Реферат
«Развитие России в 1990-е гг.»
- 25 страниц
1. Экономические реформы в начале 90-х гг.
2. Общественно-политическое развитие России в 1992-2000 гг.
3. Внешняя политика Российской Федерации в 90-е годы Список литературы
Еще в мае - июне 1990 г. состоялся I Съезд народных депутатов Рос-сии, на котором председателем Президиума Верховного Совета РСФСР был избран Б. Н. Ельцин. 12 июня 1990 г. Съезд принял Декларацию о госу-дарственном суверенитете России. Официально Россия стала именоваться Российская Федерация - Россия. В составе России находилось 89 регионов, включая 21 автономную республику. Государственный аппарат состоял из двухступенчатой системы органов представительной власти - Съезда на-родных депутатов и двухпалатного Верховного Совета. Главой исполни-тельной власти являлся всенародно избранный президент Б. Н. Ельцин. Он же являлся главнокомандующим Вооруженными силами РФ.
Осенью 1991 г. экономическое положение СССР было катастрофиче-ским. Выйти из этой ситуации можно было только путем радикальной эко-номической реформы. Союзный центр уже не мог провести такую реформу, так как реальной властью обладали новые структуры во главе с президен-том РФ Б. Н. Ельциным. Б. Н. Ельцин заявил о своём стремлении продол-жить курс реформ.
Радикальные экономические реформы 1991-1992 гг. вызвали резкое падение уровня жизни значительной части населения. Разочарование хо-дом реформ в большей части общества, экономические трудности лишили реформаторские силы поддержки многих слоев общества. Правительство постепенно лишалось "кредита доверия", симпатии общества к оппозиции усиливались.
Запрет КПСС и РКП привел к их распаду и появлению целого ряда но-вых коммунистических организаций. Наиболее радикальные позиции зани-мали Российская коммунистическая рабочая партия (РКРП) во главе с В. И. Анпиловым и созданные ею движения "Трудовая Москва" и "Трудовая Рос-сия". Эти движения завоевывали все большие симпатии общества.
В 1992 - 1993 гг. в центре политической жизни России был конфликт между исполнительной (президент России) и представительной (Съезд на-родных депутатов - Верховный Совет) властями. Он отразил два подхода к будущему развитию страны: либерально - демократического и державно - коммунистического.
В апреле 1992 г. на VI Съезде народных депутатов сложился оппозици-онный блок "Русское единство", который объединил противников прави-тельственного курса реформ. В декабре 1992 г. состоялся VII Съезд народ-ных депутатов России, который принял поправки к Конституции, существен-но ограничивавшие президентскую власть. Для принятия соответствующей поправки требовалось 2/3 голосов, т. е. 694 голоса. За поправку проголосо-вало 690 депутатов.
10 декабря 1992 г. Б. Н. Ельцин с трибуны съезда обратился к гражда-нам России. Он обвинил Верховный Совет в саботаже реформ и предложил провести референдум, который и должен был выяснить, кого поддерживают россияне: президента или депутатов? В ответ Съезд обвинил президента в превышении полномочий и стремлении уничтожить законодательную власть.
12 декабря по предложению председателя Конституционного суда В. Д. Зорькина был достигнут компромисс: на апрель 1993 г. назначался рефе-рендум об основах новой Конституции, также президент должен был пред-ложить Съезду три кандидатуры на пост премьер-министра.
Наибольшее число голосов среди выдвинутых президентом кандидатур набрал В. С. Черномырдин. 14 декабря 1992 г. он стал главой правительст-ва.
Референдум 25 апреля 1993 г. Руководство Верховного Совета отверг-ло идею референдума. Оппозиция продолжала обвинять президента и пра-вительство в измене, требовала их отставки и формирования правительст-ва народного доверия. 8-12 марта 1993 г. состоялся VIII Съезд народных депутатов. Съезд в очередной раз ограничил полномочия президента, от-менил соглашение 12 декабря 1992 г. и наложил мораторий на проведение референдумов.
26 марта состоялся IX Съезд народных депутатов. Съезд согласился на проведение референдума. На референдум было вынесено 4 вопроса:
1. Доверяете ли Вы президенту РФ Б.Н. Ельцину?
2. Одобряете ли Вы социально-экономическую политику, осуществляе-мую президентом РФ с 1992 г.?
3. Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов пре-зидента РФ?
4. Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов Вер-ховного Совета РФ?
Кампания по подготовке референдума продолжалась три недели. Сто-ронники президента убеждали граждан России поддержать курс реформ и ответить на четыре вопроса референдума "Да, да, нет, да".
Референдум состоялся 25 апреля 1993 г. В нём приняли участие более 69 млн. чел., что составило 64% от общего числа граждан, имевших право в нем участвовать. О доверии президенту заявили 58,7% граждан, принявших участие в голосовании, его социально-экономическую политику одобрили 53%. За досрочные выборы президента высказались 40% проголосовав-ших, за досрочные выборы парламента - 70%. Однако, досрочные выборы парламента не состоялись.
Летом 1993 г. между сторонниками президента и парламента разверну-лась настоящая война компроматов. Отношения ветвей власти зашли в ту-пик.
Ведущей силой оппозиции стала воссозданная в феврале 1993 г. Ком-мунистическая партия (КПРФ), лидером которой стал Г. А. Зюганов. КПРФ требовала восстановления социалистического строя, возрождения СССР и находила в обществе все новых сторонников.
Конституционный кризис 1993 г. 21 сентября 1993 г. Б. Н. Ельцин вы-ступил по телевидению и объявил о роспуске Верховного Совета и Съезда народных депутатов. Одновременно был издан указ "О поэтапной конститу-ционной реформе в РФ". На 11-12 декабря назначались выборы в новый парламент России - Государственную Думу. Фактически в стране вводилось президентское правление. Указ нарушал Конституцию, которая не допуска-ла роспуска парламента президентом.
Часть депутатов отказалась признать законность действий президента и заявила об отстранении его от власти. К присяге был приведен вице - президент А. В. Руцкой. Было сформировано параллельное правительство и выпущено обращение "К народу". В нем отмечалось, что проводимые ре-формы исполнительной власти "ведут к развалу экономики, науки, образо-вания, здравоохранения, культуры, армии, к всеобщему обнищанию народа и началу вымирания россиян, к невиданному разгулу преступности". Указ президента расценивался как "государственный переворот". Охрану "Бело-го дома" - местопребывание Верховного Совета - и депутатов, находивших-ся в нем, взяли на себя сторонники оппозиции.
24 сентября "Белый дом" был блокирован милицией. В "Белом доме" были отключены электричество и водоснабжение. 3 октября вооружённые защитники "Белого дома" прорвали милицейское оцепление и захватили здание мэрии на Новом Арбате. А. В. Руцкой и генерал А. М. Макашов при-зывали своих сторонников атаковать Кремль и организовали штурм теле-центра в Останкино.
По призыву Е. Т. Гайдара сторонники Б. Н. Ельцина начали собираться в центре Москвы, чтобы защитить президента и правительство. 4 октября пропрезидентские войска были введены в Москву. "Белый дом" был под-вергнут обстрелу из танковых орудий. 4 октября после огня из танковых орудий "Белый дом" был взят, а его защитники арестованы.
На 12 декабря 1993 г. были назначены выборы в новый парламент и референдум по вопросу о принятии новой Конституции России.
Новая Конституция России. 12 декабря 1993 г. состоялся референ-дум, одобривший новую Конституцию России. Высшей законодательной властью в РФ стало Федеральное Собрание, состоящее из двух палат: Го-сударственной Думы и Совета Федерации, в который входили главы испол-нительной и законодательной властей субъектов Федерации.
Огромные полномочия получал президент. Он мог налагать вето на решения обеих палат парламента. Для преодоления вето требуется 2/3 го-лосов членов палаты. Президент может также распустить Думу в случае троекратного отклонения предложений им кандидатуры председателя пра-вительства. Если Дума выносила вотум недоверия правительству, прези-дент мог или отправить правительство в отставку, либо распустить Думу. Фактически Россия стала президентской республикой.
Выборы в Государственную Думу. Одновременно с референдумом состоялись выборы в Государственную Думу. Между политическими пар-тиями развернулась борьба за голоса избирателей. Ни одна из политиче-ских партий, поддержавших курс президента, не набрала более 15% от об-щего числа избирателей. В результате выборов в Думе сложился перевес оппозиционных сил: Аграрная партия - 55 мест, КПРФ - 45 мест, объедине-ние - "Российский путь" - 25. Демократические партии были представлены "Выбором России" - 76 мест, "Яблоком" Г. А. Явлинского - 23 места, "Сою-зом 12 декабря" - 12 мест. Центристские позиции занимали Партия россий-ского единства и согласия (ПРЕС) С.М. Шахрая - 30 мест, объединение "Женщины России" - 23 места. Неожиданным стал успех Либерально-демократической партии (ЛДПР) во главе с В. Ф. Жириновским - 63 места или 25% от общего числа избирателей. ЛДПР заняла державно-патриотические позиции. Первым председателем Совета Федерации стал В. Ф. Шумейко, председателем Думы I созыва - И. П. Рыбкин, избранный от Аграрной партии. В апреле 1994 г. по инициативе Б. Н. Ельцина был подпи-сан Договор об общественном согласии. Его подписали свыше 800 пред-ставителей различных ветвей власти, политических партий и объединений. Они обязались в течение 2-х лет не вносить в Конституцию изменений, не добиваться досрочных выборов федеральных органов власти.
Центральное место в работе Государственной Думы I созыва занимали вопросы экономической и национальной политики, социального обеспече-ния. В течение 1993 - 1995 гг. депутаты приняли свыше 320 законов. По-давляющая часть из них была подписана президентом.
Развитие федерализма. По новой Конституции Россия объявлялась демократическим федеративным правовым государством с республикан-ской формой правления. Главой государства является всенародно изби-раемый президент. В состав РФ входят 21 республика и 6 краёв, 49 облас-тей, 1 автономная область и 10 автономных округов, 2 города федерально-го значения (Москва и Санкт-Петербург). Законодательно закреплялась двухпалатная структура Федерального Собрания (Совет Федерации и Госу-дарственная Дума) - постоянно действующего законодательного органа РФ. К ведению высших органов власти России отнесены: принятие законов и контроль за их исполнением, управление федеральной государственной собственностью, основы ценовой политики, федеральный бюджет. Им так-же принадлежит решение вопросов внешней политики и международных отношений, объявление войны, заключение мира.
Новая Конституция получила поддержку населения страны при низком кворуме и предельно допустимом числе голосов, поданных "за" (28% изби-рателей, что почти на 22% меньше принятых цивилизационных норм для утверждения конституционных правил в обществе посредством референ-дума). Так или иначе, народным голосованием были закреплены правомо-чия президента. Новая политическая власть, установившаяся в результате событий 21 сентября - 4 октября 1993 г. получила формальное одобрение на своё существование 30 млн. российских граждан из 106 и 72 регионов из 89.
Избрание новой законодательной власти в лице Федерального Собра-ния было поддержано всеми российскими регионами, кроме Чечни и час-тично Татарстана.
Декабрьская Конституция 1993 г. закрепила важнейшие изменения в политической системе России. Прежде всего, это был выбор в пользу пре-зидентской республики, в которой представительные органы играют не пер-востепенную роль. Сохраняя полноту компетенции в вопросах законода-тельства, они не могут вмешиваться в сферу полномочий исполнительной и судебной властей.
Еще одним итогом принятия Конституции явилась ликвидация вертика-ли законодательных органов от Центра до мест, выражавшихся в системе Советов. Теперь представительные институты в Центре и на местах стали различаться по своему типу, названиям, функциям. Высший представи-тельный орган - двухпалатное Федеральное Собрание - отличается от бывшего Верховного Совета тем, что обе палаты его действуют самостоя-тельно, различаются по функциям, составу, способам формирования и свя-зям с избирателями.
В субъектах Федерации на смену Советам или Верховным Советам пришли законодательные собрания республик, краёв, областей. Это уже не подчинённые, а самостоятельные органы, обладающие своим набором полномочий и прав. Ниже их - тоже самостоятельные муниципальные орга-ны власти, занимающиеся местными делами.
В январе 1994 г. президент провёл реформу, целью которой было раз-ведение функций президентской исполнительской вертикали и правитель-ства, - так, как это вытекает из новой Конституции. Правительство сосредо-точивает в руках высшие функции хозяйственного управления, превраща-ясь в орган хозяйственной, экономической политики. А президентская вер-тикаль концентрирует у себя функции политического руководства - от выс-ших президентских органов до местных администраций. Министерства, имеющие политическое значение (силовые структуры, дела национально-стей и др.), контролируются президентом через институты Совета Безопас-ности и другие конституционные механизмы.
Фактическое исключение России из участия в решении кризиса на Балканах, где Россия испокон веку является защитницей славянских православных народов, ставило РФ на грань войны с НАТО. Но такая война была для России невозможна. Поэтому роль России в решении кризиса свелась к посредническим функциям. Решающую роль сыграл визит в Югославию специального представителя президента Б. Н. Ельцина - В. С. Черномырдина, который сумел убедить С. Милошевича не рассчитывать на военную помощь России и согласиться на вывод югославских войск из Косово.
В итоге Россия в Косово не получила своей зоны ответственности, и Косово разделили на американский, британский, французский, немецкий и итальянский секторы.
После агрессии НАТО против Югославии Россия резко снизила уровень партнёрских отношений с НАТО. Политика западных стран не принесла стабильности на Балканах, но создала в регионе новую "пороховую бочку".
1. Дугин А. Проект "Евразия". - М., 2004;
2. Зенькович Н. Борис Ельцин: разные жизни. В двух книгах. - М., 2001;
3. Зиновьев А. А. Посткоммунистическая Россия. Публицистика 1991-1995 гг. - М., 1996;
4. Зиновьев А. Русская трагедия. Гибель утопии. - М., 2005;
5. Коржаков А. Борис Ельцин: от рассвета до заката. Послесловие. - М., 2004;
6. Никонов В. А. Эпоха перемен: Россия 90-х глазами консерватора. - М., 1999;
7. Суханов Л. Три года с Ельциным. Записки первого помощника. - Рига, 1992.
Тема: | «Развитие России в 1990-е гг.» | |
Раздел: | История отечественного государства и права | |
Тип: | Реферат | |
Страниц: | 25 | |
Цена: | 800 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика