Курсовая работа
«Особенности психического развития человека»
- 30 страниц
Введение ….3
1. Представления о движущих силах, источниках и условиях психического развития в зарубежной и отечественной психологии….5
2. Развитие психики в процессе эволюции….13
3. Сознание как высшая ступень развития психики ….17
Заключение…27
Библиография…29
Особенности психики человека, которые выделили его из животного мира, возникли в процессе антропогенеза и культурной истории человечества и были непосредственно связаны с переходом человека с биологического на социальный путь развития. «Главным событием, по словам Ю.Б.Гиппенрейтер здесь явилось возникновение сознания» [7].
На протяжении веков дискуссионным был вопрос о природе человеческой психики: «человек - существо биологическое или социальное». По мнению психологов, человек — существо биологическое, поскольку он возник в ходе эволюции животного мира, продолжавшейся многие миллионы лет, и в определенном смысле является результатом этого процесса. С другой стороны, современный человек есть продукт культурно-исторического процесса, насчитывающего, по крайней мере, несколько сот тысяч лет. Иными словами, мы несем на себе печать обеих эволюций. Однако такой ответ не удовлетворяет, так как все равно остается неясным, в чем и как проявляются биологическое и социальное начала, а главное, в каком соотношении они находятся.
Проблемами развития психики человека занимались С. А. Рубинштейн, М. М. Бахтин и Л. С. Выготский, целью которых было понимание природы сознания, связи с языком, словом и т.д. Последователи Л. С. Выготского (А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец, П. И. Винченко и др.)
Цель работы: изучить особенности психического развития человека
Задачи:
1.Рассмотреть представления о движущих силах, источниках и условиях психического развития в зарубежной и отечественной психологии
2. Рассмотреть проблему о развитии психики в процессе эволюции
3. Раскрыть вопрос о сознании как высшей ступени развития психики человека
Психика возникла на определенном этапе развития жизни как механизм
активного взаимодействия живых существ с окружающей средой.
По мере эволюционного развития у животных формируется специальный орган психики - нервная система, обеспечивающая отражение окружающего мира и регуляцию поведения. Первоначальной формой психического отражения и регуляции поведения являются инстинкты. Инстинкты - комплекс врожденных реакций, стимулом для которых являются отдельные биологически значимые свойства окружающей среды. Этот этап развития психики называется еще и этапом элементарного анализа. Паук, сидящий в паутине, набрасывается на запутавшуюся в ней муху. Сигналом, вызывающим реализацию этой программы действия, является вибрация. Достаточно приложить к паутине вибрирующий камертон, чтобы паук высунулся из гнезда и бросился на него. Лягушка, подстерегая свою жертву, набрасывается лишь на летающую мошку - сигналом к ее действию является мелькание.
С развитием коры головного мозга появились новые, индивидуально-изменчивые формы поведения, основанные на образно-концептуальном отражении окружающего мира.
Таким образом, рассмотрев данную проблему, мы можем сделать ряд выводов:
В ходе развития представления об источнике и причинах развития психики в онтогенезе актуальным становился вопрос о соотношении среды и наследственности.
В течение многих лет проблемами развития психики человека занимались М. М. Бахтин Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, С. А. Рубинштейн, Ст. Холл и др.
Человек рождается с определенной врожденной, или безусловно-рефлекторной, организацией видового поведения. Решающую роль в психическом развитии играет присвоение отдельным индивидом исторического опыта людей. Если источником психического развития ребенка является человеческая культура, то движущими силами этого процесса служат возрастные изменения объективного положения ребенка в системе его отношений со взрослыми и возрастные изменения его деятельности.
Зарубежные теории онтогенетического развития психики можно разделить на две группы в соответствии с их позицией в решении центральной проблемы онтогенеза: что более определяет развитие человека — природа или воспитание, т. е. факторы, связанные с наследственностью или обусловленные внешней средой. Ответом была теория конвергенции, или теория двух факторов, разработанная В. Штерном. С его точки зрения, психическое развитие является результатом конвергенции внутренних данных с внешними условиями.
Психологи выделяют четыре основных уровня развития психики живых организмов: раздражимость, чувствительность (ощущения), поведение высших животных (внешне обусловленное поведение), сознание человека (самодетерминированное поведение). Каждый из данных уровней имеет свои стадии развития.
Высшим уровнем развития психики обладает только человек. Одной из особенностей психики человека является ее обусловленность общественным сознанием. Изменения в производстве, в общественных отношениях, отражаясь в сознании людей, приводят к изменениям в содержании общественного сознания. Существенной особенностью сознания человека является самосознание. Осознавая предметы своей деятельности и свои отношения к другим людям, человек начинает осознавать самого себя, выделять себя, свое «Я» из окружающего мира.
1. Ананьев Б.Г.Человек как предмет познания: СПб, «Питер»,2002
2. Божович Л.И. Социальная ситуация и движущие силы развития
ребенка // Проблемы формирования личности. — М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. - С. 173-179.
3. Божович Л.И. О культурно-исторической концепции Л. С. Вы
готского и ее значении для современных исследований психологии
личности // Проблемы формирования личности. — М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. - С. 288-301.
4. Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры. —
М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.
5. Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка, под ред.Е.Е.Соколова, Хрестоматия по курсу Введение в психологию, М.Российское психологическое общество, 1999
6. Выготский Л.С. О психологических системах. //Собрание сочинений. T.I. — М.: Педагогика, 1982.-С. 109-131.
7. Гальперин П. Я. Обучение и умственное развитие в детском возрасте // Психология как объективная наука. — М.: МПСИ; Воронеж:
НПО «МОДЭК», 1998. - С. 357-388.
8. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию, М. Юрайт, 2001
9. Запорожец А. В. Условия и движущие причины психического раз
вития ребенка // Хрестоматия по возрастной психологии. — М.: ИПП,
1996.-С. 23-26.
10. Зинченко В. П. От классической к органической психологии //
Известия Академии педагогических и социальных наук. — М., 1996. —
№ 1.-С. 8-37.
11. Крайг Г. Психология развития. — СПб.: «Питер», 2000.
12. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. — М.: Изд-во
МГУ, 1972
13. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. — М.: «Роспедагентство»,
2003
14. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. — М.: МПА,
1994.
15. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — М.: «Педагогика», 1989.
16. Спиркин А. Г. Сознание и самосознание М.: «Роспедагентство»,
2003
17. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. — М.:
МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.
18. Фабри К.Э. Научное наследие А.Н.Леонтьева и вопросы эволюции психики, Хрестоматия по курсу Введение в психологию, под ред.Е.Е.Соколова, М.Российское психологическое общество, 1999
19. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. — М.:
МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.
20. Эриксон Э. Г. Детство и общество.- СПб.: «Питер», 1996.
Тема: | «Особенности психического развития человека» | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 30 | |
Цена: | 500 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Детерминанты и периодизация психического развития человека
Дипломная работа:
Особенности психических состояний у подростков с девиантным поведением
Дипломная работа:
Особенности межличностных отношений дошкольников с задержкой психического развития
Дипломная работа:
Нейропсихологическая коррекция познавательной сферы детей дошкольного возраста в задержкой психического развития
Курсовая работа:
Игровые технологии как средство развития познавательных интересов младших школьников на уроке русского языка