Реферат

«Психологическая мысль в России в 18 веке»

  • 9 страниц
Содержание

1. Общая характеристика психологии в XVIII веке

2. Психологическая мысль в России в 18 веке

Список литературы

Введение

Развитие психологии в XVIII в., в отличие от предыдущего столетия, связано в большей степени не с рационализмом, но с сенсуализмом, который, начиная с концепции Д. Локка, приобретал все большее значение не только для объяснения процессов познания, но и для общей характеристики поведения, способностей и личных качеств человека.

Благодаря работам Ф. Бэкона, Р. Декарта и других ученых к XVIII в. была доказана необходимость построения объективной науки, независимой от веры и построенной на разуме. В то же время быстрое развитие промышленности, изменения, в том числе и революционные - в Англии, Нидерландах, социальных условий, структуры общества требовали изучения психологических механизмов перестройки психики, анализа способов влияния на сознание и самосознание человека и его возможностей приспособления к новым условиям жизни. Изучение этих вопросов и привело к идее о прижизненном характере содержания сознания, его связи с внешней ситуацией, а не с внутренним миром, который, так же как и врожденные идеи, достаточно стабилен. Важное место занимали также исследования способов и границ воздействия на со-держание сознания и поведение человека, в том числе при помощи обучения и просвещения.

С особой остротой эти вопросы вставали перед французской наукой, в которой социальные проблемы, связанные с взаимодействием старых и вновь возникающих групп (аристократии, крестьянства, буржуазии, ремесленников), поставили научные вопросы - о роли различных факторов (биологического и социального) в развитии психики, о способностях, о влиянии просвещения на мировоззрение человека.

Фрагмент работы

Характеризуя особенности русской науки рассматриваемого периода с точки зрения собственно научного содержания, необходимо, рассмотреть место данного этапа становления научной мысли в истории отечественного научного познания вообще, выявить те традиции, которые закладывались в это время и стали основанием его дальнейшего развития. В целом XVIII в. может быть, охарактеризован как период экстенсивно-интенсивного развития научного знания. С одной стороны, в это время происходит охват и освоение наукой различных сфер жизни, возникают новые области знания, растет число ученых, увеличивается количество научных центров. Получают развитие разные отрасли науки: математика, механика, астрономия, физика, минералогия, география, физиология, анатомия, история и т. д. С другой стороны, XVIII в. в истории науки знаменуется созданием новой методологии и утверждением опытных методов познания, разработкой оригинальных, исторически перспективных научных идей, концепций и теорий, переходом знания от собирательно-описательной, аналитической стадии к объяснительной.

Наиболее яркой чертой науки являлась ориентация на естествознание. Доминирование отраслей естественно - научного цикла в системе научных исследовании объясняется тремя причинами:

1) Их выраженной практической пользой;

2) Альтернативной направленностью по отношению к господствовавшим прежде метафизическим, схоластическим воззрениям;

3) Относительно большей независимостью от политических и идеологических проблем.

С естественно - научной ориентацией было связано существенное изменение в определении предмета и методов научного познания, его возможностей и границ. Основным предметом научных поисков в XVIII в. становятся не некие недосягаемые и непостигаемые разумом сущности, а реальные явления.

Таким образом, XVIII в. в России стал веком рождения новой науки. В этот период получают развитие разные отрасли знания, возникает новая материалистическая методология научных исследований, разрабатывается система методов. Огромных успехов достигает естествознание, с которым в науку приходит опытное познание, эксперимент. Все это не могло не служить важными импульсами для дальнейшего развития научного познания в разных областях. Психология не являлась еще в тот период предметом самостоятельного специального изучения. В Академии наук она разрабатывалась главным образом в рамках смежной с нею дисциплины – физиологии.

Развитие психологических идей в российской культуре и науке этого времени опиралось на творчество русских мыслителей предшествующих эпох и носило во многом оригинальный и передовой характер по отношению к идеям зарубежных ученых. Именно в период XVIII в. появляются в России ученые и мыслители, психологическое творчество которых стало знаменательной вехой в истории отечественной психологии. И хотя большинство из них специально не занималось разработкой психологических идей, но в контексте разработки проблем педагогического, этнографического, филологического, политико-правового, философского, богословского плана им удалось решить и важнейшие ключевые психологические проблемы.

Одной из наиболее ярких фигур в науке в этот период являлся Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765). Творчество этого выдающегося ученого-энциклопедиста составило целую эпоху в развитии отечественной культуры и науки: ему принадлежит формулировка всеобщего закона сохранения вещества и движения, разработка базовых принципов атомно-молекулярной теории в физике и химии, создание основ русской грамматики и множество других научных идей и научных концепций. Именно Ломоносов выступил инициатором и вдохновителем создания Московского университета, первым начал читать публичные лекции по естествознанию на русском языке, способствуя тем самым распространению образованности и просвещения в обществе и формируя новое поколение русских ученых. Психологические воззрения Ломоносова - не только побочный результат его энциклопедизма, они являются необходимой составной частью его естественно - научного и философского наследия.

Как отмечают многие исследователи, именно Ломоносов заложил материалистические основы русской психологии. Опираясь на открытый им закон сохранения вещества и движения, в ощущениях («чувствованиях») и восприятии человека он видел результат особого вида механического воздействия («совмещения») предметов и явлений природы на органы чувств, т.е. продолжением в человеческом организме того механического движения, которое подействовало на человека извне. В его трудах последовательно проводятся идеи о том, что психические явления выступают отражением внешнего мира, что психика зависит от деятельности органического субстрата, мозга. Ему принадлежит теория цветового зрения (трехкомпонентная теория света) в соответствии с которой цвета не являются порождением органов чувств, а существуют объективно и независимо от человека; им разработаны основы личностного подхода при организации обучения, который предполагает учет индивидуально-психологических характеристик обучающего в процессе обучения и воспитания. Значителен вклад Ломоносова в обоснование и доказательство важной роли речи и речевого общения в процессе формирования личности. Рассматривает Ломоносов в своих трудах и множество частных вопросов психологии: дает характеристику разных чувствований (слуховых, вкусовых, температурных); обосновывает ряд интересных положений процесса чувственного познания; анализирует механизм возникновения и протекания страстей как феноменов эмоциональной жизни человека; рассматривает приемы повышения психо - эмоционального воздействия на человека в ходе занятий риторикой.

Заключение

Завершая рассмотрение развития психологических идей в отечественной науке и культуре XVIII в., нельзя не упомянуть и о разработке психологических идей в русле православной святоотеческий традиции в богословских трудах Дмитрия Ростовского, Паисия Велич-ковского, Тихона Задонского.

К сожалению, именно этот пласт психологических воззрений наименее изучен в истории отечественной психологии, но даже то, что известно об этой странице истории отечественной психологической мысли позволяет говорить, что наряду с материалистической традицией, не менее мощно развивались и другие подходы в понимании сущности человека, его природы, характеристик эмоциональной сферы, ценностей и целей жизнедеятельности человека.

Таким образом, можно с полным основанием сказать, что формирование и развитие психологического знания в России в XVIII в. не только шло в русле европейской психологической мысли, но в некоторых вопросах носило оригинальный и самобытный характер, представляя собой развернутую систему воззрений на ключевые вопросы познания психики.

Список литературы

1. Беркли Д. Опыт новой теории зрения. // Дж. Беркли. Соч. М., 1978;

2. Гартли Д. Размышления о человеке, его строении, его долге и упованиях. / Английские материалисты XVIII века. Собр. произв.: В 2 т. Т. 2. М., 1967;

3. Гельвеций В.А. О человеке, его умственных способностях и его воспитании. М., 1938;

4. Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. Раздел 2. М., 1997;

5. Кондильяк К. Трактат об ощущениях: В 2 ч. М., 1982;

6. Ламетри Ж. Трактат о душе: Естественная история души. / Ж.О. Ламетри. Соч. М., 1983;

7. Ламетри Ж. Человек-машина. Соч. М., 1983;

8. Ламетри Ж. Человек-растение. / Соч., М. 1983;

9. Юм Д. Трактат о человеческой природе, или попытка применить основанный на опыте метод рассуждения к моральным предметам. / Юм. Д. Трактат о человеческой природе. Соч.: В 2 т. М., 1995;

10. Ярошевский М. Г. История психологии. М., 1985.

Покупка готовой работы
Тема: «Психологическая мысль в России в 18 веке»
Раздел: История
Тип: Реферат
Страниц: 9
Цена: 350 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика