Дипломная работа
«Особенности психологического времени в структуре самосознания детей 5 – 7 лет»
- 47 страниц
Глава 1. Индивидуальное время как предмет психологического исследования.
1.1. Исторический обзор
1.1. Современные направления в исследовании психологического времени.
1.3. Время и развитие личности.
1.4. Анализ феномена психологического времени с позиций системного подхода.
1.4.1. Определение принципа системности. История системного подхода в психологии.
1.5. Теория самоорганизующихся систем.
1.6. Методологическое обоснование исследования. Рабочая гипотеза.
Глава 2. Практическая часть
2.1. Описание исследования.
Анализ и интерпретация результатов
Анализ беседы с детьми.
Анализ результатов методики «восприятие себя во времени»
Модифицированный прием изучения самооценки (С.Г. Якобсон, В.Г. Щур).
Актуальность исследования обусловлена тем, что в современной психологии чрезвычайно мало исследований, посвященных временным взаимоотношениям человека с миром, а также особенностей представления о времени и о себе во времени на различных этапах развития личности. Целью настоящего исследования является сравнительный анализ особенностей представлений о времени, о себе во времени у дошкольников, воспитывающихся в семье и в детском доме.
Задачи исследования:
- изучить теоретические аспекты проблемы;
- провести исследование влияния особенностей социального окружения ребенка (семья и детский дом) на представление о времени и о себе во времени у дошкольников.
Общая гипотеза исследования:
Характеристики индивидуального времени у детей, воспитывающихся в семье значимо отличается от индивидуального времени детей, воспитывающихся в детском доме; показателем сформированности индивидуального времени является развитие смыслового сознания; для детей, воспитывающихся в детском доме, характерно практическое отсутствие индивидуального времени, что является следствием слабой сформированности (или отсутствия) смыслового сознания.
1.1. Исторический обзор
Феномен времени волновал человечество на протяжении всей истории его существования. Сущность и закономерность человеческого времени ярко отражена в ситуации, которую описал св. Августин: «Что обыкновеннее всего бывает у нас предметом разговора, как не время? И мы, конечно, понимаем, когда говорим о нем или слышим от других. Что же такое, еще раз повторяю, что такое время? Пока никто меня об этом не спрашивает, я понимаю, нисколько не затрудняясь; но как скоро хочу дать ответ об этом, я становлюсь совершенно в тупик».
Время является одним из наиболее важных предметов изучения древних философских школ. Первый развернутый «анализ времени» встречается у Аристотеля. Отправным пунктом у него были взгляды Платона на время как на «движущееся подобие вечности». В анализе Аристотеля время является мерой движения, а движение – мерой времени. Аристотелю принадлежит известный парадокс о том, что прошлого нет – оно уже прошло, будущего нет – оно еще не наступило, настоящего тоже нет, так как оно – совершенно неуловимая точка «теперь» - тончайшая грань между прошлым и будущим. Аристотель пытался определить временные циклы, понять время как созерцаемое становление; он связывал проблему времени с самосознанием человека.
В настоящее время проблема времени находит свое рассмотрение в многочисленных теоретических и эмпирических работах, посвященных исследованию временных протяженностей все более высокого уровня сложности. В исследованиях временной проблематики в современной психологии можно выделить несколько подходов и направлений.
Исследование физического времени. Физическое время рассматривается как обычная мера количественного сравнения, измерения различных процессов. Оно объективно, необратимо, периодично, независимо от сознания и воли человека. Психология изучает представленность этого реального времени в сознании человека.
Биологическое время
Личностно-экзистенциальный уровень восприятия времени является предметом изучения многочисленных психологических школ и направлений. В его изучении выделяются две тенденции.
Эволюционно-генетический подход – реализуется в исследованиях жизненного пути, возрастной периодизации. Время здесь выступает как объективное условие жизни, независимое от личности, и чаще рассматривается ретроспективно, как прошедший жизненный путь.
Выводы.
Первоначально ребенок центрирован на настоящем, будущее и прошлое в основном интерпретируются по аналогии с настоящим. Развитие межличностной рефлексии и саморефлексии приводит к формированию представлений о прошлом и будущем в жизни ребенка: прошлое все больше понимается отличающимся от настоящего, хотя и связано с ним; будущее первоначально существует в отрыве от настоящего. Далее будущее все больше представляется как продолжение настоящего, а настоящее – как основа будущего. Таким образом, происходит постепенное формирование связей между прошлым, настоящим и будущим.
Можно, таким образом, отметить все большую объективность в понимании ребенком времени своей жизни. Если первоначально ребенок представляет, что течение его жизни зависит от его желаний, от его настоящего, то затем он постепенно начинает понимать неотвратимость течения человеческой жизни. Все большее влияние на способность ребенка осознавать себя во времени оказывает когнитивная сфера. Осознание ребенком себя во времени есть процесс, производный от усвоения временных представлений, формирования «концепции времени», развития рефлексии, способности к планированию.
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М, 1968
2. Ватилова И.В. Осознание себя во времени детьми дошкольного
возраста// в сб.«Особенности развития личности ребенка, лишенного
родительского попечительства». М: 1989
3. Возрастные особенности психического развития детей /под ред. И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной –М., 1982
4. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. Киев: Наукова думка, 1984
5. Ермолова Т.В., Колмогорцева И.С. Временной аспект образа себя у старших дошкольников// Вопр. психол.,1995,№2
6. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. – СПб. Союз, 1997
7. Захаров А.И. Ребенок до рождения. СПб. Союз, 1998
8. Изучение личностного развития детей 5-7 лет /сост. Носкова Н.В. – Барнаул,1995
9. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М., 1978
10. Мухина В.С. Возрастная психология. М., 1997
11. Мухина В.С. Психология дошкольника. М.,1975
12. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе. М., 1990
13. Мухина В.С. Дети детских домов и школ – интернатов о себе (ретроспективная рефлексия, обращенность в настоящее и будущее) / в сб. «Особенности развития личности ребенка, лишенного родительского попечительства» - М., 1989
14. Некрасова Е.В. О некоторых особенностях временного аспекта самосознания в раннем юношеском возрасте в зависимости от условий воспитания / в сб. «Особенности развития личности у ребенка, лишенного родительского попечительства», М., 1989
15. Некрасова Е.В. К вопросу психологического времени личности и ее саморегуляции / в сб. «Проблемы формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности» М.,1986
16. Некрасова Е.В. Время как предмет психологического исследования. БГПУ, 2000
17. Носкова Н.В. особенности психологического времени в структуре самосознания детей из разных социальных групп /в сб. «Социальная работа в сельских регионах и образование в области социальной работы». Барнаул, 1997
18. Общение детей в детском саду и семье. М., 1990
19. Плотниекс И. Психология в семье. М., 1991
20. Развитие личности ребенка. М.,1987
21. Рассел Б. История западной философии. В 2-х т. Изд-во Новосибирского университета, 1994
22. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. М., 1991
23. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. В 2-х т.:Апрель-пресс, 1999
24. Сколько Вам лет? Линии жизни глазами психолога /под ред. А.А. Кроника.-М.,1993
25. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. – Барнаул, 1995
26. Ясперс К. Общая психопатология. М., 1997
психология образования
Тема: | «Особенности психологического времени в структуре самосознания детей 5 – 7 лет» | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 47 | |
Цена: | 500 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика