Дипломная работа

«Трансграничное и приграничное сотрудничество регионов»

  • 101 страниц(ы)
фото автора

Автор: v176039

Введение 2

1. Виды и формы приграничного и трансграничного сотрудничества 9

2. Международно-правовые основания для осуществления внешних сношений и приграничного сотрудничества регионов 25

ГЛАВА II. ТРАНСГРАНИЧНОЕ И ПРИГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РЕГИОНОВ ФРГ 41

2. Межрегиональное сотрудничество ФРГ в рамках еврорегионов 47

ГЛАВА III. ПРИГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 56

3.1. Законы и правовые основания для приграничного сотрудничества

регионов РФ 56

3.2. Приграничное сотрудничество субъектов РФ в рамках еврорегионов 62

Заключение 83

Литература 88

Приложения 90

Общеевропейская тенденция сегодня такова, что на территории с единой валютой и единым рынком ни один регион не может рассматривать свое развитие в контексте сугубо национальной перспективы. Чтобы гарантировать себе будущее, регионам необходимо контактировать не только с соседними территориальными коллективами, но также и с весьма удаленными; следует сотрудничать на международном, межнациональном и межрегиональном уровнях. Транспортная политика, управление окружающей средой и природными ресурсами, проявление интереса к коммунальным услугам и технологиям имеют последствия, выходящие далеко за внутренние границы региона, что, по сути, является главным для регионального развития.

С одной стороны, возросло осознание того, что «органы местного самоуправления составляют одну из основ демократического строя, обеспечивая право граждан на участие в управлении государственными делами, что в свою очередь представляет собой значительный вклад в построение Европы, основанной на принципах демократии и децентрализации власти» . С другой – кризисное положение вызвало к жизни определенные центробежные тенденции и надежду на то, что на уровне региональных органов власти, максимально приближенных к гражданам, станет возможным найти оптимальное решение по выходу из кризиса. Так объективно возникло пространство, в пределах которого субнациональные и трансграничные регионы приобрели большие вес и значение.

Европа регионов – понятие, возникшее вследствие кризиса нации – государства; тенденций глобализации экономики и развития интеграционных процессов, а вместе с тем и явлений пробуждения активности на местах и обострения «локальной этничности» . В рамках европейской регионализации создаются структуры, выходящие за сложившиеся административно-территориальные рамки. Наиболее распространенной формой являются еврорегионы, представляющие собой специализированный тип партнерства, обращенный, в первую очередь, к локальным пограничным и трансграничным проблемам.

Под приграничными регионами понимают особый тип регионов, развитие которых определяется функциональным дуализмом границы, сочетающей функции барьерности и контактности .

Трансграничное сотрудничество представляет собой совокупность двусторонних и многосторонних связей между органами власти, хозяйствующими субъектами, общественными организациями и населением приграничных регионов двух и более стран .

Еврорегионы создавались как новые схемы трансграничного сотрудничества, компенсирующие дефицит управляемости по проблемам, которые имеют интернациональный характер. Это потребовало формирования соответствующей нормативной базы, так как юрисдикция и правоспособность, обязательства и функции еврорегионов требуют специального прояснения и согласования с законодательствами государств по обе стороны границ. Очевидно также и то, что для участия в подобных трансграничных проектах регионы должны обладать необходимыми полномочиями и ресурсами для реализации декларируемых функций и принимаемых обязательств.

Принципы межрегионального сотрудничества в Европе представлены в двух основных документах – «Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей», подписанной в Мадриде 21 мая 1980 г. И «Европейской Хартии местного самоуправления» от 15 октября 1985 г.

Также в 1996 г. Была принята «Базельская декларация по регионализму в Европе» , а в 1997 г. – «Европейская хартия регионального самоуправления» . В этих двух документах содержатся нормы и стандарты региональных отношений, на их основе может быть достигнута важная ступень регионализации Европы в целом. В документах ЕС отмечается, что «регион – это оперативный орган и институциональная ткань Сообщества» .

Германия рассматривает в качестве одного из своих основных приоритетов задачу оказания всестороннего содействия протекающим в Европе процесса углубления и расширения трнснационального межрегионального взаимодействия, интеграции на микроуровне с целью построения единого экономически стабильного, социально и регионально ориентированного и равномерно развитого общеевропейского дома. Германии принадлежит главная роль в раздроблении европейского пространства, которое она осуществляет путем реализации своей модели федеративного устройства в других государствах ЕС. Целью этого процесса является выделение автономных регионов в качестве опорных структур интеграции, на основе которых создается сеть внегосударственного трансграничного сотрудничества, способная обеспечить в будущем замену государственных границ чисто функциональными, признающими только один критерий – экономическую эффективность. Для самой ФРГ, таким образом снимается проблема пересмотра послевоенных границ и создаются условия для установления контроля над прилегающими к ней территориями.

Но задачи регионального развития ФРГ невозможно реализовать, опираясь исключительно на национальные возможности и силы, при этом здесь на передний план выходят не столько немецкие, сколько общеевропейские интересы. Учитывать следует и тот факт, что в целом проблемы, затрагивающие сферы сельского хозяйства, природоохраны, транспортной и региональной политики входят в прерогативу общей политической компетенции ЕС .

Что касается Российской Федерации, то развитие международных связей регионов, создание трансрегиональных объединений является неотъемлемой частью работы по совершенствованию федеративных отношений и укреплению российской государственности.

До середины 1990-х годов среди отечественных экспертов и политиков в основном преобладало скептическое отношение к еврорегионам. Такой подход объяснялся недостаточной информированностью о возможных положительных эффектах от функционирования еврорегионов, а также в целом завышенными ожиданиями, которые на самом деле никак не могут связываться с формами «малой» интеграции. Поэтому, рассматривая результативность приграничного сотрудничества в рамках еврорегионов, необходимо больше внимания уделять даже не столько размерам финансирования конкретных мероприятий, сколько значению косвенного положительного эффекта . Именно его наличие позволяет оптимизировать перспективы еврорегионов с российским участием.

Разумеется, в настоящее время между европейской и российской регионализацией и соответственно опытом управления больше различий, нежели сходства. Российский опыт государственного воздействия на развитие регионов, адекватного современным вызовам глобализации, не столь обширен и разнообразен, а главное, не столь результативен.

Так, регионализация в отдельных странах Европы (в частности, в ФРГ) становится регионализацией Европы в целом. Более того, с ростом общей территории объединенной Европы увеличивается число европейских территорий, которые возвышаются до статуса регионов. Ученые прогнозируют, что с полным вхождением большинства стран Восточной Европы в Евросоюз число регионов может вырасти до 250 .

Процессу умножения европейских регионов противостоит совсем другая тенденция в России. Действительных регионов в ней намного меньше, чем субъектов Федерации. Политологи и регионоведы не исключают, что в обозримой перспективе число субъектов РФ существенно сократится и тенденция роста регионов, обладающих достаточными ресурсами для саморазвития, будет продолжаться. Это свидетельствует о том, что в России сами перспективы регионализации пока не так определенны, как в Европе.

Есть еще одно обстоятельство, ограничивающее возможности компаративистских исследований процессов регионализации в Европе (ФРГ) и России. Европейский тип взаимодействия регионов основан на непосредственных контактах каждого региона с большой группой как своих национальных регионов, так и регионов расширяющегося ЕС. Для них уже не является препятствием традиционные государственные границы. В итоге государственные границы для общин, округов, провинций, земель и кантонов становятся как минимум прозрачными, как максимум незаметными. В России еще предстоит дождаться того времени, когда регионы наладят широкие связи с большим количеством отечественных регионов и регионов, находящихся в границах других государств. Пока российским регионам предстоит создать привлекательные условия для инвесторов, освоить режим, порождаемый действием принципа субсидиарности, перестать быть дотационными.

Целью бакалаврской работы является выявление закономерностей формирования и развития трансграничного сотрудничества в рамках еврорегионов с участием Федеративной Республики Германии и Российской Федерации и изучение его правовой базы.

Реализация поставленной цели потребовала решить следующие основные задачи: во-первых, проследить общие тенденции развития приграничного и трансграничного сотрудничества, начиная с 1900-х годов; во-вторых, рассмотреть имеющуюся нормативную базу, международно-правовые основания для реализации межрегионального взаимодействия и сотрудничества; в-третьих, подробно остановиться на процессе регионализации и образования еврорегионов с участием Германии (представляющей западную модель федерации и Европу в целом) и России (относящейся к постсоциалистической федерации и стране развивающегося мира), показать их характерные особенности, выявить преимущества и недостатки, дать оценку тенденциям развития межрегионального сотрудничества в этих странах и отметить возможности повышения эффективности данного процесса; в-четвертых, изучить законодательно-правовой базис, являющийся фундаментом для осуществления приграничного и трансграничного сотрудничества германскими и российскими регионами.

Актуальность темы обусловлена важной ролью трансграничного сотрудничества и образования еврорегионов в повышении конкурентоспособности периферийных приграничных регионов, уменьшении пространственной дифференциации между приграничными и внутренними регионами, с одной стороны. И слабой разработанностью теоретических и методических аспектов изучения механизмов трансграничного сотрудничества, с другой.

Теоретическая и методологическая база бакалаврской работы – научные идеи и концепции российской и западной региональной науки. В работе были использованы источники: международно-правовые и конституционно-правовые акты и документы (законы, конвенции, хартии, резолюции международных организаций, протоколы, Конституции государств). В частности, к работе привлекались Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. И Основной закон Федеративной Республики Германии от 23 мая 1949 г. В них прослеживается отношение конституционного законодательства у международной деятельности субъектов РФ и ФРГ.

В бакалаврской работе рассматриваются Европейская рамочная конвенция о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей, подписанная в Мадриде 21 мая 1980 г. и Европейская Хартия местного самоуправления от 15 октября 1985 г. – два основных документа, в которых представлены принципы межрегионального сотрудничества в Европе. В «Мадридской конвенции» говорится, что ее принципы «могут послужить базисом новой доктрины международного права, регулирующего отношения соседей, связанные с пересечением границы, а также разделение ответственности между местными властями» (ст.8) . В ст.10 Европейской Хартии местного самоуправления отмечается, что трансграничное сотрудничество помимо собственно регионов могут осуществлять и органы местного самоуправления .

В работе упоминается Соглашение между правительствами ФРГ, Франции, Люксембурга и Швейцарии «О трансграничном сотрудничестве между региональными субъектами и органами местного самоуправления» , подписанное в г.Карлсруэ в январе 1996 г. Оно стало принципиально новым шагом в развитии приграничного сотрудничества, так как предоставило местным органом власти гораздо большие возможности при заключении юридически обязывающих соглашений о кооперации и приграничными партнерами.

В отношении Российской Федерации рассматривается Федеральный закон от 4 января 1999 г. «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» , который «устанавливает общий порядок координации международных и внешнеэкономических связей регионов России, содержит правовые гарантии обеспечения прав и законных интересов субъектов Российской Федерации при установлении и развитии международных и внешнеэкономических связей» . Также затрагивается Федеральный закон от 15 июля 1995 г. «О международных договорах Российской Федерации» , в котором содержатся нормы, устанавливающие особый порядок принятия решений в области заключения и исполнения международных договоров РФ с учетом интересов субъектов РФ.

Очень полезной в плане изучения внешних связей регионов Российской Федерации является монография Толстых В.Л. «Международная деятельность субъектов Российской Федерации» . Автор раскрывает потенциальные возможности международного участия регионов РФ в заключении договоров, соглашений, в деятельности международных организаций, открытий представительств за рубежом. Книга содержит Комментарий к Федеральному закону «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» и авторские проекты законодательства в этой области.

Проблемы регионализма и перспективы сотрудничества между регионами Европы раскрываются в монографии Введенского В.Г. «Россия: испытание федерализмом. Теория и практика отечественного и зарубежного опыта» .

Региональный сепаратизм и межрегиональное сотрудничество рассматриваются в статье Зоновой Т.В. «От Европы государств к Европе регионов?» . В ней также показывается, как на фоне кризиса традиционного государства объективно возникает пространство, в пределах которого субнациональные и трансграничные регионы приобретают большие вес и значение.

В статье Насырова И.Р. «Правовые аспекты международного сотрудничества регионов» прослеживается зависимость регионов от международных процессов и, как следствие этого, растущая децентрализация государств, развитие межрегионального сотрудничества, выходящего за сложившиеся территориально-административные рамки.

Как происходит расширение транснационального межрегионального взаимодействия в Европе при участии германских регионов описывается в статье «Региональный вектор внешней политики Германии» . Также здесь раскрывается роль разработанной ЕС программы ИНТЕРРЕГ, ориентированной на эффективное осуществление совместных проектов в сфере межрегиональных и трансграничных связей всеми членами Евросоюза.

Европейская интеграция, приграничное сотрудничество, его основные формы, программы ИНТЕРРЕГ, ТАСИС, ФАРЕ, конкретные положения «Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей» представлены в статье «Европейский регионализм» , где интеграционные процессы в Европе рассматриваются также в историческом аспекте.

В последнее время в условиях усиления международной экономической интеграции особый интерес представляет собой приграничное и трансграничное сотрудничество. Необходимыми предпосылками служит географическая близость, схожесть в отраслевых структурах и возможность совместного использования природных, трудовых, научно-технических и прочих ресурсов. Территориальное разделение труда и развитие интеграционной инфраструктуры создает дополнительные преимущества для межрегиональных образований. Примерами подобных образований могут служить так называемые еврорегионы.

Основная цель еврорегионов – добиться признания главенствующей роли межнациональных инициатив, направленных на решение особых экономических, экологических и социальных проблем в регионах; на развитие новых, более гибких и эффективных форм коллективных действий; на поддержание мирного сосуществования .

В бакалаврской работе были рассмотрены особенности межрегионального взаимодействия на примере еврорегионов с участием Германии и России. В результате сравнительного анализа можно сделать соответствующие выводы.

Основным вектором германской региональной политики является расширение взаимодействия с государствами Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), притом, что процесс европейской интеграции осуществляется в масштабах всей

Страны с сопутствующим ей переходом на новую общеевропейскую валюту, систему единого рынка и наднациональную политико-правовую структуру управления .

Как отмечают немецкие специалисты, сотрудничество в рамках еврорегионов при всей очевидности его экономических и политических выгод и хороших перспектив ориентировано на отдельные, в основном небольшие проекты и имеет достаточно узкий региональный характер и ограниченный вес в общеевропейских масштабах.

Межрегиональное сотрудничество с участием германских регионов осуществляется и регулируется в соответствии с уставами и программами образуемых ими еврорегионов, а также Соглашением «О трансграничном сотрудничестве между региональными субъектами и органами местного самоуправления», подписанным в Карлсруэ 23 января 1996 г. .

Большое значение для развития германской региональной политики имеют подписанная в 1980 г. «Европейская рамочная конвенция о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей» и в 1985 г. – «Европейская Хартия местного самоуправления» . «Мадридская конвенция» 1980 г. Позволила своевременно предоставлять коллективам и территориальным властям, которые принимают участие в трансграничном сотрудничестве, те же льготы, как в случае, если сотрудничество осуществлялось бы внутри страны. А благодаря «Европейской Хартии местного самоуправления» еврорегионы могут создаваться не только с включением федеральных земель ФРГ, но и с участием местных органов власти.

Кроме того, одним из базовых направлений в германской внешней политике является содействие расширению всестороннего международного сотрудничества в бассейне Балтийского моря, в котором также принимают участие такие страны ЕС, как Дания, Финляндия и Швеция, а также Белоруссия, Россия, Норвегия, Польша, Латвия, Литва и Эстония.

Помимо вышесказанного, ФРГ осуществляет тесное межрегиональное взаимодействие с Францией, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом и Швейцарией.

Германия является к тому же членом различных трансграничных агломераций (таких, как «центральный полюс роста» на стыке Германии, Франции, Бельгии и Люксембурга ; объединение городов Страсбур (Франция) и Кель (Германия) и др.) и ассоциаций (таких, как «ВССА» (Ассоциация торгово-промышленных палат балтийских стран), «ВАС» («Baltic Business Advisory Council»), «BSSSC» (Конференция по трансграничному сотрудничеству стран Балтики), «PBF» («Pro Baltica Forum»), др.) .

В целом, опыт приграничного сотрудничества в регионах на немецко-голландской, немецко-польской границах, а также на границе ФРГ со странами Бенилюкса дал хорошие результаты. Сотрудничество между общественными агентствами, университетами было успешным в таких областях, как защита окружающей среды, транспортная инфраструктура, профессиональное образование, культурная деятельность. Что не удалось? Не удалось создать сети частного сектора и инвестиций, равно как и эффективную трансграничную координацию планов природопользования и городского развития. Этому помешал «локальный» патриотизм, поскольку в фокусе внимания оказывались вопросы жилищного строительства, индустриального и коммерческого развития. Однако несколько немецко-голландских индустриальных парков все же строятся .

Еврорегионы с участием РФ стал появляться только во второй половине 1990-х годов.

В отличие от старых германских еврорегионов, первый из которых возник еще в 1958 г. На границе ФРГ и Нидерландов, еврорегионы с участием РФ имеют малый опыт сотрудничества и соответственно не такие значительные результаты, хотя в отношениях России со странами как ближнего, так и дальнего зарубежья данные формы трансграничного сотрудничества занимают все более заметное место. Быстрыми темпами развиваются связи северо-западных субъектов Федерации с прилегающими административно-территориальными единицами государств Северной Европы, в том числе в рамках Совета Баренцева/Евроарктического региона и Совета государств Балтийского моря .

Международная деятельность регионов регулируется Федеральным законом «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» . Он закрепляет за субъектами РФ право поддерживать международные связи с субъектами иностранных государств, участвовать в деятельности международных организаций, вести переговоры, заключать соглашения с органами государственной власти иностранных государств.

«Европейская рамочная конвенция о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей» 1980 г. Была подписана Российской Федерацией в 1998 г., а ратифицирована в 2002 г. и стала составной частью правовой системы РФ, укрепив нормативную базу приграничного сотрудничества.

Но необходимая договорно-правовая база в отношении организации и юридического оформления еврорегионального сотрудничества российских территориальных и местных властей с зарубежными партнерами отсутствует. Все еще не приняты федеральные законы «О правовом статусе приграничных территорий» и «О приграничном сотрудничестве в Российской Федерации» . Нет упоминания о еврорегионах в «Концепции приграничного сотрудничества в Российской Федерации», утвержденной распоряжением Правительства России от 9 февраля 2001 г. №196-р, которая к тому же не является нормативным актом .

В отличие от ФРГ, где в еврорегионы входят развитые во всех отношениях территориальные образования, участвующие в еврорегионах субъекты РФ чаще всего отстают в развитии от среднероссийских показателей. И граничат они, как правило, тоже далеко не с самыми развитыми регионами стран-партнеров (например, граничащее с Калининградской областью Варминьско-Мазурское воеводство является одним из наиболее отстающих в социально-экономическом отношении регионов Польши).

Разница межрегионального взаимодействия с участием регионов РФ и ФРГ также в том, что Россия и Германия движутся в разном направлении. В Германии снижается роль национального государства в пользу наднациональных органов ЕС и получивших большую самостоятельность европейских регионов. В России же идет обратный процесс укрепления «вертикали власти», существенно снизивший самостоятельность региональных и местных властей, в том числе и в сфере внешних связей.

Помимо названного, российские субъекты еврорегионов, как правило, не располагают необходимыми финансовыми ресурсами для участия в совместных проектах в отличие от германских федеральных земель, бюджет одной из которых может превышать совместные финансы нескольких регионов России. К тому же, российские участники еврорегионов испытывают недостаток кадров, способных эффективно участвовать в совместной работу (взять хотя бы пресловутую проблему языкового барьера), что объективно ограничивает возможности сотрудничества.

Кроме того, условия формирования российских еврорегионов отличаются от условий, характерных для Германии. Для российских регионов, участвующих в трансграничном сотрудничестве, большую роль играют критерии когерентности, тогда как для регионов ФРГ – критерии гомогенности . Для германских трансграничных регионов формализация границы невысока, в то время как для российских – намного более существенна . Многие институциональные преобразования, хорошо зарекомендовавшие себя в качестве регионально ориентированных механизмов западно- и центральноевропейской интеграции, не могут быть применимы в полной мере для субъектов РФ в связи с невозможностью членства России или отдельных российских территорий в Евросоюзе.

Вопрос о дальнейшем развитии международных и внешнеэкономических связей российских регионов приобретает серьезное политическое звучание. Возможно, обстоятельное и всестороннее изучение европейских процессов регионализации окажется поучительным для России, поможет при совершенствовании стратегического курса сближения с интегрирующейся Европой.

Анализ работы показал, что «малая» еврорегионльная интеграция имеет следующие преимущества: во-первых, при реализации инициатив на локальном уровне возможно действительное развитие интеграционных связей с соседями (а не подписание соглашений, остающихся только на бумаге, при жесткой централизации в принятии любых социально-экономических решений); во-вторых, только развитие трансграничной кооперации на низовом уровне позволяет выявить острые проблемы, которые остаются вне поля зрения высших чиновников, крупных бизнесменов; в-третьих, развитие еврорегионов способствует росту информированности о партнерах.

Конечно, модель еврорегионов не следует идеализировать. Ее применение ограничивается локальным уровнем приграничной кооперации и, как показывает опыт разных европейских государств, в большинстве случаев дает результаты далеко не сразу . Практика показала, что в своей деятельности еврорегионам приходится преодолевать ряд существенных трудностей объективного характера. Это несоответствие полномочий властей аналогичного уровня, связанное с различиями во внутреннем законодательстве сотрудничающих стран; различия в уровнях экономического развития, дисбаланс в вопросах занятости, производства и торговли товарами широкого потребления; культурные и языковые барьеры, различные стереотипы и фобии.

Перспективы трансграничного регионализма будут определяться результатами постепенного комплексного процесса создания новых институциональных возможностей н национальном, государственном и местном уровнях. Поэтому для того, чтобы концептуализировать трансграничный регионализм как политический и социальный процесс, создающий новый пространственный контекст действия, необходимо проводить сравнительные исследования .

Учитывая, что задача расширения приграничного сотрудничества фактических возведена в ранг государственной политики европейских государств и Европейского Союза, всемерно поощряется Советом Европы, можно, видимо, с большой долей уверенности предположить, что нынешние темпы развития этой «строительной площадки общеевропейского дома» не будут ослабевать

1. Конституция Российской Федерации. – h**t://w*w.concourt.am

2. ФЗ от 4 января 1999 г. «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» №4-ФЗ // СЗ РФ. – 2001. - №1 (ч. II).

3. ФЗ от 15 июля 1995 г. «О международных договорах Российской Федерации» №101-ФЗ // СЗ РФ. - 1995. - №29. – С. 2757.

4. Толстых В.Л. Международная деятельность субъектов Российской Федерации. – М., 2004. – 174 с.

5. Введенский В.Г. Россия: испытание федерализмом. Теория и практика отечественного и зарубежного опыта. – М., 2002. – 123 с.

6. Зонова Т.В. От Европы государств к Европе регионов? h**t://w*w.politstudies.r*/ N2004fulltext/1999/5/16.htm

7. Насыров И.Р. Правовые аспекты международного сотрудничества регионов // Журнал российского права. – 2006. - №2. – С. 32-61.

8. Региональный вектор внешней политики Германии. h**t://w*w.nasledie.r*/ politvne/18_10/anticle.php?art=76

9. Европейский регионализм. h**t://w*w.dergachev.r*/book-7/04-2.html

10. Орлов В. Внешняя политика и российские регионы // Международная жизнь. – 2000. - №10. – С. 57.

11. Фарукшин М.Х. Субъекты федераций в международных отношениях // Полис. – 1994. - №2. – С. 111.

12. Кузнецов А. Еврорегионы: полвека «малой» интеграции // Современная Европа. – 2008. - №2. – С. 48.

13. Авчухова А.А. Процессы европейской регионализации как объект управления // Вестник Московского университета. Сер. 21. Управление (государство и общество). – 2006. - №1. – С. 81.

14. Европейская рамочная конвенция о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей от 21 мая 1980 г.

15. Скотт Дж. Стимулирование кооперации: Могут ли еврорегионы стать мостами коммуникации? // h**t://w*w.indepsores.spb.r*/scott_r.htm.

16. Хартия Сообщества по регионализму 1984 г. – h**t://w*w.stoliatov/ru/index.php?soutce=monographies/book2/5/2.htm

17. Европейская рамочная конвенция о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей от 21 мая 1980 г., Мадрид. h**t://w*w.garant.r*/garant_news/2146.htm

18. Европейская Хартия местного самоуправления 1985 г. h**t://w*w.garant.r*/hotlaw/doc/ 109032.htm

19. Европейская рамочная конвенция о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей. – h**t://conventions.coe.int/Treaty/rus/Treaties/Html/106.htm

20. Дополнительный протокол к Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей от 9 ноября 1995 г. - h**t://w*w.garant.r*/prime/20081006/3035766.htm

21. Протокол №2 к Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей от 5 мая 1998 г. - h**t://w*w.garant.r*/prime/ 20081006/3035765.htm

22. Программа INTERREG III – h**t://w*w.interreg3afch.org/1er_bilan_interreg_I_&_II.pp

23. Европа в меняющемся мире: международные связи Европейского сообщества / Ред. Ю.А.Борко. – М., 1995. С.171.

24. Декларация по регионализму в Европе 1996 г. – h**t://w*w.a-e-r.org/fileadmin/usr_ upload/PressComm/ Publications/ DeclarationRegionalist/DR_RUSSE.pdf

25. Договор о Европейском Союзе, или Маастрихтский договор 1992 г. (подписан 7 февраля 1992 г. в Нидерландском городе Маастрихте). – h**t://lib.r*s.ec/b/70656/read#t1

26. Договор о ЕС. - h**t://lib.r*s.ec/b/70656/read#t1

27. Лукашук И.И. Участие федеративных государств в международных договорах // Журнал российского права. – 2003. - №5. – С. 51.

28. Четверикова О. Бельгия, Испания, далее везде: механизмы перекройки карты Европы. – h**t://w*w.fondsk.r*/article.php?id=1143

29. Романов С. Региональный вектор внешней политики Германии. // ttp://w*w.nasledie.r*/politvne/18_10/article.php?art=76.

30. Das Centrum Bavaria Bohemia in Schoensee. h**t://w*w.bbkult.net.

31. Kultur ohne Grenzen. h**t://w*w.bbkult.net/contrib/details/12423097553541.html.

32. Кузьмин В. Еврорегион «Померания» // Космополис. – 2008. – «2(21). – С.93.

33. Grenzueberschreitendes Wirtschaftsportal Bayern-Tschechien. h**t://w*w.regioport.com.

34. Unternehmerinnen im Dreilaendereck Bayern – Boehmen – Oberoesterreich e.V. h**t://w*w.wildundweiblich.com.

35. Drei-Laender-Gesellschaft Niederbayern Oberoesterreich Suedboehmen e.V. h**t://w*w.drei-laender-gesellschaft.de

36. Slowenisch-Bayerischer Wirtschaftsclub e.V. h**t://w*w.sbw-club.eu.

37. Саар-Лор-Люкс-Рейн. h**t://w*w.grande-region.lu/flash_version.aspx.

38. Соглашение между Германией, Францией, Швейцарией и Люксембургом о трансграничном сотрудничестве между территориальными коллективами и местными общественными организациями (Карлсруэ, 1996). h**t:// w*w.ofaj.org/reseau/ondam/transf96.html.

39. Strasbour – Kehl. h**t://w*w.espaestransfrontaliers.org/affiche_terri.php?affiche=territoire/terri_doc_ag_sk.html#multiflux

40. Федоров Ю.И. О правосубъектности членов федерации в международном праве // Московский журнал международного права. – 1994. - №4. – С.110.

41. Игнатенко Г.В. Международно-правовой статус субъектов Российской Федерации // Российский юридический журнал. – 1995. - №1. – С. 11.

Покупка готовой работы
Тема: «Трансграничное и приграничное сотрудничество регионов»
Раздел: Международные отношения
Тип: Дипломная работа
Страниц: 101
Цена: 2000 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика