Контрольная работа

«Русская философия XIX – начала XX вв.»

  • 23 страниц(ы)
  • 2850 просмотров
  • 0 покупок
фото автора

Автор: oli4ek

ВВЕДЕНИЕ 3

1.ВОЗНИКНОВЕНИЕ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ. 5

2. СЛАВЯНОФИЛЬСТВО И ЗАПАДНИЧЕСТВО: ПОИСК ОТВЕТОВ НА ВОПРОС О СУДЬБАХ РОССИИ. 7

3. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ РУССКОГО РЕВОЛЮЦИОННО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО 10

МАТЕРИАЛИЗМА (А.И.ГЕРЦЕН, Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ И ДР.) 10

4. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ РУССКОЙ ИДЕАЛИСТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ КОНЦА XIX- НАЧАЛА XX ВВ. (В.С.СОЛОВЬЕВ, Н.А. БЕРДЯЕВ И ДР.). 15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24

Тема представленной работы – русская философия XIX – начала XX вв.

Россия намного позже, чем другие страны, вступила на путь философской образованности. Лишь к концу XVIII века интерес к философии у представителей русского Просвещения становится постоянным, появляются переводы на русский язык трудов европейских философов Нового времени, предпринимаются попытки самостоятельного философствования. Расцвет русской философии приходится на XIX век, когда впервые появляются утверждения о том, что русская философия представляет собой оригинальный тип философствования, отличающийся от западного и восточного типов.

В отношении русской философии в философской историографии существует две крайние позиции:

- Не существует особой, оригинальной русской философии со своим предметом и специфическими методами. Правильнее говорить не о русской философии, а о философии в России.

- Русская философия отличается от остальных типов философии своим предметом, методами и целями. Она не "вписывается" в исторический ряд западноевропейской философии.

Изучение источников по русской философии позволяет склониться в пользу второй позиции, обосновывающей существование русской философской мысли, обладающей принципиально отличными от западной философии чертами. Эти черты можно увидеть уже в предмете русской философии. Несмотря на внешне различные формулировки, большинство определений предмета русской философии примерно таково: "Предметом русской философии является "русская идея", под которой понимают размышления о том, что есть Россия и каково её предназначение в мировой истории".

Русская философия, таким образом, занимается рефлексией по поводу сущности всего русского, его связи с универсальным, мировым духом. Русские философы, исследуя русскую идею, вкладывают в неё различное содержимое.

Все вышеперечисленной обусловливает актуальность выбранной темы.

Цель представленной работы заключается в изучении особенностей русской философии XIX – начала XX вв.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1. Рассмотреть историю возникновения русской философии и ее особенности;

2. Рассмотреть процесс поиска ответов на вопрос о судьбах России в рамках двух противоборствующих течений: славянофильства и западничества;

3. Выделить основные черты русского революционно-демократического материализма, рассмотреть творчество представителей данного течения;

4. Выделить основные черты русской идеалистической философии конца XIX- нач. XX вв., рассмотреть творчество представителей этого направления.

Первые опыты русского философствования относятся еще к раннее киевской эпохе и принятию христианства на Руси. Источниками ее выступает Евангельское слово и учение христианской церкви (восточная православная традиция, идущая из Византии). Русскую философскую мысль этого периода отличают политические идеи, связанные с обоснованием национальной государственности («Слово о законе и благодати» Иллариона, доктрина монаха Филофея «Москва – третий Рим», переписка И.Грозного с А.Курбским, отражающая столкновение 2-х концепций развития русской государственности – монархии ограниченной и просвещенной). В религиозно-философских трактатах 10 – 17 вв. значительное место занимает морально-назидательная тематика («поучения» Мономаха, «Домострой» Сильвестра, сочинения И.Волоцкого и др.).

Было бы, однако, большой ошибкой думать, что до второй половины XVIII в. философские запросы были чужды русскому уму – в действительности они проявлялись достаточно часто, но, за небольшими и редкими исключениями, они находили обычно свое разрешение в религиозном миросозерцании. В этом отношении русская духовная культура до второй половины XVIII в. очень близка по своему стилю к западному средневековью с его основной религиозной установкой [3, с.37].

Следует отметить, что средневековая философия на Руси еще не оформилась как самостоятельная область знания, приоритетным здесь является религиозный и художественный способ философствования.

Существенным этапом развития русской философской мысли становится Просвещение (18 век). В этот период философия постепенно приобретает самостоятельный статус, освобождается от диктата богословия. Философия России этого периода опирается на деистические представления (Бог творит мир, но не вмешивается в его развитие), на теорию «двух истин» (истины богословия и философии/науки самостоятельны и независимы). Большой вклад в развитие философии этого периода и становление научного знания внесли М.Ломоносов и А.Радищев. В целом философская мысль этого периода носила ярко выраженный пранаучный и политический характер.

Подлинно оригинальная национальная философия в России появляется уже в 19 веке. Для России 19 век – это век классический: русская философская классика создает цельное, глубоко выстраданное философское знание, осмысляющее историческое предназначения России, которое предлагает историко-философскую оценку духовного развития русского православного мира.

К основным особенностям русской философии можно отнести следующие [5, с.23]:

- Неразрывная связь философии с православной религиозной традицией.

- Более позднее, чем на Западе, конституирование философии в самостоятельное знание.

- Второстепенность гносеологических проблем перед онтологическими. Критика "логоцентризма" в теории познания, стремление выработать идеал цельного, непосредственного познания.

- Интерес к проблемам философии истории.

- Отчётливо выраженное доминирование моральной установки, стремление включить нравственность в число критериев познания и практики.

- Критика западной культуры и западной философии за их одностороннюю, рационалистическую ориентацию.

И в заключении хочется сказать, что по своеобразию философы отличаются не сильно. У каждого своя точка зрения на философию, но объединяет их сама философия.

История русской философии была богата разными умами, своими мышлениями. Но она была направлено в одно русло – учить народ как жить или как существовать. Философия есть нечто материальное, объективное. Она включает в себя все мировоззренческое существование. Все ума нашей исторической России опирались на философские высказывания, не смотря на то, был ли он физик или математик. Философия объединяла весь народ, но в тоже время их и делила. Философия есть нечто не ординальное.

Данная контрольная работа была направлена на изучение истории русской философии. В контрольной работе были раскрыты следующие цели:

1. История развития русской философии: первые опыты русского философствования относятся еще к раннее киевской эпохе и принятию христианства на Руси. Источниками ее выступает Евангельское слово и учение христианской церкви (восточная православная традиция, идущая из Византии). Русскую философскую мысль этого периода отличают политические идеи, связанные с обоснованием национальной государственности.

2. Славянофильство и западничество о путях развития России: Западники (кружки Станкевича Н., а так же Герцена - Огарева) связывали развитие России благодаря усвоению исторических достижений Западной Европы. Славянофилы отстаивали самобытный путь развития России.

4. Философия В. С. Соловьева и Н. А. Бердяева.: Сам Бердяев определял свою философию как нечто придуманное, а Соловьев В.С. считал свою философию, что это есть Бог, а все остальное им созданное.

Философия всегда объединяла всех. Будь то простой рабочий, будь то премьер министр. Каждый умеет философствовать, только каждый это делает по-своему.

1. Алексеев Петр Васильевич. История философии: Учебник для студ. вузов, изучающих философию / Московский гос. ун-т им. М.В.Ломоносова. Философский факультет. - М.: ТК Велби; Проспект, 2005. -- 236с.

2. Бердяев Н.А. «Русская идея». - М.: «Сварог и К», 1997 - 324 с.

3. Бердяев Н.А. «Истоки и смысл русского коммунизма». - М.: «Сварог и К», 1997 - 295 с.

4. Бердяев Н.А. Судьба России. Опыты по психологии войн и национальности. - М.: «Мысль», 1990 - 212 с.

5. Бердяев Н.А. Самопознание. - М.: «Книга», 1991. - 353 с.

6. Волович В.И., Горлач Н.И., Головченко Г.Т., Губерский Л.В., Кремень В.Г. История философии: Учебник для высшей школы / Н.И. Горлач (ред.). - М.: Консум, 2002. - 751с.

7. Зеньковский В. В. История русской философии: В 2 т. - М. : Аст, 1999. - 542с. Т. 1 - 542с.

8. Кохановский В.П. д.ф.н. Философия, Ростов-на-Дону, изд. «Феникс» 1998г.- 576с.

9. Лосев А.Ф. «Русская философия». - М.: «Высшая школа», 1991. - 421с.

10. Малышкина М.В. Философия, изд. Сова, 2009. – 453с.

11. Якушев А.В. Философия. - М. «Приор-издат», 2006г. - 240с.

Покупка готовой работы
Тема: «Русская философия XIX – начала XX вв.»
Раздел: Философия
Тип: Контрольная работа
Страниц: 23
Цена: 250 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика