Реферат
«Народная художественная культура»
- 24 страниц
Содержание
Введение 3
1. История и этапы развития народной художественной культуры 4
1.1 Народная словесность 4
1.2 Народная музыка 6
1.3 Народный театр 12
1.4 Народное зодчество 14
1.5 Народное изобразительное и декоративно-прикладное творчество 16
1.6 Народный костюм 18
1.7 Народные промыслы 21
Заключение 23
Список литературы
Введение
Монголо-татарское нашествие прервал мощный подъем русской культуры. Разрушение городов, утрата традиций, исчезновение художественных направлений, уничтожение памятников письменности, живописи, зодчества - удар, оправиться от которого удалось лишь к середине XIV века.
В идеях и образах русской культуры XIV-XVI вв. отразились настроения эпохи - времени решающих успехов в борьбе за обретение независимости, свержение ордынского ига, объединение вокруг Москвы, формирование великорусской народности.
Именно поэтому в данный период времени происходит новый подъем в художественной культуре, который охватывает все ее области - и литературу (словесность), и архитектуру, и театральное и музыкальное искусство, народную живопись и декоративно-прикладное искусство. Эти и некоторые другие аспекты народной художественной культуры Москвы XIV-XVI веков будут рассмотрены в данной работе, чтобы сложить из них наиболее полный образ Москвы XIV-XVI веков с точки зрения народной художественной культуры.
Возникновение русской литературы относится к концу Х в., когда с принятием на Руси христианства как государственной религии появились церковно-служебные и историко-повествовательные произведения на церковно-славянском языке. Древняя Русь через Болгарию, откуда по преимуществу шли эти тексты, приобщалась к высокоразвитой византийской литературе и литературе южных славян.
Тех, кто был почитателем музыки и игры на музыкальных инструментах, православное духовенство причисляло к язычникам и богохульникам, отвлекающим людские души от бога. Только церковное многоголосное пение считалось музыкой, достойной христианина, только церковную музыку надлежало ему слушать и петь.
Есть ряд очень самобытных ударных инструментов русского народа, рожденных самой повседневной жизнью и тесно связанных с бытом. Одни из них, такие, как ложки, трещотки, бубенцы, узаконили свое место не только в домашних ансамблях и самодеятельных оркестрах, но и на профессиональной сцене. Другие появляются и там и тут эпизодически.
Народ, как правило, не выдумывал ничего сложного, сверхъестественного. Все делалось из подручного материала, все было подсказано самой природой и тесно увязано с жизнью и бытом. Используя находки наших предков теперь, следует помнить о той обстановке, в которой обычно применялись эти затейные скоморошеские орудия - народные праздники, гулянья, свадьбы [9, стр. 32].
Таким образом, в обществе, в котором господствовало открытое стремление к чувственным удовольствиям, власть предписывала монастырское препровождение праздников, дней отдыха.
Церкви были небольшие; но в разных местах виднелись церкви значительной величины, окруженные другими, поменьше, и огороженные стенами; то были монастыри, которых было очень много в Москве; монастыри виднелись преимущественно в концах города или обозначали границы городских частей, указывали историю распространения города; монастыри, являвшиеся в середине города, прежде были загородными. Некоторые загородные монастыри были окружены крепкими каменными стенами с высокими башнями и опоясывали Москву рядом укреплений. Светские землевладельцы в России и самые богатые никогда не имели укрепленных замков: русская знать не теряла дружинного характера, и жилища ее лепились около жилища государева. Но наиболее богатыми и могущественными землевладельцами являлись монастыри, так как их имущество не отчуждалось и не разделялось.
Первыми русскими художниками-живописцами были изобразители церковной живописи, заимствовавшие технику письма от греческих мастеров иконного дела, которые появились на Руси одновременно с введением христианства. Одни из наиболее древнейших образцов, так называемые каппонийские иконы, находятся в настоящее время в Библиотеке Ватикана; они были некогда подарены Петром I греческому священнику Фокасу, который продал их в Рим маркизу Каппони, от которого иконы попали в Ватикан [1, стр.5].
Художественное творчество выражалось также в создании миниатюр, украшавших страницы рукописных книг.
По дошедшим до нас изображениям на фресках, гравюрах, живописных полотнах можно судить о большом разнообразии и необычности форм русских головных уборов.
В период татарского ига и роста Москвы Русь была отчуждена от влияния иностранных государств и иностранной культуры. Все силы народа были направлены на борьбу с паработителями.
В XIV-XV веках начинают зарождаться многие народные художественные промыслы. Именно в средние века люди под влиянием иностранцев, которые начинают охотно приезжать в Россию, создают свои неповторимые произведения, которые в дальнейшем послужили основой для возникновения народных художественных промыслов.
Заключение
В данной работе были рассмотрены основные аспекты народной художественной культуры Москвы XIV-XVI веков. Были представлены такие области народной художественной культуры, как народная словесность (фольклор, литература), народная музыка, народный театр, народное изобразительное и декоративно-прикладное творчество (иконопись и фреска), народные промыслы (рукоделия и художественные изделия, такие как игрушка, резная и расписная посуда), народный костюм того времени, без понятия о котором невозможно полностью представить картину народной художественной культуры Москвы XIV-XVI веков; и, конечно, зодчество, многие памятники которого сохранились и до наших дней, и по которым мы можем судить о мастерстве и трудолюбии русского народа. Все эти памятники старины представляют собой иллюстрацию нового времени, триумф Москвы, ставшей столицей и объединившей вокруг себя другие города.
Список литературы
1. Гнедич П. П. Шедевры русской живописи/ П. П. Гнедич, - Белый город. М.: 2006
2. Карамзин Н. М. История государства Российского/ Н. М. Карамзин, - Эксмо. М.: 2007
3. Мерцалова М. Н. Поэзия народного костюма / М. Н. Мерцалова, - Молодая гвардия. М.: 1975.
4. Молотова Л. Н. Русский народный костюм / Л. Н. Молотова, Н. Н. Соснина, - Художник РСФСР. Л.: 1985.
5. Попова О. С. Русская народная керамика. Гжель, Скопин, Дымково/ О. С. Попова, - КОИЗ. М.: 1957
6. Родионов А. М. Красная книга ремесел / А. М. Родионов, - Алт. кн. изд - во. Барнаул: 1990.
7. Смолицкий Б. В. Художественные промыслы России / Б. Г. Смолицкий, Т. Н. Скавронская, - Искусство. М.: 1989
8. Соловьев С. М. Чтения и рассказы по истории России / С. М. Соловьев, - Правда. М.: 1989
9. Сорольский С.А. Русские народные музыкальные инструменты / С.А. Сорольский, - Советский композитор. М.: 1986
10. Глотов В. С. Из-под копоти // Огонек №2, - Правда. М.: 1990
11. Липатов В. М. Чудни вельми // Юность №2, - Правда. М.: 1990
Тема: | «Народная художественная культура» | |
Раздел: | Культурология | |
Тип: | Реферат | |
Страниц: | 24 | |
Цена: | 300 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Формирование этно-художественной культуры художественная обработка текстиля
Курсовая работа:
Народный эпос в русской литературе
Дипломная работа:
Формирование этнохудожественной культуры будущего учителя
Дипломная работа:
Народно-сценический танец как фактор сохранения и развития традиций национальной культуры
Дипломная работа:
Изучение народной вышивки