Диплом-Центр.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Реферат

«Философия Аристотеля»

  • 21 страниц(ы)
фото автора

Автор: roman

Содержание

Введение

1. Жизнь Аристотеля

2. Сочинения Аристотеля

3. Философия Аристотеля

Заключение

Список литературы


Введение

Аристотелевское определение оказало определяющее влияние на все последующее развитие западноевропейской философии: позднеантичный неоплатонизм (элементы восточной магии и мифологии), средневековой аристотелизм, вплоть до поздней схоластики 16-17 вв. созданный Аристотелем понятийный аппарат до сих пор пронизывает философский лексикон.

Философ открыл, в полной мере осознал и выразил на языке понятий, собственно философскую сферу исследований - "первую философию".

Колебания Аристотеля в философии определили двойственность его последующего влияния: материалистические тенденции его учения сыграли важную роль в развитии прогрессивных идей в философии феодального общества, идеалистические элементы были раздуты средневековыми церковниками, сделавшими из учения Аристотеля «мертвую схоластику», выбросившими «все поиски, колебания, приемы постановки вопросов». Глубокие прозрения в области фундаментальных философских проблем познания и бытия, энциклопедическая широта творчества Аристотеля дают правовые основания называть его выдающимся философом всех времен.

Главные идеи. Идеи не имеют независимого существования вне ума, но существуют в вещах. Материальный субстрат, представляющий собой потенциальную возможность существования конечных вещей, следует отличать от абсолютного небытия, или лишенности. Существования всех конечных и преходящих вещей может пониматься как движение от бытия в возможности к бытию в действительности. Субстанции вещей являются сочетанием формы и материи. Тело и душа соединяются, как форма и материя.

Мир существует вечно, и движение всех вещей – непрекращающееся движение. Источником этого движения является неподвижный, вечный Перводвигатель, действительность которого проявляется, в изведении конечных вещей из бытия в возможности к бытию в действительности (от потенциального существования к акту-альном).

Эмпирический миропорядок является подходящей сферой для иссле-дования, опирающегося на чувственное восприятие. Если логический порядок требует дедуктивного доказательства, заключающего от общих начал к частным выводам, то рассмотрение природного порядка осуществляется индуктивно и заключает от частного наблюдения к общим выводам. «Благо» - это, то, к чему стремятся все вещи». Поэтому всякое человеческое исследование и поведение определяется задачей и целью, представляющими собой частное благо.


Выдержка из текста работы

Аристотель нигде не говорит, что логика является частью собственно философии. Он воспринимает ее, скорее в качестве методологического инструмента всех наук и философии, а не самостоятельного философского учения. Поэтому весьма возможно, что позднейшее понятие о логике как «орудии» (греч. «органон»), хотя сам Аристотель ее так не называл, соответствует его собственным представлениям. Понятно, что логика должна предшествовать философии. Саму философию Аристотель делит на две части – теоретическую, которая стремится к достижению истины, независимой от чьего-либо желания, и практическую, занятую умом и человеческими устремлениями, которые совместными усилиями стараются уяснить суть человеческого блага и его достигнуть. В свою очередь теоретическая философия делится на три части: исследование изменяющегося бытия (физика и естествознание, включая науку о человеке); исследование бытия абст-рактных математических объектов (различные разделы математики); первая философия, исследование бытия как такового (то, что мы называем метафизикой).

Рассмотрим четыре аспекта учения Аристотеля: логику, т.е. методы рационального мышления; физику, т.е. теоретическое исследование изменяющегося бытия; первую философию; наконец – практическую философию.

Аристотелевская логика изучает:

1) основные виды бытия, которые подпадают под отдельные понятия и определения;

2) соединения и разделения этих видов бытия, которые выражаются в суждении;

3) способы, которыми ум при посредстве рассуждений может перейти от истины известной к истине неизвестной.

Согласно Аристотелю, мышление – это не конструирование или создание умом некой новой сущности, но скорее уподобление в акте мышления чему-то, находящемуся вовне. Понятие есть отождествление ума с каким-то видом бытия, а суждение – выражение соединения таких видов бытия в действительности. Наконец, к верным заключениям науку направляют правила вывода, законы противоречия и исключенного третьего, поскольку этим принципам подчиняется все бытие.

Основные виды бытия и соответствующие им роды понятий перечис-лены в Категориях и Топике. Всего их десять:

1) Сущность, например, «человек» или «лошадь»;

2) Количество, например, «в три метра длиной»;

3) Качество, например, «белый»;

4) Отношение, например, «больше»;

5) Место, например, «в Ликее»,

6) Время, например, «вчера»;

7) Состояние, например, «ходьба»;

8) Обладание, например, «быть вооруженным»;

9) Действие, например, «рубить» или «жечь»;

10) Претерпевание, например, «быть разрубаемым» или «быть сжи-гаемым».

Впрочем, во Второй Аналитике и других произведениях «состоя-ние» и «обладание» отсутствуют, и число категорий сокращается до восьми.

Вещи вне ума реально существуют именно как сущности, количества, качества, отношения и т.д. В перечисленных здесь основных понятиях каждый из видов бытия постигается именно таким, какой он есть, однако в абстракции или отвлечении от прочих, с которыми необходимо связан в природе. Поэтому само по себе ни одно понятие не является истинным или ложным. Оно есть просто некий взятый в абстракции вид бытия, существующего отдельно от ума.

Истинными или ложными могут быть только высказывания или суждения, а не изолированные понятия. Для связи или разделения двух категориальных понятий суждение использует логическую структуру субъекта и предиката. Если данные виды бытия действительно связаны или разделены именно таким образом, высказывание истинно, если же нет, оно ложно. Поскольку законы противоречия и исключенного третьего распространяются на все существующее, любые два вида бытия должны быть либо связаны, либо не связаны друг с другом, и по отношению к любому данному субъекту любой данный предикат должен истинно утверждаться либо истинно отрицаться.

Как только определенные субъекты и предикаты, полученные из опыта путем индукции, отчетливо постигнуты, ум способен заметить, что они необходимо связаны друг с другом. Это относится, например, к закону противоречия, который утверждает, что данная вещь не может в одно и то же время и в одном и том же отношении существовать и не существовать. Как только мы отчетливо постигаем бытие и небытие, мы видим, что они с необходимостью взаимно исключают друг друга. Так что предпосылки науки в строгом смысле слова самоочевидны и не нуждают-ся в доказательствах. Первым шагом в обосновании всякой истинной науки является обнаружение таких необходимых связей, которые не являются просто случайными и выражаются в необходимых суждениях. Далее из этих очевидных принципов с помощью силлогистического рассуждения может быть выведено последующее знание.

Этот процесс описан и разобран в Первой аналитике. Дедукция, или вывод, есть способ, с помощью которого ум переходит от уже известного к неизвестному. Это возможно лишь благодаря обнаружению некоего среднего термина. Допустим, мы хотим доказать, что x есть z, что не самоочевидно. Единственный способ это сделать – выявить две посылки, x есть y и y есть z, о которых уже известно, что они либо самоочевидны, либо могут быть выведены из самоочевидных посылок. Мы сможем вывести нужное заключение, если будем располагать двумя такими посылками, в том числе решающим средним термином y. Так, если нам известно, что Сократ человек, а все люди смертны, мы можем доказать, что Сократ смертен, используя средний термин «человек». Ум не успокаивается, пока не убеждается, что те или иные вещи необходимы в том смысле, что не могут быть иными. Поэтому цель всякой науки – приобретение такого необходимого знания.


Заключение

Трудно переоценить вклад Аристотеля в развитие философской мысли.

Значение аристотелевской философии, как для его современников, так и для последующих эпох во многом обусловлено ее расхождением с философией Платона. Хотя Аристотель вынес из своей учебы у Платона в основе своей идеалистическое воззрение на реальность (концепция Перводвигателя) и объяснил самобытность вещи при помощи духовного понятия формы, он стоял вне фундаментально дуалистического направления в греческой философии, которое может быть прослежено от орфического религиозного возрождения в начале шестого века, через Парменид, Сократа и Платона вплоть до среднего платонизма и неоплатонизма. Аристотелевская мысль при всей его убеждениях в прозрения идеализма, вернула философию на новый, более научный уровень эмпирического наблюдения, начало которому положили ионийские, или милетская, философы Фалес, Анаксимандр и Анаксимен. Ввиду того, что позднейшие изводы платонизма были господствующей философией классического мира, научное индуктивное, измерение аристотелевского учения в античности ценилось и воспринималось куда меньше, чем в тринадцатом веке, когда Запад заново откроет для себя аристотелевский корпус. Как свидетельствует творчество Альберта Великого, святого Фомы Аквинского и – в известной степени – Роберта Гроссетеста и Роджера Бэкона, с этого момента сильная эмпирическая струя в аристотелевской «Физике» в различных трактатах, посвященных исследованию природного порядка, приносит обильные плоды в филосо-фии и науки. Если античность философом «по преимуществу» считала Платона, то для средневековых философов и теологов с тринадцатого по семнадцатые века философом был именно Аристотель.


Список литературы

1. Давид Анахт. Толкование «Аналитики» Аристотеля. Ереван, 1967;

2. Джохадзе Д. В. Диалектика Аристотеля. М., 1971;

3. Воронина Л. А. Основные эстетические категории Аристотеля. М., 1975;

4. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. М., 1975;

5. Аристотель. Сочинения, тт. 1–4. М., 1976–1984;

6. Аристотель. Риторика. – В кн.: Античные риторики. М., 1978;

7. Аристотель и античная литература. М., 1978;

8. Лосев А. Ф., Тахо-Годи А. А. Аристотель. Жизнь и смысл. М., 1982;

9. Аристотель. История животных. М., 1996;

10. Аристотель. Афинская полития. – В кн.: Античная демократия в свиде-тельствах современников. М., 1996;

11. «Великие мыслители Запада» под ред. Яна Мак-Грила 1999 г.;

12. «Философия» под ред. Спиркина А.Г. 1998 г.;

13. «Философский словарь» под ред. Фролова И.Т. издание пятое 1987 г.;

14. «Введение в философию» учебник для вузов в двух частях 1989 г.


Тема: «Философия Аристотеля»
Раздел: Философия
Тип: Реферат
Страниц: 21
Цена: 750 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика

Похожие материалы