Курсовая работа
«Воспитание здорового образа жизни у дошкольников в условиях детского сада»
- 29 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ 6
2. ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ 9
2.1. Специфика процесса воспитания в дошкольных учреждениях 9
2.2. Пути и средства воспитания здорового образа жизни у дошкольников в условиях детского сада 13
2.3. Структура и организация занятий по воспитанию здорового образа жизни дошкольников 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
ЛИТЕРАТУРА 28
В настоящее время сохранение и поддержание здоровья человека является приоритетным направлением государственной политики. Разработка высоко эффективных промышленных технологий, нарушенная экология и целый ряд других объективных факторов привели к тому, что образ жизни современного человека сопровождается гиподинамией, нарушением рационального питания, психическим перенапряжением.
Тревожное положение складывается со здоровьем детей. Согласно существующей статистике 60% детей, поступающих в школу, имеют функциональные нарушения, а 45% не готовы к обучению и освоению программы школы.
Поэтому, в настоящее время возрастает актуальность проблемы воспитания привычек здорового образа жизни.
Актуальность темы курсовой работы также обусловлена тем, что решение данной проблемы целесообразно начинать с дошкольного возраста, когда закладываются основы мировоззрения человека, отношение к окружающему миру и его ценностям. На этом этапе развития жизненные установки ещё недостаточно прочны, а нервная система отличается особой пластичностью.
Дошкольное воспитание сверху донизу должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии. Если забота о физическом здоровье ребенка в том или ином виде отражается во всех документах, регламентирующих работу воспитателя, то требование «психологического благополучия ребенка» звучит как бессмысленное словосочетание. На самом деле это требование по отношению к задачам его развития является очень важным.
Условия воспитания в детском саду таковы, что создается высокий риск не только соматических, но и психических нарушений. На каждого ребенка 3-6 лет приходится в среднем 54 дня пропусков посещений детского сада, четвертая часть которых связана с заболеваниями, остальные три четверти - с карантином. Количество детей, страдающих ожирением, возрастает на 1% ежегодно.
По данным прогнозов, 85% этих детей - потенциальные больные сердечно-сосудистыми заболеваниями, что соответствует сокращению их жизни на 5-20 лет. Около 50% нуждаются в психокоррекции, характеризуются серьезным психологическим неблагополучием. Количество инфекционных и простудных заболеваний приобретает характер стихийного бедствия, с которым практически не справляются ни педиатры, ни родители. В подавляющем большинстве дети, начиная с дошкольного возраста уже страдают дефицитом движений и не закаленностью.
Актуальной задачей воспитания здорового образа жизни у дошкольников является поиск эффективных средств совершенствования развития двигательной сферы детей на основе формирования у них потребности в движениях. Развитие интереса к движениям проводится на основе жизненной потребности ребенка быть сильным, смелым, ловким при взаимодействии со сверстниками. Поскольку физическое здоровье детей образует неразрывное единство с их психическим здоровьем, с их эмоциональным благополучием, то пути достижения физического и психического здоровья ребенка не сводятся к узко педагогическим средствам физического воспитания и медицинским мероприятиям. Они пронизывают всю организацию жизни детей в детском учреждении, организацию предметной и социальной среды, режима и разных видов детской деятельности, учета возрастных и индивидуальных их особенностей.
Нельзя лишать ребенка естественной двигательной активности, загоняя ее лишь в рамки специальных физкультурных занятий. В режим детского сада вводятся ежедневные занятия физической культурой, игры и развлечения на воздухе, проводимые с учетом экологической обстановки региональных и климатических условий в районе детского учреждения. Следует обеспечить дошкольные учреждения бассейнами, современным физкультурным оборудованием на участке. Необходимо также широко использовать возможности спортивно-оздоровительных комплексов, школьных стадионов, катков и бассейнов в микрорайоне. Функционирование детского сада как «открытой системы» существенно расширяет его собственные возможности.
Существенное место в решении многогранных задач физического воспитания принадлежит гигиеническому воспитанию и обучению, направленному на пропаганду здорового образа жизни не только среди детей, но и среди взрослых - педагогов и родителей.
Цель теоретического исследования в курсовой работе – изучить процесс воспитания в условиях детского сада здорового образа жизни у дошкольников.
Поставленная в работе цель обусловила ряд задач, а именно:
1) Изучить теоретические основы исследования проблемы здорового образа жизни.
2) Определить специфику процесса воспитания в дошкольных учреждениях.
3) Определить пути и средства воспитания здорового образа жизни у дошкольников в условиях детского сада.
Анализ трудов, посвященных формированию здорового образа жизни), позволил сделать важные обобщения относительно взаимодействия социального, психологического и педагогического механизмов при воспитании привычек дошкольников.
Проведенный анализ научной литературы и современных исследований в области социологии, психологии, медицины свидетельствует о том, что проблемам формирования здорового образа жизни посвящено большое количество разноаспектных исследований:
1) В настоящее время существует понимание здорового образа жизни как особой формы жизнедеятельности, определяемой как биологическими, так и социальными факторами, среди которых значительное место занимают семья и дошкольное образовательное учреждение.
2) Является обоснованной необходимость интеграции различных подходов к здоровью и проблеме формирования здорового образа жизни у дошкольников.
Однако система воспитания привычек здорового образа жизни не выступала предметом специальных исследований, а именно: в программах для дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) в значительной мере прослеживается реализация образовательной функции, а потенциал воспитания снижен и ограничен методически; не достаточно раскрыты пути включения ребенка в процесс воспитания привычек здорового образа жизни, не существует методик, необходимых для определения уровня воспитания привычек здорового образа жизни; до настоящего времени не сформулированы принципы, основные этапы, условия, методы воспитания привычек здорового образа жизни; должным образом не используется потенциал взаимодействия педагогов и родителей, от которого в значительной степени зависит воспитание привычек здорового образа жизни у детей. Как следствие, педагоги, осуществляющие воспитание и обучение детей дошкольного возраста, вынуждены искать отдельные способы и средства воспитания привычек, не ориентируясь на четкие теоретические и практические положения.
Таким образом, обостряется противоречие между недостаточной изученностью вопросов воспитания привычек здорового образа жизни, неопределенностью условий, при которых успешно протекает процесс их воспитания в педагогической практике, с одной стороны, и потребностью общества в соответствующих научно-методических рекомендациях по
совершенствованию воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, с другой.
Таким образом, можно сделать вывод о недостаточной разработанности в теории и практике проблемы воспитания привычек здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
1.Айзман Р.И., Казначеев В.П., Щедрина А.Г. Воспитание здорового образа жизни [Текст]: М.: Просвещение, 1998.—116 с.
2.Баевский Р., Попов М., Михайлов П. Физическое воспитание [Текст]. - М.: Эксмо, 2007. - 128 с.: ил.
3.Бениаминова М. В. Воспитание детей [Текст]: Учебник.— 3-е изд., перераб. и доп.— М.: Медицина, 2001.— 288 с: ил.
4.Богина Т. Л., Терехова Н. Т. Режим дня в детском саду [Текст]: Кн. Для воспитателя детского сада.— М.: Просвещение, 2007.— 95 с: ил.
5.Буре Р. С., Година Г. Н. Учите детей трудиться [Текст]: Пособие для воспитателя детского сада.— М.: Просвещение, 2003.— 144 с, ил.
6.Буре Р. С. Островская Л. Ф. Воспитатель и дети [Текст]: Пособие для воспитателя детского сада.-2-е изд., испр. и доп.— М.: Просвещение, 2005.—143 с, ил.
7.Вильчковский Э. С. Физическое воспитание дошкольников в семье [Текст]. - К.: Рад. шк., 1987. - 128 с.: ил.
8.Доман Г. Как сделать ребенка физически совершенным [Текст]: Пер. с англ. - М.: АСТ, Аквариум, 2000. - 333 с.
9.Дошкольная педагогика: [Текст] Учебное пособие. М., 2005.
10.Дошкольное воспитание: [Текст] /Под ред. В. И. Ядэшко, Ф. А. Сохина. — М.: Просвещение, 1998.—416 с.
11.Дошкольная педагогика [Текст]: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкол. педагогика и психология»/Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой.— М.: Просвещение, 2003.—304 с
12.Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста: [Текст] / Под ред. М. В. Антроповой, М. М. Кольцовой. — М.: Педагогика, 2003.
13.Лайзане С. Я. Физическая культура для малышей [Текст]: Кн. для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2007. - 160 с.: ил.
14.Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия с детьми 5 - 6 лет [Текст]: Пособие для воспитателя детскогосада. - М.: Просвещение, 1998. - 143 с.: ил.
15.Физическое воспитание детей дошкольного возраста [Текст]: Кн. для воспитателя детского сада / Сост. Ю. Ф. Луури. - М.: Просвещение, 2001. - 61 с.
16.Хухлаева Г. В. Занятия по физической культуре с детьми 2 - 4 лет в малокомплектном детском саду [Текст]: Кн. для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 2002. - 192 с.: ил.
17.h**t://w*w.infosport.r*/press/tpfk/1999N3/p54-58.htm
Инновационные направления развития системы физического воспитания детей дошкольного возраста // Теория и практика физической культуры: Научно-теоретический журнал. - 2008. -№ 3. [Электронный ресурс].
18.h**t://fkvot.infosport.r*/2006N1/p5-10.htm
Концепция физического воспитания детей и подростков//Физическая культура: Научно-методический журнал. - 2006. - № 1. [Электронный ресурс].
Тема: | «Воспитание здорового образа жизни у дошкольников в условиях детского сада» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 29 | |
Цена: | 300 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Педагогические условия формирования здорового образа жизни младших школьников
Дипломная работа:
Социально-педагогические условия формирования образа жизни студентов
Дипломная работа:
Формирование здорового образа жизни на уроках физкультуры в начальной школе
Дипломная работа:
Содержание психолого-педагогической деятельности по пропаганде здорового образа жизни школьников
Реферат:
Формирование компетентности здорового образа жизни у школьников 7-8 классов