Дипломная работа
«Ограничения конституционных прав и свобод граждан российской федерации в условиях особых правовых режимов»
- 61 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОГРАНИЧЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ОСОБЫХ ПРАВОВЫХ РЕЖИМОВ 6
1.1.Понятие и виды особых правовых режимов в Российской Федерации 6
1.2.Принципы ограничения конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации в условиях особых правовых режимов 14
ГЛАВА 2. ПОРЯДОК И ПРЕДЕЛЫ ОГРАНИЧЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ОСОБЫХ ПРАВОВЫХ РЕЖИМОВ 21
2.1. Порядок ограничения конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации в условиях особых правовых режимов 21
2.2. Пределы ограничения конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации в условиях особых правовых режимов 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 58
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что Конституция провозгласила права и свободы человека и гражданина высшей ценностью, установив государственно-правовой механизм их гарантирования и защиты. Разрешение противоречий индивидуальных интересов личности, коллективных интересов общества и публичных интересов государства позволяет говорить о правомерных, соразмерных и справедливых ограничениях конституционных прав граждан.
Сформулировав и закрепив основания, пределы и цели ограничений конституционных прав и свобод личности, Конституция защищает человека, его права и свободы. Основания и цели ограничений данных прав и свобод устанавливаются ввиду того, что Конституция имеет более устойчивый характер и менее подвержена изменениям, нежели текущее законодательство.
Для того чтобы государственная власть не выходила за пределы установленных ограничений конституционных прав и свобод граждан и обеспечивала их должную защиту, полномочия органов государственной власти должны быть предельно ясно закреплены в законодательстве РФ.
Между тем, комплексный анализ действующего законодательства, судебной практики и имеющихся в данной сфере научных исследований свидетельствует о том, что состояние защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина в настоящее время не может в полной мере удовлетворять как потребностям самих граждан, так и целям развития государства.
Неясное и подчас противоречивое законодательство нередко приводит к произвольным ограничениям конституционных прав и свобод человека и гражданина.
Непосредственная угроза правам и свободам личности может исходить, в том числе, от решений и действий органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Особенно остро вопросы ограничения конституционных прав и свобод человека и гражданина встают во время введения особых правовых режимов.
Цель выпускной квалификационной работы - изучить теоретико-правовые основы ограничения конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации в условиях особых правовых режимов.
Задачи, поставленные в выпускной квалификационной работе:
- рассмотреть понятие и виды особых правовых режимов в Российской Федерации;
- охарактеризовать принципы ограничения конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации в условиях особых правовых режимов;
- изучить порядок ограничения конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации в условиях особых правовых режимов;
- обозначить пределы ограничения конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации в условиях особых правовых режимов.
Объектом исследования являются теоретико-правовые основы ограничения конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации в условиях особых правовых режимов.
Предметом исследования являются законодательство Российской Федерации, касающееся ограничения прав и свобод человека и гражданина в условиях особых правовых режимов.
Степень изученности проблемы. Исследования вопроса ограничения конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации в условиях особых правовых режимов до недавнего времени носили в основном узкоприкладной характер. Ограничения прав человека в российском праве рассматривались Л.Л. Беломестных, А.В. Малько, И.М. Приходько, Б.С. Эбзеевым. Также, существуют научные работы, ориентированные на исследование особых правовых режимов в государственно-правовом механизме Российской Федерации. В их числе работы: С.А. Авакьяна, И.В. Айдаровой, В.М. Григорьева, И.В. Гончарова, А.В. Грязнова, А.Н. Домрина; И.Л. Дьяченко, А.А. Кондрашева, Д. В. Котелевского, А.А. Ливеровского, В.В. Лобзинева, А.В. Мелехина, С.В. Пчелинцева, М.А. Рыльской, С.Д. Хазанова и др.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, первой главы, второй главы, заключения, списка использованной литературы и источников, а также приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОГРАНИЧЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ОСОБЫХ ПРАВОВЫХ РЕЖИМОВ
1.1.Понятие и виды особых правовых режимов в Российской Федерации
Институт ограничения прав в международных правовых документах обозначается различными терминами.
Так, термин «ограничение» впервые используется во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. В этом основополагающем документе закреплено, что «при осуществлении своих прав и свобод, каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, которые установлены законом, исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе» (п. 2 ст. 29). Аналогичный термин используется в Пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. (ст.4) . В Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г. (ст. 4) , речь идет об «отступлении от своих обязательств», а в Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. используются оба вышеназванных термина (ст. 8-11, 18; ст. 15).
Из этих принципиальных положений органично вытекает требование, что какие-либо ограничения прав и свобод граждан допустимы только в том случае и в той мере, в каких они предусмотрены законодательством конкретного государства и соответствуют нормам международного права. Именно государство формирует запреты, направленные на защиту свободы всех членов общества. Ограничения свободы личности посредством права вполне разумны, когда они соответствуют уровню политического, правового и нравственного сознания людей в обществе.
Мера правовых ограничений отыскивается в самих общественных отношениях, она устанавливается объективно, хотя и не без влияния субъективных факторов. К тому же в правовых ограничениях проявляется общий принцип запрета злоупотребления правом.
Правовой режим - это особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств, создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности либо не благоприятности для удовлетворения интересов субъектов права . При этом, в основе понятия «правовой режим» лежит определенная совокупность юридических средств, а именно дозволения, запреты и обязанности.
В российском законодательстве впервые норма об общих условиях ограничения прав и свобод появилась в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г. , ч. 2 ст. 2, которая гласила: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, законных прав и интересов других людей в демократическом обществе».
В апреле 1992 г. данное положение было включено в Конституцию РСФСР 1978 г. (ст. 33) . В ранее действовавших советских конституциях такое понятие отсутствовало.
В Российской Федерации, под особым государственно-правовым режимом, следует понимать вводимый в соответствии с федеральным законодательством временный, специальный правовой режим функционирования органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений, а также жизнедеятельности населения на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях, где возникли особые (чрезвычайные) ситуации или обстоятельства, создающие реальную угрозу основам общества и государства .
Особый государственно-правовой режим должен характеризоваться наличием следующих признаков:
1) особый объект воздействия;
2) введение режима на определенной территории;
3) издание специальных нормативных правовых актов;
4) создание специальных органов управления (и форм особого управления);
5) применение усиленных мер охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности;
6) возникновение особых правоотношений, вызывающих изменение правового статуса субъектов.
В особых государственно-правовых режимах профессор Д.Н. Бахрах различает две стороны, которые взаимосвязаны между собой: формальную и содержательную .
В формальной стороне содержится информация о процедуре введения особого правового режима, сроке его введения, системе действующих в этот период прав и обязанностей, а также территории, на которой установлен особый правовой режим.
В содержательной стороне указаны обстоятельства, послужившие причиной для введения особого режима, его цели, а также организационные и экономические элементы.
Д.М. Брыкин выделяет три вида особых правовых режимов:
1) чрезвычайного положения;
2) военного положения;
3) в зоне проведения контртеррористической операции .
В.Б. Рушайло выделяет три основных типа режимов, связанных с экстренной ситуацией, — чрезвычайное, военное и особое положение .
Однако следует отметить, что Д. А. Никонов утверждает, что «чистых» чрезвычайных правовых режимов существует всего два — чрезвычайное и военное положение, только при введении этих режимов, происходит существенная перестройка деятельности органов государственной власти, и только в условиях действия этих режимов, в наибольшей степени ограничиваются права и свободы граждан и организаций .
В соответствии с законодательством Российской Федерации, дадим определения понятиям чрезвычайного положения и военного положения.
Изучив и рассмотрев теоретико-правовые основы ограничения конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации в условиях особых правовых режимов отметим следующее.
В первой главе были даны различные понятия и выделены виды особых правовых режимов. Наиболее полным является следующее определение: особое правовое положение - это вводимый в соответствии с федеральным законодательством на определенный период времени на всей территории Российской Федерации или на ее части специальный правовой режим деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, различных организаций и общественных объединений, допускающий отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей, в связи с чрезвычайной ситуацией или обстоятельствами, создающими реальную угрозу основам общества и государства.
В литературе и законодательстве выделяются три основных типа режимов, связанных с экстренной ситуацией: чрезвычайное, военное и «особое» положение.
Также в первой главе выпускной квалификационной работы были выделены основные характерные черты особого государственно - правового режима:
- правовую основу особого государственно - правового режима составляет Конституция Российской Федерации, российское законодательство, а также общепризнанные принципы и нормы международного права, гарантирующие демократичность режима в соответствии с идеями правового государства;
- по своей сущности и социальному назначению особый государственно - правовой режим служит орудием в осуществлении государственно - правовой политики, направленной на стабилизацию общественного строя и укрепления государственности, на недопущение перерастания режима в диктатуру;
- необходимость института особого государственно - правового режима предопределена объективной возможностью возникновения в процессе развития общества и государства крупномасштабных экстремальных ситуаций социально-политического или природно-техногенного характера, создающих реальную, чрезвычайную и неизбежную угрозу безопасности личности, общества или государств в целом;
- целями и задачами особого государственно - правового режима являются предупреждение и устранение последствий социально-политических и природно-техногенных кризисов; обеспечение личной безопасности граждан и защита их прав и свобод; обеспечение основ конституционного строя, общественной и государственной безопасности; восстановление законности и правопорядка;
- особый государственно - правовой режим предусматривает характерный набор юридического инструментария и таких методов как императивный, метод запретов, субординации и властного приказа, метод гарантий и др., позволяющих эффективно регулировать деятельность государственных структур, их должностных лиц, граждан и организаций в особых (чрезвычайных) условиях;
- особый государственно - правовой режим отличает особый краткосрочный и территориальный характер функционирования;
- особый государственно - правовой режим предполагает наличие специальных форм государственного и международного контроля за законностью его применения;
- особый государственно - правовой режим находит свое выражение в таких функциях как: регулятивная, охранительная, превентивная, стабилизирующая, ограничительная;
- выбор того или иного вида особого государственно - правового режима зависит от степени интенсивности воздействия угрозы на безопасность временного аспекта протекания чрезвычайных процессов; масштабности; комплексности угрожающей опасности, ее влияние на различные сферы общественной жизни; разнопорядковости последствий, их цепной характер.
Были обозначены принципы ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации в условиях особых правовых режимов, а также установлено, что ограничение конституционных прав и свобод граждан - это установленное на основе Конституции Российской Федерации и в соответствии с федеральными законами изменение содержания или объема реализации прав и свобод граждан, связанное с закреплением в отношении них дополнительных условий, обязанностей или запрещений, либо изменением полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления или их должностных лиц, приводимое к сокращению допустимых вариантов свободного поведения граждан. В классификации конституционных принципов ограничения прав и свобод человека и гражданина выделяются две группы конституционных принципов:
- определяющие требования к источникам ограничения прав и свобод человека и гражданина;
- определяющие цели и условия ограничения прав и свобод человека и гражданина (критерий «необходимости»; критерий «соразмерности»; критерий «допустимости»).
Во второй главе изучены порядок и пределы ограничения конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации в условиях особых правовых режимов. Установленный законом порядок ограничения прав и свобод в условиях особых правовых режимов является гарантией защищенности от неправомерных действий со стороны органов власти и должностных лиц. Ни в коем образе, этот порядок не должен считать целью ограничения самоограничение, а только лишь как введение временных мер для более успешного урегулирования конфликта без наличия людских жертв.
В этой связи, пределы ограничений конституционных прав граждан можно определить как основную гарантию обоснованного и соразмерного ограничения указанных прав, а также как эффективное средство от злоупотребления государственными органами и должностными лицами своими правами в случае введения особых (исключительных) правовых режимов.
Были выделены и рассмотрены основания (условия) введения ограничений прав и свобод граждан в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства: нормативные и фактические.
Таким образом, пределы ограничения прав и свобод личности необходимо рассматривать как с позиции осуществления личностью своих прав, так и с позиции реализации органами государственной власти своих полномочий.
Нормативные правовые акты
1. Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. // Официальный интернет-портал правовой информации. Режим доступа: URI: http://www.pr**o.gov.ru.
2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Заключена 4 ноября 1950 г. // Официальный интернет-портал правовой информации. Режим доступа: URI: http://www.p**vo.gov.ru.
3. Международный пакт о гражданских и политических правах. Принят 16 декабря 1966 г. Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН. // Официальный интернет-портал правовой информации. Режим доступа: URI: http://www.p**vo.gov.ru.
4. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Принят 16 декабря 1966 г. Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН. // Официальный интернет-портал правовой информации. Режим доступа: URI: http://www.p**vo.gov.ru.
5. Конституция Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. // Официальный интернет-портал правовой информации. Режим доступа: URI: http://www.p**vo.gov.ru. 12.04.1978.
+ еще 36 источников
Оригинал в pdf
Тема: | «Ограничения конституционных прав и свобод граждан российской федерации в условиях особых правовых режимов» | |
Раздел: | Право | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 61 | |
Цена: | 2600 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Политические права и свободы граждан
Дипломная работа:
Политические права и свободы граждан РФ
Дипломная работа:
Конституционные права и обязанности человека и гражданина. Гарантии и способы обеспечения
Дипломная работа:
Право на получение квалифицированной юридической помощи как гарантия реализации конституционных прав и свобод несовершеннолетних в российской федерации
Курсовая работа:
Личные права и свободы в РФ