Курсовая работа
«Восприятие и понимание человека человеком»
- 34 страниц
Введение 3
1. Характеристика процесса межличностного общения. Общение как взаимодействие 5
2. Познание человека человеком как научная проблема 9
3. Восприятие человека человеком (характеристика процесса) 17
4. Возрастные и индивидуальные особенности восприятия человека человеком 22
Резюме (итог) 29
Заключение 30
План эмпирического исследования 31
Список литературы 33
Актуальность темы.
Интерес к проблемам общения проявляют практически все психологические дисциплины. По мнению Б.Ф.Ломова, в этом проявляется общая тенденция развития всей системы психологических наук. Столь активный интерес психологов, социальных педагогов и социальных психологов к этой проблеме обусловлен пониманием коммуникативной природы психики человека. Ведь общение оказывает чрезвычайно важное влияние и на интеллектуальное, и на эмоциональное, и на нравственное развитие личности. Кроме того, как отмечает Е.С.Кузьмин, все социально – психологические черты приобретаются через личный опыт общения.
По мнению Г.М.Андреевой, проблематика «человеческого фактора» в социальной психологии может быть раскрыта в ходе анализа традиционных тем исследований общения. Среди них значительное место принадлежит феномену восприятия и понимания человека человеком. В работах классиков отечественной психологии изучение проблем общения осуществлялось в контексте деятельности личности. В центре исследования в работах А.А.Бодалева, В.Н.Панферова, Е.Ф.Бажина, Я.Вальсингер, А.Г.Гусевой, А.М.Зимичева, А.С.Золотняковой, А.П.Коняевой, Т.А.Репиной, Е.В.Рощиной, Н.А.Русиной, А.А.Степанова, К.Д.Шафранской, П.М. Якобсона и других авторов оказались вопросы восприятия и понимания человека человеком, создания образа партнера по общению в результате восприятия и интерпретации лица, внешнего и выразительного поведения.
Целью исследования является изучение психологических факторов и составляющих процесса восприятия и понимания человека человеком в ходе общения.
Задачи работы:
1. Обзор теоретических подходов к феномену восприятия человека человеком в процессе межличностного общения.
2. Изучение проблемы понимания человека человеком в психологической литературе
3. Выбор методов эмпирического исследования восприятия человека человеком.
Практическая значимость работы заключается в том, что в работе практического психолога возникает необходимость помогать застенчивым, необщительным людям, которые с трудом адаптируются к изменениям в окружающей их жизни.
Межличностное взаимодействие имеет сложный многоплановый и многовариантный характер. Зачастую это затрудняет адаптацию человека к условиям общения, что может приводить к психологическим нарушениям восприятия и понимания человека человеком. Нарушения межличностной коммуникации, фрустрирующие влияния непосредственным образом отражаются на психическом состоянии. Эмоциональное перенасыщение, перегрузка человека стимулами, вызывающими эмоциональные переживания, и наоборот, недостаток данных эмоционально насыщенных стимулов в отношениях с людьми способны оказать негативное влияние на соматическое состояние.
Несомненно, что изучение факторов и причин возникновения коммуникативных барьеров в общении и поиск путей их преодоления имеет большое практическое значение.
1. Межличностное взаимодействие имеет сложный многоплановый и многовариантный характер. Зачастую это затрудняет адаптацию человека к условиям общения, что может приводить к психологическим нарушениям восприятия и понимания человека человеком. Барьеры в межличностном и деловом общении возникают в том случае, когда партнеры в недостаточной степени владеют коммуникативными навыками, имеют низкий для данной ситуации уровень коммуникативной компетентности, или же находятся под влиянием стереотипного представления о партнере общения, что мешает быть гибким в данной ситуации.
2. Человек формируется как субъект познания других людей, на-капливая и расширяя жизненный опыт, овладевая знаниями о природе, обществе, о человеке и его сознании. Обязательное преломление индивидуального опыта через систему научных знаний об обществе и человеке, а также идей и образов искусства — одно из важнейших условий формирования человека как субъекта восприятия. Чтобы раскрыть процесс познания человека человеком, нужно проследить особенности формирования образа человека и понятия о нем как о личности у взаимодействующего с ним индивида.
3. Восприятие человека человеком, как и любое другое восприятие, характеризуется предметностью, которая в рассматриваемом случае заключается в том, что свойства облика человека отражаются в образе как принадлежащие человеку, т. е. как свойства этого человека. Восприятию человеком человека присущи и такие особенности, характеризующие отражение индивидуумом действительности, как объективированность и субъективность, как целостность и структурность. Целостный образ человека возникает постепенно и становление его связано с пространственно-временными условиями, в которых человек отражает объект. Действие этих условий всегда сказывается и на формирующемся у нас образе другого человека.
1. Андреева Г. М. Социальная психология. - М.:Аспект Пресс, 2000.-376 с.
2. Айзенк Ю.Г. Проверьте свои способности. – СПб.: «Лань», 1996. – 160 с.
3. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М.: Просвещение, 1982. – 322 с.
4. Бодалев А.А. Личность и общение. - М.: Педагогика, 1983. - 272 с.
5. Бодалев А.А. О взаимосвязи общения и отношения. // Вопросы психологии. №1. 1994, с. 122-127.
6. Бодалев А.А. Психология общения. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1996. – 256 с.
7. Бороздина Г.В. Психология делового общения. – М.: Дело, 1993. – 238 с.
Будный А.А. Понимание и общение. - М.: Дело, 1990. – 117 с.
5. Васюра С.А., Кузнецова Е.В. Изучение барьеров общения старшеклассников // Тезисы докладов 5-й Российской Университетско-Академической научно-практической конференции. – Ижевск, 2001. – с. 87-89.
6. Воронин В.Н., Зазнобина Н.П. Основы управленческого взаимодействия. М.: Изд-во ЦБ РФ, 1994. - 66 с.
7. Даниленко О.И. Культура общения и его восприятие. - М.: Дело, 1992. – 171 с.
8. Жариков Е., Кружельницкий Е. Для тебя и о тебе. - М., 1985. – 78 с.
9. Жуков Л.Я., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. - М.: Изд-во МГУ, 1990. – 96 с.
10. Козырева А.В. Лекции по психологии и педагогике творчества. – Пенза, 1994. – 341 с.
11. Кондаков В.С., Золотухина О.Н. Личность наизнанку. - Ижевск, Изд-во УдГУ, 1999. - 322 с.
12. Корнелиус Х., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. - М.: Стрингер, 1992. - 116 с.
13. Курек Н.С. Эмоциональное общение матери и дочери как фактор формирования аддиктивного поведения в подростковом возрасте. // Вопросы психологии. №2, 1997. С. 48 - 60.
14. Кроник А., Кроник Е. В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я. Психология значимых отношений. – М.: Мысль, 1989. – 204 с.
15. Лабунская В.А. Невербальное поведение. – Ростов-на –Дону, 1986. – 269 с.
16. Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии. - М.: Наука, 1981. – 351 с.
17. Мелибруда Е. Я-Ты-Мы: Психология возможности улучшения общения /Под ред. А.А.Бодалева, А.Б.Добрович. – М.: Прогресс, 1986. – 256 с.
18. Мель Ю. Социальная компетентность как цель психотерапии: проблемы образа Я в ситуации социального перелома. //Вопросы психологии №5, 1995, с. 61 - 68
19. Ночевник М.Н. Человеческое общение. – М.: Политиздат, 1988. – 127 с.
20. Общение и оптимизация совместной деятельности /Под ред. Г.М.Андреевой и Я.Яноушека. – М.: Изд-во МГУ, 1987. – 302 с.
21. Панасюк А.Ю. Управленческое общение. – М.: Экономика, 1990. – 112 с.
22. Парыгин Б.Д. Основы социально - психологической теории. - М.: Мысль, 1971. - 351 с.
23. Петрова Е.А. Визуальная психосемиотика общения. Диссерт. докт. педаг. наук. – М., 2000. – 318 с.
24. Познание и общение /Под ред. Б.Ф.Ломова, - М.: Наука, 1988. – 208 с.
25. Психология исследования общения /Под ред. Б.Ф.Ломова. – М., 1988. – 267 с.
26. Практическая психология для менеджеров. /Под ред. М.К.Тутушкина - М.: "Филин", 1996. – 294 с.
27. Руденский Е.В. Основы психологии общения менеджера. – Новосибирск, 1997. – 102 с.
Тема: | «Восприятие и понимание человека человеком» | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 34 | |
Цена: | 300 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Формирование познавательных и коммуникативных умений на уроках алгебры
Дипломная работа:
Лексическая объективация концептов «хитрость» и «коварство» в русских и английских текстах
Дипломная работа:
Восприятие и понимание людьми друг друга в процессе общения.
Дипломная работа:
Исследование взаимосвязи социального интеллекта и успешности в общении
Курсовая работа:
Сюжетная линия и структура текста