Контрольная работа
«Философия (4)»
- 18 страниц
1. В чем выражен рационализм и априоризм платоновского учения о познании?
2. Какова была позиция Ф. Аквинского в споре средневековой философии об универсалиях?
3. Дайте философскую оценку высказыванию Ф. Бекона: «Мы строим в человеческом разуме образец мира таким, каков он оказывается, а не таким, как подскажет каждому его мышление»
4. Чем различаются диалектика Г.В.Ф. Гегеля и диалектика марксизма?
5. Кто трактовал исторический процесс как восхождение к Богочеловече-ству?
6. Каким образом Ф. Ницше обосновал идею « Бог умер»? (Ницше Ф. Так го-ворил Заратустра)
7. За что Э. Фромм в работе «Анатомия человеческой деструктивности» критиковал З. Фрейда?
Под именем «рационализма» известны те философские направления, которые источник всего познания или, по крайней мере, наиболее ценной части его видят в разуме (ratio) или в логическом мышлении. Стремясь к все более и более полному, последовательному и, вместе с тем, одностороннему проведению, рационализм в своем развитии пробегает ряд форм. Из следую-щих друг за другом форм в истории до сего времени выступило три, в из-вестной степени соответствующие трем указанным нами выше формам эм-пиризма. Первую из этих форм рационализма можно назвать априоризмом, вторую — онтологизмом и третью — панлогизмом.
Априоризм можно считать вообще за наивную форму рационализма, потому, что он, как в своей первоначальной форме, а равно, частью, и на бо-лее поздней ступени развития, заключает в себе эмпирические элементы. В своем первоначальном виде априоризм возник из той монистической тенден-ции нашего разума — сводит все разнообразие явлений, данных в опыте, к единству, в форме ли единого первовещества, или единого формального принципа, получившего выражение в числовых отношениях.
В этом смысле древнейшее космологическое умозрение объединяет наивный эмпиризм и априоризм. В своей вере в непосредственную истин-ность отдельных явлений опыта эти умозрения наивно эмпиричны; объясняя происхождение вещей из первовещества или геометрических форм, они при-бавляют к этому наивно эмпирическому элементу априорный элемент, ле-жащий по ту сторону действительного опыта. Так как оба элемента принад-лежат равно к наивной ступени мышления, то, вместе с тем, они и не разли-чаются ясно друг от друга: фактически воспринятое и присоединенное из собственного мышления непосредственно сливается друг с другом.
Одной из проблем средневековой философии являлось решение вопро-са об универсалиях. В переводе с латинского данный термин (universalia) обозначает общие понятия, то есть наиболее широкие, обобщающие большой класс предметов. Например, универсалиями являются понятия «человек», «животное», «растение», «небесное тело» и многие другие. Вопрос заклю-чался в том, существуют ли эти общие понятия реально, самостоятельно, как и вещи, или они – только названия и поэтому существуют только в качестве слов и не во внешнем мире, а в нашем уме.
Мы, скорее всего, считаем, что реально существуют конкретные пред-меты, а общие понятия – это только их обозначения и находятся в нашем сознании. Например, мы говорим, что нет дерева вообще, то есть такого предмета, в котором были бы собраны все возможные на земле деревья. Как нет и животного вообще, и человека вообще, а существуют только конкрет-ные, индивидуальные, единичные животные и люди, а общие понятия - это названия для больших групп сходных между собой предметов. Так считаем мы.
В решении вопроса о природе универсалий философы разделились на 3 лагеря:
1. реалисты - общие понятия (идеи) имеют реальное существование и предшествуют единичным вещам и предметам. Основные представители реализма - Ансельм Кентерберийский и Иоганн Скотт. Реализм - продолже-ние традиций Платона и его теории идей.
2. номиналисты - отрицали онтологическое значение универсалий и ут-верждали что общие понятия существуют только в мышлении, а не в дейст-вительности. Основные представители - Дунс Скотт, Оккам. Как самостоя-тельное течение номинализм основан Росцелленом (он утверждал, что реаль-но существуют только единичные вещи, а общие понятия лишь имена). Но-минализм - продолжение традиций Аристотеля
3. концептуализм - умеренная позиция в споре об универсалиях. Отвер-гался крайний реализм и утверждалось, что в единичных предметах сущест-вует нечто общее, выражаемое понятием. Основные представители концептуализма - Фома Аквинский, Петр Абеляр.
Фома Аквинский - средневековый католический теолог, монах-доминиканец, ученик Альберта Великого, в 1323 был причислен к лику свя-тых. Объективно-идеалистическая философия Фомы Аквинского сложилась в результате теологической интерпретации учения Аристотеля, приспособ-ления аристотелизма к христианскому вероучению.
В споре об универсалиях занимал позиции "умеренного реализма" (Реа-лизм средневековый), признавал универсалии трех видов:
• до единичных вещей (в божественном разуме),
• в самих вещах (как общее в единичном)
• после вещей (в. познающем их человеческом разуме).
Э. Фромм достаточно убедительно критикует два крайних научных на-правления: инстинктивизм и бихевиоризм. По мнению исследователя, одина-ково заблуждаются как те, кто видит истоки агрессивности лишь в биологи-ческих инстинктах, так и те, кто отрицает значимость этих инстинктов и ин-терпретирует человека как марионетку социальной среды. Ученый считает, что агрессивность - достаточно сложный феномен, компоненты которого имеют разную генетическую природу и различную причинную обусловлен-ность: "Если обозначать словом "агрессия" все "вредные" действия, т.е. все действия, которые наносят ущерб и приводят к разрушению живого или не-живого объекта (растения, животного и человека в том числе), то тогда, ко-нечно, поиск причины утрачивает свой смысл, тогда безразличен характер импульса, в результате которого произошло это вредное действие. Если на-звать одним и тем же словом действия, направленные на разрушение, дейст-вия, предназначенные для защиты, и действия, осуществляемые с конструк-тивной целью, то, пожалуй, надо расстаться с надеждой выйти на понимание "причин", лежащих в основе этих действий".
1. Вундт В. Введение в философию. - М., Издательство «Добросвет», 2001.
2. Гегель Г. Философия истории. - СПб.: Наука, 1993.
3. Гусев Д. А. Философия. Популярное учебное пособие. Издательст-во: МПСИ, 2004.
4. История философии. Скирбекк Г., Гилье Н. Пер с англ. - М.: Ввла-дос, 2003.
5. Старовойтов В.В. Жизнь и творчество Эриха Фромма.// Журнал практической психологии и психоанализа. 2007. №1. С.36.
6. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М.: АСТ, 2004.
Тема: | «Философия (4)» | |
Раздел: | Философия | |
Тип: | Контрольная работа | |
Страниц: | 18 | |
Цена: | 70 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Примерный перечень экзаменационных вопросов для итогового (государственного) комплексного междисциплинарного экзамена направление 520400 (030100.62) – «философия»
Контрольная работа:
Русская философия XIX – начала XX вв.
Контрольная работа:
Философия, ее предмет и роль в обществе
Реферат:
Роль философии в жизни общества. Философия душа культуры
Реферат:
Современная неклассическая философия