Реферат
«Предмет и задачи акмеологии как науки»
- 22 страниц
Содержание
Введение ….3
1. Понятие акмеологии …5
2. Предмет и задачи акмеологии как науки ….9
3.Комплексное изучение развития человека на ступени взрослости….12
Заключение ….20
Список литературы….22
Актуальность акмеологии определяется социально-значимыми целями и ориентирами, которые указывают на необходимость гуманного, но продуктивного развития и задействования творческого потенциала конкретного человека и его окружения. Ее дальнейшее развитие может идти только в контексте восходящего современного наукознания на конструктивной сотворческой основе, опираясь на достижения естественных, общественных и технических наук, вырабатывая собственные наиболее продуктивные решения. Только таким образом акмеология способна занять свою признаваемую нишу и обеспечить дальнейшее свое утверждение и широкое признание как самобытной привлекательной теории и практики, которая исходит и полностью подчинена жизненным интересам общества и каждого ее члена.
Современность акмеологии обусловлена ее зарождением и развитием на интегративной базе, которая аккумулирует достижения передового наукознания и человековедения и обеспечивает разрушение недееспособных сложившиеся барьеров, догм и стереотипов фрагментарно-парциального характера. Здесь представляется возможным найти не только сопряженные интересы наук при достижении общей цели, но и на современной научно-методической основе предложить собственные новые конструктивные решения (подходы, модели, алгоритмы, технологии, и др.), которые выходят за пределы только научного интереса и ориентируются на практику социального, его адекватные ценности и потребности кокретного человека.
Перспективность акмеологии диктуется стратегией реформирующегося общества, которая может быть реализована усилиями гармонично развитых, профессионально компетентных всех его членов. В таком обществе каждый его институт (все государственные и негосударственные учреждения, предприятия и объединения) интегрируется в целостный социальный организм и сообща способствуют творческой самореализации человека на всем его жизненном пути. Акмеология как наука, изучающая закономерности и механизмы развития человека как высшей ценности природы и главного приоритета общества, не только всесторонне его исследует, но, что является главным, способствует ему в достижении собственных вершин и особенно на ступени зрелости. Сквозь предметно-целевую призму акмеологии представляется новое видение современной социальной практики, творцом которой является конкретный Человек, отличающийся высокой профессиональной компетентностью в избранном деле.
Понятие акмеология было введено в 1928 году психологом Николаем Александровичем Рыбниковым. Как учебная дисциплина была внедрена в учебный процесс ВУЗов в 1980-х годах трудами ряда российских психологов: А. А. Бодалева, А. А. Деркача и др[источник не указан 245 дней]. За рубежом данный термин практически не используется.
Акмеология - наука, возникшая на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин и изучающая закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии.
2. Предмет и понятийный аппарат акмеологии
Предметом акмеологии является многомерное состояние взрослого человека, охватывающее значительный этап его жизни и показывающее условия достижения им высокого уровня продуктивности в профессиональном плане, личной жизни. Состояние зрелости («акме») всегда развивается и не является статичным, акмеология же изучает явления, препятствующие этому развитию и те механизмы, которые смогли бы помочь личности развиваться в различных сферах своей жизнедеятельности. Согласно данным ВАК, акмеология относится одновременно к педагогической и психологической отраслям наук [1].
К настоящему времени, помимо общей акмеологии, в связи с задачами профессионального формирования и развития человека в конкретных областях деятельности стали формироваться прикладные разделы акмеологии: управленческая, педагогическая, военная, спортивная и др.
Кроме предложенной трактовки и понимания предмета, в последние годы в него стали включать малые и большие общности людей, например управленческие команды, спортивные коллективы, производственные объединения, политические партии, этносы, государство и др. Интересы аргументированного представления акмеологии как науки и продуктивной практики, толкования ее актуальных проблем и неоспоримых достижений указывают на необходимость выявления генезиса современного состояния новой области человекознания. В огромном проблемном поле современного человекознания выделилось, получило признание и интенсивно развивается научное направление, востребованное социальной практикой, именуемое акмеологией.
Читателю небезинтересно узнать, что акмеология прошла период своей институциализации и находится в процессе своего бурного развития. Все это дало возможность обоснованно выделить предмет акмеологии, определить ее методцы, разработать и предложить конструктивные решения обширного круга научных и практических вопросов. Все они положены в основу целостной акмеологической концепции, которая объединила теоретико-методологическую и прикладную составляющие.
Решение "задачи на смысл" во многом зависело от той картины мира, которая являлась ведущей на данном историческом этапе становления разумности человека. Сегодня можно говорить о нескольких предположениях, которые указывают на то, что картина мира и образ науки во многом предопределяют характер той или иной научной дисциплины, позиции конкретного ученого, его ориентации, мировоззрение, понимание того, чего он хочет, как понимает свою задачу.
Принципиальным для акмеологии является вывод, касающийся ключевого положения методологического основания - закономерностей. Прежде всего, можно выделить то, что характерно и является общим для психологических и акмеологических закономерностей.
Во-первых, акмеологические закономерности (как и психологические) есть не что иное, как устойчивые связи или отношения.
Во-вторых, акмеологические закономерности (как и психологические) одновременно объективны и субъективны.
В-третьих, акмеологические закономерности характеризуются повторяемостью, не только как "внутреннее" устойчивое проявление определенных характеристик, но и как "внешняя" выраженность в более широкой, открытой системе.
В-четвертых, акмеологические закономерности сходны с психологическими еще в том, что они относятся к четвертому и пятому уровню законов (закономерностей), а именно к закономерностям, отражающим процессы психического развития человека, и закономерностям связей между различными уровнями организации психических процессов и явлений.
В-пятых, акмеологические закономерности относятся к классу "законов-тенденций", обладающих некоторой "нежесткостью", вариантностью вокруг устойчивого общего.
Следует также отметить наличие существенных отличий акмеологических закономерностей от закономерностей других наук. Они заключаются в следующем:
существенно меньшая вариантность по сравнению с другими и, прежде всего, психологическими закономерностями;
технологическая направленность, охватывающая потенциальный, актуальный и модельно-прогностический компоненты исследуемого объекта;
акмеологические закономерности обладают потенциальными, связанными с возможным развитием субъекта характеристиками;
ярко выраженная специфичность существенных характерных связей, которая обусловлена предметом науки и др.
Учет всего отмеченного круга вопросов дает возможность более зримо и убедительно определить предметное поле акмеологии. Приоритетным в нем, безусловно, является Человек, реальный носитель собственного опыта и социальных ценностей. Его "АКМЕ" - это вершина, пик, оптимум, совершенство самого человека и всех его макрохарактеристик, связей и отношений. Такое состояние достигается и проявляется в конкретных условиях и ситуациях.
Степень желаемой зрелости - это многомерное состояние человека, которое хотя и охватывает значительный по временной протяженности этап его жизни, но всегда реально показывает, насколько он состоялся как гражданин, как профессионал-деятель, как бедная или богатая своими связями с окружающей действительностью личность, как семьянин или "неисправимый ловелас" и пр. Оно вместе с тем никогда не является статичным и, наоборот, отличается большей или меньшей вариативностью и изменчивостью.
Актуальность и востребованность акмеологии, несмотря на неутихающие бурные дискуссии вокруг нее, вполне очевидна, ибо она интегрирует все лучшее в человекознании и человековедении, делает этот бесценный капитал достоянием самого широкого круга заинтересованных россиян.
Таким образом, акмеология, как новая область научных знаний, не только обозначила новый предмет исследований, - зрелого человека, - но и определила - новую систему понятий, новую систему методов, где ведущим является моделирование. В связи с этим акмеология имеет принципиально новые выходы в практику. Принципиальная новизна состоит в том, что в психологии методы исследования - привилегия только специалистов, с ними должны уметь работать только профессиональные психологи. Учитывая предмет психологии - закономерности отражения реальности в психике человека, очевидно это справедливо.
1.Ананьев Б.Г. Проблемы современного человекознания. - М., 2008.-439 с.
2.Анисимов О.С. Основы общей и управленческой акмеологии. Учебное пособие.- М.:РАГС, 2005.- 264 с.
3.Акмеология: методология, методы и технологии / Материалы научной сессии, посвященной 75-летию члена-корреспондента РАО, Президента МААН Н.В. Кузьминой. /Под общей редакцией вице-президента МААН, доктора психологических наук, профессора. А.А. Деркача. - М.: РАГС, 2008. - 230 с.
4.Бодалев А.А. Акмеология как учебная и научная дисциплина.-М.,1993.- 31 с.
5.Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке. Статья первая //Психол.журн.1991.-N6; статья вторая //Психол. журн. -1992.- N6; статья третья //Психол.журн.-1993.-N6.
6.Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. -М.: Луч, 2009.- 32 с.
7.Кузьмина Н.В. Реан А.А. Профессионализм педагогической деятельности. - С.- Пб., 1993. - 54 с.
8.Основы общей и прикладной акмеологии/ Под ред. А.А.Деркача, А.А.Бодалева, Н.В.Кузьминой и др.- М.: Российская академия государственной службы, ВА им. Ф.Э.Дзержинского.-2008. - 386 с.
9.Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности.-М.:Наука,2002. - 185 с.
Тема: | «Предмет и задачи акмеологии как науки» | |
Раздел: | Разное | |
Тип: | Реферат | |
Страниц: | 22 | |
Цена: | 150 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Предмет и задачи культурологии
Шпаргалка:
Ответы на экзаменационные билеты по Криминалистике
ВКР:
Американские лингвострановедческие реалии в прозвищах штатов сша и их изучение на занятиях по английскомиу языку в средней школе
Реферат:
Предмет и задачи культурологии
Реферат:
Социология как наука и ее роль в обществе.