Курсовая работа
«Исследования внимания в когнитивной психологии»
- 31 страниц
Введение…3
1. Когнитивный подход к исследованию феномена внимания…4
1.1. Внимание как селекция…4
1.2. Внимание как умственное усилие или ресурсы….9
1.3.Внимание как перцептивное действие (Найссер)…. …13
2. Когнитивные модели внимания …17
Заключение.27
Список литературы .31
Проблема внимания традиционно считается одной из самых важных и сложных проблем научной психологии. От ее решения зависит развитие всей системы психологического знания.
Большинство современных исследований внимания проводится в рамках зарубежной когнитивной психологии, которая начиналась с анализа внимания и памяти. На первом этапе своего развития она находилась под мощным влиянием гештальтпсихологии, кибернетики и методологических установок необихевиоризма. Область когнитивной психологии определяют как исследование процессов приема, хранения, воспроизведения и использования информации (Найсер). В отличие от бихевиоризма здесь утверждается и подчеркивается внутренняя активность субъекта. В то же время когнитивная психология старается придерживаться строго научного подхода к изучению познавательной деятельности человека. Это выражается в высоком статусе и тщательном планировании лабораторных экспериментов, обязательном применении процедур статистической обработки результатов, в стремлении к ясным формулировкам и устранению двусмысленностей на всех этапах научной работы. Многие когнитивные психологи считают, что внимание всегда оставалось "в сердцевине когнитивной психологии" (Кеелл). Более того, как утверждает А. Оллпорт, внимание служит для современной экспериментальной психологии "кодовым наименованием сознания". М. Познер предпочитает использовать понятие внимания в качестве общего наименования поля исследований механизмов осознания событий.
Связь когнитивной психологии с классической психологией сознания постоянно поддерживается благодаря "Принципам психологии" У. Джеймса. Участники симпозиума, посвященного столетию выхода в свет этой "библии" американских психологов, чрезвычайно высоко оценивают вклад У. Джеймса в целый ряд разделов современной психологии, в том числе и, особенно, в психологию внимания. Д. Лаберж считает, что в последние тридцать лет происходила лишь разработка тех положений и идей, которые ясно сформулировал У. Джеймс. Исследования когнитивных психологов обогатили эмпирическую область психологии внимания, как в плане получения новых надежных данных, так и в плане разработки методик и процедур лабораторного эксперимента.
Существенный вклад в изучение внимания в когнитивной психологии был внесен У. Джеймсом, Д.Бродбентом, У.Найссером, Д.Норманом, Т. Рибо, Э. Титченером, Э.Трейсман, К.Черри и многими др.
В отечественной психологии – это Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Добрынин, Л.Н. Леонтьев и Д.Н. Узнадзе. В.П. Зинченко.
Вильгельм Вундт определял внимание как наиболее отчетливое и ясное состояние сознания, как особое его свойство или состояние сознания, при котором происходит наиболее ясное и отчетливое восприятие [Вундт, 1912].
Внимание — необходимая предпосылка возникновения и развития мышления и воли человека, фактор активизации процессов восприятия и памяти.
Поэтому, можно утверждать, что актуальность проблемы исследования внимания в когнитивной психологии обусловлена интересом к использованию данных психологии на практике.
Цель работы: изучить основные подходы к исследованию внимания в когнитивной психологии
Задачи
1. разобрать когнитивный подход к исследованию феномена внимания
2. рассмотреть когнитивные модели внимания и основные функции внимания
Изучив основные подходы когнитивной психологии к изучению внимания можно сделать следующие выводы:
Наиболее известно определение, которое дал вниманию Уильям Джемс: «Каждый знает, что такое внимание. Это когда разум охватывает в ясной и отчетливой форме нечто из того, в чем видится одновременно несколько возможных объектов или ходов мысли. Сосредоточение, концентрация сознания — вот его суть». Внимание как механизм связывания отдельных признаков в образе целостного объекта понимает Э.Трейсман; как механизм селекции (фильтр) в системе переработки информации, позволяющий отбросить или ослабить ненужную информацию на основе анализа ее физических признаков (Д. Бродбент, Э.Трейсман) или смыслового содержания (Д. и Э.Дойч, Д.Норман); «умственное усилие», или ресурсы системы переработки информации, снабженные механизмом их распределения (Д. Канеман); феноменальное и продуктивное проявление ведущего
уровня организации деятельности (Ю. Б. Гиппенрейтер).
В когнитивной психологии выделяют три класса теорий: 1) Внимание как селекция. 2) Внимание как умственное усилие или ресурсы. 3) Внимание как перцептивное действие (Найссер).
Первый подход был сосредоточен на исследовании механизмов селекция, выбора одно или другого объекта, в основном на материале перцептивного материала. Эти исследования начались с рассмотрения феномена «вечеринки с коктейлем», что привело к созданию методики селективного слушания (повторения) Черри. Это позволило создать несколько моделей селективного внимания первая из которых (модель ранней селекции) была создана Бродбентом. Функционирование внимания сравнивалось с работой электромеханического устройства - фильтра, отбирающего информацию на основе сенсорных признаков и работающего по принципу «все или ничего».
Теории направленные на изучение внимания как умственного усилия или ресурсов отвечали на вопрос о том, что определяет политику распределения степени внимания, энергии на разные объекты. С точки зрения Д Канемана, внимание - это трата психических сил на что-то и акт внимания соотносим с умственным усилием (активацией), который определяется не столько желаниями и сознательными интенциями субъекта, сколько объективной сложностью поставленной задачи. Эквивалентом психической затраченной энергии в физиологии является активация. При максимуме активации происходит разрушение решения трудной задачи. Внимание затрачивается на сосредоточение на каком-то мотивационном аспекте и на остальное его не хватает.
Законы распределения ресурсов психической энергии позволяют построить модель: политика распределения ресурсов внимания позволяет выбрать и осуществить специфические формы ответной активности. Ресурсы же (или активация) ограничены на каждый данный момент в зависимости от состояния субъекта (сон, возбуждение, гипервозбуждение и т.д.). Главным фактором распределения ресурсов для человека является блок оценки требований задачи к ресурсам внимания. Это блок контроля определяющий сложность и необходимость задачи. Здесь же существует еще один блок «постоянные правила» который работает по законам непроизвольного внимания и могут вмешаться в момент решения задачи и учесть изменение ситуации и перераспределить энергию между задачами. Также на распределение энергии влияет блок действующих в данный момент интенций, работающих по принципу произвольных действий. Еще на политику влияет общее активационное состояние. Таким образом распределять внимание можно при наличии достаточности ресурсов для их решения.
В подходах, рассматривающих внимание в контексте осуществляемых человеком действий, механизм переработки информации понимается обычно как функциональная система, выстроенная под решение определенной задачи. Внимание связывается со структурой и динамикой решения задачи. Подобный подход снимает необходимость опоры на понятие «ограниченная пропускная способность системы переработки информации».
Современное состояние изучения внимания в когнитивной психологии Перцептивное поле подвергается группировке, и на образовавшиеся группы символов последовательно выделяется все меньшая доля общих ресурсов внимания. Распределение внимания внутри группы оказывается примерно равномерным. Перцептивная организация при этом навязывается цветовым кодированием или пространственной группировкой.
1. Андерсон Дж. Когнитивная психология.- СПб., 2003.- с 86-90, 97-99
2. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М., 1982.
3. Вундт В. Сознание и внимание // Хрестоматия по вниманию. М.: МГУ, 2002.С. 8-25.
4. Выготский Л.С. Избранные психологические произведения. М., 1956.
5. Гальперин П.Я. К проблеме внимания // Хрестоматия по вниманию. М.: МГУ, 2002.С. 8-25.
6. Джемс В. Научные основы психологии. Хрестоматия по вниманию Под редакцией А. Н. Леонтьева, А. А. Пузырея и В. Я. Романова
7. Добрынин Н.Ф. Внимание в процессе регуляции психической деятельности // Хрестоматия по вниманию Под редакцией А. Н. Леонтьева, А. А. Пузырея и В. Я. Романова
8. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. М.: МПСИ 2004.
9. Зинченко Т.П. Опознание и кодирование. М.МПСИ, 2001. С. 182.
10. Келер В., Адаме Л. Восприятие и внимание // Хрестоматия по вниманию.М.: МГУ, 2002.
11. Ломов Б.Ф. О роли практики в развитии теории общей психологии //Вопросы психологии. 1991. № 1. С. 26—35.
12. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: МГУ, 2005.
13. Н. Н.Ланге Внимание // Хрестоматия по вниманию. М.: МГУ, 1996.С. 8-25.
14. Найссер У. Селективное чтение: метод исследования зрительного внимания // Хрестоматия по вниманию. М.: МГУ, 2002.
15. Найсер У. Познание и реальность. Хрестоматия по вниманию / Под ред. Л.Н. Леонтьева и др. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002;
16. Норман Д. Память и внимание // Зрительные образы; феноменология и эксперимент. Часть 2 / Под ред. В.П. Зинченко и др. Хрестоматия М, 1973, с. 100-140;
17. Нейрофизиологические механизмы внимания /Под ред. Е.Д. Хомской. М: Изд-во Моск. ун-та, 2005;
18. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., ПИТЕР., 2004.
19. Титчинер Э.Б. Учебник психологии. 4.1 и 2. СПб.,
20. Ухтомский А.А. Избр. труды. Л., Наука, 1978, с. 253
21. Экспериментальное исследование внимания//Ученые записки МГПИ. 1970. № 381.
22. Ярошевсий М. Г. История психологии. М.: Мысль, 1985.
Тема: | «Исследования внимания в когнитивной психологии» | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 31 | |
Цена: | 350 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Психология межличностных конфликтов
Дипломная работа:
Психологическая готовность студентов-психологов к профессиональной деятельности
Дипломная работа:
Динамика мотивационной готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности
Дипломная работа:
Когнитивный аспект семантики немецких глаголов, выражающих концепт „hören“ (слышать)