Курсовая работа

«Проблемы психологии сознания»

  • 30 страниц(ы)
  • 2580 просмотров
фото автора

Автор: отличник

Содержание

Введение ….….3

1. Психология сознания….….6

2. Структура сознания… ….….9

3. Труд и психическое развитие человека….11

4. Сознание как высшая ступень развития психики….15

5. В. Вундт о процессах сознания….21

Заключение….….….25

Список литературы….….….….27

Актуальность темы заключается в том, что существенное отличие че-ловека от животных состоит в его способности рассуждать и мыслить абст-рактно, размышлять о своем прошлом, критически оценивать его, и думать о будущем, разрабатывая и реализуя планы и программы. Все это связано со сферой человеческого сознания. Эволюцию и изменение сознания, способы извлечения наибольшего количества полезной информации и использования ее на практике связывают с выживаемостью человека, с предотвращением на-растающей антропологической катастрофы.

Проблема сознания давно и интенсивно разрабатывается как в нашей стране, так и за рубежом. И в настоящее время возникают различные точки зрения на сущность и структуру сознания.

Понятие сознания является одним из центральных в психологии, фило-софии и во всех антропологических науках. Поэтому проблема сознания по-рождает многообразие подходов к ней. Это нашло свое отражение в много-численной психологической, психиатрической, физиологической и другой литературе. Научные теории по проблемам сознания рассматривались в ис-следованиях таких зарубежных психологов, как Вундт, Джеймс, З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер и отечественных психологов Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, П.Зинченко, Узнадзе и многих других.

С. Л. Рубинштейн в книге «Бытие и сознание» [12] пишет, что «сознание, то есть осознание объективной действительности, начинается там, где появля-ется образ в собственном гносеологическом смысле, то есть образование, по-средством которого перед субъектом выступает объективное содержание предмета».

Проблема сознания до сих пор считается одной из наименее разработан-ных.

Цель работы: изучить сознание как высшую ступень развития психики Задачи:

1) Раскрыть вопрос о сознании, его роли в психике человека, его поведе-нии

2) Структура сознания

3)Рассмотреть сознание как высшую ступень развития психики человека.

В данной работе «Сознание как высшая ступень развития психики» рас-сматриваются теоретические аспекты изучения сознания. В ходе их исследо-вания отдельно рассматриваются основные компоненты, составляющие со-держание понятия сознания. В работе прослеживается аналогичный анализ содержания изучаемых понятий; в частности дается определение и характери-стика сознания, производится экскурс в историю, где рассматривается воз-никновение и развитие исследуемых понятий, их структура, составляющие элементы и виды сознания как внешней ступени развития психики, а также проявления в психике и поведении человека.

В завершении данной работы «Сознание как высшая ступень развития психики» я могу кратко изложить основные выводы:

1) Сущность сознания, как высшей формы развития психики, психиче-ского отражения принято видеть в способности человека к абстрактному вер-бальному мышлению, орудием и средством которого является возникший в человеческом обществе язык, к познанию на этой основе законов природы и общества.

2) Значением выявления сознательного доминирующего инстинкта явля-ется его последующая реализация в жизненном плане, образе жизни, в отно-шении к себе и людям, в профессии, что приносит уверенность, удовлетво-ренность, комфорт и здоровье. Игнорирование этого факта или выбор пути вопреки доминирующему инстинкту приводит к дисгармоничности, дезадап-тации, неудовлетворенности и болезни.

Первое, что мы обнаруживаем при взгляде на «поле сознания»,— это необыкновенное разнообразие его содержаний, которое мы уже отмечали. Один психолог сравнивал картину сознания с цветущим лугом: зрительные образы, слуховые впечатления, эмоциональные состояния и мысли, воспо-минания, желания — все это может находится там одновременно.

Однако это далеко не все, что можно сказать про сознание. Движение сознания, непрерывное изменение его содержаний и состояний.

Далее, можно обнаружить, что процессы сознания делятся на два больших класса. Одни из них происходят как бы сами собой, другие орга-низуются и направляются субъектом. Первые процессы называются непро-извольными, вторые — произвольными.

Оба типа процессов, а также ряд других замечательных свойств соз-нания хорошо демонстрируются с помощью прибора, которым пользовался в своих экспериментах В. Вундт. Это — метроном; его прямое назначение — задавать ритм при игре на музыкальных инструментах. В лаборатории же В. Вундта он стал практически первым психологическим прибором.

Итак, сознание по своей природе ритмично, заключает В. Вундт, причем организация ритма может быть как произвольной, так и непроиз-вольной [1].

С помощью метронома В. Вундт изучал еще одну очень важную характеристику сознания — его «объем». Этими опытами В. Вундт обна-ружил очень важный факт, а именно, что человеческое сознание способно почти беспредельно насыщаться некоторым содержанием, если оно активно объединяется во все более и более крупные единицы

Итак, в психологии была проделана большая и кропотливая работа по описанию общей картины и свойств сознания: многообразия его содер-жаний, динамики, ритмичности, неоднородности его поля, измерению объ-ема и т. д. Возникли вопросы: каким образом его исследовать дальше? Ка-ковы следующие задачи психологии? [2]

Образующие эту работу разделы, хотя и освещают разные стороны рас-сматриваемой проблемы, подчинены единому замыслу и ориентированы на раскрытие различных сторон элементов сознания, тем не менее работа не пре-тендует на исчерпывающий анализ темы. Высказанные в ней положения вы-ражают лишь одну из попыток подойти к решению достаточно сложной и многогранной проблемы сознания.

1. Вундт В. Поток сознания. Хрестоматия под редакцией Гиппенрейтер Ю.Б. М., 2001

2. Вунд В. Сознание и внимание. Хрестоматия под редакцией Е.Е.Соколовой. М.,1999г.

3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Москва 2002.

4. Джеймс У. Поток сознания. Хрестоматия под редакцией Е. Е. Соколо-вой М.,1999г.

5. Давыдов В. В. Сознание и проблемы идеального. Хрестоматия под ре-дакцией Е. Е. Соколовой М., 1999г.

5. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. М. 1983.

6. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность, М., 1975

7. Лурия А.Р. Внимание и память. М. 1975

8. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. М. 1997.

9. Милнер Л. Физиологическая психология. М. 1973.

10. Психологический словарь. М. 1996.

11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб. 2003.

12. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание, Хрестоматия под редакцией Пе-тухова М., 2002

13. Спиркин А. Г. Сознание и самосознание, М., 2004.

14.

15.

16. Леонтьев А.Н. Деятельность и сознание. Хрестоматия под редакцией Е. Е. Соколовой М., 1999г.

Покупка готовой работы
Тема: «Проблемы психологии сознания»
Раздел: Психология
Тип: Курсовая работа
Страниц: 30
Цена: 300 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика