Реферат

«Консервативное и либеральное направления общественно-политической мысли в России в XIX веке»

  • 29 страниц
Содержание

Ушел с исторической арены XX век, продемонстрировав возрастание динамики социальной жизни, поразив наше воображение глубинными переменами во всех структурах политики, экономики, культуры. Человечество ищет способы и возможности обустроить планету, предполагающие устранение нищета, голода, преступности. Цель обустройства, – превратить нашу Землю в общечеловеческий дом, где каждому найдется достойное место под солнцем, где судьба каждого станет заботой и болью общества, – давно перешла в разряд утопий и фантазий. Неопределенность и альтернативность исторического развития человечества поставила его перед выбором, вынудив его оглядеться и задуматься над тем, что же происходит в мире и с людьми.

Бурное развитие науки, техники, средств массовой информации и коммуникаций привело к росту объема и повышению качества научного знания, его социального статуса и – как результат – к возобновлению дискуссий о роли философии, ее предмете и задачах, природе философского знания и т.д. Философы во все времена и эпохи брали на себя функций прояснения проблем бытия человека, каждый раз заново ставя вопрос о том, что такое человек, как ему следует жить, на что ориентироваться, как себя вести. В современной России в условиях идущей переоценки ценностей, возрождения духовности, национальной культуры и самосознания, усиливается позиции русской православной церкви, идеи гуманизма и человеколюбия, которые всегда присутствовали в творчестве русских философов, писателей и общественных деятелей. Поэтому совершенно неудивительно, что в современном обществе так велик интерес к трудам отечественных мыслителей, к более детальному изучению и осмысление отдельных периодов и направлений русской философии. В настоящее время особую актуальность и важность приобрели идеи представителей прежде всего консервативного направления в России, т.к. именно в их трудах были рассмотрены проблемы особенности исторического развития России, необходимость выработки т.н. "национальной идеи", и национального самосознания общества, выбор пути его социально- экономического развития. Долгое время сочинения приверженцев консервативных взглядов находились в полном забвении, т.к. официальная марксистско- ленинская философия объявила их "ненаучными" и даже противоречащими историческому развитию страны. В трудах классиков марксизма-ленинизма и их последователей можно встретить резко негативную оценку всех инакомыслящих, и особенно консерваторов. Они объявлялись "реакционерами", представителями идеалистической "помещичье-буржуазной" идеологии или "монархическим лагерем", а их труды – как не представляющие никакой ценности для настоящей науки. И действительно, большинство русских идеологов консерватизма еще в Х1Х в. отстаивали совсем иную систему ценностей, отличную от революционных демократов, а в последствии большевиков, а именно: понятия совести, религиозности, патриотизма, т.е. свое видение объективной реальности. Русские мыслители консервативного направления выступали с предупреждениями, лейтмотив которых – запрет на любой социальный проект, любой прогресс, если только они рассчитаны на принуждение, на насилие над личностью, на ломку коренных устоев. Глубокие исследователи, знатоки навей отечественной философии Н.А.Бердяев, А.Ф. Лосев. Н.О. Лосский и др. всегда подчеркивали, что способ и характер русского философствования не является чисто рациональным и связывали его обычно с православием, с восточно-христианским мировосприятием и мироощущением славянской души.

Введение

Ушел с исторической арены XX век, продемонстрировав возрастание динамики социальной жизни, поразив наше воображение глубинными переменами во всех структурах политики, экономики, культуры. Человечество ищет способы и возможности обустроить планету, предполагающие устранение нищета, голода, преступности. Цель обустройства, – превратить нашу Землю в общечеловеческий дом, где каждому найдется достойное место под солнцем, где судьба каждого станет заботой и болью общества, – давно перешла в разряд утопий и фантазий. Неопределенность и альтернативность исторического развития человечества поставила его перед выбором, вынудив его оглядеться и задуматься над тем, что же происходит в мире и с людьми.

Бурное развитие науки, техники, средств массовой информации и коммуникаций привело к росту объема и повышению качества научного знания, его социального статуса и – как результат – к возобновлению дискуссий о роли философии, ее предмете и задачах, природе философского знания и т.д. Философы во все времена и эпохи брали на себя функций прояснения проблем бытия человека, каждый раз заново ставя вопрос о том, что такое человек, как ему следует жить, на что ориентироваться, как себя вести. В современной России в условиях идущей переоценки ценностей, возрождения духовности, национальной культуры и самосознания, усиливается позиции русской православной церкви, идеи гуманизма и человеколюбия, которые всегда присутствовали в творчестве русских философов, писателей и общественных деятелей. Поэтому совершенно неудивительно, что в современном обществе так велик интерес к трудам отечественных мыслителей, к более детальному изучению и осмысление отдельных периодов и направлений русской философии. В настоящее время особую актуальность и важность приобрели идеи представителей прежде всего консервативного направления в России, т.к. именно в их трудах были рассмотрены проблемы особенности исторического развития России, необходимость выработки т.н. "национальной идеи", и национального самосознания общества, выбор пути его социально- экономического развития. Долгое время сочинения приверженцев консервативных взглядов находились в полном забвении, т.к. официальная марксистско- ленинская философия объявила их "ненаучными" и даже противоречащими историческому развитию страны. В трудах классиков марксизма-ленинизма и их последователей можно встретить резко негативную оценку всех инакомыслящих, и особенно консерваторов. Они объявлялись "реакционерами", представителями идеалистической "помещичье-буржуазной" идеологии или "монархическим лагерем", а их труды – как не представляющие никакой ценности для настоящей науки. И действительно, большинство русских идеологов консерватизма еще в Х1Х в. отстаивали совсем иную систему ценностей, отличную от революционных демократов, а в последствии большевиков, а именно: понятия совести, религиозности, патриотизма, т.е. свое видение объективной реальности. Русские мыслители консервативного направления выступали с предупреждениями, лейтмотив которых – запрет на любой социальный проект, любой прогресс, если только они рассчитаны на принуждение, на насилие над личностью, на ломку коренных устоев. Глубокие исследователи, знатоки навей отечественной философии Н.А.Бердяев, А.Ф. Лосев. Н.О. Лосский и др. всегда подчеркивали, что способ и характер русского философствования не является чисто рациональным и связывали его обычно с православием, с восточно-христианским мировосприятием и мироощущением славянской души.

Заключение

Русская философия, ее история, на протяжении XIX– XX веков проели нелегкий, во многом противоречивый путь. При господстве марксистко- ленинской теории в советское время в нашей стране изучались и анализировались труды мыслителей определенного склада, стоявших на позициях революционного демократизма или им сочувствующих. Революции, война с фашизмом, грандиозный жесточайший социалистический эксперимент, идеологическая монополия тоталитарной власти, крушение ее и распад СССР – все это произошло на глазах одного поколения. Официальной идеологией был провозглашен сталинизм, т.к. только сам Сталин считался непогрешимым пророком. Его популярная брошюра "0 диалектическом и историческом материализме" признавалась в СССР вершиной философского знания. Малейшие отступления от этого канона жестоко карались и преследовались. В настоящее время современное общество волнуют те же вопросы, что и мыслителей к. XIX - нач. XX веков: надо ли нам приобщаться к достижениям мировой цивилизации в научно-технической, экономической, социально- политической и духовной областях или идти своим, самобытным путем? Должны ли мы повторить все этапы, уже пройденные Западом или искать нечто свое, особенное, соответствующее национальным традициям и менталитету нации? И в этих условиях очень важно вновь не "изобретать велосипед", а обратиться к философскому и творческому наследию выдающихся мыслителей ХIХ века, блестящих умов и истинных патриотов своей страны.

Список литературы

1. Антология мировой философии в 4-х т. Т.4. Философия и социологическая мысль народов СССР XIX в. – М., 1972

2. Дудзинская Е.А. Славянофилы в общественной борьбе. – М., 1983

3. Емельянов Б.В., Любутин К.Н. Введение в историю философии. – М., 1987

4. История русской философии. /Сост. Беленький И.Л., Серебряная Е.И. – М., 1990

5. История России с древнейших времен в 3-х т. Т.3. История России с XVIII до к. XIX в. /Под ред. А.Д. Сахарова. – М., 1996

6. История философии в 6 т. Т.5. Философия России XIX в. /Под ред. М.А. Дынника. – М., 1965

7. Канне В. Философия. – М, 1996

8. Королева Л.Г. Основные идеи русской философии XIX-XX вв. – Курск, 2001

9. Леонтович В.В. История либерализма в России 1762-1914. – М., 1995

10. Ленин В.И. Соч., Т18, 20

11. Лосский Н.О. История русской философии. –М., 1994

12. Русские философы к. XIX- сер. XX в. Сборник. /Сост. А.Л. Доброхотов и др. – М., 1993

13. Русские философы к. XIX- сер. XX в. Сборник. /Сост. С.Б. Неволин, Л.Г. Серебряная. – М., 1994

14. Философия. /Под ред. В.П. Кохановского. – Ростов н/Д., 2000

15. Философский энциклопедический словарь. –М., 1989

[1] Королева Я.Г. Основные идеи русской философии Х1Х-ХХвв. - Курск, 2001

[2] История России с ХVIII до ХIХв. /Под ред. А.Н. Сахарова М., 1996

[3] Королева Д.Г. Основные идеи русской философии XIX – ХХ веков. - Курск. 2001. Стр. 35.

[4] Королева Л.Г. Основные идеи русской философии ХIХ-ХХ веков. - Курск. 2001. Стр. 38.

[5] Леонтович В.В. История либерализма в России 1762-1914. - М., 1995. Стр.186.

[6] Леонтович В.В. История либерализма в России 1762-1914. - М., 1995. Стр. 188.

[7] Королева Л.Г. Основные идеи русской философии XIX - ХХ веков - Курск, 2001. Стр.74.

[8] Ленин В.И. Карьера. Соч., т. 18. Стр. 251.

[9] Коган Л. Буржуазно-дворянская идеалистическая философия 60 - 90-х гг. ХIХ в. / История философии. Под ред. М.А.Дынника. Т. 4. - М. 1959. Стр. 87.

[10] Лосский Н.О. История русской философии. - М.» 1994. Стр.8.

[11] Антология мировой философии в 4-х т. Т. 4. Философская и социологическая мысль народов СССР Х1Хв. - М. 1972

[12] Антология мировой философии в 4-х т. Т. 4. Философская и социологическая мысль народов СССР ХIХ в. - М. 1972

[13] История философии в 6 т. /Под ред. М.А. Дынника. Т. 4. - М., 1959. стр. 211.

[14] Ленин В.И. Приемы борьбы буржуазной интеллигенции против рабочих. Соч., т. 20, стр. 431.

[15] Русские философы к. XIX - сер. ХХ вв. Сборник. /Сост. А.Л. Доброхотов и др. - М. 1993. Стр. 290.

[16] Королева Л.Г. Основные идеи русской философии XIX - XX веков. - Курск, 2001.

[17] Русские философы к. ХIХ - сер. ХХ вв. Сборник. /Составитель А.Л. Доброхотов и др. - М. 1993. Стр. 293.

[18] Русские философы к. XIX - сер. ХХ вв. Сборник /Сост. А.Д. Доброхотов и др. - М. 1993. Стр. 293.

[19] Русские философы к. XIX - сер. XX века. / Сборник. Сост. С.Б. Неволин, Л.Г. Филонова.- М., 1994.

[20] История русской философии. / Сост. И.Я. Беленький. Е.И. Серебряная. - М., 1990

Примечания

Робота сдавалась 1 раз (отл.)

Авторская работа.

Покупка готовой работы
Тема: «Консервативное и либеральное направления общественно-политической мысли в России в XIX веке»
Раздел: Философия
Тип: Реферат
Страниц: 29
Цена: 700 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика