Реферат

«Психолого-педагогическое сопровождение детей с умственной отсталостью»

  • 33 страниц
Содержание

Введение….3

1. Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью ….4

2.Кадровый состав сопровождения обучающихся с умственной отсталостью

3.Образовательные программы социально-психологического сопровождения детей с умственной отсталостью, условия их реализации…16

4. Особенности инклюзивного образования в условиях дошкольного образовательного учреждения….21

Заключение…31

Список литературы….33

Введение

Проблема организации и содержания оптимального психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями остается актуальной не только в специальной, но и в психологии, социальной педагогике и ряде других отраслей научного познания. Дети данной категории стали объектом изучения педагогов, психологов, врачей.

Анализ накопленных теоретических и эмпирических материалов, психолого-педагогической, философской литературы по проблеме социально-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями, а также изучение реального состояния проблемы выявил ряд противоречий между:

- общественной потребностью в создании условий социальной адаптации детей с ограниченными возможностями и несовершенством систем их сопровождения и реабилитации в общеобразовательных и специализированных детских учреждениях;

- имеющимся потенциалом психолого-педагогических средств сопровождения детей с ограниченными возможностями и недостаточной научно-теоретической и практической разработанностью социально-педагогического сопровождения в условиях действующих образовательных учреждений;

- уровнем психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями и недостаточной разработанностью программно-методических материалов для специалистов социально-педагогического сопровождения детей в образовательных учреждениях.

С учетом этих противоречий был сделан выбор темы реферата, проблема которого состоит в изучении системы оптимальных организационно-педагогических условий социально-педагогического сопровождения детей с умственной отсталостью в условиях дошкольного учреждения.

Фрагмент работы

1. Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью

Умственная отсталость является не психологическим заболеванием, а специфическим состоянием, когда интеллектуальное развитие ребенка ограничено определенным уровнем функционирования центральной нервной системы.

Во многих источниках дается следующее определение умственной отсталости: «Умственная отсталость – это стойкое, необратимое, нарушение познавательной деятельности, вызванное органическим повреждением коры головного мозга» [6]. Это качественное изменение всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Это такое развитие, при котором страдают не только интеллект, но эмоции, воля, поведение, физическое развитие. Такой характер развития вытекает из особенностей их высшей нервной деятельности.

А.Р. Лурия, В.И. Лубовский, С.Я. Рубинштейн, Н.В. Певзнер в своих исследованиях показали, что умственно отсталые имеют довольно грубые изменения в условно-рефлекторной деятельности, нарушения процесса возбуждения им торможения, взаимодействия сигнальных систем. Все это является физиологической основой для аномального психического развития ребенка, включая эмоции, волю, процессы познания, личность в целом.

Особенности психики умственно отсталых исследовали достаточно полно Л.В. Занкова, В.Г. Петрова, И.Н. Соловьев, С.Я. Рубинштейн, Ж.И. Шиф и др.

На основании исследований ученые сделали вывод: умственно отсталый ребенок может развиваться и обучаться, но только в пределах своих биологических возможностей. Эта истина довольно трагична для родителей умственно отсталых детей, так как им хочется сделать все возможное, чтобы их ребенок стал «как все».

Причины умственной отсталости заключаются в неправильном формировании или в поражении головного мозга на ранних этапах его развития. Причинами умственной отсталости могут стать: тяжелые инфекционные заболевания во время беременности; интоксикации, отравления; тяжелые дистрофические состояния при беременности; заражение плода паразитами; венерические заболевания; травматическое поражение плода или асфиксия; наследственность; резус-конфликт; хромосомные аномалии; фенилкетонурия (нарушение белкового обмена); менингиты и энцефалиты в раннем детстве.

В современной классификации выделяют следующие степени умственной отсталости:

Дебильность - легкая степень, 75% от популяции олигофренов, которая характеризуется конкретностью мышления, неспособностью к творческой деятельности, примитивностью интересов и чувств. Понятие числа несформировано, нет представлений о сохранении количества предметов при их перемещении (феномен Пиаже). Недостаточный запас знаний об окружающей действительности: ребенок часто не знает своей фамилии, адреса, имени и отчества родителей, времен года и т.д. В отличие от более тяжелых форм олигофрении, у ребенка при дебильности имеется фразовая речь. Эмоции в основном адекватны, однако встречается повышенная заторможенность или вспыльчивость, упрямство [6]. Уровень интеллекта по Векслеру 50-70.

Заключение

Умственная отсталость рассматривается как явление необратимое, но это не означает, что оно не поддается коррекции. Все особенности психической деятельности умственно отсталых детей носят стойкий характер, так как являются результатом органических поражений на разных этапах развития. При правильно организованном психолого-педагогическом воздействии в условиях образовательных учреждений отмечают положительную динамику в развитии детей. Система этих воздействий благоприятно влияет на адаптацию детей к процессу воспитания и обучения в условиях ДОУ.

Знание этих особенностей необходимо для обеспечения эффективности социальной адаптации и интеграции таких детей в общество. Успешность этих процессов напрямую связана с социальной макро- и микросредой, которые выступают для ребенка с ограниченными возможностями источником его социального и психофизического развития.

Кадровый ресурс, способный реализовать программу коррекционной работы, представлен педагогами-психологами, учителями-логопедами, учителями-дефектологами, социальными педагогами.

При обучении умственно отсталых детей в общеобразовательной школе необходимо руководствоваться специальными образовательными программами. Образовательные программы социально-психологического сопровождения детей с умственной отсталостью обеспечивают выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ при освоении ими основных образовательных программ в образовательной организации, реализует комплексное индивидуально ориентированное психолого-медико-педагогическое сопровождение в условиях образовательного процесса детей с особыми образовательными потребностями с учётом состояния здоровья и особенностей психофизического развития и в соответствии с рекомендациями ПМПК.

Программа коррекционной работы определяет специальные условия воспитания, обучения детей с ОВЗ, условия безбарьерной среды жизнедеятельности и учебной деятельности, условия использования специальных учебных и дидактических пособий, условия соблюдения допустимого уровня нагрузки, определяемого с привлечением медицинских работников, условия проведения групповых и индивидуальных коррекционных занятий, условия предоставления услуг ассистента (помощника), оказывающего необходимую техническую помощь.

Внутри образовательного учреждения, в котором обучаются дети с особенностями в развитии, всем ходом интегрированного образовательного процесса руководит школьный психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк). Он же осуществляет необходимую корректировку общеобразовательных маршрутов обучающихся с интеллектуальным недоразвитием, если в этом возникает необходимость. Кроме того, члены ПМПк рекомендуют посещение занятий дополнительного образования, контролируют результативность обучения и психолого-педагогического сопровождения.

Инклюзивная образовательная среда характеризуется системой ценностного отношения к обучению, воспитанию и личностному развитию любого ребенка, совокупностью ресурсов (средств, внутренних и внешних условий) для организации их образования в массовых общеобразовательных организациях и направленностью на индивидуальные образовательные потребности обучающихся.

Существующая система образования гибко учитывает приоритеты и возможности разных детей, организуя их в единое сообщество – формирование междисциплинарной команды специалистов, организующих образовательный процесс.

Основная цель образовательного учреждения при разворачивании инклюзивной практики – обеспечение условий для совместного воспитания и образования детей с разными психофизическими особенностями развития.

Список литературы

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (Ред. от 17 февраля 2021 года);

2. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)

3. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (ред. от 05.08.2016) "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550)

4. Волосовец, Т.В. Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова. – М.: Мозаика-синтез, 2011. – 142 с.

5. Воронич, Е.А. Сущность инклюзивного подхода в образовании // Периодический журнал научных трудов «ФЭН-НАУКА». 2013 № 1. –17-20 с.

+ еще 6 источников

Покупка готовой работы
Тема: «Психолого-педагогическое сопровождение детей с умственной отсталостью»
Раздел: Логопедия
Тип: Реферат
Страниц: 33
Цена: 300 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика