Курсовая работа

«Дети в изображении а.п. чехова»

  • 25 страниц(ы)
  • 3375 просмотров
  • 2 покупок
фото автора

Автор: navip

ВВЕДЕНИЕ 3

I. А.П. ЧЕХОВ И ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА 5

1.1. Место чеховских рассказов о детях в русской детской литературе 5

1.2. Мир детства в произведениях А.П. Чехова 8

II. ИЗОБРАЖЕНИЕ ДЕТЕЙ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А.П. ЧЕХОВА 13

2.1. Внутренний мир детей в повести «Степь» 13

2.2. Особенности характера детей в рассказе «Детвора» 14

2.3. Отношений детей и отцов в рассказе «Мальчики» 15

2.4. Восприятие ребенком мира в рассказе «Гриша» 16

2.5. Трагедия в рассказе «Ванька» 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 22

А.П. Чехов – великий русский классик, горячо любивший детей. В его отношениях с ними было много душевной теплоты, искренней веселости и забавной игры. Он охотно подолгу беседовал с ребятами, писал им шутливые письма, рисовал занимательные картинки. Писатель проявил большое внимание к детскому чтению, не выделяя для себя отдельно «детской» темы, и вслед за Л.Н. Толстым, СТ. Аксаковым и другими ввел ребенка в крут своих персонажей. Наиболее активно он писал рассказы о детях во второй половине восьмидесятых годов: «Детвора», «Ванька», «Событие», «Кухарка женится», «Беглец», «Дома», «Гриша», «Мальчики», «Спать хочется» и другие (часть их вошла в сборник «Детвора», 1889). Ряд его рассказов прочно вошел в круг детского чтения.

Чехов глубоко интересовался вопросами воспитания, образования подрастающего поколения. В его юмористических рассказах разбросано немало язвительных замечаний о казённой системе классического образования («Репетитор», «Человек в футляре», «Случай с классиком»). Писатель хорошо знал детскую психологию и тонко её раскрывал в рассказах «Гриша», «Событие», «Дома», «Детвора» и др. Рассказы А. П. Чехова о детях – непревзойдённые шедевры русской литературы. Темы, поднятые Чеховым в рассказах для детей и о детях, актуальны до сих пор, так как человек способен распознавать различные формы, звуки, запахи, вкусы, но не всегда способен понять внутренний мир ребенка. На этой почве вырастает конфликт между детьми и родителями, что обусловливает актуальность темы нашего исследования.

Объектом исследования является изображение детей в творчестве А.П. Чехова.

Предмет исследования – средства и приемы изображения детей в творчестве А.П. Чехова.

Цель нашего исследования – рассмотреть, каким образом и с помощью чего А.П. Чехов создает образы детских персонажей в своих произведениях.

Задачи, вытекающие из поставленной цели:

1) Охарактеризовать А.П. Чехова как мастера произведений для детей и о детях;

2) Определить место чеховских рассказов о детях в русской детской литературе;

3)Рассмотреть мир детства в произведениях А.П. Чехова;

4) Проанализировать, каким образом А.П. Чехов изображает детей в своем творчестве.

Материалом исследования послужили рассказы и повести А.П. Чехова, главными героями которых являются дети.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования полученных результатов в практике школьного и вузовского преподавания.

Структура работы следующая: введение, 2 главы (теоретическая и исследовательская), заключение и список используемой литературы, включающий 21 источник.

I. А.П. ЧЕХОВ И ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.1. Место чеховских рассказов о детях в русской детской литературе

А.П. Чехов, любивший детей, создавший столько ярких детских образов, поставивший в своих произведениях столько важных педагогических вопросов, не мог не заинтересоваться такой областью воспитательной работы, как детское чтение.

Чехов был близок к издававшимся в его время журналам «Детский отдых» и «Детское чтение» (в последнем был напечатан его рассказ «Белолобый»).

Не случаен тот факт, что с Чеховым были знакомы и дарили ему свои книги видные педагоги и даже составители и издатели учебников, хрестоматий, – X.Д. Алчевская, В.П. Вахтеров, И.И. Горбунов-Посадов, Д.И. Тихомиров и др. Все это характеризует широкие педагогические интересы Чехова.

Чехов вошел в историю детской литературы, как автор замечательных произведений для детей. На наш взгляд, Чехова следует считать и своеобразным критиком детской литературы. Об этом свидетельствуют не только его литературно-критические замечания в письмах к детским писателям. Можно рассматривать шутки-пародии Чехова на детскую литературу как проявление не только юмористического дарования писателя, но и критического отношения к современной детской литературе.

Еще в 1882 году Чехов выступил в печати с юмореской «Сборник для детей», которая представляет собою остроумную пародию на низкопробную детскую литературу с ее сентиментально-фальшивым изображением жизни, лицемерной буржуазной моралью, навязчивым дидактизмом. Весь «Сборник для детей» – и предисловие, и отдельные рассказы, и заключение – пронизан ярко выраженной дидактической тенденциозностью. Предисловие дает тон всему сборнику: «Милые и дорогие дети! Только тот счастлив в этой жизни, кто честен и справедлив. Мерзавцы и подлецы не могут быть счастливы, а потому будьте честны и справедливы… Привожу вам в назидание несколько сказок и повестей»[19; 14].

Назидательный дидактизм явственно звучит в содержании и даже в названиях сказок и повестей, составляющих сборник: «Наказанная скупость», «Достойное возмездие», «И за зло нужно быть благодарным» и т.п. А в заключение дается краткая морализаторская концовка: «Итак, дети, добродетель торжествует»[19; 243].

Чехов считал, что произведения для детей должны носить печать литературного таланта, заключать в своем существе этическое содержание без навязчиво-дидактических поучений; вместо моральных сентенций они должны давать конкретные образцы «самоотвержения и высокости в делах без пошлой морализующей указки».

Может показаться непонятным и его признание: «Писать для детей вообще не умею… и так называемой детской литературы не люблю и не признаю»[11; 25]. Дело в том, что под «так называемой детской литературой» Чехов разумел адресованные детям нехудожественные сентиментально-моралистические книжки того времени. Поясняя свою позицию, писатель продолжал: «Надо не писать для детей, а уметь выбирать из того, что уже написано для взрослых, т.е. из настоящих художественных произведений», подобно тому как нет надобности «выдумывать для больного какое-то особое лекарство только потому, что он ребёнок», достаточно «уметь выбирать лекарство и дозировать его»[7; 14].

Несмотря на то, что Чехов специально для детей ничего не писал, ряд его рассказов прочно вошёл в круг детского чтения и подготовил юных читателей к знакомству с творчеством выдающегося художника слова.

Большинство рассказов Чехова, вошедших в круг детского чтения, посвящено жизни ребят. Забота о подрастающем поколении, о его воспитании отражена во многих произведениях писателя, свыше двадцати рассказов о детях написано им.

Мир ребенка, необычный, неожиданный, яркий – целая область эстетических и этических интересов А.П. Чехова. Для него это особый мир, дети у него – особые люди. Чехова не привлекала литература собственно детская, но его крайне волновала сама стихия детства, притягивал внутренний мир детей, еще не испорченный влиянием общественной среды. В детском сознании он находил неискушенный, гармоничный взгляд на жизнь в ее целостном единстве. Детская тема давала выход его эмоциональному стремлению понять, как соотносится мир взрослых с миром детей. Большая часть произведений Чехова о детях приходится на вторую половину 1880-х гг. – время его расставания с амплуа юмориста и становления как крупного, драматически мыслящего художника.

Чехов предстает как знаток детской психологии и поведения. Поражают его наблюдательность, фантазия, дар перевоплощения, умение смотреть на мир глазами героев. Писатель передает свежесть детского взгляда, острую способность видеть красоту (ведь даже тусклые краски в детском восприятии всегда остаются яркими). Каждый ребенок в представлении Чехова – это личность со своими вполне определенными чертами, интересами, привычками, способностями.

Одна из главных идей рассказов Чехова о детях в том, что уже в раннем возрасте ребенок обладает вполне определенными чертами характера, более того, во многом это уже сформировавшаяся личность. Но при этом дети еще далеки от жизни взрослых, у них нет опыта, нет затянувшихся душевных ран, неизбежно возникающих с возрастом, пока человек «обтесывается» об острые углы жизни. Они живут в своем наивном мире, полном добра, любви, иллюзий, доверия, искренности.

Детская душа чутка ко всему хорошему, и счастливое состояние души, как правило, присуще ребенку постоянно, это одно из существенных его отличий от взрослого. Но когда гармонию детского мира с его бесхитростными помыслами нарушают равнодушие и хладнокровие взрослых, доверчивость к жизни начинает колебаться.

Несмотря на то, что Чехов специально для детей ничего не писал, ряд его рассказов прочно вошёл в круг детского чтения и подготовил юных читателей к знакомству с творчеством выдающегося художника слова.

Можно сказать, что Чехов в своих «детских» рассказах не только раскрыл образ ребёнка, но и показал его особый мир, который требует бережного отношения со стороны взрослых людей, потому что именно в детстве формируется судьба человека.

1. Авилова Л.А. А.П. Чехов в моей жизни // А.П. Чехов в воспоминаниях современников. – М.: Айрис-Пресс, 1986. – С. 121-208

2. Александров П.Р. Психологические портреты детей в рассказах А.П. Чехова «Гриша», «Детвора». – М.: МПГУ, 2009. – 48 с.

3. Базилевская А.К. Тема детства в рассказах А. П. Чехова: этико-психологические аспекты. – СПб.: АТРИС, 2008. – 84 с.

4. Балухатый С.Д. Ранний Чехов // Балухатый С.Д. Вопросы поэтики. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. – С. 84-160.

5. Бердников Г.П. А.П. Чехов. Идейные и творческие искания. – Л.: Художественная литература, 1970. – 591 с.

6.

7. Бердников Г.П. Чехов. М.: ЖЗЛ, 1978 – 48 с.

8. Голубков. В.В. Мастерство А.П. Чехова. – М.: Гос. Уч.-пед. Изд-во, 1958. – 448 с.

9. Громов Л. Чехов и детская литература. – М.: ПРЕСС, 2008. – 98 с.

10. Громов М.П. Книга о Чехове. М.: 1989 – 81 с.

11. Гурвич И. Мир чеховского рассказа. – М.: Наука, 1987. – 234 с.

12. Емец Д. Детская тема в рассказах А.П. Чехова. – М.: Худ. лит., 1999. – 24 с.

13. Камянов В.И. Время против безвременья. Чехов и современность. М., 1989. 103 с.

14. Камчатский А.И., Смирнов А.А. А.П. Чехов. Прблемы поэтики //www/textology.r*

15. Катаев В.Б. Проза Чехова: проблемы интерпретации. – М.: Наука, 1979. – 248 с.

16. Ковалева М.А.Тема детства в творчестве А. Чехова. – Бийск: АТР-Пресс, 2009. – 74 с.

17. Кулешов В.И. Жизнь и творчество А.П. Чехова. – М.: Детская литература, 1985. – 175 с.

Куприн А.И. Памяти Чехова. / Чехов в воспоминаниях современников. М., 1954.

18. Куприн А.И. Памяти Чехова / Чехов в воспитаниях современников. М.: 1954 – 34 с.

19. Лакшин В.Я. Толстой и Чехов. – М.: Современный писатель, 1975, 234 с.

20. Лапонина Л. Прием остранения в рассказах А.П. Чехова о детях// Молодые исследователи Чехова: Материалы международной научной конференции (Москва, май 2005 г.). – М.: Изд-во МГУ, 2005. – С. 126-132.

21. Линков В.Я. Художественный мир прозы А.П. Чехова. – М.: 1982. – 218 с.

22. Лысков И.П. А.П. Чехов в понимании критики. – М.: Восток, 1996. – 128 с.

Монахова О.П., Малхазова М.В. Русская литература XIX века. М, 1955.

23. Монахова О.П., Малхазова М.В. Русская литература XIX века. М.: 1955 – 24 с.

24. Непочатых Т.Ю. Мир глазами ребенка в рассказе А.П. Чехова «Гриша». – М.: МПГУ, 2011. – 52 с.

25. Семанова М.Л. Чехов в школе. – Л: Учпедгиз, 1954. – 282 с.

26. Чехов А.П. Рассказы. – М.: Детская литература, 1968. – 97 с.

27. Чехов. А.П. Собрание сочинений в 12-ти т. Т. 4. – М.: Гослитиздат, 1960. – 258 с.

28. Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем в 30 томах. М, 1977

29. Чехов М.П. Вокруг Чехова. – М: Московский рабочий, 1959. – 302 с.

30. Чудаков А.П. Антон Павлович Чехов. – М: Просвещение, 1987. – 176 с.

Покупка готовой работы
Тема: «Дети в изображении а.п. чехова»
Раздел: Разное
Тип: Курсовая работа
Страниц: 25
Цена: 1450 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика