Курсовая работа
«Потребительский выбор (на пример сети гипермаркетов)»
- 29 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ АНАЛИЗА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ВЫБОРА 5
1.1 Модели рационального потребительского поведения 5
1.2 Предельная полезность и факторы, влияющие на потребительский выбор 8
2. АНАЛИЗ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ВЫБОРА КЛИЕНТОВ СЕТИ ГИПЕРМАРКЕТОВ 15
2.1 Характеристика предприятия 15
2.2 Влияние на потребительский выбор и формирование лояльности покупателей 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
ЛИТЕРАТУРА 29
Поведение отдельного потребителя имеет серьезное значение для экономики, где действуют громадные предприятия, транснациональные компании, грандиозные энергетические системы и т. п. Значение потребителей для производителей заключается в том, что:
• во-первых, общество состоит из потребителей;
• во-вторых, каждый из них принимает абсолютно самостоятельное решение относительно объема и направления предстоящих покупок.
Эти обстоятельства заставляют учитывать коллективное мнение потребителей, когда фирмы решают три главных для себя вопроса что производить, как производить, для кого производить.
Если большое число потребителей согласно отдать за данный товар свои деньги, причем столько, что с лихвой покрывает издержки производителя, то производитель получает желанную прибыль. В противном случае фирма может и разориться (или, по меньшей мере, потерять часть потенциальной прибыли). Этот механизм взаимоотношений между производителем и потребителем действует в рыночной экономике по принципу обратной связи, автоматически согласовывая объем и структуру производства с объемом и структурой потребления.
Описанный механизм действует не только на рынке потребительских товаров, но и на рынке товаров производственного назначения.
Свое суверенное право потребитель может осуществлять только в ус-ловиях свободы потребительского выбора. В этом случае можно выявить закономерности потребительского поведения.
Поведение потребителей – относительно новая научно-прикладная дисциплина, возникшая на стыке экономики, менеджмента, маркетинга и психологии, постепенно вобрала в себя колоссальное количество методов не только из этих, но и многих других отраслей знаний. За последнее десятилетие в мире вышло большое количество книг, посвященных данной проблеме.
Поведение потребителей изучается практически во всех высших учебных заведениях развитых стран. Этот курс в настоящее время активно вводится в учебные программы российских вузов. Анализ новейшей отечественной литературы показывает, что в настоящее время экономистами продолжается фундаментальное изучение теоретико-методологических основ поведения потребителей, и фокусирование внимания на данной проблеме будет осуществляться и в перспективе развития человеческой цивилизации. Таким образом, актуальной является тема формирования потребительского выбора и основных факторов, на него влияющих.
Цель данной работы – изучение свободного потребительского выбора и основных факторов, позволяющих его сделать. Задачи работы:
• анализ моделей рационального потребительского поведения;
• изучение факторов, влияющих на потребительский выбор;
• анализ основных положений теории предельной полезности;
• изучение потребительского поведения покупателей сети гипермаркетов, методов и способов его оптимизации.
Проблема поведения потребителя на рынке является ключевой. По сути, маркетинг – это разработка технологий реакции фирмы на потребительское поведение. Внимание к потребителю во всех отношениях, понимание всех оттенков его желаний и настроений – основной принцип фирмы, работающей на перспективу.
В своих рассуждениях экономисты исходят из предположения, что потребители ведут себя на рынке рационально. В самом общем смысле вести себя рационально – значит стремиться достичь максимального результата при ограниченных возможностях.
Очевидно, что главным ограничением для любого потребителя является размер его дохода. Поскольку потребности многообразны и безграничны, а доход ограничен, покупатель вынужден постоянно совершать выбор из огромного количества товаров, предлагаемых ему на рынке. Естественно предположить, что, совершая этот выбор, потребитель стремится приобрести наилучший набор товаров из тех, которые доступны при данном ограниченном доходе.
Экономическая теория утверждает, что не существует объективного критерия для того, чтобы определить, какой же набор товаров является наилучшим для данного потребителя. И только потому, что потребитель выбирает «наилучший набор» товаров со своей индивидуальной (т. е. субъективной) точки зрения.
Представление о рациональности потребителя упрощает механизм его экономического поведения, и, тем не менее, большинство потребителей, действительно стремится получить на свой ограниченный доход максимум удовлетворения.
Каждый потребитель имеет своего рода индивидуальную шкалу предпочтений и, реализуя ее при ограниченном доходе, стремится достичь максимально возможной степени удовлетворения.
Рациональное поведение потребителя состоит в том, чтобы максимизировать полезность при ограниченном доходе.
Изучение поведения потребителей на рынке можно начать со сравне-ния ассортиментного набора. Допустим, что такой набор включает несколько предметов потребления, которое потребитель покупает каждый месяц. Например, набор продуктов питания в сочетании с одеждой, топливом и какой-нибудь услугой. Мы можем описать предпочтения потребителей, сравнив для простоты наборы продовольствия и одежды (таблица 1.) .
Модели, основанные на закономерностях потребительского поведения на рынке разнообразны. Предполагается, что люди ведут себя рационально в стремлении максимизировать удовлетворение своих потребностей. Свой выбор они делают путем сравнения наборов потребительских товаров и услуг. Предполагается также, что предпочтения людей полны и транзитивны, что большее количество това-ров всегда предпочтительнее меньшего.
Теория рыночного поведения может быть представлена в терминах функции полезности. Функция полезности определяется путем присвоения числовой оценки каждому набору потребительских благ и услуг. Функции полезности, удовлетворяют принципу снижающейся предельной полезности. Воздействие изменения цен при спросе на товары и услуги вызывает эффект замещения, при котором степень удовлетворения остается неизменной, и эффект дохода, при котором цена остается, но меняется полезность. В одном случае (товар Гиффена) запрашиваемое количество может изменяться в том же направлении, что и изменение цены. При анализе потребительского выбора также следует рассматривать взаимосвязь потребительских предпочтений и бюджетной линии, которая ограничивает выбор человека.
Только ставя во главу угла удовлетворенность клиентов, можно соз-дать организационную культуру, нацеленную на потребителя. Очевидно, что важно быстро устранять любые ошибки в своей работе. Если потребитель сталкивается с какой-то проблемой, но компания быстро реагирует и устраняет ее, то он не уйдет к конкуренту и будет даже более лояльным, чем потребители, которые никогда не испытывали никаких сложностей при взаимодействии с ней. Зная причины лояльности своих клиентов, компания может определить количество недовольных потребителей и понять, что нужно делать, чтобы удовлетворить требования этой категории клиентов, и во сколько ей это обойдется.
Программы лояльности возникли в целях влияния на потребительский выбор, для того, чтобы решить задачу выделения наиболее прибыльных клиентов и работы именно с ними. Суть программ лояльности в том, что за покупки в том или ином магазине участникам программ даются определенные преимущества. Наиболее распространенные типы программ лояльности – так называемые бонусные, которые стали трендом на Западе. Среди программ лояльности выделяются индивидуальные и коллективные программы.
Программы лояльности – достаточно эффективный инструмент работы с покупателями. Такие программы позволяют выделять круг наиболее активных клиентов и работать именно с ними, собирать свою базу данных и уменьшать расходы на маркетинговые мероприятия. Выбор вида программы лояльности зависит от бизнеса компании и ее возможностей. Для того чтобы программа была эффективной, она должна быть интересна потребителю, но самое главное – ее необходимо активно использовать как основной инструмент работы с покупателями.
В данной работе различные аспекты формулирования потребительского выбора и повышения покупательской лояльности исследовались применительно к деятельности продуктовых торговых сетей. В результате были предложены следующие пути повышения лояльности потребителей:
• создание бесплатного автобусного маршрута для покупателей ги-пермаркета «О'КЕЙ-Западный», в целях увеличения представителей первого сегмента;
• создание телефонной «горячей линии» для организации «обратной связи» с покупателями, введение штрафных санкций для продавцов, недостаточно качественно обслуживающих клиентов;
• разработка программы начисления бонусов с внедрением специализированного программного обеспечения, которая будет являться уникальным торговым предложением по отношению к конкурирующим торговым сетям (актуально для повышения лояльности покупателей из второго сегмента).
1. Алешина И.В. Маркетинг в процессах после покупки. // w*w.elitarium.r*
2. Виноградова Е. Сети обороняются от конкурентов //Ведомости. 2008. №56.
3. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Учебное пособие, изд 2-е, до-полненное и переработанное. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2008.
4. Добровидова М. Программы лояльности и их эффективность. // Диалог. 2008. №1.
5. Зефирова Ю. Игры с покупателями. // w*w.mnogo.r*
6. Капитанчук Ю. Как избежать наиболее типичных ошибок в «mystery shopping». // Менеджмент. Маркетинг. 2007. №8.
7. Козлова Н. Слово за «тайными покупателями». // Управление компанией. 2007. №12.
8. Котлер Ф. и др. Основы маркетинга. – Москва, 2007.
9. Кружков А. Как не спутать лояльность с терпимостью. // Диалог. 2008. №1.
10. Куракое Л.П. Экономическая теория: Учеб. пособие. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: ГелиосАРВ, 2009.
11. Курс экономической теории // Под. Ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. – Киров: МГИМО, 2004.
12. Обухова К. Купим лояльность. Дорого. // Маркетинг. 2006. №9.
13. Сироткина И. Как определить целевую аудиторию продукта. // Гене-ральный директор. 2007. №8.
14. Трофимов С. CRM для практиков. – М., 2007.
15. Хруцкий В. Е., Корнеева И. В. Современный маркетинг – настольная книга по исследованию рынка: Учебное пособие. – Москва, 1999.
Включает практическую часть
Тема: | «Потребительский выбор (на пример сети гипермаркетов)» | |
Раздел: | Маркетинг | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 29 | |
Цена: | 700 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Дополнительные методы и способы повышения лояльности покупателей (на примере гипермаркета)
Дипломная работа:
Совершенствование системы ценообразования на примере фармацевтического предприятия ООО Атолл-Фарм
Дипломная работа:
Учет, аудит и анализ эффективности использования трудовых ресурсов на примере ООО «Фьорд»
Отчет по практике:
Стратегическое управление коммерческой организацией на примере ООО «Бастион»
Отчет по практике:
Исследование особенностей деловых отношений на примере Администрации МО Селитренский сельсовет