Реферат

«Политическая доктрина Блаженного Августина»

  • 18 страниц
Содержание

Введение

1. Биография Августина Блаженного

2. Политические учения средневековья

3. Философия Августина Блаженного. Учение о бытии Августина Блаженного

4. Зарождение теократических доктрин. Августин Блаженный Заключение

Список литературы

Введение

Рабовладельческий способ производства достигает высшей ступени своего развития в римском обществе. Начиная с III в. до н. э. образование крупных поместий (латифундий), основанных на эксплуатации рабского труда, потребовало массового притока рабов, расширения государственной территории и проведения завоевательской политики. За исторически корот-кий срок Рим превратился из государства-полиса с республиканским прав-лением в крупнейшую рабовладельческую империю. Организация империи была завершена в I в. до н. э.

Одновременно с утверждением и развитием рабовладельческого строя в римском обществе вызревали противоречия, обострявшиеся в периоды гражданских войн и массовых выступлений рабов (восстание под руково-дством Спартака 74-71 гг. до н. э. и др.).

С конца II в. н. э. римское общество вступает в состояние кризиса, вы-званного противоречиями между потребностями развивающегося произ-водства и невозможностью обеспечить постоянное увеличение численности рабов. Некогда могущественное римское государство распадается на За-падную империю и Восточную империю, получившую позднее название Ви-зантии. В V в. территория Италии была завоевана германскими племенами, и Западная Римская империя прекратила свое существование.

Политико-правовые учения Древнего Рима имели много общего с поли-тико-правовыми учениями античной Греции. Сходство политической мысли древних греков и римлян определялось не только тем, что идеологические концепции в этих странах формировались на основе однотипных социаль-но-экономических отношений, но и глубокой преемственностью в развитии их культуры. Древний Рим, долгое время остававшийся на периферии Ан-тичного мира, вынужден был подтягиваться до уровня передовых полисов Греции, перенимать ее культуру. Завоевание Римом греческих полисов по-ложило начало эллинизации римского общества, т. е. широкому распро-странению греческой культуры среди римлян. В эпоху империи эти процес-сы переплетались с процессами взаимовлияния греческих, восточных и собственно римских культурных традиций.

Политико-правовые учения в Древнем Риме формировались на основе философских направлений, которые были перенесены из Греции. В своих наставлениях по философии римские мыслители обычно воспроизводили греческие учения, изменяя и приспосабливая их применительно к римским условиям. При разработке политических концепций римские авторы опира-лись на заимствованные из греческих источников представления о формах государства, о соотношении закона и справедливости, о естественном пра-ве и др.

Новизна и оригинальность политических воззрений римских мыслите-лей заключались в том, что ими были выдвинуты идеи, соответствующие отношениям зрелого рабовладельческого общества. Можно выделить два круга идеологических представлений, в которых наиболее ярко проявилось своеобразие римской политико-правовой мысли.

К первому из них следует отнести изменения в политической теории, обусловленные развитием отношений частной собственности и рабства. Возникновение крупной земельной собственности и концентрация богатст-ва, сопровождавшаяся углублением социальных конфликтов, поставили господствующие классы перед необходимостью усилить правовую защиту имущественных отношений. Осознание этой потребности вызывало у них повышенный интерес к правовым средствам закрепления своего господ-ства, порождало представления о том, что государство служит для защиты имущества и держится на согласии граждан относительно права. В произ-ведениях сторонников рабовладельческой знати общим местом становятся определения раба как вещи, как "говорящего орудия" и т. п.

Результатом практической деятельности юристов по толкованию зако-нов явилось обособление юриспруденции в самостоятельную отрасль зна-ний. Со временем она приобретает статус источника права. В трудах рим-ских юристов получают детальное обоснование институты и нормы дейст-вующего права, в том числе правовой статус свободных и рабов, классифи-кация имущественных сделок, содержание права собственности и порядок наследования.

Ко второму кругу следует отнести изменения в политической теории, отражавшие перестройку государственного механизма в эпоху империи, ко-гда республиканская форма правления была заменена промонархическим режимом. Правящая верхушка отказалась в этот период от политических идеалов, которым следовала полисная аристократия. Для официальной идеологии Римской империи характерны идеи космополитизма, мирового владычества римлян, а также концепции неограниченной императорской власти и государственный культ правящего императора.

Значительное влияние на идеологию римского общества оказала фи-лософия стоиков. Ее последователи (Сенека, Марк Аврелий) рассуждали о "духовном равенстве" всех людей, включая господ и рабов, их бессилии из-менить судьбу, о необходимости подчиниться мировому закону. Мистиче-ские стороны и пессимизм учения стоиков усиливались с нарастанием кри-зиса рабовладельческого строя.

Многие идеи стоицизма были восприняты христианством – идейным течением, зародившимся среди социальных низов Римской империи. На протяжении II-III вв. христианская религия постепенно утратила свой перво-начальный бунтарский дух, а в IV в. была возведена в ранг официальной идеологии римского государства.

Фрагмент работы

Политическая мысль средневековья представлена, прежде всего, име-нами Августина Блаженного и Фомы Аквинского, сыгравшими важнейшую роль в обосновании христианской политической концепции. Хотя и раньше влияние богословия на политическую мысль было достаточно велико, тем не менее, именно период средневековья отличается засильем религиозных концепций общественной жизни. Политическая мысль развивалась как одна из отраслей богословия (теологии). Важнейшей ее чертой было признание превосходства, примата церкви над государством, поскольку именно цер-ковь, а не государство, с точки зрения теологов, воплощает подлинное бо-жественное начало. Отсюда и ведущая, сквозная политическая идея о не-обходимости подчинения политической власти, власти церковной. “Нет власти не от бога, существующие же власти от бога установлены” - этот библейский тезис лежал в основе политической мысли средневековья.

Христианство внедрило в жизнь взгляды, согласно которым долг чело-века перед Богом важнее долга человека перед государством. Кстати, пре-восходство религиозного долга над политическим в известной степени про-должает сохраняться в Западной Европе и в настоящее время.

В средние века конфликт между долгом по отношению к Богу и долгом по отношению к государству принял форму конфликта между церковью и светскими правителями (королями). Церковь в тот период сочетает в своем лице преемственность прошлого и все цивилизованное в настоящем. В ко-нечном счете, все соглашались с тем, что всякая власть исходит от Бога.

В эпоху Возрождения традиционные моральные ограничения исчезают. Освобождение от пут пробудило в людях энергию и творчество, привело к редкому в человеческой истории расцвету гения и одновременно анархии и политическому беспорядку, которая неизбежно следует за упадком морали. Политический беспорядок отчетливо отражен в “Государе” Н. Макиавелли: при отсутствии ведущего принципа или основной идеи политика становится неприкрытой борьбой за власть и Макиавелли “учит”, как успешнее вести такую “игру”.

Августин Блаженный (354-430 гг.) – виднейший представитель христи-анской политической мысли - внес особенно большой вклад в учение о раз-делении власти на светскую и духовную, государственную и церковную и их взаимодействии.

Так, он решительно противопоставлял два государства: “Град Божий” - церковь, где царит мир, покой, единство, право и справедливость, “Граду земному” - созданному людьми государству, которое рассматривалось как царство дьявола, мир греховности, человека. Признавая церковную власть высшей властью, Августин в то же время выступал за самостоятельность, независимость каждой из властей, невмешательство их в дела друг друга. Это не исключало их взаимодействия, особенно в плане взаимной под-держки: государство защищает церковь от ее врагов, а церковь воспитыва-ет всех в духе подчинения государству и закону. Совершенствование госу-дарственной власти, по Августину, возможно лишь под воздействием хри-стианской морали.

Идеалом “земного града” является для Августина “христианское госу-дарство”, где все любят общее благо, а высшим благом выступает Бог.

История, по Августину, подчиняется божественному провидению и пре-допределена им.

Бог так создал человека, что его стремление к объединению сначала выражается в создании семьи, а затем в образовании государства. Власть не личная собственность, а средство обеспечения мира и справедливости в отношениях между правителями и подданными. В отличие от древних гре-ков, он не придавал столь большого значения проблеме форм правления, считая, что главное при любой форме - верность религии и принципу спра-ведливости.

В рамках позднего средневековья появлялись и все более усиливались концепции освобождения государства от подчинения церкви и ограничения власти короля сословным представительством. Было поставлено под во-прос право церкви на верховенство ее власти, поскольку власть короля стала рассматриваться как власть, полученная непосредственно от Бога, а не от папы римского.

Большое значение имели здесь принятие в Англии Великой хартии вольностей (1215 г.), впервые провозгласившей за частью общества (баро-нами и рыцарями) определенные права и свободы, и создание английского парламента в XIII в.

Возрождение и Реформация – самые крупные и значительные события позднего западноевропейского средневековья. Идеологи этого периода не просто черпали свои представления о государстве, праве, политике и зако-не из сокровищницы духовной культуры античности. Демонстративно об-ращаясь к античности, они выражали неприятие, отрицание политико-юридических порядков и доктрин католической церкви, господствовавших в Европе в средние века.

Заключение

Политико-правовая идеология Древнего Рима, складывавшаяся под сильным влиянием идей греческих мыслителей, разработала ряд своеоб-разных конструкций, оставивших заметный след в истории политических и правовых учений. Среди них – знаменитое определение государства ("дело народа"), данное Цицероном, а также его идея о праве (законе) как связи, основе общества.

Значительное влияние на обособление теории права от философии оказали логико-правовые конструкции римских юристов, разработка ими догмы права.

Проблема преодоления политического отчуждения в политико-правовой идеологии Древнего Рима выражена слабо. Терминологически она намечена определением государства как "дела народного", теоретиче-ски – оправданием системы сдержек и противовесов, предупреждающих вырождение республики в тиранию. Цицерон определял право как связь общества (народа), но в его понимании оно распространялось лишь на сво-бодных; кроме того, он утверждал, что при грохоте оружия (в период войны) умолкают законы.

Совершенно исключительное значение в истории общественно-политической мысли принадлежит христианству.

Сложность самого процесса становления новой мировой религии, от-ражение этой сложности в христианском каноне (Новый завет) обусловили и долговременное господство христианства в Европе, и возможность ис-пользования его в средние века в прямо противоположных целях: от аполо-гии рабства (Августин) и крепостничества (Фома Аквинский) до обоснования демократически-революционных (табориты) и коммунистических (Томас Мюнцер) программ.

Список литературы

1. Философский энциклопедический словарь. 2010;

2. / О. Э. Лейст. История правовых и политических учений. – М.: Юридическая литература, 1997;

3. А. Ф. Замалеев, И. Д. Осипов Русская политология. Обзор основных направлений. – СПб., 1994;

4. История политических учений и современность: Лекции по политологии. – М.,1992;

5. / В. С. Нерсесянц. История политических и правовых учений. – М. 2003.

Покупка готовой работы
Тема: «Политическая доктрина Блаженного Августина»
Раздел: Философия
Тип: Реферат
Страниц: 18
Цена: 650 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика