Реферат
«Философия Аристотеля»
- 21 страниц
Введение
1. Жизнь Аристотеля
2. Сочинения Аристотеля
3. Философия Аристотеля
Заключение
Список литературы
Аристотелевское определение оказало определяющее влияние на все последующее развитие западноевропейской философии: позднеантичный неоплатонизм (элементы восточной магии и мифологии), средневековой аристотелизм, вплоть до поздней схоластики 16-17 вв. созданный Аристотелем понятийный аппарат до сих пор пронизывает философский лексикон.
Философ открыл, в полной мере осознал и выразил на языке понятий, собственно философскую сферу исследований - "первую философию".
Колебания Аристотеля в философии определили двойственность его последующего влияния: материалистические тенденции его учения сыграли важную роль в развитии прогрессивных идей в философии феодального общества, идеалистические элементы были раздуты средневековыми церковниками, сделавшими из учения Аристотеля «мертвую схоластику», выбросившими «все поиски, колебания, приемы постановки вопросов». Глубокие прозрения в области фундаментальных философских проблем познания и бытия, энциклопедическая широта творчества Аристотеля дают правовые основания называть его выдающимся философом всех времен.
Главные идеи. Идеи не имеют независимого существования вне ума, но существуют в вещах. Материальный субстрат, представляющий собой потенциальную возможность существования конечных вещей, следует отличать от абсолютного небытия, или лишенности. Существования всех конечных и преходящих вещей может пониматься как движение от бытия в возможности к бытию в действительности. Субстанции вещей являются сочетанием формы и материи. Тело и душа соединяются, как форма и материя.
Мир существует вечно, и движение всех вещей – непрекращающееся движение. Источником этого движения является неподвижный, вечный Перводвигатель, действительность которого проявляется, в изведении конечных вещей из бытия в возможности к бытию в действительности (от потенциального существования к акту-альном).
Эмпирический миропорядок является подходящей сферой для иссле-дования, опирающегося на чувственное восприятие. Если логический порядок требует дедуктивного доказательства, заключающего от общих начал к частным выводам, то рассмотрение природного порядка осуществляется индуктивно и заключает от частного наблюдения к общим выводам. «Благо» - это, то, к чему стремятся все вещи». Поэтому всякое человеческое исследование и поведение определяется задачей и целью, представляющими собой частное благо.
Аристотель нигде не говорит, что логика является частью собственно философии. Он воспринимает ее, скорее в качестве методологического инструмента всех наук и философии, а не самостоятельного философского учения. Поэтому весьма возможно, что позднейшее понятие о логике как «орудии» (греч. «органон»), хотя сам Аристотель ее так не называл, соответствует его собственным представлениям. Понятно, что логика должна предшествовать философии. Саму философию Аристотель делит на две части – теоретическую, которая стремится к достижению истины, независимой от чьего-либо желания, и практическую, занятую умом и человеческими устремлениями, которые совместными усилиями стараются уяснить суть человеческого блага и его достигнуть. В свою очередь теоретическая философия делится на три части: исследование изменяющегося бытия (физика и естествознание, включая науку о человеке); исследование бытия абст-рактных математических объектов (различные разделы математики); первая философия, исследование бытия как такового (то, что мы называем метафизикой).
Рассмотрим четыре аспекта учения Аристотеля: логику, т.е. методы рационального мышления; физику, т.е. теоретическое исследование изменяющегося бытия; первую философию; наконец – практическую философию.
Аристотелевская логика изучает:
1) основные виды бытия, которые подпадают под отдельные понятия и определения;
2) соединения и разделения этих видов бытия, которые выражаются в суждении;
3) способы, которыми ум при посредстве рассуждений может перейти от истины известной к истине неизвестной.
Согласно Аристотелю, мышление – это не конструирование или создание умом некой новой сущности, но скорее уподобление в акте мышления чему-то, находящемуся вовне. Понятие есть отождествление ума с каким-то видом бытия, а суждение – выражение соединения таких видов бытия в действительности. Наконец, к верным заключениям науку направляют правила вывода, законы противоречия и исключенного третьего, поскольку этим принципам подчиняется все бытие.
Основные виды бытия и соответствующие им роды понятий перечис-лены в Категориях и Топике. Всего их десять:
1) Сущность, например, «человек» или «лошадь»;
2) Количество, например, «в три метра длиной»;
3) Качество, например, «белый»;
4) Отношение, например, «больше»;
5) Место, например, «в Ликее»,
6) Время, например, «вчера»;
7) Состояние, например, «ходьба»;
8) Обладание, например, «быть вооруженным»;
9) Действие, например, «рубить» или «жечь»;
10) Претерпевание, например, «быть разрубаемым» или «быть сжи-гаемым».
Впрочем, во Второй Аналитике и других произведениях «состоя-ние» и «обладание» отсутствуют, и число категорий сокращается до восьми.
Вещи вне ума реально существуют именно как сущности, количества, качества, отношения и т.д. В перечисленных здесь основных понятиях каждый из видов бытия постигается именно таким, какой он есть, однако в абстракции или отвлечении от прочих, с которыми необходимо связан в природе. Поэтому само по себе ни одно понятие не является истинным или ложным. Оно есть просто некий взятый в абстракции вид бытия, существующего отдельно от ума.
Истинными или ложными могут быть только высказывания или суждения, а не изолированные понятия. Для связи или разделения двух категориальных понятий суждение использует логическую структуру субъекта и предиката. Если данные виды бытия действительно связаны или разделены именно таким образом, высказывание истинно, если же нет, оно ложно. Поскольку законы противоречия и исключенного третьего распространяются на все существующее, любые два вида бытия должны быть либо связаны, либо не связаны друг с другом, и по отношению к любому данному субъекту любой данный предикат должен истинно утверждаться либо истинно отрицаться.
Как только определенные субъекты и предикаты, полученные из опыта путем индукции, отчетливо постигнуты, ум способен заметить, что они необходимо связаны друг с другом. Это относится, например, к закону противоречия, который утверждает, что данная вещь не может в одно и то же время и в одном и том же отношении существовать и не существовать. Как только мы отчетливо постигаем бытие и небытие, мы видим, что они с необходимостью взаимно исключают друг друга. Так что предпосылки науки в строгом смысле слова самоочевидны и не нуждают-ся в доказательствах. Первым шагом в обосновании всякой истинной науки является обнаружение таких необходимых связей, которые не являются просто случайными и выражаются в необходимых суждениях. Далее из этих очевидных принципов с помощью силлогистического рассуждения может быть выведено последующее знание.
Этот процесс описан и разобран в Первой аналитике. Дедукция, или вывод, есть способ, с помощью которого ум переходит от уже известного к неизвестному. Это возможно лишь благодаря обнаружению некоего среднего термина. Допустим, мы хотим доказать, что x есть z, что не самоочевидно. Единственный способ это сделать – выявить две посылки, x есть y и y есть z, о которых уже известно, что они либо самоочевидны, либо могут быть выведены из самоочевидных посылок. Мы сможем вывести нужное заключение, если будем располагать двумя такими посылками, в том числе решающим средним термином y. Так, если нам известно, что Сократ человек, а все люди смертны, мы можем доказать, что Сократ смертен, используя средний термин «человек». Ум не успокаивается, пока не убеждается, что те или иные вещи необходимы в том смысле, что не могут быть иными. Поэтому цель всякой науки – приобретение такого необходимого знания.
Трудно переоценить вклад Аристотеля в развитие философской мысли.
Значение аристотелевской философии, как для его современников, так и для последующих эпох во многом обусловлено ее расхождением с философией Платона. Хотя Аристотель вынес из своей учебы у Платона в основе своей идеалистическое воззрение на реальность (концепция Перводвигателя) и объяснил самобытность вещи при помощи духовного понятия формы, он стоял вне фундаментально дуалистического направления в греческой философии, которое может быть прослежено от орфического религиозного возрождения в начале шестого века, через Парменид, Сократа и Платона вплоть до среднего платонизма и неоплатонизма. Аристотелевская мысль при всей его убеждениях в прозрения идеализма, вернула философию на новый, более научный уровень эмпирического наблюдения, начало которому положили ионийские, или милетская, философы Фалес, Анаксимандр и Анаксимен. Ввиду того, что позднейшие изводы платонизма были господствующей философией классического мира, научное индуктивное, измерение аристотелевского учения в античности ценилось и воспринималось куда меньше, чем в тринадцатом веке, когда Запад заново откроет для себя аристотелевский корпус. Как свидетельствует творчество Альберта Великого, святого Фомы Аквинского и – в известной степени – Роберта Гроссетеста и Роджера Бэкона, с этого момента сильная эмпирическая струя в аристотелевской «Физике» в различных трактатах, посвященных исследованию природного порядка, приносит обильные плоды в филосо-фии и науки. Если античность философом «по преимуществу» считала Платона, то для средневековых философов и теологов с тринадцатого по семнадцатые века философом был именно Аристотель.
1. Давид Анахт. Толкование «Аналитики» Аристотеля. Ереван, 1967;
2. Джохадзе Д. В. Диалектика Аристотеля. М., 1971;
3. Воронина Л. А. Основные эстетические категории Аристотеля. М., 1975;
4. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. М., 1975;
5. Аристотель. Сочинения, тт. 1–4. М., 1976–1984;
6. Аристотель. Риторика. – В кн.: Античные риторики. М., 1978;
7. Аристотель и античная литература. М., 1978;
8. Лосев А. Ф., Тахо-Годи А. А. Аристотель. Жизнь и смысл. М., 1982;
9. Аристотель. История животных. М., 1996;
10. Аристотель. Афинская полития. – В кн.: Античная демократия в свиде-тельствах современников. М., 1996;
11. «Великие мыслители Запада» под ред. Яна Мак-Грила 1999 г.;
12. «Философия» под ред. Спиркина А.Г. 1998 г.;
13. «Философский словарь» под ред. Фролова И.Т. издание пятое 1987 г.;
14. «Введение в философию» учебник для вузов в двух частях 1989 г.
Тема: | «Философия Аристотеля» | |
Раздел: | Философия | |
Тип: | Реферат | |
Страниц: | 21 | |
Цена: | 750 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Философские взгляды Платона и Аристотеля
Контрольная работа:
Поэтика Аристотеля
Курсовая работа:
Онтология Аристотеля
Курсовая работа:
Никомахова этика Аристотеля