Курсовая работа
«Проблемы психологии сознания»
- 30 страниц
Содержание
Введение ….….3
1. Психология сознания….….6
2. Структура сознания… ….….9
3. Труд и психическое развитие человека….11
4. Сознание как высшая ступень развития психики….15
5. В. Вундт о процессах сознания….21
Заключение….….….25
Список литературы….….….….27
Актуальность темы заключается в том, что существенное отличие че-ловека от животных состоит в его способности рассуждать и мыслить абст-рактно, размышлять о своем прошлом, критически оценивать его, и думать о будущем, разрабатывая и реализуя планы и программы. Все это связано со сферой человеческого сознания. Эволюцию и изменение сознания, способы извлечения наибольшего количества полезной информации и использования ее на практике связывают с выживаемостью человека, с предотвращением на-растающей антропологической катастрофы.
Проблема сознания давно и интенсивно разрабатывается как в нашей стране, так и за рубежом. И в настоящее время возникают различные точки зрения на сущность и структуру сознания.
Понятие сознания является одним из центральных в психологии, фило-софии и во всех антропологических науках. Поэтому проблема сознания по-рождает многообразие подходов к ней. Это нашло свое отражение в много-численной психологической, психиатрической, физиологической и другой литературе. Научные теории по проблемам сознания рассматривались в ис-следованиях таких зарубежных психологов, как Вундт, Джеймс, З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер и отечественных психологов Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, П.Зинченко, Узнадзе и многих других.
С. Л. Рубинштейн в книге «Бытие и сознание» [12] пишет, что «сознание, то есть осознание объективной действительности, начинается там, где появля-ется образ в собственном гносеологическом смысле, то есть образование, по-средством которого перед субъектом выступает объективное содержание предмета».
Проблема сознания до сих пор считается одной из наименее разработан-ных.
Цель работы: изучить сознание как высшую ступень развития психики Задачи:
1) Раскрыть вопрос о сознании, его роли в психике человека, его поведе-нии
2) Структура сознания
3)Рассмотреть сознание как высшую ступень развития психики человека.
В данной работе «Сознание как высшая ступень развития психики» рас-сматриваются теоретические аспекты изучения сознания. В ходе их исследо-вания отдельно рассматриваются основные компоненты, составляющие со-держание понятия сознания. В работе прослеживается аналогичный анализ содержания изучаемых понятий; в частности дается определение и характери-стика сознания, производится экскурс в историю, где рассматривается воз-никновение и развитие исследуемых понятий, их структура, составляющие элементы и виды сознания как внешней ступени развития психики, а также проявления в психике и поведении человека.
В завершении данной работы «Сознание как высшая ступень развития психики» я могу кратко изложить основные выводы:
1) Сущность сознания, как высшей формы развития психики, психиче-ского отражения принято видеть в способности человека к абстрактному вер-бальному мышлению, орудием и средством которого является возникший в человеческом обществе язык, к познанию на этой основе законов природы и общества.
2) Значением выявления сознательного доминирующего инстинкта явля-ется его последующая реализация в жизненном плане, образе жизни, в отно-шении к себе и людям, в профессии, что приносит уверенность, удовлетво-ренность, комфорт и здоровье. Игнорирование этого факта или выбор пути вопреки доминирующему инстинкту приводит к дисгармоничности, дезадап-тации, неудовлетворенности и болезни.
Первое, что мы обнаруживаем при взгляде на «поле сознания»,— это необыкновенное разнообразие его содержаний, которое мы уже отмечали. Один психолог сравнивал картину сознания с цветущим лугом: зрительные образы, слуховые впечатления, эмоциональные состояния и мысли, воспо-минания, желания — все это может находится там одновременно.
Однако это далеко не все, что можно сказать про сознание. Движение сознания, непрерывное изменение его содержаний и состояний.
Далее, можно обнаружить, что процессы сознания делятся на два больших класса. Одни из них происходят как бы сами собой, другие орга-низуются и направляются субъектом. Первые процессы называются непро-извольными, вторые — произвольными.
Оба типа процессов, а также ряд других замечательных свойств соз-нания хорошо демонстрируются с помощью прибора, которым пользовался в своих экспериментах В. Вундт. Это — метроном; его прямое назначение — задавать ритм при игре на музыкальных инструментах. В лаборатории же В. Вундта он стал практически первым психологическим прибором.
Итак, сознание по своей природе ритмично, заключает В. Вундт, причем организация ритма может быть как произвольной, так и непроиз-вольной [1].
С помощью метронома В. Вундт изучал еще одну очень важную характеристику сознания — его «объем». Этими опытами В. Вундт обна-ружил очень важный факт, а именно, что человеческое сознание способно почти беспредельно насыщаться некоторым содержанием, если оно активно объединяется во все более и более крупные единицы
Итак, в психологии была проделана большая и кропотливая работа по описанию общей картины и свойств сознания: многообразия его содер-жаний, динамики, ритмичности, неоднородности его поля, измерению объ-ема и т. д. Возникли вопросы: каким образом его исследовать дальше? Ка-ковы следующие задачи психологии? [2]
Образующие эту работу разделы, хотя и освещают разные стороны рас-сматриваемой проблемы, подчинены единому замыслу и ориентированы на раскрытие различных сторон элементов сознания, тем не менее работа не пре-тендует на исчерпывающий анализ темы. Высказанные в ней положения вы-ражают лишь одну из попыток подойти к решению достаточно сложной и многогранной проблемы сознания.
1. Вундт В. Поток сознания. Хрестоматия под редакцией Гиппенрейтер Ю.Б. М., 2001
2. Вунд В. Сознание и внимание. Хрестоматия под редакцией Е.Е.Соколовой. М.,1999г.
3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Москва 2002.
4. Джеймс У. Поток сознания. Хрестоматия под редакцией Е. Е. Соколо-вой М.,1999г.
5. Давыдов В. В. Сознание и проблемы идеального. Хрестоматия под ре-дакцией Е. Е. Соколовой М., 1999г.
5. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. М. 1983.
6. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность, М., 1975
7. Лурия А.Р. Внимание и память. М. 1975
8. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. М. 1997.
9. Милнер Л. Физиологическая психология. М. 1973.
10. Психологический словарь. М. 1996.
11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб. 2003.
12. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание, Хрестоматия под редакцией Пе-тухова М., 2002
13. Спиркин А. Г. Сознание и самосознание, М., 2004.
14.
15.
16. Леонтьев А.Н. Деятельность и сознание. Хрестоматия под редакцией Е. Е. Соколовой М., 1999г.
Тема: | «Проблемы психологии сознания» | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 30 | |
Цена: | 300 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Материалы Всероссийской научно-практической конференции 22-23 декабря 2014 года
Шпаргалка:
Вопросы для подготовки к выпускному междисциплинарному экзамену по специальности 030301.65 - "ПСИХОЛОГИЯ»
Реферат:
Сознание и бессознательное.
Курсовая работа:
Бихевиоризм как направление психологии теоретические взгляды Э. Торндайка и Дж. Уотсона