Курсовая работа
«Слагаемые авторитета преподавателя ВУЗа»
- 29 страниц
Введение 3
Гл.1. Теоретические аспекты авторитета личности преподавателя 5
1.1. Понятие авторитета 5
1.2. Авторитет личности преподавателя ВУЗа: особенности, структура 8
Гл.2. Экспериментальное исследование слагаемых авторитета преподавателя ВУЗа 18
2.1. Организация эксперимента 18
2.2. Анализ результатов исследования 19
Заключение 22
Список литературы 24
Приложения 26
Тема представленной работы – слагаемые авторитета личности преподавателя ВУЗа.
Авторитет (от лат. auctoritas — власть, влияние) — это общепризнанное влияние и значение какого-либо лица, группы, которое основано на знаниях, нравственных достоинствах, заслугах, жизненном опыте.
Авторитет учителя в глазах учащихся — это признание за ним права принимать ответственные решения в различных ситуациях совместной деятельности, а также значимость для учащихся профессиональных, гражданских и духовных качеств личности учителя.
Престиж напрямую связан с авторитетом учителя, но отличается от последнего тем, что предполагает, кроме уважения, предпочтение одного перед другими, даже авторитетами. Иными словами, воспитанник на основе собственных представлений о ценностях и ценностных ориентациях “выбирает” для себя педагога. Если речь идет о престиже, то воспитывающий фактор (в лице воспитателя) воздействует уже не стихийно, а по предпочтительному выбору самого воспитанника, причем по выбору одного из многих, нескольких возможных. В глазах ребят престижным бывает не всегда и не обязательно только авторитетный учитель. Нередко школьники отдают предпочтение педагогу-либералу, попустительствующему анархии и неорганизованности ребят, или добряку. Наряду с понятием “престиж” существует понятие “престижность”. Первое означает вообще психолого-педагогический и социальный феномен; второе — наличие и степень (уровень) выраженности престижа у конкретной личности. Престижность учителя, как правило, заведомо создает у учащихся установку на положительное отношение к предстоящей деятельности и — наоборот.
О престижности учителя школьники судят по его профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также по его личностным качествам
Все вышеописанное обусловливает актуальность выбранной темы.
Цель представленного исследования – изучение слагаемых авторитета личности преподавателя ВУЗа.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Определение понятия авторитет;
2. Изучение структуры и особенностей педагогического авторитета;
3. Проведение экспериментального исследования по изучению слагаемых авторитета личности преподавателя ВУЗа.
Предмет исследования – слагаемые авторитета личности преподавателя ВУЗа.
Объект исследования – авторитет преподавателя ВУЗа.
Цель и задачи представленной работы определяют ее структуру. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
1.1. Понятие авторитета
Авторитет рассматривается в научной литературе в широком и узком смысле: в первом случае это форма существования общественных отношений; во втором — общественная значимость какого-либо лица.
Авторитет (от лат. auctoritas)—достоинство, сила, власть, влияние. В педагогическом энциклопедическом словаре под ред. Б.М. Бим-Бада авторитет, трактуется как добровольно принимаемое индивидом влияние какого-либо лица, основанного на признании его достоинств. Происхождение этого термина связано с историей Древнего Рима, где авторитетом называлась власть сената в отличие от власти других органов управления. В работах Цицерона неоднократно упоминается об «auctoritassenates». Положение об авторитете можно найти в учениях Платона, Аристотеля, Демокрита, Антифона, Гиппия. Концепция о политической целесообразности авторитета выдвинуты Гоббсом, Спинозой, Локком, Гольбахом, Гегелем.
Начиная с XVI в. до начала XX в рамках данного направления (Я.А. Коменский, Д. Локк, И.Ф. Гербарт и др.) проблема авторитета связывается, помимо эффективной возможности влиять на развитие и воспитание воспитанников, прежде всего со строгостью, почтительностью, угрозой, принуждением, подчинением воле наставников, силе. [12, с.17]
Рождение авторитета опирается не на силу и устрашение, слепое подчинение, а на уважение и доверие, одним из первых обратил внимание польский педагог-гуманист Януш Корчак (первая половина XX в.). Должное отношение детей к воспитателю, по его мнению, можно завоевать прежде всего конкретными действиями и поступками. Сухие приказы, нравоучения, запреты и ограничения принесут лишь вред. Необходим контакт с детьми. Они должны чувствовать и понимать, что о них заботятся.
Позиция Я. Корчака нашла свое отражение во взглядах педагогов XX столетия. Так, русский философ и педагог В.В. Зеньковский считает, что педагогическая ценность авторитета заключается в стимуляции творческих сил, создании условий для более плодотворного педагогического взаимодействия, окрыляющего учеников. А.С. Макаренко отмечал, что смыл авторитета состоит в том, что он не требует никаких доказательств и принимается как несомненное достоинство старшего, как его ценность.
И. П. Андриади отмечает, что авторитет выражается в способности направлять (не прибегая к принуждению) поступки и логику мышления другого человека (или людей) по желательному пути. Авторитет связан с ценностной ориентацией и особенностями деятельности группы и определяет степень внушаемого действия данного человека. [1, с.5]
Н. А. Морева, утверждает, что авторитет— общепризнанное значение лица или организации в различных сферах общественной жизни, основанное на глубоких знаниях, компетенции, достижениях в своей области, а также само лицо, пользующееся влиянием или признанием.
Авторитет - лат. autoritas — власть, влияние.
1. Влияние индивида, основанное на занимаемом им положении, должности, статусе и т.д.;
В первом значении понятие авторитета в социальной психологии нередко соотносится с представлением о власти и с ролью руководителя. В этом смысле определенным авторитетом обладает любой индивид, который легко добивается от партнеров по взаимодействию и общению подчинения и мнение которого воспринимается ими как подлежащее немедленному и беспрекословному исполнению. Но сам по себе факт послушания в условиях ролевого давления не гарантирует от того, что в ситуации ослабленного контроля поведение индивида качественно не изменится. При этом падение ролевого статуса носителя властного авторитета нередко приводит к принципиальному снижению степени его влияния, т.к. основой последнего являлась именно и только его формально-статусная позиция. Подобный тип влияния в социальной психологии определяется как «авторитет власти».
2. Внутреннее признание окружающими за индивидом права на принятие ответственного решения в условиях значимой совместной деятельности.
В этом значении авторитет может и не совпадать с властью — им может пользоваться индивид, не наделенный соответствующими официальными полномочиями, но обладающий, несмотря на это, подлинной «властью авторитета». Обязательной составляющей такого собственно личностного авторитета является высокая ценность индивида для окружающих и как источника значимой для них информации, и как позитивно референтного лица, чье мнение рассматривается в качестве важного ориентира, необходимого для обоснованного принятия решения. [7, с.36]
При этом отношения авторитетности — качественно более высокая ступень развития межличностной значимости, чем собственно референтные отношения. Авторитетному лицу авансируется доверие, его мнение признается изначально верным, воспринимается как прямое руководство к действию, а успех ожидается и предвидится. Такие отношения являют собой пример ярко выраженного личностного предпочтения и имеют глубоко эмоциональную окраску. Авторитет такого индивида обусловлен его идеальной представленностью в сознании других и значимостью для этих других тех преобразований, которые он осуществил своей деятельностью в интеллектуальной и эмоциональной сферах личности окружающих.
Авторитет того или иного лица может признаваться не только в той области, в которой он был изначально завоеван. Возможен процесс «иррадиации авторитета», т.е. переноса его на те сферы жизнедеятельности, где право данной личности на авторитетное влияние не проверялось. В том же случае, когда индивид признается авторитетным лишь в одной из сфер жизнедеятельности и не выступает в качестве такового в других, в социальной психологии принято говорить о «спецификации авторитета».
При этом спецификация авторитета в реально функционирующих малых группах наиболее ярко проявляется в условиях многоплановой групповой деятельности, а иррадиация авторитета — в условиях жестко структурированной групповой монодеятельности, что нередко приводит к высокой степени персонализированности элиты в сознании деперсонализированной основной части членов общности. Авторитет является одним из трех факторов (наряду с аттракцией и властными полномочиями), характеризующих «значимого другого».
По итогам проведенной работы можно сделать следующие выводы:
Авторитет рассматривается в научной литературе в широком и узком смысле: в первом случае это форма существования общественных отношений; во втором — общественная значимость какого-либо лица.
Авторитет преподавателя складывается из двух составляющих: авторитета роли и авторитета личности. Исследователь данной проблемы И. П. Андриади отмечает, что авторитет в большей мере окрашен личностно, нежели профессионально. Педагогический авторитет органически связан со всей личностью преподавателя в целом, во всем разнообразии ее проявлений.
Авторитет педагога напрямую зависит от его успешности, профессиональной и общекультурной подготовки, развития творческого потенциала личности и педагогического мастерства. Ибо оно в свою очередь не мыслится без вдохновения, а вдохновение, как говорил П.И. Чайковский, «это такая гостья, которая не любит посещать ленивых».
Структура авторитета преподавателя включает:
•профессиональный компонент (специальная эрудиция, методическое мастерство, педагогическая техника, технологическое разнообразии и др.);
•личностный компонент (характерологическая составляющая — черты характера, создающие предпосылки для формирования авторитета: чуткость, отзывчивость, уверенность, привлекательность и др.);
•ценностный компонент (нравственные, философские, эстетические ценности, носителем которых является педагог);
•культурологический компонент (культура поведения, общая эрудиция, круг интересов, стиль общения, культура педагога в самом широком ее понимании и др.);
•социальный компонент (социальная перцепция, социальная значимость профессии; социальный престиж профессии; социальные (профессиональные) стереотипы и др.);
•ролевой компонент (занимаемая должность, права и обязанности и др.).
1. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 449с.
2. Андриади И. П. Авторитет учителя и процесс его становления: Монография. М., МПГУ, 1997. 205 с.
3. Булановой - Топорковой М. В. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие/ под ред.- Ростов н/Д, 2002 - 168с
4. Величко В. В., Карпиевич Д. В., Карпиевич Е. Ф., Кирилюк Л. Г. Инновационные методы обучения в гражданском образовании. 2-е изд доп. Мн.: Медисонт, 2006 - 241с.
5. Венгера А.Л. Психология развития. Словарь М.: ПЕР СЭ, 2006. - 176с.
6. Димухаметов, Р.С. Обновление научных основ педагогики повышения квалификации: Принцип фасилитации: Моногр. - Алматы: МоиН РК, РИПКСО, Центр пед. исслед. РИПКСО, 2005. - 115 с.
7. Дмитриев А.В. Конфликтология. М., 2009 - 410с.
8. Кан-Калик В. А. Основы профессионально-педагогического общения. - Грозный, 2005 - 531с.
9. Козер Л. Функции социального конфликта. М., 2005 - 184с.
10. Козырев, В.А., Шубин Н.Л. Высшее образование России. - СПб,: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005 - 364с.
11. Лукашевич В.В Психология и педагогика Учебник для студентов высших учебных заведений. Издательство: Элит-2000, ЭЛИТ, 2004 - 351с.
12. Меренков А.В. Социология стереотипов. Екатеринбург , 2001 - 168с.
13. Морева Н. А. Основы педагогического мастерства : учеб. пособие для вузов. — М.: Просвещение, 2006. 320 с.
14. Немов Р.С. Психология. - М.: ВЛАДОС, 1998. - Кн. 2. Психология Образования. - 608с.
15. Педагогика: Учеб. пособие / В. Г. Рындак, Н. В. Алехина, И. В. Власюк, и др.; Под ред. проф. В.Г. Рындак. М.: Высшая школа, 2006. 495 с.
16. Пидкасистый П.И. Фридман Л. М. Психолого-дидактический справочник преподавателей высшей школы. М.: Педагогическое общество России, 2007 - 312с.
17. Пионова Р.С. Педагогика высшей школы. Мн.: Выш. шк., 2005. - 303с.
18. Рогинский, В. М. Азбука педагогического труда. М.: Высшая школа, 2003 - 167с.
19. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 2004 - 369с.
20. Ростопшин П. Психология и педагогика. - М.: ПРИОР, 2000. - 96с.
21. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. - М., 2009 - 348с.
22. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. - Ростов н/Дону: Феникс, 2006. - 542с.
23. Фернхем А.П, Хейвен П. Личность и социальное поведение. СПб., 2001- 259с.
Тема: | «Слагаемые авторитета преподавателя ВУЗа» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 29 | |
Цена: | 600 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Материалы Всероссийской научно-практической конференции 22-23 декабря 2014 года
Дипломная работа:
Взаимосвязь организации деятельности, стиля саморегуляции и профессионального выгорания преподавателей высшего учебного заведения
Магистерская работа:
Влияние модульно-рейтинговой системы оценки знаний на межличностные отношения студентов
Курсовая работа:
Способы формирования имиджа вуза
Дипломная работа:
Совершенствование системы развития коммуникативных навыков у студентов исламского вуза