Контрольная работа
«Русская философия XIX – начала XX вв.»
- 23 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ВОЗНИКНОВЕНИЕ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ. 5
2. СЛАВЯНОФИЛЬСТВО И ЗАПАДНИЧЕСТВО: ПОИСК ОТВЕТОВ НА ВОПРОС О СУДЬБАХ РОССИИ. 7
3. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ РУССКОГО РЕВОЛЮЦИОННО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО 10
МАТЕРИАЛИЗМА (А.И.ГЕРЦЕН, Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ И ДР.) 10
4. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ РУССКОЙ ИДЕАЛИСТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ КОНЦА XIX- НАЧАЛА XX ВВ. (В.С.СОЛОВЬЕВ, Н.А. БЕРДЯЕВ И ДР.). 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24
Тема представленной работы – русская философия XIX – начала XX вв.
Россия намного позже, чем другие страны, вступила на путь философской образованности. Лишь к концу XVIII века интерес к философии у представителей русского Просвещения становится постоянным, появляются переводы на русский язык трудов европейских философов Нового времени, предпринимаются попытки самостоятельного философствования. Расцвет русской философии приходится на XIX век, когда впервые появляются утверждения о том, что русская философия представляет собой оригинальный тип философствования, отличающийся от западного и восточного типов.
В отношении русской философии в философской историографии существует две крайние позиции:
- Не существует особой, оригинальной русской философии со своим предметом и специфическими методами. Правильнее говорить не о русской философии, а о философии в России.
- Русская философия отличается от остальных типов философии своим предметом, методами и целями. Она не "вписывается" в исторический ряд западноевропейской философии.
Изучение источников по русской философии позволяет склониться в пользу второй позиции, обосновывающей существование русской философской мысли, обладающей принципиально отличными от западной философии чертами. Эти черты можно увидеть уже в предмете русской философии. Несмотря на внешне различные формулировки, большинство определений предмета русской философии примерно таково: "Предметом русской философии является "русская идея", под которой понимают размышления о том, что есть Россия и каково её предназначение в мировой истории".
Русская философия, таким образом, занимается рефлексией по поводу сущности всего русского, его связи с универсальным, мировым духом. Русские философы, исследуя русскую идею, вкладывают в неё различное содержимое.
Все вышеперечисленной обусловливает актуальность выбранной темы.
Цель представленной работы заключается в изучении особенностей русской философии XIX – начала XX вв.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Рассмотреть историю возникновения русской философии и ее особенности;
2. Рассмотреть процесс поиска ответов на вопрос о судьбах России в рамках двух противоборствующих течений: славянофильства и западничества;
3. Выделить основные черты русского революционно-демократического материализма, рассмотреть творчество представителей данного течения;
4. Выделить основные черты русской идеалистической философии конца XIX- нач. XX вв., рассмотреть творчество представителей этого направления.
Первые опыты русского философствования относятся еще к раннее киевской эпохе и принятию христианства на Руси. Источниками ее выступает Евангельское слово и учение христианской церкви (восточная православная традиция, идущая из Византии). Русскую философскую мысль этого периода отличают политические идеи, связанные с обоснованием национальной государственности («Слово о законе и благодати» Иллариона, доктрина монаха Филофея «Москва – третий Рим», переписка И.Грозного с А.Курбским, отражающая столкновение 2-х концепций развития русской государственности – монархии ограниченной и просвещенной). В религиозно-философских трактатах 10 – 17 вв. значительное место занимает морально-назидательная тематика («поучения» Мономаха, «Домострой» Сильвестра, сочинения И.Волоцкого и др.).
Было бы, однако, большой ошибкой думать, что до второй половины XVIII в. философские запросы были чужды русскому уму – в действительности они проявлялись достаточно часто, но, за небольшими и редкими исключениями, они находили обычно свое разрешение в религиозном миросозерцании. В этом отношении русская духовная культура до второй половины XVIII в. очень близка по своему стилю к западному средневековью с его основной религиозной установкой [3, с.37].
Следует отметить, что средневековая философия на Руси еще не оформилась как самостоятельная область знания, приоритетным здесь является религиозный и художественный способ философствования.
Существенным этапом развития русской философской мысли становится Просвещение (18 век). В этот период философия постепенно приобретает самостоятельный статус, освобождается от диктата богословия. Философия России этого периода опирается на деистические представления (Бог творит мир, но не вмешивается в его развитие), на теорию «двух истин» (истины богословия и философии/науки самостоятельны и независимы). Большой вклад в развитие философии этого периода и становление научного знания внесли М.Ломоносов и А.Радищев. В целом философская мысль этого периода носила ярко выраженный пранаучный и политический характер.
Подлинно оригинальная национальная философия в России появляется уже в 19 веке. Для России 19 век – это век классический: русская философская классика создает цельное, глубоко выстраданное философское знание, осмысляющее историческое предназначения России, которое предлагает историко-философскую оценку духовного развития русского православного мира.
К основным особенностям русской философии можно отнести следующие [5, с.23]:
- Неразрывная связь философии с православной религиозной традицией.
- Более позднее, чем на Западе, конституирование философии в самостоятельное знание.
- Второстепенность гносеологических проблем перед онтологическими. Критика "логоцентризма" в теории познания, стремление выработать идеал цельного, непосредственного познания.
- Интерес к проблемам философии истории.
- Отчётливо выраженное доминирование моральной установки, стремление включить нравственность в число критериев познания и практики.
- Критика западной культуры и западной философии за их одностороннюю, рационалистическую ориентацию.
И в заключении хочется сказать, что по своеобразию философы отличаются не сильно. У каждого своя точка зрения на философию, но объединяет их сама философия.
История русской философии была богата разными умами, своими мышлениями. Но она была направлено в одно русло – учить народ как жить или как существовать. Философия есть нечто материальное, объективное. Она включает в себя все мировоззренческое существование. Все ума нашей исторической России опирались на философские высказывания, не смотря на то, был ли он физик или математик. Философия объединяла весь народ, но в тоже время их и делила. Философия есть нечто не ординальное.
Данная контрольная работа была направлена на изучение истории русской философии. В контрольной работе были раскрыты следующие цели:
1. История развития русской философии: первые опыты русского философствования относятся еще к раннее киевской эпохе и принятию христианства на Руси. Источниками ее выступает Евангельское слово и учение христианской церкви (восточная православная традиция, идущая из Византии). Русскую философскую мысль этого периода отличают политические идеи, связанные с обоснованием национальной государственности.
2. Славянофильство и западничество о путях развития России: Западники (кружки Станкевича Н., а так же Герцена - Огарева) связывали развитие России благодаря усвоению исторических достижений Западной Европы. Славянофилы отстаивали самобытный путь развития России.
4. Философия В. С. Соловьева и Н. А. Бердяева.: Сам Бердяев определял свою философию как нечто придуманное, а Соловьев В.С. считал свою философию, что это есть Бог, а все остальное им созданное.
Философия всегда объединяла всех. Будь то простой рабочий, будь то премьер министр. Каждый умеет философствовать, только каждый это делает по-своему.
1. Алексеев Петр Васильевич. История философии: Учебник для студ. вузов, изучающих философию / Московский гос. ун-т им. М.В.Ломоносова. Философский факультет. - М.: ТК Велби; Проспект, 2005. -- 236с.
2. Бердяев Н.А. «Русская идея». - М.: «Сварог и К», 1997 - 324 с.
3. Бердяев Н.А. «Истоки и смысл русского коммунизма». - М.: «Сварог и К», 1997 - 295 с.
4. Бердяев Н.А. Судьба России. Опыты по психологии войн и национальности. - М.: «Мысль», 1990 - 212 с.
5. Бердяев Н.А. Самопознание. - М.: «Книга», 1991. - 353 с.
6. Волович В.И., Горлач Н.И., Головченко Г.Т., Губерский Л.В., Кремень В.Г. История философии: Учебник для высшей школы / Н.И. Горлач (ред.). - М.: Консум, 2002. - 751с.
7. Зеньковский В. В. История русской философии: В 2 т. - М. : Аст, 1999. - 542с. Т. 1 - 542с.
8. Кохановский В.П. д.ф.н. Философия, Ростов-на-Дону, изд. «Феникс» 1998г.- 576с.
9. Лосев А.Ф. «Русская философия». - М.: «Высшая школа», 1991. - 421с.
10. Малышкина М.В. Философия, изд. Сова, 2009. – 453с.
11. Якушев А.В. Философия. - М. «Приор-издат», 2006г. - 240с.
Тема: | «Русская философия XIX – начала XX вв.» | |
Раздел: | Философия | |
Тип: | Контрольная работа | |
Страниц: | 23 | |
Цена: | 250 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Народные утопические легенды в русской литературе
Курс лекций:
История зарубежной литературы рубежа XIX–XX вв.: Учеб. пособие
Дипломная работа:
ИЗУЧЕНИЕ РИТМИЧЕСКИХ И СТИЛИСТИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ФРАНЦУЗСКОГО ТЕКСТА XIX-XX вв. ПРИ ОБУЧЕНИИ ГОВОРЕНИЮ В СТАРШИХ КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Реферат:
Культурологические теории в России М300АВ
Контрольная работа:
Русская философия (XVIII – XX ВВ)