Курсовая работа
«Мышление и речь»
- 29 страниц
Введение
1.Теоретическое рассмотрение проблемы
1.1. Общее понятие о мышлении
1.2. Речь как инструмент мышления
1.3. Связь мышления и речи
2.Эмпирическое исследование мыслительной деятельности детей дошкольного возраста
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Этапы исследования
2.3. Обработка и анализ результатов
Заключение
Библиография
Проблема взаимосвязи речи и мышления является важным вопросом в психологии. Человек может не только воспринимать вещи, используя анализаторы, но может рассуждать, делать выводы, даже если не имеет личного опыта. Т.е. для человека характерно то, что у него есть не только чувственное, но и рациональное познание.
Для мыслительной деятельности человека важна ее связь не только с чувственным познанием, но и с языком, речью. Благодаря речи становится возможным отвлечь от познаваемого объекта то или иное его свойство и закрепить понятие о нем в специальном слове.
Мысль приобретает в слове необходимую материальную оболочку, в которой она и становится непосредственной действительностью для человека. Человеческое мышление невозможно без языка. Всякая мысль возникает и развивается в неразрывной связи с речью.
Поэтому целью работы является: изучить связь мышления и речи у дошкольников
Предметом исследования: является связь мышления и речи у дошкольников
Объектом изучения: дети младшего дошкольного возраста (10 человек старшего дошкольного возраста, 5-6 лет, детского сада № 14
г. Железногорска)
Цель определила следующие задачи:
1. Изучить литературу по проблеме (рассмотреть взгляды зарубежных и отечественных психологов на проблему связи мышления и речи)
2. Рассмотреть особенности мышления
3. Выявить особенности речи как инструмента мышления
4. Разработать и провести эмпирическое исследование особенностей связи мышления и речи у детей дошкольного возраста
Для решения задач можно использовать следующие методики:
1. Методика выявления овладения общей структурой мыслительной деятельности ( У.В.Ульенковой) // Диагностика и коррекция психического развития детей дошкольного возраста, под ред. Я.Л Коломинского и Е.А. Панько , Минск, 1997//
2. Методика «Последовательность событий» (Урунтаева Г.А.) // Г.А.Урунтаева, Ю.А.Афонькина Практикум по дошкольной психологии, М. 1998 //
Итак, связь речи и мышления не только позволяет глубже проникать в явления действительности, в отношения между вещами, действиями и качествами но и располагает системой синтаксических конструкций, которые дают возможность сформулировать мысль, выразить суждение. Речь располагает более сложными образованиями, которые дают основу для теоретического мышления и которые позволяют человеку выйти за пределы непосредственного опыта и делать выводы отвлеченным вербально- логическим путем. К числу аппаратов логического мышления относятся и те логические структуры, моделью которых является силлогизм. Переход к сложным формам общественной деятельности даёт возможность овладеть теми средствами языка, которые лежат в основе наиболее высокого уровня познания- теоретического мышления. Этот переход от чувственного к рациональному и составляет основную черту сознательной деятельности человека, являющейся продуктом общественно-исторического развития.
1. Выготский Л. С. Генетические корни мышления и речи // Мышление и речь. М.; Л., 1934.
2. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1982. С. 5–36.
3. Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1988.
4. Гальперин П.Я Введение в психологию. М, 1996.
5. Гвоздев А.Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка. М., 1948.
6. Запорожец А. В. Психология. М., 1953.
7. Леонтьев А. А. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
8. Лурия А.Р. Язык и сознание. Ростов- на – Дону 1998.
9. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе. -М., 1986
10. Небылицын В.Д. Темперамент // В.Д. Небылицын. Жизнь и научное творчество / Под ред. А.В. Брушлинского, Т.Н. Ушаковой. М.: Ладомир, 1996. С. 60–67.
11. Новоселова С. Л. Развитие мышления в раннем возрасте. М., 1978.
12. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.; Л.: ОГИЗ, 1932.
13. Поддьяков Н. Н. Мышление дошкольника М., 1977.
14. Пономарев Я. А. Знания, мышление и умственное развитие. М., 1967.
15. Психология. Словарь/Под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.
16. Развитие мышления и умственное развитие дошкольника/Под ред. Н.Н. Поддъякова, А.Ф. Говорковой. - М.: Педагогика, 1985. - 200 с.
17. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1989.
18. Рыбников Н.А. Язык ребенка. М.; Л.: Гос. изд-во, 1926.
19. Ушакова Т.Н. Психология речи и психолингвистика // Психол. журн. 1991. Т. 12. № 6. С. 12–25.
20. Ушакова Т.Н. Функциональные структуры 2-й сигнальной системы. Психофизиологические механизмы речи. М.: Мысль, 1979.
Тема: | «Мышление и речь» | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 29 | |
Цена: | 300 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Сравнительный анализ истории вопроса сигнальных систем действительности
Дипломная работа:
Изучение ритмической организации движений и речи у детей с нарушением речи
Дипломная работа:
Обучение грамоте детей дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи
Контрольная работа:
Интеллект и речь в онтогенезе и филогенезе
Курсовая работа:
Речь и мышление сущность и особенности изучения