Дипломная работа

«История и развите российско-американских отношений»

  • 82 страниц(ы)
  • 5524 просмотров
  • 2 покупок
фото автора

Автор: grebnevo

Введение 3

Глава 1. Становление и развитие российско-американских отношений

1.1. Становление российско-американских отношений (ХVIII-нач. ХХ вв.)

15

1.2. Российско-американские отношения в период с 1917 по 1991 гг. 24

1.3. Итоги взаимоотношений России и США (1991-2006) 31

Глава 2. Глобализация в экономических отношения России и США

2.1. Взаимодействие и противостояние России и США. Государства и транснациональные компании

40

2.2. Глобальные экономические взаимоотношения США и России на рынках сырьевых ресурсов

47

2.3. Влияние экономических отношений СССР и США в области «высоких» технологий в глобальном аспекте

49

Глава 3. Новые тенденции экономических отношений

3.1. Тенденции формирования внешней политики России во взаимоотношениях с США

62

3.2. Россия – третий экономический глобальный центр: тенденции развития экономических отношений с США в 21 веке. Сотрудничество или противостояние

69

Заключение 75

Список литературы 81

ВВЕДЕНИЕ

Развитие российско-американских отношений имеет длительную историю. И Россия (СССР), и США всегда являлись крупнейшими странами мира. Российско-американские взаимоотношения всегда играли важную роль в развитии всего мирового сообщества: в экономическом и в политическом аспектах. Периоды взаимоотношений России и США во всех аспектах были разными: от противостояния до сотрудничества. Всё это отзывалось на развитии мирового сообщества в разных исторических периодах с разной степенью влияния. Но на сегодня взаимоотношения России и США во многом определяют развитие мирового сообщества в целом. То есть, можно сказать, что Россия и США сегодня - это ведущие глобальные центры мирового развития.

Краткий исторический обзор российско-американских отношений. Дипломатические отношения России и США были установлены в 1807 г. Российская империя стала одним из первых государств, признавших Северо-Американские Соединенные Штаты. Первым послом США в России стал Джон Куинси Адамс, первым послом России в США - Андрей Дашков.

Во время американской войны за независимость Россия поддержала стремление американских колонистов к независимости, что большей частью объяснялось плохими отношениями с Британской империей. В XIX веке отношения США и России сводились в основном к вопросам, связанным с Аляской и некоторыми другими владениями России в Северной Америке. В 1867 все российские владения к востоку от Берингова пролива были проданы США за 7,2 миллиона долларов. Кроме самой Аляски к ним относился весь Алеутский архипелаг и некоторые острова в Тихом океане.

В Первую мировую войну Россия и США вступили союзниками. Переломным для отношений двух стран стал 1917 год. После того, как в России произошла революция, США отказались признавать Советское правительство. В 1918 - 1920 годы американские войска приняли участие в иностранной интервенции, оказав поддержку Белой армии.

США стали последним западным государством, признавшим СССР. Дипломатические отношения между Советским Союзом и Соединёнными Штатами были установлены лишь в 1933 году. С 1919 г. в США была развёрнута борьба против коммунистического и социалистического движения - запрещалась деятельность организаций левого толка, из страны выдворялись опасные, по мнению властей, лица.

В ходе Второй мировой войны отношения США и СССР изменились. Германское нападение 22 июня 1941 на Советский Союз вызвало среди американского народа волну уважения и сочувствия к Советскому Союзу, практически в одиночку противостоявшему фашистской агрессии. После того, как в декабре 1941 года и сами США подверглись нападению со стороны Японии, между СССР и США был подписан союзнический договор, и начато осуществление уникальной программы ленд-лиза, в рамках которой в Советский Союз поставлялась американская военная техника, имущество и продовольствие. Договорённости между членами Антигитлеровской коалиции, достигнутые в ходе и после окончания войны, определили создание биполярного мира, в котором объединённый Запад при лидерстве США противостоял так называемому социалистическому сообществу, сплотившемуся вокруг Советского Союза.

По окончании Второй мировой войны СССР превратился в мощную сверхдержаву, чьё влияние распространялось от Западной Европы до Тихого океана. Установление в государствах Восточной Европы просоветских коммунистических режимов привело к резкому ухудшению отношений между СССР и США. Американское руководство пыталось предотвратить распространение советского влияния и левых идей (чему способствовала победа СССР в войне) дальше на Запад, в Латинской Америке, Азии и Африке. В самих США началась антикоммунистическая истерия - так называемая «Охота на ведьм».

Очень скоро борьба двух идеологий вышла за пределы дипломатических отношений и переросла в глобальное противостояние систем с то и дело вспыхивающими вооружёнными конфликтами по всему миру: Корейская война, Вьетнамская война, многочисленные арабо-израильские войны, войны в Латинской Америке, на Ближнем Востоке и в Африке.

Важным фактором в отношениях Советского Союза и США стала гонка вооружений. С августа 1945 Соединенные Штаты считали себя монополистом на обладание атомным оружием и пытались использовать этот козырь против СССР. Но в 1949 Советский Союз тоже обзавёлся атомным, а в 1953 - термоядерным оружием, а затем и средствами доставки этого оружия к целям на территории своего потенциального противника (баллистическими ракетами).

Уже в начале 1960-х годов США и Советский Союз оказались на грани ядерной войны, когда СССР в ответ на размещение в Турции американских ракет средней дальности разместил свои собственные ядерные ракеты на Кубе, что привело к Карибскому кризису 1962 года. К счастью, благодаря политической воле Джона Кеннеди и Никиты Хрущёва, военного конфликта удалось избежать. Но кроме опасности ядерной войны, гонка вооружений несла угрозу экономикам США и СССР. Постоянное, по сути, бессмысленное, увеличение вооружённых сил угрожало экономическим коллапсом обеим сторонам. В этой обстановке и был подписан ряд двусторонних договоров, ограничивающих накопление ядерного оружия.

Острейший политический, экономический, идеологический и межнациональный кризис, охвативший Советский Союз к концу 1980-х годов, привёл к распаду государства. Многие консервативные американские политики склонны, в этой связи, приписывать Соединённым Штатам победу в «Холодной войне». Так или иначе, распад СССР (и предшествующий ему распад социалистической системы) принято считать окончанием «Холодной войны» и началом новых отношений между Востоком и Западом.

После распада СССР Российская Федерация объявила себя государством-продолжателем Советского Союза. Россия унаследовала постоянное место в Совете Безопасности ООН. Министерство иностранных дел России возглавил довольно радикальный прозападный дипломат Андрей Козырев. Американские консультанты активно участвовали в разработке экономических реформ, имевших целью переход России от плановой к рыночной экономике. Отношения России и США улучшились, но не надолго.

Развал Советского Союза, экономический и социально-политический кризис в России, резкое падение её международного престижа и военно-политического потенциала привели к тому, что США стали фактически единственным мировым лидером. В России рассчитывали, что с роспуском Организации Варшавского договора НАТО рано или поздно также будет распущено, тем более что руководство США давало гарантии того, что блок не будет расширяться на восток. Однако в 1999 в НАТО были приняты Чехия, Польша и Венгрия, а в 2004 — Эстония, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения и Болгария. Этот факт, а также операции США и их союзников против Югославии, Афганистана и Ирака вызвали в России замешательство по поводу выстраивания отношений с США.

С одной стороны, после террористического акта 11 сентября 2001 в США Россия присоединилась к антитеррористической коалиции, возглавляемой США, рассчитывая на то, что под понятие «терроризма» удастся подвести и действия чеченских сепаратистов, а значит, получить хотя бы молчаливую поддержку Запада; с другой, уже 13 июня 2002 США денонсировали договор по ПРО от 1972 года, мотивируя это необходимостью защиты от «стран-изгоев». В последнее время становится всё более очевидным то, что при организации и осуществлении военно-политических акций США учитывают лишь собственные интересы.

В 2003 Россия совместно с Францией и Германией фактически возглавили «лагерь несогласных» с действиями США в отношении Ирака. В конце 2004 в российско-американских отношениях наступило небывалое «похолодание», связанное с событиями на Украине («Оранжевая революция»). Борьба за влияние между Россией и США охватила все постсоветское пространство.

Владимир Путин и Джордж Буш подписывают договор о Сокращении Наступательных Потенциалов (СНП). Историками принято считать, что «Холодная война» завершилась с распадом СССР. Но по оценкам многих аналитиков, современные отношения США и России подходят под все критерии «Холодной войны» - правда, в меньших масштабах.

К основным проблемным вопросам между Россией и США относятся помощь России Ирану в осуществлении ядерной программы, энергобезопасность, ситуация в Грузии, на Украине, в Палестине, а также развёртываемая Соединенными Штатами в Европе система противоракетной обороны. Под предлогом развития демократии США финансируют некоторые российские неправительственные организации и политические партии.

4 мая 2006 вице-президент США Ричард Чейни, находясь в Вильнюсе, произнёс речь, которую многие теперь называют «Вильнюсской» по примеру «Фултонской» речи Черчилля. По его словам, США не устраивает «использование Россией своих минеральных ресурсов в качестве внешнеполитического оружия давления, нарушение в России прав человека и деструктивные действия России на международной арене». Отказ России от прекращения сотрудничества с Ираном, Сирией, КНДР, Белоруссией и другими государствами, «вызывающими тревогу» у США, приводит к постоянным российско-американским конфликтам в Совете Безопасности ООН.

20 января 2007 между США и Россией с новой силой разгорелся конфликт по поводу намерения США разместить в Польше и Чехии элементы своей системы ПРО. По словам руководства США, этот шаг направлен на защиту Европы от корейских и иранских ракет. Российское руководство категорически отвергает такое объяснение. 8 февраля 2007 министр обороны США Роберт Гейтс заявил, что «Соединённым Штатам Америки следовало бы быть готовыми к возможному вооружённому конфликту с Россией».

В свою очередь, на Мюнхенской конференции по безопасности 10 февраля 2007 Владимир Путин с жёсткой критикой обрушился на внешнюю политику США. Главнокомандующий РВСН генерал Соловцов также заявил, что в случае, если элементы ПРО США все-таки будут размещены в Восточной Европе, Россия может денонсировать Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности.

В 2007 США и Россия отмечают двухсотлетие дипломатических отношений, и многие эксперты сходятся во мнении, что российско-американские отношения даже в эпоху «Холодной войны» были лучше, чем в настоящее время.

Соединённые Штаты, несмотря на проблемы в политической сфере, традиционно являются одним из ведущих торговых партнеров России. В 2005 двусторонний товарооборот достиг 19,2 млрд. долларов, при этом российский экспорт составил 15,3 млрд., а импорт – 3,9 млрд.

19 ноября 2006 в рамках российско-американской встречи на высшем уровне на саммите АТЭС в Ханое был подписан Протокол о завершении двусторонних переговоров с США по условиям присоединения России к ВТО в пакете с межправительственными соглашениями о сельскохозяйственных биотехнологиях, о торговле говядиной, об инспекциях предприятий, о торговле свининой, о защите прав интеллектуальной собственности и о процедуре импортного лицензирования товаров, содержащих шифровальные средства.

В 2005 поставки в США российской нефти и нефтепродуктов достигли уровня 466 тыс. баррелей в день. При сохранении этой тенденции Россия может войти в четвёрку основных экспортёров энергоресурсов в США. США занимают 6 место (8,3 млрд. долл.) по объёму накопленных иностранных инвестиций в России (6,5% от общего объёма), причём примерно половина американских прямых инвестиций вложена в топливно-энергетический комплекс. В числе основных проектов - «Сахалин-1» и Каспийский трубопроводный консорциум. На российских автозаводах расположены сборочные цеха американских автомобилей марки Форд, General Motors. На непроизводственную сферу приходится четверть прямых инвестиций США, направляемых в первую очередь в банковскую и страховую деятельность, а также в сферу информационных услуг.

Прямые российские инвестиции в американскую экономику превышают 1 млрд. долл. В США работают российские компании «ЛУКойл», «Норильский никель» (завод по производству металлов платиновой группы), «Северсталь» (компания по производству стали), «ЕвразГруп» (завод по производству ванадия), «Интеррос» (водородная энергетика) и некоторые другие.

Развивается сотрудничество в сфере высоких технологий, инновационной деятельности и информатики. Создан российско-американский Инновационный совет по высоким технологиям, работает Межправительственный комитет по науке и технике, российские компании участвуют в инновационных форумах в США. Ведущие компании аэрокосмической отрасли США – Боинг, Локхид Мартин, Пратт энд Уитни – на протяжении многих лет активно взаимодействуют с российскими предприятиями в рамках проектов по МКС, космическим запускам, производству авиадвигателей, разработке новых моделей самолётов.

Американские компании проявляют значительный интерес к развитию торгово-экономического сотрудничества с регионами России. Более 10 лет действует «Российско-американское тихоокеанское партнерство», объединяющее представителей бизнеса, науки, общественных кругов, федеральных и региональных властей Дальнего Востока России и Западного побережья США.

Историографический обзор темы исследования. Историография российско-американских отношений (как в нашей стране, так и в США) насчитывает уже более полутора веков. За этот период появился ряд исследований, раскрывающих основные тенденции и малейшие нюансы во взаимоотношениях двух мировых держав. Долгое время практически неизученной оставалась деятельность первого официального американского представителя в России Джона Куинси Адамса, занимавшего этот пост в сложный период европейской экспансии Наполеона. Д. К. Адамс принимал активное участие в разрешении проблем взаимоотношений США и крупных мировых держав того времени – России, Великобритании, Франции.

Работы, освещающие начальный этап отношений США и России, появились в нашей стране только в XX в. В 1910 г. в журнале «Русская мысль» была опубликована статья В. М. Козловского «Император Александр I и Т. Джефферсон». Автор подробно остановился на истории переписки российского императора и американского президента в период 1804–1808 гг., но не дал ей научной оценки.

В советский период наиболее значимый вклад в изучение истории США вообще и ранних связей с Россией в частности внес Н. Н. Болховитинов. Его перу принадлежит большое число работ о российско-американских отношениях начиная с 1732 г.

Проблемы становления отношений России и США освещались в работах А. И. Старцева и А. В. Ефимова. Эти работы имели скорее обзорный характер, их задача заключалась главным образом в определении тенденций единения двух держав, имеющих богатый опыт взаимодействия.

Так, А. И. Старцев пришел к выводу о тесной взаимосвязи двух культур начиная с А. Н. Радищева и заканчивая научными контактами в XX в., а также взаимопомощью держав в борьбе с фашистской коалицией во Второй мировой войне. Данная книга стала одной из первых работ, где рассматривались связи России и США в различных сферах политики и культуры. Несмотря на отмеченную выше обзорность исследования, выводы А. И. Старцева имели большое значение для историографии, поскольку им впервые была проанализирована взаимосвязь двух наций, их разносторонние и тесные контакты в длительной исторической перспективе.

Для темы дипломной работы важна также монография А. В. Ефимова. Это был новый значительный шаг в историографии российско-американских отношений. Автор внес большой вклад, как в принципиальную оценку всей истории США, так и в решение связанных с ней конкретных вопросов. Впервые исследователь датировал включение Америки в сферу российской внешней политики первой половиной XVIII в., ссылаясь на русские географические открытия на Тихоокеанском Севере.

Характеризуя отечественную историографию, хотелось бы отметить, что за период 1950–1990-х гг. было опубликовано немало работ по истории внешней политики России. Среди них преобладали статьи, вошедшие в состав сборников . Однако основное внимание в них уделялось отношениям России с западно-европейскими странами, тогда как связи с США оставались слабо освещенными.

Работы по истории взаимоотношений США и России появились в США еще в начале XX в. С тех пор и до настоящего времени создано немало обобщающих трудов о русско-американских связях в целом. Среди них выделяются работы Д. Хилдта, М. Лазерсона, В. Вильямса и др. . Основной темой этих исследований являются контакты двух держав, рассмотренные через призму мировой политики, точнее, через призму отношений этих стран с Великобританией и Францией. В период завершения Второй мировой войны вышла в свет монография Ф. Р. Даллеса. Главная идея монографии заключена в ее первых строках: «Общая история США и России на протяжении двух столетий была мирной». Автор проанализировал факты, которые свидетельствуют о том, что у России и США много общего – начиная с географии и заканчивая перспективами на будущее. В монографии подробно рассматриваются этапы сотрудничества двух стран в разных областях.

Всплеск интереса к теме русско-американских отношений относится к 50-м гг. XX в. – эпохе «маккартизма». Во время идеологической борьбы с СССР в США ощущалась необходимость в детальном изучении возникновения и развития контактов двух сторон.

В монографии В. А. Вильямса «American-Russian relations 1781–1947» были затронуты причины неудач первых американских миссий в России. Главным результатом исследования В. А. Вильямса явилось доказательство тезиса, что обе страны – как США, так и Россия – преследовали цели расширения своих территорий, что во многом сближало их позиции.

Семидесятые годы XX в. отмечены появлением одного из наиболее глубоких исследований по вопросу международных отношений США – книги С. Ф. Бимиса о дипломатической истории Соединенных Штатов. Ее особенность состоит в том, что она дает самые подробные сведения, касаю-щиеся аспекта внешней политики США в целом и дипломатических отношений с Россией в частности.

В конце 1980-х – начале 1990-х гг. в связи с расширением контактов двух мировых держав в американской историографии появилось несколько обширных исследований о русско-американских отношениях, в которых уделялось большое внимание анализу складывания дружественных отношений России и США, подробно рассматривалась деятельность первых дипломатов, а также исследовались все периоды и аспекты взаимоотношений двух стран на протяжении двух столетий. Однако эти обобщающие труды лишь вскользь касаются таких немаловажных проблем, как место и роль миссии Д. К. Адамса в становлении российско-американских отношений, позиции США и России во время русско-французской и англо-американской войн. Аналитический подход в данном исследовании уступает изложению фактов, встречаются, на наш взгляд, и фактические неточности.

На нынешнем этапе мировой истории США и Россия в немалой степени определяют ход событий в международной политике: именно от их сотрудничества и уровня обоюдного доверия зависят отношения между многими державами в XXI в. Поэтому обращение к аспектам взаимодействия двух государств в истории и их анализ остаются чрезвычайно актуальными.

Актуальность темы дипломной работы обусловлена важностью тенденций дальнейшего развития российско-американских отношений для всего мирового сообщества, становления постиндустриального общества и в вопросе формирования глобальных центров экономико-политического развития мирового сообщества в целом.

Объект исследования – российско-американские отношения в политическом, экономическом и глобальных аспектах.

Предмет исследования – тенденции развития российско-американских отношений.

Хронологические рамки исследования – с 1775 г. до 2007 года.

Цель исследования – проанализировать историю развития российско-американских отношений и рассмотреть тенденции их дальнейшего развития в аспекте глобального развития мирового сообщества.

Исходя из цели дипломной работы, ставятся следующие задачи:

• проанализировать историю российско-американских отношений на этапе становления и их дальнейшего развития с 1775 г. до 1917 года;

• рассмотреть основные экономические и политические отношения СССР И США, а также их итоги в период становления современной России;

• рассмотреть новые тенденции формирования российско-американских отношений в политическом и глобально-экономическом аспектах.

Методы исследования: исторический, монографический, статистический, аналитический.

Научная новизна работы связана с комплексным исследованием развития российско-американских отношений и интерполяцией их на возможности их дальнейшего развития в ХХI веке.

Научно-практическая значимость работы связана с возможность использования выводов исследования в дипломатической практике, а также для организаций, занимающихся налаживанием экономических отношений между Россией и США.

По структуре, согласно системной логике, дипломная работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованных источников и литературы.

Во введении обосновывается актуальность, определяется цель, задачи дипломной работы, методология исследования.

В первой главе рассматривается становление и развитие российско-американских отношений в период с 1775 года по 2006 год.

Во второй главе рассматривается глобализация экономических отношений России и США, связанная, прежде всего, в аспекте сырьевых ресурсов.

В третьей главе уделяется внимание аспектам глобализации отношений, где Россия рассматривается, как третий глобальный экономический центр в условиях глобализации экономики на современном этапе, а также, связанная с этим новая внешняя политика России в отношении США.

В заключении подводятся главные итоги исследования, связанные с тенденциями развития отношений США и России в ХХI веке.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дипломатические отношения России и США были установлены в 1807 г. Российская империя стала одним из первых государств, признавших Северо-Американские Соединенные Штаты. Первым послом США в России стал Джон Куинси Адамс, первым послом России в США - Андрей Дашков.

В XIX веке отношения США и России сводились в основном к вопросам, связанным с Аляской и некоторыми другими владениями России в Северной Америке. В 1867 все российские владения к востоку от Берингова пролива были проданы США за 7,2 миллиона долларов. Кроме самой Аляски к ним относился весь Алеутский архипелаг и некоторые острова в Тихом океане.

Переломным для отношений двух стран стал 1917 год. После того, как в России произошла революция, США отказались признавать Советское правительство. В 1918 - 1920 годы американские войска приняли участие в иностранной интервенции, оказав поддержку Белой армии.

США стали последним западным государством, признавшим СССР. Дипломатические отношения между Советским Союзом и Соединёнными Штатами были установлены лишь в 1933 году. С 1919 г. в США была развёрнута борьба против коммунистического и социалистического движения - запрещалась деятельность организаций левого толка, из страны выдворялись опасные, по мнению властей, лица.

В ходе Второй мировой войны отношения США и СССР изменились. Германское нападение 22 июня 1941 на Советский Союз вызвало среди американского народа волну уважения и сочувствия к Советскому Союзу, практически в одиночку противостоявшему фашистской агрессии. После того, как в декабре 1941 года и сами США подверглись нападению со стороны Японии, между СССР и США был подписан союзнический договор, и начато осуществление уникальной программы ленд-лиза, в рамках которой в Советский Союз поставлялась американская военная техника, имущество и продовольствие. Договорённости между членами Антигитлеровской коалиции, достигнутые в ходе и после окончания войны, определили создание биполярного мира, в котором объединённый Запад при лидерстве США противостоял так называемому социалистическому сообществу, сплотившемуся вокруг Советского Союза.

По окончании Второй мировой войны СССР превратился в мощную сверхдержаву, чьё влияние распространялось от Западной Европы до Тихого океана. Установление в государствах Восточной Европы просоветских коммунистических режимов привело к резкому ухудшению отношений между СССР и США. Американское руководство пыталось предотвратить распространение советского влияния и левых идей (чему способствовала победа СССР в войне) дальше на Запад, в Латинской Америке, Азии и Африке. В самих США началась антикоммунистическая истерия - так называемая «Охота на ведьм».

Очень скоро борьба двух идеологий вышла за пределы дипломатических отношений и переросла в глобальное противостояние систем с то и дело вспыхивающими вооружёнными конфликтами по всему миру: Корейская война, Вьетнамская война, многочисленные арабо-израильские войны, войны в Латинской Америке, на Ближнем Востоке и в Африке.

Важным фактором в отношениях Советского Союза и США стала гонка вооружений. С августа 1945 Соединенные Штаты считали себя монополистом на обладание атомным оружием и пытались использовать этот козырь против СССР. Но в 1949 Советский Союз тоже обзавёлся атомным, а в 1953 - термоядерным оружием, а затем и средствами доставки этого оружия к целям на территории своего потенциального противника (баллистическими ракетами).

Уже в начале 1960-х годов США и Советский Союз оказались на грани ядерной войны, когда СССР в ответ на размещение в Турции американских ракет средней дальности разместил свои собственные ядерные ракеты на Кубе, что привело к Карибскому кризису 1962 года. К счастью, благодаря политической воле Джона Кеннеди и Никиты Хрущёва, военного конфликта удалось избежать. Но кроме опасности ядерной войны, гонка вооружений несла угрозу экономикам США и СССР. Постоянное, по сути, бессмысленное, увеличение вооружённых сил угрожало экономическим коллапсом обеим сторонам. В этой обстановке и был подписан ряд двусторонних договоров, ограничивающих накопление ядерного оружия.

Острейший политический, экономический, идеологический и межнациональный кризис, охвативший Советский Союз к концу 1980-х годов, привёл к распаду государства. Многие консервативные американские политики склонны, в этой связи, приписывать Соединённым Штатам победу в «Холодной войне». Так или иначе, распад СССР (и предшествующий ему распад социалистической системы) принято считать окончанием «Холодной войны» и началом новых отношений между Востоком и Западом.

После распада СССР Российская Федерация объявила себя государством-продолжателем Советского Союза. Россия унаследовала постоянное место в Совете Безопасности ООН. Министерство иностранных дел России возглавил довольно радикальный прозападный дипломат Андрей Козырев. Американские консультанты активно участвовали в разработке экономических реформ, имевших целью переход России от плановой к рыночной экономике. Отношения России и США улучшились, но не надолго.

По сути, внешнюю политику России после распада СССР можно разделить на два этапа Первый - 1991-1995 г.г, когда международная деятельность государства концентрировалась главным образом на отношениях с Западом и в первую очередь с США. И второй - с 1996 года - после смены внешнеполитического руководства, когда было заявлено о многовекторности международных связей России. В итоге назовем идеи, которыми руководствовался российский МИД и президент в отношениях с США на разных этапах.

За последние годы российско-американские торгово-экономические и научно-технические связи на качественно более высокий уровень: они перестали быть заложником политического климата во взаимоотношениях Москвы и Вашингтона, став важным самостоятельным фактором в общем комплексе российско-американских отношений. Многократно выросли объемы двусторонней торговли и американских инвестиций в Россию; целый ряд совместных научно-технических программ, прежде всего в аэрокосмической и телекоммуникационных сферах, будут играть определяющую роль для научного потенциала обеих стран на рубеже веков.

В то же время технологические и экономические связи обеих стран далеки от гармонии. И дело не только в различиях между экономическими и технологическими потенциалами обеих стран: на свете нет и не было двух абсолютно одинаковых стран, что не мешает многим из них конструктивно сотрудничать в научно-технической и торгово-экономической областях.

Проблема заключается в том, что экономики двух стран вовсе не являются взаимодополняемыми, как это представлялось некоторым американским экономистам41. На самом деле экономики обеих стран обладают одним общим свойством, а именно непропорционально большим весом военно-промышленных комплексов. Российский и американский ВПК ищут свое место в пост-биполярном мире, конкурируя друг с другом за многократно сократившиеся после окончания «холодной войны» рынки вооружений и технологий двойного назначения. Разумеется, торговля оружием никогда не была и не будет герметически изолированной от политики, и поэтому российско-американская конкуренция в сфере военных технологий будет и впредь осложнять политические взаимоотношения между Москвой и Вашингтоном.

У России не имеется в настоящее время приемлемой альтернативы экономическому и технологическому сотрудничеству с Америкой. И дело не только в том, что США - крупнейший инвестор и один из крупнейших торговых партнеров России. Американский рынок имеет уникальные характеристики, и условием выживания многих российских высокотехнологичных отраслей (аэрокосмической, атомной и др.) зависит от выхода и закрепления на этом рынке. Вряд ли постсоветские республики сумеют заменить США в этом качестве.

Интересам США в настоящее время в наибольшей степени отвечает то направление сотрудничество в сфере информационных технологий, которое связано с распространением в России американских компьютерных разработок. В этой связи несколько лет назад Москву посетил президент компании Cisco Systems Джон Чамберс, который обсудил с руководством РФ стратегические вопросы использования информационных технологий в государственном управлении, а также ряд инвестиционных проектов этой компании (в том числе производства оборудования для корпоративной телефонии и расширение программы «Сетевые академии Cisco»).

Напряженность в политических российско-американских отношениях в ближайшей перспективе сохранится и даже может нарастать. В значительной степени эту тенденцию стимулируют связанные с внутриполитическими процессами в России и США, стремление разыграть в предстоящих общенациональных избирательных кампаниях тему внешней угрозы.

Наступательное, даже агрессивное побуждение американцев к рассмотрению перспективных форм сотрудничества и поиску новых рентабельных сфер приложения совместных усилий в экономическом сотрудничестве может дать значительный эффект и способствовать выходу из складывающейся кризисной ситуации.

Но с другой стороны, если учитывать фактор грозящего в 20-х годах 21 века глобального сырьевого кризиса, то, на наш взгляд, можно ожидать экономическое противостояние в этой области. Сырьевые ресурсы очень важны для любого глобального экономического центра. Причём, важны в большей степени, чем наличие «высоких» технологий.

Поэтому в ближайший период Россия и США будут стремиться поддерживать экономическое сотрудничество, при «охлаждении» политических взаимоотношений. На сегодняшний день Россия – это не только ведущий поставщик сырьевых ресурсов, но и крупный целевой рынок сбыта сельскохозяйственной и других видов продукции. Но к 20-ым годам можно ожидать обострения, как политических отношений, так и экономических.

Перспективы глобальных экономических и политических отношений США И России зависят, прежде всего, от будущих политических и экономических элит двух стран. Конфронтация между двумя сверхдержавами может привести к мировому экономическому, экологическому, политическому и военному кризисам. Позитивное сотрудничество даст шанс для развития мирового сообщества в условиях постиндустриального общества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Источники:

1. Констиуция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года.

2. Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации от 18 декабря 1995 года».

3. Федеральный закон «Государственное регулирование внешнеторговой деятельности». //Собрание законодательства Российской Федерации. – 1995. - №42.

4. Распоряжение Правительства российской Федерации «Об учреждении Генерального консульства Российской Федерации в г. Хьюстоне (США)». //Собрание законодательства Российской Федерации. – 2003. – №7.

5. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ «О первоочередных мерах в связи с решением США об одностороннем выходе из из Договора между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны от 26 августа 1972 г.». //Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. - №3.

6. Концепция внешней политики Российской Федерации. //Международная жизнь. – 2000. - №8.

7. Государственный визит Президента СССР М.С. Горбачёва в Соединённые ЩТАТЫ Америки, 309 мая -4 июня 1990 года. Документы и материалы. – М.: Издательство политической литературы. 1990.

8. Инарагуционные речи президентов США от Джоржа Вашингтона до Джорджа Буша (1789-2001 гг) . – М.: Стратегия. 2001.

9. Организация Варшавского договора, 1955-1985: Документы и материалы. МИД СССР. – М.: Из-во политической литературы. 1986.

10. Послание Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина Федеральному Собрнию Российской Федерации. Об укреплении Российского государства (основные направления внутренней и внешней политики). 24 февраля 1994 года.

11. Послание Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию российской Федерации. 18 апреля 2002 года.

12. Соглашение о создании Содружества Независимых Государствот 8 декабря 1991 года.

13. Протокол к Соглашению о создании Содружества Независимых Государств от 21 декабря 1991 года

14. Алма-Атинская Декларация о создании Содружества Независимых Государств от 21 декабря 1991 года.

15. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 55/28 от 20 ноября 2000 г.

16. Декларация правовых принципов деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства (резолюция № 1962 (XVIII), 13 декабря 1963 г.);

17. Принципы использования государствами искусственных спутников Земли для международного непосредственного телевизионного вещания (резолюция № 27/92, 10 декабря 1982 г.).

18. Принципы, касающиеся дистанционного зондирования Земли из космического пространства (резолюция № 41/65, 3 декабря 1986 г.).

19. Принципы, касающиеся использования ядерных источников энергии в космическом пространстве (резолюция № 47/68,14 декабря 1992 г.).

20. Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г. (основополагающие принципы космической деятельности любой направленности).

21. Соглашение о спасении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство, 1968 г. (предусматривает обязательства государств содействовать друг другу в возвращении космических объектов и в оказании помощи космическим экипажам, завершающим полет).

22. Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 г. (определяет международную ответственность за любую деятельность по исследованию и использованию космического пространства).

23. Договор об ограничении систем противоракетной обороны СССР и США", 1972 г. и Протокол к договору, 1974 г. (запрещает создание компонентов ПРО космического базирования);

24. Конвенция о распространении несущих сигналов, передаваемых с помощью спутников" (Брюссельская конвенция), 1974 г. (определяет правовые основы создания спутниковых телекоммуникационных сетей).

25. Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, 1975 г. (определяет порядок международной регистрации объектов, запускаемых в космос).

26. Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду, 1977 г. (определяет международную ответственность за воздействие на космическую среду - весь спектр экологических проблем космической деятельности и ее военной составляющей).

27. Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах", 1979 г. (регулирует рамки деятельности государств на Луне и других небесных телах).

28. Международная конвенция по электросвязи", 1982 г. (определяет вопросы использования радиочастотного ресурса космических телекоммуникационных систем).

29. Устав и Конвенция Международного союза электросвязи, 1992 г. (определяет порядок разработки Регламентов, распределяющих диапазоны радиочастот для космической связи, включения космических систем в мировую систему электросвязи,исследования экономических аспектов организации космической связи, обмена информацией об использовании спутников в целях дальней связи и т.д.).

30. Договор между СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности", 1987 г. (запрещает летные испытания и производство ракет средней и меньшей дальности, а также их пусковых установок, в том числе и в интересах осуществления космической деятельности; предполагает использование космических средств в качестве национальных технических средств контроля соблюдения положений Договора).

31. Договор между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооруженийю. - Договор СНВ-1, 1991 г. (в настоящее время в нем участвуют Беларусь, Украина и Казахстан).

Литература:

32. Арбатов А.Г. Национальная безопасность России в многополярном мире//Мировая экономика и международные отношения – 200. - № 10.

33. Балуев Д.Г. Завоевание будущего: внешняя политика России на рубеже веков – Н.Новгород. : НГУ. 2000.

34. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. – М.: ИНФРА-М. 2000.

35. Белов М.И. К 10-летию продажи Аляски//ВГО. 1967.

36. Богатуров А.Д. Геоэкономический мир как плод и инструмент глобализации//Безопасность Евразии. 2001. № 4.

37. Богатуров А.Д, Давыдов Ю.П. Российско-американские отношения: испытание выбором. – Институт США и Канады РАН, 1995.

38. Богатуров А.Д, Косолапов Н.А. Очерки теории и политического анализа международных отношений – М.: Научно-образовательный форум по международным отношениям. – М.: МГИМО. 2002.

39. Болотхвинов Н.Н. Становление русско-американских отношений – М.: Летний сад. 2004.

40. Болховитинов Н.Н. Россия и США: архивные документы и исторические исследования. – М., Наука. 1984.

41. Болховитинов Н.Н. Становление российско-американских отношений 1765-1815 г.г. – М., Прогресс. 1966.

42. Болховитинов Н.Н. Становление российско-американских отношений 1765-1815 г.г. – М., Прогресс. 1966.

43. Валерстайн И. Мир, в который мы вступаем//Россия и современный мир. – М., ИНОН РАН. 2002.

44. Владимиров А.И. Тезисы к стратегии России. – М., Гардарики. 2006.

45. Внешняя торговля России на рубеже веков/Под ред. Долгова С.И. – М.: Экономика. 2001.

46. Гаджиев К.С. От биполярной к новой конфигурации геополитических сил//Мировая экономика и международные отношения. – 1993. - № 7.

47. Долгов С.И. Глобализация экономики: новое слово или новое явление. – М., Экономика. 1998.

48. Ефимов А.В. Очерки истории США – М.: Политическая книга. 1955.

49. История русской Америки 1732-1867 в 3-х Т./Под ред. академика Балховитинова Н.Н. – М., Наука. 1999. Т1,Т2, Т3.

50. Кастельс С.П. Информационная эпоха: экономика, общество, культура. – М., ГУ ВЭШ. 2000.

51. Козырёв А.В. Стратегия партнёрства//Международные отношения. 1995.

52. Кононов С.А. Перспективы развития внешнеполитических отношений СССР и США//Жур. Профиль. 2007. № 4

53. Кортунов С.В. Имперские амбиции и национальные интересы. – М.: Московский общественный научный фонд. 1998

54. Кочетов Э.Г. Геоэкономика. – М. Норма., 2006.

55. Малкин М. М. Гражданская война в США и царская Россия - СПб.: Летний сад. 2004

56. Михайлов В.А. Глобализация: сущность, проблемы, перспективы. – М., Книга и бизнес. 2005.

57. Мовсесян А.Г., Огнищев С.Б. Мировая экономика. – М.: Финансы и статистика. 2005.

58. Овсиенко Л.М, Королёва Е.Г. Региональная экономика. – М.: Гардарики. 2006.

59. Свиньин П.П. Взгляд на республику Соединённых областей. СПб., 1814.

60. Сергеенко П.С. История боевого сотрудничества США И СССР В годы Втрой Мировой Войны – М.: Летний сад. – 2001

61. Соколов В.В. Геоэкономический взгляд на проблемы глобалистики//Мировая Экономика и международные отношения. 2004. № 4.

62. Старцев А.И. Америка и русское общество – М.: Политиздат. 1942

63. Т. Джефферсон –Л. Гаррису 12.12.1818 года//Русская мысль. 1910. – № 10.

64. Тоффер А. Третья волна. – М., АСТ. 1999.

65. Уткин А.И. Мировой порядок ХХI века. – СПб.: Питер. 2006

66. Фоминский И.П. Прямые иностранные инвестиции в России: проблемы совершенствования политики. М., ВНИИВС. 2003.

67. Хоменко Н.А. Российский экспорт вооружений: проблемы и перспективы. – М.: Институт США и Канады. 2004.

68. Яковец Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций. – М., Экономика. 2003.

Покупка готовой работы
Тема: «История и развите российско-американских отношений»
Раздел: Международные отношения
Тип: Дипломная работа
Страниц: 82
Цена: 1000 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика