Реферат

«Человек и мир в средневековой философии»

  • 14 страниц
Содержание

1. Возникновение средневековой философии

2. Проблема человека в истории философии

3. Человек и общество: антропоцентризм или социоцентризм ?

4. Проблема личности в философии

Список литературы

Введение

Возникновение средневековой философии очень часто связывают с падением Западной Римской империи (476 год н. э.), однако такая дати-ровка является не совсем корректной.

В это время еще господствует греческая философия, и с ее точки зрения началом всего является природа.

В средневековой философии, напротив, реальностью, определяющей все сущее есть Бог. Поэтому переход от одного мышления к другому не могло произойти мгновенно: завоевание Рима не могло сразу изменить ни социальных отношений (ведь греческая философия принадлежит эпохе античного рабовладельчества, а средневековая философия относится к эпохе феодализма), ни внутреннего миропредставления людей, ни религиозных убеждений, построенных веками.

Формирование нового типа общества длится весьма продолжитель-но. В I - IV веках н. э. конкурируют между собой философские учения стоиков, эпикурейцев, неоплатоников, и в это же время формируются оча-ги новой веры и мысли, которые в последствии составят основу средневе-ковой философии.

Итак, период возникновения средневековой философии I - IV век н. э.

Фрагмент работы

Что такое человек? Вопрос, на который не так просто ответить, как это кажется на первый взгляд.

Философское осмысление человека связано с определенными трудно-стями. Размышляя о человеке, исследователь ограничен и уровнем естест-венно-научных знаний своего времени, и условиями исторической или жи-тейской ситуации, и собственными политическими пристрастиями. Все пе-речисленное, так или иначе, влияет на философское толкование человека. Поэтому современная социальная философия, изучая проблемы человека, интересуется не только собственно проблемами человека, но и другой веч-но актуальной проблемой, которую В. С. Барулин назвал "сопряженностью человека и философии".

Сопряженность человека и философии - это выражение существа фи-лософской культуры. Философская культура является формой самопозна-ния человека, его мировоззренчески ценностной ориентации в мире. По-этому человек всегда находится в основании философской ориентации, он выступает и как ее естественно-гуманитарная предпосылка и столь же ес-тественная цель, сверхзадача философии. Иначе говоря, как уже отмеча-лось выше, человек является и субъектом, и объектом философского по-знания. Какими бы конкретными вопросами ни занималась философия на том или ином этапе своего развития, ее всегда пронизывает реальная че-ловеческая жизнь и устремленность к решению насущных человеческих проблем. Эта связь философии с человеком, его потребностями и интере-сами постоянна и непреходяща.

Взаимосвязь философии и человека, как и социально-философская проблема в целом, исторически изменялась и развивалась. При этом в ис-тории философии можно выделить два параметра эволюции философии:

1) Степень понимания проблемы человека в качестве методологически исходного принципа философствования. Иначе говоря, насколько философ осознает, что именно человек - центр, критерий и высшая цель всего фило-софствования, насколько этот принцип важен.

2) Степень философского осмысления самого человека, его бытия, его смысла существования, его интересов и целей. Другими словами, насколь-ко человек превратился в отдельный и специальный предмет философской рефлексии, с какой теоретической глубиной, с какой степенью привлечения всех средств философского анализа он рассматривается.

Таким образом, проблема человека всегда стояла в центре философ-ских исследований: какими бы проблемами философия ни занималась, че-ловек всегда был для нее проблемой наиважнейшей.

Первые представления о человеке возникают задолго до появления философии - в мифологическом и религиозном сознании. При этом в веро-ваниях древних людей человек, как специфический объект рассмотрения, еще не выделяется из окружающего его природного мира, а представляет собой лишь "младшего родственника" природных объектов. Это наиболее наглядно проявляется в тотемизме - форме первобытных верований, за-ключающейся в поклонении растениям и животным, с которыми якобы су-ществует кровнородственная связь и которые являются сверхъестествен-ными покровителями рода или племени.

В ХХ веке разработка философских и философско-социологических проблем человека приобрела новую интенсивность и развертывалась по многим направлениям: экзистенциализм, фрейдизм, неофрейдизм, фило-софская антропология.

Большое влияние на развитие философских исследований человека оказали фрейдизм и неофрейдизм. Здесь, однако, следует подчеркнуть ошибочность нередко встречающегося мнения, согласно которому неоф-рейдизм - это движение современных последователей австрийского психи-атра З. Фрейда. Неофрейдизм - это философское и психологическое на-правление, отмежевавшееся от ортодоксального фрейдизма. Оно сформи-ровалось в США в 30-е годы, как попытка смягчить потрясшие "добропоря-дочную публику" выводы Фрейда. Благодаря фрейдизму и неофрейдизму получили рациональное объяснение многие явления общественной и инди-видуальной жизни, которые прежде были совершенно непонятными. От-крыв важную роль бессознательного в жизни, как отдельного человека, так и всего общества, фрейдизм позволил объемно и на многих уровнях пред-ставить картину социальной жизни человека.

Для современного изучения философских проблем человека опреде-ляющее значение имел XVIII Всемирный философский конгресс, проходив-ший в 1988 г. в Великобритании. На нем прозвучала мысль о насущной не-обходимости критического анализа традиционных представлений о природе человека. Вместе с тем, неоднократно отмечалось, что исчерпывающее оп-ределение сущности (природы) человека дать невозможно.

Заключение

В формировании личности молодого человека значительное место занимает система образования. Сегодня образование как один из основных социальных институтов общества, активно изучается социологией, но и социальная философия также проявляет к нему интерес, который касается, прежде всего философских проблем воспитания и образования. Нужно отметить, что на протяжении всей своей истории философия не обходила стороной проблемы воспитания и образования, и именно философией, внесен значительный вклад в наращивание этой области знания и деятельности.

Образование входит в повседневную жизнь школьника и студента, становится основным видом их деятельности, поэтому оно может превратиться в центр развития личности и основной источник ее духовного формирования.

Таким образом, задача формирования личности состоит не только в передаче знаний, как полагают многие, это еще и трансляция социального опыта, которая осуществляется в культуре.

Список литературы

1. Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации. М.,1994;

2. Барулин В. С. Социальная философия. Учебник: В 2-х т. М.,1993;

3. Введение в философию. Учебник для вузов. В 2-х ч. М.,1989;

4. Глядков В. А. Философский практикум. Вып.1-3. М.,1994;

5. Замалеев А. Ф. Курс истории русской философии. М.,1995;

6. Кемеров В. Е. Введение в социальную философию. М.,1994;

7. Радугин А. А. Философия. Курс лекций. М., 1995;

8. Лавриненко Н. В. Социальная философия. М.,1995;

9. Современная философия. Словарь и хрестоматия. Ростов н/Дон, 1995;

10. Философский энциклопедический словарь. М.,1989.

Покупка готовой работы
Тема: «Человек и мир в средневековой философии»
Раздел: История отечественного государства и права
Тип: Реферат
Страниц: 14
Цена: 650 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика