Дипломная работа

«Особенности рассмотрения уголовных дел с участием несовершеннолетних, подсудных мировым судьям»

  • 82 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СУДОПРОИЗВОДСТВА ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ С УЧАСТИЕМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 7

1.1 История судопроизводства по уголовным делам с участием несовершеннолетних 7

1.2 Правовое положение несовершеннолетнего участника уголовного судопроизводства 14

1.3 Криминологическая характеристика несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) 25

ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА СУДОПРОИЗВОДСТВА ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ С УЧАСТИЕМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ПОДСУДНЫХ МИРОВЫМ СУДЬЯМ 35

2.1 Общая характеристика особенностей рассмотрения мировым судом уголовных дел с участием несовершеннолетних 35

2.2 Особенности предмета доказывания по уголовным делам с участием несовершеннолетних 37

2.3 Участие законных представителей в судебном разбирательстве по уголовным делам с участием несовершеннолетних 58

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 83

ПРИЛОЖЕНИЕ 89

Введение

Свою дипломную работу хотела бы посвятить особенностям рассмотрения уголовных дел с участием несовершеннолетних, подсудных мировым судьям.

В структуре общества молодежь рассматривается как одна из самых многочисленных возрастных групп населения, занимающая заметное место в политической и культурной жизни, системе трудового потенциала страны. Кроме того, она выступает и как потребитель накопленных предыдущими поколениями духовных и материальных ценностей.

К сожалению, все чаще именно молодежь, подростки совершают самые тяжкие преступления. На мой взгляд, преступность несовершеннолетних в настоящее время является одной из основных проблем нашего общества, ведь с каждым годом возрастает количество преступлений, совершенных подростками. К тому же, в современный период преступность несовершеннолетних в России стала носить более общественно опасный характер, чем в прошлом. Это свидетельствует о глубоких провалах в социальной политике и воспитательной работе с несовершеннолетними. Втягивание несовершеннолетних в круг уголовно-процессуальных правоотношений, прежде всего, определяет вопрос предупреждения такой преступности в ряд первоочередных проблем общества и государства.

При производстве уголовных дел с участием несовершеннолетних лиц не в полной мере используются возможности для обеспечения их прав и законных интересов. По этой причине, подъем эффективности реализации судопроизводства при разрешении уголовных дел с участием указанной категории лиц имеет центральное значение.

Производство по уголовным делам с участием несовершеннолетних определяется как общими правилами УПК РФ, так и специальными, которые дополняют и развивают общие правила и содержат дополнительные гарантии прав несовершеннолетних.

Вопросам уголовной ответственности несовершеннолетних специально посвящена глава 14 УК РФ «Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» и глава 50 УПК РФ . УПК РФ в гл. 50 определил порядок производства по делам о преступлениях несовершеннолетних. Закон предъявляет особые требования к расследованию и судебному рассмотрению уголовных дел по обвинению несовершеннолетних, исходя из необходимости максимальной защиты их прав и интересов. К примеру, ст. ст. 154, 422 УПК РФ предусматривают выделение в отдельное производство уголовного дела с участием несовершеннолетнего обвиняемого, участвовавшего в совершении преступления вместе с взрослым. Включение в УПК РФ главы об особенностях производства по делам несовершеннолетних, как и включение в УК РФ главы об особенностях уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних, соответствует международно-правовым обязательствам России.

В частности, Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия с участием несовершеннолетних , предусматривают в ст. 7.1 специализацию правосудия с участием несовершеннолетних для решения комплексной задачи достижения социальной справедливости, защиты несовершеннолетних и поддержания порядка в обществе. Специально подчеркивается и необходимость соизмерения применяемых мер воздействия особенностями личности несовершеннолетних, совершивших преступление; осуществления процессуальных гарантий для несовершеннолетних, вытекающих из их психологического и социального статуса. Таким образом, речь идет об учете реальной специфики дел рассматриваемой категории.

Исходя из этих требований, установленный УПК РФ порядок производства по делам несовершеннолетних учитывает возрастные особенности этих лиц и их правовое положение (ограничение дееспособности, обязанности родителей и заменяющих их лиц по защите прав и интересов детей и т.д.). Предусмотрен ряд дополнительных гарантий установления истины, охраны прав и законных интересов несовершеннолетних, предупредительного воздействия судопроизводства.

Целью данной работы является: раскрыть порядок производства по уголовным делам с участием несовершеннолетних и выявить особенности, присущие этому процессу осмыслить теоретические и практические проблемы судебного разбирательства уголовных дел с участием несовершеннолетних, и определение путей их разрешения.

Объектом исследования являются уголовно-процессуальные отношения, возникающие в ходе судебного разбирательства уголовных дел с участием несовершеннолетних.

Предметом исследования являются уголовно-процессуальные нормы, регулирующие судебное разбирательство уголовных дел с участием несовершеннолетних, практика их применения, а также проблемные вопросы, связанные с применением данных норм.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

- исследование особенностей судебного разбирательства уголовных дел с участием несовершеннолетних;

- рассмотрение различных воззрений по проблемным вопросам судебного производства по уголовным делам с участием несовершеннолетних, о путях их решения, и формирование собственной позиции автора по этим вопросам;

- выработка предложений по совершенствованию судебного процесса по уголовным делам с участием несовершеннолетних, в том числе путем внесения изменений и дополнений в действующее законодательство.

В работе использованы положения международно-правовых документов, Конституции РФ, прежнего и действующего уголовно-процессуального, уголовного, гражданского, гражданского процессуального, семейного, административного, уголовно-исполнительного законодательства, законодательства, регулирующего деятельность судебной системы, законодательства о несовершеннолетних; постановления Пленумов Верховных Судов СССР и РФ (РСФСР), а также решения Мирового судьи судебного участка № 12 по Октябрьскому району г. Уфы РБ по конкретным уголовным делам с участием несовершеннолетних.

Для проведения исследования существенное значение имели научные исследования ученых-юристов: В.К. Вуколова, О.Х. Галимова, Л.М. Голубевой, Н.И. Гуковской, А.И. Долговой, В.А. Лазаревой, А.С. Ландо, С.А. Луговцовой, В.В. Леоненко, М.А. Любавиной, П.И. Люблинского, Э.Б. Мельниковой, Г.М. Миньковского, В.В. Николюка, В.Т. Очередина, Д.А. Рогозина, В.Я. Рыбальской, Г.П. Саркисянца, М.С. Строговича, И.Я. Фойницкого, Р.С. Хисматуллина, В.С. Шадрина, В.В. Шимановского и т. д.

Структура и объем работы. Структура выпускной квалификационной работы обусловлена целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Фрагмент работы

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СУДЕБНОГО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА ПО УГОЛОВНЫХ ДЕЛ С УЧАСТИЕМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

1.1. История судопроизводства по уголовным делам с участием несовершеннолетних

Формирование уголовного процесса по делам несовершеннолетних проходило в течение достаточно длительного времени. Его история - ключ к пониманию его сущности и к предвидению его эволюции в будущем.

До принятия Закона от 2-го июня 1897 г. «Об изменении форм и обрядов судопроизводства по делам о преступных деяниях малолетних и несовершеннолетних, а также законоположений обих наказании», получившего впоследствии название «Закон о малолетних и несовершеннолетних подсудимых», законодательство об уголовном судопроизводстве еще не содержало особенностей, касающихся судебного производства по делам в отношении несовершеннолетних. В Уставе уголовного судопроизводства (далее УУС) 1864 г. лишь в ст. 861 говорилось: «За несовершеннолетних апелляционные отзывы против неокончательного приговора по всем предметам дела, до него относящимся, и по поводу всякой неправильности в производстве дела или в постановлении приговора, могут быть подаваемы их родителями, опекунами или теми, у кого они находятся на воспитании».

Следует подчеркнуть, что, уголовные законы того времени не проводили строгого разграничения между малолетними и несовершеннолетними. Несмотря на название Закона «О малолетних и несовершеннолетних подсудимых», упоминание термина «малолетний», как и толкование этого понятия, в статьях данного закона отсутствовало. Вместе с тем употребляемые в нем термины «несовершеннолетний» и «дети»(«ребенок») имели в своем значении признак возрастных границ: первый указывал на возраст от 10 лет до21 года, второй - на возраст до 10 лет. Последний, таким образом, и обозначал малолетних.

Согласно Закону от 2-го июня 1897 г. Закон от 2-го июня 1897 г. «Об изменении форм и обрядов судопроизводства по делам о преступных деяниях малолетних и несовершеннолетних, а также законоположении об их наказаниях», особенности в производстве дел о несовершеннолетних различались в зависимости от того, подлежало ли дело ведомству общих или местных судов .По делам общих установлений о несовершеннолетних от 10 до 17 лет различались производство о разумении и производство собственно судебное о виновности.

Если дело направлялось «к судебному порядку по вопросу о виновности», то оно производилось на общем основании со следующими особенностями:

1) копии обвинительного акта или заменяющей его жалобы направлялись как несовершеннолетнему, так и его родителям или лицам, на попечении которых он состоял, живущим в том же округе, с правом просить о дополнении списка и с извещением их о дне слушания дела;

2) защитник несовершеннолетнему должен был назначаться, во всяком случае (при этом защитником могло быть всякое благонадежное лицо); в отсутствие защитника судебное заседание не могло быть открыто;

3) двери заседания могли быть закрыты для публики независимо от рода дела;

4) несовершеннолетние по особому определению суда могли быть удалены из зала заседания на время, как отдельных следственных действий, так и заключительных прений;

5) явившиеся в заседание родители или лица, на попечении которых находился несовершеннолетний, допускались к представлению суду объяснений и участию в заключительных прениях.

Как видно, Законом о малолетних и несовершеннолетних подсудимых от 2-го июня 1897 г. в отношении них были введены значительные позитивные процессуальные изменения. Устанавливались:

1) особое производство о разумении;

2) обязательная защита;

3) участие законных представителей;

4) ограничение применения принципа гласности;

5) возможность удаления несовершеннолетнего подсудимого из зала судебного заседания, а также:

6) выделение в особое производство дел о соучастии несовершеннолетних;

7) новые меры пресечения способов уклонения от суда - ответственный надзор, помещение в воспитательные исправительные учреждения, монастыри вместо заключения под стражу;

Таким образом, отмеченные нормы позволяют говорить о гуманистическом содержании судебного производства по делам в отношении несовершеннолетних в уголовно-процессуальном законодательстве Российской империи в конце XIX - начале XX вв.

Заключение

В заключении сделаем выводы по всему содержанию дипломной работы.

Итак, мы выяснили, что задача законодательства - уголовного и уголовно-процессуального - изначально состояла и состоит поныне во включении в судопроизводство с участием несовершеннолетних таких норм, которые ограждали бы детей и подростков от негативного воздействия на них как условий их жизни и воспитания, так и общей процедуры судопроизводства.

Нормы об участии несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве отражают специфику участия данных лиц в процессе.

Изучение практики рассмотрения уголовных дел с участием несовершеннолетних еще раз подтверждает необходимость специализации правосудия в отношении несовершеннолетних. Специфика дел этой категории требует, чтобы они рассматривались под председательством наиболее опытных судей, компетентных не только в вопросах права, но и педагогики, социологии, психологии.

По ходу нашего исследования были предложены рекомендации по совершенствованию судебного процесса с участием несовершеннолетнего подсудимого, в том числе путем внесения изменений и дополнений в действующее законодательство. Приведем здесь краткие выводы предлагаемых нами рекомендаций.

В отношении предмета доказывания по делам с участием несовершеннолетних мы считаем, что предпочтительной была бы редакция ст.421 УПК РФ, в которой четко прослеживалась бы мысль о детализации общего предмета доказывания: «При производстве предварительного расследования и судебного разбирательства по уголовному делу о преступлении, совершенном несовершеннолетним, подлежат доказыванию обстоятельства, предусмотренные статьей 73 настоящего Кодекса. При этом особое внимание должно быть обращено на установление следующих обстоятельств». Идея специализации (детализации) отвечает природе предмета доказывания.

В целях эффективного участия законного представителя в судебном разбирательстве уголовного дела в интересах несовершеннолетнего подсудимого, перечень прав законного представителя в ч.1 ст.428 УПК РФ следует дополнить следующими правами: знакомиться с протоколом судебного заседания и подавать на него замечания; получать копии принесенных по уголовному делу жалоб и представлений и подавать возражения на эти жалобы и представления; правом участвовать в рассмотрении вопросов, связанных с исполнением приговора.

Вместе с тем, в ст.428 УПК РФ также следует закрепить, что законный представитель несовершеннолетнего подсудимого не вправе: уклоняться от явки по вызову в суд; осуществлять действия, которые могут нанести ущерб законным интересам несовершеннолетнего подсудимого.

До прекращения уголовного дела следует разъяснять несовершеннолетнему и его законному представителю право возражать против прекращения уголовного дела. В случае если несовершеннолетний и (или) его законный представитель решат воспользоваться этим правом, производство по уголовному делу продолжается в обычном порядке. Об этом следует указать в ст.431 УПК РФ.

В случае систематического неисполнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия эта мера по представлению специализированного государственного органа отменяется, и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности (ч.4 ст.90 УК РФ). О возможности отмены постановления о прекращении уголовного дела также следует указать в ст.431 УПК РФ.

Рассматривая вопросы освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания, считаем необходимым проведение мероприятий по социальной реабилитации несовершеннолетнего, поэтому

предлагаем дополнить УПК РФ статьей 431, 432«Решение вопроса о проведении мероприятий по социальной реабилитации несовершеннолетнего» о решении судом вопроса о проведении мероприятий по социальной реабилитации несовершеннолетнего при освобождении его от уголовной ответственности или от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных ч.2 ст.90 УК РФ.

Таким образом, производство по делам несовершеннолетних, как на предварительном следствии, так и на судебной стадии, имеет огромное значение. Так как в руках лиц участвующих в процессе, находится будущее несовершеннолетнего, т.е. объектом здесь является личность, чаще всего окончательно не сформировавшаяся, находящаяся в большой зависимости от окружения, среды, материального положения и морального климата в семье и т.д. Строгое соблюдение рассмотренных требований, устранение формального подхода неизбежно приведут к значительному улучшению качества принимаемых судами решений по делам о преступлениях несовершеннолетних и помогут предотвратить рост преступности среди подростков.

К сожалению, судьи отмечают недостаток мер правового воздействия на несовершеннолетних правонарушителей, не связанных с лишением свободы.

Направление несовершеннолетних осужденных в места лишения свободы является неэффективной мерой наказания, что подтверждено многочисленными исследованиями. Поэтому возникает необходимость разрабатывать меры уголовно-правового воздействия в соответствии с международными стандартами, которые бы способствовали социальной адаптации несовершеннолетнего в обществе.

Следовательно, одной из важнейших задач должно являться не столько «изобличение и наказание виновного», сколько выявление и устранение причин и условий, способствовавших правонарушению. А профилактическая работа суда не должна сводиться лишь к вынесению частных определений. Ведь суд должен «пронизывать» все судебное разбирательство и во многом определять особенности исследования документов полученных на предварительном следствии и в судебном разбирательстве и вынести справедливое решение по делу, так как в руках правосудия находится огромная власть.

Примечания

Оригинал в pdf

Покупка готовой работы
Тема: «Особенности рассмотрения уголовных дел с участием несовершеннолетних, подсудных мировым судьям»
Раздел: Право
Тип: Дипломная работа
Страниц: 82
Цена: 2600 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика