Контрольная работа
«Философия 4.»
- 20 страниц
1. За что Аристотель критиковал философию Платона?
2. Что собой представлял спор об универсалиях в средневековой философии?
3. Проанализируйте данный отрывок из работы Дж.Беркли и объясните, к какому философскому направлению в онтологии отно-сится выраженное в нем понимание существования?
«Я говорю: стол, на котором я пишу, существует, – это значит, что я вижу и осязаю его. …Здесь был запах – это значит, я его обонял; был звук, – значит, его слышали; были цвет или фигура – значит, они были восприняты зрением или осязанием. …Их (вещей) esse est percipi (су-ществовать – значит быть воспринимаемым), и невозможно, чтобы они имели какое-либо существование вне духов или воспринимающих их мыслящих вещей» (т.е. человеческих индивидов).
4. Каковы сильные и слабые стороны диалектики Г.В.Ф.Гегеля?
5. Как позитивизм XIX века рассматривал вопрос о соотношении философии и частных (позитивных) наук?
6. В чем один из основателей немецкой философской антропо-логии ХХ века М.Шелер усматривал отличие человека от живот-ных?
7. Почему онтологию Вл. Соловьева называют софиологиче-ской?
Список использованной литературы
Аристотель (384-322 г. до н.э.) родился в г. Стагире. Он происходит из старинной семьи врачей. Около 20 лет он провел в академии, руководимой Платоном. После этого несколько лет он был воспитателем легендарного Александра Македонского. С 335 года возглавил созданную им в Афинах философскую школу (Ликей).
Аристотель подверг критике положения учения своего учителя о неза-висимости понятий от вещей по бытию.
Выражение проблема универсалий используется для обозначения сред-невековых споров вокруг вопроса о том, существует ли объективное содер-жание у общих понятий, universalia, или нет, и если существует, то в какой форме. Основные моменты этих споров присутствовали и в дискуссии плато-низма и аристотелизма и сегодня являются столь же актуальными, как и раньше.
Обычно при анализе этой полемики используются термины универса-лия (лат. мн. число - universalia, ед. число - universale) и партикулярия (лат. мн. число particularia, ед. число particulare). Первый обозначает общие поня-тия, то есть свойства ("коричневый", "круглый" и т.п.) и виды ("человек", "лошадь" и т.д.). Второй - отдельные вещи, то есть эту конкретную коричне-вую дверь, эту конкретную круглую лампу и т.д.
Платоновские идеи тесно связаны с универсалиями (но платоновские идеи являются не только общими понятиями, но также и идеалами). В плато-новской философии партикулярии - это преходящие вещи чувственного ми-ра.
Напротив, у Аристотеля партикулярии соответствуют субстанциям, не-зависимо существующим единичным вещам, а универсалии - общим формам субстанций.
Различные позиции в споре об универсалиях определяются ответами, даваемыми на вопрос о том, в каком смысле существуют универсалии.
Реалисты (или концептуальные реалисты) утверждают, что универса-лии являются реальными.
Номиналисты полагают, что универсалии не существуют реально, а яв-ляются только именами (лат. nomina).
Наряду с этими крайними позициями существуют их многочисленные варианты и промежуточные точки зрения.
Платоновский реализм. Платон утверждал, что идеи (универсалии) об-ладают наивысшей и наиболее реальной формой существования и что идеи, следовательно, существуют независимо от того, воспринимают их люди или нет, и независимо от того, существуют ли чувственные феномены, которые отражают идеи. Эта точка зрения называется крайним реализмом (платонов-ским реализмом). Согласно ей, например, универсалия "справедливость" су-ществует независимо от того, понимают ли люди, что такое справедливость, и независимо от того, существует ли справедливое общество или нет. Други-ми словами, универсалии обладают полностью независимым существовани-ем. Если бы, скажем, атомная катастрофа уничтожила всех людей и все вещи, то универсалии продолжали бы существовать.
В Средние века крайний реализм часто характеризовался словами universalia ante res, то есть универсалии существуют до вещей. Слово "до" (ante) указывает, что универсалии существуют независимо от вещей, так как все вещи, включая человеческие создания, были сотворены Богом из Его мыслей (универсалий).
Аристотелевский реализм. Аристотель утверждал, что формы (универ-салии) существуют в единичных вещах (партикуляриях). Через партикулярии мы можем с помощью мышления познать универсалии, но сами универсалии не существуют независимо от вещей. Согласно Аристотелю, нет универсалии "справедливость", которая существовала бы независимо от того, существует ли справедливый человек (справедливое общество) или нет. Справедливость не обладает независимым существованием, но существует только в справед-ливых людях и справедливых обществах.
Эта позиция является формой "реализма", так как ее сторонники ут-верждают, что универсалии существуют, являются "реальными". Однако они не говорят, что универсалии обладают более высокой формой существова-ния, чем партикулярии, и что универсалии существуют независимо от парти-кулярии.
Совокупность христианских ценностей, и в первую очередь боже-ственная сфера истины, добра и красоты, составляет у Соловьева так называемое «положительное всеединство», постигаемое также на осно-ве «цельного знания». В таком случае «цельное знание» предполагает в качестве исходного принципа веру в безусловное существование абсо-лютного начала.
В общественной жизни принцип «положительного всеединства» реализуется в приобщении к идее богочеловечества. Только в том слу-чае всемирная история придет к торжеству мира и справедливости, правды и добродетели, если объединяющим общественным началом станет воплощенный в человеке бог, переместившийся из центра веч-ности в центр исторического процесса. Совершенное общественное устройство предполагает, с точки зрения В. С. Соловьева, единство «вселенской церкви» и монархического государства, слияние которых должно привести к образованию «свободной теократии».
1. Беркли Дж. Сочинения. – М.: Мысль, 2000. – 556с.
2. Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии. -М.:Канон,1996. – 350 с.
3. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. — 2-е изд., перераб. и до-полн. - М.: Центр, 2004. — 336 с.
4. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Том 1. Античность. СПб.: Петрополис, 1997. — 336 с.
5. Спиркин А.Г. Философия. Учебник. — 2-е изд. — М.: Гардарики, 2006. — 736 с.
6. Фролов И.Т. и др. Введение в философию. Учебное пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И. Т. и др. - 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Республика, 2003. — 623 с.
Тема: | «Философия 4.» | |
Раздел: | Философия | |
Тип: | Контрольная работа | |
Страниц: | 20 | |
Цена: | 70 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Примерный перечень экзаменационных вопросов для итогового (государственного) комплексного междисциплинарного экзамена направление 520400 (030100.62) – «философия»
Контрольная работа:
Русская философия XIX – начала XX вв.
Контрольная работа:
Философия, ее предмет и роль в обществе
Реферат:
Роль философии в жизни общества. Философия душа культуры
Реферат:
Современная неклассическая философия