Реферат

«Психологическая мысль в России в 18 веке»

  • 9 страниц(ы)
  • 3001 просмотров
  • 0 покупок
фото автора

Автор: roman

1. Общая характеристика психологии в XVIII веке

2. Психологическая мысль в России в 18 веке

Список литературы

Развитие психологии в XVIII в., в отличие от предыдущего столетия, связано в большей степени не с рационализмом, но с сенсуализмом, который, начиная с концепции Д. Локка, приобретал все большее значение не только для объяснения процессов познания, но и для общей характеристики поведения, способностей и личных качеств человека.

Благодаря работам Ф. Бэкона, Р. Декарта и других ученых к XVIII в. была доказана необходимость построения объективной науки, независимой от веры и построенной на разуме. В то же время быстрое развитие промышленности, изменения, в том числе и революционные - в Англии, Нидерландах, социальных условий, структуры общества требовали изучения психологических механизмов перестройки психики, анализа способов влияния на сознание и самосознание человека и его возможностей приспособления к новым условиям жизни. Изучение этих вопросов и привело к идее о прижизненном характере содержания сознания, его связи с внешней ситуацией, а не с внутренним миром, который, так же как и врожденные идеи, достаточно стабилен. Важное место занимали также исследования способов и границ воздействия на со-держание сознания и поведение человека, в том числе при помощи обучения и просвещения.

С особой остротой эти вопросы вставали перед французской наукой, в которой социальные проблемы, связанные с взаимодействием старых и вновь возникающих групп (аристократии, крестьянства, буржуазии, ремесленников), поставили научные вопросы - о роли различных факторов (биологического и социального) в развитии психики, о способностях, о влиянии просвещения на мировоззрение человека.

Характеризуя особенности русской науки рассматриваемого периода с точки зрения собственно научного содержания, необходимо, рассмотреть место данного этапа становления научной мысли в истории отечественного научного познания вообще, выявить те традиции, которые закладывались в это время и стали основанием его дальнейшего развития. В целом XVIII в. может быть, охарактеризован как период экстенсивно-интенсивного развития научного знания. С одной стороны, в это время происходит охват и освоение наукой различных сфер жизни, возникают новые области знания, растет число ученых, увеличивается количество научных центров. Получают развитие разные отрасли науки: математика, механика, астрономия, физика, минералогия, география, физиология, анатомия, история и т. д. С другой стороны, XVIII в. в истории науки знаменуется созданием новой методологии и утверждением опытных методов познания, разработкой оригинальных, исторически перспективных научных идей, концепций и теорий, переходом знания от собирательно-описательной, аналитической стадии к объяснительной.

Наиболее яркой чертой науки являлась ориентация на естествознание. Доминирование отраслей естественно - научного цикла в системе научных исследовании объясняется тремя причинами:

1) Их выраженной практической пользой;

2) Альтернативной направленностью по отношению к господствовавшим прежде метафизическим, схоластическим воззрениям;

3) Относительно большей независимостью от политических и идеологических проблем.

С естественно - научной ориентацией было связано существенное изменение в определении предмета и методов научного познания, его возможностей и границ. Основным предметом научных поисков в XVIII в. становятся не некие недосягаемые и непостигаемые разумом сущности, а реальные явления.

Таким образом, XVIII в. в России стал веком рождения новой науки. В этот период получают развитие разные отрасли знания, возникает новая материалистическая методология научных исследований, разрабатывается система методов. Огромных успехов достигает естествознание, с которым в науку приходит опытное познание, эксперимент. Все это не могло не служить важными импульсами для дальнейшего развития научного познания в разных областях. Психология не являлась еще в тот период предметом самостоятельного специального изучения. В Академии наук она разрабатывалась главным образом в рамках смежной с нею дисциплины – физиологии.

Развитие психологических идей в российской культуре и науке этого времени опиралось на творчество русских мыслителей предшествующих эпох и носило во многом оригинальный и передовой характер по отношению к идеям зарубежных ученых. Именно в период XVIII в. появляются в России ученые и мыслители, психологическое творчество которых стало знаменательной вехой в истории отечественной психологии. И хотя большинство из них специально не занималось разработкой психологических идей, но в контексте разработки проблем педагогического, этнографического, филологического, политико-правового, философского, богословского плана им удалось решить и важнейшие ключевые психологические проблемы.

Одной из наиболее ярких фигур в науке в этот период являлся Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765). Творчество этого выдающегося ученого-энциклопедиста составило целую эпоху в развитии отечественной культуры и науки: ему принадлежит формулировка всеобщего закона сохранения вещества и движения, разработка базовых принципов атомно-молекулярной теории в физике и химии, создание основ русской грамматики и множество других научных идей и научных концепций. Именно Ломоносов выступил инициатором и вдохновителем создания Московского университета, первым начал читать публичные лекции по естествознанию на русском языке, способствуя тем самым распространению образованности и просвещения в обществе и формируя новое поколение русских ученых. Психологические воззрения Ломоносова - не только побочный результат его энциклопедизма, они являются необходимой составной частью его естественно - научного и философского наследия.

Как отмечают многие исследователи, именно Ломоносов заложил материалистические основы русской психологии. Опираясь на открытый им закон сохранения вещества и движения, в ощущениях («чувствованиях») и восприятии человека он видел результат особого вида механического воздействия («совмещения») предметов и явлений природы на органы чувств, т.е. продолжением в человеческом организме того механического движения, которое подействовало на человека извне. В его трудах последовательно проводятся идеи о том, что психические явления выступают отражением внешнего мира, что психика зависит от деятельности органического субстрата, мозга. Ему принадлежит теория цветового зрения (трехкомпонентная теория света) в соответствии с которой цвета не являются порождением органов чувств, а существуют объективно и независимо от человека; им разработаны основы личностного подхода при организации обучения, который предполагает учет индивидуально-психологических характеристик обучающего в процессе обучения и воспитания. Значителен вклад Ломоносова в обоснование и доказательство важной роли речи и речевого общения в процессе формирования личности. Рассматривает Ломоносов в своих трудах и множество частных вопросов психологии: дает характеристику разных чувствований (слуховых, вкусовых, температурных); обосновывает ряд интересных положений процесса чувственного познания; анализирует механизм возникновения и протекания страстей как феноменов эмоциональной жизни человека; рассматривает приемы повышения психо - эмоционального воздействия на человека в ходе занятий риторикой.

Завершая рассмотрение развития психологических идей в отечественной науке и культуре XVIII в., нельзя не упомянуть и о разработке психологических идей в русле православной святоотеческий традиции в богословских трудах Дмитрия Ростовского, Паисия Велич-ковского, Тихона Задонского.

К сожалению, именно этот пласт психологических воззрений наименее изучен в истории отечественной психологии, но даже то, что известно об этой странице истории отечественной психологической мысли позволяет говорить, что наряду с материалистической традицией, не менее мощно развивались и другие подходы в понимании сущности человека, его природы, характеристик эмоциональной сферы, ценностей и целей жизнедеятельности человека.

Таким образом, можно с полным основанием сказать, что формирование и развитие психологического знания в России в XVIII в. не только шло в русле европейской психологической мысли, но в некоторых вопросах носило оригинальный и самобытный характер, представляя собой развернутую систему воззрений на ключевые вопросы познания психики.

1. Беркли Д. Опыт новой теории зрения. // Дж. Беркли. Соч. М., 1978;

2. Гартли Д. Размышления о человеке, его строении, его долге и упованиях. / Английские материалисты XVIII века. Собр. произв.: В 2 т. Т. 2. М., 1967;

3. Гельвеций В.А. О человеке, его умственных способностях и его воспитании. М., 1938;

4. Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. Раздел 2. М., 1997;

5. Кондильяк К. Трактат об ощущениях: В 2 ч. М., 1982;

6. Ламетри Ж. Трактат о душе: Естественная история души. / Ж.О. Ламетри. Соч. М., 1983;

7. Ламетри Ж. Человек-машина. Соч. М., 1983;

8. Ламетри Ж. Человек-растение. / Соч., М. 1983;

9. Юм Д. Трактат о человеческой природе, или попытка применить основанный на опыте метод рассуждения к моральным предметам. / Юм. Д. Трактат о человеческой природе. Соч.: В 2 т. М., 1995;

10. Ярошевский М. Г. История психологии. М., 1985.

Покупка готовой работы
Тема: «Психологическая мысль в России в 18 веке»
Раздел: История
Тип: Реферат
Страниц: 9
Цена: 350 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика