Дипломная работа

«Управление довузовским образованием (на примере Ростовского архитектурного института)»

  • 91 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ДОВУЗОВСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ 6

1.1 Система управления высшим образовательным учреждением 6

1.2 Основные принципы управления довузовским образованием в высших учебных заведениях 16

1.3 Характеристика дистанционных систем управления довузовским образованием 25

2. УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ИНСТИТУТЕ АРХИТЕКТУРЫ И ИСКУССТВ ЮФУ 34

2.1 Организационно-экономическая характеристика 34

2.2 Характеристика организации довузовского образования 48

3. ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ УПРАВЛЕНИЕМ ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКОЙ В ИНСТИТУТЕ АРХИТЕКТУРЫ И ИСКУССТВ ЮФУ 71

3.1 Внедрение системы дистанционного образования 71

3.2 Расчет экономической эффективности 80

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 88

ПРИЛОЖЕНИЯ 91

Введение

Довузовская подготовка является базовым элементом структуры многоуровневой системы высшего профессионального образования и звеном системы непрерывного образования. Исторические истоки подготовки школьников к обучению архитектурной профессии в России связаны с формированием академического архитектурного образования в Москве и Петербурге. В XVIII – начале XIX вв. она осуществлялась при мастерских крупных архитекторов, таких как Д. Ухтомский, В. Баженов, М.Казаков в Москве и Академии художеств в Петербурге. Во второй половине XIX в., в связи с разделением профессиональной подготовки зодчих на два направления, требования, предъявляемые к студентам, поступающим учиться в высшие инженерно-технические и архитектурные школы, стали различными. В 1866г. было образовано Училище Живописи ваяния и зодчества, где требования к поступающим были значительно ниже в общеобразовательной части, чем для поступления в инженерно-технические школы, зато упор делался на архитектурно-художественные способности поступающих. Основным экзаменом являлся экзамен по рисованию. Без экзаменов могли поступить лишь выпускники Строгановского художест-венно-промышленного училища (СВХПУ), где проводилась подготовка по рисунку приготовительных классах, которые по существу являлись подразделением довузовской подготовки. После 1917 г. на базе СВПХУ были открыты Свободные государственные художественные мастерские (позже ВХУТЕМАС), где с 1920 г. начинает работать Испытательно-подготовительное отделение, на котором изучались общеобразовательные (физика, химия, математика), а также специальные (рисование, живопись, лепка, черчение, начертательная геометрия, проекционное черчение, перспектива, анатомия, история искусств) предметы. В 1927 г. ВХУТЕМАС был переименован во ВХУТЕИН и там для подготовки к поступлению открыты вечерние подготовительные курсы. В 1933 г. организуют Мо-сковский архитектурный институт (МАрхИ), где была сохранена взятая из ВХУТЕИН довузовская подготовка, но с 1933 г. она носит характер подготовки к вступительным экзаменам. Поскольку основным экзаменом яв-лялся «Рисунок», то для подготовки к нему была открыта художественная студия.

Великая Отечественная война приостановила подготовку архитекторов, но уже с 50-х гг. в МАрхИ работают подготовительные курсы по рисунку и черчению. В 60-70 гг. в состав экзаменационных предметов была включена «композиция», представляющая собой натюрморт из бытовых предметов или капитель колонны на драпировке. Изменилось также задание по черчению. Ранее при вступительных экзаменах надо было вычертить вазу, теперь вместо этого было введено задание на проекционное черчение. К этому времени в других городах России открываются архитектурные факультеты, где также организуются подготовительные курсы. В 1976-1990 гг. широкое распространение получают специализированные классы в средних школах, где помимо художественно-графической подготовки вводятся предметы общекультурного плана (История архитектуры и История культуры), и программы, развивающие природные способности школьников (Моделирование, Объемно-пространственная композиция и т.д.). В настоящее время практически все архитектурные вузы и факультеты России и ближнего зарубежья в качестве обязательного вступительного испытания творческой направленности включают «Рисунок», «Композицию» и «Черчение», по которым осуществляется довузовская подготовка.

Анализируя научную литературу можно сделать вывод о том, что довузовское образование в большинстве стран Западной Европы и США отсутствует. Исключением является Испания, где в ряде вузов ввели вступительные испытания творческой направленности. Анализируя отечественную литературу, можно также сделать вывод о том, что частные проблемы контроля и отдельные аспекты довузовской подготовки обучающихся решались на разных этапах перманентного развития системы профессионального образования (В.И. Байденко, В.П. Беспалько, В.И. Васильев, И.Г. Галямина, В.А. Кальней, В.В. Красильников, М.А. Минин, В.Ю. Переверзев, С.И. Плаксий, Н.А. Селезнева, А.И. Субетто, Т.Н. Тягунова, Н.П. Чурляева и др.).

Все изложенное выше определяет актуальность темы управления дову-зовской подготовкой абитуриентов. Целью работы является анализ теоретических и практических аспектов управления довузовской подготовкой абитуриентов как фактора повышения качества архитектурного образования. Из поставленной в работе цели вытекает необходимость решения следующих задач:

- анализ основных принципов организации системы управления высшим образованием;

- определение принципов, тенденций и механизма развития систем довузовской подготовки специалистов;

- анализ теоретических и практических аспектов проблем довузовской подготовки специалистов и путей их решения.

Предмет исследования работы – развитие систем довузовской подго-товки специалистов. Объект исследования – система довузовской подготовки специалистов Института архитектуры и искусств ЮФУ.

Работа включает в себя введение, три главы, заключение, список использованных источников, приложения.

Фрагмент работы

Идея непрерывного образования состоит в том, что общеобразователь-ная и профессиональная подготовка в сочетании с общекультурным, гуманистическим становлением личности сопровождают человека на протяжении всей его жизни, создавая условия для осознанного выбора каждым человеком самообразования, которое в наибольшей мере соответствует его интересам, мотивам, ценностным ориентациям.

Обращаясь к месту и роли довузовской подготовки в системе непрерывного образования, следует отметить, что в системе педагогических знаний не выделяют довузовскую подготовку в отдельную отрасль. Следствием неопределенности отношения педагогической науки к проблеме перехода от средней школы к высшей можно считать отсутствие категории довузовской подготовки в законодательстве Российской Федерации.

Довузовская подготовка – специфическая педагогическая категория, ко-торую следует понимать как процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний, познавательных умений и навыков, формирования на этой основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развития ее творческих способностей в особом образовательном про-странстве, в котором ведется работа по профессиональной ориентации учащихся и поиску талантливой и одаренной молодежи.

Любой учитель, студент, ученик и т.д. обязательно взаимодействует с образовательной средой, в которой он должен адаптироваться, усвоить ее нормы и правила, измениться сам (личностно и профессионально), и по воз-можности влиять на изменение, развитие этой среды. Особенно значимым в профессиональном становлении личности является период между школой и вузом, когда школьники, молодежь зачастую проявляют скоропалительный, необоснованный выбор профессии. В этих условиях довузовская подготовка, реализуя принцип профессионализации, старается способствовать более успешной социализации молодежи, гибко реагируя на такие факторы, как возраст учащегося, место его рождения и / или проживания, национальность, уровень развития, семья, среда окружения и др.

В основу процесса довузовской подготовки положен ряд таких характеристик как:

- гибкость и динамичность, что означает быстрое перестраивание ее в соответствии с изменяющимися потребностями общества и личности;

- параллельность, которая предполагает одновременное обучение уча-щихся в системе основного и дополнительного образования;

- преемственность, органично дополняющая учебный процесс в ос-новном и дополнительном образовании;

- рационализация содержания обучения (непосредственная связь его с целями обучения, внимание к междисциплинарным курсам);

- открытость – здесь могут обучаться без предварительного отбора не только школьники – учащиеся выпускных классов, но и другие группы и категории учащихся;

- усиление внимания к вопросам профориентации, раннего профессио-нального отбора в подготовке специалистов;

- развитие форм и режимов обучения в направлении обеспечения максимальной «дружественности» по отношению к слушателям.

Довузовская подготовка – целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и осуществления образовательно-информационной деятельности института в интересах слушателя (заказчика) для его подготовки к поступлению в образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования;

Заключение

Под управлением вообще понимается деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации. Объектами управления могут быть биологические, технические, социальные системы. Одной из разновидностей социальных систем является система образования, функционирующая в масштабе страны, края, области, города или района. Субъектами управления системой образования в данном случае выступают Министерство образования Российской Федерации, управление образования края, области или города, а также районные отделы образования.

Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права. Одна из отличительных особенностей современной системы образования  переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием.

Довузовская подготовка является базовым элементом структуры многоуровневой системы высшего профессионального образования и звеном системы непрерывного образования. Целью довузовской подготовки является координация и развитие системы разностороннего дошкольного и школьного архитектурно-художественного образования творческой молодежи в регионе. Система довузовского образования необходима высшему учебному заведению для предоставления абитуриенту возможности серьезно подготовиться к поступлению в вуз. Деятельность в рамках системы довузовского образования направлена на формирование контингента студентов университета, осуществление профориентационной работы и довузовской подготовки молодежи.

Определенные с учетом изменений требований к результатам подготов-ки, возможностей современных педагогических и информационных технологий и потребностей обучающихся типология, принципы, тенденции и механизм развития систем довузовской подготовки специалистов являются инструментами стратегического планирования развития этих систем.

Проведенное в работе исследование проблем довузовской подготовки специалистов позволило выявить следующие проблемы:

- несогласованности требований к результатам подготовки со стороны государства и работодателей;

- формирования «диагностичных» целей и требований к результатам подготовки;

- обеспечения достоверности оценки в организационно-технологическом и экспертно-аналитическом аспектах;

- недостаточности научного обоснования теоретических основ формирования и оценки компетенций и технологических основ развития систем довузовской подготовки специалистов.

В работе была проанализирована система довузовской подготовки Института архитектуры и искусств ЮФУ. В свое работе Институт использует следующие виды довузовской подготовки:

- профильные классы;

- детская художественная школа;

- подготовительные курсы;

- проведение специализированных олимпиад.

Систему довузовской подготовки в Институте архитектуры и искусств ЮФУ можно признать эффективной. Для ее дальнейшей оптимизации в работе было предложено внедрение системы дистанционного обучения абитуриентов.

Основная роль, выполняемая телекоммуникационными технологиями в дистанционном обучении – обеспечение учебного диалога. Обучение без об-ратной связи, без постоянного диалога между преподавателем и обучаемым невозможно. В очном обучении возможность диалога определяется самой формой организации учебного процесса, присутствием преподавателя и обучаемого в одном месте в одно время. В дистанционном обучении учебный диалог необходимо организовать с помощью телекоммуникационных технологий.

Современное дистанционное обучение строится на использовании сле-дующих основных элементов:

• среды передачи информации (почта, телевидение, радио, информационные коммуникационные сети),

• методов, зависимых от технической среды обмена информацией, боль-шинство из которых применимо и в обычном учебном процессе.

Используемые сегодня технологии дистанционного образования делятся на: не интерактивные, средства компьютерного обучения, видеоконференции. Выделяют четыре способа практического применения дистанционного обучения: полная замена личных встреч, в дополнение к личным встречам преподавателя и обучаемого, информационный подход к процессу обучения, полностью интегрированный метод. Последний является наиболее предпочтительным, поскольку он использует преимущества всех остальных.

Среди педагогических технологий и технологий дистанционного образования, связанных с приобретением навыков и умений, наиболее рациональными с точки зрения исследуемого объекта являются: декларативные педагогические технологии, основанные на ментальной модели процесса обучения; дистанционное обучение по «университетской» модели с использованием полностью интегрированного метода (сочетание дистанционного обучения с личными встречами с преподавателем); сетевые технологии для доставки учебного материала и интерактивного общения; специфические принципы организации дистанционного курса (интерактивность, учет начальных знаний, промежуточный и текущий контроль, педагогическая целесообразность); модульный подход организации учебного материала, применение закрытой структуры для тес-товых заданий. Выявленные технологии и принципы положены в основу предлагаемого подхода к организации дистанционной довузовской подготовки по черчению.

В работе предложена обобщенная модель дистанционного курса, состоящая из электронного журнала, управляющего модуля, электронного учебника, базы данных упражнения и контрольных заданий, блока формирования траектории обучения, блока средств интерактивной связи, блока оценки знаний и корректировки траектории обучения. Предложено 3 варианта траектории обучения, зависящих от результата входного тестирования: «Без подготовки» (полный курс), «Базовая подготовка», «Выше базового» (продвинутый уровень). Для каждой представлено со-держание тем учебных занятий.

Список литературы

1. Конституция РФ.

2. Закон РФ «Об образовании» (в ред. ФЗ от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ).

3. ФЗ от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

4. Положение о Министерстве образования и науки РФ (утв. постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г. № 280).

5. Положение о Федеральном агентстве по образованию (утв. постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 288).

6. Положение о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки (утв. постановлением Правительства РФ от 17 июля 2004 г. № 300).

7. Административное право: Учебник. Под ред. Л.Л. Попова. М.: Юристъ, 2005.

8. Андреев А.А., Солдаткин В.И. Емкость рынка и качество дистанционных образовательных услуг. – М., 2009.

9. Андреев А.А. Введение в дистанционное обучение. Учебно-методическое пособие. – М.: ВУ, 2007.

10. Андреев А.А. Дидактические основы дистанционного обучения. – М.: МЭСИ, 2006.

11. Анюшин С.В. Административное правовое стимулирование перехода российских учреждений высшего профессионального образования на современные механизмы управления. // Административное и муниципальное право. 2008. №5.

12. Бершадский А.М., Кревский И.Г. Дистанционное обучение – форма или метод?//Дистанционное образование. 1998. №4.

13. Гарунов М.Г., Семушина Л.Г., Фокин Ю.Г., Чернышев А.П. Этюды ди-дактики высшей школы. – М.: НИИ ВО, 1994.

14. Грудцина Л.Ю. Управление ВУЗами в России: экономико-правовой ас-пект. // Юридическое образование и наука. 2012. №1.

15. Гужеля Д.Ю., Федорова Е.А. Районный ресурсный центр как фактор эффективности дистанционного повышения квалификации. – М.: ФИО; Великий Новгород: НЦРО, 2004.

16. Дистанционное обучение. Учебное пособие для вузов /Под ред. Е.С.Полат – М., 2008.

17. Егоршин А.П., Крушнин В.А. Емкость рынка и качество дистанцион-ных образовательных услуг. // Дистанционное образование. 2010. №2.

18. Интернет в гуманитарном образовании/Под ред. Е.С.Полат – М., 2000.

19. Карпенко М.П. Развитие информационно-спутниковой образовательной технологии в Современном гуманитарном университете. // Телекоммуникация и информатизация образования. 2011. №5.

20. Кирилловых А.А. Административно-правовое регулирование управления в высших учебных заведениях. // Административное и муниципальное право. 2008. №12.

21. Короткова Е.В. Разработка методики дистанционной подготовки по черчения для поступления в вузы архитектурного направления. – Автореферат дисс. – Ростов-на-Дону, 2013.

22. Менеджмент, маркетинг и экономика образования: Учебное пособие / Под ред. А.П. Егоршина, Н.Д. Никандрова. Новгород: НИМБ, 2004.

23. Мухаметзянова Г.В Исследование показателей качества деятельности образовательного учреждения. – Красноармейск (Московская область): «ГЕО-ТЕК», 2000.

24. Мухаметзянова Г.В., Клюева О.Р. Образование в условиях социальной рыночной экономики. – Казань: ИСПО РАО, 2000.

25. Роберт И.В. Теория и методика информатизация образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). – М.: Институт информатизации образования, 2008.

26. Савельев А.Я. Педагогические технологии // Высшее образование в России. 2000. №2.

27. Тихонов А.Н. Иванников А.Д. Технологии дистанционного обучения в России. // Высшее образование. 2011. №4.

28. Трупп О.Л. Использование интерактивных технологий. // Педагогика. 2008. №2.

29. Щербак Е.Н. О национальной доктрине управления высшим образованием. // Юридический мир. 2012. №1.

30. raai.sfedu.r*

Покупка готовой работы
Тема: «Управление довузовским образованием (на примере Ростовского архитектурного института)»
Раздел: Менеджмент
Тип: Дипломная работа
Страниц: 91
Цена: 4500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика