Курсовая работа
«Классицизм в русской храмовой архитектуре»
- 41 страниц
Введение 3
1. Особенности классицизма в культовой архитектуре
XVIII – XIX века 6
2. Эволюция классицизма на примере храмовой архитектуры 13
3. Своеобразие русской, культовой архитектуры классицизма 24
Заключение 35
Список использованной литературы 37
Приложение
Вторая половина XVIII столетия ознаменована важнейшими событиями в экономической, военной, политической жизни страны. Дальнейшее развитие науки, техники и культуры протекало в чрезвычайно сложной обстановке обострившегося кризиса абсолютистской системы.
Искусство второй половины XVIII века представляет собой закономерный результат предшествующего развития. Оно переломило в себе общественную значимость начинаний петровского времени, восприняло идею государственного предназначения художественного творчества и его воспитательной миссии.
Международные связи становятся в этот период интенсивными и целенаправленными. Академия художеств, которая служила крупнейшим творческим центром на протяжении всей половины XVIII века, возродила систему пенсионерства. Ведущим направлением академии становится классицизм . В истории русского искусства классицизм оказался очень живучим стилем.
Искусство русского классицизма интернационального по своей природе и вместе с тем имеет ряд неповторимых особенностей. Оно основано на идеалах просветительства – философского течения, зародившегося во Франции и нашедшего в России благодатную почву для широко признания. Его распространению во многом способствовала политическая ситуация первого десятилетия екатерининского времени – эпохи надежд на общественные перемены, ожиданий демократических преобразований. Разумеется, императрица и ее окружение вкладывали в них свой смысл. Однако идея раскрепощения человеческой личности в широком аспекте этого понятия укореняется в философии, публицистике, в художественных трактатах, в системе образования и творческой практике.
В русском классицизме отсутствует идея жесткого подчинения личности абсолютному государственному началу. В этом смысле русский классицизм ближе к самим истокам, к искусству античному, с его воплощением логического, разумного, естественности, простоты и верности природе как идеальных понятий, выдвигавшихся просветительской философией в качестве исходных критериев прекрасного. Гражданственность становится идеалом, а прототипом свободного, принадлежащего обществу искусства предстает творчество мастеров античности.
Высокогражданское чувство эпохи классицизма сказалось в монументальной скульптуре, в исторической живописи, а также в архитектуре.
Наиболее живо классицизм проявил себя в архитектуре.
Новая архитектура в России начинается со строительства новой столицы. Приехавшие в страну специалисты-архитекторы знакомят русских строителей с популярным в Западной Европе стилем классицизмом. Русская культура осваивает незнакомые ей прежде разновидности зданий административного, промышленного, учебного, научного назначения. Видоизменяются уже существовавшие типы сооружений, появляются дворцово-парковые ансамбли, проекты для массового строительства, входит в моду принцип анфиладного построения интерьеров, распространяется прием симметричного расположения объемов, деталей. Важнейшим признаком нового стиля в архитектуре становится ордер.
Так классицизм практически полностью охватил Москву. На протяжении второй половины столетия здесь стали появляться прекрасные архитектурные сооружения. Новые веяния распространились на периферию. В усадьбах появляются великолепные дворцы и парки.
В середине XVIII века искусство обогатилось опытом создания огромных многоэтажных домов, сочетающих государственный размах и праздничное великолепие архитектуры с монументально-декоративной пластикой.
Русская архитектура XVIII века характеризуется значительным усилением светских элементов. Однако устойчивые традиции зодчества, сложившиеся в течение веков, не могли исчезнуть. Россия создала собственный национальный колорит в архитектуре.
Цель работы изучение классицизма в русской храмовой архитектуре. Задачами работы являются:
- охарактеризовать особенности классицизма в культовой архитектуре XVIII – XIX века;
- рассмотреть этапы эволюции классицизма на примере храмовой архитектуры;
- определить своеобразие русской архитектуры классицизма.
Работа состоит из трех глав.
Первая глава данной работы направлена на описание теоретических основ данной темы. В ней дается определение такого стиля в искусстве как классицизм, отражены этапы классицизма, кроме того, описаны основные особенности классицизма, проявившиеся в архитектуре.
Вторая глава направлена на описание основных архитектурных шедевров, построенных в России. Приведены примеры храмовой архитектуры.
Третья глава отражает своеобразие русской культовой архитектуры классицизма. Кроме того, в ней представлены основоположники и продолжатели классицизма. Описана их краткая автобиография и наиболее известные работы.
В процессе написания данной работы была изучена различная литература по русскому искусству середины XVIII начала XIX.
Данная курсовая работа позволяет получить необходимые знания по предмету «Архитектура», а именно узнать каковы особенности классицизма, проявившиеся в архитектуре России.
Российская архитектура эпохи классицизма выходит на передовые рубежи мирового зодчества, а в развитии конструктивных форм и принципов общеевропейских стилей на русской национальной основе Россия встала на уровень достижений Европы.
С 60 годов XVIII столетия в Росси начал формироваться новый стиль – классицизм, направленный против самодержавного произвола, против роскоши и излишеств придворных и дворянских кругов. Все большую поддержку находят в просвещенных кругах идеи гражданственности, столь характерные для западного классицизма.
В основе этого стиля лежит обращение к образцам античной архитектуры и изучение «преломленной» классики стран западной Европы эпохи Ренессанса и Просвещения.
Возникший новый стиль составил резкий контраст с предшествующим и причудливым барокко. В противоположность ему для классицизма была характерна четкая геометрия форм, логичность и регулярность планировки, сочетание гладкой стены с ордером, портиками, колоннадами, статуями, рельефами и сдержанным декором. Всем своим видом архитектурные конструкции должны были символизировать величественность и представительность, холодное и высокомерное превосходство, отрешение от проблем повседневной жизни.
Из античного наследия архитекторы переняли не только характерные для него формы, отделочные детали, но и строгую упорядоченность во всем, подчинение отдельных частей единому целому и друг другу, неукоснительное соблюдение соотношений силы тяжести и опоры, воспринимающей ее. Такая конструкция наглядно показывала взаимодействие нагрузки и опоры как двух основных элементов, их связи и соотношения частей.
Неотъемлемой чертой всех архитектурных композиций эпохи классицизма стала симметрия, так как считалось, что именно она лучше всего передает власть строгой дисциплины. Стены помещений, выдержанные в строгой колористической гамме, расчленяли на симметричные плоскости с помощью пилястров. Таким образом, симметрия и упорядоченность постепенно сменили движение и изменчивость форм предшествующего стиля. Вместо плавных линий, затейливых завитков и раковин на стенах появилась сдержанная классическая орнаментация в виде гирлянд, медальонов, розеток, располагающихся в определенном чередовании.
В качестве основных элементов в архитектурных композициях использовали классические формы и детали, в которых соотношения составляющих частей были строго определены. Внешне они дополняли подчеркнутую правильность и строгость всего здания. Чаще всего зодчие использовали ордерную композицию, потому, что колоннады, как ничто другое, передавали идею величия и упорядоченности. Важными элементами являлись портики, мелкие пилястры, карнизы.
Для классицизма было свойственно другое, чем для предшествующего стиля, отношение к материалу. Новое поколение архитекторов старались подчеркнуть его природную красоту и структуру: дерево стали реже золотить и красить, естественная красота только оттенялась (например, накладками из бронзы и керамики). Аналогично подчеркивались свойства металла, фаянса и фарфора. Это особенно бросалось в глаза, когда создавались огромные комплексы, характерные для эпохи классицизма. Цветовое решение интерьеров становилось более светлым и оформлялось в основном в пастельных тонах.
В указанную эпоху продолжали свое развитие центральные положения и теории градостроительства предшествующих веков, а также возникали совершенно новые, основанные на последних достижениях точных наук и зодчества. Их реализация происходила в конце XVIII века – первой половине XIX века, в период бурного роста городов. Естественно, что классицизм, расцвет которого пришелся именно на этот период наложил отпечаток на внешний вид большинства новых построек. До наших дней сохранились целые кварталы с характерными для этого стиля чертами.
К концу XVIII века в архитектурную моду вошли центрические композиции – круглые, прямоугольные и квадратные в плане, которые обычно завершались куполом или бельведером. Этими строениями русские зодчие классицизма стремились воскресить дух античности.
Высшая фаза в почти вековом развитии архитектуры русского классицизма - первая треть XIX века.
Два фактора обуславливают новизну и стилистическое своеобразие этого этапа в пределах общего классицистического канона: это примат в архитектурном творчестве градостроительных задач и господство общественных сооружений - государственных учреждений и ведомств, храмов, соборов, церквей. Они диктовали стилистику дворцам и храмам. Наиболее крупные достижения в архитектуре этого времени связаны с деятельностью мастеров, чья творческая зрелость совпадает с началом Александровского царствования.
Архитектурное сооружение берет на себя роль дирижера, управляющего музыкой пространств, организующего городскую застройку и ритмическое благозвучие строго расчлененных по классическому канону пространственных интервалов.
Сооружение рассчитывалось на большие пространственные перспективы, где доминировали далекие точки обозрения, поэтому возникла необходимость к укрупнению архитектурных форм и членений, повышению активности динамических и пластических контрастов. Архитектурная речь проникается ораторски - декламационным пафосом. Предпочтение отдается дорике, гладкой стене, на фоне которой сильными пластическими акцентами выделяются гладкоствольные колонны и скульптура. Сокращаются элементы, членящие объем, выразительности ищут в сочетании простых стереометрических фигур. Усиливается иллюзия массивности стен вследствие сокращения численности проемов и трактовки их как простых амбразур, редко обрамляемых наличниками; преобладает ориентация на греческую строгую классику и архаику.
Пространственный размах предопределяет характерную для архитектуры ампира протяженность фасадов. Ориентация на улицу и площадь, где архитектура воспринимается в движении, с меняющихся точек зрения, отражается в архитектурной композиции преобладанием «горизонтальной динамики»: вместо центрующего фасадную композицию фронтона в ампире, как правило, применяется аттик либо в качестве компромиссной формы – фронтов на фоне аттика. Система горизонтальных членений развивается и за счет подчеркивания непрерывной линии карниза и усиления роли цокольного этажа, обычно выделяемого рустовкой. Все вертикальные акценты композиции подчиняются горизонтальной доминанте.
Изучив основы и особенности классицизма в храмовой архитектуре Москвы и Санкт – Петербурга можно сделать следующие выводы.
Русский классицизм в архитектуре явление замечательное. Он начал развиваться в 60-х годах XVIII века, достиг кульминации в начале XIX века в так называемом русском ампире.
Ведущими мастерами XVIII века считаются Баженов, Казаков, Старов, Кваренги, Камерон. Они работали в эпоху Екатерины II, когда еще не совсем ушел со сцены предыдущий стиль барокко.
В этот период в России значительно снизилось число храмовых построек, так как меньше внимания стало уделяться религии.
Для архитектуры классицизма XVIII характерны простые геометрические очертания, прямые обрезы кровель, чистые, не обремененные декором стены.
Подобно античным зодчим, архитекторы классицизма пытались вписывать здания в окружающую природу.
Для зданий была характерна двух, трех и четырехосная симметрия, которая обеспечивала равномерное «стягивание» не только пространства к зданию, но и самого здания к центру.
Центральный объем здания возвышался над периферийным, в силу того, что иначе их невозможно было бы освоить. Композиционная схема зданий классицизма была немасштабна.
В архитектурном языке классицизма главными являлись выделенные основной частью фасады через 6-колонные портики.
Русский классицизм ампира пришелся на начало Александровского царствования. В нем отражено патриотическое, гражданственное воодушевление этой короткой поры русской истории. Архитекторы этого времени мыслили теперь не формой отдельного здания или группы зданий в пределах относительного замкнутого участка, а масштабами улицы, площади, города в целом. Архитектурное сооружение того времени брало на себя роль дирижера, управляющего музыкой пространств, организующего городскую застройку и ритмическое благозвучие строго расчлененных по классическому канону пространственных интервалов.
Проводился расчет сооружения на большие пространственные перспективы, где доминировали далекие точки обозрения, что влекло к укрупнению архитектурных форм и членений, повышению активности динамических и пластических контрастов. Предпочтение отдавалась дорике, гладкой стене, на фоне которой сильными пластическими акцентами выделялись гладкоствольные колонны и скульптура. Снизилась иллюзия массивности стен вследствие сокращения численности проемов и трактовки их как простых амбразур, редко обрамляемых наличниками. Таким образом, подчеркивались монументальные качества архитектуры.
И в заключении хотелось бы отметить, что классицизм с его крупнейшими архитектурными шедеврами прочно вошел в историю искусств России, а постройки созданные в тот период, безусловно, являются чуть ли ни главной достопримечательностью городов.
1. Аленов М.М. Русское искусство X – начала XX века, Москва «Искусство», 1989.
2. Воронова О.П. Искусство и архитектура. – 1981. – 118 с., ил. – (Народный университет, факультет литературы и искусства).
3. Данилова. Искусство средних веков. – М.: Просвещение, 2000.
4. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Выпуск 2. Северное Возрождение; страны Западной Европы XVII и XVIII; Россия XVIII века. – 3 – е издание дополненное. – М.: Искусство, 1990. – 318 с.: ил.
5. Ильина Т.В. История искусств. Русское и советское искусство: Учебное пособие для вузов по специальности. «Журналистика». – М.: Высшая школа., 1989. – 400 с.: ил.
6. Памятники русской архитектуры и монументального искусства. Города, ансамбли, зодчие/Под ред. В.П. Выголов. – М.: Издательство «Наука», 1985 г.
7. Пастухова. Атлас Русского зодчества Пастухова З.И. Шедевры русского зодчества. – Смоленск: Русич, 2000. – 240 с.: ил. – (малый атлас света).
8. Популярная история архитектуры/К.А. Ляхова., Г.В. Дятлева., О.В. Лапшова. – М.: ВЕЧЕ, 2001.
9. Российский исторический иллюстрированный журнал «РОДИНА».
№ 8, 2002.
10. Журнал – сборник сценариев для библиотек. № 2, 2005. Издательство «ЛИБЕРЕЯ - БИБЛИОПРИНТ»
11. Журнал – сборник сценариев для библиотек. № 3, 2005. Издательство «ЛИБЕРЕЯ - БИБЛИОПРИНТ»
Тема: | «Классицизм в русской храмовой архитектуре» | |
Раздел: | Архитектура | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 41 | |
Цена: | 300 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Народный эпос в русской литературе
Дипломная работа:
Колоративная лексика в русском сказочном фольклоре
Курсовая работа:
Англоязычная экспансия в русском языке
Реферат:
История знаков препинания в русском языке
Дипломная работа:
Народные утопические легенды в русской литературе