Дипломная работа

«Материальные и процессуальные аспекты эмансипации»

  • 97 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ….3

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИНСТИТУТА ЭМАНСИПАЦИИ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ….10

1.1. Категория правосубъектности граждан в цивилистической науке …10

1.2. Правовая природа, сущность и значение института эмансипации….27

Глава 2. ОСНОВАНИЯ И ПРОЦЕДУРА ОБЪЯВЛЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ГРАЖДАН ПОЛНОСТЬЮ ДЕЕСПОСОБНЫМИ (ЭМАНСИПИРОВАННЫМИ) ….55

2.1. Трудовая и предпринимательская деятельность подростков как основание объявления их эмансипированными…55

2.2. Процедура и правовые последствия, признания гражданина эмансипированным….70

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.…86

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.….91

Введение

Проблема прав человека — одна из важнейших проблем, сопровождающих человечество. Необходимость ее решения определяется тем, что реализация прав человека является главным условием существования и развития общества. В настоящее время большинство государств мира взяли курс на формирование гражданского общества, построение правового государства, о чем свидетельствует наделение граждан широким комплексом прав и свобод.

Определяя правовое положение гражданина как субъекта гражданских правоотношений, действующий ГК РФ содержит целый ряд новых положений, ранее неизвестных не только советскому, но и русскому дореволюционному законодательству. Это, в частности относится к установленной возможности приобретения полной гражданской дееспособности гражданами, не достигших совершеннолетнего возраста. По общему правилу гражданская дееспособность, как и прежде, возникает с достижением гражданином восемнадцати лет. Однако при определенных условиях несовершеннолетний может приобрести полную гражданскую дееспособность по достижении шестнадцати лет. Подросток приобретает полную дееспособность не автоматически, а только по решению органа опеки и попечительства или суда об объявлении его эмансипированным.

Возможность признания подростка полностью дееспособным (эмансипированным) обусловлена целым рядом причин. Учитывается более быстрое физиологическое созревание подростков (акселерация), стремление подростков казаться старше, прибрести определенную независимость от опекающих их родителей. Однако стремление подростков к экономической независимости вызвано также изменившимися социальными условиями. Кризис экономики сказался на всех сторонах жизни страны и общества. Вынужденная безработица миллионов взрослых побуждает их детей искать какой-то источник дохода. Платность внешкольного образования, недоступность для многих бесплатного высшего образования также способствует более раннему социальному взрослению подростков, стремящихся собственным трудом приобрести экономическую свободу. Этому способствует возможность получения полной гражданской дееспособности. С правовой точки зрения эмансипированный подросток приравнивается к совершеннолетнему гражданину. В связи с эти возрастает его значимость как личности. Такой подросток признается достигшим такой социальной зрелости, которой обладает взрослый гражданин. Таким образом, учитываются индивидуальные особенности развития подростка, устраняются препятствия равного участия подростка в гражданских правоотношениях наряду со взрослыми.

Одинаковое со взрослыми правовое положение эмансипированных подростков проявляется и в равной с ними ответственности за свои действия, что требует очень тщательного подхода к признанию подростков эмансипированными, поскольку не все они готовы взвалить на свои еще не окрепшие плечи вместе с самостоятельностью соответствующие ей обременения. В возникающих для несовершеннолетних, признанных эмансипированными, обременениях (в частности, самостоятельной гражданско-правовой ответственности) заложено препятствие, которое могут преодолеть лишь подготовленные для этого подростки. Это обстоятельство должно побуждать лиц, принимающих решение об эмансипации подростка, тщательно относиться к выяснению всех обстоятельств. Необходимо учитывать то обстоятельство, что подростковый возраст имеет такие функциональные особенности, как повышенная возбудимость, неуравновешенность, раздражительность, быстрая утомляемость. Для подростков характерна двойственность поведения. Отстаивая перед взрослыми свою позицию, добиваясь равных прав, стремясь расширить рамки дозволенного, подросток одновременно ждет от взрослых помощи, поддержки и защиты, ожидает, что они обеспечат относительную безопасность этой борьбы, оградят его от слишком рискованных шагов. Ошибка может быть чревата как для подростка, так и для других лиц, вступающих с ним в гражданские правоотношения. Значимость эмансипации для подростка заключается, таким образом, в том, что «через борьбу за эмансипацию, за собственную независимость, происходящую в относительно безопасных условиях и не принимающую крайних форм, подросток удовлетворяет потребности в самопознании и самоутверждении, у него не просто возникает чувство уверенности в себе и способность полагаться на себя, но и формируются способы поведения, позволяющие ему в дальнейшем справляться с жизненными трудностями» . Отсутствие жизненного опыта, умения вести дело, азарт, высокая степень подражательства - все это факторы риска не только для подростка, но и для окружающих. Нередко угроза общественным устоям исходит не столько от самонадеянности подростка, сколько от взрослых, стоящих за его спиной и прикрывающихся им в «прокручивании» кредитов, аренды, особенно во взаимоотношениях с государственным сектором, где возможностей «спрятать концы» в современной практике куда больше, чем в иной сфере предпринимательства . Более того, очевидны и криминологические последствия досрочного объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным.

Эмансипация подростков имеет значение и для общества. Признание за ним правового положения, соответствующего его социальной зрелости, способствует более ранней созидательной реализации им своих сил и способностей. Трудовая деятельность подростка, являющаяся необходимым условием эмансипации, отвлекает его от компаний сверстников, ведущих неправильный, порой антисоциальный образ жизни.

Лаконичность ст. 27 ГК РФ, предусматривающей эмансипацию, порождает множество вопросов теоретического и практического характера. В частности, отсутствует правовая регламентация процедуры объявления несовершеннолетнего эмансипированным органом опеки и попечительства. Отсутствуют рекомендации относительно тех требований, которым должен соответствовать подросток, желающий стать эмансипированным. Ничего не сказано о социальной зрелости такого подростка и относительно того, кто должен ее определять. Полагаться только на родителей в таком случае не всегда правильно. Для некоторых родителей эмансипация ребенка может быть выгодной.

Сегодня эмансипация подростков не носит массового характера. Такое положение объясняется тем, что трудовая и предпринимательская деятельность несовершеннолетних не стала обычным явлением российской действительности . Определенная категория молодежи, в частности проживающая в детских домах, приютах и интернатах, безнадзорные и беспризорные дети, дети, проживающие в зонах военных и межнациональных конфликтов, подростки, содержащиеся за различные правонарушения в воспитательных колониях, в местах лишения свободы, реально воспользоваться имеющейся у них возможностью быть эмансипированными не смогут.

Эти обстоятельства, а также отсутствие теоретического исследования по проблеме эмансипации несовершеннолетних обусловили выбор темы дипломного исследования.

Объектом исследования является эмансипация несовершеннолетних.

Предметом исследования является изучение материальных и процессуальных аспектов эмансипации.

Целью данной работы является исследование феномена эмансипации в аспекте гражданско-правового положения несовершеннолетних граждан: определение его правовой природы, квалифицирующих признаков; исследование влияния эмансипации на правовой статус несовершеннолетнего; разработка предложений по совершенствованию законодательства, посвященного гражданско-правовому положению несовершеннолетних.

Исходя из этого ставятся следующие задачи:

- обобщение имеющихся взглядов на понятие и содержание правосубъектности граждан;

- определение правовой характеристики гражданско-правового положения несовершеннолетних с учетом социально-экономических изменений в нашей стране;

- проведение анализа эмансипации и гражданско-правового положения несовершеннолетних по законодательству РФ;

- исследование правовой природы эмансипации;

- определение условий и материально-правовых предпосылок для эмансипации;

- решение проблемы осуществления несовершеннолетним права на занятие предпринимательской деятельностью как основания для эмансипации;

- рассмотрение процедур эмансипации и выявление степени эффективности их регулирования;

- анализ правовых последствий эмансипации несовершеннолетнего гражданина в частно-правовых и публично-правовых отношениях;

- формулирование предложений и рекомендаций по совершенствованию законодательства и практики его применения.

Методологическая основа исследования. Для достижения указанной цели и решения поставленных задач исследование основывалось на положениях диалектического метода познания, позволяющего рассматривать институты права во взаимосвязи и развитии, частнонаучных (исторического, формально-логического, лингвистического, системного анализа), а также специально-юридических методов (нормативного, сравнительно-правового, метода правового моделирования).

Фрагмент работы

1.1. Категория правосубъектности граждан в цивилистической науке

Согласно традиционному взгляду, бытующему в цивилистической доктрине, участниками гражданских правоотношений являются субъекты гражданского права. По ГК РФ таковыми являются граждане (физические лица), юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. В теории права сложилось устоявшееся представление, что субъект права - это атом юридической теории, простейший, неразложимый далее элемент .

Если одни ученые обосновывали правосубъектность как объективно необходимую категорию, обусловленную социально-экономическим строем общества и обозначали ее как возможность быть субъектом прав и обязанностей с учетом всех общих и специальных предпосылок, то другие давали социально-экономическое обоснование правосубъектности исходя из того, что лицо, являясь участником каких-либо общественных отношений, урегулированных нормами права, должно обладать правами и обязанностями (объективное право обеспечивает данное лицо мерой возможного поведения для нормального функционирования общественных отношений), а третьи - социальное содержание правосубъектности раскрывали как социальную свободу и долг лица в обществе и перед обществом (рассматриваемые свобода и долг - это не природная свобода и необходимость, а явление социального порядка, приобретающее соответствующую правовую форму в виде единства юридических способностей к обладанию, приобретению, осуществлению и распоряжению правами и обязанностями).

По мнению В.А. Витушко, такое определение понятия и круга субъектов права логично, но требует адекватного отражения в законодательстве посредством закрепления родового и видовых понятий субъектов гражданского права. В связи с этим первичными клеточками гражданско-правового воздействия обычно рассматриваются граждане либо юридические лица . Но это положение абсолютно оправдано, потому что физические и юридические лица являются основными участниками регулируемых гражданским законодательством отношений. А когда в гражданском обороте участвует Российская Федерация и (или) субъекты РФ, то к ним все равно применяются нормы, определяющие участие юридических лиц, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов (ст. 124 ГК РФ). Поэтому трудно согласиться с выводом этого автора о том, что общая часть ГК РФ должна содержать определение общего и специальных понятий субъектов гражданского права, а также критерии классификации этих лиц, потому что в гражданском обороте, так или иначе, участвуют либо физические, либо юридические лица.

Для того чтобы перечисленные лица могли быть субъектами (участниками) гражданских правоотношений, они должны обладать правосубъектностью.

Большое внимание понятию правосубъектности уделял Братусь С.Н. Со временем предлагаемая им трактовка данного понятия несколько трансформировалась, но основная мысль его рассуждений оставалась неизменной. Если в ранних работах правосубъектность отождествлялась с правоспособностью, то в более поздних – правосубъектность рассматривалась как тождественная термину субъект права, лишь слагаемые этого термина, по его мнению, поменялись местами. B одних случаях достаточно обладать только правоспособностью для возникновения и нормального осуществления правосубъектности, в этом случае отсутствующая дееспособность дополняется действиями другого лица (в отношении физических лиц). B других случаях, правосубъектность возникает лишь при наличии право и дееспособности (в отношении юридических лиц). Понятие правосубъектности определялось как признанная способность лица иметь права и нести обязанности. Но правосубъектность в гражданском праве одна - это правоспособность.

Не отрицая понятия правосубъектности, Яковлев B.Ф., высказывался о том, что наделение лица гражданской правоспособностью означает признание его субъектом гражданского права. Поэтому правоспособность иногда называют правосубъектностью. Правоспособность есть одновременно правосубъектность, однако это особый ее вид, главное в правоспособности - это ее правонаделительный характер.

Доказывая свои рассуждения Яковлев B.Ф., приводит следующие аргументы. Поскольку лицо может быть субъектом правоотношения независимо от того, способно ли оно приобретать, осуществлять права и обязанности своими действиями, независимо от того, обладает ли оно дееспособностью, правосубъектность не представляет собой совокупности правоспособности и дееспособности. Следовательно, наличие правоспособности, по мнению Яковлева B.Ф., означает также наличие правосубъектности независимо от дееспособности субъекта.

Возникает вопрос, как быть с таким субъектом права, как юридическое лицо, правоспособность и дееспособность которого неотделимы, возникают и прекращаются в один и тот же момент. Недееспособных же юридических лиц не существует.

Заключение

Работа над настоящей дипломной работой показала, что нормы института эмансипации недостаточны для урегулирования всех возникающих проблем, кроме того, далеко несовершенны.

Если исходить из жизненного опыта и юридической практики применения института эмансипации, то следует сделать вывод о том, что в настоящее время институт эмансипации представляет собой исключение из общего правила и поэтому он не должен рассматриваться как всеобщее руководство к действию. Законодатель ввел этот институт для отдельных граждан, зрелость которых достигла требуемого уровня .

Таким образом, нормы института эмансипации недостаточны для урегулирования всех проблем, возникающих на практике, поэтому при разрешении вопроса о наделении эмансипированных граждан теми или иными правами совершеннолетних лиц целесообразно решать, исходя из смысла ч. 3 ст. 55 Конституции, т.е. с учетом вероятности того, приведет ли обладание данным правом несовершеннолетними гражданами к нарушению основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и интересов других лиц.

Три условия наступления эмансипации, которые предусмотрены в Гражданском кодексе Российской Федерации, и последствия, которые возникают после объявления несовершеннолетнего эмансипированным, позволяют сделать вывод о том, что с эмансипацией связаны изменения лишь в отдельных гражданских и семейных правоотношениях лица. В целом лицо остается ребенком и обладает всеми связанными с этим правами.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Законодатель определил, что нижняя граница возраста привлечения к правовой ответственности составляет 16 лет. Это является общим для всех отраслей критерии: лицо, достигшее 16 лет, уже способно отвечать за свои поступки.

Поэтому абзац первый пункта первого ст. 27 ГК РФ изложить в редакции: «Несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным (эмансипированным) по усмотрению органа опеки и попечительства либо суда. В частности, такое объявление возможно, если лицо работает по трудовому договору не менее двух месяцев, является членом производственного кооператива либо намерено заниматься предпринимательской деятельностью».

Тем не менее, как мы видим, из положений действующего гражданского законодательства лицо станет полностью дееспособным только по достижении им 18 лет, что будет означать для него возможность отвечать за свои действия своим имуществом. Этот вариант представляется наиболее правильным, так как административная и уголовная ответственность предполагают возложение мер личного характера, что иногда необходимо, так как процесс формирования личности незавершен и подобные воспитательные меры могут оказаться полезными, а возлагать полную имущественную ответственность на всех лиц, достигших 16 лет, было бы несправедливо, да и в действительности не все несовершеннолетние обладают реальной возможностью нести имущественную ответственность за свои действия, так как у них вовсе отсутствует какое-либо имущество.

Исходя из положений действующего законодательства, понимаешь, что было более целесообразно установить в качестве основания эмансипации юридический акт более широкого характера. Прежде всего, нужно определить степень психической зрелости лица, которое должно быть объявлено эмансипированным. Необходимость установления степени психической зрелости лица даст основания для признания лица самостоятельным субъектом юридической ответственности, независимо от ее видов (административной, уголовной, гражданской, налоговой). Зрелость несовершеннолетнего должна определяться органом опеки и попечительства либо судом по их усмотрению на основании совокупности целого ряда факторов: педагогической, психологической характеристики несовершеннолетнего, уровня его интеллекта, умением несовершеннолетним применять тот объем знаний, который им был получен в процессе получения образования и т.п. Все эти характеристики должны в первую очередь подтвердить готовность несовершеннолетнего к решению различных задач, возникающих при занятии предпринимательской деятельностью, а также осознание самим несовершеннолетним необходимости отвечать за свои действия. Если процедура объявления несовершеннолетнего носила бы именно такой порядок, то согласие родителей на эмансипацию тогда следовало бы рассматривать не как необходимое условие, а как элемент самой процедуры эмансипации несовершеннолетнего.

Таким образом, законодатель установил два варианта процедуры объявления эмансипированным в зависимости от наличия согласия законных представителей несовершеннолетних. Если согласие имеется, эмансипацию своим решением производит орган опеки и попечительства, а если оно отсутствует, эмансипация производится на основании решения суда.

2. Более подробное правовое регулирование этой процедуры в законодательстве отсутствует, поэтому возникает вопрос о том, кто именно обращается с заявлением об эмансипации. Анализ норм показал, что законными представителями ребенка являются родители и иные лица, но, когда законные представители ребенка по каким-либо причинам не могут или не желают ходатайствовать об его эмансипации, тогда такое право должно в силу ст. 56 СК РФ автоматически возникать у самого несовершеннолетнего, то есть сам ребенок вправе обратиться за защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет – в суд.

Абзац второй и третий пункта первого ст. 27 ГК РФ предлагается скорректировать следующим образом: «Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипированным) производится органом опеки и попечительства по заявлению несовершеннолетнего при наличии письменного согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При отсутствии указанных лиц либо при отсутствии их согласия на эмансипацию, а также при отказе органа опеки и попечительства в эмансипации несовершеннолетний может быть объявлен полностью дееспособным (эмансипированным) по решению суда. Если родители проживают раздельно и родитель, с которым проживает несовершеннолетний, дает согласие на эмансипацию, орган опеки и попечительства разрешает этот вопрос в зависимости от интересов несовершеннолетнего и с учетом мнения другого родителя. Учет мнения родителя не обязателен при невозможности установления его места нахождения, лишении его родительских прав, признании недееспособным, а также в случаях уклонения родителя без уважительных причин от воспитания и содержания ребенка».

Вопрос, который заключается в том, в какой форме должно быть выражено согласие родителей, нашел свое отражение в настоящей работе. На мой взгляд, для этого следует установить следующую процедуру: согласие родителей и иных представителей на эмансипацию несовершеннолетнего должно быть выражено в письменной форме, оно может быть выражено также устно, однако родители (усыновители, попечитель) должны лично поставить свою подпись в соответствующем документе. Если такая возможность у законных представителей отсутствует, то их письменное согласие должно быть удостоверено нотариусом.

Отсутствие перечня документов, на которые может ссылаться заявитель в обоснование своего заявления об эмансипации, также затрудняет возможность на практике применить нормы института эмансипации.

Таким образом, при обращении в орган опеки и попечительства с просьбой об эмансипации законодателю следует определить перечень документов, к таким документам можно отнести: характеристику с места учебы, работы или места жительства, документы об образовании, документы о дополнительном образовании, копию трудового договора (контракта) или копия трудовой книжки несовершеннолетнего, справку о том, что лицо не состоит на учете в наркологическом и психоневрологическом диспансере, сведения об имуществе заявителя. И здесь хотелось бы отметить, что последнее требование, требование о предоставлении сведений о своем имуществе, должно предъявляться к любому гражданину, желающему получить статус индивидуального предпринимателя, а не только эмансипированного.

3. Также работа над нормами института эмансипации показала, что правило о том, что только по достижении 16 лет несовершеннолетний имеет право обратиться в суд с заявлением об эмансипации, входит в противоречие с нормой ст. 56 СК РФ, которая гласит, что ребенок имеет право самостоятельно обратиться за защитой своих прав и интересов в суд по достижении им 14 лет. Таким образом, даже с принятием нового ГПК РФ не разрешился вопрос о возрастном цензе при обращении в суд за защитой своих интересов несовершеннолетним. Следует указать и на то, что ч. 2 ст. 287 ГПК РФ не полно отражает сложившуюся практику при рассмотрении вопроса об эмансипации несовершеннолетнего.

Предлагаем дополнить ст. 27 ГК РФ формулировкой: «Эмансипация, произведенная органом опеки и попечительства с нарушением указанных в пункте 1 настоящей статьи правил, может быть признана судом недействительной по требованию самого несовершеннолетнего, родителей (лиц, их заменяющих), органа опеки и попечительства, прокурора и других заинтересованных лиц. Эмансипация признается недействительной со дня объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным, а в исключительных случаях по усмотрению суда — с момента вступления решения суда в законную силу».

В соответствии с ч. 2 ст. 287 ГПК РФ заявление об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособного принимается судом при отсутствии согласия родителей (одного из родителей), усыновителей или попечителя объявить несовершеннолетнего полностью дееспособным. Эта норма не до конца реализует механизм применения конституционной нормы, которая предусмотрена ч. 1 ст. 46 Конституции РФ \"Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод\". Поэтому было бы целесообразно внести дополнение ч. 2 ст. 287 ГПК РФ, которые бы указывали на то, что вторым основанием принятия такого заявления являлся бы отказ органа опеки и попечительства объявить несовершеннолетнего полностью дееспособным.

Например, согласно п. 2 ст. 62, п. 1 ст. 64 СК РФ родители, достигшие 16 лет, выступают в качестве законных представителей ребенка в суде. Таким образом, российский законодатель установил, что эмансипированный несовершеннолетний не имеет права выступать в качестве представителя в суде общей юрисдикции.

Объявление несовершеннолетнего эмансипированным не влечет его статуса в трудовом правоотношении. Несовершеннолетние, не достигшие 18 лет в трудовых правоотношениях приравниваются в правах к совершеннолетним, а в области охраны труда, рабочего времени, отпусков и некоторых других условий труда пользуются установленными законом льготами. Таким образом, после эмансипации лица, работающего по трудовому договору, работодатель не вправе изменять условия труда, ссылаясь на сам факт эмансипации.

При проведении процедуры эмансипации речь должна идти только о подаче заявления самим несовершеннолетним. Инициатива должна исходить именно от него, так как в ходе этой процедуры будет разрешаться вопрос, имеющий самое непосредственное отношение к осуществлению его конституционного права на занятие экономической деятельностью в силу ст. 34 Конституции РФ.

Список литературы

Нормативные документы

1. Конституция Российской Федерации (с изм. от 14.10.2005) // Рос.газ 1993.-№25 декабря. Сбор.Законодательства РФ.-2005.- № 42. Ст. 4212.

2. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Сборник международных договоров СССР, выпуск XLVI, 1993.

3. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 21.07.2005) // Сбор.Законодательства РФ.-1994.- № 32. Ст. 3301, Сбор.Законодательства РФ.-2009

4. Семейный Кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ // (ред. от 30.06.2008).

5. Жилищный Кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.2004) (ред. от 04.05.2010)

6. Гражданский процессуальный Кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 30.04.2010) // Сбор. Законодательства РФ.-2009.- № 30 (ч. 1). Ст. 3104.

7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 19.05.2010) // Сбор. Законодательства РФ-.2009.- № 40. Ст. 3986.

8. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 21.12.2004) // Сбор. Законодательства РФ.-1998.- № 31. Ст. 3802. Сбор. Законодательства РФ.- 2004.- № 52 (часть 1). Ст. 5274.

9. Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 № 122-ФЗ (ред. от 22.08.2004 № 122 –ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 21.12.2004 N 170-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ, от 30.06.2007 N 120-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 28.04.2009 N 71-ФЗ) contact@consultant.r*

10. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159-ФЗ (ред. от 22.08.2004) // (с изменениями от 8 февраля 1998 г., 7 августа 2000 г., 8 апреля 2002 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г., 17 декабря 2009 г.) contact@consultant.r*

11. Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995 № 81-ФЗ (ред. от 29.12.2004) // Изменения, внесенные Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ, вступили в силу с 1 января 2010 года. contact@consultant.r*

12. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 (ред. от 21.07.2005) // (ред. от 27.12.2009) (с изм. и доп., вступающими в силу с 29.01.2010) contact@consultant.r*

Специальная литература

13. Аксенчук Л.А. Правоспособность несовершеннолетнего в сфере предпринимательской деятельности // Законодательство. – 2001. – № 12.Александрова А.П. Защита прав несовершеннолетних при сделках с недвижимым имуществом // Адвокат. – 2004. – № 10.

14. Афанасьев Ю.Н. Образовательная антиутопия // Отечественные записки. – 2002. – № 1.

15. Белова С.Н. К вопросу о понятии и правовой сущности эмансипации несовершеннолетних //\"Черные дыры\" в Российском Законодательстве. Юридический журнал. 2007. №6. С. 145

16. Белова С.Н. Право несовершеннолетнего на эмансипацию и его гражданско-правовая защита. – М., 2008.

17. Белова С.Н., Бутнев В.В. О некоторых проблемах института эмансипации несовершеннолетних // Правоведение. 2009. №3. С. 48

18. Беспалов Ю.Ф. Защита гражданских и семейных прав ребенка в Российской Федерации: Учебно-практическое пособие. - М., 2004.

19. Богданов В.В. Российское образовательное законодательство: актуальные проблемы // Сб. научных трудов Академии права и управления. Вып.1. – М., 2001.

20. Букшина С.В. Эмансипация несовершеннолетних граждан по законодательству Российской Федерации. – М, 2003.

21. Братусь С.Н. Юридическая ответственность и законность. М., 1976. С. 73-74;

22. Василенко В.И. К проблемам эмансипации несовершеннолетних // Труды юридического факультета Ставропольского государственного университета. 2005. Вып. 8. С. 54

23. Власова М.В. Постатейный комментарий к семейному кодексу Российской Федерации. – М.: Гросс Медиа, 2009.

24. Власова А.В. Структура субъективного гражданского права. Дисс. .к.ю.н. Ярославль, 1998. С. 120 и др.

25. Гаврилов Э.П., Городов О.А., Гришаев С.П., Кузьмина Н.Г. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. – М.: Проспект, 2007.

26. Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации. – М.: Экзамен, 2004.

27. Гражданское право: Учебник / Под ред. Е.А.Суханова. – М.: Волтерс Клувер, 2009. – Т. 1.

28. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., Т. 4. С. 664. Электронный словарь. В.И. Даль 2008-2009 Copyright(C)

29. Ермаков В. Юстиция обязана защищать права и законные интересы несовершеннолетних // Российская юстиция. – 2000. – № 10.

30. Клейменов А.В., Дуда И.И. Из каких видов доходов производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей // Гражданин и право. – 2002. – № 2.

31. Колесова Н. С. Особенности современного социально-демографического состояния России // Права человека как фактор стратегии устойчивого развития. – М., 2000.

32. Комментарий к гражданскому кодексу Российской Федерации (часть первая) / под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина. М., 2009, Консультант Плюс

33. Комментарий к Семейному кодексу РФ. М., 2009. С. 264-265.

34. Крашенинников П.В., Решетникова И.В., Рузакова О.А., Манылов И.Е. Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу РФ. – М.: Статут, 2006.

35. Лапач В.Л. Субъективные гражданские права и основания их возникновения // Журнал российского права. 2007. N 10. С. 90-106;

36. Летова Н.В. Усыновление в Российской Федерации: правовые проблемы. – М.: Волтерс Клувер, 2006.

37. Макаров Г.П. Имущественные и трудовые права несовершеннолетних граждан // Гражданин и право. 2000. №1. С. 18

38. Малько А.В. Субъективное право и законный интерес // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2000. N 3. С. 3048;

39. Международно-правовое обеспечение безопасности человека (по материалам «круглого стола») // Государство и право. – 2009. – № 7.

40. Михайлова И.А. Некоторые аспекты дееспособности несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет // Нотариус. - М.: Юрист, 2009, № 4. - С. 17-21.

41. Мичурина Л.В. Субъективное право в системе юридических средств гражданско-правового регулирования (структурно-функциональный анализ). Дисс. .к.ю.н. М., 2008

42. Настольная книга мирового судьи: Учебно-методическое пособие / Буденко Н.И., Вербицкая Л.Б., Галкин А.И. и др. - М.; БЕК, 2009.

43. Нечаева А.М. Судебная защита прав ребенка: Учебно-практическое пособие. – М.: ЭКЗАМЕН, 2003.

44. Позднякова О.С. Эмансипация как новый институт в гражданском праве // Актуальные проблемы юридической науки и практики. Сборник научных трудов. – М., 2006. С. 110

45. Пчелинцева Л.М. Обеспечение безопасности несовершеннолетних граждан семейно-правовыми средствами // Журнал российского права. – 2008. – № 6.

46. Ручкина Г.Ф. Предпринимательская правосубъектность как элемент правового статуса гражданина // Юрист. 2008. N 10. С. 5.

47. Савельева Н.М. Иститут эмансипации: проблемы применения // Профессионал. Научно-методический информационный журнал. 2009. №2. С. 108

48. Сапогов В.М. «Правовой статус несовершеннолетнего в Российской Федерации» как дисциплина по выбору для студентов юридических вузов // Сб. научных трудов Академии права и управления. Вып.1. – М., 2007.

49. Семейное право: проблемы и перспективы развития (Материалы «круглого стола») // Государство и право. – 2009. – № 9. – С.93, 96.

50. Сергейчева Н.Т., Боротюк Е. Обзор судебной практики по гражданским делам о лишении родительских прав // Государство и право. 2009. №11. С. 16

51. Сорокин С. Имущественные права ребенка в семье // Российская юстиция. 2008. №2. С. 14

52. Супатаев М.А. Права человека и цивилизация // Права человека: итоги века, тенденции, перспективы / Под ред. Е.А. Лукашевой. – М., 2002.

53. Сурков В.П. Эмансипация как основание возникновения и реализация полном гражданской дееспособности несовершеннолетних граждан // Актуальные проблемы частноправового регулирования. Материалы Всероссийской III научной конференции молодых ученых. – М., 2003. С. 87

54. Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. М., 2001.

Материалы судебной практики

1. Постановление Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8 \"О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации\" // Вестник ВАС РФ. 1996. № 9.

2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. № 10 \"О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей\" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1998. №6.

3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 4 июля 1997 г. N 9 \"О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления\" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1997. №7

4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 4 мая 1990 г. N 4 \"О практике рассмотрения судами Российской Федерации дел об ограничении дееспособности граждан, злоупотребляющих спиртными напитками или наркотическими веществами\" (в ред. от 21 декабря 1993 г., с изм. и доп. от 25 октября 1996 г.) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996. №11.

5. Определение СК РФ Верховного Суда РФ от 14 января 2000 г. по делу N 65-Вп99-8 «Об отмене судебных актов, принятых по иску о возмещении расходов на лечение ребенка и компенсации морального вреда, обращенному к родителям малолетнего учащегося» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2000. № 2.

Покупка готовой работы
Тема: «Материальные и процессуальные аспекты эмансипации»
Раздел: Государство и право
Тип: Дипломная работа
Страниц: 97
Цена: 2000 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика