Дипломная работа
«Использование интерактивных технологии обучения в процессе профессиональной подготовки студентов-музыкантов»
- 95 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты применения интерактивных технологий обучения в процессе профессиональной подготовки студентов-музыкантов 6
1.1. Сущность и методологические принципы интерактивного обучения 6
1.2. Особенности организации профессиональной подготовки студентов- 17 музыкантов в педагогическом вузе
Выводы по первой главе 26
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по выявлению эффективности применения интерактивных технологий в процессе профессиональной подготовки студентов-музыкантов 28
2.1. Содержание, формы и методы организации профессиональной подготовки студентов-музыкантов в педагогическом вузе с применением интерактивных технологий обучения 28
2.2. Педагогический эксперимент и его результаты 38
Выводы по второй главе 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 64
Актуальность. На сегодняшний день в системе образования нашей страны сложилась ситуация, когда подход к обучению и воспитанию молодого поколения требует пересмотра. Повышение качества современного образования обусловлено необходимостью подготовки студентов к участию в жизни социума, личностной, а так же профессиональной самореализации, умению решать поставленные задачи. Совершенствование профессиональной компетентности является одной из основных задач, возникших в конце XX века. Такое понятие, как «компетентность» объясняет какими должны быть результаты, полученные в процессе образования. Под компетентностью мы понимаем совокупность умений и знаний, которые способствуют более эффективной деятельности с целью достижения необходимого результата.
Развитие компетентности возможно лишь в ситуациях взаимодействия с людьми, которые позволяют обмениваться опытом, моделировать различные жизненные и профессиональные обстоятельства, вырабатывать собственное отношение к ним и способность действовать в таких условиях. Следовательно, применяя интерактивные технологии мы организуем условия, позволяющие каждому человеку в ситуациях взаимодействия друг с другом выбор каким образом поступить в той или иной ситуации и как выразить эмоции. Этим объясняется актуальность применения в образовательном процессе интерактивных технологий, которые помогают решать задачи, связанные с более глубоким восприятием новой информации, формированием навыков комплексного решения проблем, организацией коммуникации в учебном процессе всех участников,
формированием субъектности человека, развитием социальных компетенций взаимодействия.
Степень научной изученности. Проблемой применения
интерактивных технологий в структуре общего и профессионального образования занимаются как в России, так и за рубежом. С точки зрения ряда ученых интерактивным технологиям в науке на сегодняшний день отводится большое значение, поскольку они направлены на объединенную учебную деятельность, коммуникацию, взаимодействие участников процесса обучения (Д.И. Кавтарадзе, М.В. Кларин, А.В. Хуторской).
Анализ литературы по вопросам применения интерактивных форм и методов обучения сообщает, что большая часть из них опирается на концепцию символического интеракционизма (Г. Блумер, Дж.Г. Мид, Д.М. Болдуин).
На сегодняшний день понятие «интерактивный метод обучения» приобретает новое содержание, в нём отводится роль:
- взаимодействию участников учебного процесса (П.Д. Гаджиева, Д.И. Кавтарадзе);
- формированию навыков коммуникации личности (Л.К. Гейхман, Л.В. Зарецкая);
- формированию и реализации социального опыта (Л.Н. Куликова).
При этом, проблема применения интерактивных методов в процессе подготовки будущих педагогов-музыкантов недостаточно исследована. Таким образом, при анализе научных источников нами было выявлено противоречие между необходимостью применения интерактивных технологий в процессе подготовки студентов-музыкантов и недостаточной исследованностью способов разрешения поставленной проблемы.
Цель исследования теоретически выявить, рассмотреть и доказать экспериментальным путём эффективность применения интерактивных технологий обучения в процессе профессиональной подготовки студентов- музыкантов.
Объект исследования: студенты педагогического университета.
Предмет исследования: процесс применения интерактивных
технологий обучения в профессиональной подготовке студентов-музыкантов.
Задача исследования:
1. Охарактеризовать сущность и методологические принципы интерактивного обучения.
2. Выявить особенности организации профессиональной подготовки студентов-музыкантов в педагогическом вузе.
3. Рассмотреть содержание, формы и методы организации профессиональной подготовки студентов-музыкантов в педагогическом вузе с применением интерактивных технологий.
4. Провести опытно-экспериментальную работу и проанализировать её результаты.
Методологической основой исследования являются:
- исследования в области изучения интерактивных технологий (Г. Фриц, Е.С. Полат, В.А. Сластенин);
- теории и методики в области профессиональной подготовки студентов-музыкантов (Л.А. Безбородова, Ю.Б. Алиев, И.С. Кобозина).
Методы исследования:
- теоретическими методами являются: анализ психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме;
- эмпирическими методами являются: тестирование, анкетирование, педагогический эксперимент.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что в результате анализа и обобщения научно-теоретических материалов по исследуемой проблеме были получены определенные знания, дополняющие современные представления об интерактивных технологиях обучения в процессе профессиональной подготовки студентов-музыкантов.
Практическая значимость исследования определяется
возможностью применения интерактивных технологий в подготовке бакалавров педагогического образования, а также на курсах повышения квалификации музыкально-педагогических кадров.
База исследования. Институт педагогики БГПУ им. М. Акмуллы.
Структура работы содержит введение, две главы, выводы по главам, заключение, список использованной литературы и приложение.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-МУЗЫКАНТОВ
1.1. Сущность и методологические принципы интерактивного обучения
Актуальность применения интерактивных технологий определена в федеральных образовательных стандартах. Потребность их использования объясняется тем, что современный студент должен быть готов к самостоятельному поиску оптимального решения возникшей проблемы.
Термин «интеракция» (англ. Interaction - взаимодействие) появился в социальной психологии и социологии благодаря американскому социологу Джорджу Г.Миду в 1960 году. Под интеракцией понимают «устный или письменный обмен информацией между двумя и более людьми, в ходе которого процессы восприятия и порождения информации могут чередоваться, либо накладываться друг на друга» [1].
Проведенное исследование Национальной тренинговой лабораторией в 1980-х годах ещё тогда доказало преимущества использования интерактивных методов обучения в образовательном процессе. Результаты отражены на схеме под названием «Пирамида обучения»(рис.1).
Рис. 1. Пирамида обучения
(по исследованиям Национальной тренинговой лаборатории)
Следовательно, лекционный материал в комплексе с показом (видео, фотографии, презентации) и применением на практике будет наиболее эффективным по сравнению с использованием лишь одного способа передачи информации на занятии.
В последнее десятилетие понятие интеракции проникает во все сферы жизнедеятельности общества - на радио и телевидении множество программ с форматом «живого» общения, где каждый человек может принять участие в обсуждении проблемы и высказать собственное мнение, тем самым оказывая влияние на ход события передачи. Образование, как неотъемлемая часть социальной сферы, не является исключением. По мнению С.В. Власенко и Г.И. Чемодановой педагогическая интеракция - это «целенаправленное взаимодействие между обучающими и обучающимися, обеспечивающее посредством взаимного влияния количественные и качественные изменения в форме совершенствования имеющихся и наращивания новых знаний, умений, навыков, компетенций» [10].
В педагогических трудах появляются такие термины, как «интерактивное обучение», «интерактивные методы», которые по-новому трактуют процесс обучения, принимая за основу общение между людьми. Суть интерактивного обучения заключается в том, что все участники вовлечены в организованный учебный процесс - ученики не только контактируют с учителем, обсуждая задачи и обмениваясь взглядами, но и между собой. Нередко авторы связывают интерактивное обучение с информационными технологиями (Аствацатуров Г.О., Двуличанская Н. Н.), поскольку человек так же получает информацию путём взаимодействия с компьютером.
В настоящее время благодаря стремительному развитию научно-технического процесса высшим учебным заведениям предъявляются новые требования с целью подготовки востребованных и конкурентоспособных специалистов.
По итогам теоретического изучения проблемы исследования мы пришли к выводу, что применение интерактивных технологий позволяет будущим педагогам музыки использовать полученные знания, умения и навыки для эффективного решения профессиональных задач, развивая организаторские способности, необходимые для педагогической деятельности. При использовании интерактивных форм и методов отмечается формирование способностей оригинального мышления, творческого подхода к поиску решения исследуемой проблемы. Помимо вышесказанного, происходит формирование важнейших умений и навыков: способность работать в группе, развитие коммуникативных навыков, способность работать с разнообразными видами предлагаемой информации, умение принимать на себя ответственность.
Анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по исследуемой проблеме позволил нам сформулировать основное понятие исследования «интерактивные технологии обучения в процессе подготовки студентов-музыкантов», рассматриваемое нами как совокупность форм и методов, способствующих формированию музыкально-педагогических знаний, умений и навыков путём вовлечения будущих педагогов-музыкантов в активную учебно-познавательную деятельность.
Рассмотрев теоретические аспекты применения интерактивных технологий обучения в процессе подготовки студентов-музыкантов мы предположили, что использование такого рода средств и методов позволит подготовить специалиста, владеющего всеми необходимыми компетенциями для осуществления будущей образовательной деятельности на более высоком уровне, а значит эффективней и результативней.
В опытно-экспериментальной работе нами были выявлены критерии (заинтересованность, освоение знаний, оценивание собственных умений) и уровни (низкий, средний, выше среднего, высокий) с целью определения эффективности применяемых интерактивных форм и методов в подготовке студентов-музыкантов. Для проведения эксперимента была выбрана база БГПУ им. М.Акмуллы, в нём участвовали студенты 4 и 5 курса профиля Музыкальное образование.
На констатирующем этапе нами была проведена первичная диагностика для определения уровня заданных нами критериев. Диагностика показала, что экспериментальная и контрольная группы находятся примерно на одном уровне (низком и среднем). На формирующем этапе нами было проведено 5 занятий с применением интерактивных форм и методов обучения в рамках изучения дисциплины «История музыкального образования».
Анализируя полученные результаты мы подтвердили наше предположение - использование интерактивных форм и методов обучения в подготовке будущих учителей музыки является эффективнее, чем применение традиционных методов и помогает решить целый ряд задач: повысить интерес студентов к образовательному процессу, улучшить восприятие информации и повысить уровень имеющихся знаний и умений.
1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: Издательство ИКАР, 2009 - 448 с.
2. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе: учебное пособие / сост. Т.Г. Мухина. - Н. Новгород: ННГАСУ, 2013. - 97 с.
3. Анисимов П.В. Модернизация высшего музыкально-педагогического образования в России // Педагогика музыкального образования: Проблемы и перспективы развития: III Международная научно-практическая очно-заочная конференция (Нижневартовск, 19-20 апреля 2011 года) Отв. ред. Э.Б. Абдуллин. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2011. - 283 с., С. 3-9
4. Антони М. А. Интерактивные методы обучения как потенциал личностного развития студентов // Психология обучения. - 2010. - N 12. - С. 53-63.
5. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе: учебное пособие / сост. Т.Г. Мухина. - Н. Новгород: ННГАСУ, 2013. - 97 с.
+ еще 45 источников
Оригинал в pdf
Тема: | «Использование интерактивных технологии обучения в процессе профессиональной подготовки студентов-музыкантов» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 95 | |
Цена: | 2900 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Интерактивные методы обучения в процессе профессионального самоопределения
Дипломная работа:
Развитие художественного вкуса будущих дизайнеров
Дипломная работа:
Современные средства обучения правовым дисциплинам в организациях среднего профессионального образования
Курсовая работа:
Интерактивные технологии в процессе изучения синтаксиса в начальных классах
Дипломная работа:
Интерактивные методы обучения в процессе формирования художественно-эстетических потребностей школьников на уроках музыки