Курсовая работа
«Использование различных видов бега в физическом воспитании детей дошкольного возраста»
- 35 страниц
Введение. 3
Глава 1. Бег в старшем дошкольном возрасте. Программные требования по обучению бегу. Виды бега. 5
1.1. Особенности бега в старшем дошкольном возрасте. 5
1.2. Программные требования по обучению детей бегу. 7
1.3. Виды бега дошкольников. 12
Глава 2. Методика обучению бегу, использование бега в различных формах физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ. 21
2.1. Методика обучению бегу детей старшего дошкольного возраста. 21
2.2. Использование бега в различных формах физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ. 25
2.3. Бег как средство формирования психофизических качеств детей старшего дошкольного возраста. 27
Заключение. 32
Список использованной литературы. 34
Физическое воспитание в детском саду предусматривает охрану и укрепление здоровья, полноценное физическое развитие и направлено на своевременное формирование у дошкольников двигательных навыков и умений. Потребность в движениях, двигательная активность, проявляемая ребенком, физиологически обоснована, вызывает положительные изменения в его физическом и психическом развитии, совершенствовании всех функциональных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной и др.).
С ростом ребенка под воздействием окружающих его взрослых быстро расширяется круг доступных движений. При этом время появления и дальнейшего совершенствования двигательного умения обусловлено уровнем развития двигательного качества, без которого оно не может быть выполнено. Например, ловкому ребенку легко пробежать по извилистой тропинке и не натолкнуться на стоящие по ее краям деревья, сильному — далеко бросить набивной мяч. Специалистами по физическому воспитанию отмечено, что при недостаточном развитии быстроты, ловкости у детей формируются неправильные элементы техники бега, прыжков, метания.
Бег — движение циклического типа. Как и ходьба, он характерен повторностыо циклов, чередованием моментов опоры на плоскость, поочередным: перенесением ног вперед, согласованностью движений рук. Однако у бега имеется и существенное отличие от ходьбы. Во время бега есть фаза полета, когда обе ноги бегущего находятся в отрыве от почвы. Момент полета усиливает быстроту передвижения человека, увеличивает длину шага, придавая возможность двигаться вперед по инерции с расслабленными мышцами. В силу возникающего при этом торможения в деятельности работающих нервных центров обеспечивается восстановление их работоспособности, а также и всей нервно-мышечной системы (Е. Г. Леви-Гориневская).
Бег формируется в конце второго года жизни и совершенствуется на третьем году.
Для бега ребенка 2,5—3 лет характерен мелкий, семенящий шаг. Многие дети плохо отталкиваются от почвы и бегут на всей ступне. В этом возрасте дети охотнее бегают, чем ходят. В начале освоения навыка они бегают не ритмично, тяжело ступая, плохо соблюдают направление. По мере обучения закрепляются признаки правильного бега: полётность — корпус слегка наклонен вперед, голова приподнята, руки согнуты в локтях, движения рук и ног согласованы.
По данным С. Я. Лайзане, фаза полета отмечалась у 30% детей в возрасте от года 10 месяцев до 2 лет 8 месяцев, а через 8 месяцев целенаправленных занятий фаза полета была зафиксирована у 92% детей.
Объект исследования – процесс физического образования дошкольников.
Предмет изучения – использование различных видов бега в физическом воспитании детей дошкольного возраста.
Целью данного исследования является полно раскрыть роль бега в повышении уровня физического развития у детей старшего дошкольного возраста.
Для этого были поставлены следующие задачи:
1. более подробно познакомиться с теорией бега.
2. изучить и проанализировать учебно-методическую литературу по вопросу исследования.
3. подобрать и составить систему игр с содержанием бега.
4. изучить условия детских дошкольных учреждений по данному вопросу.
Методологическая база работы. При написании работы используются сравнительно-сопоставительный метод. Этого метод сводится к анализу различных источников и литературы с точки зрения их комплексного рассмотрения, анализ передовой практики; тестирование; наблюдение, беседа и т. д.
Практическое значение курсовой работы заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы в лекционных курсах по педагогики.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1.1. Особенности бега в старшем дошкольном возрасте.
Задачей упражнений при обучении бегу является выработка легкого, быстрого, свободного, устремленного вперед движения с хорошей координацией рук и йог. В процессе бега происходит попеременное сокращение и расслабление большого количества мышечных групп. При беге резко возрастает расход энергии, поэтому увеличивается объем дыхания, скорость кровообращения, газообмен. Правильно дозированный бег способствует общему физическому развитию, совершенствованию функции центральной нервной системы, тренировке сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Быстрый, интенсивный бег должен заканчиваться постепенным снижением физической нагрузки — переходом на ходьбу с последующим замедлением, что содействует приведению пульса к норме. Резкий переход от быстрого движения к статике (стоянию или сидению) в силу недостаточной тренированности сердечно-сосудистой системы вызывает нездоровые явления, что необходимо учитывать в работе с детьми.
Обучение детей бегу осуществляется в подвижных играх, игровых упражнениях (бег в прямом направлении, а позднее — врассыпную и друг за другом).
Хорошая координация движения рук и ног при беге развивается у детей быстрее, чем при ходьбе: у 30% детей 3 лет, у 70—75% — 4 лет и у 90% — 7 лет.
У детей от 4 до 7 лет значительно изменяется скорость бега. Согласно полученным данным время бега на дистанцию 30 м неуклонно сокращается.
Специальные исследования дали возможность рассмотреть динамику двух основных компонентов бега, влияющих на его скорость, — длины шагов и их частоты (темпа). У детей от 4 до 7 лет отмечается последовательное увеличение длины беговых шагов на 28—30%. Частота беговых шагов в дошкольном возрасте изменяется мало: у мальчиков 4 лет темп бега равен 4,45 шаг/сек, у девочек — 4,18 шаг/сек, в 7 лет соответственно 4,26 шаг/сек и 4,24 шаг/сек. Эти данные дают основание считать, что прирост скорости бега у детей дошкольного возраста происходит в значительной мере за счет увеличения длины беговых шагов. (Е. Н. Вавилова.)
К 4 годам под влиянием упражнений улучшается координация движений рук и ног в беге, совершенствуются полетность, ритмичность. Однако ребенок не имеет еще достаточной длины шага. Поэтому детям дают упражнения в беге через начерченные линии, кружки, а также в быстром беге с увертыванием и ловлей.
Ребенок 5 лет в основном овладевает техникой бега, хотя в деталях не достигает достаточной четкости. При обучении внимание обращается на совершенствование деталей техники бега, его легкости и скорости.
В возрасте 6 лет дети овладевают доступной им техникой бега. Бегут легко, ритмично, стремительно, равномерно, с хорошей координацией движений, полётностью, соблюдением направления. При обучении основное внимание обращается на совершенствование бега, развитие его скорости (дистанция 30 м). Дети упражняются в выполнении различных заданий, в беге с увертыванием.
В целях совершенствования качества бега у детей, как и при ходьбе, целесообразно использовать различные виды:
• бег на носках, бег широким шагом, бег с высоким подниманием бедра, тренирующий мышцы брюшного пресса, спины и стопы; легкий, ритмичный бег под музыку, влияющий на воспитание координации и легкости движений;
• бег между предметами и с предметами (скакалки, обручи); бег с преодолением препятствий и на ограниченной плоскости (очерченные границы), содействующий приобретению ориентировки в пространстве и координации движений;
• бег с различными заданиями, выполняемыми по сигналу и на ориентировку в пространстве; бег наперегонки;
• бег с увертыванием и ловлей, врассыпную, служащий хорошим упражнением для ориентировки в пространстве и в коллективе, воспитывающий ловкость и быструю реакцию на изменение в окружающей ребенка обстановке.
Воспитательное значение упражнений в беге состоит в приобретении детьми многообразных, полезных ориентировок.
Физическое воспитание в детском саду предусматривает охрану и укрепление здоровья, полноценное физическое развитие и направлено на своевременное формирование у дошкольников двигательных навыков и умений.
Бег — движение циклического типа. Как и ходьба, он характерен повторностыо циклов, чередованием моментов опоры на плоскость, поочередным: перенесением ног вперед, согласованностью движений рук.
В процессе бега происходит попеременное сокращение и расслабление большого количества мышечных групп. При беге резко возрастает расход энергии, поэтому увеличивается объем дыхания, скорость кровообращения, газообмен. Правильно дозированный бег способствует общему физическому развитию, совершенствованию функции центральной нервной системы, тренировке сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Быстрый, интенсивный бег должен заканчиваться постепенным снижением физической нагрузки — переходом на ходьбу с последующим замедлением, что содействует приведению пульса к норме.
В целях совершенствования качества бега у детей, как и при ходьбе, целесообразно использовать различные виды:
• бег на носках, бег широким шагом, бег с высоким подниманием бедра, тренирующий мышцы брюшного пресса, спины и стопы; легкий, ритмичный бег под музыку, влияющий на воспитание координации и легкости движений;
• бег между предметами и с предметами (скакалки, обручи); бег с преодолением препятствий и на ограниченной плоскости (очерченные границы), содействующий приобретению ориентировки в пространстве и координации движений;
• бег с различными заданиями, выполняемыми по сигналу и на ориентировку в пространстве; бег наперегонки;
• бег с увертыванием и ловлей, врассыпную, служащий хорошим упражнением для ориентировки в пространстве и в коллективе, воспитывающий ловкость и быструю реакцию на изменение в окружающей ребенка обстановке.
«Программа воспитания в детском саду» предлагает для совершенствования бега те же упражнения, что и в ходьбе.
• бег врассыпную;
• бег с нахождением своего места в колонне;
• бег с перешагиванием (перепрыгиванием) через предметы;
• бег по кругу, взявшись за руки;
• бег с изменением направления;
• бег парами;
• бег со сменой ведущего.
У детей дошкольного возраста условно можно выделить по скорости три вида бега: быстрый бег, бег со средней скоростью и медленный бег.
Как показывают наблюдения, дошкольники в играх с бегом независимо от задачи и условий используют более привычный бег на скорость, часто нарушают и правила игры — начинают бег раньше сигнала, хотя в большинстве игр такой необходимости нет.
Понимание основного требования игры позволяет перейти к дифференцированному обучению, использованию различных видов бега в зависимости от двигательной задачи и условий выполнения.
В играх с бегом дети правильно выполняют основное движение. Главное — надо научить их понимать, какие действия и при каких условиях являются наиболее целесообразными.
Бег можно использовать в ДОУ в таких формах физкультурно-оздоровительной работы как в играх и на прогулках.
Выявлять уровень быстроты, ловкости, выносливости целесообразно в тех движениях, которыми дети достаточно свободно владеют, например используя бег.
1. Вавилова Е. И. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1981. – 96 с.
2. Вавилова Е. И. Учите бегать, прыгать, лазать, метать. Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1983. – 144 с.
3. Воспитание детей в средней группе детского сада. Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1982. – 256 с.
4. Зеньковский В. В. / Психология детства. – М.: Академия, 1996. – 352 с.
5. Кенеман А. В., Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Просвещение, 1978. – 272 с.
6. Козлова С. А., Куликова Т. А. / Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2000. – 348 с.
7. Методические указания к «Программе воспитания и обучения в детском саду». – М.: Просвещение, 1986. – 400 с.
8. Сборник игр к «Программе воспитания в детском саду». Сост. Е. Г. Батурина. Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1974. – 128 с.
9. Тимофеева Е. А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста. Книга для воспитателей д/с. Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Просвещение, 1956. – 79 с.
10. Урунтаева Г. А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 1997. – 256 с.
11. Физическая подготовка детей 5 – 6 лет к занятиям в школе / Под ред. А. В. Кенеман, М. Ю. Кистяковой, Т. И. Осокиной. Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1980. – 142 с.
12. Фролов В. Г., Юрко Г. П. Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста. Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1983. – 191 с.
13. Фомина А. И. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1984. – 242 с.
14. Щебеко В. Н., Ермак Н. Н., Шишкина В. А. Физическое воспитание дошкольников. – М.: Академия, 1996. – 191 с.
15. Юрко Г. П. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1978. – 189 с.
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Инновационные направления в повышении эффективности физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста
Дипломная работа:
Формирование начал патриотизма у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к культуре родного края
Дипломная работа:
Использование музыкально-компьютерных технологий в процессе приобщения детей младшего дошкольного возраста к русским народным традициям
Дипломная работа:
Применение игровых методов на занятиях ритмики для детей дошкольного возраста
Курсовая работа:
Методика ознакомления детей дошкольного возраста с творчеством региональных мастеров - ремесленников