Контрольная работа
«Философия (4)»
- 18 страниц
1. В чем выражен рационализм и априоризм платоновского учения о познании?
2. Какова была позиция Ф. Аквинского в споре средневековой философии об универсалиях?
3. Дайте философскую оценку высказыванию Ф. Бекона: «Мы строим в человеческом разуме образец мира таким, каков он оказывается, а не таким, как подскажет каждому его мышление»
4. Чем различаются диалектика Г.В.Ф. Гегеля и диалектика марксизма?
5. Кто трактовал исторический процесс как восхождение к Богочеловече-ству?
6. Каким образом Ф. Ницше обосновал идею « Бог умер»? (Ницше Ф. Так го-ворил Заратустра)
7. За что Э. Фромм в работе «Анатомия человеческой деструктивности» критиковал З. Фрейда?
Под именем «рационализма» известны те философские направления, которые источник всего познания или, по крайней мере, наиболее ценной части его видят в разуме (ratio) или в логическом мышлении. Стремясь к все более и более полному, последовательному и, вместе с тем, одностороннему проведению, рационализм в своем развитии пробегает ряд форм. Из следую-щих друг за другом форм в истории до сего времени выступило три, в из-вестной степени соответствующие трем указанным нами выше формам эм-пиризма. Первую из этих форм рационализма можно назвать априоризмом, вторую — онтологизмом и третью — панлогизмом.
Априоризм можно считать вообще за наивную форму рационализма, потому, что он, как в своей первоначальной форме, а равно, частью, и на бо-лее поздней ступени развития, заключает в себе эмпирические элементы. В своем первоначальном виде априоризм возник из той монистической тенден-ции нашего разума — сводит все разнообразие явлений, данных в опыте, к единству, в форме ли единого первовещества, или единого формального принципа, получившего выражение в числовых отношениях.
В этом смысле древнейшее космологическое умозрение объединяет наивный эмпиризм и априоризм. В своей вере в непосредственную истин-ность отдельных явлений опыта эти умозрения наивно эмпиричны; объясняя происхождение вещей из первовещества или геометрических форм, они при-бавляют к этому наивно эмпирическому элементу априорный элемент, ле-жащий по ту сторону действительного опыта. Так как оба элемента принад-лежат равно к наивной ступени мышления, то, вместе с тем, они и не разли-чаются ясно друг от друга: фактически воспринятое и присоединенное из собственного мышления непосредственно сливается друг с другом.
Одной из проблем средневековой философии являлось решение вопро-са об универсалиях. В переводе с латинского данный термин (universalia) обозначает общие понятия, то есть наиболее широкие, обобщающие большой класс предметов. Например, универсалиями являются понятия «человек», «животное», «растение», «небесное тело» и многие другие. Вопрос заклю-чался в том, существуют ли эти общие понятия реально, самостоятельно, как и вещи, или они – только названия и поэтому существуют только в качестве слов и не во внешнем мире, а в нашем уме.
Мы, скорее всего, считаем, что реально существуют конкретные пред-меты, а общие понятия – это только их обозначения и находятся в нашем сознании. Например, мы говорим, что нет дерева вообще, то есть такого предмета, в котором были бы собраны все возможные на земле деревья. Как нет и животного вообще, и человека вообще, а существуют только конкрет-ные, индивидуальные, единичные животные и люди, а общие понятия - это названия для больших групп сходных между собой предметов. Так считаем мы.
В решении вопроса о природе универсалий философы разделились на 3 лагеря:
1. реалисты - общие понятия (идеи) имеют реальное существование и предшествуют единичным вещам и предметам. Основные представители реализма - Ансельм Кентерберийский и Иоганн Скотт. Реализм - продолже-ние традиций Платона и его теории идей.
2. номиналисты - отрицали онтологическое значение универсалий и ут-верждали что общие понятия существуют только в мышлении, а не в дейст-вительности. Основные представители - Дунс Скотт, Оккам. Как самостоя-тельное течение номинализм основан Росцелленом (он утверждал, что реаль-но существуют только единичные вещи, а общие понятия лишь имена). Но-минализм - продолжение традиций Аристотеля
3. концептуализм - умеренная позиция в споре об универсалиях. Отвер-гался крайний реализм и утверждалось, что в единичных предметах сущест-вует нечто общее, выражаемое понятием. Основные представители концептуализма - Фома Аквинский, Петр Абеляр.
Фома Аквинский - средневековый католический теолог, монах-доминиканец, ученик Альберта Великого, в 1323 был причислен к лику свя-тых. Объективно-идеалистическая философия Фомы Аквинского сложилась в результате теологической интерпретации учения Аристотеля, приспособ-ления аристотелизма к христианскому вероучению.
В споре об универсалиях занимал позиции "умеренного реализма" (Реа-лизм средневековый), признавал универсалии трех видов:
• до единичных вещей (в божественном разуме),
• в самих вещах (как общее в единичном)
• после вещей (в. познающем их человеческом разуме).
Э. Фромм достаточно убедительно критикует два крайних научных на-правления: инстинктивизм и бихевиоризм. По мнению исследователя, одина-ково заблуждаются как те, кто видит истоки агрессивности лишь в биологи-ческих инстинктах, так и те, кто отрицает значимость этих инстинктов и ин-терпретирует человека как марионетку социальной среды. Ученый считает, что агрессивность - достаточно сложный феномен, компоненты которого имеют разную генетическую природу и различную причинную обусловлен-ность: "Если обозначать словом "агрессия" все "вредные" действия, т.е. все действия, которые наносят ущерб и приводят к разрушению живого или не-живого объекта (растения, животного и человека в том числе), то тогда, ко-нечно, поиск причины утрачивает свой смысл, тогда безразличен характер импульса, в результате которого произошло это вредное действие. Если на-звать одним и тем же словом действия, направленные на разрушение, дейст-вия, предназначенные для защиты, и действия, осуществляемые с конструк-тивной целью, то, пожалуй, надо расстаться с надеждой выйти на понимание "причин", лежащих в основе этих действий".
1. Вундт В. Введение в философию. - М., Издательство «Добросвет», 2001.
2. Гегель Г. Философия истории. - СПб.: Наука, 1993.
3. Гусев Д. А. Философия. Популярное учебное пособие. Издательст-во: МПСИ, 2004.
4. История философии. Скирбекк Г., Гилье Н. Пер с англ. - М.: Ввла-дос, 2003.
5. Старовойтов В.В. Жизнь и творчество Эриха Фромма.// Журнал практической психологии и психоанализа. 2007. №1. С.36.
6. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М.: АСТ, 2004.
Тема: | «Философия (4)» | |
Раздел: | Философия | |
Тип: | Контрольная работа | |
Страниц: | 18 | |
Цена: | 70 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
682 автора
помогают студентам
23 задания
за последние сутки
10 минут
среднее время отклика
Шпаргалка
«Шпаргалки по философии»Шпаргалка
«Примерный перечень экзаменационных вопросов для итогового (государственного) комплексного междисциплинарного экзамена направление 520400 (030100.62) – «философия»»Контрольная работа
«Русская философия XIX – начала XX вв.»Контрольная работа
«Философия, ее предмет и роль в обществе»Реферат
«Роль философии в жизни общества. Философия душа культуры»