Диплом-Центр.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

«Ограничения конституционных прав и свобод граждан российской федерации в условиях особых правовых режимов» - Дипломная работа

  • 61 страниц(ы)
фото автора

Автор: navip

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОГРАНИЧЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ОСОБЫХ ПРАВОВЫХ РЕЖИМОВ 6

1.1.Понятие и виды особых правовых режимов в Российской Федерации 6

1.2.Принципы ограничения конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации в условиях особых правовых режимов 14

ГЛАВА 2. ПОРЯДОК И ПРЕДЕЛЫ ОГРАНИЧЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ОСОБЫХ ПРАВОВЫХ РЕЖИМОВ 21

2.1. Порядок ограничения конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации в условиях особых правовых режимов 21

2.2. Пределы ограничения конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации в условиях особых правовых режимов 37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 53

ПРИЛОЖЕНИЯ 58


Введение

Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что Конституция провозгласила права и свободы человека и гражданина высшей ценностью, установив государственно-правовой механизм их гарантирования и защиты. Разрешение противоречий индивидуальных интересов личности, коллективных интересов общества и публичных интересов государства позволяет говорить о правомерных, соразмерных и справедливых ограничениях конституционных прав граждан.

Сформулировав и закрепив основания, пределы и цели ограничений конституционных прав и свобод личности, Конституция защищает человека, его права и свободы. Основания и цели ограничений данных прав и свобод устанавливаются ввиду того, что Конституция имеет более устойчивый характер и менее подвержена изменениям, нежели текущее законодательство.

Для того чтобы государственная власть не выходила за пределы установленных ограничений конституционных прав и свобод граждан и обеспечивала их должную защиту, полномочия органов государственной власти должны быть предельно ясно закреплены в законодательстве РФ.

Между тем, комплексный анализ действующего законодательства, судебной практики и имеющихся в данной сфере научных исследований свидетельствует о том, что состояние защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина в настоящее время не может в полной мере удовлетворять как потребностям самих граждан, так и целям развития государства.

Неясное и подчас противоречивое законодательство нередко приводит к произвольным ограничениям конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Непосредственная угроза правам и свободам личности может исходить, в том числе, от решений и действий органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Особенно остро вопросы ограничения конституционных прав и свобод человека и гражданина встают во время введения особых правовых режимов.

Цель выпускной квалификационной работы - изучить теоретико-правовые основы ограничения конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации в условиях особых правовых режимов.

Задачи, поставленные в выпускной квалификационной работе:

- рассмотреть понятие и виды особых правовых режимов в Российской Федерации;

- охарактеризовать принципы ограничения конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации в условиях особых правовых режимов;

- изучить порядок ограничения конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации в условиях особых правовых режимов;

- обозначить пределы ограничения конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации в условиях особых правовых режимов.

Объектом исследования являются теоретико-правовые основы ограничения конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации в условиях особых правовых режимов.

Предметом исследования являются законодательство Российской Федерации, касающееся ограничения прав и свобод человека и гражданина в условиях особых правовых режимов.

Степень изученности проблемы. Исследования вопроса ограничения конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации в условиях особых правовых режимов до недавнего времени носили в основном узкоприкладной характер. Ограничения прав человека в российском праве рассматривались Л.Л. Беломестных, А.В. Малько, И.М. Приходько, Б.С. Эбзеевым. Также, существуют научные работы, ориентированные на исследование особых правовых режимов в государственно-правовом механизме Российской Федерации. В их числе работы: С.А. Авакьяна, И.В. Айдаровой, В.М. Григорьева, И.В. Гончарова, А.В. Грязнова, А.Н. Домрина; И.Л. Дьяченко, А.А. Кондрашева, Д. В. Котелевского, А.А. Ливеровского, В.В. Лобзинева, А.В. Мелехина, С.В. Пчелинцева, М.А. Рыльской, С.Д. Хазанова и др.

Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, первой главы, второй главы, заключения, списка использованной литературы и источников, а также приложения.


Выдержка из текста работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОГРАНИЧЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ОСОБЫХ ПРАВОВЫХ РЕЖИМОВ

1.1.Понятие и виды особых правовых режимов в Российской Федерации

Институт ограничения прав в международных правовых документах обозначается различными терминами.

Так, термин «ограничение» впервые используется во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. В этом основополагающем документе закреплено, что «при осуществлении своих прав и свобод, каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, которые установлены законом, исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе» (п. 2 ст. 29). Аналогичный термин используется в Пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. (ст.4) . В Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г. (ст. 4) , речь идет об «отступлении от своих обязательств», а в Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. используются оба вышеназванных термина (ст. 8-11, 18; ст. 15).

Из этих принципиальных положений органично вытекает требование, что какие-либо ограничения прав и свобод граждан допустимы только в том случае и в той мере, в каких они предусмотрены законодательством конкретного государства и соответствуют нормам международного права. Именно государство формирует запреты, направленные на защиту свободы всех членов общества. Ограничения свободы личности посредством права вполне разумны, когда они соответствуют уровню политического, правового и нравственного сознания людей в обществе.

Мера правовых ограничений отыскивается в самих общественных отношениях, она устанавливается объективно, хотя и не без влияния субъективных факторов. К тому же в правовых ограничениях проявляется общий принцип запрета злоупотребления правом.

Правовой режим - это особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств, создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности либо не благоприятности для удовлетворения интересов субъектов права . При этом, в основе понятия «правовой режим» лежит определенная совокупность юридических средств, а именно дозволения, запреты и обязанности.

В российском законодательстве впервые норма об общих условиях ограничения прав и свобод появилась в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г. , ч. 2 ст. 2, которая гласила: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, законных прав и интересов других людей в демократическом обществе».

В апреле 1992 г. данное положение было включено в Конституцию РСФСР 1978 г. (ст. 33) . В ранее действовавших советских конституциях такое понятие отсутствовало.

В Российской Федерации, под особым государственно-правовым режимом, следует понимать вводимый в соответствии с федеральным законодательством временный, специальный правовой режим функционирования органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений, а также жизнедеятельности населения на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях, где возникли особые (чрезвычайные) ситуации или обстоятельства, создающие реальную угрозу основам общества и государства .

Особый государственно-правовой режим должен характеризоваться наличием следующих признаков:

1) особый объект воздействия;

2) введение режима на определенной территории;

3) издание специальных нормативных правовых актов;

4) создание специальных органов управления (и форм особого управления);

5) применение усиленных мер охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности;

6) возникновение особых правоотношений, вызывающих изменение правового статуса субъектов.

В особых государственно-правовых режимах профессор Д.Н. Бахрах различает две стороны, которые взаимосвязаны между собой: формальную и содержательную .

В формальной стороне содержится информация о процедуре введения особого правового режима, сроке его введения, системе действующих в этот период прав и обязанностей, а также территории, на которой установлен особый правовой режим.

В содержательной стороне указаны обстоятельства, послужившие причиной для введения особого режима, его цели, а также организационные и экономические элементы.

Д.М. Брыкин выделяет три вида особых правовых режимов:

1) чрезвычайного положения;

2) военного положения;

3) в зоне проведения контртеррористической операции .

В.Б. Рушайло выделяет три основных типа режимов, связанных с экстренной ситуацией, — чрезвычайное, военное и особое положение .

Однако следует отметить, что Д. А. Никонов утверждает, что «чистых» чрезвычайных правовых режимов существует всего два — чрезвычайное и военное положение, только при введении этих режимов, происходит существенная перестройка деятельности органов государственной власти, и только в условиях действия этих режимов, в наибольшей степени ограничиваются права и свободы граждан и организаций .

В соответствии с законодательством Российской Федерации, дадим определения понятиям чрезвычайного положения и военного положения.


Заключение

Изучив и рассмотрев теоретико-правовые основы ограничения конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации в условиях особых правовых режимов отметим следующее.

В первой главе были даны различные понятия и выделены виды особых правовых режимов. Наиболее полным является следующее определение: особое правовое положение - это вводимый в соответствии с федеральным законодательством на определенный период времени на всей территории Российской Федерации или на ее части специальный правовой режим деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, различных организаций и общественных объединений, допускающий отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей, в связи с чрезвычайной ситуацией или обстоятельствами, создающими реальную угрозу основам общества и государства.

В литературе и законодательстве выделяются три основных типа режимов, связанных с экстренной ситуацией: чрезвычайное, военное и «особое» положение.

Также в первой главе выпускной квалификационной работы были выделены основные характерные черты особого государственно - правового режима:

- правовую основу особого государственно - правового режима составляет Конституция Российской Федерации, российское законодательство, а также общепризнанные принципы и нормы международного права, гарантирующие демократичность режима в соответствии с идеями правового государства;

- по своей сущности и социальному назначению особый государственно - правовой режим служит орудием в осуществлении государственно - правовой политики, направленной на стабилизацию общественного строя и укрепления государственности, на недопущение перерастания режима в диктатуру;

- необходимость института особого государственно - правового режима предопределена объективной возможностью возникновения в процессе развития общества и государства крупномасштабных экстремальных ситуаций социально-политического или природно-техногенного характера, создающих реальную, чрезвычайную и неизбежную угрозу безопасности личности, общества или государств в целом;

- целями и задачами особого государственно - правового режима являются предупреждение и устранение последствий социально-политических и природно-техногенных кризисов; обеспечение личной безопасности граждан и защита их прав и свобод; обеспечение основ конституционного строя, общественной и государственной безопасности; восстановление законности и правопорядка;

- особый государственно - правовой режим предусматривает характерный набор юридического инструментария и таких методов как императивный, метод запретов, субординации и властного приказа, метод гарантий и др., позволяющих эффективно регулировать деятельность государственных структур, их должностных лиц, граждан и организаций в особых (чрезвычайных) условиях;

- особый государственно - правовой режим отличает особый краткосрочный и территориальный характер функционирования;

- особый государственно - правовой режим предполагает наличие специальных форм государственного и международного контроля за законностью его применения;

- особый государственно - правовой режим находит свое выражение в таких функциях как: регулятивная, охранительная, превентивная, стабилизирующая, ограничительная;

- выбор того или иного вида особого государственно - правового режима зависит от степени интенсивности воздействия угрозы на безопасность временного аспекта протекания чрезвычайных процессов; масштабности; комплексности угрожающей опасности, ее влияние на различные сферы общественной жизни; разнопорядковости последствий, их цепной характер.

Были обозначены принципы ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации в условиях особых правовых режимов, а также установлено, что ограничение конституционных прав и свобод граждан - это установленное на основе Конституции Российской Федерации и в соответствии с федеральными законами изменение содержания или объема реализации прав и свобод граждан, связанное с закреплением в отношении них дополнительных условий, обязанностей или запрещений, либо изменением полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления или их должностных лиц, приводимое к сокращению допустимых вариантов свободного поведения граждан. В классификации конституционных принципов ограничения прав и свобод человека и гражданина выделяются две группы конституционных принципов:

- определяющие требования к источникам ограничения прав и свобод человека и гражданина;

- определяющие цели и условия ограничения прав и свобод человека и гражданина (критерий «необходимости»; критерий «соразмерности»; критерий «допустимости»).

Во второй главе изучены порядок и пределы ограничения конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации в условиях особых правовых режимов. Установленный законом порядок ограничения прав и свобод в условиях особых правовых режимов является гарантией защищенности от неправомерных действий со стороны органов власти и должностных лиц. Ни в коем образе, этот порядок не должен считать целью ограничения самоограничение, а только лишь как введение временных мер для более успешного урегулирования конфликта без наличия людских жертв.

В этой связи, пределы ограничений конституционных прав граждан можно определить как основную гарантию обоснованного и соразмерного ограничения указанных прав, а также как эффективное средство от злоупотребления государственными органами и должностными лицами своими правами в случае введения особых (исключительных) правовых режимов.

Были выделены и рассмотрены основания (условия) введения ограничений прав и свобод граждан в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства: нормативные и фактические.

Таким образом, пределы ограничения прав и свобод личности необходимо рассматривать как с позиции осуществления личностью своих прав, так и с позиции реализации органами государственной власти своих полномочий.


Список литературы

Нормативные правовые акты

1. Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. // Официальный интернет-портал правовой информации. Режим доступа: URI: http://www.pr**o.gov.ru.

2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Заключена 4 ноября 1950 г. // Официальный интернет-портал правовой информации. Режим доступа: URI: http://www.p**vo.gov.ru.

3. Международный пакт о гражданских и политических правах. Принят 16 декабря 1966 г. Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН. // Официальный интернет-портал правовой информации. Режим доступа: URI: http://www.p**vo.gov.ru.

4. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Принят 16 декабря 1966 г. Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН. // Официальный интернет-портал правовой информации. Режим доступа: URI: http://www.p**vo.gov.ru.

5. Конституция Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. // Официальный интернет-портал правовой информации. Режим доступа: URI: http://www.p**vo.gov.ru. 12.04.1978.

+ еще 36 источников


Примечания

Оригинал в pdf

Тема: «Ограничения конституционных прав и свобод граждан российской федерации в условиях особых правовых режимов»
Раздел: Право
Тип: Дипломная работа
Страниц: 61
Цена: 2600 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика