Дипломная работа
«Особенности коммуникации больных с непсихотическими расстройствами в госпитальных условиях (неврозы)»
- 100 страниц
Введение
1. Общение в контексте межличностного взаимодействия
1.1. Исследования общения в социальной психологии: структура и функции 1.2. Теоретические подходы к исследованию общения в социальной психологии. Теории коммуникации
2.Теоретический обзор проблем общения невротических больных
2.1. Общая психологическая характеристика больных с невротическими расстройствами
2.2.Лечебно-охранительный режим невротических больных в условиях стационара
3. Экспериментальное исследование
Список литературы
Социальная психология традиционно рассматривает проблемы межличностного и межгруппового взаимодействия людей в социуме и др. В отечественной социальной психологии проблема общения занимает не менее важное место.
За последние 20-25 лет изучение проблемы общения стало одним из ведущих направлений исследований в психологической науке в целом, и социальной психологии прежде всего. Ее перемещение в центр психологических исследований объясняется изменением методологической ситуации, отчетливо определившейся в социальной психологии в последние два десятилетия.
Кроме того, в настоящее время в русле социальной психологии затрагиваются и неспецифические для данного направления вопросы, а именно – проблемы клинической психологии.
Все очевиднее становится необходимость понимания проблем медицины в контексте социально-психологической науки.
Данная междисциплинарная связь представляется в настоящее время необходимой, поскольку только в рамках клинического подхода не-возможно разрешить многие проблемы, такие например, как предотвращение ятрогении.
Таким образом, становится все очевиднее необходимость применения наряду с чисто медицинскими, социально-психологических подходов в современной клинической практике.
На современном этапе развития общества большое значение приобретают процессы обмена информацией, которые имеют не только социальные, но психологические последствия. В связи с этим представляется актуальным изучение особенностей личности в процессе коммуникации. Под коммуникацией в данном случае понимается различного рода социальное взаимодействие, сопровождающееся описанием и передачей информации. С точки зрения используемого в работе психологического подхода наибольший интерес представляет исследование проявления личностных особенностей в коммуникативных ситуациях, а также изучение коммуникативных возможностей личности.
Общение, так же как деятельность, сознание, личность и ряд других категорий, не является предметом только психологического исследования. Поэтому с неизбежностью встает задача выявления специфически психологического аспекта этой категории (Б. Ф. Ломов, 1984). При этом вопрос о связи общения с деятельностью является принципиальным. Одним из методологических принципов раскрытия этой взаимосвязи является идея единства общения и деятельности (Г. М.Андреева, 1988). Исходя из этого принципа, общение понимается очень широко: как такая реальность человеческих отношений, которая представляет собой специфические формы совместной деятельности людей. То есть, общение рассматривается как форма совместной деятельности. Однако характер этой связи понимается по-разному. Иногда деятельность и общение рассматриваются как две стороны социального бытия человека; в других случаях общение понимается как элемент любой деятельности, а последняя рассматривается как условие общения (А. Н. Леонтьев, 1965). Наконец, общение можно интерпретировать как особый вид деятельности (А. А. Леонтьев, 1975).
Необходимо отметить, что в подавляющем большинстве психологиче-ских трактовок деятельности основу ее определений и категориально-понятийного аппарата составляют отношения «субъект-объект», охватывающие все-таки лишь одну сторону социального бытия человека, В связи с этим возникает необходимость разработки категории общения, раскрывающей другую, не менее существенную сторону социального бытия человека, а именно - отношений «субъект-субъект(ы)». Такой подход к проблеме взаимосвязи общения и деятельности преодолевает одностороннее понимание деятельности как лишь субъект-объектного общения, В отечественной психологии этот подход реализуется посредством методологического принципа общения как субъект-субъектного взаимодействия, теоретически и экспериментально разрабатываемого Б, Ф. Ломовым (1984) и его сотрудниками. Рассматриваемое в этом плане общение выступает как особая само-стоятельная форма активности субъекта. Ее результат не только (и не столько) преобразованный предмет (материальный или идеальный), а отношения человека с человеком, с другими людьми. В процессе общения осуществляется не только взаимный обмен деятельностью, но и представлениями, идеями, чувствами, проявляется и развивается система отношений «субъект-субъект(ы)».
В целом теоретическая и экспериментальная разработка принципа об-щения в отечественной социальной психологии представлена в ряде коллективных работ, цитированных выше, а также в работах «Психологические исследования общения» (1985), «Познание и общение» (1988). В монографии А. В. Брушлинского, В. А. Поликарпова (1990) наряду с этим дано критическое осмысление данного методологического принципа, а также перечислены наиболее известные циклы исследований, в которых проанализирована вся многоаспектная проблематика общения в отечественной психологической науке.
Заканчивая краткое обсуждение категории общения, можно привести мнение В. В. Знакова: «Общением я буду называть такую форму взаимодействия субъектов, которая изначально мотивируется их стремлением выявить психические качества друг друга, и в ходе которой формируются межличностные отношения между ними.,. Под совместной деятельностью далее будут подразумеваться ситуации, в которых межличностное общение людей подчинено общей цели - решению конкретной задачи» (В. В. Знаков, 1994).
Увеличивающаяся частота, разнообразие и внутренняя насыщенность межличностных контактов образуют все более поглощающую человека реальность – реальность своеобразного коммуникационного «взрыва», состоящего из многих компонентов. К их числу относится, например, всё возрастающая специализация людей и, как следствие, необходимость кооперации, взаимодействия и общения. На интенсификацию общения оказывает влияние и технический прогресс. Кроме того, расширяется круг людей, вовлеченных в профессиональную деятельность, органически связанную с общением.
Одновременно с указанными тенденциями возрастают проблемы, свя-занные с проблемами межличностной коммуникации. Серьезным источником проблемности общения является динамичность и увеличивающийся темп современной жизни.
Общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Реальность и необходимость общения определена совместной деятельностью: чтобы жить люди вынуждены взаимодействовать. Общение позволяет организовывать общественную деятельность и обогатить ее новыми связями и отношениями между людьми.
В самом общем плане компетентность в общении предполагает развитие адекватной ориентации человека в самом себе – собственном психологическом потенциале, потенциале партнера, в ситуации и задаче. Теоретической основой нашей работы являются работы таких отечественных и зарубежных ученых как:
Вслед за ними мы полагаем, что существует влияние личностных и характерологических детерминант на барьеры затрудненного общения.
Объектом нашего исследования является процесс коммуникации в контексте межличностного общения.
Предмет исследования особенности коммуникации больных с непсихотическими расстройствами в госпитальных условиях.
Цель дипломной работы заключается в изучении особенностей коммуникации больных с непсихотическими расстройствами в госпитальных условиях в связи с чем, мы ставим перед собой следующие задачи:
1)Провести теоретический анализ проблем межличностного общения и коммуникации как здоровых людей, так и больных непсихотическими расстройствами.
2)Изучить особенности коммуникации больных с различными формами непсихотических расстройств.
3)Выявить особенности коммуникации больных с различными формами непсихотических расстройств госпитальных условиях.
Основные гипотезы состоят в следующем:
1. Мы предполагаем, что существует влияние непсихотических расстройств на особенности коммуникации;
2. Мы предполагаем, что особенности коммуникации отличаются в группах больных с различными непсихотическими расстройствами.
Для проведения исследования мы использовали следующие методы:
1) методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений («социометрия») Дж.Морено;
2) методика диагностики межличностных отношений Т. Лири;
3) опросник мини-мульт (СМОЛ), адаптация В.П.Зайцева.
4)Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К.Томаса.
Все использованные методики имеют высокие показатели ретестовой надёжности, внутренней согласованности и конструктной валидности, адаптированы для русскоязычной выборки и могут применяться для проведения психологических исследований.
Практическая значимость дипломного исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы для психогигиены, психопрофилактики затрудненного общения, для формирования групп и коррекционной работы с больными непсихотическими расстройствами в госпитальных условиях.
Опыт внедрения социально – психологических подходов в клинических условиях.
Структура дипломной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
можно сделать заключение о том, что общее количество испытуемых на 80% состоит из женщин и на 20% - из мужчин. Средний возраст составил 43,3 года. Средние данные по количеству госпитализации – 2,3, по длительности госпитализации -19,6 дней. Нозология представлена следующими формами: невротическое развитие личности, истерический вариант -20%; истерический невроз – 23,3%; депрессивный невроз – 23,3%; ипохондрический невроз – 10%; климактерический невроз – 3,3%; невротическая депрессия на фоне атеросклероза сосудов головного мозга – 10%; органическое заболевание головного мозга в резидуальном периоде – 6,6%; истерическая психопатия – 3,3%.
Тестирование по всем методикам проводилось одновременно. Бланки опросников по методикам диагностики межличностных отношений Т. Ли-ри, диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведе-нию К. Томаса, по опроснику мини-мульт выдавались испытуемым для заполнения, а критерии социометрии предлагались в устном виде по типу интервью.
Фамилии испытуемых были закодированы их порядковым номером, под которым они проходили во всех исследованиях.
1. Айви А., Айви М., Саймек-Дайнинг Л. Консультирование и психотерапия, 2007.
2. Айрапетянц М.Г., Вейн А.М. Неврозы в эксперименте и в клинике. М., 2010, 272 с.
3. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. М., 2010, 400 с.
4. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2006. – 376с.
5. Бассин Ф.В. О силе Я и психологической защите // Вопросы философии, 2009. № 2 с.118-126.
6. Блейхер В.М., Крук В. Ж, Боков С.Н. Практическая патопсихо-логия. Ростов-на-Дону, 2006, 448 с.
7. Бодалева А.А. Психологическое общение. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: Н.П.О, «Модек», 2006.- 256с.
8. Брагина Н.Н., Т. А Доброхотова. Функциональные асимметрии человека. М., 2008, 240 с.
9. Братусь Б.С. Аномалии личности. М, 2008, 301 с.
10.Вассерман Л. И., Дорофеева С. А., Меерсон Я. А. Методы нейропсихологической диагностики. Санкт-Петербург, 2007, 304 с.
11.Гусъков В.С. Терминологический словарь психиатра. М., 2005.
12.Дементъева Н.Ф. //Методологические вопросы психиатрии. М., 2010, с.87-98.
13.Емельянов Ю.Н. Активное социально – психологическое обуче-ние.- Издат. Лен. Гос. Ун., 2010.-162с
14.Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Соловьёва О.В. Введение в практическую и социальную психологию. М.: Смысл, 2009.-373с.
15.Журбин В.И. Понятие психологической защиты в концепциях З.Фрейда и К.Роджерса // Вопросы психологии. 2009. - №4 - с.14-23.
16.Зейгарник Б.В. Патопсихология. М., 2010, 288 с. Ц.П.Короленко, А.Л.Галин, //Журнал невропатологии и психиатрии, 2010, 12.
17.Исаев Д.Н. Психосоматическая медицина детского возраста. Санкт-Петербург, 2006, 454 с.
18.Кабанов М.М., Смирнов В.М., Личко А.Е. Методы психологиче-ской диагностики и коррекции в клинике. Л., 1983, 310 с.
19. Карвасарский Б.Д. Неврозы. М., 2009, 576 с.
20. Критская В.П., Мелешко Т.К., Поляков Ю.Ф.Патология психической деятельности при шизофрении: мотивация, общение, познание. М., 2010, 256 с.
21. Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев, 1981, 392 с.
22. Любан-Плоцца Е., В.Мельдингер, Ф.Крегер. Психосоматический больной на приеме у врача. Санкт-Петербург, 2008, 245 с.
23. Мелибурда Е.Л.- Ты-мы: Психологические возможности улучше-ния общения.- М.: Прогресс, 2006.- 265с.
24.Менделевич В.Д. Антиципационные механизмы неврозогенеза. //Психологический журнал. 2006,4.
25.Менделевич В.Д. Как предупредить невроз. Казань, 2008.
26.Менделевич ВД. Психиатрическая пропедевтика. М., 2007,496 с.
27.Мерлин В.С. Очерки интегрального исследования индивидуально-сти. М., 1986, 256 с.
28.Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л., 1960,400 с.
29.Основы социально-психологической теории. Под редакцией Бодалева А.А., Сухова А.Н.-М.: Маждународная педагогическая академия, 2005.-412с.
30. Общение и оптимизация совместной деятельности. Под редакцией Андреевой Г.М.- М.: 2007.- 297с.
31. Павлов И.П. Избранные труды. М., 2006, 464с.
32. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М., 2010, 256 с.
33. Пезешкиан Н. Психосоматика и позитивная психотерапия. М., 1996, 464с.
34. Пезешкиан Н. Психотерапия повседневной жизни. М., 2010, 336 с. 610
35. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия. М., 2008.
36. Петровская Л.А. Компетентность в общении. – М.: Изд-во МГУ, 2009.- 216с.
37.Роговин М.С. //Журнал невропатологии и психиатрии, 2009, 2-3. К.Ясперс. Общая психопатология. М., 2008,1056 с.
38.Романова Е.С., Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты. Мытищи. 2008, с.6-24.
39.Ротенберг В.С., Аршавский В.В. Поисковая активность и адаптация. М, 2009.
40.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии (в 2-х томах), М., 2009.
41.Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций. - М.: ИНФА-М; Новосибирск: ИГАЭиУ, 2007.-224с.
42.Рудесташ К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. – М.:Прогресс, 2009.- 220с.
43.Свядощ A. M. Неврозы. Л., 1982, 368 с.
44.Собчик Л.Н. Методы психологической диагностики. (3 выпуска), М., 1980.
45.Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д.: Изд. «Феникс», 1995.-736с.
46.Соколова Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях лично-сти. М., 1989, 215 с.
47.Тополянский В. Д., Струковская М.В. Психосоматические расстройства. М., 1986, 384 с.
48.Ушаков Г.К. Пограничные нервно-психические расстройства М., 1987, 304с.
49.Франкл А. Человек в поисках смысла. М, 1990, 368 с.
50.Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции, М. Наука, 1989, с.456.
51.Фрейд З. Я и Оно. // Психология бессознательного: Сб. Произведе-ний, М. Просвещение, 1990, с.425-439.
52.Фейдимен Дж, Фрезер Р., Личность и личностный рост (в 4-х выпусках). М., 1994.
53.Фромм Э. Иметь или быть? М., 2008, 336 с.
54.Фурст Д. Невротик, его среда и внутренний мир. М., 2007, 376 с.
55.Хрестоматия по социальной психологии. Учебное пособие для сту-дентов под редакцией Кутасовой Т.- М.: Международная педагогическая академия,2009.-222с.
56.Чистякова М.И. Психоглинастика. М.: Просвещение: Владос, 1995.-160с.
57.Штекель В. Практическая патопсихология. Ростов-на-Дону, 2010, 448 с.
58. Юнг К. Психологические типы. М, 2009, 716 с.
Тема: | «Особенности коммуникации больных с непсихотическими расстройствами в госпитальных условиях (неврозы)» | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 100 | |
Цена: | 3000 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Деятельность социального педагога по реализации прав детей с ограниченными возможностями на образование в современных условиях
Дипломная работа:
Социально-педагогическая деятельность с детьми-инвалидами в условиях Реабилитацион-ного центра
Дипломная работа:
Реализация права детей с ограниченными возможностями на образование
Дипломная работа:
Исследование коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью в условиях детского дома-интерната
Дипломная работа:
Языковая игра с прецедентными феноменами в СМИ как объект изучения по английскому языку в средней школе