Контрольная работа

«Россия в диалоге культур Запада и Востока.»

  • 14 страниц(ы)
  • 2805 просмотров
фото автора

Автор: oli4ek

Введение 3

1. Отношение философов-историков к понятию Восток-Запад 5

2. Проблема Восток-Запад-Россия в диалоге культур 8

3. Специфика России в мировой культуре 11

Заключение 14

Список использованных источников 15

Тема представленной работы – Россия в диалоге культур Запада и Востока.

Актуальность данной темы обусловлена тем обстоятельством, что нынешняя внутренне противоречивая социокультурная ситуация в России вновь требует содержательного осмысления проблемы Запад — Восток.

Для русского национального сознания вновь актуален вопрос: быть России «воплощенным бытием русской культуры» или станет она «слепком» и подобием западной «цивилизационности». Ориентация на либерализацию идеологических основ социальной жизни, капитализацию экономики и производства, культивирование индивидуалистической морали, содержательно входит в противоречие с основами русского национального менталитета: с ориентацией на воплощенную истину социальной справедливости и с соборностью, единством в духе, как идейными основами коллективного существования. Поиски ориентиров бытия в русском сознании никогда не ограничивались и не удовлетворялись в плоскости материальных, прагматических, цивилизационно-технологических по духу интересов, осознание ложности принятых ориентиров бытия может привести как к социальным потрясением, так и к крайним формам социального индефферентизма.

В русской мысли вопрос о духовном самоопределении, в силу действительного срединного и пограничного положения России, связывался с оценками опыта жизни Запада и Востока. В работах Н.М. Карамзина и П.Я.Чаадаева, в размышлениях и спорах западников — с одной стороны, славянофилов и почвенников — с другой, в творчестве Ф.М. Достоевского, J1.H. Толстого и B.C. Соловьева, В.В. Розанова и Н.А. Бердяева, в трудах евразийцев Н.С. Трубецкого, П.Н. Савицкого обосновывались различные варианты культурного самоопределения. Россия виделась то в уникальности и исключительности, то частью Запада, то отождествлялась с Востоком. Ф.М. Достоевский и B.C. Соловьев верили в особое всемирно-историческое предназначение и мессианизм русской культуры.

В современном культурном самосознании народа продолжает быть представленным это различное видение вопроса о русской культурной принадлежности. От того, какая позиция сегодня в России окажется более жизнеспособной зависят судьбы человеческой культуры в целом, поскольку именно с исторической ролью России автор связывает надежды на осуществление подлинного духовного единства, не входящего в противоречие с идеей самобытности национальных культур и государств, но развивающегося только на ее основе.

Цель представленной работы заключается в определении места России в понятийной парадигме Восток – Запад.

Для достижения поставленной цели, необходимо решит ряд задач:

1. Изучить отношение философов-историков к понятию Восток – Запад;

2. Изучить проблему Восток-Запад-Россия в диалоге культур;

3. Изучить специфику России в мировой культуре.

Восток издавна осознавался европейцами как заманчивый и чужой, его восхваляли и порицали, говорили о его стабильности или неисторичности, о глубинной духовности, поднимающей человека над его эмпирическим существованием, или, напротив о косности и рабстве. Эти и многие другие противоречивые определения нашли отражение и в специальных теориях истории, созданных теориями, созданных европейскими философами, культурологами, политологами, историками. При этом Восток, как правило, воспринимался в соотнесении с Западом, так что теоретическое осмысление, осознание его специфики и своеобразия на европейском фоне было и одновременно и проявлением собственного европейского самосознания. Так и сложились поняти «Восток» и «Запад», которыми мы до сих пор – критически или догматически, осознанно или неосознанно – пользуемся [6, с. 96].

Но, что же мы имеем в виду, когда оперируем этими понятиями? Отвечая на этот прямой вопрос, обратимся к философии истории Г.В.Ф. Гегеля, где интересующие нас понятия впервые использованы в строгой теоретической форме.

Под именем «Восток» этот мыслитель объединяет древние цивилизации Азии и примыкающей к ней Северной Африки: Китай, Индию и Персию, а в составе последней – зендский народ (народ Заратустра), Ассирию, Вавилонию, Мидию, Иран, Сирию, Финикию, Иудею и Египет. Кроме того, имея в виду христианскую эпоху всемирной истории, он причисляет к Востоку исламский мир. Таким образом, Восток выступаету Гегеля в виде трёх культурно-исторических миров: китайского, индийского и ближневосточного. Двигаясь дальше на Запад, мы попадаем из Западной Азии (Ближний Восток) в Европу. В древности в ее южной части, на островах и полуостровах северного Средиземноморья сложились две цивилизации (из числа известных во времена Гегеля): греческая и римская. Этот античный мир и возникшая уже в христианскую эпоху западноевропейская цивилизация составляют у Гегеля собственно «Запад». Заметим, что ни Россию, ни современные ему американские государства немецкий философ не включил в состав Запада, ибо вообще не нашел им места в своей философии всемирной истории [1, с.156].

Итак, в гегелевской трактовке, по существу, есть два понятия Запада: 1) расширительное, соединяющее античность и христианскую культуру заподноевропейских народов; 2) узкое, подразумевающее лишь последнюю. Каждая из трактовок имеет своих сторонников. Так, «локалисты» (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби), отвергающие и всемирную историю как целое, и саму философско-историческую антитезу Восток-Запад, допускали использование термина «западный» для обозначения именно заподноевропейского культурного мира как особой самостоятельной цивилизации. А универсально, по-европейски мысливший Э. Гуссерль, как и множество других авторов, называл Древнюю Грецию «духовной родиной» Запада. Компромиссная точка зрения, также имеющая много сторонников, представлена К. Ясперсом в его «Духовной ситуации времени», Он, подобно Шпенглеру, помещает западную культуру среди прочих локальных цивилизаций, но выделяет ее, указав на мировой характер истории, приданный ею в эпоху Нового времени, и на собственные исторические корни Запада, связанные с наследием греков, иудеев и римлян [9, с.58].

Зрелому Ясперсу принадлежит наиболее значительный опыт культурфилософского осмысления всемирной истории, понятий Запада и Востока. Ясперс резко критически воспринимает идеи Гегеля относительно единства всемирной истории и использования понятий мировой «оси». Поскольку христианство осталось фундаментом только западной цивилизации, поскольку христианский рубеж не может считаться «осевым временем», т.е. временем полноты, универсальности и завершенности человеческого существования. Кроме того, универсальность, делает свое открытие Ясперс, может быть обнаружена и ранее, в других культурах, в том числе на Востоке.

Культура – явление целостное и органичное. Она искусственно не конструируется и не трансформируется, подобные эксперименты ведут только к ее разрушению. С большим трудом в сознании многих людей, в том числе и ученых, утверждается идея специфичности и многообразия развития разных культур, каждая из которых по-своему встраивается в общемировой цивилизационный процесс, опираясь на свои глубинные духовно нравственные архетипы, которые не могут быть распределены по рангам на прогрессивные и реакционные.

В мире существуют различные культуры, но они не могут быть хорошими, плохими, правильными, неправильными. Ошибкой является стремление их исправить, улучшить, цивилизовать по какому-то образцу, идеализировать какую-то модель. Подлинные общечеловеческие ценности могут возникнуть только в диалоге всех земных обществ и цивилизаций. Весьма современно звучат слова Ф.М. Достоевского: «Пусть кто-нибудь из теоретиков укажет нам тот общечеловеческий идеал, который выработать из себя должны всякая личность. Целое человечество еще не выработало такого идеала… А если тот общечеловеческий идеал, который у них есть, выработан одним только Западом, то можно ли назвать его настолько совершенным, что решительно всякий другой народ должен отказаться от попыток принести что-нибудь от себя в дело выработки совершенного человеческого идеала и ограничиться только пассивным усвоением себе идеала по западным книжкам».

1. Асмус В.Ф. Античная философия. — М.: Высшая школа, 1999. — 400 с.

2. Барг М. А «Цивилизация». М. : ООО «Издательство АСТ», 2004

3. Богомолова Л. Н, Лазебинкова А. Ю «Основы современной цивилизации». М., 2004.

4. Вопросы философии.Е.Н. Аникеева,А.В.Семушкин 1998

5. Гуревич П.С.«Культурология»: Учебник – 4-е изд; М.:Гардарики, 2005 г.

6. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М., 1991.

7. Драч Г.В. «Культурология», Москва-Альфа-М-ИНФРА-М, 2009 г.

8. История мировой культуры,Чернокозов А.И. 1997.

9. Корсунцев И. Г «Проблемы развития и будущее цивилизации» М.: «Издательство АСТ», 2003.

10. Рязанова С.В. Диалог Запада и Востока.//Автореферат. – Пермь, 1998.

11. Сербиенко В.В. Русская философия: курс лекций. – М. : РГГУ, Омега-Л, 2005.

Покупка готовой работы
Тема: «Россия в диалоге культур Запада и Востока.»
Раздел: Культурология
Тип: Контрольная работа
Страниц: 14
Цена: 200 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика