Дипломная работа
«Народно-сценический танец как фактор сохранения и развития традиций национальной культуры»
- 88 страниц
Введение….…3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения традиций национальной культуры на основе народно-сценического танца…8
1.1. Народно-сценический танец как основа традиций народной культуры…8
1.2. История башкирского народного танца….…15
1.3. Современная башкирская хореография на примере творчества Государственного академического ансамбля народного танца Республики Башкортостан имени Файзи Гаскарова…40
Глава 2. Методика преподавания башкирского народно-сценического танца….48
2.1. Структурные компоненты башкирского народно-сценического танца….48
2.2. Содержание, формы и методы преподавания башкирского народно-сценического танца…54
Заключение….67
Список литературы…71
Приложения….73
В современных условиях всё более осознаётся опасность потери богатейшего наследия народного искусства, традиций народного фольклора во всём его жанровом многообразии в контексте региональной культуры, в её исторической динамике. Велика опасность тотальной унификации культурного мира, глобализации без учёта тенденций самоидентификации – этнической, культурной, гражданской.
Этнокультурный облик России характеризуется огромным разнообразием, обусловленным обширностью территории, природными различиями, многонациональным составом населения. Сохранение и возрождение национальных культурных традиций может быть осуществлено лишь на основе взаимообогащения и обращения к истокам традиционных народных культур, прежде всего – фольклора.
Мы рассматриваем вопросы сохранения и развития традиционной народной культуры не только как имеющие значение в социокультурной, художественно-творческой, организационно-педагогической деятельности, но и с точки зрения возможностей проявления личностью гражданских, патриотических инициатив, роста её эстетической, нравственной, политической культуры.
Этнокультурные ценности и идеалы, бережно сохраняемые и развиваемые, безусловно, будут способствовать духовно-нравственному, патриотическому воспитанию молодёжи, укреплению единства нашей страны.
Перед нами постоянно вставали и встают проблемы, связанные с освоением фольклора, народного танца, в частности, в контексте системы хореографической деятельности, охраняющей национальные духовные ценности. Заметен поворот, есть интерес к пониманию значения народного танца, проблемам его существования в системе художественной культуры.
Важный, но не единственный критерий определения фольклорности произведения – это традиционность. Понимать этот критерий стоит не в консервативной приверженности только к старым традициям, а в развитии и трансформации этих традиций, чтобы в угоду сиюминутным новшествам не потерять их.
Деятели отечественного хореографического искусства всегда осознавали важность научного осмысления и решения проблем сохранения и развития народного танца, в его традициях, в исторической динамике. Ныне на многих уровнях стали приниматься меры к научному изучению народно – сценического танца, с пониманием его непростой судьбы как жанра. Сохранить чистый родник народной хореографической культуры, бережно передать танцевальный фольклор во всём его богатстве будущим поколениям – задача трудная, но почётная. Это корни нашей культуры, а без корней не сможет быть жизнеспособной крона самого дерева. Осмысление национального хореографического фольклора в исторической динамике, в контексте региональной культуры – актуальная задача современности.
Исходя из актуальности проблемы, выбрана настоящая тема исследования: «Народно-сценический танец как фактор сохранения и развития традиций национальной культуры».
Объект исследования: обучение народно-сценическому танцу в системе дополнительного образования детей.
Предмет исследования: народно-сценический танец как фактор сохранения и развития традиций национальной культуры.
Цель исследования: провести комплексный, историко- культурологический анализ различных жанров башкирского народного танца как основы выявления характерных особенностей национальной культуры Башкортостана.
Задачи исследования:
1. Дать культурно-исторический анализ современных научных концепций хореографического фольклора.
2. Выявить особенности башкирского народного танца в исторической динамике культуры с точки зрения обрядово-ритуальной и семиотической его природы.
3. Раскрыть роль деятелей национального искусства в становлении и развитии народно-сценического танца как жанра.
4. Выявить особенности народно-сценической хореографии, базирующейся на оригинальной авторской концепции, личности хореографа как создателя или интерпретатора культурной формы.
5. На основе опытно-экспериментального исследования рассмотреть возможности создания целенаправленной системы освоения башкирского танца как неотъемлемой части башкирской танцевальной культуры в контексте культурной традиции и новаторства.
6. Проанализировать вопросы, связанные с духовно-нравственным развитием, патриотическим воспитанием личности, базирующиеся на освоении богатств народной хореографической культуры.
Методологической основой стали работы Барановой О.Г., Зиминой Т.А., Васильевой Т.К., Роота З.Я., Тагирова Г.Т.
Методы исследования: для достижения цели и задач исследования мною применялся следующий комплекс методов: использовались как общенаучные, так и специальные методы историко-культурологического исследования; теоретическое изучение этнического самосознания; проводился сравнительно-исторический, историко-генетический анализ литературы и современного состояния науки по изучаемой проблематике, что позволило определить доминирующие традиции, нормы, ценности, структурные компоненты в национальной танцевальной культуре, воздействие её традиций на духовно-нравственный потенциал общества, укрепление патриотизма, духовности личности. Мною был также проведен анализ программных документов стандартов образования, учебников и методических пособий по характерному и народно-сценическому танцу в аспекте рассматриваемой проблемы.
Теоретическая значимость исследования: уточнено понятие «народно-сценический танец», определены особенности работы в ансамбле народного танца со школьниками
Практическая значимость исследования: данная работа может быть рекомендована к использованию в учреждениях дополнительного образования, в детских хореографических коллективах, во внеклассной работе в общеобразовательных школах.
База исследования: танцевальный коллектив «Уралочка».
Новизна исследования определяется тем, что на основе башкирского народного сценического танца как феномена национальной культуры комплексно исследована его специфика в контексте сохранения и развития традиций, в раскрытии новаторства, связанного с творческим осмыслением деятелями отечественной хореографии богатств танцевальной культуры Башкортостана.
Выявлены жанрово-видовые формы башкирского народного танца с точки зрения его обрядово-ритуальной и семиотической природы.
Впервые рассмотрено влияние народной хореографической культуры на духовно-нравственное развитие личности в процессе профессионального становления хореографа.
Положения, выносимые на защиту:
– задачи сохранения и развития лучших традиций народной культуры имеют приоритетное значение в современном мире и связаны с преодолением унификации культурных различий в ходе глобализации;
– традиционная народная культура включает в себя культурные пласты разных эпох и связана с самоидентификацией;
– активизация интереса к народной культуре связана с вопросами включения культурных архетипов прошлого в современную культуру;
– историко-культурологический анализ башкирского народно-сценического танца позволяет рассматривать его как основу выявления специфики региональной народной хореографической культуры, как этнокультурный феномен;
– в становлении и развитии народно-сценического танца как жанра огромную роль сыграли выдающиеся деятели национального хореографического искусства;
– духовная культура народа, сформированная веками, приобретает огромную ценность в патриотическом, духовно-нравственном, эстетическом развитии личности.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения традиций национальной культуры на основе народно-сценического танца
1.1. Народно-сценический танец как основа традиций народной культуры
Процессы современного культурного развития общества определяются как глобализацией, так и самоидентификацией, стремлением этносов сохранить свою национальную идентичность. Это проявляется в сохранении традиций, обычаев, обрядов, в бережном, любовном отношении к хореографическому фольклору во всех его разновидностях, развитии и преумножении его богатств, что и может обеспечить высокий дух патриотизма, нравственности, верности гражданскому и общественному долгу современного человека.
На протяжении веков одним из универсальных средств воспитания было и остаётся искусство, представляющее целостную картину мира в единстве мысли и чувства, в системе эмоциональных образов. В процессе исторического развития искусство выступает и как хранитель нравственного опыта человечества.
Танец – это яркое, красочное творение народа, являющееся эмоциональным художественным специфическим отображением его многовековой многообразной жизни. Народный танец всегда имеет ясно выраженную тему и идею – он всегда содержателен.
«Народно-сценический танец» возник как симбиоз культуры исполнения классического, народно-характерного танца и самобытных фольклорных источников.
Cвоими корнями танец, как вид искусства, уходит в глубь истории. Он старше музыки и наскальных рисунков. Народный танец - это танец, созданный этносом и распространенный в быту, обладающий этническими особенностями, проявляющимися в характере, координации движений, в музыкально-ритмической и метрической структуре танца, манере его исполнения.
Фольклор – это часть экологической среды, это художественная экология общества и выживание человечества во многом зависит от того, как с этой средой общаться. Фольклор народов – великий педагог, передающий ценности эстетические и нравственные, заложенные поколениями людей в его художественных творениях.
Что из себя представляет отдельный номер народно-сценического танца? Это в определенной мере переосмысление элементов народной хореографии, отвечающих одному из трех подходов к фольклору: 1) обработка народной пляски с полным изложением этнографического варианта, 2) фантазия на тему этнографического образца с частичным его изложением, 3) сочинение хореографии без видимого обращения к фольклорному первоисточнику. Первый подход представлен в таких, например, композициях, как «Девятка» П. Вирского, «Тимоня» Т. Устиновой. Второй подход особенно полно и талантливо наблюдается в творчестве И. Моисеева. Третий выявляется в постановках Н. Надеждиной (возможны и другие примеры). Однако существует и четвертый подход, стоящий несколько отдельно от первых трех. Его смысл заключается в переосмыслении не фольклорного первоисточника, а предшествующего результата сценической интерпретации образца народного творчества, причем, в многократном переосмыслении. Что имеется в виду?
Первооткрыватели ансамблевого движения создали первые сценические танцы на основе фольклорного материала. Первое поколение продолжателей жанра переосмыслило уже не фольклор, а сценические танцы. Второе поколение переосмыслило соответственно результат своих предшественников и т. д.
Комплексный, историко-культурологический анализ различных жанров башкирского народно-сценического танца является основой выделения характерных особенностей национальной танцевальной культуры, что позволяет выявить этапы развития народного танца как этнокультурного феномена в аспекте традиций и новаторства. Такой анализ, осуществлённый на основе теоретического осмысления названных проблем и их решения и практике многолетнего личного преподавания, позволяет раскрыть возможности создания целенаправленной системы освоения народно-сценического танца как необходимой части национальной культуры.
С развитием педагогики профессиональной хореографии, в научной литературе поднимаются вопросы, связанные с обучением и воспитанием профессионального танцовщика, который способен всячески сохранять и развивать лучшие традиций национальной хореографической культуры.
В современной искусствоведческой литературе известны две формы существования хореографических фольклорных традиций: в их собственной естественной среде и в сценическом искусстве. Решение задачи сохранения фольклорных традиций – вводит нас в практику нескольких групп коллективов, которые в своей творческой деятельности претворяют народное танцевальное искусство и отличаются друг от друга, как по способам его интерпретации, так и по некоторым другим параметрам.
К первой группе можно отнести коллективы, условно называемые этнографическими, участники которых исполняют аутентичный фольклор той географической местности, где проживают сами.
Вторая группа коллективов, назовем их условно фольклорными, реконструирует фольклор какого- либо региона путем воссоздания живых традиций или, если они уже не функционируют, на основе изучения имеющихся материалов.
Третья и четвертая группы коллективов, куда относятся самодеятельные коллективы, работающие в области народно-сценической хореографии, строят свою творческую деятельность на принципах художественной обработки, разработки и стилизации фольклора [20, c.14].
Художественная разработка является более высокой ступенью трансформации народного творчества по сравнению с обработкой. Из фольклорного образца как бы вычленяется основное образное ядро, самый яркий пластический мотив, ведущая идея (в лексике, рисунке, исполнительстве, образности – в любом из компонентов танца), которые разрабатываются, развиваются иногда вплоть до перехода их в новое качество. По сути дела, здесь происходит разработка фольклорного произведения на отдельные элементы, их переосмысление, трансформация и новая сборка уже сценического произведения в соответствии с замыслом автора.
Преобразованию подвергаются все структурные элементы фольклорного танца: его музыкально ритмическая формула, сюжетостроение, образность. Здесь еще четче, чем при обработке, проявляется опосредованность фольклора традициями профессионального сценического искусства [20, c. 54].
Духовное обновление общества невозможно без повышенного внимания педагогов к художественно-эстетическому воспитанию подрастающего поколения. В последнее десятилетие особый интерес вызывают занятия танцевальным искусством. Особенно отрадно, что не забываются вековые традиции народно-сценического танца.
Народный танец прошел долгий путь становления и развития. Он всегда был связан с историей народа, ее традициями и обычаями. Так как искусство играет особую роль в системе воспитания, хореографическое образование представляет широкое поле для развития гармонического воспитания учащихся.
Народно-сценический танец является одним из основных предметов специального цикла хореографических дисциплин, неотъемлемой частью начального образования.
Эстетика сценической народной хореографии – богатая палитра технических, эмоциональных жанров красок – она должна стать благотворной почвой для развития детей.
Народно-сценический танец в значительной степени расширяет и обогащает исполнительские возможности учащихся, формируя у них качество и навыки, которые не могут быть развиты за счет обучения только классическому танцу. Обучение народно-сценическому танцу совершенствует координацию движений, способствует дальнейшему укреплению мышечного аппарата, развивая те группы мышц, которые мало участвуют в процессе классического тренажа. Это дает возможность учащимся овладеть разнообразием стилей и манерой исполнения танцев различных народов.
Велика роль этого предмета в эстетическом развитии учащихся, так как он приобщает к богатству танцевального и музыкального народного творчества.
Грамотному хореографу следует хорошо знать «генетический код» передачи наследственности, т.е. те музыкально-пластические мотивы, ритмо-формулы, композиционные приемы, которые являются как бы квинтэссенцией национального в хореографии и могут стать живым ядром, основой нового сценического танца. Конечно, для полного успеха этого дела необходимо совмещение фольклориста и постановщика в одном лице. Но поскольку на практике это встречается далеко не всегда, актуальным становится требование» к балетмейстеру хорошо знать фольклор, а к фольклористу - специфику сцены. Собирание, фиксация, изучение танцевального фольклора являются в наше время актуальнейшей задачей ещё и потому, что его богатства нередко очень быстро уходят со своими носителями, лицами преклонного возраста и мы должны торопиться, чтобы успеть собрать их как можно полнее.
Башкирский народный танец в своём кодовом генетическом пласте обладает качествами и свойствами, позволяющими в свёрнутом виде, как в «коде», сохранить нравственно-этические нормы; он непосредственно связан с природой, жизнью человека, помогает сохранить национальную общность межличностных отношений.
Танец соотносится с представлениями древних людей о соединении человека с могущественными космическими энергиями, необходимыми для переживания важных, этапных событий в жизни людей (рождение ребёнка, заключение брака, охота, война, смерть).
Танец как самый естественный способ установления связи с сакральным – это первичный, символический язык человечества, он имел ритуальную функцию. В танце более всего проявлялась эмоциональная жизнь человека. Одновременно танец был средством эмоциональной разрядки.
В ритуале есть три компонента разной семиотической природы: ритуальное (символическое) действие; мифологическое представление; словесные формулы. В отличие от семантической одноплановости соматического (телесного) движения в ритуале, движения в танце многофункциональны.
Ритуал – древнейшая из социальных семиотик. Он рассматривается как художественное явление, а важнейший в нём компонент – знаковое физическое движение, представляет собой комплекс, состоящий из мимики, жестикуляции, движений корпусом и ногами – т.е. танец. Танец был частью единого синкретического комплекса, в котором соединялись музыка, танец, пение, драматическое действо.
Народный танец доступен современному исследователю в двух основных разновидностях: как танец, живущий и функционирующий в народной среде и являющийся неотъемлемой частью традиционной культуры народа, и как народно-сценический танец, существующий в системе современной художественной культуры. Первый – фольклорный, аутентичный, представляет собой одну из празднично-обрядовых форм жизнедеятельности народа.
Сам термин «фольклор» мною, опираясь на исследования учёных, соотнесен с широким кругом явлений: комплексом словесно-музыкальных, музыкально-хореографических, игровых и драматических видов народного творчества.
Религиозно-обрядовая хореография занимает одно из главных мест в списке древних искусств. Ещё тогда, когда человек не знал искусства живописи, культовой архитектуры, искусство танца уже существовало, и было естественным, заложенным в человеке самой природой. Каждая фигура танца символизировала определённое действие.
Технически сложные движения в отдельно взятых народно-сценических танцах сегодня определяют природу фольклорного танца, его формообразующее начало. Здесь к месту вспомнить об играх-охотах древнего человека, соединивших в одно импровизационное представление игру, похожую на танец, с тренировкой, похожей на силовые упражнения охотника-бойца.
В первобытном искусстве (и в определённых временных пределах – фольклоре) существовала функциональная связь видов искусства и их внеэстетическая обусловленность. Они выступали как функционирование синкретического образа, смысл которого тесно связан с мифологией. Мифологию мы рассматриваем как древнюю мировоззренческую систему, а национально- исторический миф как способ национального самовыражения.
Древние обряды ценны для нас как свидетели «седой древности», составляющие основу развития народного творчества. Анализируя их, изучая, сопоставляя с зафиксированными произведениями, можно представить картину передачи традиций от одного поколения к другому. Воспроизводя трудовые процессы в своём боевом танце или в охотничьей пляске, народ приобретал практический опыт.
Магическая, обрядовая сторона на первых порах присутствовала во всех древних увеселениях. Однако постепенно из обрядов стали выделяться отдельные произведения (песни, танцы), которые исполнялись не с магической целью, а в качестве развлечения, общения.
С изменением функций фольклора народное танцевальное творчество начало расслаиваться. С одной стороны, продолжали бытовать древние обрядовые формы танца, связанные с трудовой практической деятельностью. С другой стороны, появилось новое танцевальное направление, основой которого стало «общение» – возникла бытовая хореография. Из поколения в поколение люди, общаясь на праздниках и народных гуляниях, раскрывали свою богатую душу. В творческом многообразии деятельности башкир представала миру их душа: тут и лирические песни и частушки, с их юмором и задором, разнообразные танцы со сложными «коленцами». На народных праздничных гуляниях развивались художественные традиции, вырабатывались и передавались от старших к младшим навыки пластического выражения эмоций, совершенствовались хореографические возможности человека.
Наиболее всеобъемлющей, наиболее полно отражающей специфику башкирского народного танца (как вида искусства) является классификация, исходящая из анализа всей хореографическо-музыкальной ткани танца, логики его построения, структуры и стилистических особенностей. Систематизируя народные образцы, необходимо, прежде всего, остановиться на их музыкальной структуре, метроритмическом строении. Анализ развития танцевальной ткани дает основание утверждать, что законы хореографической образности превалируют в танцевальных формах над всеми другими слагаемыми художественного целого. В народном танцевальном искусстве исторически сложились обрядовая, бытовая и сценическая хореография. У каждого из них своя специфика, свои закономерности.
Сохранившиеся и приведённые в систему элементы башкирского народного танца составили значительный арсенал не только народно-сценического танца. Многие столетия народное песенное и танцевальное творчество, дополняя друг друга, формировали индивидуально-художественные черты в соответствии с пониманием «меры и красоты», которые были присущи башкирскому народу, определяли стилистическую, мировоззренческую специфику и общность художественной культуры.
Вопросы сохранения и развития традиционной народной культуры имеют большое значение в социокультурной, художественно-творческой деятельности, в росте эстетической, нравственной, духовной культуры личности, проявления ею гражданских, патриотических инициатив. Этнокультурные ценности и идеалы лежат в основе сокровищницы башкирского национального искусства, культуры в целом, их следует бережно сохранять, развивать и передавать из поколения в поколение.
Башкирский народно-сценический танец является феноменом традиционной культуры. Выявляя в своей работе его особенности в исторической динамике культуры, с учётом семиотической его природы, я попыталась дать комплексный, историко-культурологический анализ жанровой специфики танцевального фольклора.
Народный танец рассмотрен мною как этнокультурный феномен. Раскрыта специфика его развития, подчёркнуты вопросы сохранения традиции и новаторства в народной хореографической культуре, подчёркнута роль деятелей башкирского искусства в этом процессе, их вклад в становление народной сценической хореографии (наличие оригинальной авторской концепции, личности хореографа как создателя или интерпретатора культурной формы). Первый профессиональный балетмейстер Башкирии Ф. А. Гаскаров создал новые сценические танцы, не искажая самобытности и национального духа веками хранившихся в народе плясовых движений.
Мои наблюдения над бытованием традиционных башкирских танцев показали, что башкирский народ на протяжении многих веков создавал самобытное хореографическое искусство. Оно передавалось из поколения в поколение, благодаря чему до нас дошли подражательные трудовые, обрядовые, свадебные пляски. Развитие народного хореографического творчества башкир было обусловлено характером производства, особенностями быта, природно-географическими условиями края.
Проведенный мною анализ специфики башкирского танца в национальной культуре, в ее исторической динамике, позволил выявить общность структурных компонентов танца, несущих образные характеристики.
Они дают информацию о природе разновидностей башкирского танца. Танцевальный язык также является носителем информации, он всегда содержательный и образный. Башкирский танец, как неотъемлемая часть народной культуры, занимает важное место в контексте диалога времён и поколений, он позволяет сохранять и развивать культурные традиции через народно-сценический танец. Народно-сценический танец занимает важное место в духовно-нравственном развитии личности, он является важным средством сохранения и передачи культурного наследия, патриотического, гражданского воспитания человека – в том числе в процессе профессионального становления хореографа.
На протяжении многих веков танец совершенствовался, обогащался новыми образами и формами. В основе башкирской хореографии лежит трудовая практика. Как в мужских, так и в женских танцах отражён скотоводческий быт древних башкир.
Заимствованные танцы исполнялись с присядками, что совершенно не характерно для башкирской народной хореографии.
Куплеты песен, речитативные реплики, манера исполнения подчёркивала игровой характер сольных мужских танцев.
Сюжеты некоторых башкирских танцев имеют аналогии в хореографическом фольклоре других тюркоязычных народов. Многие танцевальные движения, возникшие благодаря трудовым ассоциациям, использовались в башкирских плясках как устойчивые пластичные детали, как необходимые традиционные элементы народной хореографии, т.е. танцевальные движения, возникшие в древности, благодаря производственной деятельности и трудовому освоению человеком природы.
Пляски исполнялись под аккомпанемент курая, кубыза. Дополнительный аккомпонимент создавался топотом ног о твёрдые настилы – деревянные, железные, каменные. Нередко своеобразными танцевальными площадками служили подносы. После каждого кругового хода исполнитель вскакивал на поднос и дробил ногами (характерно для мужских танцев).
В танцевальном искусстве продолжает жить прогрессивное начало, выражавшее мечты народа о преобразовании жизни, о светлом будущем. В условиях отсталости, невежества народ создавал песни, сказки, танцы, в которых отражалась вера в силу добра, в победу над злом, как в природе, так и в общественной жизни.
Освоение фольклора, в частности, башкирского народного танца, является приоритетным в художественной культуре. Судьба башкирского танца волнует современных деятелей отечественной культуры. Осмысление национального хореографического фольклора в исторической динамике, в контексте культуры народно-сценического тана – актуальная задача для современных хореографов.
1. Базарова Н. , Мей В. Азбука классического танца. – Л.: Искусство. 1983 г.;
2. Башкортостан. Краткая энциклопедия под ред. Р.З.Шакурова – Уфа: Башкирская энциклопедия, 1996 г.;
3. Борзов А. А. Народный танец на самодеятельной сцене. – М.: ВНМЦНТ и КПР. 1986 г.;Бутенко Э. Сценическое перевоплощение. Теория и практика. – М.: Прикосновение, 2005 г.;
4. Вестник Академии Российского Балета. 2008 № 1 (19) Русинова С.А. Некоторые аспекты психолого-педагогической диагностики профессиональных компетенций будущих артистов балета;
5. Гусев Г. П. Методика преподавания народного танца, танцевальные движения и комбинации на середине зала. – М.: Владос. 2004 г.;
6. Гусев Г. П. Методика преподавания народного танца: этюды. – М.: Владос. 2004 г.;
7. Зацепина К. Народно-сценический танец/ К.Зацепина и др. – М.: 1976 г.;
8. Захаров Р. В. Сочинение танца. – М.: Искусство. 1983 г.;
9. Иноземцева Г. В. Народный танец. – М.: Знание. 1971 г.;
10. Кириллов А.П. Образная природа танца. Научно-методический вестник. Хореографическое образование. – М.: 2002 г.;
11. Ладыгин Л.А. Музыка и танец. К истории проблемы синтеза искусств в сценических формах хореографии. – М.: 1994 г.;
12. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: 2007 г.;
13. Лопухов А., Ширяев А., Бочаров А. Основы характерного танца.– М.:1999 г.;
14. Нагаева Л. И. Танцы восточных башкир. – М.: Наука. 1981 г.;
15. Нагаева Л. И. Башкирская народная хореография. – Уфа: Китап. 1995 г.;
16. Народно-сценический танец. Ч.1: учебно-метод. пособие для средн.спец. и высш. учеб.заведений искусств и культуры. – М.: Искусство, 1976 г.;
17. Очерки по культуре народов Башкортостана. Сост. Бенин В.Л. Уфа: Китап, 1994 г.;
18. Степанова Л. Г. Народные танцы. – М.: Совет. Россия, 1968 г.;
19. Ткаченко Т. Народный танец. – М.: Искусство, 1967 г.;
20. Тарасова Н.Б. Теория и методика преподавания народно-сценического танца: учеб.пособие / Н.Б.Тарасова. – СПб.: ИГПУ, 1996 г.:
21. Телегин А.А. Народно-сценический танец и методика его преподавания: учеб.пособие для студентов высших учебных заведений культуры и искусств / А.А.Телегин. – Самара, 2005 г.;
22. Шафигуллина А.Т. Наглядное пособие по предмету «Культура Башкортостана». «Государственный академический ансамбль народного танца Республики Башкортостан им. Файзи Гаскарова». Уфа, РА «Информреклама», 2001 г.;
23. Флиер А.Я., Полетаева М.А. Происхождение и развитие культуры: – М.:, 2008 г.;
Тема: | «Народно-сценический танец как фактор сохранения и развития традиций национальной культуры» | |
Раздел: | Искусство и культура | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 88 | |
Цена: | 2900 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Развитие хореографической культуры подростков на основе освоения народных танцев
Дипломная работа:
Развитие артистизма у детей младшего школьного возраста средствами народно-сценической хореографии
ВКР:
Возникновение и этапы развития кобызового исполнительского искусства
Дипломная работа:
Русский народный танец как средство нравственно-эстетическое воспитание детей
Контрольная работа:
Финансы. Финансовая политика государства как основа формирования и развития финансовой системы