Курсовая работа
«Обряды донских казаков»
- 35 страниц
ВВЕДЕНИЕ
1. ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ОБРЯДОВОЙ КУЛЬТУРЫ ДОНСКИХ КАЗАКОВ
1.1 Повседневные обряды донских казаков
1.2 Религиозные обряды донских казаков
1.3 Семейные обряды донских казаков
2. ОПИСАНИЕ СВАДЕБНОГО ОБРЯДА
3. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС – ЗНАНИЕ СВАДЕБНОГО ОБРЯДА ДОНСКИХ КАЗАКОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как и в любой другой этнической культуре, обрядовая культура донских казаков имеет свои хронотопные особенности, продолжая одновременно с ними определённую традицию, точнее, возвращаясь к ней в ходе своей эволюции.
Обряды донских казаков являются предметом исследования донских историков, краеведов, этнографов, фольклористов, а теперь – и этнолингвистов. Среди публикаций наиболее значимыми представляются работы В.Д. Сухорукова A.M. Листопадова, В. Броневского, Н.И. Краснова, С. Номикосова, A.M. Савельева, Е.П. Савельева, Б.Н. Проценко, Г.Д. Астапенко, Н. Фрадкиной, Существенно пополняют наше представление о казачьих обрядах архивные материалы – рукописи Х.И.Попова. Расширяют географию сведений об обрядах публикации в периодической печати XIX-XX вв. и научных сборниках С.Анашкиной «Свадебная обрядность донецких казаков», А.В.Миртова «Казачья свадьба на хуторах Митякинской станицы», Полякова «Старинная донская свадьба» Я.Реброва «Старочеркасские свадебные обряды» и др. Перечисленные работы в той или иной степени служат основой для современных компилятивных описаний обрядовой культуры. Предварительные итоги изучения обрядовой культуры подвела в кандидатской диссертации Е.Ф.Критска-Иванова. Большой фактический материал по донским казачьим обрядам, с одной стороны, делает возможным описание их истории на протяжении почти полутысячелетия, с другой – свидетельствует о незавершенности темы, более того, предполагает их дальнейшее изучение. Лишь в этом случае картина приобретет завершенность, а исследователь получит право на окончательные выводы. В рамках объема данной работы производится общий обзор обрядовой культуры донских казаков.
Целью данной работы является анализ обрядовой культуры донских казаков. Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
• проанализировать обрядовую культуру донских казаков в различных сферах культуры и жизнедеятельности;
• изучить часть свадебного обряда донских казаков;
• провести социологическое исследование по определению уровня знания населением обрядовой культуры донских казаков.
Предмет исследования данной работы – обрядовая культура донских казаков. Объект исследования – знание обрядовой культуры донских казаков. Гипотезы исследования:
• низкий уровень знания обрядовой культуры донских казаков;
• знание обрядовой культуры донских казаков в большей степени населением бывших казачьих станиц.
Для решения поставленных в работе задач использовались как общенаучные, так и специальные методы анализа и синтеза, логического и ситуационного анализа. Основой исследования послужили труды отечественных авторов, посвященных донскому казачеству.
Работа включает в себя введение, три главы, заключение, а также список использованных источников.
Особенности формирования и развития как донского казачьего субэтноса, так и его культуры отражались на повседневной жизни казаков. Среди данных особенностей можно назвать полиэтнический характер формирования социума, отрыв от материнской славянской традиции, дальнейшее воссоздание элементов земледельческой культуры .
Рождение мальчика у казаков, так же как и у русских, считалось большим счастьем, так как каждый мужчина получал еще при рождении надел земли, так называемый «пай». Однако в материалах есть указание на то, что мальчику у казаков делались особые подарки «на зубок»: стрелу, патрон, пулю, лук, ружье и развешивали все это на стене. Когда сын подрастал, совершался обряд посвящения в казаки. Отец брал сына на руки, надевал на него саблю, сажал на коня, постригал волосы в кружок, а затем возвращал матери, поздравляя ее с казаком.
Сажали ребенка на коня с раннего возраста, что можно расценивать как элемент мужской инициальной обрядности. Если он мог схватиться за луку (выступающий изгиб переднего или заднего края седла), то это всегда примечали. Если он хватался за гриву, значит, считали, выйдет живым из боев. Если заплачет, свалится – быть убитому.
После того, как коня обводили вокруг церкви, отец брал казачонка на руки, а крестный надевал на них обоих портупею с шашкой, и все отправлялись к родному куреню. У его ворот крестный говорил женщинам: «Казака примайте». Таким образом, посажение на коня является способом определить дальнейшую судьбу и качества казака-воина.
Все воспитание будущих казаков строилось на обычаях многовековой давности. Так, еще в древнерусских летописях рассказывается о том, что мальчиков княжеских дружинников и княжеских сыновей первый раз стригли, когда им исполнялся год. Казачат также стригли первый раз, когда им исполнялся год. Крестная срезала первые пряди волос, которые потом всю жизнь хранились за иконой.
Изучение языка, фольклора и традиционной культуры Дона представителями различных научных дисциплин и учреждений расширилось тематически и вышло на современный уровень. Однако до недавнего времени исследования, особенно в области этнографии и духовной культуры (вне рамок песенного фольклора), не были системными, а обследование территории сплошными, и не позволяли увидеть культуру донского казачества во всей полноте.
Очевидно, что складывавшаяся обрядовая культура, субъектом которой являлся донской казак, составляет оригинальный пласт обрядов, отличающий ее от других локальных вариантов. Религиозная культура донских казаков, как и вся религиозная культура русского народа уходит своими корнями в язычество. Народные праздники (языческие, неофициальные) естественно вбирали в себя или подчинялись церковным, поскольку и те и другие были проникнуты двойственным мироощущением. Тема жизни и смерти, постоянный переход от одного состояния в другое, возрождение и воскресение через смерть, гибель, сожжение, зарывание – главные темы и церковной и народной культуры, хотя церковь многие народные обряды и праздники запрещала.
Обряды, связанные с семейной жизнью, в духовной культуре донского казачества занимает, пожалуй, центральное положение, как по сохранности элементов, так и по объему обрядово-ритуальных действий, состояний, речевых и фольклорных текстов, атрибутов, предметов, действующих лиц и словаря. К существенным особенностям свадебного обряда донских казаков относятся во-первых, общественный характер обряда, особенно ярко подчеркиваемый впоследствии так называемым «свадебным колдуном», во-вторых, патронажная роль мужа-казака, берущего под свою защиту новобрачную, в-третьих, минимальная сакрализация обряда. Свадебный обряд является трехчастным, состоящим из предсвадебья, дня свадьбы и послесвадебья, он насыщается фольклорными песнями, присловьями, включает в себя обязательное венчание, обрастает различными предметами и атрибутами и т.д. При этом наибольшее сходство он имеет с южнорусским обрядом, отличаясь в тоже время от последнего многими чертами и особенностями.
Проведенное в работе социологическое исследование позволило сделать вывод о недостаточном знании народом казачьих обычаев. Эта тенденция проявляется даже в бывших донских казачьих станицах. Данный факт объясняется редким использованием казачьей обрядовой культуры в повседневной жизни. Но в древности говорили: «Каждое дерево сильно своими корнями, отруби их и древо погибнет». Так и народ и нация, не знающая своей истории и культуры, обречены на вымирание и, в конечном счете, на исчезновение с земли вообще, поэтому очень важно, чтобы работы исследователей-фольклористов, хранителей народных традиций донских казаков – изучались, внедрялись в нашу жизнь, как необходимый элемент народной культуры.
1. Архипенко Н.А. Языческое и христианское в мифологических верованиях жителей станицы Раздорской.
2. Астапенко Г.Д. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков.– Батайск, 2002.
3. Костина Л.П. Обряды зимнего календарного цикла. // Историко-культурные и природные исследования на территории РЭМЗ. Сборник статей, выпуск 3, 2007.
4. Критска-Иванова Е.Ф. Свадебный обряд и свадебный фольклор дон-ских казаков: Автореф. дис. канд. филол. наук. Л., 1978.
5. Морячков Н. О некоторых компонентах мужской традиции в духовной культуре донских казаков. // Историко-культурные и природные исследования на территории РЭМЗ. Сборник статей, выпуск 2, 2004.
6. Новак Л., Фрадкина Н. Как у нас-то было на Тихом Дону: Историко-этнографический очерк. Ростов н/Д: Ростиздат, 1985.
7. Проценко Б.Н. Этнолингвистическая концепция происхождения и ха-рактера духовной культуры донских казаков // Наука о фольклоре сегодня: междисциплинарные взаимодействия. К 70-летнему юбилею Федора Мартыновича Селиванова. М.: Диалог-МГУ, 1998.
8. Проценко Б.Н. Культура донского казачества в исторической ретро-спективе // Донские казаки в прошлом и настоящем. VI. Культура донского казачества. – Ростов-на-Дону: «ГинГо», 1998.
9. Русская свадьба: В 2 т. М.: Гос. респ. центр русского фольклора, 2000.
10. Толстая С.М. Судьба // Славянская мифология: Энциклопедический словарь. М., 1995.
Тема: | «Обряды донских казаков» | |
Раздел: | Разное | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 35 | |
Цена: | 450 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Народные обряды и ритуалы в романе-эпопее л.н. толстого «война и мир»
Курсовая работа:
Семейные обряды и ритуалы в романе-эпопее л.н. толстого «война и мир»
Реферат:
Матвей Иванович Платов
Контрольная работа:
Этническая культура южной России. Кубанские казаки.
Курсовая работа:
Казачий коллаборационизм в годы Великой Отечественной войны (1941-1945)