Курсовая работа

«Кооперативное законодательство Российской Федерации»

  • 27 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ЗАРОЖДЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

О КООПЕРАЦИИ ДО ПЕРИОДА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 5

2. РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ БАЗЫ В ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ 11

3. РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О КООПЕРАЦИИ В ГОДЫ

РЕФОРМ И ПО НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ 17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27

Введение

Проблемы становления и развития российского законодательства о кооперации, выявления ее особенностей, связанных в первую очередь с со-циально-экономическими условиями жизни регионов, в настоящее время весьма актуальны. Разработка проблем развития кооперации в последней трети XIX - начале XX вв. как в отдельных регионах, так и по стране в целом, а также пропаганда кооперативных идей в научных и научно-популярных работах должны стать одним из направлений историко-правовой науки.

История правовой основы кооперативного движения, анализ его дос-тижений и успехов, просчетов и ошибок имеют не только сугубо исследовательское, но и огромное практическое значение, потому что русская кооперация была в свое время существенным компонентом в процессе обновления страны и представляла собой феномен народной жизни.

Изучение накопленного опыта в дореволюционных кооперативных законоположениях, подзаконных нормативных актах, уставах позволит определить основные тенденции развития различных видов кооперации, выделить наиболее значимые для кооперативного законодательства принципы его строительства, выявить исходные точки отсчета тех или иных процессов.

Первый закон о кооперативах был принят в Англии в 1852 г. Он признал кооперативы юридическими лицами, разрешал им продавать товары не только своим членам, но и посторонним (остальному населению) и организовать собственное производство. Произошла легализация (узаконение) кооперативных обществ. Правда, тот же закон содержал и положения, тормозившие развитие кооперации: о неограниченной ответственности членов всем своим имуществом по обязательствам кооператива, о запрещении учреждать кооперативные банки и др. Кампания за изменение и улучшение закона, начатая англий-скими кооператорами, завершилась в 1862 г. принятием нового, более либерального закона.

К вопросам, связанным с исследованием проблем российской кооперации в целом и кооперативного законодательства, в частности, отечественные авторы стали обращаться еще в дореволюционный период.

Во второй половине XIX - начале XX вв. было издано значительное количество трудов, в которых освещались процессы становления и развития кооперации в России.

В развитии российского кооперативного законодательства выделяются три основных периода:

1) зарождение и становление законодательства о кооперации (до ок-тября 1917 г.);

2) законодательство огосударствленной кооперации (1917—1990 гг.);

3) возрождение законодательства о кооперации (с 1992 г. по настоящее время).

Этапы развития кооперативного законодательства совпадают с соот-ветствующими социально-экономическими и политическими процессами развития государства:

первый период — с развитием капитализма в России;

второй — с процессами централизации экономики;

третий — с реформированием всех сфер жизни государства.

Целью работы является рассмотрение формирования кооперативного законодательства в России на каждом этапе его развития.

Фрагмент работы

Победа Октябрьской революции 1917 создала условия для превращения кооперации из придатка капитализма в орудие социалистического преобразования общества. Лидеры кооперации, враждебно встретив Октябрьскую революцию, стали на путь саботажа и контрреволюции. Призывая на словах к объединению всех демократических сил для борьбы с разрухой и надвигающимся голодом, они, отказываясь от сотрудничества с Советской властью, усиливали продовольственный кризис. Контрреволюционность верхов кооперативного движения встретила сопротивление среднего и низшего звеньев кооперативного аппарата. Декретом Совнаркома от 10 апреля 1918 г. “О потребительских кооперативных организациях” потребительская кооперация объединена в рабочий и общегражданский кооператив, которому поручены функции распределения продуктов. Все жители России становятся членами потребительской кооперации.

Важное значение в теоретическом обосновании политики компромисса с кооперацией сыграла работа В. И. Ленина "Очередные задачи Советской власти". Мелкобуржуазная дореволюционная кооперация стала превращаться в советскую, социалистическую, в кооперацию широких трудящихся масс. В сезон 1918/19 кооперация заготовила 25,6 млн. пудов зерна (25% всего заготовленного), 2,1 млн. пудов льна (при общем объёме госзаготовок 3,2 млн.), более 2 млн. пудов сливочного масла и пр. продукты, а также валенки, кожу, шерсть и пр. для Красной Армии. Работе кооперации способствовало изгнание буржуазных деятелей из её руководящих органов. Переход кооперации на сторону Советской власти был закреплен 3-м съездом рабочей кооперации (декабрь 1918), на котором выступил В. И. Ленин.

К 1919 в результате возросшей активности населения, а также усилившихся продовольственных трудностей количество кооперативов увеличивается до 53 тыс. (из них кредитных - 17,5 тыс., с.-х. товариществ - 3 тыс., молочных артелей - 4 тыс., различных производственных - 4 тыс.). Только система Центросоюза охватывала в среднем 75% населения Советской России. В 1918 образуется ряд специализированных центров сельско-хозяйственной кооперации: Плодоовощ, Союзкартофель, Пенькосоюз, Кооперативное яйцо, Кооперативное зерно, закупочный центр - Сельскосоюз на базе товарного отдела МНБ, а также руководящий орган - Сельскосовет. Однако полностью специализация не завершилась и оставалось много кооперативов со смешанными функциями.

В 1918 возникло около 1,5 тыс. сельско-хозяйственных производственных кооперативов - коммун, артелей, товариществ по совместной обработке земли (ТОЗов). В период "военного коммунизма" происходила реорганизация кооперации на основе декрета СНК от 20 марта 1919 "О потребительских коммунах" - её огосударствление. Организацию сельско-хозяйственного производства и товарообмен между городом и деревней взяло в свои руки государство. Поэтому с.-х. кооперация по существу свёртывалась или передавалась в подчинение потребительской (членство в которой становится обязательным для всех граждан), а последняя становится придатком Наркомпрода. В. И. Ленин и партия изучали роль кооперации в новых исторических условиях, определяли её задачи. В дискуссиях о кооперации и в её практической работе участвовали В. П. Милютин, И. И. Скворцов-Степанов, О. Ю. Шмидт, А. А. Сольц, А. М. Лежава, В. П. Ногин, А. Д. Цюрупа и др.

Введение нэпа потребовало перестройки кооперации, постановки перед ней новых задач. На 10-м съезде РКП (б) В. И. Ленин обосновал необходимость по-новому подойти к использованию кооперации и, в частности, предоставить ей определённую свободу действий. Декретом СНК от 7 апреля 1921 "О потребительской кооперации" она была выведена из подчинения Наркомпроду и было разрешено создавать добровольные союзы потребителей по территории или профессиональному принципу. Этим декретом на потребкооперацию дополнительно возложено:

— заготовка продуктов для государства через государственный товарообменный фонд (продразверстка);

— распределение

— предметов потребления и продуктов через кооператив.

Декретом Совнаркома от 12 мая 1921 г. “Об обменном фонде рабочих и служащих” образован фонд премирования членов кооперации, который поступал в распоряжение временного рабочего кооперативного комитета при Центросоюзе (Церабкоп). Это отклонение от генеральной линии партии вызвано подготовкой к вступлению Центросоюза в Международный кооперативный альянс на X конгрессе 1921 г., что имело для России следующие экономические и политические последствия:

— Центросоюз РСФСР признан правопреемником дореволюционного Центросоюза;

— принята резолюция МКА “Об оказании помощи голодающим в России”, на основании которой России передано 13 тыс. ф. ст.;

— Высший совет Антанты предоставил льготы Центросоюзу для торговли со странами Антанты, частично отказавшись таким образом от экономической блокады Советской России.

Заключение

Характерным признаком правового положения российской кооперации до марта 1917г. следует считать отсутствие единого законодательного акта о кооперации. В действующих законодательных актах термин «кооперация» не употреблялся вовсе. Действовавшие законы предусматривали учреждение артелей, кредитных и ссудосберегательных и некоторых других видов кооперативных товариществ. При этом каждый вид кооперативов регулировался в отдельности, зачастую без всякого к тому повода и без системы. Такой подход оправдывался соображениями административно-полицейского характера.

В то же время российское законодательство о кооперативных товариществах восприняло как национальные, исторически сложившиеся кооперативные отношения, так и отдельные положения зарубежного законодательства. Несмотря на низкий уровень правового регулирования кооперативных отношений, в период с 1865 г. по 1917 г. сформировались предпосылки для принятия единого кооперативного закона, которые были воплощены в жизнь.

В этот период появилось значительное количество исследований в области кооперации, в том числе и по вопросам правового регулирования кооперативных отношений. Появился ряд периодических изданий. В связи с этим нельзя согласиться с исследователями, которые характеризуют рассматриваемый период как неправовой либо утверждают, что до Февральской революции юридическая мысль России стояла далеко от кооперации.

За годы советской власти кооперация стала неотъемлемой составной частью политической и экономической системы СССР.

В 1988 г. вышел закон “О кооперации в СССР”, который подвел итоги ее развития: “Основным в деятельности кооперации является удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в продовольствии, товарах народного потребления развитие трудовой и социальной активности членов кооператива, рост их материального благосостояния, культурного уровня и профессионального мастерства”.

Несмотря на то, что потребительская кооперация СССР строилась на особых, взаимоисключающих друг друга принципах (5 из 11 принципов не устойчивы), социально-экономическая модель указывает на ее высокую устойчивость: потребительская кооперация являлась частью государственной структуры и ее устойчивость определялась устойчивостью самого государства

Подводя итог анализу деятельности потребительской кооперации Российской Федерации, можно сделать вывод, что жизнеспособность потребительской кооперации, как формы объединения людей для удовлетворения своих потребностей, подтвердило то, что в отличие от государственный структур она не распалась, а сохранилась как система, хотя и понесла невосполнимые потери: снижение объемных показателей в торговле, заготовках, кооперативной промышленности, массовом питании, резкое сокращение числа пайщиков, которые являются социальной базой потребительской кооперации.

Список литературы

1. Хейсин М. Кооперативное законодательство в России. Пг., 1915. С. 3.

2. Сапожников И. Об артелях в России // Вестник кустарной промышленности. 1916. № 3. С. 23-39.

3. Свод законов Российской империи (далее: СЗРИ). Т. 9. Ч. 2: Устав торговый. Изд. 1903 г. Ст. 349-351.

4. СЗРИ. Устав торговый. Т. 11.4. 2. Изд. 1887 г.

5. СЗРИ. Устав торговый. Т. 11. Прим. к ст. 79. Изд. 1903 г.

6. СЗРИ. Т. 7. Изд. 1857 г.

7. Малицкий М. Кооперативное законодательство. С. 29.

8. СЗРИ. Т. 11. Ч. 2. Устав о промышленности. Изд. 1903 г.

9. СЗРИ. Т. 13. Ст. 443.

10. Зак Л. С. Основные начала теории кредита и кредитной кооперации. Петроград, 1919. С. 246—247.

11. СЗРИ. Т. 11. Ст. 86-114.

12. Исаев А.А. Новое кооперативное законодательство. С. 23—24

13. Малицкий М. Кооперативное законодательство. С. 25.

14. Зак Л. С. Основные начала теории кредита и кредитной кооперации. С. 249.

15. Исаев А. А. Новое кооперативное законодательство. С. 10.

16. Кулаков В. В. История советского законодательства о кооперации: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1991. С. 6.

17. Исмаилов Ш. М. Теоретические проблемы правового регулирования сельскохозяйственной кооперации. Душанбе, 1990. С. 13

Покупка готовой работы
Тема: «Кооперативное законодательство Российской Федерации»
Раздел: Теория организации
Тип: Курсовая работа
Страниц: 27
Цена: 250 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика