Диплом-Центр.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

«Слагаемые авторитета преподавателя ВУЗа» - Курсовая работа

  • 29 страниц(ы)
фото автора

Автор: oli4ek

Содержание

Введение 3

Гл.1. Теоретические аспекты авторитета личности преподавателя 5

1.1. Понятие авторитета 5

1.2. Авторитет личности преподавателя ВУЗа: особенности, структура 8

Гл.2. Экспериментальное исследование слагаемых авторитета преподавателя ВУЗа 18

2.1. Организация эксперимента 18

2.2. Анализ результатов исследования 19

Заключение 22

Список литературы 24

Приложения 26


Введение

Тема представленной работы – слагаемые авторитета личности преподавателя ВУЗа.

Авторитет (от лат. auctoritas — власть, влияние) — это общепризнанное влияние и значение какого-либо лица, группы, которое основано на знаниях, нравственных достоинствах, заслугах, жизненном опыте.

Авторитет учителя в глазах учащихся — это признание за ним права принимать ответственные решения в различных ситуациях совместной деятельности, а также значимость для учащихся профессиональных, гражданских и духовных качеств личности учителя.

Престиж напрямую связан с авторитетом учителя, но отличается от последнего тем, что предполагает, кроме уважения, предпочтение одного перед другими, даже авторитетами. Иными словами, воспитанник на основе собственных представлений о ценностях и ценностных ориентациях “выбирает” для себя педагога. Если речь идет о престиже, то воспитывающий фактор (в лице воспитателя) воздействует уже не стихийно, а по предпочтительному выбору самого воспитанника, причем по выбору одного из многих, нескольких возможных. В глазах ребят престижным бывает не всегда и не обязательно только авторитетный учитель. Нередко школьники отдают предпочтение педагогу-либералу, попустительствующему анархии и неорганизованности ребят, или добряку. Наряду с понятием “престиж” существует понятие “престижность”. Первое означает вообще психолого-педагогический и социальный феномен; второе — наличие и степень (уровень) выраженности престижа у конкретной личности. Престижность учителя, как правило, заведомо создает у учащихся установку на положительное отношение к предстоящей деятельности и — наоборот.

О престижности учителя школьники судят по его профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также по его личностным качествам

Все вышеописанное обусловливает актуальность выбранной темы.

Цель представленного исследования – изучение слагаемых авторитета личности преподавателя ВУЗа.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1. Определение понятия авторитет;

2. Изучение структуры и особенностей педагогического авторитета;

3. Проведение экспериментального исследования по изучению слагаемых авторитета личности преподавателя ВУЗа.

Предмет исследования – слагаемые авторитета личности преподавателя ВУЗа.

Объект исследования – авторитет преподавателя ВУЗа.

Цель и задачи представленной работы определяют ее структуру. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.


Выдержка из текста работы

1.1. Понятие авторитета

Авторитет рассматривается в научной литературе в широком и узком смысле: в первом случае это форма существования общественных отношений; во втором — общественная значимость какого-либо лица.

Авторитет (от лат. auctoritas)—достоинство, сила, власть, влияние. В педагогическом энциклопедическом словаре под ред. Б.М. Бим-Бада авторитет, трактуется как добровольно принимаемое индивидом влияние какого-либо лица, основанного на признании его достоинств. Происхождение этого термина связано с историей Древнего Рима, где авторитетом называлась власть сената в отличие от власти других органов управления. В работах Цицерона неоднократно упоминается об «auctoritassenates». Положение об авторитете можно найти в учениях Платона, Аристотеля, Демокрита, Антифона, Гиппия. Концепция о политической целесообразности авторитета выдвинуты Гоббсом, Спинозой, Локком, Гольбахом, Гегелем.

Начиная с XVI в. до начала XX в рамках данного направления (Я.А. Коменский, Д. Локк, И.Ф. Гербарт и др.) проблема авторитета связывается, помимо эффективной возможности влиять на развитие и воспитание воспитанников, прежде всего со строгостью, почтительностью, угрозой, принуждением, подчинением воле наставников, силе. [12, с.17]

Рождение авторитета опирается не на силу и устрашение, слепое подчинение, а на уважение и доверие, одним из первых обратил внимание польский педагог-гуманист Януш Корчак (первая половина XX в.). Должное отношение детей к воспитателю, по его мнению, можно завоевать прежде всего конкретными действиями и поступками. Сухие приказы, нравоучения, запреты и ограничения принесут лишь вред. Необходим контакт с детьми. Они должны чувствовать и понимать, что о них заботятся.

Позиция Я. Корчака нашла свое отражение во взглядах педагогов XX столетия. Так, русский философ и педагог В.В. Зеньковский считает, что педагогическая ценность авторитета заключается в стимуляции творческих сил, создании условий для более плодотворного педагогического взаимодействия, окрыляющего учеников. А.С. Макаренко отмечал, что смыл авторитета состоит в том, что он не требует никаких доказательств и принимается как несомненное достоинство старшего, как его ценность.

И. П. Андриади отмечает, что авторитет выражается в способности направлять (не прибегая к принуждению) поступки и логику мышления другого человека (или людей) по желательному пути. Авторитет связан с ценностной ориентацией и особенностями деятельности группы и определяет степень внушаемого действия данного человека. [1, с.5]

Н. А. Морева, утверждает, что авторитет— общепризнанное значение лица или организации в различных сферах общественной жизни, основанное на глубоких знаниях, компетенции, достижениях в своей области, а также само лицо, пользующееся влиянием или признанием.

Авторитет - лат. autoritas — власть, влияние.

1. Влияние индивида, основанное на занимаемом им положении, должности, статусе и т.д.;

В первом значении понятие авторитета в социальной психологии нередко соотносится с представлением о власти и с ролью руководителя. В этом смысле определенным авторитетом обладает любой индивид, который легко добивается от партнеров по взаимодействию и общению подчинения и мнение которого воспринимается ими как подлежащее немедленному и беспрекословному исполнению. Но сам по себе факт послушания в условиях ролевого давления не гарантирует от того, что в ситуации ослабленного контроля поведение индивида качественно не изменится. При этом падение ролевого статуса носителя властного авторитета нередко приводит к принципиальному снижению степени его влияния, т.к. основой последнего являлась именно и только его формально-статусная позиция. Подобный тип влияния в социальной психологии определяется как «авторитет власти».

2. Внутреннее признание окружающими за индивидом права на принятие ответственного решения в условиях значимой совместной деятельности.

В этом значении авторитет может и не совпадать с властью — им может пользоваться индивид, не наделенный соответствующими официальными полномочиями, но обладающий, несмотря на это, подлинной «властью авторитета». Обязательной составляющей такого собственно личностного авторитета является высокая ценность индивида для окружающих и как источника значимой для них информации, и как позитивно референтного лица, чье мнение рассматривается в качестве важного ориентира, необходимого для обоснованного принятия решения. [7, с.36]

При этом отношения авторитетности — качественно более высокая ступень развития межличностной значимости, чем собственно референтные отношения. Авторитетному лицу авансируется доверие, его мнение признается изначально верным, воспринимается как прямое руководство к действию, а успех ожидается и предвидится. Такие отношения являют собой пример ярко выраженного личностного предпочтения и имеют глубоко эмоциональную окраску. Авторитет такого индивида обусловлен его идеальной представленностью в сознании других и значимостью для этих других тех преобразований, которые он осуществил своей деятельностью в интеллектуальной и эмоциональной сферах личности окружающих.

Авторитет того или иного лица может признаваться не только в той области, в которой он был изначально завоеван. Возможен процесс «иррадиации авторитета», т.е. переноса его на те сферы жизнедеятельности, где право данной личности на авторитетное влияние не проверялось. В том же случае, когда индивид признается авторитетным лишь в одной из сфер жизнедеятельности и не выступает в качестве такового в других, в социальной психологии принято говорить о «спецификации авторитета».

При этом спецификация авторитета в реально функционирующих малых группах наиболее ярко проявляется в условиях многоплановой групповой деятельности, а иррадиация авторитета — в условиях жестко структурированной групповой монодеятельности, что нередко приводит к высокой степени персонализированности элиты в сознании деперсонализированной основной части членов общности. Авторитет является одним из трех факторов (наряду с аттракцией и властными полномочиями), характеризующих «значимого другого».


Заключение

По итогам проведенной работы можно сделать следующие выводы:

Авторитет рассматривается в научной литературе в широком и узком смысле: в первом случае это форма существования общественных отношений; во втором — общественная значимость какого-либо лица.

Авторитет преподавателя складывается из двух составляющих: авторитета роли и авторитета личности. Исследователь данной проблемы И. П. Андриади отмечает, что авторитет в большей мере окрашен личностно, нежели профессионально. Педагогический авторитет органически связан со всей личностью преподавателя в целом, во всем разнообразии ее проявлений.

Авторитет педагога напрямую зависит от его успешности, профессиональной и общекультурной подготовки, развития творческого потенциала личности и педагогического мастерства. Ибо оно в свою очередь не мыслится без вдохновения, а вдохновение, как говорил П.И. Чайковский, «это такая гостья, которая не любит посещать ленивых».

Структура авторитета преподавателя включает:

•профессиональный компонент (специальная эрудиция, методическое мастерство, педагогическая техника, технологическое разнообразии и др.);

•личностный компонент (характерологическая составляющая — черты характера, создающие предпосылки для формирования авторитета: чуткость, отзывчивость, уверенность, привлекательность и др.);

•ценностный компонент (нравственные, философские, эстетические ценности, носителем которых является педагог);

•культурологический компонент (культура поведения, общая эрудиция, круг интересов, стиль общения, культура педагога в самом широком ее понимании и др.);

•социальный компонент (социальная перцепция, социальная значимость профессии; социальный престиж профессии; социальные (профессиональные) стереотипы и др.);

•ролевой компонент (занимаемая должность, права и обязанности и др.).


Список литературы

1. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 449с.

2. Андриади И. П. Авторитет учителя и процесс его становления: Монография. М., МПГУ, 1997. 205 с.

3. Булановой - Топорковой М. В. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие/ под ред.- Ростов н/Д, 2002 - 168с

4. Величко В. В., Карпиевич Д. В., Карпиевич Е. Ф., Кирилюк Л. Г. Инновационные методы обучения в гражданском образовании. 2-е изд доп. Мн.: Медисонт, 2006 - 241с.

5. Венгера А.Л. Психология развития. Словарь М.: ПЕР СЭ, 2006. - 176с.

6. Димухаметов, Р.С. Обновление научных основ педагогики повышения квалификации: Принцип фасилитации: Моногр. - Алматы: МоиН РК, РИПКСО, Центр пед. исслед. РИПКСО, 2005. - 115 с.

7. Дмитриев А.В. Конфликтология. М., 2009 - 410с.

8. Кан-Калик В. А. Основы профессионально-педагогического общения. - Грозный, 2005 - 531с.

9. Козер Л. Функции социального конфликта. М., 2005 - 184с.

10. Козырев, В.А., Шубин Н.Л. Высшее образование России. - СПб,: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005 - 364с.

11. Лукашевич В.В Психология и педагогика Учебник для студентов высших учебных заведений. Издательство: Элит-2000, ЭЛИТ, 2004 - 351с.

12. Меренков А.В. Социология стереотипов. Екатеринбург , 2001 - 168с.

13. Морева Н. А. Основы педагогического мастерства : учеб. пособие для вузов. — М.: Просвещение, 2006. 320 с.

14. Немов Р.С. Психология. - М.: ВЛАДОС, 1998. - Кн. 2. Психология Образования. - 608с.

15. Педагогика: Учеб. пособие / В. Г. Рындак, Н. В. Алехина, И. В. Власюк, и др.; Под ред. проф. В.Г. Рындак. М.: Высшая школа, 2006. 495 с.

16. Пидкасистый П.И. Фридман Л. М. Психолого-дидактический справочник преподавателей высшей школы. М.: Педагогическое общество России, 2007 - 312с.

17. Пионова Р.С. Педагогика высшей школы. Мн.: Выш. шк., 2005. - 303с.

18. Рогинский, В. М. Азбука педагогического труда. М.: Высшая школа, 2003 - 167с.

19. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 2004 - 369с.

20. Ростопшин П. Психология и педагогика. - М.: ПРИОР, 2000. - 96с.

21. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. - М., 2009 - 348с.

22. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. - Ростов н/Дону: Феникс, 2006. - 542с.

23. Фернхем А.П, Хейвен П. Личность и социальное поведение. СПб., 2001- 259с.


Тема: «Слагаемые авторитета преподавателя ВУЗа»
Раздел: Педагогика
Тип: Курсовая работа
Страниц: 29
Цена: 600 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика