Курсовая работа
«Воспитание звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста»
- 68 страниц
Введение…3
1. Теоретическое изучение понятия звуковой культуры речи….5
1.1. Понятие звуковой культуры речи, ее значение для развития личности ребенка….5
1.2. Особенности усвоения звуковой культуры речи детьми дошкольного возраста….10
2. Задачи и содержание работы по звуковой культуре речи….19
3. Методика развития звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста…26
3.1. Развитие слухового внимания и фонематического слуха….26
3.2. Воспитание речевого дыхания….28
3.3. Формирование дикции….31
3.4. Работа над выразительностью речи….33
Заключение …35
Список литературы ….40
Приложения ….42
Воспитание звуковой культуры - одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения. Изучение различных аспектов звуковой стороны речи способствует пониманию закономерностей постепенного формирования ее у детей и облегчает руководство развитием этой стороны речи. Каждому языку свойственна та или иная система звуков. Поэтому звуковая сторона каждого языка имеет свои особенности и отличительные качества. Для звуковой стороны русского языка характерны певучесть гласных звуков, мягкость в произношении многих согласных, своеобразие произношения каждого согласного звука. Эмоциональность, щедрость русского языка находят свое выражение в интонационном богатстве.
Звуковая культура речи - понятие достаточно широкое, оно включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность ее и четкую дикцию. Понятие звуковой культуры речи, задачи работы по ее воспитанию раскрываются О.И. Соловьевой, А.М. Бородич, А.С. Фельдберг, А.И. Максаковым, М.Ф. Фомичевой и другими в учебных и методических пособиях.
В звуковой культуре речи выделяют два раздела: культуру речепроизношения и речевой слух. Поэтому и работа должна вестись в двух направлениях: развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного аппарата, голосового аппарата, речевого дыхания) и на этой основе формирование произношения звуков, слов, четкой артикуляции; развитие восприятия речи (слухового внимания, речевого слуха, основными компонентами которого являются фонематический, звуковысотный, ритмический слух).
Для дошкольников в первую очередь особое значение имеет усвоение звуко- и словопроизношение, так как самым трудным для ребенка бывает овладение артикуляцией отдельных звуков (р, л, ж, ш).
Особое значение правильное звукопроизношение приобретает при поступлении в школу. Одной из причин неуспеваемости учащихся начальной школы по русскому языку называют наличие у детей недостатков звукопроизношения. Дети с дефектами произношения не умеют определить число звуков в слове, назвать их последовательность, затрудняются в подборе слов, начинающихся на заданный звук. Нередко, несмотря на хорошие умственные способности ребенка, в связи с недостатками звуковой стороны речи у него наблюдается отставание в овладении словарем и грамматическим строем речи и в последующие годы. Дети, не умеющие различать и выделять звуки на слух и правильно их произносить, затрудняются в овладении навыками письма. Однако, несмотря на столь очевидное значение этого раздела работы, детские сады не используют все возможности для того, чтобы каждый ребенок уходил в школу с чистой речью. Проблема формирования звуковой стороны речи не потеряла своей актуальности и практической значимости в настоящее время.
Цель данной работы – исследовать проблему воспитания звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие развития звуковой культуры речи и ее значение для развития личности ребенка
2. Проанализировать особенности усвоения звуковой культуры речи детьми дошкольного возраста
3. Разобрать задачи и содержание работы по звуковой культуре речи
4. Разобрать пути и средства воспитания звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста
Объект: особенности звукопроизношения у дошкольников
Предмет: процесс усвоения звукопроизносительной стороны у детей среднего дошкольного возраста
Итак, проблема формирования звуковой стороны речи не потеряла своей актуальности и практической значимости в настоящее время.
Рассмотрев понятие развития звуковой культуры речи и ее значение для развития личности ребенка пришли к выводу, что исследователи детской речи и практические работники отмечают значение правильного произношения звуков для формирования полноценной личности ребенка и установления социальных контактов, для подготовки к школе, а в дальнейшем и для выбора профессии. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение со взрослыми и сверстниками, понятно выражает свои мысли и желания. Речь с дефектами произношения, наоборот, затрудняет взаимоотношения с людьми, задерживает психическое развитие ребенка и развитие других сторон речи.
Проанализировав особенности усвоения звуковой культуры речи детьми дошкольного возраста пришли к выводу, что в дошкольном возрасте имеются все предпосылки для успешного овладения звуковой стороной русского языка. К ним можно отнести соответствующее развитие коры головного мозга в целом, фонематического восприятия речи и речедвигательного аппарата. Способствуют овладению звуковым составом речи и такие особенности ребенка-дошкольника, как высокая пластичность нервной системы, повышенная подражательность, особая восприимчивость к звуковой стороне языка, любовь детей к звукам речи.
Развивая у детей правильную, хорошо звучащую речь, педагоги, по мнению Ф.А. Сохина, должны решать следующие задачи:
1. Воспитывать речевой слух детей, фонематический слух, способность воспринимать данный темп и ритм.
2. Развивать артикуляционный аппарат.
3. Работать над речевым дыханием, чтобы иметь возможность свободно говорить фразами.
4. Воспитывать умение регулировать громкость голоса в соответствии с условиями общения.
5. Формировать правильное произношение всех звуков родного языка.
6. Вырабатывать четкое и ясное произношение каждого звука, а также слова и фразы в целом, т. е. хорошую дикцию.
7. Развивать произношение слов согласно нормам орфоэпии русского литературного языка.
8. Формировать нормальный темп речи, т. е. умение произносить слова, фразы в умеренном темпе, не убыстряя и не замедляя речь, тем самым создавая возможность слушающему отчетливо воспринимать ее.
9. Воспитывать интонационную выразительность речи, т. е., умение точно выражать мысли, чувства и настроение с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма и тембра.
Разобрали пути и средства воспитания звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста. О. И. Соловьева, определяя основные направления работы по воспитанию звуковой культуры речи, отмечает, что «перед педагогом стоят задачи: воспитание у детей чистого ясного произношения звуков в словах, правильного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание отчетливого произношения (хорошей дикции), воспитание выразительности детской речи».
Воспитание звуковой культуры речи включает формирование четкой артикуляции звуков родного языка, правильного их произношения, ясного и чистого произношения слов и фраз, правильного речевого дыхания, а также умения использовать достаточную громкость голоса, нормальный темп речи и различные интонационные средства выразительности (мелодику, логические паузы, ударения, темп, ритм и тембр речи). Звуковая культура речи формируется и развивается на основе хорошо развитого речевого слуха.
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений - М.: Издательский центр `Академия`, 2000.
2. Волкова Л.С. Нарушения детской речи и их устранение в учебно-воспитательном процессе, Хрестоматия по логопедии, т.1, М.: Гуман.центр Владос, 1997
3. Воспитание звуковой культуры речи у детей в ДОУ. Л. Р. Болотина, Н. В. Микляева, Ю. Н. Родионова М., 2001.
4. Воспитание у дошкольников правильной речи. М. Г. Генинг, Н. А. Герман Максаков А.И. 2-е изд. — М.: Мозаика-Синтез, 2005. — 64 с.
5. Гаркуша Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи. – М., 2005.
6. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. М., Просвещение, 2006.
7. Галанов А.С. Игры, которые лечат.- М., “Сфера”, 2000.
8. Галанов А.С. Логопедическая гимнастика.- М., “Премьера”, 2002.
9. Дурова Н. В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие - М.: Мозаика-Синтез, 2000.
10. Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1963.
11. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Феличева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М., 2004.
12. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 2005.
13. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М., 2002.
14. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушением речи / под редакцией Ю. Ф. Гаркуши - М.: Секачев В.Ю. Институт общегуманитарных исследований, 2002.
15. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок, М., Просвещение, 1982
16. Новиковская О. Д. Развитие звуковой культуры у дошкольников. Логопедические игры и упражнения - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.
17. Понятийно-терминологический словарь логопеда. /Под редакцией В.И. Селиверстова - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2007.
18. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М., 2001.
19. Правдина О.В Методика логопедической работы при нарушениях звукопроизношения. Логопедия, ч.1 с172 -211
20. Сохин Ф.А. Основы развития речи дошкольников, М.:МПСИ,2002
21. Развитие звуковой культуры речи у детей 3 - 4 лет. Сценарии учебно-игровых занятий к рабочей тетради "Раз - словечко, два - словечко". Е. В. Колесникова
22. Рождественский Н. С. Речевое развитие младших школьников.– М.: Просвещение, 1970.
23. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979.
24. Туманова Т.В. Исправление звукопроизношения у детей, М.: «Гном- Пресс»,1999
25. Типовые методические рекомендации к программе подготовительной к школе группы детского сада. – М., 1980
26. Тетрадь для закрепления навыков правильной речи у заикающихся дошкольников 5-6 лет (на этапах воспитания самостоятельных форм речи): Пособие для воспитателей детских садов, логопедов и родителей.
27. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии, М., Просвещение,1989
28. Филичёва Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. – М., 2000.
29. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения, М., Просвещение,1989
30. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1988, с.42–63.
31. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. – М., 1978
Тема: | «Воспитание звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 68 | |
Цена: | 500 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Выявление особенностей связной речи у детей среднего школьного возраста
Дипломная работа:
Развитие грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Дипломная работа:
Изучение лексического компонента речи у дошкольников среднего возраста
Дипломная работа:
Особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи iii уровня
Дипломная работа:
Развитите связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня