Курсовая работа
«Методы психической подготовки к действиям в чрезвычайной ситуации»
- 35 страниц
Содержание 2
Введение 3
Глава 1. Психологическая подготовка к действиям в чрезвычайных ситуациях 6
1.1. Понятие и содержание психологической подготовки к действиям в чрезвычайных ситуациях 6
п.1.1.1. Понятие и задачи психологической подготовки 6
п.1.1.2. Этапы и направления выработки психологической готовности к действиям в зоне чрезвычайной ситуации 8
п.1.1.3. Содержание психологической готовности к действиям в зоне чрезвычайной ситуации 11
1.2. Психологическая подготовка к профессиональным действиям при чрезвычайных ситуациях и методы её осуществления 16
п.1.2.1. Общая психологическая подготовка 16
п.1.2.2. Специальная психологическая подготовка 18
п.1.2.3. Методы психологической подготовки спасателей к действиям в чрезвычайных ситуациях. 20
1.3. Пути и методы работы по психологической подготовке и поддержке личного состава 24
П.1.3.1 Методы работы по психологической подготовке и поддержке личного состава: 24
п.1.3.2. Профессионально-психологическая подготовка личного состава 25
Выводы по главе. 29
Заключение 31
Список использованной литературы 32
Обучение и психологическая подготовка персонала, руководителей и должностных лиц, уполномоченных решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций проводится в рамках единой государственной системы подготовки в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций в соответствии с требованиями Федеральных законов от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановлений Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны» и от 04.09.2003 № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Значительная педагогическая значимость поставленной проблемы, ее недостаточная теоретическая разработанность в психологической литературе, потребность подразделений МЧС России в практических рекомендациях по использованию эффективных психологических технологий при подготовке к работе в условиях чрезвычайных ситуаций обусловили выбор темы исследования, определили цель, объект и предмет исследования.
Цель исследования - выявление особенностей психологической адаптации в чрезвычайной ситуации и условий повышения эффективности действий подразделений, служб МЧС, а также граждан России в условиях ЧС на основе совершенствования психологической подготовки.
Объектом исследования явился процесс .
Предмет исследования - методы .
Задачи :
1. Раскрыть понятие и содержание психологической подготовки к действиям в чрезвычайной ситуации.
2. Рассмотреть особенности психологической подготовки к действиям при чрезвычайных ситуациях и методы её осуществления.
3. Уточнить пути и методы работы по психологической подготовке и поддержке, механизмы адаптации в чрезвычайной ситуации.
Методы : методы теоретического анализа.
Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.
Психологическая подготовка - процесс целенаправленного формирования у сотрудников МЧС психологической устойчивости и подготовки их к успешным действиям в экстремальных условиях .
Задачи психологической подготовки заключаются в том, чтобы:
- повысить психологическую устойчивость сотрудников МЧС к действию экстремальных факторов и их сочетаний в чрезвычайных ситуациях;
- развивать у сотрудников психологические качества, сформировать у них особые характеристики навыков и умений, способствующих высокоэффективному выполнению всех профессиональных действий в любых сложных и опасных условиях. Обученный спасатель не потеряет несколько часов на психологическую адаптацию к экстремальным условиям .
Факторы напряженности могут вызывать в чувственной, познавательной и поведенческой сферах личности полярные изменения - положительные и отрицательные.
К положительным мобилизующим изменениям относятся:
- снижение порогов ощущений, ускорение чувствительных и двигательных реакций.
Сотрудник проявляет способность к более точной оценке раздражителей, быстро реагирует на все изменения условий окружающей обстановки;
- понижение утомляемости, исчезновение или притупления чувства усталости. У сотрудника повышается выносливость и работоспособность, проявляется неприхотливость в дискомфортных ситуативных условиях;
- повышение готовности к решительным и смелым действиям. Проявляются волевые качества, этап принятия решения сокращается, прогнозирование развития ситуации оптимально сочетается со здравым риском;
- активизация деловых мотивов, чувства долга. У сотрудника возникает деловое возбуждение, в структуре мотивов поведения приоритет принадлежит социально значимым профессиональным мотивам, конечная и промежуточная цели деятельности определяются отчетливо и однозначно;
- доминирование положительного эмоционального фонда профессиональной деятельности. Решение профессиональной задачи сопровождается возникновением и поддержанием азарта, переживанием удовольствия и радости при каждом успешном действии. Наблюдается обострение чувства социальной справедливости;
- активизация познавательной деятельности. Сотрудник проявляет остроту восприятия, активно включается резервы оперативной и долговременной памяти. Актуализируются творческие способности, мышление характеризуется динамичностью, гибкостью, активным и успешным поиском нестандартных решений. Широко применяется интуитивное познание;
- проявление интереса, энтузиазма. В решении профессиональных задач сотрудником мобилизуются его психологические возможности и специальные способности.
Психотравмирующие факторы высокой интенсивности приводят к отрицательным последствиям в личностной сфере и в поведении:
- появления чувства слабости, усталости, крайней изнуренности. Удлиняется время реакции, ослабляется чувствительность нервной системы, ухудшается восприятие;
- обострение чувства самосохранения. У сотрудника гипертрофируется чувство страха, боязнь за дело и за себя, сто приводит к возникновению неуверенности в возможности успешного решения профессиональных задач;
- возникновение острой борьбы мотивов гражданского и служебного долга и личной безопасности;
- дезорганизация познавательной деятельности, проявляющаяся в непонимании происходящего, неадекватной оценке ситуации и принятии неправильных решений;
- появление ошибок в исполнительной системе вплоть до разрушения выработанных навыков и умений;
- утрата волевого контроля за поведением, проявляющаяся в беспокойстве, неуверенности, тревожности, истерических реакциях, панических действий, крайней заторможенности психики;
- крайне напряженные ситуации способны вызвать острые психозы ;
Указанные негативные последствия действия психотравмирующих ситуаций значительно нейтрализуются у психологически подготовленного сотрудника МЧС.
Психологическая готовность к действиям в ЧС это способность личного состава профессионально выполнить аварийно-спасательные работы на высоком морально-психологическом уровне в любых условиях.
Основой психологической подготовки сотрудника МЧС, является сознательное отношение личного состава к тем испытаниям, с которыми он столкнется при проведении аварийно-спасательных работ, понимание важности и необходимости проведения этих мероприятий, знания поражающих факторов различных чрезвычайных ситуаций, обладания навыками их нейтрализации, подавления в целях спасения пострадавших людей и материальных ценностей объектов экономики.
Подготовленность специалистов и населения к действиям в ЧС существенно снижает людские, а нередко и материальные потери. Даже само по себе информирование специалистов, населения, работников предприятий о психогенном воздействии ЧС и об особенностях поведения людей при катастрофе существенно снижает силу психотравмирующего воздействия различного рода катастрофических явлений.
Обеспечение профессионально - психологической безопасности спасателя, т.е. уменьшение до возможного предела действия психотравмирующих факторов, связанных со службой, и нейтрализация их последствий – проблема комплексная. В ее решении свою роль должны сыграть службы по работе с личным составом, медики, практические психологи. Немалая роль, однако, принадлежит и самому спасателю, его грамотным личным действиям в этом направлении. Известно, что лучше поддаться стрессу, чем потом преодолевать его последствия. В критической ситуации нередко элементарные приемы психологической самозащиты крайне необходимы.
1. Федеральный Закон РФ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21.12.1994 г.
2. Федеральный закон РФ "Об аварийно - спасательных службах и статусе спасателей" от 22.08.1995г.
3. Федеральный закон РФ "О гражданской обороне" от 12.02.1998г.
4. Постановление Правительства РФ от 28.07.1992г. № 528. О создании Российской системы предупреждения и действий в ЧС.
5. Постановление Правительства РФ от 5.11.1995 г. № 1113. "Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".
6. Антунин А.Т. Формирования гражданской обороны в борьбе со стихийными бедствиями. М.: «Стройиздат». 1978 г. стр.15-19.
7. Багдыков, Г. Энциклопедия резервных возможностей человека. Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс» / Г. Багдыков, 2006.С - 416.
8. Березин Ф.Б. «Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - М.,1988 г.
9. Большой психологический словарь/ Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. - Спб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.
10. Волович, В.Г. Человек в экстремальных условиях природной среды / В.Г. Волович, М. Мысль, 2003.С - 223.
11. Галанин, Ю. Новые горизонты в преподавании ОБЖ //Основы безопасности жизни / Ю. Галанин, 2000.- № 12. С. 45-46.
12. Кипор Г.В. «Проблемы психофизиологии лиц, принимающих решения» \\Медицина катастроф. - 1998 г. № 3-4
13. Мошкин, В. Ситуации реального риска // В. Мошкин. Основы безопасности жизнедеятельности.- 2000.- № 3.- С. 21-23.
14. Назарова, Т., Шаповаленко В. От экстремальных педагогических технологий к традиционной практике // Педагогика.- 2005.- № 5.- С. 23-29.
15. Новикова, Л.И. Воспитание как педагогическая категория // Л.П. Новикова, Педагогика.- 2008.- № 6.- С. 28-35.
16. Осипов, В. Природные опасности и риски на пороге ХХ1 века // В. Осипов, Основы безопасности жизнедеятельности- 2006.- № 11.- С. 2-7.
17. Павлова, Н.В., Тувельман А.Е., Скегина Н.Г. Интеграция тем программы «Здоровье» в предметы учебного плана //Школа здоровья.- 2001.- № 3.- С. 35-51.
18. Платонов К. И. Слово как физиологический и лечебный фактор. 3-е изд., дополн. и изм. - М.: Медгиз, 1962
19. Родионов, А.В., Ступницкая М.А., Кардашина О.В. Элементы тренингов, уроков и студий в профилактических занятиях по программе «Здоровье» //Школа здоровья.- 2000.- № 4.- с. 28-36.
20. Сапронов, В. Безопасность жизнедеятельности и будущее человечества // В. Сапронов, Основы безопасности жизни.- 2009.- № 1.- С. 4-8.
21. Смирнов Б. А., Долгополова Е. В. Психология деятельности в экстремальных ситуациях. - Х.: Гуманитарный центр, 2007.
22. Типовые режимы работы спасателей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденные МЧС России. Журнал «Гражданская защита» № 12-1996г., с. 69-73
23. Фролов В. Психологическая готовность к опасности. Гражданская защита № 3 – 1999 г. стр. 32.
24. Черепанова Е.М. Психология стресса. М.: «Академия» 1996 г.
25. Чеурин Г.С. Самоспасение без снаряжения. М.: «Русский журнал». 2000 г.
26. Шойгу С.К., Воробьев Ю.Л., Владимиров В.Д. "Катастрофы и государства". Энергоатомиздат. М. 1997 г.
Тема: | «Методы психической подготовки к действиям в чрезвычайной ситуации» | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 35 | |
Цена: | 500 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Профилактика террористических актов в образовательных учереждениях
Контрольная работа:
Чрезвычайные ситуации. Классификация, причины возникновения, способы предотвращения и уменьшения ущерба
Контрольная работа:
Инновационные формы подготовки детей к школе
Дипломная работа:
Психологическая готовность сотрудников силовых структур к профессиональной деятельности (на примере ОПР ФГКУ
Дипломная работа:
Подготовка к чтению в рамках огэ по немецкому языку на основе использования интернет-ресурсов