Реферат

«Философия Г. В. Ф. Гегеля»

  • 24 страниц
Содержание

Введение

1. Исходные посылки построения

1.1 Методологический аспект

1.2Телеология

1.3Синтез

2. Философия Г. В. Ф. Гегеля

2.1 Философия культуры

2.2 Философия культуры

2.3 Философия духа

2.4 Философия религии Г.В.Ф. Гегеля

Список литературы

Введение

Философия - сфера смыслов, с одной стороны, и наука об истине с дру-гой. Поэтому можно было бы сказать, что философия истории должна отве-чать на вопрос о смысле истории, смысле существования народов и чело-вечества в целом и давать ответ на вопрос о том, что такое история. Уже в такой общей формулировке можно разглядеть разницу в подходах к объяс-нению истории. Эту разницу можно определить как различие в исходных посылках дальнейших рассуждений. Первый подход сугубо телеологичен: смысл есть предельная цель существования, - в этом случае философия истории отвечает на вопрос "зачем?", неявно полагая историю как дан-ность, требующую осмысления. Второй подход требует раскрытия сущно-сти истории, и вопрос об осмысленности исторического процесса может в принципе не ставиться, - здесь требуется глубокая проработка концепту-ального каркаса - понятий, которые в дальнейшем используются для по-строения объяснительных схем. Принципиально можно выявить два спосо-ба объяснения: первый - телеологический (через цели), второй - каузаль-ный (через причины).

Если говорить о философии истории Георга Вильгельма Фридриха Ге-геля, то своеобразие его подхода к объяснению исторического процесса за-ключается в сочетании обоих способов. Это сочетание стало возможным благодаря его диалектике (знаменитое построение суждений по типу "тезис - антитезис - синтезис"), включающей противоречие как элемент языка ло-гики. Подобная "поправка" позволила "замкнуть" логику (в смысле ее полно-ты) и добиться известной целостности построений. Как следствие, всякое понятие у Гегеля на протяжении одной работы может многократно менять свое значение (оно постоянно "уточняется", "отрицая" предшествующие дефиниции). Кроме того, Гегель строит философскую систему. Последнее означает, что рассмотрение какого-либо отдельного аспекта системы не-возможно без контекста построений (т. е. без знания большей части работ Гегеля); первое же говорит нам о ненадежности цитатного (ссылочного) ме-тода обоснования мнения автора.

Фрагмент работы

2.3 Философия духа

Как переход от логической идеи в природу, так и возвращение из при-роды к духу совершается тогда, когда понятие пройдет полный круг своего развития и сможет взглянуть на себя со стороны. Если движение понятия в природу означало погружение идеи в чуждую ему стихию внешнего природ-ного бытия, то по выходе из природы дух как бы вновь просыпается для своей естественной духовной жизни и приступает к осуществлению себя в свободном развитии как духа. «Как субстанцией материи является тяжесть, так . субстанцией, сущностью духа является свобода». Конечная цель ду-ха - достижение полноты своей свободы, что достигается им путем разви-тия через формы субъективного, объективного и абсолютного духа.

Субъективный дух, который изучают антропология, феноменология ду-ха и психология, - это индивидуальный дух личности, развивающий себя к все большей свободе и независимости от окружающего, наличного бытия. Залог успешности этого движения в том, что «переход природы к духу не есть переход к чему-то, безусловно, другому, но только возвращение к са-мому себе того самого духа, который в природе является сущим вне себя».

Душа как предмет антропологии рассматривается как природный, свя-занный с внешним телесным бытием и потому абстрактный дух, цель кото-рого в том, чтобы освободиться от этой природности и абстрактности путем воспитания. «Дух не происходит из природы естественным путем», даже прямохождение человека есть результат «привычки воли к стоячему поло-жению».

Случайное и индивидуальное в человеке не является для Гегеля наи-более ценным, он считает, что имеет нравственное значение только все-общее и «чем образованнее человек, тем меньше выступает в его поведе-нии нечто только ему свойственное и именно потому случайное».

Юноша считает, что именно он призван изменить мир и осуществить свои идеалы, тогда как зрелый мужчина признает условия этого мира и вы-нужден признать, что «мир существует самостоятельно и в основном закон-чен». Он должен влиться в общую работу человечества, поскольку «посту-пательное движение мира происходит только благодаря деятельности ог-ромных масс».

Пройдя через феноменологию духа в кратком виде, которая на этот раз имеет своим предметом не являющийся дух в полном объеме, а лишь дух как явление (сознание) или дух на ступени рефлексии как отношения к са-мому себе, раздел субъективный дух заканчивается психологией - учением о духе как тотальности: «принцип свободного духа состоит в том, чтобы су-щее сознания полагать как душевное, и, наоборот, душевное превращать в объективное».

Конечность и ограниченность субъективного духа преодолеваются им благодаря его развертыванию в сфере объективного духа или общества. Учение об обществе преимущественно изложено в гегелевской философии права, поскольку для Гегеля в соответствии с представлениями его эпохи именно политико-правовые аспекты оказываются определяющими в жизни общества.

2.4 Философия религии Г. В. Ф. Гегеля

Г. В. Ф. Гегель (1770-1831) - создатель одной из самых грандиозных фи-лософских систем - обратился к религии как к предмету рассмотрения и, по его словам, счел необходимым “присовокупить это рассмотрение в качест-ве отдельной части к философии в целом”. Чтобы понять гегелевскую трак-товку религии, необходимо ознакомиться с главными принципами его “фи-лософии в целом”.

Субстанцию всего сущего, по Гегелю, составляет мышление, преодо-левшее односторонность субъективного и объективного. Оно есть субстан-ция не только внешних вещей, но и всего духовного, составляет всеобщее во всех представлениях, воспоминаниях, в хотении, желании, чувствовании и т. д. - все они представляют собой “спецификации мышления”.

Гегель пишет: “Если мы рассматриваем мышление как подлинно все-общее всего природного и также всего духовного, то оно выходит за преде-лы всех их и составляет основание всего”.

От этого понимания мышления в его “объективном значении” Гегель отличает мышление “в субъективном смысле” - мышление человека, по-скольку для него существует всеобщее. Мышление в “объективном значе-нии”, “объективная мысль” представляют собой “разум” в мире, который “пребывает в нем, есть его имманентная сущность, его подлиннейшая внутренняя природа, его всеобщее”.

В стихии чистого мышления мысль в своей завершенной всеобщности предстает как абсолютное, или абсолютная идея. Такое воззрение Гегель именует “абсолютным идеализмом”. В гносеологическом аспекте абсолют-ная идея истолковывается как абсолютная и полная истина, мыслящая са-мое себя идея, а истина понимается в качестве диалектического процесса развития знаний.

Со стороны формы абсолютная истина выступает в виде метода, при-чем метод считается внутренне присущим содержанию. Этот метод Гегель называет диалектикой. Гегелевский диалектический метод включает ряд моментов: начало, поступательное движение, становление, снятие, разде-ление идеи, единство противоположностей, единство аналитического и син-тетического, восхождение от абстрактного к конкретному и т. д. Обратим, например, внимание на трактовку Гегелем категории “снятие”. Это понятие имеет двойной смысл: означает сохранить, удержать и в то же время пре-кратить, положить конец. Таким образом, снятое есть в то же время и со-храненное, которое лишь потеряло свою непосредственность, но от этого не уничтожено. Если что-то отрицается другим и в то же время сохраняет-ся, то возникающее новое предстает на более высоком уровне. Снятию подлежит каждая ступень движения и каждый момент разделейности, бла-годаря снятию возможно поступательное движение.

Существенную роль в философии Гегеля играет категория отчуждения. С его точки зрения, отчуждение - это, прежде всего овнешнение, переход самосознания в инобытие, в предметность, в вещность. Дух в процессе своей деятельности отчуждает себя от самого себя в инобытие, он отпуска-ет себя в чуждую ему среду - в природу и историю. Но затем дух познает себя в своем другом: познание того, что овнешнение и предметность поло-жены самосознанием, трактуется как их возвращение в него, в ходе чего самосознание постигает, что в своем инобытии оно находится “при себе”. Этот процесс самопознания представляет собой снятие отчуждения. Прой-дя ряд ступеней, дух в форме абсолютного знания получает соответствую-щее себе бытие.

Характерно, что Гегель включает в число овнешненных форм самосоз-нания продукты человеческого труда и социально-политические институты, прежде всего государство и богатство (собственность). Важным аспектом понимания отчуждения является полагание чего-то в качестве предмета. Субъект познает объект как свое другое, тем самым объект возвращается в субъект. Осуществляется опредмечивание и распредмечивание духа, отчу-ждение и снятие этого отчуждения.

Гегель разделяет философскую науку на три части:

1. Логика - Наука об идее в себе и для себя.

2. Философия природы как наука об идее в ее инобытии.

3. Философия духа как идея, возвращающаяся в самое себя из своего инобытия.

Подчеркивается, что различия между отдельными философскими нау-ками суть лишь определения самой идеи. Логика представляет собой цар-ство чистой мысли, идея здесь движется в абстрактной стихии мышления. В природе мы не познаем ничего другого, кроме идеи, но идея существует здесь в форме овнешнения, внешнего обнаружения. В духе эта же самая идея есть сущая для себя и становящаяся в себе и для себя. Идея текуча, поэтому отдельная наука есть одновременно и познание своего предмета, и познание в собственном содержании перехода в свой более высокий круг. Абсолютная идея раскрывается в виде системы категорий, начиная от са-мых общих и бедных и кончая конкретными.

Логика содержит учение о бытии (качество, количество, мера), о сущно-сти (сущности как основании существования, явлении, действительности), о понятии (субъективном понятии, объекте, идее). Философия природы вклю-чает механику (где идет речь о пространстве, времени, материи, движении и т. д.), физику (о свете, стихиях, звуке, теплоте, электричестве, химических процессах), органическую физику (о геологической и растительной природе, о животном организме).

Философия духа исследует субъективный, объективный и абсолютный дух. Ее первый отдел - учение о субъективном духе - рассматривает инди-видуальные духовные образования и включает антропологию (концепцию души), феноменологию (истолкование сознания - чувственного сознания, восприятия, рассудка; самосознания; разума), психологию - осмысление личности (теоретический дух или интеллект - созерцание, представление, воспоминание, воображение, память, мышление; практический дух или во-ля - практическое чувство, влечение, счастье; свободный дух, в котором во-ля достигает свободы).

Второй отдел философии духа посвящен рассмотрению объективного духа общественной жизни и человеческой истории. Объективный дух - это нечто, стоящее над жизнью отдельных людей и проявляющееся через их различные связи и отношения. Он проходит в своем развитии три ступени: абстрактное право (собственность, договор, неправо), моральность (умы-сел и вина, намерение и благо, добро и зло), нравственность (семья, граж-данское общество, государство). Через ступени внутреннего и внешнего го-сударственного права объективный дух достигает стадии всемирной исто-рии. Абстрактное право, моральность и нравственность входят в предмет “Философии права”, всемирная история анализируется в “Философии исто-рии”.

Третий отдел философии духа имеет предметом абсолютный дух и яв-ляется завершением гегелевской системы в целом. Субъективный и объек-тивный дух обнаруживаются в человеческих индивидах, в обществах, наро-дах, поэтому конечны и ограничены. Абсолютный дух делает себя своим предметом и выражает для себя свою сущность, он свободен и истинно бесконечный. Формами абсолютного духа являются искусство, религия, философия. Искусство - это “конкретное созерцание и представление в се-бе абсолютного духа как идеала”, “форма красоты”, порожденная “субъек-тивным духом, в которой природная непосредственность есть только знак идеи”.

Данная форма абсолютного духа является предметом философии ис-кусства (эстетики). Религия - это та форма абсолютного духа, в которой он выступает как представляющий себя; она осмысливается в философии ре-лигии. Наконец, философия представляет собой дух, мыслящий свою сущ-ность в понятиях и познающий ее, она есть синтез и раскрытие истин, со-держащихся в искусстве и религии. Философия определяется Гегелем как познание содержания и необходимости обеих форм - искусства и религии и в то же время как познание необходимости вхождения в себя, затем субъ-ективного движения вовне.

Заключение

Занимаясь философским исследованием разума, мы исследуем "по-знание; однако мы не пытаемся сделать это предварительно, вне нашего предмета, но познание разума и есть тот предмет, которым мы занимаем-ся. и отношение конечного духа, конечного разума к божественному соз-дает себя внутри самой философии религии и должно быть рассмотрено в ней.”.

Список литературы

1. / Керимов Д. А. История философии права.– СПб., Санкт-Петербургский университет МВД России, 1998. с. 237;

2. Ильин И. А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. СПб., 1994.

3. Яблоков И. Н. Религиоведение. Учебное пособие и Учебный словарь-минимум по религиоведению. М.: Гардарики, 2000. – 536 с.

4. Яблокова И. Н. Религиоведение. Учебник, пособие

5. Кохановский В., Яковлев В. История философии

6. Философия культуры. Становление и развитие. С.-Пб.: Лань, 1998

Покупка готовой работы
Тема: «Философия Г. В. Ф. Гегеля»
Раздел: Философия
Тип: Реферат
Страниц: 24
Цена: 850 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика


Возможно Вас заинтересует