Дипломная работа

«История и развите российско-американских отношений»

  • 82 страниц
Содержание

Введение 3

Глава 1. Становление и развитие российско-американских отношений

1.1. Становление российско-американских отношений (ХVIII-нач. ХХ вв.)

15

1.2. Российско-американские отношения в период с 1917 по 1991 гг. 24

1.3. Итоги взаимоотношений России и США (1991-2006) 31

Глава 2. Глобализация в экономических отношения России и США

2.1. Взаимодействие и противостояние России и США. Государства и транснациональные компании

40

2.2. Глобальные экономические взаимоотношения США и России на рынках сырьевых ресурсов

47

2.3. Влияние экономических отношений СССР и США в области «высоких» технологий в глобальном аспекте

49

Глава 3. Новые тенденции экономических отношений

3.1. Тенденции формирования внешней политики России во взаимоотношениях с США

62

3.2. Россия – третий экономический глобальный центр: тенденции развития экономических отношений с США в 21 веке. Сотрудничество или противостояние

69

Заключение 75

Список литературы 81

Введение

ВВЕДЕНИЕ

Развитие российско-американских отношений имеет длительную историю. И Россия (СССР), и США всегда являлись крупнейшими странами мира. Российско-американские взаимоотношения всегда играли важную роль в развитии всего мирового сообщества: в экономическом и в политическом аспектах. Периоды взаимоотношений России и США во всех аспектах были разными: от противостояния до сотрудничества. Всё это отзывалось на развитии мирового сообщества в разных исторических периодах с разной степенью влияния. Но на сегодня взаимоотношения России и США во многом определяют развитие мирового сообщества в целом. То есть, можно сказать, что Россия и США сегодня - это ведущие глобальные центры мирового развития.

Краткий исторический обзор российско-американских отношений. Дипломатические отношения России и США были установлены в 1807 г. Российская империя стала одним из первых государств, признавших Северо-Американские Соединенные Штаты. Первым послом США в России стал Джон Куинси Адамс, первым послом России в США - Андрей Дашков.

Во время американской войны за независимость Россия поддержала стремление американских колонистов к независимости, что большей частью объяснялось плохими отношениями с Британской империей. В XIX веке отношения США и России сводились в основном к вопросам, связанным с Аляской и некоторыми другими владениями России в Северной Америке. В 1867 все российские владения к востоку от Берингова пролива были проданы США за 7,2 миллиона долларов. Кроме самой Аляски к ним относился весь Алеутский архипелаг и некоторые острова в Тихом океане.

В Первую мировую войну Россия и США вступили союзниками. Переломным для отношений двух стран стал 1917 год. После того, как в России произошла революция, США отказались признавать Советское правительство. В 1918 - 1920 годы американские войска приняли участие в иностранной интервенции, оказав поддержку Белой армии.

США стали последним западным государством, признавшим СССР. Дипломатические отношения между Советским Союзом и Соединёнными Штатами были установлены лишь в 1933 году. С 1919 г. в США была развёрнута борьба против коммунистического и социалистического движения - запрещалась деятельность организаций левого толка, из страны выдворялись опасные, по мнению властей, лица.

В ходе Второй мировой войны отношения США и СССР изменились. Германское нападение 22 июня 1941 на Советский Союз вызвало среди американского народа волну уважения и сочувствия к Советскому Союзу, практически в одиночку противостоявшему фашистской агрессии. После того, как в декабре 1941 года и сами США подверглись нападению со стороны Японии, между СССР и США был подписан союзнический договор, и начато осуществление уникальной программы ленд-лиза, в рамках которой в Советский Союз поставлялась американская военная техника, имущество и продовольствие. Договорённости между членами Антигитлеровской коалиции, достигнутые в ходе и после окончания войны, определили создание биполярного мира, в котором объединённый Запад при лидерстве США противостоял так называемому социалистическому сообществу, сплотившемуся вокруг Советского Союза.

По окончании Второй мировой войны СССР превратился в мощную сверхдержаву, чьё влияние распространялось от Западной Европы до Тихого океана. Установление в государствах Восточной Европы просоветских коммунистических режимов привело к резкому ухудшению отношений между СССР и США. Американское руководство пыталось предотвратить распространение советского влияния и левых идей (чему способствовала победа СССР в войне) дальше на Запад, в Латинской Америке, Азии и Африке. В самих США началась антикоммунистическая истерия - так называемая «Охота на ведьм».

Очень скоро борьба двух идеологий вышла за пределы дипломатических отношений и переросла в глобальное противостояние систем с то и дело вспыхивающими вооружёнными конфликтами по всему миру: Корейская война, Вьетнамская война, многочисленные арабо-израильские войны, войны в Латинской Америке, на Ближнем Востоке и в Африке.

Важным фактором в отношениях Советского Союза и США стала гонка вооружений. С августа 1945 Соединенные Штаты считали себя монополистом на обладание атомным оружием и пытались использовать этот козырь против СССР. Но в 1949 Советский Союз тоже обзавёлся атомным, а в 1953 - термоядерным оружием, а затем и средствами доставки этого оружия к целям на территории своего потенциального противника (баллистическими ракетами).

Уже в начале 1960-х годов США и Советский Союз оказались на грани ядерной войны, когда СССР в ответ на размещение в Турции американских ракет средней дальности разместил свои собственные ядерные ракеты на Кубе, что привело к Карибскому кризису 1962 года. К счастью, благодаря политической воле Джона Кеннеди и Никиты Хрущёва, военного конфликта удалось избежать. Но кроме опасности ядерной войны, гонка вооружений несла угрозу экономикам США и СССР. Постоянное, по сути, бессмысленное, увеличение вооружённых сил угрожало экономическим коллапсом обеим сторонам. В этой обстановке и был подписан ряд двусторонних договоров, ограничивающих накопление ядерного оружия.

Острейший политический, экономический, идеологический и межнациональный кризис, охвативший Советский Союз к концу 1980-х годов, привёл к распаду государства. Многие консервативные американские политики склонны, в этой связи, приписывать Соединённым Штатам победу в «Холодной войне». Так или иначе, распад СССР (и предшествующий ему распад социалистической системы) принято считать окончанием «Холодной войны» и началом новых отношений между Востоком и Западом.

После распада СССР Российская Федерация объявила себя государством-продолжателем Советского Союза. Россия унаследовала постоянное место в Совете Безопасности ООН. Министерство иностранных дел России возглавил довольно радикальный прозападный дипломат Андрей Козырев. Американские консультанты активно участвовали в разработке экономических реформ, имевших целью переход России от плановой к рыночной экономике. Отношения России и США улучшились, но не надолго.

Развал Советского Союза, экономический и социально-политический кризис в России, резкое падение её международного престижа и военно-политического потенциала привели к тому, что США стали фактически единственным мировым лидером. В России рассчитывали, что с роспуском Организации Варшавского договора НАТО рано или поздно также будет распущено, тем более что руководство США давало гарантии того, что блок не будет расширяться на восток. Однако в 1999 в НАТО были приняты Чехия, Польша и Венгрия, а в 2004 — Эстония, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения и Болгария. Этот факт, а также операции США и их союзников против Югославии, Афганистана и Ирака вызвали в России замешательство по поводу выстраивания отношений с США.

С одной стороны, после террористического акта 11 сентября 2001 в США Россия присоединилась к антитеррористической коалиции, возглавляемой США, рассчитывая на то, что под понятие «терроризма» удастся подвести и действия чеченских сепаратистов, а значит, получить хотя бы молчаливую поддержку Запада; с другой, уже 13 июня 2002 США денонсировали договор по ПРО от 1972 года, мотивируя это необходимостью защиты от «стран-изгоев». В последнее время становится всё более очевидным то, что при организации и осуществлении военно-политических акций США учитывают лишь собственные интересы.

В 2003 Россия совместно с Францией и Германией фактически возглавили «лагерь несогласных» с действиями США в отношении Ирака. В конце 2004 в российско-американских отношениях наступило небывалое «похолодание», связанное с событиями на Украине («Оранжевая революция»). Борьба за влияние между Россией и США охватила все постсоветское пространство.

Владимир Путин и Джордж Буш подписывают договор о Сокращении Наступательных Потенциалов (СНП). Историками принято считать, что «Холодная война» завершилась с распадом СССР. Но по оценкам многих аналитиков, современные отношения США и России подходят под все критерии «Холодной войны» - правда, в меньших масштабах.

К основным проблемным вопросам между Россией и США относятся помощь России Ирану в осуществлении ядерной программы, энергобезопасность, ситуация в Грузии, на Украине, в Палестине, а также развёртываемая Соединенными Штатами в Европе система противоракетной обороны. Под предлогом развития демократии США финансируют некоторые российские неправительственные организации и политические партии.

4 мая 2006 вице-президент США Ричард Чейни, находясь в Вильнюсе, произнёс речь, которую многие теперь называют «Вильнюсской» по примеру «Фултонской» речи Черчилля. По его словам, США не устраивает «использование Россией своих минеральных ресурсов в качестве внешнеполитического оружия давления, нарушение в России прав человека и деструктивные действия России на международной арене». Отказ России от прекращения сотрудничества с Ираном, Сирией, КНДР, Белоруссией и другими государствами, «вызывающими тревогу» у США, приводит к постоянным российско-американским конфликтам в Совете Безопасности ООН.

20 января 2007 между США и Россией с новой силой разгорелся конфликт по поводу намерения США разместить в Польше и Чехии элементы своей системы ПРО. По словам руководства США, этот шаг направлен на защиту Европы от корейских и иранских ракет. Российское руководство категорически отвергает такое объяснение. 8 февраля 2007 министр обороны США Роберт Гейтс заявил, что «Соединённым Штатам Америки следовало бы быть готовыми к возможному вооружённому конфликту с Россией».

В свою очередь, на Мюнхенской конференции по безопасности 10 февраля 2007 Владимир Путин с жёсткой критикой обрушился на внешнюю политику США. Главнокомандующий РВСН генерал Соловцов также заявил, что в случае, если элементы ПРО США все-таки будут размещены в Восточной Европе, Россия может денонсировать Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности.

В 2007 США и Россия отмечают двухсотлетие дипломатических отношений, и многие эксперты сходятся во мнении, что российско-американские отношения даже в эпоху «Холодной войны» были лучше, чем в настоящее время.

Соединённые Штаты, несмотря на проблемы в политической сфере, традиционно являются одним из ведущих торговых партнеров России. В 2005 двусторонний товарооборот достиг 19,2 млрд. долларов, при этом российский экспорт составил 15,3 млрд., а импорт – 3,9 млрд.

19 ноября 2006 в рамках российско-американской встречи на высшем уровне на саммите АТЭС в Ханое был подписан Протокол о завершении двусторонних переговоров с США по условиям присоединения России к ВТО в пакете с межправительственными соглашениями о сельскохозяйственных биотехнологиях, о торговле говядиной, об инспекциях предприятий, о торговле свининой, о защите прав интеллектуальной собственности и о процедуре импортного лицензирования товаров, содержащих шифровальные средства.

В 2005 поставки в США российской нефти и нефтепродуктов достигли уровня 466 тыс. баррелей в день. При сохранении этой тенденции Россия может войти в четвёрку основных экспортёров энергоресурсов в США. США занимают 6 место (8,3 млрд. долл.) по объёму накопленных иностранных инвестиций в России (6,5% от общего объёма), причём примерно половина американских прямых инвестиций вложена в топливно-энергетический комплекс. В числе основных проектов - «Сахалин-1» и Каспийский трубопроводный консорциум. На российских автозаводах расположены сборочные цеха американских автомобилей марки Форд, General Motors. На непроизводственную сферу приходится четверть прямых инвестиций США, направляемых в первую очередь в банковскую и страховую деятельность, а также в сферу информационных услуг.

Прямые российские инвестиции в американскую экономику превышают 1 млрд. долл. В США работают российские компании «ЛУКойл», «Норильский никель» (завод по производству металлов платиновой группы), «Северсталь» (компания по производству стали), «ЕвразГруп» (завод по производству ванадия), «Интеррос» (водородная энергетика) и некоторые другие.

Развивается сотрудничество в сфере высоких технологий, инновационной деятельности и информатики. Создан российско-американский Инновационный совет по высоким технологиям, работает Межправительственный комитет по науке и технике, российские компании участвуют в инновационных форумах в США. Ведущие компании аэрокосмической отрасли США – Боинг, Локхид Мартин, Пратт энд Уитни – на протяжении многих лет активно взаимодействуют с российскими предприятиями в рамках проектов по МКС, космическим запускам, производству авиадвигателей, разработке новых моделей самолётов.

Американские компании проявляют значительный интерес к развитию торгово-экономического сотрудничества с регионами России. Более 10 лет действует «Российско-американское тихоокеанское партнерство», объединяющее представителей бизнеса, науки, общественных кругов, федеральных и региональных властей Дальнего Востока России и Западного побережья США.

Историографический обзор темы исследования. Историография российско-американских отношений (как в нашей стране, так и в США) насчитывает уже более полутора веков. За этот период появился ряд исследований, раскрывающих основные тенденции и малейшие нюансы во взаимоотношениях двух мировых держав. Долгое время практически неизученной оставалась деятельность первого официального американского представителя в России Джона Куинси Адамса, занимавшего этот пост в сложный период европейской экспансии Наполеона. Д. К. Адамс принимал активное участие в разрешении проблем взаимоотношений США и крупных мировых держав того времени – России, Великобритании, Франции.

Работы, освещающие начальный этап отношений США и России, появились в нашей стране только в XX в. В 1910 г. в журнале «Русская мысль» была опубликована статья В. М. Козловского «Император Александр I и Т. Джефферсон». Автор подробно остановился на истории переписки российского императора и американского президента в период 1804–1808 гг., но не дал ей научной оценки.

В советский период наиболее значимый вклад в изучение истории США вообще и ранних связей с Россией в частности внес Н. Н. Болховитинов. Его перу принадлежит большое число работ о российско-американских отношениях начиная с 1732 г.

Проблемы становления отношений России и США освещались в работах А. И. Старцева и А. В. Ефимова. Эти работы имели скорее обзорный характер, их задача заключалась главным образом в определении тенденций единения двух держав, имеющих богатый опыт взаимодействия.

Так, А. И. Старцев пришел к выводу о тесной взаимосвязи двух культур начиная с А. Н. Радищева и заканчивая научными контактами в XX в., а также взаимопомощью держав в борьбе с фашистской коалицией во Второй мировой войне. Данная книга стала одной из первых работ, где рассматривались связи России и США в различных сферах политики и культуры. Несмотря на отмеченную выше обзорность исследования, выводы А. И. Старцева имели большое значение для историографии, поскольку им впервые была проанализирована взаимосвязь двух наций, их разносторонние и тесные контакты в длительной исторической перспективе.

Для темы дипломной работы важна также монография А. В. Ефимова. Это был новый значительный шаг в историографии российско-американских отношений. Автор внес большой вклад, как в принципиальную оценку всей истории США, так и в решение связанных с ней конкретных вопросов. Впервые исследователь датировал включение Америки в сферу российской внешней политики первой половиной XVIII в., ссылаясь на русские географические открытия на Тихоокеанском Севере.

Характеризуя отечественную историографию, хотелось бы отметить, что за период 1950–1990-х гг. было опубликовано немало работ по истории внешней политики России. Среди них преобладали статьи, вошедшие в состав сборников . Однако основное внимание в них уделялось отношениям России с западно-европейскими странами, тогда как связи с США оставались слабо освещенными.

Работы по истории взаимоотношений США и России появились в США еще в начале XX в. С тех пор и до настоящего времени создано немало обобщающих трудов о русско-американских связях в целом. Среди них выделяются работы Д. Хилдта, М. Лазерсона, В. Вильямса и др. . Основной темой этих исследований являются контакты двух держав, рассмотренные через призму мировой политики, точнее, через призму отношений этих стран с Великобританией и Францией. В период завершения Второй мировой войны вышла в свет монография Ф. Р. Даллеса. Главная идея монографии заключена в ее первых строках: «Общая история США и России на протяжении двух столетий была мирной». Автор проанализировал факты, которые свидетельствуют о том, что у России и США много общего – начиная с географии и заканчивая перспективами на будущее. В монографии подробно рассматриваются этапы сотрудничества двух стран в разных областях.

Всплеск интереса к теме русско-американских отношений относится к 50-м гг. XX в. – эпохе «маккартизма». Во время идеологической борьбы с СССР в США ощущалась необходимость в детальном изучении возникновения и развития контактов двух сторон.

В монографии В. А. Вильямса «American-Russian relations 1781–1947» были затронуты причины неудач первых американских миссий в России. Главным результатом исследования В. А. Вильямса явилось доказательство тезиса, что обе страны – как США, так и Россия – преследовали цели расширения своих территорий, что во многом сближало их позиции.

Семидесятые годы XX в. отмечены появлением одного из наиболее глубоких исследований по вопросу международных отношений США – книги С. Ф. Бимиса о дипломатической истории Соединенных Штатов. Ее особенность состоит в том, что она дает самые подробные сведения, касаю-щиеся аспекта внешней политики США в целом и дипломатических отношений с Россией в частности.

В конце 1980-х – начале 1990-х гг. в связи с расширением контактов двух мировых держав в американской историографии появилось несколько обширных исследований о русско-американских отношениях, в которых уделялось большое внимание анализу складывания дружественных отношений России и США, подробно рассматривалась деятельность первых дипломатов, а также исследовались все периоды и аспекты взаимоотношений двух стран на протяжении двух столетий. Однако эти обобщающие труды лишь вскользь касаются таких немаловажных проблем, как место и роль миссии Д. К. Адамса в становлении российско-американских отношений, позиции США и России во время русско-французской и англо-американской войн. Аналитический подход в данном исследовании уступает изложению фактов, встречаются, на наш взгляд, и фактические неточности.

На нынешнем этапе мировой истории США и Россия в немалой степени определяют ход событий в международной политике: именно от их сотрудничества и уровня обоюдного доверия зависят отношения между многими державами в XXI в. Поэтому обращение к аспектам взаимодействия двух государств в истории и их анализ остаются чрезвычайно актуальными.

Актуальность темы дипломной работы обусловлена важностью тенденций дальнейшего развития российско-американских отношений для всего мирового сообщества, становления постиндустриального общества и в вопросе формирования глобальных центров экономико-политического развития мирового сообщества в целом.

Объект исследования – российско-американские отношения в политическом, экономическом и глобальных аспектах.

Предмет исследования – тенденции развития российско-американских отношений.

Хронологические рамки исследования – с 1775 г. до 2007 года.

Цель исследования – проанализировать историю развития российско-американских отношений и рассмотреть тенденции их дальнейшего развития в аспекте глобального развития мирового сообщества.

Исходя из цели дипломной работы, ставятся следующие задачи:

• проанализировать историю российско-американских отношений на этапе становления и их дальнейшего развития с 1775 г. до 1917 года;

• рассмотреть основные экономические и политические отношения СССР И США, а также их итоги в период становления современной России;

• рассмотреть новые тенденции формирования российско-американских отношений в политическом и глобально-экономическом аспектах.

Методы исследования: исторический, монографический, статистический, аналитический.

Научная новизна работы связана с комплексным исследованием развития российско-американских отношений и интерполяцией их на возможности их дальнейшего развития в ХХI веке.

Научно-практическая значимость работы связана с возможность использования выводов исследования в дипломатической практике, а также для организаций, занимающихся налаживанием экономических отношений между Россией и США.

По структуре, согласно системной логике, дипломная работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованных источников и литературы.

Во введении обосновывается актуальность, определяется цель, задачи дипломной работы, методология исследования.

В первой главе рассматривается становление и развитие российско-американских отношений в период с 1775 года по 2006 год.

Во второй главе рассматривается глобализация экономических отношений России и США, связанная, прежде всего, в аспекте сырьевых ресурсов.

В третьей главе уделяется внимание аспектам глобализации отношений, где Россия рассматривается, как третий глобальный экономический центр в условиях глобализации экономики на современном этапе, а также, связанная с этим новая внешняя политика России в отношении США.

В заключении подводятся главные итоги исследования, связанные с тенденциями развития отношений США и России в ХХI веке.

Заключение

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дипломатические отношения России и США были установлены в 1807 г. Российская империя стала одним из первых государств, признавших Северо-Американские Соединенные Штаты. Первым послом США в России стал Джон Куинси Адамс, первым послом России в США - Андрей Дашков.

В XIX веке отношения США и России сводились в основном к вопросам, связанным с Аляской и некоторыми другими владениями России в Северной Америке. В 1867 все российские владения к востоку от Берингова пролива были проданы США за 7,2 миллиона долларов. Кроме самой Аляски к ним относился весь Алеутский архипелаг и некоторые острова в Тихом океане.

Переломным для отношений двух стран стал 1917 год. После того, как в России произошла революция, США отказались признавать Советское правительство. В 1918 - 1920 годы американские войска приняли участие в иностранной интервенции, оказав поддержку Белой армии.

США стали последним западным государством, признавшим СССР. Дипломатические отношения между Советским Союзом и Соединёнными Штатами были установлены лишь в 1933 году. С 1919 г. в США была развёрнута борьба против коммунистического и социалистического движения - запрещалась деятельность организаций левого толка, из страны выдворялись опасные, по мнению властей, лица.

В ходе Второй мировой войны отношения США и СССР изменились. Германское нападение 22 июня 1941 на Советский Союз вызвало среди американского народа волну уважения и сочувствия к Советскому Союзу, практически в одиночку противостоявшему фашистской агрессии. После того, как в декабре 1941 года и сами США подверглись нападению со стороны Японии, между СССР и США был подписан союзнический договор, и начато осуществление уникальной программы ленд-лиза, в рамках которой в Советский Союз поставлялась американская военная техника, имущество и продовольствие. Договорённости между членами Антигитлеровской коалиции, достигнутые в ходе и после окончания войны, определили создание биполярного мира, в котором объединённый Запад при лидерстве США противостоял так называемому социалистическому сообществу, сплотившемуся вокруг Советского Союза.

По окончании Второй мировой войны СССР превратился в мощную сверхдержаву, чьё влияние распространялось от Западной Европы до Тихого океана. Установление в государствах Восточной Европы просоветских коммунистических режимов привело к резкому ухудшению отношений между СССР и США. Американское руководство пыталось предотвратить распространение советского влияния и левых идей (чему способствовала победа СССР в войне) дальше на Запад, в Латинской Америке, Азии и Африке. В самих США началась антикоммунистическая истерия - так называемая «Охота на ведьм».

Очень скоро борьба двух идеологий вышла за пределы дипломатических отношений и переросла в глобальное противостояние систем с то и дело вспыхивающими вооружёнными конфликтами по всему миру: Корейская война, Вьетнамская война, многочисленные арабо-израильские войны, войны в Латинской Америке, на Ближнем Востоке и в Африке.

Важным фактором в отношениях Советского Союза и США стала гонка вооружений. С августа 1945 Соединенные Штаты считали себя монополистом на обладание атомным оружием и пытались использовать этот козырь против СССР. Но в 1949 Советский Союз тоже обзавёлся атомным, а в 1953 - термоядерным оружием, а затем и средствами доставки этого оружия к целям на территории своего потенциального противника (баллистическими ракетами).

Уже в начале 1960-х годов США и Советский Союз оказались на грани ядерной войны, когда СССР в ответ на размещение в Турции американских ракет средней дальности разместил свои собственные ядерные ракеты на Кубе, что привело к Карибскому кризису 1962 года. К счастью, благодаря политической воле Джона Кеннеди и Никиты Хрущёва, военного конфликта удалось избежать. Но кроме опасности ядерной войны, гонка вооружений несла угрозу экономикам США и СССР. Постоянное, по сути, бессмысленное, увеличение вооружённых сил угрожало экономическим коллапсом обеим сторонам. В этой обстановке и был подписан ряд двусторонних договоров, ограничивающих накопление ядерного оружия.

Острейший политический, экономический, идеологический и межнациональный кризис, охвативший Советский Союз к концу 1980-х годов, привёл к распаду государства. Многие консервативные американские политики склонны, в этой связи, приписывать Соединённым Штатам победу в «Холодной войне». Так или иначе, распад СССР (и предшествующий ему распад социалистической системы) принято считать окончанием «Холодной войны» и началом новых отношений между Востоком и Западом.

После распада СССР Российская Федерация объявила себя государством-продолжателем Советского Союза. Россия унаследовала постоянное место в Совете Безопасности ООН. Министерство иностранных дел России возглавил довольно радикальный прозападный дипломат Андрей Козырев. Американские консультанты активно участвовали в разработке экономических реформ, имевших целью переход России от плановой к рыночной экономике. Отношения России и США улучшились, но не надолго.

По сути, внешнюю политику России после распада СССР можно разделить на два этапа Первый - 1991-1995 г.г, когда международная деятельность государства концентрировалась главным образом на отношениях с Западом и в первую очередь с США. И второй - с 1996 года - после смены внешнеполитического руководства, когда было заявлено о многовекторности международных связей России. В итоге назовем идеи, которыми руководствовался российский МИД и президент в отношениях с США на разных этапах.

За последние годы российско-американские торгово-экономические и научно-технические связи на качественно более высокий уровень: они перестали быть заложником политического климата во взаимоотношениях Москвы и Вашингтона, став важным самостоятельным фактором в общем комплексе российско-американских отношений. Многократно выросли объемы двусторонней торговли и американских инвестиций в Россию; целый ряд совместных научно-технических программ, прежде всего в аэрокосмической и телекоммуникационных сферах, будут играть определяющую роль для научного потенциала обеих стран на рубеже веков.

В то же время технологические и экономические связи обеих стран далеки от гармонии. И дело не только в различиях между экономическими и технологическими потенциалами обеих стран: на свете нет и не было двух абсолютно одинаковых стран, что не мешает многим из них конструктивно сотрудничать в научно-технической и торгово-экономической областях.

Проблема заключается в том, что экономики двух стран вовсе не являются взаимодополняемыми, как это представлялось некоторым американским экономистам41. На самом деле экономики обеих стран обладают одним общим свойством, а именно непропорционально большим весом военно-промышленных комплексов. Российский и американский ВПК ищут свое место в пост-биполярном мире, конкурируя друг с другом за многократно сократившиеся после окончания «холодной войны» рынки вооружений и технологий двойного назначения. Разумеется, торговля оружием никогда не была и не будет герметически изолированной от политики, и поэтому российско-американская конкуренция в сфере военных технологий будет и впредь осложнять политические взаимоотношения между Москвой и Вашингтоном.

У России не имеется в настоящее время приемлемой альтернативы экономическому и технологическому сотрудничеству с Америкой. И дело не только в том, что США - крупнейший инвестор и один из крупнейших торговых партнеров России. Американский рынок имеет уникальные характеристики, и условием выживания многих российских высокотехнологичных отраслей (аэрокосмической, атомной и др.) зависит от выхода и закрепления на этом рынке. Вряд ли постсоветские республики сумеют заменить США в этом качестве.

Интересам США в настоящее время в наибольшей степени отвечает то направление сотрудничество в сфере информационных технологий, которое связано с распространением в России американских компьютерных разработок. В этой связи несколько лет назад Москву посетил президент компании Cisco Systems Джон Чамберс, который обсудил с руководством РФ стратегические вопросы использования информационных технологий в государственном управлении, а также ряд инвестиционных проектов этой компании (в том числе производства оборудования для корпоративной телефонии и расширение программы «Сетевые академии Cisco»).

Напряженность в политических российско-американских отношениях в ближайшей перспективе сохранится и даже может нарастать. В значительной степени эту тенденцию стимулируют связанные с внутриполитическими процессами в России и США, стремление разыграть в предстоящих общенациональных избирательных кампаниях тему внешней угрозы.

Наступательное, даже агрессивное побуждение американцев к рассмотрению перспективных форм сотрудничества и поиску новых рентабельных сфер приложения совместных усилий в экономическом сотрудничестве может дать значительный эффект и способствовать выходу из складывающейся кризисной ситуации.

Но с другой стороны, если учитывать фактор грозящего в 20-х годах 21 века глобального сырьевого кризиса, то, на наш взгляд, можно ожидать экономическое противостояние в этой области. Сырьевые ресурсы очень важны для любого глобального экономического центра. Причём, важны в большей степени, чем наличие «высоких» технологий.

Поэтому в ближайший период Россия и США будут стремиться поддерживать экономическое сотрудничество, при «охлаждении» политических взаимоотношений. На сегодняшний день Россия – это не только ведущий поставщик сырьевых ресурсов, но и крупный целевой рынок сбыта сельскохозяйственной и других видов продукции. Но к 20-ым годам можно ожидать обострения, как политических отношений, так и экономических.

Перспективы глобальных экономических и политических отношений США И России зависят, прежде всего, от будущих политических и экономических элит двух стран. Конфронтация между двумя сверхдержавами может привести к мировому экономическому, экологическому, политическому и военному кризисам. Позитивное сотрудничество даст шанс для развития мирового сообщества в условиях постиндустриального общества.

Список литературы

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Источники:

1. Констиуция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года.

2. Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации от 18 декабря 1995 года».

3. Федеральный закон «Государственное регулирование внешнеторговой деятельности». //Собрание законодательства Российской Федерации. – 1995. - №42.

4. Распоряжение Правительства российской Федерации «Об учреждении Генерального консульства Российской Федерации в г. Хьюстоне (США)». //Собрание законодательства Российской Федерации. – 2003. – №7.

5. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ «О первоочередных мерах в связи с решением США об одностороннем выходе из из Договора между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны от 26 августа 1972 г.». //Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. - №3.

6. Концепция внешней политики Российской Федерации. //Международная жизнь. – 2000. - №8.

7. Государственный визит Президента СССР М.С. Горбачёва в Соединённые ЩТАТЫ Америки, 309 мая -4 июня 1990 года. Документы и материалы. – М.: Издательство политической литературы. 1990.

8. Инарагуционные речи президентов США от Джоржа Вашингтона до Джорджа Буша (1789-2001 гг) . – М.: Стратегия. 2001.

9. Организация Варшавского договора, 1955-1985: Документы и материалы. МИД СССР. – М.: Из-во политической литературы. 1986.

10. Послание Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина Федеральному Собрнию Российской Федерации. Об укреплении Российского государства (основные направления внутренней и внешней политики). 24 февраля 1994 года.

11. Послание Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию российской Федерации. 18 апреля 2002 года.

12. Соглашение о создании Содружества Независимых Государствот 8 декабря 1991 года.

13. Протокол к Соглашению о создании Содружества Независимых Государств от 21 декабря 1991 года

14. Алма-Атинская Декларация о создании Содружества Независимых Государств от 21 декабря 1991 года.

15. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 55/28 от 20 ноября 2000 г.

16. Декларация правовых принципов деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства (резолюция № 1962 (XVIII), 13 декабря 1963 г.);

17. Принципы использования государствами искусственных спутников Земли для международного непосредственного телевизионного вещания (резолюция № 27/92, 10 декабря 1982 г.).

18. Принципы, касающиеся дистанционного зондирования Земли из космического пространства (резолюция № 41/65, 3 декабря 1986 г.).

19. Принципы, касающиеся использования ядерных источников энергии в космическом пространстве (резолюция № 47/68,14 декабря 1992 г.).

20. Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г. (основополагающие принципы космической деятельности любой направленности).

21. Соглашение о спасении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство, 1968 г. (предусматривает обязательства государств содействовать друг другу в возвращении космических объектов и в оказании помощи космическим экипажам, завершающим полет).

22. Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 г. (определяет международную ответственность за любую деятельность по исследованию и использованию космического пространства).

23. Договор об ограничении систем противоракетной обороны СССР и США", 1972 г. и Протокол к договору, 1974 г. (запрещает создание компонентов ПРО космического базирования);

24. Конвенция о распространении несущих сигналов, передаваемых с помощью спутников" (Брюссельская конвенция), 1974 г. (определяет правовые основы создания спутниковых телекоммуникационных сетей).

25. Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, 1975 г. (определяет порядок международной регистрации объектов, запускаемых в космос).

26. Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду, 1977 г. (определяет международную ответственность за воздействие на космическую среду - весь спектр экологических проблем космической деятельности и ее военной составляющей).

27. Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах", 1979 г. (регулирует рамки деятельности государств на Луне и других небесных телах).

28. Международная конвенция по электросвязи", 1982 г. (определяет вопросы использования радиочастотного ресурса космических телекоммуникационных систем).

29. Устав и Конвенция Международного союза электросвязи, 1992 г. (определяет порядок разработки Регламентов, распределяющих диапазоны радиочастот для космической связи, включения космических систем в мировую систему электросвязи,исследования экономических аспектов организации космической связи, обмена информацией об использовании спутников в целях дальней связи и т.д.).

30. Договор между СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности", 1987 г. (запрещает летные испытания и производство ракет средней и меньшей дальности, а также их пусковых установок, в том числе и в интересах осуществления космической деятельности; предполагает использование космических средств в качестве национальных технических средств контроля соблюдения положений Договора).

31. Договор между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооруженийю. - Договор СНВ-1, 1991 г. (в настоящее время в нем участвуют Беларусь, Украина и Казахстан).

Литература:

32. Арбатов А.Г. Национальная безопасность России в многополярном мире//Мировая экономика и международные отношения – 200. - № 10.

33. Балуев Д.Г. Завоевание будущего: внешняя политика России на рубеже веков – Н.Новгород. : НГУ. 2000.

34. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. – М.: ИНФРА-М. 2000.

35. Белов М.И. К 10-летию продажи Аляски//ВГО. 1967.

36. Богатуров А.Д. Геоэкономический мир как плод и инструмент глобализации//Безопасность Евразии. 2001. № 4.

37. Богатуров А.Д, Давыдов Ю.П. Российско-американские отношения: испытание выбором. – Институт США и Канады РАН, 1995.

38. Богатуров А.Д, Косолапов Н.А. Очерки теории и политического анализа международных отношений – М.: Научно-образовательный форум по международным отношениям. – М.: МГИМО. 2002.

39. Болотхвинов Н.Н. Становление русско-американских отношений – М.: Летний сад. 2004.

40. Болховитинов Н.Н. Россия и США: архивные документы и исторические исследования. – М., Наука. 1984.

41. Болховитинов Н.Н. Становление российско-американских отношений 1765-1815 г.г. – М., Прогресс. 1966.

42. Болховитинов Н.Н. Становление российско-американских отношений 1765-1815 г.г. – М., Прогресс. 1966.

43. Валерстайн И. Мир, в который мы вступаем//Россия и современный мир. – М., ИНОН РАН. 2002.

44. Владимиров А.И. Тезисы к стратегии России. – М., Гардарики. 2006.

45. Внешняя торговля России на рубеже веков/Под ред. Долгова С.И. – М.: Экономика. 2001.

46. Гаджиев К.С. От биполярной к новой конфигурации геополитических сил//Мировая экономика и международные отношения. – 1993. - № 7.

47. Долгов С.И. Глобализация экономики: новое слово или новое явление. – М., Экономика. 1998.

48. Ефимов А.В. Очерки истории США – М.: Политическая книга. 1955.

49. История русской Америки 1732-1867 в 3-х Т./Под ред. академика Балховитинова Н.Н. – М., Наука. 1999. Т1,Т2, Т3.

50. Кастельс С.П. Информационная эпоха: экономика, общество, культура. – М., ГУ ВЭШ. 2000.

51. Козырёв А.В. Стратегия партнёрства//Международные отношения. 1995.

52. Кононов С.А. Перспективы развития внешнеполитических отношений СССР и США//Жур. Профиль. 2007. № 4

53. Кортунов С.В. Имперские амбиции и национальные интересы. – М.: Московский общественный научный фонд. 1998

54. Кочетов Э.Г. Геоэкономика. – М. Норма., 2006.

55. Малкин М. М. Гражданская война в США и царская Россия - СПб.: Летний сад. 2004

56. Михайлов В.А. Глобализация: сущность, проблемы, перспективы. – М., Книга и бизнес. 2005.

57. Мовсесян А.Г., Огнищев С.Б. Мировая экономика. – М.: Финансы и статистика. 2005.

58. Овсиенко Л.М, Королёва Е.Г. Региональная экономика. – М.: Гардарики. 2006.

59. Свиньин П.П. Взгляд на республику Соединённых областей. СПб., 1814.

60. Сергеенко П.С. История боевого сотрудничества США И СССР В годы Втрой Мировой Войны – М.: Летний сад. – 2001

61. Соколов В.В. Геоэкономический взгляд на проблемы глобалистики//Мировая Экономика и международные отношения. 2004. № 4.

62. Старцев А.И. Америка и русское общество – М.: Политиздат. 1942

63. Т. Джефферсон –Л. Гаррису 12.12.1818 года//Русская мысль. 1910. – № 10.

64. Тоффер А. Третья волна. – М., АСТ. 1999.

65. Уткин А.И. Мировой порядок ХХI века. – СПб.: Питер. 2006

66. Фоминский И.П. Прямые иностранные инвестиции в России: проблемы совершенствования политики. М., ВНИИВС. 2003.

67. Хоменко Н.А. Российский экспорт вооружений: проблемы и перспективы. – М.: Институт США и Канады. 2004.

68. Яковец Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций. – М., Экономика. 2003.

Покупка готовой работы
Тема: «История и развите российско-американских отношений»
Раздел: Международные отношения
Тип: Дипломная работа
Страниц: 82
Цена: 1000 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика