Дипломная работа

«Социально-педагогическое консультирование родителей в ДОУ»

  • 82 страниц(ы)
  • 6354 просмотров
  • 1 покупок
фото автора

Автор: v176039

Введение … 3

Глава I. Теоретические основы социально-педагогического консультирования родителей ….6

1.1. Сущность понятия «социально-педагогическое

консультирование» …6

1.2. Специфика развития детей среднего дошкольного возраста …17

1.3. Методы и приемы социально-педагогического

консультирования родителей ….27

Глава II. Опыт практической деятельности по социально-педагогическому консультированию родителей в дошкольном образовательном учреждении 45

2.1. Деятельность социального педагога по социально-

педагогическому консультированию родителей в дошкольном

образовательном учреждении ….45

2.2. Методические рекомендации по организации социально-

педагогических консультативных занятий с родителями в

дошкольном образовательном учреждении …65

Заключение …. 70

Список литературы …. 73

Приложение …. 78

На сегодняшний день все яснее становится необходимость помощи родителям в воспитании детей со стороны профессиональных социальных педагогов. Решение задач обучения, воспитания, оказания консультационной помощи детям дошкольного возраста, имеющим проблемы в воспитании, а также их интеграции в образовательную и социальную среду является сложной и многогранной проблемой настоящего времени. Сегодня разрабатываются и внедряются различные варианты социально-педагогического консультирования родителей.

Чтобы успешно воспитывать ребенка необходимо располагать определенными специальными знаниями. Но родителям негде получить такие знания, некуда обратиться за советом: в стране до сих пор нет системы социально-педагогических консультаций, куда можно было бы прийти с ребенком и получить квалифицированную помощь специалистов.

Зачастую родители детей, не менее остро нуждаются в консультативной социально-педагогической помощи и поддержке их семьи.

Консультативная деятельность направлена на восстановление и преобразование связей членов семьи друг с другом и миром, на развитие умения понимать друг друга и формировать полноценное семейное «Мы», гибко регулируя отношения как внутри семьи, так и различными социальными группами.

Главное социально-педагогическое консультирование родителей, квалифицированная помощь лицам, испытывающим различные проблемы, с целью их социализации, восстановления и оптимизации их социальных функций, выработки социальных норм жизнедеятельности и общения.

Консультационная работа предоставляет возможность обратившемуся посмотреть на свои проблемы и житейские сложности со стороны, продемонстрировать и обсудить те стороны взаимоотношений и поведения, которые будучи источниками трудностей, обычно не осознаются и не контролируются.

Противоречие: не соответствие между уровнем теоретической разработанности проблемы консультирования и недостаточным практическим внедрением основных форм консультирования в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Проблема: совокупность каких условий обеспечивает организацию социально-педагогического консультирования с родителями в дошкольном образовательном учреждении.

Объектом данного исследования является социально – педагогическое консультирование как процесс взаимодействия между социальным педагогом и родителями в дошкольном образовательном учреждении.

Предмет исследования: методы, используемые в социально-педагогическом консультировании.

Цель: разработать комплекс консультационных занятий для родителей в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Гипотеза: социально – педагогическое консультирование родителей в дошкольном образовательном учреждении, будет успешным при условии:

1) создания комфортной психологической атмосферы для родителей и детей в дошкольном образовательном учреждении;

2) учет индивидуальных особенностей и проблем каждой семьи;

3) использования групповой формы работы и методики игротерапии с родителями и детьми в дошкольном образовательном учреждении.

Задачами исследования были:

1) изучение и анализ теоретической и специальной литературы о исследуемой проблеме;

2) выявление сущности понятия «социально-педагогическое консультирование»;

3) изучение форм социально–педагогического консультирования родителей в условиях дошкольного образовательного учреждения:

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Дошкольного Образовательного Учреждения «Росинка» города Ноябрьска, Ямало- Ненецкого Автономного Округа.

Методы исследования:

1) теоретические: анализ, синтез и обобщение научной литературы по проблеме исследования;

2) практические: наблюдение, тестирование и беседа.

Выпускная квалификационная работа состоит из следующих частей: введения, двух глав, заключения и списка литературы

В процессе выполнения квалификационной работы была реализована поставленная цель: разработать комплекс консультационных занятий для родителей в условиях дошкольного образовательного учреждения. Были решены поставленные задачи.

Реализация цели в выпускной квалификационной работе осуществлялась решением поставленных задач:

• Изучение литературы по данной проблеме;

• Выявление сущности понятия «социально – педагогического консультирования»;

• Изучение форм социально – педагогического консультирования родителей в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Социально – педагогическое консультирование является одним из важнейших направлений социальной помощи родителям. Основной целью социально – педагогического консультирования является оказание помощи личности в решении ее социальных проблем и в налаживании межличностных отношений с окружающими. В ходе социально – педагогической консультативной работе человек получает возможность шире взглянуть на ситуацию, иначе оценить свою роль в ней и в соответствии с этим новым видением изменить свое отношение к происходящему, своему поведению.

Чтобы организовать социально – педагогическое консультирование с родителями в дошкольном образовательном учреждении среднего дошкольного возраста нужно знать:

1. Индивидуально – психологические особенности детей.

2. Проблемы, с которыми часто встречаются родители в дошкольном образовательном учреждении.

Чтобы социально – педагогическое консультирование было успешным в решении проблем, необходимо знание приемов и методов социально – педагогического консультирования родителей в дошкольном образовательном учреждении. Для оказания помощи родителям в социально– педагогическом консультировании в дошкольном образовательном учреждении в первую очередь была проведена опытно – поисковая работа. Для этого использовали следующие социально – педагогические методы: тест «Кинестический рисунок семьи» (А.Я.Варги, В.В.Столина), наблюдение, опросник родительского отношения. В результате диагностики были выявлены проблемы родителей в дошкольном образовательном учреждении возникшие в воспитании детей.

Чтобы преодолеть родителям возникающие проблемы в воспитании, мы разработали структуру социально – педагогических консультативных занятий в групповой форме. Социально – педагогическое консультативное занятие включало проведение совместной деятельности с родителями и детьми. Социально – педагогические консультативные занятия включают игры, праздники, танцы, музыка, беседы, зарисовки.

С помощью социально – педагогического консультирования родителей в дошкольном образовательном учреждении помогают изменить их отношение к своему ребенку, стиль взаимодействия.

Совместная деятельность родителей и детей дает возможность родителям и детям обменяться положительными эмоциями, радостью, чувством психологического и физиологического комфорта.

Социально – педагогические консультативные занятия побуждают и стимулируют возникновению у ребенка образа «Я». «Я» - позиция осознания себя среди взрослых и сверстников.

Социально – педагогическое консультирование родителей в дошкольном образовательном учреждении с использованием групповых форм работы является эффективным, помогает родителям в разрешении возникающих проблем в воспитании детей среднего дошкольного возраста.

На этом решение проблем не заканчивается. В перспективе мы видим возможность проведения других видов консультационных занятий, которые помогут не только в решении проблем воспитания, но и в других сферах.

1. Абрамова Г.С. Психологическое консультирование: Теория и опыт. Учебн. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений. / Г.С. Абрамова – М. : Издательский центр «Академия», 2001 – 240 с.

2. Андриенко Е.В. Социальная психология: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. / Е.В. Андриенко. – М. : издательский центр «Академия», 2004 – 264 с.

3. Антонов А.И., Медков В.М. Социалогия семьи. / А.И. Антонов, В.М. Медков. – М. : Издательский центр «Академия», 1996 - 303 с.

4. Асмолов А.Г. Социальная работа: ребенок из культуры достоинства. Актуальные проблемы состояния и перспективы социальной работы в России // Социальная работа. 1992 – Выпуск 6.

5. Басов А.В. Основы социальной работы. / А.В. Басов. – М. : Издательский центр «Академия», 2004 – 250 с.

6. Белая К.Ю. Руководство ДОУ: контрольно – диагностическая функция / К.Ю. Белая – М. : ТЦ Сфера, 2005 – 112 с.

7. Береснева З.А., Казаковцева Г.И. Здоровый малыш. Программа оздоровления детей в ДОУ / З.А. Береснева, Г.И. Казаковцева. – М. : ТЦ Сфеера, 2005 – 112 с.

8. Буре Р. Воспитание у дошкольников социальных норм поведения в деятельности на занятиях. Социальное развитие ребенка: Спецкурс. / Р. Буре, под ред. О.П. Зверевой – М. : Издательский центр «Академия», 1994.

9. Василькова Ю.В. Социальная педагогика. / Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004 – 440 с.

10. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. / Ю.В. Василькова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004 – 160 с.

11. Варывдин В.А. Управление системой социальной защиты детства: Учебное пособие / В.А. Варывдин, И.П. Клемантович. Педагогическое общество России, 2005 – 192 с.

12. Владимирова И.М., Овчинников Б.В. Методика психологического консультирования в социальной работе. И.М. Владимирова, Б.В. Овчинников. - М. : Издательский центр «Академия», 2000.

13. Владимирова И.М., Овчинников Б.В. Методики психологического консультирования в социальной работе. // Психосоциальной и коррекционной работы. 1996 – Выпуск № 2.

14. Вульфов Б.З. Социальная педагогика процесс формирования личности. // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. Т. – 1, М.: Издательский центр «Академия», 1993 – 59 с.

15. Галагузова М.А. Социальная педагогика / М.А. Галагузова – М.: Гуманитарный издательский центр. «Владос», 2001 – 416 с.

16. Горянина В.А. Психология общения. / В.А. Горянина. – М.: Издательский центр «Академия», 2004 – 400 с.

17. Гуров В.Н. Социальная работа в образовательных учреждениях. / В.Н. Гуров – М.: Педагогическое общество России, 2006 – 320 с.

18. Гуслякова Л.Т., Холостова Е.И. Основы теории социальной работы. – М.: Издательский центр «Академия», 1997 – 187 с.

19. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности / О.П. Елисеев: Санкт – Петербург: Питер, 2000 – 554 с.

20. Загвязинский В.И. Методология и методика социально – педагогического исследования. / Книга для социальных педагогов и социальных работников. М.: Издательский центр «Академия», 1995 – 160 с.

21. История специальной педагогики. Под ред. Галагузовой М.А. – М. : Издательский центр «Академия», 2000 – 543 с.

22. Исторический опыт социальной работы в России. / под ред. Л.В. Бадя. – М.: Издательский центр «Академия», 1994 – 253 с.

23. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебн. пособие для студ. Средн. Спец. Заведений. – 3-е изд., испр. И доп. / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

24. Козлова А.В. Работа Дошкольного образовательного учреждения с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. / А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина – М.: ТЦ Сфера, 2005 – 112 с.

25. Лабунская В.А. Психология затрудненного общения В.А. Лабунская, Ю.А. Менджерицкая, Л.И. Рюмина и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2001 – 288 с.

26. Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства. Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений. / Т.В. Лодкина – М. : Издательский центр «Академия», 2003 – 192 с.

27. Малышева Н.А., Кутсева О.Г. Социальная работа с детьми: современная модель / Под ред. Никитиной Л.С. – М. : 1995 – 180 с.

28. Мацковский М.С. Социология семьи: проблемы, теории, методологии и методики. / М.С. Мацковский – М.: Издательский центр «Академия», 1989 – 112 с.

29. Методика и технологии работы социального педагога / Под ред. Л.В. Мардахаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2001 – 240 с.

30. Меновщиков В.Ю. Дистантного консультирования // Вестник психосоциальной коррекционной работы. 1997 - Выпуск № 1.

31. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику – М.: Издательский центр «Академия», 1997 – 195 с.

32. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. – М.: Независимая фирма «Класс», 1994 – 294 с.

33. Обучение социальной работе: состояние и перспективы / ответственный редактор В.Г. Бочарова – М.: Издательский центр «Академия», 1997 – 283 с.

34. Осипова А.А. Общая психокоррекция. / М.А. Осипова – М.: Издательский центр «Академия», 2000 – 543 с.

35. Основы возрастно – психологического консультирования: Учебно – методическое пособие / Под ред. А.Г. Лидерса. – М.: Издательство М.Г.У., 1991.

36. Педагогическое консультирование: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / Под ред. В.А.Сластенина, И.А.Колесниковой – М.: Издательский центр «Академия», - 2006 – 320 с.

37. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Артомонова Е.В.; под ред. И.В. Силяева – М.: Издательский центр «Академия», 2005 – 132 с.

38. Психологическая служба школы. Учебное пособие для студентов. / Под ред. И.В. Дубровиной, М.: Международная педагогическая Академия, 1995 – 222с.

39. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: учебн. пособие., М.: «Владос», 11996 – 529 с.

40. Рожков М.И., Набатова М.А. Как помочь ребенку преодолеть обиду. / М.И. Рожков, М.А. Набатов. – Ярославль, «Академия развития», 2006 – 192 с.

41. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы и психологического консультирования / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М.: 1989.

42. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Пособия для работников ДОУ. – 2-е изд., испр. и доп. / О.В. Солодянкина – М.: АРКТИ, 2005 – 80 с.

43. Социальная педагогика: учебн. для студ. пед. Вузов / А.В. Мудрин; под ред. В.А. Сластенина – М.: Издательский центр «Академия», - 1999 – 184 с.

44. Социальная педагогика / под ред. В.А. Никитина. – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2002 – 272 с.

45. Столяренко Л.Д. Основы психологии. / Л.Д. Столяренко – М.: Практикум Ростов – на Дону, 2000 – 565 с.

46. Словарь по социальной педагогике: Учебн. пособие для студ. высш. учебн. заведений / сост. Л.В. Мардахаев. – М.: Издательский центр «Академия», 2002 – 368 с.

47. Тетерский С.В. Введение в социальную работу / С.В. Тетерский. – М.: Академический проект, 2002 – 436 с.

48. Торохтий В.С. Психология социальной работы с семьей. / В.С. Торохтий. М.: Издательский центр «Академия», 1996 – 218 с.

49. Технология социальной работы / под ред. И.Г. Зайнышева. – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2002 – 240 с.

50. Немов Р.С. Основы психологического консультирования. / Учебн. для студ. педвузов / Р.С. Немов – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 1999 – 528 с.

51. Фридман Л.М., Кулагина Ю.Ю. Практический справочник учителя. М.: Просвещение, 1991 – 228 с.

52. Фромм Э. Иметь или быть. М.: 1990 – 330 с.

53. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: учебн. пособие для студ. высш. учебн. заведений – 2-е изд. Стереотип / М.В. Шакурова – М.: Издательский центр «Академия», 2004 – 272 с.

54. Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога. учебн. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений. П.А. Шептенко, Г.А. Воронина; под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия» 2001 - 201 с.

55. Ясницкая В.Р. Социальное воспитание в классе. Теория и методика. / В.Р. Ясницкая – М.: Издательский центр «Академия», 2004 – 352 с.

Покупка готовой работы
Тема: «Социально-педагогическое консультирование родителей в ДОУ»
Раздел: Педагогика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 82
Цена: 2000 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика