Дипломная работа
«Повышение географической культуры школьников в системе дополнительного образования»
- 94 страниц
Введение. 3
Глава1. Теоретические основы формирования географической культуры школьников. 6
1.1. Роль и значение географической культуры в развитии личности обучающихся 6
1.2. Сущность понятия географическая культура 8
1.2.1. Географическая картина мира 11
1.2.2. Географическое мышление 13
1.2.3. Методы географии 15
1.2.4. Язык географии 23
Глава 2. Система дополнительного образования детей. 27
2.1. Значение дополнительного образования в формирование личности 28
2.2. Дополнительное образование как педагогическая среда формирования и развития личности 30
2.3. История развития дополнительного образования 32
2.4. Развитие системы дополнительного образование в Республике Башкортостан 35
2.5. Основные направления деятельности учреждений дополнительного образования 39
2.5.1. Туристско-краеведческое направление 41
2.5.2. Эколого – биологическое направление 45
2.5.3. Геологическое направление 52
Глава 3. Опытно – экспериментальная работа по формированию географической культуры школьников. 58
3.1.Содержание, методы и средства формирования географической культуры в учреждении дополнительного образования 58
3.2. Анализ результатов 62
Заключение. 69
Список литературы. 71
Приложение 75
География — какшкольная дисциплина, участвует в формировании научной картины мира. В то же время отличительными чертами географии являются широкий охват проблем, междисциплинарный характер и методология, которая просматривается от естественных до общественных наук. В настоящее время география должна стать тем звеном, которое помогает учащимся осознать тесную взаимосвязь естественных и общественных дисциплин, природы и общества в целом. В XXI веке взаимоотношения природы и общества переходят в качественно новое состояние. Энергетическое могущество цивилизации становится сравнимым с мощью природных процессов. Географическая среда меняется быстрее. Важным фактором развития общества становятся природные ресурсы. В этих условиях географическому образованию подрастающего поколения, развитию личностных качеств, формированию творческих способностей обучающихся необходимо уделять значительно больше внимания. Однако в настоящее время наблюдается тенденция к падению у школьников интереса к географии, недооценка географических знаний в обществе. В связи с этим, на данном этапе возникает проблема формирования географической культуры в процессе взаимодействия общего и дополнительного образования. Изменившиеся условия и высокие требования к уровнюобразованности и культуры человека,в то же время модернизация российского образования создают тенденцию к новому звучанию и актуальности в России идеи интегрированного образования, ориентированного на достижение выпускниками школ повышенного уровня образованности и высокого уровня общей культуры. Именно на стыке общего и дополнительного образования имеются неиспользованные резервы повышения географической культуры учащихся. Это обстоятельство и определило выбор темы «Повышение географической культуры школьников в системе дополнительного образования»
Объект исследования: процесс географического образования школьников в системе дополнительного образования.
Предмет исследования:дидактические усл0вия повышения географической культуры школьников.
Гипотеза: уровеньгеографической культуры школьников будет выше при условии если:
-географическое образование учащихся не замыкается рамками школьной подготовки, а включает внешкольную работу;
-в учреждениях дополнительного образования представлены туристко - краеведческое, эколого-биологическое,геологическоенаправления;
-широко используется комплекс инновационных форм и методов внеурочной работы.
Изучив и проанализировавдеятельность учреждений дополнительного образования, и, определив направления, способствующие формированию географической культуры определенацель работы - разработка содержательной и технологической сторон формирования географической культуры школьников.
В соответствии с поставленной целью, сформулированы задачи исследования:
1. На основе анализа методической литературы определить сущность структуры и содержания географической культуры как составной части общей культуры человека;
2. Проанализировать опыт работы учреждений дополнительного образования и выявить основные направления их деятельности, способствующие географической подготовке школьников;
3. Определить методические условия, обеспечивающие сформированность географической культуры школьников.
Методы исследования.При проведении исследования использовались теоретические методы, направленные на выявление и формулировку закономерностей изучаемых явлений и процессов, создание обобщений. В работе были использованы общенаучные логические методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение, анализ психолого-педагогической, методической и географической литературы; анализ документации центра дополнительного образования; эмпирические методы (наблюдение, беседы), метод обобщения. Так же были использованы формализованные методы, к которым относятся системно-структурный, сравнительный, исторический, количественный, математический и метод моделирования.
Практическое значение заключается в построении существенно новой интегрированной системы обучения, где легко взаимодействует дополнительное и общее образование в процессе формирования географической культуры.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
В первой главе раскрываются теоретические основы формирования географической культуры, раскрывается само понятие, ее сущность и роль и значение.
Во второй главе исследуются особенности системы дополнительного образования, история развития в Республике Башкортостан, основные направления деятельности.
В третьей главе проведен анализ совместной работы школ Орджоникидзевского района и центра дополнительного образования детей МБОУ ДОД ДООЦТКиЭ «Зенит».
Глава 2. Система дополнительного образования детей.
2.1. Значение дополнительного образованияв формирование личности
Значение дополнительного образования в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы непрерывно возрастает. Причиной тому является ряд факторов.
Во-первых, внешкольной работе, то есть учреждению дополнительного образования присуще исключительно большие возможности в осуществлении воспитательных функций школьной дисциплины географии.
На конкретном географическом или краеведческом материале и не будучи ограниченным во времени в учреждениях дополнительного образования имеется возможность целеустремленно решать актуальные задачи воспитания учащихся. В современных условиях внимание сосредотачивается на экологическом, патриотическом воспитании, на формировании научного мировоззрения, практикоориентированном обучении, направленном на развитие умения использовать знания и умения на практике.
Во-вторых, содержание школьного географического образования не может, вследствие появившегося в последние годы тенденции на сокращение количества часов, отводимых на его изучение, охватывать многие факты, достижения географической науки, в том числе и те, которые являются эффективным средством воспитания. Система учреждений дополнительного образования может компенсировать этот недостаток. Во время проведения занятий, при организации экскурсий и походов со школьниками здесь есть возможность сообщать учащимся о новейших достижениях в области географии, экологии, краеведения.
И так же стоит еще акцентировать внимание школьников на нерешенные проблемы, ориентировать на их решение, обсуждать различные проекты, формировать умение высказывать и аргументировано доказывать собственную точку зрения.
В-третьих, программы общеобразовательных школ рассчитаны на среднего ученика. В них не учитываются индивидуальные интересы, склонности, потребности, способности обучающихся. А в УДО идут учащиеся, заинтересованные в более глубоком познании основ географии и это в современных условиях возможно осуществлять только в процессе организации внешкольной образовательной деятельности. Здесь учащихся можно привлекать к исследовательской деятельности, творческому участию в разработке посильных проблем теоретического и прикладного характера.
В-четвертых, индивидуальный подход к обучению и воспитанию учащихся, хотя и является одним из важнейших принципов педагогики, в реальном учебном процессе на уроке трудноосуществим из-за большой наполняемости классов.
На занятиях в учреждениях дополнительного образования можно успешно влиять на индивидуальные способности каждого ученика и это приносит определенный успех в совершенствовании его личностных качеств.
Применительно к географическому образованию учреждения дополнительного образования – это прежде всего практическое изучение родного края, то есть Республики Башкортостан.
В этой работе решается комплекс задач учебно-воспитательного характера, формируется понимание прекрасного в природе и любовь к Родине, закладывается способность правильно воспринимать смысл рационального природопользования и охраны естественных ресурсов, осуществляется экологическое воспитание, прививаются практические умения и навыки.
В учреждения дополнительного образования учащиеся приходят добровольно, участие их в различных формах работы основано на интересе к предмету география и краеведению. Общий интерес школьников, коллективизм, формирующийся во время походов, постоянное проявление самодеятельности в сочетании с высокой научностью занятий – все это становится могучим фактором повышения географической культуры школьников и развития личности обучающихся.
В настоящее время в системе образования остро наблюдается ряд таких проблем связанных с резким падением интереса школьников к географии, ухудшением состояния здоровья детей в средней школе, снижением психологической сопротивляемости организма учащихся к внешнему миру. Одним из путей, способствующих решению этих проблем, является, с нашей точки зрения, привлечение школьников в систему дополнительного образования. Это даст возможность выполнить следующие задачи:
• формирование у школьников интереса к географическим наукам;
• приобретение умений и навыков организации научно-исследовательской работы по географии и краеведению;
• вовлечение школьников в туристско-краеведческую работу;
• укрепление здоровья, и повышение психологической устойчивости организма к внешнему миру.
Так как учеба в классе не может полностью удовлетворить познавательные интересы учащихся в силу недостатка времени на изучение природы родного края, обучающиеся получают лишь основные знания по обширным темам или других факторов, именно привлечение школьников к дополнительному образованию является первостепенной задачей современной школы.Удовлетворить познавательные интересы школьников, углубляясь и конкретизируясь в программных географических знаниях наиболее любознательных учащихся, возможно лишь используя разнообразные формы деятельности.
2.2. Дополнительное образование как педагогическая среда формирования и развития личности
Дополнительное образование— это образование, основанное на свободе выбора и интересе. Это — образование, обращенное к личности, индивидуальное. Так же это составная частьобщего образования, помогающее обучающемуся приобрести четкую потребность в познании и творчестве, максимальнореализовать себя, самоопределиться личностно, профессионально. Некоторыми учеными дополнительное образование детей понимается как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ. Сам термин «дополнительное образование детей» появился в 1992 году в связи с принятием Закона РФ «Об образовании».
Важным составляющим воздействия дополнительного образования является воспитание. Участие в объединении по интересам позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, которое подходит его природным наклонностям, добиться успеха и на этой основе повысить самооценку, самоутвердится.
Разнообразие направлений дополнительного образования предоставляет возможности для выбора. В ходе реализации программ дополнительного образования углубляются знания учащихся основной школы, и они получают необходимые для жизни практические навыки, формируют собственное мнение, развивают коммуникативную культуру. Реализация программ дополнительного образования действенным образом работает в учреждениях дополнительного образования различных уровней (от районных до республиканских).
Учреждения дополнительного образования – необходимая часть системы непрерывного образования, способ обеспечить детям дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения их образовательных, творческих потребностей.
Основа современного дополнительного образования состоит из более 16 тысяч учреждений, в которых обучается более 10млн российских детей в возрасте от 6 до 18 лет. Около 270 тысяч педагогов дополнительного образования заняты в этой сфередеятельности, как в самих школах, так и в специализированных учреждениях - дворцах и домах детского творчества, станциях юных техников, центрах, спортивных и художественных школах.
Важной чертой функционирования системы в Российской Федерации является её бесплатность и общедоступность. Доля платных услуг в учреждениях этого типа не превышает 10-25 процентов, в некоторых объединениях (информатики, спортивных единоборств, художественного творчества, раннего развития ребёнка) уровень платности несколько выше, в других (юных туристов, краеведов, экологов, военно-патриотической направленности) сводится к нулю [34]
На первом заседании межведомственного совета по дополнительному образованию и воспитанию детей,с состоявшимся в 2014 году в Министерстве образования и науки Российской Федерации Дмитрий Ливановминистр образования и науки Российской Федерации, открывая заседание Совета заявил, что фактически, наша система дополнительного образования является инновационной площадкой для отработки образовательных, воспитательных моделей и технологий будущего. Ведь Россия сегодня – одна из немногих стран, в которых обеспечивается государственное финансирование учреждений дополнительного образования детей и внимание к проблемам и развитию дополнительного образования детей на федеральном уровне усиливается.Закон «Об образовании в Российской Федерации» закрепил статус дополнительного образования, сформулировал ответственность субъектов федерации за его развитие. Указы Президента Российской Федерации сформулировали задачи по увеличению охвата детей дополнительным образованием до 75% к 2020 году. При этом предусмотрено, что до 50% расходов на указанные цели будут профинансированы из федерального бюджета.[35]
«Нам очень важно модернизировать существующую систему сделать ее интересной для детей, современной по содержанию, обновить инфраструктуру системы дополнительного образования, сделать так, чтобы отсутствовали межведомственные перегородки и барьеры для ребенка, чтобы дети могли свободно заниматься развитием своих талантов», – сказал Дмитрий Ливанов на заседании межведомственного совета.[35]
Одной из первостепенных задач системы образования становится формирование личности с высоким уровнем географической культуры. Реализация этой задачи зависит от множества факторов и важную роль играет приобщениешкольников к географической культуре. Решая одну из актуальных задач современной школы, при рассмотрении проблемы формирования географической культуры,определяются высокие требования к уровнюсознательности, образованности и культуры учащихся.
Географическая культура закладывает в сознании человека мысль о самобытности, природной уникальности своей Родины, с одной стороны, и об и ответственности человека, с другой. Именно формирование у учащихся географической культуры становится основой для конструктивного диалога человека с природой, социумом, воспитаниенравственно-этического отношения к миру.В настоящее время сложилась такая тенденция, в которой география занимает далеко не первое место, а уходит на последние ряды, такой вывод можно сделать, проанализировав количество школьников сдающих ЕГЭ и результат по этому предмету и количество поступивших в ВУЗЫ по естественно-географическому направлению.
Одним из важных направлений решения данной проблемы является приобщение школьников кдополнительному образованию, оно является четкой образовательной системой, адекватно реагирующей на изменения в обществе, которая востребована детьми, родителями и развивается, несмотря на социально-экономические трудности.В основу дополнительного образованияположена идея, расширение образовательного пространства, на фоне которогоосуществляется последовательная смена состояний развития личности,становление ее интересов, морально-нравственных позиций, ее самоопределение в быстроизменяющемся мире и ее самореализацию в интересахсамой личности, общества, государства.
Это особое образовательное пространство, где осуществляются образовательная деятельность обучающихся, решаются приоритетные задачи
воспитание и практическая подготовка свободного, функционально грамотного, культурного гражданина, способного к сотрудничеству в интересах человека, общества, государства;создание условий в образовательном пространстве для проявления и развития индивидуальных способностей обучающихся,для осознания учащимся мотивов своего поведения, отношения к окружающим, для осознанного проектирования будущей жизни, путей освоения профессионального мастерства.
Изучив и проанализировавдеятельность учреждений дополнительного образованияудалось расставить акценты на следующих проблемах в целом:
- Сохранение и общедоступность учреждений дополнительного образования;
- Усовершенствование содержания дополнительного образования наоснове создания новых программ, методик, технологий;
- Интеграция дополнительного образования детей в общеобразовательное пространство;
- Развитие инновационной образовательной практики путем создания.
Формирование географической культуры у учащихся важная цель общего образования и в полной мере ее реализовать удастся при комплексе мер, мобилизуя резервы и раскрывая новые направления в системе дополнительного образования.
Но проблема повышения географической подготовки школьников в данной работе не исчерпана. Новые направления в системе дополнительного образования это широкий потенциал для углубленного изучения природы, хозяйства, экономикии тем самым, формирования географической культуры.
1. Баранский Н.Н. Методика преподавания экономической географии. 2е изд.,перераб. – М.:Просвещение, 1990. -303с.
2. Баранский Н.Н.Научные принципы географии: Избранные труды. – М.:Мысль, 1980. – 215с.
3. Бахир М.А. Оценка географических знаний как компонента географической компетентности учащихся // Известия РГПУ им. А.И. Герцена . 2013. №161. с.238-244.
4. Берлянт А.М. Образ пространства: карта и информация. – М.:Мысль,1986. – 183с.
5. БСЭ, М.: "Советская энциклопедия", 1969.
6. Вилейто Т.В., Нормантович Н.Д. О формировании основ экологической культуры в курсе «основы безопасности жизнедеятельности / Глобальные проблемы современного мира и готовность к ним общества: сборник материалов X Межвузовской студенческая научно-практическая конференция: 12 апреля 2011 года. Санкт-Петербург. – СПб: изд-во РГПУ им. А.И.Герцена. 2011. – 183 с.
7. Горбачев С.В. Формирование экологической культуры школьников на основе межпредметной интеграции; / Подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности в свете стандартов третьего поколения (магистратура и бакалавриат) материалы XIV всероссийской научно-практической конференции 23 ноября – СПб.: Лема , 2010 – 193 с.
8. Данилина И.Ю. Туристко – краеведческая деятельность как средство повышения профессионального мастерства учителя географии. Диссертация к.п.н., 2001, код ВАК 13.00.08. - 143 с.
9. Душина И.В., Пятунин В.Б., Летягин А.А. и др /Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях: учебное пособие для студентов вузов. – М.: Дрофа, 2007. – 509 с.
10. Душина И.В. География: программа 5-9 классы – М.: Вентана - Граф, 2013. – 328 с.
11. Екеева Э.В. Методы географических исследований: учебное пособие – Горно-Алтайск: РИОГАГУ, 2010. - 48с
12. Зимин Б.Н., С.В. Одессер. Основные предпосылки и направления современной трансформации структуры географического мышления (на примере экономической географии). //Новое мышление в географии. Под общ. Редакцией Котлякова. М., Наука, 1991. – 193с.
13. Исаченко А.Г. Введение в экологическую географию : Учебное пособие – СПб: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2003. – 192с.
14. Константинов Ю. С., Маслов А. Г.Туризм и краеведение: образовательные программы для системы дополнительного образования детей. – М.: Советский спорт, 2005, 324 с.
15. Кулагин А.Ю., Гильманова Г.Р., Гильмутдинова М.М. Дополнительное образование детей в Республике Башкортостан: материалы республиканского научно-практического семинара / Министерство образования Республики Башкортостан, Башкирский государственный педагогический университет. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2006. 84с.
16. Максаковский В.П. Научные основы школьной географии–М.: Просвещение, 1982. –153с.
17. Максаковский В.П. Географическая культура, учебное пособие для студентов вузов. –М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС – 1998. – 416с.
18. Мересте У.И., Ныммик С.Я. «Современная география. Вопросы теории – М.: Мысль, 1984 – 192с.
19. Михайловский О.С. Формирование географической культуры в условиях гимназического образования: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.01 Санкт-Петербург, 2007. - 214 с.
20. Немцева М.В. Программа дополнительного образования детей Эколого-биологической направленности, «Юный эколог» МАО ДОД ДЭБС г.Кандалакша – 5 с.
21. Панчишникова Л. М. Методика обучения географии в школе – М.: Просвещение, 1997. – 320 с.
22. Петров К.М. О географической культуре»// «География» №21/2006.
23. Рахимов А.З. Качество образования. – Уфа, Изд-во «Башгоспедуниверситет», 2006, 165 с.
24. Саренко Г.И. «Географическая культура общества стремится к нулю» //Учительская газета, 18.12.2012
25. Саушкин Ю.Г. История и методология географической науки: Курс лекций. – М.: Изд. МГУ, 1976 – 153 с.
26. Сотникова Н.Н., Грехова Л.И. Формирование экологической культуры детей в учреждениях дополнительного образования. Методическое пособие. - Ставрополь: Изд-во «Ставропольсервисшкола», 2000. - 292с.
27. Сотникова Н.Н. Экологическое образование в опыте работы дошкольных учреждений (Курский район Ставропольского края). - Ставрополь: Изд-во «СФ МГОПУ», 2003. - 174 с.
28. Сотникова Н.Н., Харченко Л.Н. Современное биологическое образование (теоретический и технологический аспекты). Монография. - Ставрополь: Изд-во «Ставропольсервисшкола», 2005. - 320 с.
29. Уколова Е.В., Гененко И.А. Формирование географического мышления при культурологическом подходе // Успехи современного естествознания. – 2011. – № 7 – стр. 31-32
30. Шкенев В.А. Спортивно-прикладной туризм: программа, разработки занятий, рекомендации. 8-9 классы. – Волгоград: Учитель, 2009. – 317 с.
31. Щербакова Е.И. Образовательная программа дополнительного образования детей «Большая геология в маленьком кружке», 2009.
32. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ.Вступил в силу: 1 сентября 2013 г.
33. Социальная сеть работников образования nsportal.ru. Формирование географической культуры. Пути, способы и методические проблемы формирования.
34. Дополнительное образование детей. Википедия.http://ru.wikipedia.org/wiki/
35. Информационный портал системы дополнительного образования детей http://dopedu.ru/
36. Управление образования Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан , http://www.ufa-edu.ru/education/additional-training-and-education-cl-issues/
37. Официальный информационный портал единого государственного экзамена http://www.ege.edu.ru
Тема: | «Повышение географической культуры школьников в системе дополнительного образования» | |
Раздел: | География, Экономическая география | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 94 | |
Цена: | 2800 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Формы организации творческой деятельности школьников в системе дополнительного образования
Дипломная работа:
Формирование вокальной культуры подростков в системе дополнительного образования
Дипломная работа:
Воспитание исполнительской культуры баяниста в системе дополнительного образования
ВКР:
Воспитание исполнительской культуры баяниста в системе дополнительного образования
Дипломная работа:
Вокальная культура подростков