Дипломная работа

«Правовые и организационные формы борьбы с коррупцией в системе государственного управления»

  • 57 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6

1.1. Понятие и сущность коррупции в правовой науке и российском законодательстве 6

1.2. Правовая основа противодействию коррупции в системе государственного управления в Российской Федерации 13

1.3. Зарубежный опыт противодействия коррупции как фактор совершенствования антикоррупционного законодательства Российской Федерации 22

ГЛАВА 2. ПРАВОВОЙ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ В МЕХАНИЗМЕ ПРОТИВОДЕЙТВИЯ КОРРУПЦИИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ 33

2.1. Меры по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции 33

2.2. Меры по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений 38

2.3. Меры по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений 44

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 52

Введение

Актуальность темы настоящей работы обусловлена тем, что коррупция в современном мире превратилась в такое социальное явление, которое воспринимается уже не просто как одно из неизбежных, сопутствующих цивилизации зол, а как зло, несущее с собой глобальные угрозы национальной безопасности отдельных государств и даже безопасности всего мира.

Опасность коррупции заключается не только в снижении эффективности экономической сферы, но и в негативном воздействии на эффективность работы государственных служащих, снижении качества управления обществом, ухудшении геополитического положение страны либо вообще в разрушении государства как суверенной единицы. Коррупция стала негативным фактором, подрывающим авторитет власти, разрушающим государственность, ослабляющим экономику, сильно подрывающим авторитет страны на мировой арене и, в конечном итоге, создающим угрозу национальной безопасности страны. Сегодня противодействие коррупции, рассматриваемой в качестве угрозы экономической безопасности России, выходит по своей значимости на одно из первых мест в жизнедеятельности нашего государства. Для России борьба с коррупцией по сути превратилась в настоящую войну. Коррумпированность нынешней российской системы государственного управления, отдельных ведомств, предпринимательских структур, вовлеченность в систему коррупционных отношений значительного числа россиян давно стали проблемой, вызывающей повышенное внимание общества.

Наша страна ратифицировала большое количество международных конвенций о борьбе с коррупцией, существует несколько проектов антикоррупционных правовых актов и программ, во многих регионах есть свои собственные программы борьбы с коррупцией, действует почти два десятка различных центров, институтов, сконцентрировавших свою деятельность на изучении коррупции и теневой экономики, однако существенно уровень коррупции снизить пока не удается.

В связи со всем вышеизложенным, мы можем сказать, что проблема противодействия коррупции является насущной и актуальной для современного российского общества.

Целью выпускной квалификационной работы является исследование правовых и организационных форм борьбы с коррупцией в системе государственного управления в Российской Федерации, а также разработка методических рекомендаций для системы профессионального образования по данной теме.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- раскрыть подходы к определению понятия «коррупция»;

- определить сущность коррупции и выявить причины её появления;

- охарактеризовать международно-правовые акты о противодействии коррупции;

- рассмотреть современное состояние российского антикоррупционного законодательства;

- рассмотреть опыт антикоррупционных методов зарубежных стран с низким уровнем коррупции.

- выявить пути совершенствования правовых механизмов противодействия коррупции.

Объектом исследования выступают общественные отношения в сфере противодействия коррупции в системе государственного управления.

Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, регулирующие механизмы противодействия коррупции.

Источниковую базу исследования составили Конституция Российской Федерации, Федеральные Конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права,

ратифицированные Российской Федерацией, Федеральный закон «О противодействии коррупции», Уголовный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, нормативно-правовые акты Президента Российской Федерации.

Степень изученности проблемы. Являясь постоянной проблемой российской государственности, коррупция привлекает внимание научной общественности. Изучения коррупции получили труды российских ученых: Борзенкова Г.Н., Волженкина Б.В., Воронина Б.А., Гринько С.Д., Дамаскин О.В., Закомолдина Р.В., Долговой А.И., Кузнецовой Н.Ф., Куракина А.В., Лунеева В.В., Максимова В.К., Плохова С.В., Татуева А.А.

Практическая значимость. Материалы настоящего исследования, в том числе материалы методического продукта - методические рекомендации по теме: «Правовые и организационные формы борьбы с коррупцией в системе государственного управления» могут быть использованы педагогами в образовательных организациях профессионального и дополнительного образования.

Структура настоящей работы обусловлена целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы. Каждый из параграфов посвящен отдельным изучаемым вопросам, призванным отразить логику изложения материала и облегчить систематическое восприятие работы.

Фрагмент работы

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

1.1 Понятие и сущность коррупции в правовой науке и российском законодательстве

Коррупция - слово, которое сейчас на слуху у каждого члена общества и каждый вкладывает в него свое значение.

До принятия Федерального закона от 25 декабря 2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон «О противодействии коррупции») единого подхода к определению понятия «коррупция» не существовало. Некоторыми специалистами, исследователями делалось предположение о том, что одной из проблем, препятствующей эффективной борьбе с коррупцией в России, являлось отсутствие нормативного закрепления понятия «коррупция».

Бороться и противодействовать коррупции не просто необходимо, а жизненно необходимо для самого государства как политической организации общества, поскольку коррупция «разъедает» его институты изнутри, подрывает доверие к государству как к форме существования общества.

Череда громких коррупционных скандалов, сотрясающих информационную повестку средств массовой информации в последние несколько лет, красноречиво свидетельствует, как минимум, о двух фактах. Первый: коррупционные нарушения нашли свое благодатное поле на высших уровнях государственной власти (задержание министра А.В. Улюкаева, губернаторов регионов и других высокопоставленных чиновников). И второй вывод - начало полномасштабной борьбы с коррупционными явлениями во всех эшелонах власти, невзирая на положение и реалии.

Однажды появившись, антикоррупционное законодательство в настоящее время активно совершенствуется, претерпевает изменения, реагирует на призывы общества.

В условиях повышенного внимания государства к вопросам ответственности государственных служащих, совершивших коррупционные правонарушения, особую роль стоит отвести теоретическому понятию коррупции. В научных трудах, посвященных проблемам коррупции и противодействия ей, одним из самых обсуждаемых и дискуссионных вопросов является теоретическое понятие коррупции. Множественность мнений относительно ее определения связана с широкой дифференциацией проявлений коррупции в современной действительности, причем как в государственном, так и в частном секторе.

А.В. Кудашкин по данному поводу считает, что «разнообразие используемых формулировок понятия «коррупция» не всегда позволяет выявить все существенные признаки этого явления. Общепринятым является понимание коррупции как использования должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащих установленным правилам. Однако следует отметить, что такой подход не может привести к формированию системной основы противодействия коррупции, поскольку не позволяет точно определить критерии коррупционных проявлений, и особенно правонарушений» .

В. М. Корякин отмечает, что отсутствие единого нормативного определения коррупции и связанных с этим термином других понятий (коррупционное преступление, коррупционное правонарушение и др.) является одним из основных препятствий к созданию эффективного механизма борьбы с коррупцией .

К числу дискуссионных вопросов, в российской уголовно-правовой и криминологической науке, относится понятие коррупции. Основное различие заключается в объеме трактовки термина «коррупция».

Сторонники узкой трактовки определяют коррупцию как продажность - подкуп представителей власти. С.В. Ванюшкин и А.И. Долгова понимают под коррупцией «социальное явление, характеризующееся подкупом- продажностью государственных и иных служащих и на этой основе корыстным использованием ими в личных, либо узкогрупповых, корпоративных интересах официальных служебных полномочий, связанных с ними авторитета и возможностей» . Схожую позицию занимает Н.Ф. Кузнецова. Ее точка зрения такова, коррупция - это «социальнонегативное явление, выражающееся в подкупе одних лиц другими» . Н. Ф. Кузнецова отмечает, критикуя более широкий взгляд на коррупцию, что «именовать коррупцией всю систему корыстных должностных преступлений, например, злоупотребление властью, превышение власти, подлоги, не только нецелесообразно, но и не согласуемо с принципом дифференциации вины, ответственности и дифференциации наказания. В уголовном праве это весьма осложнило бы законодательную регламентацию хозяйственных и должностных преступлений, внесло бы путаницу в квалификацию преступлений и их наказуемость» .

Заключение

В заключение настоящей выпускной квалификационной работы необходимо отметить, что цель - исследование правовых и организационных форм борьбы с коррупцией в системе государственного управления, а также разработка методических рекомендаций для системы профессионального образования по указанной теме достигнута в полном объеме, путем реализации поставленных задач.

В работе рассматривались следующие вопросы: сущность коррупции в правовой науке и российском законодательстве, правовые основы противодействию коррупции в системе государственного управления, опыт других стран по противодействию коррупции, а также меры по предупреждению, его выявлению, предупреждению, пресечению, ликвидации и устранению причин коррупции. Исходя из рассматриваемого, мы пришли к следующим выводам.

Коррупция в системе государственного управления крайне опасное явление, потому что она охватывает весь государственный аппарат. Принципы государственной власти далеко не всегда реализуются в полном объеме, это в большой степени содействует росту коррупции во всей системе. Порождает коррупцию, в частности, не совершенная реализация принципа открытости государственной власти и ее доступности общественному гражданскому контролю. Отсутствует беспристрастное информирование общества о деятельности государственных служащих. Общественный контроль осуществляется не на должном уровне. Отсутствует законодательный механизм реализации общественного контроля. Коррупционные проявления в системе органов государственной власти содействуют нарушению других ее принципов:

- приоритета прав и свобод человека и гражданина;

- равного доступа к государственной службе;

- законности.

Антикоррупционное законодательство по-прежнему несовершенно. Отсутствует механизм исполнения отдельных норм, плохо реализуются принципы противодействия коррупции, которые закреплены в Федеральном законе «О противодействии коррупции». Часто при реализации положений антикоррупционных законов возникают противоречия. Несовершенства в законодательстве позволяют найти «лазейки» для его нарушения, это содействует коррупционным проявлениям в системе государственной власти.

Ряд факторов мешает эффективному осуществлению антикоррупционной политики. Мало внимания уделяется искоренению причин коррупции, а противодействие лишь сводится к изменению и разработке санкций за уже совершенные коррупционные правонарушения.

Низкий уровень правовой культуры большой части российского общества, отношение к коррупции как к привычному явлению, страх идти против сложившейся системы, правовой нигилизм способствуют росту коррупции в системе государственного управления. Одной из важнейших задач антикоррупционной политики является вовлечение институтов гражданского общества в противодействие коррупции.

Конечно, нужно отметить и положительные тенденции. После принятия Федерального закона «О противодействии коррупции» внесена масса изменений и дополнений в законы и подзаконные акты. Наибольшее их количество коснулось ответственности за коррупционные правонарушения. В частности, дисциплинарной, административной и уголовной. Изменения коснулись требований к государственным служащим, их обязанностям, но эти изменения незначительны.

Коррупция существовала всегда, это предопределено историческим развитием общества. Она присутствует постоянно, поэтапно развивается и совершенствуется.

Сегодня коррупция стала проявлять себя в более устрашающих формах, без промедления необходимо сосредоточить усилия на ограничении сферы приложения ее проявлений, снижении степени ее влияния, минимизации вредных последствий, чтобы в конечном итоге свести ее до приемлемого социально терпимого уровня.

В целом можно сказать, что основным приоритетом Национальной стратегии противодействия коррупции39является искоренение причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе, а ключевыми принципами ее реализации - предупреждение и профилактика коррупции, ужесточение уголовного преследования лиц, совершивших коррупционные преступления.

В завершении остается подчеркнуть, что при добросовестном выполнении всех выше перечисленных задач, сплоченности общества в борьбе с любыми видами проявлений коррупции, применением зарубежного опыта, личной заинтересованности органов, наделенных полномочиями по борьбе с коррупцией, у нашей страны остаются все шансы на снижение уровня коррупции.

Список литературы

Нормативные правовые акты

1. Конвенция ООН против коррупции. URL: http://www.u**n.org/ru/documents/decl_conv/conventions/corruption.shtml / 12.12.2018.

2. Конвенция ООН против коррупции (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-м пленарном заседании 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // Собрание законодательства РФ. 2006. № 26. Ст. 2780.

3. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Официальный интернет-портал правовой информации. Режим доступа: URL: http://www.pr**o.gov.ru. 01.08.2014.

4. О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам Федеральный закон РФ от 03.12.2012 N 230-ФЗ (ред. от 22.12.2014) // Собрание законодательства РФ. 2012. № 50 (ч. 4). Ст. 6953.

5. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6228.

+ еще 33 источника

Примечания

Оригинал в pdf

Покупка готовой работы
Тема: «Правовые и организационные формы борьбы с коррупцией в системе государственного управления»
Раздел: Право
Тип: Дипломная работа
Страниц: 57
Цена: 2500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика