь, 2002.

37. Маркунцов С.А. Осознание уголовно-правовых запретов в структуре уголовной ответственности несовершеннолетних. М., 2007.

38. Неманежин В.Ю. Некоторые проблемы теории и практики условного осуждения в уголовном праве России // Правоведение. 2006. №5.

39. Панкратов Р.И. Лишение свободы как исключительная мера уголовного наказания несовершеннолетних преступников в России // Россия в третьем тысячелетии: Сборник научных трудов. М., 2002.

40. Панкратов Р.И., Тарло Е.Г., Ермаков В.Д. Дети, лишенные свободы. М., 2003.

41. Переверзев А.В. Становление советского законодательства о борьбе с преступностью несовершеннолетних: специфика и преемственность. // Российская юстиция. 2009. №7.

42. Пищелко А.В., Сочивко Д.В. Реадаптация и ресоциализация. М.: ПЕР СЭ, 2003.

43. Профессиональные навыки юриста: Опыт практического обучения. М., 2001.

44. Романова С.А. Социальная диагностика преступности несовершеннолетних, содержащихся в воспитательных колониях. // Общество и право. 2008. №1.

45. Рыжаков А.П. Комментарий к отдельным положениям Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.02.2000 №7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних». М., 2008.

46. Ручкин Ф. Уголовно-исполнительные инспекции на пути преобразований // Ведомости Уголовно-исполнительной системы. 2006. №6.

47. Семенова С.Н. Ювенальная юстиция: история и перспективы // Материалы научно-практической конференции «Право и правоприменение: история, проблемы и перспективы». Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2004.

48. Тараленко К.Н. Рецидивная преступность несовершеннолетних, осужденных условно, и ее предупреждение: Автореф. дис. . канд. юрид. наук: 12.00.08. М.: РГБ, 2003.

49. Ткачевский Ю.М., Зубков А.И. Уголовно-исполнительное право. Учебник. М., 2008.

50. Уголовное право России. Общая часть: Учебник / Под ред. А.И. Рарога. М., 2009.

Покупка готовой работы
Тема: «Несовершеннолетние в воспитательной колонии: особенности отбывания наказания»
Раздел: Уголовное право и процесс
Тип: Дипломная работа
Страниц: 70
Цена: 3200 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика