Реферат

«Развитие России в 1990-е гг.»

  • 25 страниц(ы)
  • 4026 просмотров
фото автора

Автор: roman

1. Экономические реформы в начале 90-х гг.

2. Общественно-политическое развитие России в 1992-2000 гг.

3. Внешняя политика Российской Федерации в 90-е годы Список литературы

Еще в мае - июне 1990 г. состоялся I Съезд народных депутатов Рос-сии, на котором председателем Президиума Верховного Совета РСФСР был избран Б. Н. Ельцин. 12 июня 1990 г. Съезд принял Декларацию о госу-дарственном суверенитете России. Официально Россия стала именоваться Российская Федерация - Россия. В составе России находилось 89 регионов, включая 21 автономную республику. Государственный аппарат состоял из двухступенчатой системы органов представительной власти - Съезда на-родных депутатов и двухпалатного Верховного Совета. Главой исполни-тельной власти являлся всенародно избранный президент Б. Н. Ельцин. Он же являлся главнокомандующим Вооруженными силами РФ.

Осенью 1991 г. экономическое положение СССР было катастрофиче-ским. Выйти из этой ситуации можно было только путем радикальной эко-номической реформы. Союзный центр уже не мог провести такую реформу, так как реальной властью обладали новые структуры во главе с президен-том РФ Б. Н. Ельциным. Б. Н. Ельцин заявил о своём стремлении продол-жить курс реформ.

Радикальные экономические реформы 1991-1992 гг. вызвали резкое падение уровня жизни значительной части населения. Разочарование хо-дом реформ в большей части общества, экономические трудности лишили реформаторские силы поддержки многих слоев общества. Правительство постепенно лишалось "кредита доверия", симпатии общества к оппозиции усиливались.

Запрет КПСС и РКП привел к их распаду и появлению целого ряда но-вых коммунистических организаций. Наиболее радикальные позиции зани-мали Российская коммунистическая рабочая партия (РКРП) во главе с В. И. Анпиловым и созданные ею движения "Трудовая Москва" и "Трудовая Рос-сия". Эти движения завоевывали все большие симпатии общества.

В 1992 - 1993 гг. в центре политической жизни России был конфликт между исполнительной (президент России) и представительной (Съезд на-родных депутатов - Верховный Совет) властями. Он отразил два подхода к будущему развитию страны: либерально - демократического и державно - коммунистического.

В апреле 1992 г. на VI Съезде народных депутатов сложился оппозици-онный блок "Русское единство", который объединил противников прави-тельственного курса реформ. В декабре 1992 г. состоялся VII Съезд народ-ных депутатов России, который принял поправки к Конституции, существен-но ограничивавшие президентскую власть. Для принятия соответствующей поправки требовалось 2/3 голосов, т. е. 694 голоса. За поправку проголосо-вало 690 депутатов.

10 декабря 1992 г. Б. Н. Ельцин с трибуны съезда обратился к гражда-нам России. Он обвинил Верховный Совет в саботаже реформ и предложил провести референдум, который и должен был выяснить, кого поддерживают россияне: президента или депутатов? В ответ Съезд обвинил президента в превышении полномочий и стремлении уничтожить законодательную власть.

12 декабря по предложению председателя Конституционного суда В. Д. Зорькина был достигнут компромисс: на апрель 1993 г. назначался рефе-рендум об основах новой Конституции, также президент должен был пред-ложить Съезду три кандидатуры на пост премьер-министра.

Наибольшее число голосов среди выдвинутых президентом кандидатур набрал В. С. Черномырдин. 14 декабря 1992 г. он стал главой правительст-ва.

Референдум 25 апреля 1993 г. Руководство Верховного Совета отверг-ло идею референдума. Оппозиция продолжала обвинять президента и пра-вительство в измене, требовала их отставки и формирования правительст-ва народного доверия. 8-12 марта 1993 г. состоялся VIII Съезд народных депутатов. Съезд в очередной раз ограничил полномочия президента, от-менил соглашение 12 декабря 1992 г. и наложил мораторий на проведение референдумов.

26 марта состоялся IX Съезд народных депутатов. Съезд согласился на проведение референдума. На референдум было вынесено 4 вопроса:

1. Доверяете ли Вы президенту РФ Б.Н. Ельцину?

2. Одобряете ли Вы социально-экономическую политику, осуществляе-мую президентом РФ с 1992 г.?

3. Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов пре-зидента РФ?

4. Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов Вер-ховного Совета РФ?

Кампания по подготовке референдума продолжалась три недели. Сто-ронники президента убеждали граждан России поддержать курс реформ и ответить на четыре вопроса референдума "Да, да, нет, да".

Референдум состоялся 25 апреля 1993 г. В нём приняли участие более 69 млн. чел., что составило 64% от общего числа граждан, имевших право в нем участвовать. О доверии президенту заявили 58,7% граждан, принявших участие в голосовании, его социально-экономическую политику одобрили 53%. За досрочные выборы президента высказались 40% проголосовав-ших, за досрочные выборы парламента - 70%. Однако, досрочные выборы парламента не состоялись.

Летом 1993 г. между сторонниками президента и парламента разверну-лась настоящая война компроматов. Отношения ветвей власти зашли в ту-пик.

Ведущей силой оппозиции стала воссозданная в феврале 1993 г. Ком-мунистическая партия (КПРФ), лидером которой стал Г. А. Зюганов. КПРФ требовала восстановления социалистического строя, возрождения СССР и находила в обществе все новых сторонников.

Конституционный кризис 1993 г. 21 сентября 1993 г. Б. Н. Ельцин вы-ступил по телевидению и объявил о роспуске Верховного Совета и Съезда народных депутатов. Одновременно был издан указ "О поэтапной конститу-ционной реформе в РФ". На 11-12 декабря назначались выборы в новый парламент России - Государственную Думу. Фактически в стране вводилось президентское правление. Указ нарушал Конституцию, которая не допуска-ла роспуска парламента президентом.

Часть депутатов отказалась признать законность действий президента и заявила об отстранении его от власти. К присяге был приведен вице - президент А. В. Руцкой. Было сформировано параллельное правительство и выпущено обращение "К народу". В нем отмечалось, что проводимые ре-формы исполнительной власти "ведут к развалу экономики, науки, образо-вания, здравоохранения, культуры, армии, к всеобщему обнищанию народа и началу вымирания россиян, к невиданному разгулу преступности". Указ президента расценивался как "государственный переворот". Охрану "Бело-го дома" - местопребывание Верховного Совета - и депутатов, находивших-ся в нем, взяли на себя сторонники оппозиции.

24 сентября "Белый дом" был блокирован милицией. В "Белом доме" были отключены электричество и водоснабжение. 3 октября вооружённые защитники "Белого дома" прорвали милицейское оцепление и захватили здание мэрии на Новом Арбате. А. В. Руцкой и генерал А. М. Макашов при-зывали своих сторонников атаковать Кремль и организовали штурм теле-центра в Останкино.

По призыву Е. Т. Гайдара сторонники Б. Н. Ельцина начали собираться в центре Москвы, чтобы защитить президента и правительство. 4 октября пропрезидентские войска были введены в Москву. "Белый дом" был под-вергнут обстрелу из танковых орудий. 4 октября после огня из танковых орудий "Белый дом" был взят, а его защитники арестованы.

На 12 декабря 1993 г. были назначены выборы в новый парламент и референдум по вопросу о принятии новой Конституции России.

Новая Конституция России. 12 декабря 1993 г. состоялся референ-дум, одобривший новую Конституцию России. Высшей законодательной властью в РФ стало Федеральное Собрание, состоящее из двух палат: Го-сударственной Думы и Совета Федерации, в который входили главы испол-нительной и законодательной властей субъектов Федерации.

Огромные полномочия получал президент. Он мог налагать вето на решения обеих палат парламента. Для преодоления вето требуется 2/3 го-лосов членов палаты. Президент может также распустить Думу в случае троекратного отклонения предложений им кандидатуры председателя пра-вительства. Если Дума выносила вотум недоверия правительству, прези-дент мог или отправить правительство в отставку, либо распустить Думу. Фактически Россия стала президентской республикой.

Выборы в Государственную Думу. Одновременно с референдумом состоялись выборы в Государственную Думу. Между политическими пар-тиями развернулась борьба за голоса избирателей. Ни одна из политиче-ских партий, поддержавших курс президента, не набрала более 15% от об-щего числа избирателей. В результате выборов в Думе сложился перевес оппозиционных сил: Аграрная партия - 55 мест, КПРФ - 45 мест, объедине-ние - "Российский путь" - 25. Демократические партии были представлены "Выбором России" - 76 мест, "Яблоком" Г. А. Явлинского - 23 места, "Сою-зом 12 декабря" - 12 мест. Центристские позиции занимали Партия россий-ского единства и согласия (ПРЕС) С.М. Шахрая - 30 мест, объединение "Женщины России" - 23 места. Неожиданным стал успех Либерально-демократической партии (ЛДПР) во главе с В. Ф. Жириновским - 63 места или 25% от общего числа избирателей. ЛДПР заняла державно-патриотические позиции. Первым председателем Совета Федерации стал В. Ф. Шумейко, председателем Думы I созыва - И. П. Рыбкин, избранный от Аграрной партии. В апреле 1994 г. по инициативе Б. Н. Ельцина был подпи-сан Договор об общественном согласии. Его подписали свыше 800 пред-ставителей различных ветвей власти, политических партий и объединений. Они обязались в течение 2-х лет не вносить в Конституцию изменений, не добиваться досрочных выборов федеральных органов власти.

Центральное место в работе Государственной Думы I созыва занимали вопросы экономической и национальной политики, социального обеспече-ния. В течение 1993 - 1995 гг. депутаты приняли свыше 320 законов. По-давляющая часть из них была подписана президентом.

Развитие федерализма. По новой Конституции Россия объявлялась демократическим федеративным правовым государством с республикан-ской формой правления. Главой государства является всенародно изби-раемый президент. В состав РФ входят 21 республика и 6 краёв, 49 облас-тей, 1 автономная область и 10 автономных округов, 2 города федерально-го значения (Москва и Санкт-Петербург). Законодательно закреплялась двухпалатная структура Федерального Собрания (Совет Федерации и Госу-дарственная Дума) - постоянно действующего законодательного органа РФ. К ведению высших органов власти России отнесены: принятие законов и контроль за их исполнением, управление федеральной государственной собственностью, основы ценовой политики, федеральный бюджет. Им так-же принадлежит решение вопросов внешней политики и международных отношений, объявление войны, заключение мира.

Новая Конституция получила поддержку населения страны при низком кворуме и предельно допустимом числе голосов, поданных "за" (28% изби-рателей, что почти на 22% меньше принятых цивилизационных норм для утверждения конституционных правил в обществе посредством референ-дума). Так или иначе, народным голосованием были закреплены правомо-чия президента. Новая политическая власть, установившаяся в результате событий 21 сентября - 4 октября 1993 г. получила формальное одобрение на своё существование 30 млн. российских граждан из 106 и 72 регионов из 89.

Избрание новой законодательной власти в лице Федерального Собра-ния было поддержано всеми российскими регионами, кроме Чечни и час-тично Татарстана.

Декабрьская Конституция 1993 г. закрепила важнейшие изменения в политической системе России. Прежде всего, это был выбор в пользу пре-зидентской республики, в которой представительные органы играют не пер-востепенную роль. Сохраняя полноту компетенции в вопросах законода-тельства, они не могут вмешиваться в сферу полномочий исполнительной и судебной властей.

Еще одним итогом принятия Конституции явилась ликвидация вертика-ли законодательных органов от Центра до мест, выражавшихся в системе Советов. Теперь представительные институты в Центре и на местах стали различаться по своему типу, названиям, функциям. Высший представи-тельный орган - двухпалатное Федеральное Собрание - отличается от бывшего Верховного Совета тем, что обе палаты его действуют самостоя-тельно, различаются по функциям, составу, способам формирования и свя-зям с избирателями.

В субъектах Федерации на смену Советам или Верховным Советам пришли законодательные собрания республик, краёв, областей. Это уже не подчинённые, а самостоятельные органы, обладающие своим набором полномочий и прав. Ниже их - тоже самостоятельные муниципальные орга-ны власти, занимающиеся местными делами.

В январе 1994 г. президент провёл реформу, целью которой было раз-ведение функций президентской исполнительской вертикали и правитель-ства, - так, как это вытекает из новой Конституции. Правительство сосредо-точивает в руках высшие функции хозяйственного управления, превраща-ясь в орган хозяйственной, экономической политики. А президентская вер-тикаль концентрирует у себя функции политического руководства - от выс-ших президентских органов до местных администраций. Министерства, имеющие политическое значение (силовые структуры, дела национально-стей и др.), контролируются президентом через институты Совета Безопас-ности и другие конституционные механизмы.

Фактическое исключение России из участия в решении кризиса на Балканах, где Россия испокон веку является защитницей славянских православных народов, ставило РФ на грань войны с НАТО. Но такая война была для России невозможна. Поэтому роль России в решении кризиса свелась к посредническим функциям. Решающую роль сыграл визит в Югославию специального представителя президента Б. Н. Ельцина - В. С. Черномырдина, который сумел убедить С. Милошевича не рассчитывать на военную помощь России и согласиться на вывод югославских войск из Косово.

В итоге Россия в Косово не получила своей зоны ответственности, и Косово разделили на американский, британский, французский, немецкий и итальянский секторы.

После агрессии НАТО против Югославии Россия резко снизила уровень партнёрских отношений с НАТО. Политика западных стран не принесла стабильности на Балканах, но создала в регионе новую "пороховую бочку".

1. Дугин А. Проект "Евразия". - М., 2004;

2. Зенькович Н. Борис Ельцин: разные жизни. В двух книгах. - М., 2001;

3. Зиновьев А. А. Посткоммунистическая Россия. Публицистика 1991-1995 гг. - М., 1996;

4. Зиновьев А. Русская трагедия. Гибель утопии. - М., 2005;

5. Коржаков А. Борис Ельцин: от рассвета до заката. Послесловие. - М., 2004;

6. Никонов В. А. Эпоха перемен: Россия 90-х глазами консерватора. - М., 1999;

7. Суханов Л. Три года с Ельциным. Записки первого помощника. - Рига, 1992.

Покупка готовой работы
Тема: «Развитие России в 1990-е гг.»
Раздел: История отечественного государства и права
Тип: Реферат
Страниц: 25
Цена: 800 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика