Дипломная работа

«Трансграничное и приграничное сотрудничество регионов»

  • 101 страниц
Содержание

Введение 2

1. Виды и формы приграничного и трансграничного сотрудничества 9

2. Международно-правовые основания для осуществления внешних сношений и приграничного сотрудничества регионов 25

ГЛАВА II. ТРАНСГРАНИЧНОЕ И ПРИГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РЕГИОНОВ ФРГ 41

2. Межрегиональное сотрудничество ФРГ в рамках еврорегионов 47

ГЛАВА III. ПРИГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 56

3.1. Законы и правовые основания для приграничного сотрудничества

регионов РФ 56

3.2. Приграничное сотрудничество субъектов РФ в рамках еврорегионов 62

Заключение 83

Литература 88

Приложения 90

Введение

Общеевропейская тенденция сегодня такова, что на территории с единой валютой и единым рынком ни один регион не может рассматривать свое развитие в контексте сугубо национальной перспективы. Чтобы гарантировать себе будущее, регионам необходимо контактировать не только с соседними территориальными коллективами, но также и с весьма удаленными; следует сотрудничать на международном, межнациональном и межрегиональном уровнях. Транспортная политика, управление окружающей средой и природными ресурсами, проявление интереса к коммунальным услугам и технологиям имеют последствия, выходящие далеко за внутренние границы региона, что, по сути, является главным для регионального развития.

С одной стороны, возросло осознание того, что «органы местного самоуправления составляют одну из основ демократического строя, обеспечивая право граждан на участие в управлении государственными делами, что в свою очередь представляет собой значительный вклад в построение Европы, основанной на принципах демократии и децентрализации власти» . С другой – кризисное положение вызвало к жизни определенные центробежные тенденции и надежду на то, что на уровне региональных органов власти, максимально приближенных к гражданам, станет возможным найти оптимальное решение по выходу из кризиса. Так объективно возникло пространство, в пределах которого субнациональные и трансграничные регионы приобрели большие вес и значение.

Европа регионов – понятие, возникшее вследствие кризиса нации – государства; тенденций глобализации экономики и развития интеграционных процессов, а вместе с тем и явлений пробуждения активности на местах и обострения «локальной этничности» . В рамках европейской регионализации создаются структуры, выходящие за сложившиеся административно-территориальные рамки. Наиболее распространенной формой являются еврорегионы, представляющие собой специализированный тип партнерства, обращенный, в первую очередь, к локальным пограничным и трансграничным проблемам.

Под приграничными регионами понимают особый тип регионов, развитие которых определяется функциональным дуализмом границы, сочетающей функции барьерности и контактности .

Трансграничное сотрудничество представляет собой совокупность двусторонних и многосторонних связей между органами власти, хозяйствующими субъектами, общественными организациями и населением приграничных регионов двух и более стран .

Еврорегионы создавались как новые схемы трансграничного сотрудничества, компенсирующие дефицит управляемости по проблемам, которые имеют интернациональный характер. Это потребовало формирования соответствующей нормативной базы, так как юрисдикция и правоспособность, обязательства и функции еврорегионов требуют специального прояснения и согласования с законодательствами государств по обе стороны границ. Очевидно также и то, что для участия в подобных трансграничных проектах регионы должны обладать необходимыми полномочиями и ресурсами для реализации декларируемых функций и принимаемых обязательств.

Принципы межрегионального сотрудничества в Европе представлены в двух основных документах – «Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей», подписанной в Мадриде 21 мая 1980 г. И «Европейской Хартии местного самоуправления» от 15 октября 1985 г.

Также в 1996 г. Была принята «Базельская декларация по регионализму в Европе» , а в 1997 г. – «Европейская хартия регионального самоуправления» . В этих двух документах содержатся нормы и стандарты региональных отношений, на их основе может быть достигнута важная ступень регионализации Европы в целом. В документах ЕС отмечается, что «регион – это оперативный орган и институциональная ткань Сообщества» .

Германия рассматривает в качестве одного из своих основных приоритетов задачу оказания всестороннего содействия протекающим в Европе процесса углубления и расширения трнснационального межрегионального взаимодействия, интеграции на микроуровне с целью построения единого экономически стабильного, социально и регионально ориентированного и равномерно развитого общеевропейского дома. Германии принадлежит главная роль в раздроблении европейского пространства, которое она осуществляет путем реализации своей модели федеративного устройства в других государствах ЕС. Целью этого процесса является выделение автономных регионов в качестве опорных структур интеграции, на основе которых создается сеть внегосударственного трансграничного сотрудничества, способная обеспечить в будущем замену государственных границ чисто функциональными, признающими только один критерий – экономическую эффективность. Для самой ФРГ, таким образом снимается проблема пересмотра послевоенных границ и создаются условия для установления контроля над прилегающими к ней территориями.

Но задачи регионального развития ФРГ невозможно реализовать, опираясь исключительно на национальные возможности и силы, при этом здесь на передний план выходят не столько немецкие, сколько общеевропейские интересы. Учитывать следует и тот факт, что в целом проблемы, затрагивающие сферы сельского хозяйства, природоохраны, транспортной и региональной политики входят в прерогативу общей политической компетенции ЕС .

Что касается Российской Федерации, то развитие международных связей регионов, создание трансрегиональных объединений является неотъемлемой частью работы по совершенствованию федеративных отношений и укреплению российской государственности.

До середины 1990-х годов среди отечественных экспертов и политиков в основном преобладало скептическое отношение к еврорегионам. Такой подход объяснялся недостаточной информированностью о возможных положительных эффектах от функционирования еврорегионов, а также в целом завышенными ожиданиями, которые на самом деле никак не могут связываться с формами «малой» интеграции. Поэтому, рассматривая результативность приграничного сотрудничества в рамках еврорегионов, необходимо больше внимания уделять даже не столько размерам финансирования конкретных мероприятий, сколько значению косвенного положительного эффекта . Именно его наличие позволяет оптимизировать перспективы еврорегионов с российским участием.

Разумеется, в настоящее время между европейской и российской регионализацией и соответственно опытом управления больше различий, нежели сходства. Российский опыт государственного воздействия на развитие регионов, адекватного современным вызовам глобализации, не столь обширен и разнообразен, а главное, не столь результативен.

Так, регионализация в отдельных странах Европы (в частности, в ФРГ) становится регионализацией Европы в целом. Более того, с ростом общей территории объединенной Европы увеличивается число европейских территорий, которые возвышаются до статуса регионов. Ученые прогнозируют, что с полным вхождением большинства стран Восточной Европы в Евросоюз число регионов может вырасти до 250 .

Процессу умножения европейских регионов противостоит совсем другая тенденция в России. Действительных регионов в ней намного меньше, чем субъектов Федерации. Политологи и регионоведы не исключают, что в обозримой перспективе число субъектов РФ существенно сократится и тенденция роста регионов, обладающих достаточными ресурсами для саморазвития, будет продолжаться. Это свидетельствует о том, что в России сами перспективы регионализации пока не так определенны, как в Европе.

Есть еще одно обстоятельство, ограничивающее возможности компаративистских исследований процессов регионализации в Европе (ФРГ) и России. Европейский тип взаимодействия регионов основан на непосредственных контактах каждого региона с большой группой как своих национальных регионов, так и регионов расширяющегося ЕС. Для них уже не является препятствием традиционные государственные границы. В итоге государственные границы для общин, округов, провинций, земель и кантонов становятся как минимум прозрачными, как максимум незаметными. В России еще предстоит дождаться того времени, когда регионы наладят широкие связи с большим количеством отечественных регионов и регионов, находящихся в границах других государств. Пока российским регионам предстоит создать привлекательные условия для инвесторов, освоить режим, порождаемый действием принципа субсидиарности, перестать быть дотационными.

Целью бакалаврской работы является выявление закономерностей формирования и развития трансграничного сотрудничества в рамках еврорегионов с участием Федеративной Республики Германии и Российской Федерации и изучение его правовой базы.

Реализация поставленной цели потребовала решить следующие основные задачи: во-первых, проследить общие тенденции развития приграничного и трансграничного сотрудничества, начиная с 1900-х годов; во-вторых, рассмотреть имеющуюся нормативную базу, международно-правовые основания для реализации межрегионального взаимодействия и сотрудничества; в-третьих, подробно остановиться на процессе регионализации и образования еврорегионов с участием Германии (представляющей западную модель федерации и Европу в целом) и России (относящейся к постсоциалистической федерации и стране развивающегося мира), показать их характерные особенности, выявить преимущества и недостатки, дать оценку тенденциям развития межрегионального сотрудничества в этих странах и отметить возможности повышения эффективности данного процесса; в-четвертых, изучить законодательно-правовой базис, являющийся фундаментом для осуществления приграничного и трансграничного сотрудничества германскими и российскими регионами.

Актуальность темы обусловлена важной ролью трансграничного сотрудничества и образования еврорегионов в повышении конкурентоспособности периферийных приграничных регионов, уменьшении пространственной дифференциации между приграничными и внутренними регионами, с одной стороны. И слабой разработанностью теоретических и методических аспектов изучения механизмов трансграничного сотрудничества, с другой.

Теоретическая и методологическая база бакалаврской работы – научные идеи и концепции российской и западной региональной науки. В работе были использованы источники: международно-правовые и конституционно-правовые акты и документы (законы, конвенции, хартии, резолюции международных организаций, протоколы, Конституции государств). В частности, к работе привлекались Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. И Основной закон Федеративной Республики Германии от 23 мая 1949 г. В них прослеживается отношение конституционного законодательства у международной деятельности субъектов РФ и ФРГ.

В бакалаврской работе рассматриваются Европейская рамочная конвенция о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей, подписанная в Мадриде 21 мая 1980 г. и Европейская Хартия местного самоуправления от 15 октября 1985 г. – два основных документа, в которых представлены принципы межрегионального сотрудничества в Европе. В «Мадридской конвенции» говорится, что ее принципы «могут послужить базисом новой доктрины международного права, регулирующего отношения соседей, связанные с пересечением границы, а также разделение ответственности между местными властями» (ст.8) . В ст.10 Европейской Хартии местного самоуправления отмечается, что трансграничное сотрудничество помимо собственно регионов могут осуществлять и органы местного самоуправления .

В работе упоминается Соглашение между правительствами ФРГ, Франции, Люксембурга и Швейцарии «О трансграничном сотрудничестве между региональными субъектами и органами местного самоуправления» , подписанное в г.Карлсруэ в январе 1996 г. Оно стало принципиально новым шагом в развитии приграничного сотрудничества, так как предоставило местным органом власти гораздо большие возможности при заключении юридически обязывающих соглашений о кооперации и приграничными партнерами.

В отношении Российской Федерации рассматривается Федеральный закон от 4 января 1999 г. «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» , который «устанавливает общий порядок координации международных и внешнеэкономических связей регионов России, содержит правовые гарантии обеспечения прав и законных интересов субъектов Российской Федерации при установлении и развитии международных и внешнеэкономических связей» . Также затрагивается Федеральный закон от 15 июля 1995 г. «О международных договорах Российской Федерации» , в котором содержатся нормы, устанавливающие особый порядок принятия решений в области заключения и исполнения международных договоров РФ с учетом интересов субъектов РФ.

Очень полезной в плане изучения внешних связей регионов Российской Федерации является монография Толстых В.Л. «Международная деятельность субъектов Российской Федерации» . Автор раскрывает потенциальные возможности международного участия регионов РФ в заключении договоров, соглашений, в деятельности международных организаций, открытий представительств за рубежом. Книга содержит Комментарий к Федеральному закону «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» и авторские проекты законодательства в этой области.

Проблемы регионализма и перспективы сотрудничества между регионами Европы раскрываются в монографии Введенского В.Г. «Россия: испытание федерализмом. Теория и практика отечественного и зарубежного опыта» .

Региональный сепаратизм и межрегиональное сотрудничество рассматриваются в статье Зоновой Т.В. «От Европы государств к Европе регионов?» . В ней также показывается, как на фоне кризиса традиционного государства объективно возникает пространство, в пределах которого субнациональные и трансграничные регионы приобретают большие вес и значение.

В статье Насырова И.Р. «Правовые аспекты международного сотрудничества регионов» прослеживается зависимость регионов от международных процессов и, как следствие этого, растущая децентрализация государств, развитие межрегионального сотрудничества, выходящего за сложившиеся территориально-административные рамки.

Как происходит расширение транснационального межрегионального взаимодействия в Европе при участии германских регионов описывается в статье «Региональный вектор внешней политики Германии» . Также здесь раскрывается роль разработанной ЕС программы ИНТЕРРЕГ, ориентированной на эффективное осуществление совместных проектов в сфере межрегиональных и трансграничных связей всеми членами Евросоюза.

Европейская интеграция, приграничное сотрудничество, его основные формы, программы ИНТЕРРЕГ, ТАСИС, ФАРЕ, конкретные положения «Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей» представлены в статье «Европейский регионализм» , где интеграционные процессы в Европе рассматриваются также в историческом аспекте.

Заключение

В последнее время в условиях усиления международной экономической интеграции особый интерес представляет собой приграничное и трансграничное сотрудничество. Необходимыми предпосылками служит географическая близость, схожесть в отраслевых структурах и возможность совместного использования природных, трудовых, научно-технических и прочих ресурсов. Территориальное разделение труда и развитие интеграционной инфраструктуры создает дополнительные преимущества для межрегиональных образований. Примерами подобных образований могут служить так называемые еврорегионы.

Основная цель еврорегионов – добиться признания главенствующей роли межнациональных инициатив, направленных на решение особых экономических, экологических и социальных проблем в регионах; на развитие новых, более гибких и эффективных форм коллективных действий; на поддержание мирного сосуществования .

В бакалаврской работе были рассмотрены особенности межрегионального взаимодействия на примере еврорегионов с участием Германии и России. В результате сравнительного анализа можно сделать соответствующие выводы.

Основным вектором германской региональной политики является расширение взаимодействия с государствами Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), притом, что процесс европейской интеграции осуществляется в масштабах всей

Страны с сопутствующим ей переходом на новую общеевропейскую валюту, систему единого рынка и наднациональную политико-правовую структуру управления .

Как отмечают немецкие специалисты, сотрудничество в рамках еврорегионов при всей очевидности его экономических и политических выгод и хороших перспектив ориентировано на отдельные, в основном небольшие проекты и имеет достаточно узкий региональный характер и ограниченный вес в общеевропейских масштабах.

Межрегиональное сотрудничество с участием германских регионов осуществляется и регулируется в соответствии с уставами и программами образуемых ими еврорегионов, а также Соглашением «О трансграничном сотрудничестве между региональными субъектами и органами местного самоуправления», подписанным в Карлсруэ 23 января 1996 г. .

Большое значение для развития германской региональной политики имеют подписанная в 1980 г. «Европейская рамочная конвенция о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей» и в 1985 г. – «Европейская Хартия местного самоуправления» . «Мадридская конвенция» 1980 г. Позволила своевременно предоставлять коллективам и территориальным властям, которые принимают участие в трансграничном сотрудничестве, те же льготы, как в случае, если сотрудничество осуществлялось бы внутри страны. А благодаря «Европейской Хартии местного самоуправления» еврорегионы могут создаваться не только с включением федеральных земель ФРГ, но и с участием местных органов власти.

Кроме того, одним из базовых направлений в германской внешней политике является содействие расширению всестороннего международного сотрудничества в бассейне Балтийского моря, в котором также принимают участие такие страны ЕС, как Дания, Финляндия и Швеция, а также Белоруссия, Россия, Норвегия, Польша, Латвия, Литва и Эстония.

Помимо вышесказанного, ФРГ осуществляет тесное межрегиональное взаимодействие с Францией, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом и Швейцарией.

Германия является к тому же членом различных трансграничных агломераций (таких, как «центральный полюс роста» на стыке Германии, Франции, Бельгии и Люксембурга ; объединение городов Страсбур (Франция) и Кель (Германия) и др.) и ассоциаций (таких, как «ВССА» (Ассоциация торгово-промышленных палат балтийских стран), «ВАС» («Baltic Business Advisory Council»), «BSSSC» (Конференция по трансграничному сотрудничеству стран Балтики), «PBF» («Pro Baltica Forum»), др.) .

В целом, опыт приграничного сотрудничества в регионах на немецко-голландской, немецко-польской границах, а также на границе ФРГ со странами Бенилюкса дал хорошие результаты. Сотрудничество между общественными агентствами, университетами было успешным в таких областях, как защита окружающей среды, транспортная инфраструктура, профессиональное образование, культурная деятельность. Что не удалось? Не удалось создать сети частного сектора и инвестиций, равно как и эффективную трансграничную координацию планов природопользования и городского развития. Этому помешал «локальный» патриотизм, поскольку в фокусе внимания оказывались вопросы жилищного строительства, индустриального и коммерческого развития. Однако несколько немецко-голландских индустриальных парков все же строятся .

Еврорегионы с участием РФ стал появляться только во второй половине 1990-х годов.

В отличие от старых германских еврорегионов, первый из которых возник еще в 1958 г. На границе ФРГ и Нидерландов, еврорегионы с участием РФ имеют малый опыт сотрудничества и соответственно не такие значительные результаты, хотя в отношениях России со странами как ближнего, так и дальнего зарубежья данные формы трансграничного сотрудничества занимают все более заметное место. Быстрыми темпами развиваются связи северо-западных субъектов Федерации с прилегающими административно-территориальными единицами государств Северной Европы, в том числе в рамках Совета Баренцева/Евроарктического региона и Совета государств Балтийского моря .

Международная деятельность регионов регулируется Федеральным законом «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» . Он закрепляет за субъектами РФ право поддерживать международные связи с субъектами иностранных государств, участвовать в деятельности международных организаций, вести переговоры, заключать соглашения с органами государственной власти иностранных государств.

«Европейская рамочная конвенция о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей» 1980 г. Была подписана Российской Федерацией в 1998 г., а ратифицирована в 2002 г. и стала составной частью правовой системы РФ, укрепив нормативную базу приграничного сотрудничества.

Но необходимая договорно-правовая база в отношении организации и юридического оформления еврорегионального сотрудничества российских территориальных и местных властей с зарубежными партнерами отсутствует. Все еще не приняты федеральные законы «О правовом статусе приграничных территорий» и «О приграничном сотрудничестве в Российской Федерации» . Нет упоминания о еврорегионах в «Концепции приграничного сотрудничества в Российской Федерации», утвержденной распоряжением Правительства России от 9 февраля 2001 г. №196-р, которая к тому же не является нормативным актом .

В отличие от ФРГ, где в еврорегионы входят развитые во всех отношениях территориальные образования, участвующие в еврорегионах субъекты РФ чаще всего отстают в развитии от среднероссийских показателей. И граничат они, как правило, тоже далеко не с самыми развитыми регионами стран-партнеров (например, граничащее с Калининградской областью Варминьско-Мазурское воеводство является одним из наиболее отстающих в социально-экономическом отношении регионов Польши).

Разница межрегионального взаимодействия с участием регионов РФ и ФРГ также в том, что Россия и Германия движутся в разном направлении. В Германии снижается роль национального государства в пользу наднациональных органов ЕС и получивших большую самостоятельность европейских регионов. В России же идет обратный процесс укрепления «вертикали власти», существенно снизивший самостоятельность региональных и местных властей, в том числе и в сфере внешних связей.

Помимо названного, российские субъекты еврорегионов, как правило, не располагают необходимыми финансовыми ресурсами для участия в совместных проектах в отличие от германских федеральных земель, бюджет одной из которых может превышать совместные финансы нескольких регионов России. К тому же, российские участники еврорегионов испытывают недостаток кадров, способных эффективно участвовать в совместной работу (взять хотя бы пресловутую проблему языкового барьера), что объективно ограничивает возможности сотрудничества.

Кроме того, условия формирования российских еврорегионов отличаются от условий, характерных для Германии. Для российских регионов, участвующих в трансграничном сотрудничестве, большую роль играют критерии когерентности, тогда как для регионов ФРГ – критерии гомогенности . Для германских трансграничных регионов формализация границы невысока, в то время как для российских – намного более существенна . Многие институциональные преобразования, хорошо зарекомендовавшие себя в качестве регионально ориентированных механизмов западно- и центральноевропейской интеграции, не могут быть применимы в полной мере для субъектов РФ в связи с невозможностью членства России или отдельных российских территорий в Евросоюзе.

Вопрос о дальнейшем развитии международных и внешнеэкономических связей российских регионов приобретает серьезное политическое звучание. Возможно, обстоятельное и всестороннее изучение европейских процессов регионализации окажется поучительным для России, поможет при совершенствовании стратегического курса сближения с интегрирующейся Европой.

Анализ работы показал, что «малая» еврорегионльная интеграция имеет следующие преимущества: во-первых, при реализации инициатив на локальном уровне возможно действительное развитие интеграционных связей с соседями (а не подписание соглашений, остающихся только на бумаге, при жесткой централизации в принятии любых социально-экономических решений); во-вторых, только развитие трансграничной кооперации на низовом уровне позволяет выявить острые проблемы, которые остаются вне поля зрения высших чиновников, крупных бизнесменов; в-третьих, развитие еврорегионов способствует росту информированности о партнерах.

Конечно, модель еврорегионов не следует идеализировать. Ее применение ограничивается локальным уровнем приграничной кооперации и, как показывает опыт разных европейских государств, в большинстве случаев дает результаты далеко не сразу . Практика показала, что в своей деятельности еврорегионам приходится преодолевать ряд существенных трудностей объективного характера. Это несоответствие полномочий властей аналогичного уровня, связанное с различиями во внутреннем законодательстве сотрудничающих стран; различия в уровнях экономического развития, дисбаланс в вопросах занятости, производства и торговли товарами широкого потребления; культурные и языковые барьеры, различные стереотипы и фобии.

Перспективы трансграничного регионализма будут определяться результатами постепенного комплексного процесса создания новых институциональных возможностей н национальном, государственном и местном уровнях. Поэтому для того, чтобы концептуализировать трансграничный регионализм как политический и социальный процесс, создающий новый пространственный контекст действия, необходимо проводить сравнительные исследования .

Учитывая, что задача расширения приграничного сотрудничества фактических возведена в ранг государственной политики европейских государств и Европейского Союза, всемерно поощряется Советом Европы, можно, видимо, с большой долей уверенности предположить, что нынешние темпы развития этой «строительной площадки общеевропейского дома» не будут ослабевать

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации. – h**t://w*w.concourt.am

2. ФЗ от 4 января 1999 г. «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» №4-ФЗ // СЗ РФ. – 2001. - №1 (ч. II).

3. ФЗ от 15 июля 1995 г. «О международных договорах Российской Федерации» №101-ФЗ // СЗ РФ. - 1995. - №29. – С. 2757.

4. Толстых В.Л. Международная деятельность субъектов Российской Федерации. – М., 2004. – 174 с.

5. Введенский В.Г. Россия: испытание федерализмом. Теория и практика отечественного и зарубежного опыта. – М., 2002. – 123 с.

6. Зонова Т.В. От Европы государств к Европе регионов? h**t://w*w.politstudies.r*/ N2004fulltext/1999/5/16.htm

7. Насыров И.Р. Правовые аспекты международного сотрудничества регионов // Журнал российского права. – 2006. - №2. – С. 32-61.

8. Региональный вектор внешней политики Германии. h**t://w*w.nasledie.r*/ politvne/18_10/anticle.php?art=76

9. Европейский регионализм. h**t://w*w.dergachev.r*/book-7/04-2.html

10. Орлов В. Внешняя политика и российские регионы // Международная жизнь. – 2000. - №10. – С. 57.

11. Фарукшин М.Х. Субъекты федераций в международных отношениях // Полис. – 1994. - №2. – С. 111.

12. Кузнецов А. Еврорегионы: полвека «малой» интеграции // Современная Европа. – 2008. - №2. – С. 48.

13. Авчухова А.А. Процессы европейской регионализации как объект управления // Вестник Московского университета. Сер. 21. Управление (государство и общество). – 2006. - №1. – С. 81.

14. Европейская рамочная конвенция о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей от 21 мая 1980 г.

15. Скотт Дж. Стимулирование кооперации: Могут ли еврорегионы стать мостами коммуникации? // h**t://w*w.indepsores.spb.r*/scott_r.htm.

16. Хартия Сообщества по регионализму 1984 г. – h**t://w*w.stoliatov/ru/index.php?soutce=monographies/book2/5/2.htm

17. Европейская рамочная конвенция о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей от 21 мая 1980 г., Мадрид. h**t://w*w.garant.r*/garant_news/2146.htm

18. Европейская Хартия местного самоуправления 1985 г. h**t://w*w.garant.r*/hotlaw/doc/ 109032.htm

19. Европейская рамочная конвенция о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей. – h**t://conventions.coe.int/Treaty/rus/Treaties/Html/106.htm

20. Дополнительный протокол к Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей от 9 ноября 1995 г. - h**t://w*w.garant.r*/prime/20081006/3035766.htm

21. Протокол №2 к Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей от 5 мая 1998 г. - h**t://w*w.garant.r*/prime/ 20081006/3035765.htm

22. Программа INTERREG III – h**t://w*w.interreg3afch.org/1er_bilan_interreg_I_&_II.pp

23. Европа в меняющемся мире: международные связи Европейского сообщества / Ред. Ю.А.Борко. – М., 1995. С.171.

24. Декларация по регионализму в Европе 1996 г. – h**t://w*w.a-e-r.org/fileadmin/usr_ upload/PressComm/ Publications/ DeclarationRegionalist/DR_RUSSE.pdf

25. Договор о Европейском Союзе, или Маастрихтский договор 1992 г. (подписан 7 февраля 1992 г. в Нидерландском городе Маастрихте). – h**t://lib.r*s.ec/b/70656/read#t1

26. Договор о ЕС. - h**t://lib.r*s.ec/b/70656/read#t1

27. Лукашук И.И. Участие федеративных государств в международных договорах // Журнал российского права. – 2003. - №5. – С. 51.

28. Четверикова О. Бельгия, Испания, далее везде: механизмы перекройки карты Европы. – h**t://w*w.fondsk.r*/article.php?id=1143

29. Романов С. Региональный вектор внешней политики Германии. // ttp://w*w.nasledie.r*/politvne/18_10/article.php?art=76.

30. Das Centrum Bavaria Bohemia in Schoensee. h**t://w*w.bbkult.net.

31. Kultur ohne Grenzen. h**t://w*w.bbkult.net/contrib/details/12423097553541.html.

32. Кузьмин В. Еврорегион «Померания» // Космополис. – 2008. – «2(21). – С.93.

33. Grenzueberschreitendes Wirtschaftsportal Bayern-Tschechien. h**t://w*w.regioport.com.

34. Unternehmerinnen im Dreilaendereck Bayern – Boehmen – Oberoesterreich e.V. h**t://w*w.wildundweiblich.com.

35. Drei-Laender-Gesellschaft Niederbayern Oberoesterreich Suedboehmen e.V. h**t://w*w.drei-laender-gesellschaft.de

36. Slowenisch-Bayerischer Wirtschaftsclub e.V. h**t://w*w.sbw-club.eu.

37. Саар-Лор-Люкс-Рейн. h**t://w*w.grande-region.lu/flash_version.aspx.

38. Соглашение между Германией, Францией, Швейцарией и Люксембургом о трансграничном сотрудничестве между территориальными коллективами и местными общественными организациями (Карлсруэ, 1996). h**t:// w*w.ofaj.org/reseau/ondam/transf96.html.

39. Strasbour – Kehl. h**t://w*w.espaestransfrontaliers.org/affiche_terri.php?affiche=territoire/terri_doc_ag_sk.html#multiflux

40. Федоров Ю.И. О правосубъектности членов федерации в международном праве // Московский журнал международного права. – 1994. - №4. – С.110.

41. Игнатенко Г.В. Международно-правовой статус субъектов Российской Федерации // Российский юридический журнал. – 1995. - №1. – С. 11.

Покупка готовой работы
Тема: «Трансграничное и приграничное сотрудничество регионов»
Раздел: Международные отношения
Тип: Дипломная работа
Страниц: 101
Цена: 2000 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика